Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» ОБУЧАЮЩИМСЯ САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ'

О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» ОБУЧАЮЩИМСЯ САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ» / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова О.З., Максимова Т.А.

В статье рассматриваются вопросы преподавания учебной дисциплины «Философия» курсантам ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России. Авторы обосновывают необходимость изучения философии сотрудниками уголовно-исполнительной системы, приводят методы обучения, направленные на эффективное овладение обучающимися основами философии, объясняют необходимость формирования философского мышления и развития мировоззрения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова О.З., Максимова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "PHILOSOPHY" TO STUDENTS OF THE SAMARA LEGAL INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article discusses the issues of teaching the academic discipline "Philosophy" to the cadets of the Federal State Educational Institution of Higher Education at the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. The authors explain the need for the study of philosophy by employees of the Penal System, consider teaching methods aimed at effectively mastering the fundamentals of philosophy by students, describe the need for the formation of philosophical thinking and the development of cadets' worldview.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» ОБУЧАЮЩИМСЯ САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 23, № 77, 2021 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 23, no. 77, 2021

УДК 378.147 (Методы обучения. Формы преподавания)

О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» ОБУЧАЮЩИМСЯ САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ

© 2021 О.З. Титова, Т.А. Максимова

Титова Оля Зокировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии и общегуманитарных дисциплин. Е-mail: olya-titova-2012@mail.ru Максимова Татьяна Александровна, курсант 1 курса 2 взвода. E-mail: tanya24maksimova@gmail.com Самарский юридический институт ФСИН России. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 19.03.2021

В статье рассматриваются вопросы преподавания учебной дисциплины «Философия» курсантам ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России. Авторы обосновывают необходимость изучения философии сотрудниками уголовно-исполнительной системы, приводят методы обучения, направленные на эффективное овладение обучающимися основами философии, объясняют необходимость формирования философского мышления и развития мировоззрения курсантов.

Ключевые слова: обучающиеся, учебная дисциплина «Философия», методы преподавания, образовательные организации ФСИН России, философское мышление. DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-77-44-47

Введение. Вопрос о необходимости преподавания философии в вузах в целом и в ведомственных вузах в частности периодически становится предметом дискуссий в научно-педагогических кругах. Представители технического и естественнонаучного направления нередко высказывают мысль о том, что философское знание носит сугубо абстрактный характер и не применимо в решении практических задач [1]. Преподаватели гуманитарного направления опровергают подобную трактовку и утверждают, что философия является фундаментальным знанием, без которого невозможно развитие навыков критического, аналитического и логического мышления. Вопрос о месте философии в системе учебных дисциплин российский вузов остается актуальным ещё и в связи со сменой образовательной парадигмы [2]. Компетентностный подход, активно развивающийся в последнее десятилетие, предполагает подготовку высококвалифицированного специалиста в конкретной сфере деятельности [3]. Сотрудники системы исполнения наказаний в повседневной деятельности решают сложные практические задачи. Предназначение же философии - решение мировоззренческих проблем. Однако данное противоречие кажется таковым лишь на первый взгляд. Гуманитарное знание не только формирует определенный взгляд на мир, но и развивает память, речь, способность принимать нестандартные решения, делать выводы, логически рассуждать [4]. Как же следует преподавать философию в ведомственном вузе, чтобы, с одной стороны, курсантам было интересно, полученные знания имели бы прикладное значение, а с другой стороны, развивать в них потребность в самопознании, мотивировать их к поиску решений, к рассуждениям не на

обыденном, а на философском уровне? Попробуем ответить на данный вопрос.

Методология исследования. В своем труде авторы опирались на различные методы исследования, в частности, информационно-аналитический и общенаучный (анализ и обобщение специализированной литературы). Материалом исследования послужила специализированная литература, публикации по заявленной теме.

История вопроса. Необходимость преподавания учебной дисциплины «Философия» обучающимся ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России» объясняется спецификой образовательных организаций ФСИН России. При подготовке сотрудников для учреждений, исполняющих наказания, учитывается не только формирование общих и профессиональных компетенций, но и воспитание морально-нравственных качеств, осознанного понимания сложности профессии, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности. Преподавание философии включает в себя развитие системы духовных ценностей, формирование моральных качеств, необходимых при выполнении профессиональных задач [5].

Преподавание учебной дисциплины «Философия» включает в себя изучение таких важных тем, как «Философия и ее роль в жизни общества», «Теория познания», «Учение о бытии. Бытие и сущее». Следует отметить применение практико-ориентированного подхода при изучении данной дисциплины. Так, при ознакомлении с темой «Ценности и смысл жизни человека. Трансформация ценностей в условиях лишения свободы» курсанты изучают вопросы существования человека, анализируют такие понятия, как «Свобода» и «Ответственность», «Насилие и ненасилие»,

«Философия наказания», определяют проблему смысла человеческого бытия. Одним из важнейших вопросов в данном разделе является «Изменение системы ценностей в условиях лишения свободы».

Для курсантов ведомственных вузов особенно важно понимать, каким образом они смогут воздействовать на осужденных с целью их исправления [6]. Данное понимание формируется не только за счет изучения профессиональных дисциплин, прохождения практики в местах лишения свободы, но и через философское осмысление. Обучающимся необходимо понять, что их нравственные установки и ценности должны стать примером и ориентиром для лиц, отбывающих наказание [7]. Безусловно, сложно взаимодействовать с теми, кто преступил закон и подчас совершил тяжкое преступление, но понимание категорий «добро», «зло», «нравственность», «свобода», «ответственность» позволят сотруднику сохранить свой духовный потенциал.

Наказание в философии рассматривалось еще античными философами. Так, Конфуций, Пифагор, Демокрит, Платон, Сократ рассматривали наказание через правильное воспитание. Пифагор заложил основы гражданского воспитания в Древней Греции. Демокрит же сформулировал основополагающие идеи наказания за преступления с помощью разнообразных методов воспитания. Платон, в свою очередь, разработал систему наказаний за различные преступления и определил необходимое количество тюрем, которое должно быть в государстве для организации действенного процесса наказания [8].

В основу трудов великих просветителей XVIII века - философов Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо, Бен-тама, Говарда - был положен принцип гуманизма. Основатель классической школы уголовного права Ч. Беккариа в фундаментальном труде «О преступлениях и наказаниях» (1764) писал: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека... цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же». Так происходит формирование теории исправления [9].

При проведении лекционных и семинарских занятий преподаватель не только излагает материал по изучаемой теме, но и активно вовлекает обучающихся в его рассмотрение. Существует множество методов преподавания философии. Под методами мы понимаем один из способов взаимодействия преподавателя и

обучающегося в образовательных целях [10, с. 108]. К традиционным методам относятся лекции, методы вопроса, учебные беседы, демонстрации, индивидуальные и групповые формы работы, анализ философских текстов, проведение философских дебатов. Помимо традиционных методов при преподавании философии используются и информационные технологии, открывающие широкие возможности для овладения учебной дисциплиной «Философия».

Используя различные методы обучения, преподаватель развивает у курсантов философское мышление, понимание концепций государства, мира и человека [11]. Через изучение взглядов философов на правовое государство, смысл жизни, политику и религию у обучающихся формируется широта мировоззрения. Как известно, специалист с таким мировоззрением способен находить нестандартные решения, формировать стратегию выхода из проблемной ситуации, уметь интерпретировать и применять философские категории в профессиональной деятельности [12].

Преподавание философии в ведомственных вузах, к которым относится и СЮИ ФСИН России, включает в себя также развитие ораторского мастерства, умение правильно сформулировать и выразить свою мысль. Философию можно отнести к тем дисциплинам, которая воспитывает мысль, позволяет выйти на новый интеллектуальный уровень, оттачивает умение анализировать тексы, содержащие философскую терминологию [13].

Заключение. В заключение стоит отметить, что преподавание философии обучающимся СЮИ ФСИН России предполагает не только изучение основных этапов развития философии и специфику каждого из них, но и развитие масштабов мышления, формирование морально-нравственных качеств и стимуляцию духовного развития, позволяет овладеть ведущими философскими категориями, развивает умение применять полученные знания в профессиональной деятельности [14]. Профессиональная деятельность сотрудника ФСИН «требует способности глубокого морального осмысления правовых реальностей, умения оценивать каждую служебную ситуацию в ее перспективе в соответствии с требованиями общественной морали и в рамках действующего законодательства. Однако для формирования и воспитания таких качеств и способностей нужно обладать определенной степенью духовного развития» [15, с.5].

1. Кондратьева, С.Б. Зачем студенту философия: проблемы преподавания философии в высшей школе // Проблемы современного образования. - 2018. - №2. - С. 27-32.

2. Аванесов С.С. Статус философии в системе философского образования // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. Вып.2. (Методические записки. Вып.6) М.; СПб., 2011. С.94 - 100.

3. Сиваева С.Л. Компетентностный подход в образовании // Молодой ученый. - 2018. - № 3 (189). - С. 208-209.

4. Никифоров, А. Л. Философия в системе высшего образования / А. Л. Никифоров // Вопросы философии. - 2007. - № 6.

5. Мартынова, Е. А. Духовность как основа образования // Интеграция образования. - 2011. - №2. - С. 58-60

6. Акулин, С. В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Акулин Сергей Валентинович. - Н. Новгород, 2014. - 191 с.

7. Биочинский, И. В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России [Текст]: учеб. пособие: в 2 ч. / И. В. Биочинский. - Н. Новгород: Нижегор. акад. МВД России, 2005. - Ч. 2. - 185 с. 8. Молчанова, И. Ю. Поиск эффективных способов совершенствования лексических навыков английского языка / И.Ю. Молчанова // International Scientific Review. - 2016. - № 2 (12). - С. 147-149.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 23, № 77, 2021 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 23, no. 77, 2021

8. Конегер, П. Е. Проблемы наказания во взглядах античных философов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. №4 (111). - С.195-199

9. Подройкина, И. А. Уголовное наказание, его цели и практика применения в свете философских концепций наказания // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2014. - № 4. - С. 234-239.

10. Южанинова, Е. Р. О методах, формах и средствах преподавания философии в вузе // Вестник ОГУ- 2014. - №3 (164). - 108 с.

11. Мишина, Н. А. Интегрированный подход в изучении предметов гуманитарного цикла // Философия отечественного образования: история и современность. - Пенза, 2008. - С.132-135.

12. Мельников, В. М. Формирование личностно значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России: ав-тореф. дис.... канд. пед. наук. - Елец, 2004.

13.Кожевников, В. В. Функции философии права и ее значение в подготовке будущего юриста // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2014. - № 1 (38). - С. 6-10.

14. Дворцов, В. Б. Профессиональные требования к подготовке курсантов образовательных организаций ФСИН России к обеспечению режима в исправительных учреждениях [Текст] / В. Б. Дворцов // сб. тез. уч. Всеросс. научн.-практической конф. / ФКОУ ВО Пермский ин-т ФСИН России. - Пермь, 2016. - С. 173-176.

15. Асцатурова, В. Е. Философия в системе профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. - 2011. - №1 (18).

TEACHING THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "PHILOSOPHY" TO STUDENTS OF THE SAMARA LEGAL INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

OF RUSSIA

© 2021 O.Z. Titova, T.A. Maximova

Olya Z. Titova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy and Humanities Disciplines department. E-mail: olya-titova-2012@mail.ru Tatyana A. Maksimova, 1st year cadet, 2nd platoon. E-mail: tanya24maksimova@gmail.com Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Samara, Russia

The article discusses the issues of teaching the academic discipline "Philosophy" to the cadets of the Federal State Educational Institution of Higher Education at the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. The authors explain the need for the study of philosophy by employees of the Penal System, consider teaching methods aimed at effectively mastering the fundamentals of philosophy by students, describe the need for the formation of philosophical thinking and the development of cadets' worldview. Key words: students, academic discipline "Philosophy", teaching methods, educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, philosophical thinking. DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-77-44-47

1. Kondrat'eva, S. B. Zachem studentu filosofiya: problemy prepodavaniya filosofii v vysshej shkole (Why does a student need philosophy: problems of teaching philosophy in higher education) // Problemy sovremennogo obrazovaniya. - 2018. - №2. - S. 27-32.

2. Avanesov, S. S. Status filosofii v sisteme filosofskogo obrazovaniya (The status of philosophy in the system of philosophical education // Philosophical education) // Filosofskoe obrazovanie: Vestnik Associacii filosofskih fakul'tetov i otdelenij. Vyp.2. (Metodiches-kie zapiski. Vyp.6). - M.; SPb., 2011. - S.94 - 100.

3. Sivaeva, S. L. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii (Competence approach in education) // Molodoj uchenyj. - 2018. - № 3 (189). - S. 208-209.

4. Nikiforov, A. L. Filosofiya v sisteme vysshego obrazovaniya (Philosophy in the system of higher education) / A. L. Nikiforov // Voprosy filosofii. - 2007. - № 6.

5. Martynova, E. A. Duhovnost' kak osnova obrazovaniya (Spirituality as the basis of education) // Integraciya obrazovaniya. - 2011. - №2. - S. 58-60.

6. Akulin, S. V. Formirovanie professional'noj gotovnosti obuchayushchihsya v vuzah silovyh vedomstv k operativno-boevoj deyatel'nosti [Tekst] (Formation of professional readiness of students in universities of power departments for operational and combat activities) : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 / Akulin Sergej Valentinovich. - N. Novgorod, 2014. - 191 s.

7. Biochinskij, I. V. Psihologiya i pedagogika professional'noj podgotovki specialistov v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii [Tekst] (Psychology and pedagogy of professional training of specialists in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia): ucheb. posobie : v 2 ch. / I. V. Biochinskij. - N. Novgorod : Nizhegor. akad. MVD Rossii, 2005. - CH. 2. - 185 s. 8. Molchanova, I. YU. Poisk effektivnyh sposobov sovershenstvovaniya leksicheskih navykov anglijskogo yazyka / I.YU. Molchanova // International Scientific Review. - 2016. - № 2 (12). - S. 147-149.

8. Koneger, P. E. Problemy nakazaniya vo vzglyadah antichnyh filosofov (Problems of punishment in the views of ancient philosophers) // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. - 2016.- №4 (111). - S.195-199

9. Podrojkina, I. A. Ugolovnoe nakazanie, ego celi i praktika primeneniya v svete filosofskih koncepcij nakazaniya (Criminal punishment, its goals and practice in the light of the philosophical concepts of punishment) // Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledovanij RAN. - 2014. - № 4. - S. 234-239.

10. YUzhaninova, E. R. O metodah, formah i sredstvah prepodavaniya filosofii v vuze (About the methods, forms and means of teaching philosophy at the university) // Vestnik OGU- 2014. - №3 (164). - 108 s.

11. Mishina, N. A. Integrirovannyj podhod v izuchenii predmetov gumanitarnogo cikla (An integrated approach in the study of subjects of the humanitarian cycle) // Filosofiya otechestvennogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost'. - Penza, 2008. S. 132-135.

12. Melnikov, V. M. Formirovanie lichnostnoznachimyh kachestv kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii (Formation of personally significant qualities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia): avtoref. dis.... kand. ped. nauk. - Elec, 2004.

13.Kozhevnikov, V. V. Funkcii filosofii pravai ee znachenie v podgotovke budushchego yurista (Functions of the philosophy of law and its importance in the preparation of the future lawyer) // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». - 2014. - №1(38). - S. 610.

14. Dvorcov, V. B. Professional'nye trebovaniya k podgotovke kursantov obrazovatel'nyh organizacij FSIN Rossii k obespecheniyu rezhima v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [Tekst] (Professional requirements for the training of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia to ensure the regime in correctional institutions) / V. B. Dvorcov // sb. tez. uch. Vseross. na-uchn.-prakticheskoj konf. / FKOU VO Permskij in-t FSIN Rossii. - Perm', 2016. - S. 173-176.

15. Ascaturova, V. E. Filosofiya v sisteme professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (Philosophy in the system of professional education of employees of the penal system) // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. - 2011. -№1 (18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.