Научная статья на тему 'О причинах появления и профилактики молодёжного экстремизма в курсантской среде военного вуза'

О причинах появления и профилактики молодёжного экстремизма в курсантской среде военного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУРСАНТЫ / АНТИЭКСТРЕМИЗМ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимов Никита Васильевич, Ихтисанов Ильнар Ильдарович

В статье автор раскрывает причины появления и проявления экстремизма в молодёжной среде курсантского коллектива. Опираясь на современные исследования феномена экстремизма, автор предлагает совершенствовать воспитательную работу и пропаганду антиэкстремистской деятельности в образовательных организациях и государственных учреждениях предназначенных обучения и воспитания молодёжи. Особо автор отмечает значение проведения профилактических мероприятий антиэкстремистской направленности на примере военного вуза войск национальной гвардии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Максимов Никита Васильевич, Ихтисанов Ильнар Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О причинах появления и профилактики молодёжного экстремизма в курсантской среде военного вуза»

22

УДК 378

О ПРИЧИНАХ ПОЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В КУРСАНТСКОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Максимов Н.В., Ихтисанов И.И., адъюнкты очного обучения ФГКОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии России», г. Пермь

В статье автор раскрывает причины появления и проявления экстремизма в молодёжной среде курсантского коллектива. Опираясь на современные исследования феномена экстремизма, автор предлагает совершенствовать воспитательную работу и пропаганду антиэкстремистской

деятельности в образовательных организациях и государственных учреждениях

предназначенных обучения и воспитания молодёжи. Особо автор отмечает значение проведения профилактических мероприятий антиэкстремистской направленности на примере военного вуза войск национальной гвардии России.

Ключевые слова: молодёжный экстремизм, образовательный процесс, курсанты, антиэкстремизм, направленность, профилактика.

ABOUT REASONS FOR THE APPEAL AND PREVENTION OF YOUTH EXTREMISM IN THE COURSANENT ENVIRONMENT OF THE MILITARY UNIVERSITY

Maksimov N., Iktisanov I., Perm Military Institute troops of the National Guard of Russia

In the article the author reveals the reasons for the emergence and manifestation of extremism in the youth environment of the cadet collective. Based on modern studies of the phenomenon of extremism, the author proposes to improve educational work and propaganda of anti-extremist activity in educational organizations and state institutions of targeted training and education of youth. Especially the author notes the importance of carrying out preventive measures of anti-extremist orientation on the example of a military high school of the troops of the national guard of Russia.

Keywords: youth extremism, educational process, cadets, anti-extremism, direction, prevention.

Турбулентные изменения

современного мира, связанные с политикой протекционизма, экономического эгоизма и нарастающей напряженностью между странами-партнёрами (неконструктность

взглядов, язык ультиматумов и т.д.) обостряют противоречия внутри самих государств, их гражданского общества. Появление и распространение идеологии насилия, расчеловечивание идеалов, поиск виновных, жестокость и разложение ценностей, являются предтечей и показателем экстремистских настроений в обществе. Отсутствие эффективных инструментов противодействия экстремизму, воля и целенаправленная государственная политика, в совокупности с методами убеждения и принуждения лишь усугубляет проблему. Исходя из чего, органы государственной власти и местного самоуправления должны искать и принимать специальные меры, систему профилактики направленные на купирование возникающих экстремистских угроз [1].

Принимая во внимание необходимость создания специальных условий для успешного формирования ценностного отношения к противодействию экстремизму, следует понимать, что современный экстремизм, отличается молодостью состава

экстремистских группировок, а также использование информационных технологий для продвижения своих

человеконенавистнических идей. Причина в том, что на ранней стадии развития человека личность не сформирована и легко поддаётся чужому влиянию, зачастую радикальной направленности. В связи с чем, происходит появление не отдельной личности с экстремистским мышлением, а своеобразная группа единомышленников, объединённые общей целью, определённым инструментарием и идеей изменения основ существующего порядка.

Таким способом отдельная личность, действуя в группе, уходит от персональной ответственности перед обществом, за свои противоправные действия. Современный курсант не лишен негативного влияния радикальных экстремистских взглядов и идей. Так, в войсках национальной гвардии России за период 2017 года по сравнению с аналогичным

23

периодом 2016 года зафиксирован рост на 30 % преступлений экстремистской направленности. Исходя из чего, необходимо понимать причины массового распространения идеологии экстремистов среди молодых людей, к которым относятся:

Во - первых, связанные с традиционными противоречиями «отцов» и «детей». Происходящие по причине быстрого развития современного общества, отчуждение от взглядов и идей «отцов-основателей», сменой ценностей и концептуально -нравственных ориентиров современного процесса глобализации. В результате, внутренний общественный конфликт перерастает в молодёжный протест, оппозицию взглядов.

Во - вторых, наблюдаемая в современном мире тенденция смены культурно-ценностных идеалов, которая влечёт за собой процессы изменения стереотипов поведения людей. Представленная в работах американских историков и социологов Н. Хоувома и В. Штрауса рассмотрена проблема смены поколений, как смены представителей одного исторического периода, разделяющими между собой общие убеждения, модели поведения, а также способны разделять чувство принадлежности к этому поколению [2].

В - третьих, привлекательность действий экстремистов поощряется молодыми людьми как некая форма установления справедливости. Обоснованность и целесообразность действий экстремистских группировок, объясняется неформальной борьбой за «светлые» идеалы, защиты интересов меньшинств, которые не в состоянии реализовать свои права в правовом поле современного миропорядка. Радикальные методы экстремистов оправдываются временной мерой, для дальнейшего установления блага для всех людей. Таким образом, каждая из причин находит своё отражение у молодых людей, населяющих планету, поскольку полностью совпадает с их жизненными ориентирами, целями и предпочтениями.

В-четвёртых, причины проявления экстремизма имеют экономические и государственные причины. С момента распада СССР ни одна республика не предложила своим «молодым демократическим

государствам» никакой идеологии, взамен существующей коммунистической. Это, несомненно, создало почву для появления

межнационального экстремизма. В условиях приоритета работы государства над восстановлением экономики, не решались вопросы патриотизма, повышения правовой культуры и правосознания граждан, подъёма национального самосознания. Отсутствие эффективной работы в создавшемся идеологическом вакууме, привело к появлению националистических экстремистских

элементов, воплотившие свои цели в разжигании межнациональных конфликтов и локальных войн.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что причинами появления молодежного экстремизма являются:

1) Ощутимый ценностный разрыв между поколениями;

2) Деформация системы ценностей, ориентированность на вседозволенность и хаос;

3) Агитация и пропаганда антиценностных взглядов и предпочтений;

4) Общественно - политический и социально-экономический кризис в стране.

Выделенные причины позволяют проводить эффективные профилактические мероприятия антиэкстремистской

направленности. Опираясь на исследования М.А. Чуносова, к подобным мероприятиям следует отнести: правовое, социально-психологическое и морально-ценностное просвещение [3]. В военных образовательных организациях высшего образования вопросы правового просвещения освещаются во время индивидуально-воспитательной работы, в часы информирования военнослужащих, а также оформления уголков правовых знаний. Во время проведения которых у курсантов формируются представления об экстремизме как преступном явлении, вырабатываются навыки и оценки общественных явлений с позиции права, приобретаются знания об ответственности за преступления

экстремистской направленности [4].

Социально-психологическая работа проводится во время проведения воспитательных мероприятий, в часы которых моделируются позитивное социально-психологическое поведение в ситуациях попытки вовлечения в экстремистское сообщество, умения мотивированного отказа в привлечении к преступлению экстремистского

24

характера, способности прогнозировать последствия экстремистских преступлений, понимания необходимости предотвращения и порядка доклада командиру о каждом факте попытки привлечения к экстремистской деятельности [4].

Формирование морально-ценностного отношения проводится с курсантами в часы дисциплин, при реализации основной образовательной программы. На специальных дисциплинах у курсантов формируются жизненные установки и ориентации законопослушного и справедливого военнослужащего, нравственно-правовая

устойчивость, уважение к традициям, ритуалам, символам и культуре правового поведения будущего офицера [5].

Таким образом, обозначенные причины появления молодёжного экстремизма и целенаправленная работа с участием должностных лиц по проведению профилактических мероприятий позволит предотвратить распространение

экстремистской идеологии в образовательных организациях и в обществе в целом.

Список источников и литературы:

Указ Президента РФ от 28 ноября 2014 г. № Пр-2753 «О Стратегии противодействия экстремизму

Российской Федерации до 2025 года» // http://legalacts.ru/doc/strategij a-protivodeistvij a-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/. - 2017. - 19 сентября.

Мирошкина М. Р. Интерпретация теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник -2017.- №6. С.30-31

Чуносов М.А. Психолого-

педагогический аспект формирования у несовершеннолетних морально-ценностной устойчивости к идеологии

2.

3.

экстремизма// Обзор. НЦПТИ.— 2018. - №2(13). С.36-37.

Максимов Н.В., Коломийченко Л.В., Костаренко И.В. О профилактике и совершенствования методов

противодействия экстремизму//

Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук.-

Пермь.- 2017.-С. 201-202.

5. Максимов Н.В., Ихтисанов И.И. Особенности гуманитарной подготовки курсантов военных вузов: формирование профессиональной направленности к противодействию экстремизму// Вестник Прикамского социального института.- Пермь.-2018.-№2(80).-С. 149-150.

6. Федеральный от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. - 2002. - 30 июля.

Работа - официальный участник I международной заочной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня принятия Всеобщей декларации прав человека «Международные подходы к новым практикам воспитания и гражданского образования», 6 августа 2018 года в г. Красноярск.

Секция: Вопросы безопасности профилактики экстремизма в школьной среде.

Красноярский краевой Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования приглашает на модуль программы «Цифровой стандарт учителя»: Диагностика экстремизма в цифровой среде школы, подготовленный Центром воспитания и ГО ИПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.