Научная статья на тему 'О преподавании курса "Современная пресс-служба" иностранным студентам'

О преподавании курса "Современная пресс-служба" иностранным студентам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусов Максим Геннадьевич

В статье рассматриваются некоторые практические вопросы, связанные с преподаванием автором курса «Современная пресс-служба» в МГТУ ГА иностранным студентам. Приводится также обзор учебной литературы по предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусов Максим Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STRUCTURE OF THE COURSE "MODERN PRESS-SERVICE"

In article are considered some practical questions, connected with teaching by author of the course "Modern press-service" in MSTU CA foreign student. Happens to also review of the scholastic literature on subject.

Текст научной работы на тему «О преподавании курса "Современная пресс-служба" иностранным студентам»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 128

УДК 378.1

О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "СОВРЕМЕННАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА”

ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ

М.Г. БЕЛОУСОВ

В статье рассматриваются некоторые практические вопросы, связанные с преподаванием автором курса «Современная пресс-служба» в МГТУ ГА иностранным студентам. Приводится также обзор учебной литерату-ры по предмету.

Курс «Современная пресс-служба», предусмотренный государственным стандартом высшего профессионального образования, читается во всех вузах, присваивающих квалификацию в области связей с общественностью. По содержанию этот курс представляет систематическое изложение материалов о деятельности в различных организациях - государственных, финансовых, политических отделов, осуществляющих непосредственную связь со СМИ. В различных вузах название курса может иметь отличающиеся варианты. Так, например, в Нижегородском государственном университете им. Н.А. Лобачевского он называется «Организация работы современной пресс-службы», но суть его при этом остается неизменной. Некоторые вузы, такие, как Восточно-Сибирский государственный технологический университет, также организуют спецкурсы, где уделяется особое внимание тем или иным аспектам, в зависимости от опыта и профессиональных предпочтений преподавателей, многие из которых являются PR-практиками. В основном эти курсы описывают практическое функционирование пресс-служб в различных структурах. Ряд консалтинговых компаний проводит тренинги по повышению квалификации для сотрудников пресс-служб.

При преподавании данного курса иностранным студентам, в том числе гражданам стран СНГ, свободно владеющим русским языком, возникает ряд особенностей, которые вынуждают вносить соответствующие коррективы в учебный процесс. В связи с этим автору настоящей статьи, преподающему курс «Современная пресс-служба» в МГТУ ГА с 2007 г., хотелось бы изложить здесь некоторые практические соображения по этому поводу.

В первую очередь обратим внимание на наличие некоторой разницы в значении терминов, используемых при обучении. Практически все они заимствованы из английского языка, и в существующем русском словоупотреблении их значение не всегда тождественно оригинальному. Например, термин «пресс-релиз», повсеместно используемый в России, в англоязычных странах не употребляется, документы такого рода носят там название «ньюс-релиз». Между тем в русском употреблении «ньюс-релиз» - это тематическая разновидность пресс-релиза. Естественно, в таких случаях приходится давать подробные разъяснения, тем более опыт показывает, что и русскоязычные студенты не всегда понимают подобные терминологические нюансы.

Также наблюдаются определенные расхождения в содержании между русскими и иностранными учебниками. За рубежом, в основном в англоязычных странах, издано значительное количество учебных пособий, касающихся деятельности пресс-служб и области PR как таковой. Отличительной чертой этих работ является обязательное рассмотрение вопросов права и этики в PR-деятельности. Отечественные исследователи, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание этим проблемам. Несмотря на то, что в России, как и за рубежом, существуют кодексы профессионального поведения работников в сфере связей с общественностью, они рассматриваются лишь в некоторых русскоязычных пособиях. Одним из таких пособий является работа В. Ворошилова, где проанализированы кодексы Российской ассоциации связей с общественностью (РАСО) и Союза журналистов России.

Большую ценность для преподавания курса имеют и некоторые другие издания, посвященные практическим вопросам деятельности пресс-служб. В первую очередь заслуживает внимания книга крупного отечественного РЯ-практика М. Гундарина, рекомендованная Институтом коммуникационного менеджмента Г осударственного университета - Высшей школы экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Автор подробно рассматривает такие вопросы, как место современной пресс-службы в организации, её назначение, причины создания (которые не всегда могут носить объективный характер, в некоторых случаях открытие пресс-службы является своеобразной данью моде). Значительное внимание уделено также формированию журналистского пула, налаживанию связей с прессой и созданию информационных поводов.

Не менее интересна книга «Связи с общественностью: подготовка документов», изданная коллективом авторов под общей редакцией профессора Л.В. Минаевой и рекомендованная в качестве учебного пособия МГИМО МИД РФ. В ней во всех подробностях рассматривается процесс написания пресс-релизов, информационных писем, биографий, заявлений для прессы, коммюнике и других контактных документов СМИ и организации, а также составление программ и стенограмм пресс-конференций. Отдельная глава посвящена процессу спичрайтинга.

Наконец, следует упомянуть переведенную с английского работу Р. Ляйнеманна и Е. Бай-кальцевой «Измерения медиарилейшенз», где в числе прочего подробно описаны методы оценки организацией эффективности пресс-конференций и интервью.

Независимо от того, входит пресс-служба в состав отдела по связям с общественностью, что наблюдается довольно часто, или выступает в качестве самостоятельного подразделения, её значение в структуре организации чрезвычайно велико. Правильное функционирование пресс-службы невозможно без наличия у сотрудников исчерпывающих знаний в области практики медиа-рилейшенз, то есть связей со СМИ как таковых. Поэтому представляется желательным при сохранении всех тем, предусмотренных государственным стандартом, уделить больше внимания ряду практических вопросов. В первую очередь это ознакомление студентов с базовыми понятиями медиа-рилейшенз, такими, как рейтинг СМИ, его измерения, медийный образ организации и способы его создания. Далее, это работа пресс-секретаря - ключевой фигуры в пресс-службе, аналитическое, креативное и организационное направления деятельности пресс-службы, в особенности же процесс мониторинга СМИ. Подробное изучение этого процесса является необходимым, поскольку он составляет значительную часть повседневной работы пресс-службы в любой организации, как в России, так и за рубежом. Затем следуют такие вопросы, как написание и оформление пресс-релизов, процесс создания речей для руководства, процесс подготовки и проведения пресс-конференции, в особенности то, что касается непосредственно организационной части. Известно, что на практике недостаточное внимание к вопросам технической организации подобных мероприятий порождает множество трудностей и недоразумений, поэтому пренебрегать этим моментом недопустимо.

Для более успешного изучения этих аспектов автором предусматривается соответствующая тематика семинарских занятий. Так, в продолжение первого из двух семестров, на протяжении которых читается курс, одно из занятий специально отводится приемам связей организации со СМИ, причем рассматриваются такие вопросы, как формирование журналистского сообщества, способы установления отношений с прессой, базовые, имиджевые и специальные мероприятия для журналистов, их особенности и различия.

Другое занятие посвящено медиапланированию, его целям, разновидностям, стратегии, вопросам составления медиаплана и оценки эффективности медиакампании. Учитывая техническую специфику вуза, представляется полезным дать общее понятие о некоторых современных методиках медиапланирования, в том числе и об эвристическом методе, разработанном отечественным специалистом Г. Шматовым, и основанном на широком применении математических формул.

Последнее занятие семестра отведено практикуму по написанию пресс-релизов. В ходе этого занятия студентам предлагаются различные задания по составлению пресс-релизов на основе газетных статей, исправлению ошибок в готовых пресс-релизах, оценке текстов пресс-релизов по различным параметрам с точки зрения их приемлемости и т.д. Часть материалов занятия может быть использована в качестве контрольного домашнего задания.

Во втором семестре для семинарских занятий предусмотрены задания, включающие в себя подготовку сценария пресс-конференции, написание речей для руководства на заданную тему, деловую игру, где рассматривается деятельность пресс-службы в кризисной ситуации. С учетом того, что студенты старших курсов в большинстве уже начали трудовую деятельность по специальности, причем работают не только в сфере гражданской авиации, конкретные ситуационные условия игры определяются каждый раз отдельно, в зависимости от предпочтений учащихся.

Разумеется, для надлежащей подготовки к семинарским занятиям от студентов требуется изучение не только литературы непосредственно по предмету, но и работ, посвященных вопросам общего характера в сфере СМИ. Некоторые из них указаны в примечаниях к на-стоящей статье.

Наконец, представляется желательным организовать посещение студентами пресс-служб организаций различного профиля, с целью дать им возможность ознакомиться на практике с их функционированием. Иностранные учащиеся при этом могут составить себе четкое представление о специфике работы российских пресс-служб, в том числе о практических особенностях, отличающих отечественные пресс-службы от зарубежных. Несомненно, что такие посещения могут принести значительную пользу и русскоязычным учащимся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воршилов В.В. Современная пресс-служба. - СПб.; Изд-во Михайлов В.А. - 2005.

2. См. например: Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиарилейшенз. -М., Форум-Инфра-М, 2007; Данилина В.В., Луканина М.В., Минаева Л.В., Салиева Л.К. Связи с общественностью. Составление документов: теория и практика - М., Аспект-пресс, 2006; БезменовБ.Б, Скибицкий Д.А. Организация пресс-службы исполнительных органов власти. - Волгоград: Изд-во ВолгГУ, 2002; Организация работы пресс-служб - международные стандарты. Под. ред. Демина В., Пак Т. - Тараз, Forrost, 2005; Ляйнеманн Р., Байкальцева Е. Измерения медиарилейшенз: как оценить вклад PR в успех компании. - М., СПб, 2006.

3. Шматов Г.А. Основы медиапланирования: эвристический подход: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.

4. Бекетов, А., Игнатьев Д. Настольная энциклопедия Public Relations. - М., 2005; Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М, 2001; Кочеткова А. В. Медиапланирование. - М., 2003; Коппероуд Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. - М., 1998.]

ABOUT STRUCTURE OF THE COURSE "MODERN PRESS-SERVICE"

Belousov M.G.

In article are considered some practical questions, connected with teaching by author of the course "Modern pressservice" in MSTU CA foreign student. Happens to also review of the scholastic literature on subject.

Сведения об авторе

Белоусов Максим Геннадьевич, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры связей с общественностью факультета менеджмента и общественных коммуникаций. В МГТУ ГА с 2006 г. Читает курсы «Организация работы отдела по связям с общественностью», «Современная пресс-служба», «История отечественной журналистики»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.