Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ И ПРОФИЛАКТИКИ В ХЕЛЬСИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ И ПРОФИЛАКТИКИ В ХЕЛЬСИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — В. Лояндер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ И ПРОФИЛАКТИКИ В ХЕЛЬСИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

ЗА РУБЕЖОМ

О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ И ПРОФИЛАКТИКИ В ХЕЛЬСИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Проф. В. Лояндер (Хельсинки, Финляндия)

Вполне естественно, что в отношении преподавания клинических предметов медицинские учебные заведения различных стран существенно не отличаются друг от друга. Невелика также, по-видимому, разница в преподавании теоретических отраслей медицины, непосредственно примыкающих к клиническим. Совсем иначе обстоит дело в области преподавания предметов профилактики — гигиены и санитарии.

Так как климат, а также социальные и экономические условия различных стран отличаются друг от друга, то и преподавание этих предметов становится различным. Немалую роль играют при этом также географическое положение и законодательство страны. В странах, имеющих в этом отношении много общего, известный параллелизм развития может оказаться полезным.

Хотя за последнее десятилетие интерес к гигиене как предмету преподавания у нас в Финляндии и возрос, все же еще ясно заметно, что врачи и население интересуются терапией несравненно больше, чем санитарией и профилактикой. В целях организации правильного преподавания важно найти причины такого положения. Весьма важной причиной является, конечно, и то, что врач, работающий по санитарии, не может достичь таких же быстрых и очевидных успехов, как, например, хирург или акушер. Прекращение страдания больного производит более сильное впечат-.ление, чем кажущиеся абстрактными санитарные мероприятия.

Недооценка профилактической медицины происходит еще и от того, что работа по санитарии материально менее выгодна для врача, чем лечебная работа. Последнее обстоятельство, вероятно, и является главной причиной того, что врачи предпочитают терапию профилактической работе.

Для предотвращения этого в Финляндии два года назад по нашей инициативе был основан Союз санитарных врачей, задачей которого является улучшение экономического положения и разработка мор по специ-.ализации этих врачей.

Как всякое преподавание, так и преподавание гигиены прошло за последнее десятилетие несколько фаз развития. В то время как прежде главное внимание обращалось на теоретическую бактериологически-эпидемиологическую подготовку, теперь стараются ввести практические курсы и лабораторные работы, так что будущие врачи привыкают принимать самостоятельные решения не только по теоретическим, но и по практическим вопросам.

С тех пор как в 1898 г. при медицинском факультете Хельсинского университета была учреждена кафедра гигиены (до того времени гигиеной занимался только сверхштатный профессор), студенты обязаны пройти в течение последнего семестра трехмесячный курс гигиены. За последнее время этот курс прослушивали ежегодно две группы студентов последнего семестра по 50—60 человек в каждом. Из 10 часов в неделю, посвя-лценных этому курсу, 5 занимают лекции и 5 практические занятия. Эти занятия за последние десятилетия получили следующую форму.

В течение первого месяца все студенты слушают краткий (2-недель-ный) курс дезинфекции, а затем производят в течение 2 недель анализы молока, питьевой воды и сточных вод, а также подготовительные работы по демографической статистике. Все эти работы выполняются в Институте гигиены группами под надзором и руководством ассистентов. На этом заканчивается обязательный для всех студентов медицинского факультета курс лабораторных и демографическо-статистических работ. Остальные 2 месяца посвящаются или специальному исследованию, или же, в особенности для будущих участковых врачей, курсу практической гигиены.

Студенты выполняют также специальные тематические задания. Одна тема дается обычно двум студентам для совместной работы. Темы исследований самые разнообразные. Из лабораторных можно упомянуть работы по химии (главным образом по витаминам и энзимам), бактериологии и дезинфекции и др. По желанию студенты могут подавать и нелабораторные работы по различным социальным проблемам, возникающим в цехах заводов и в школах, по вопросам охраны материнства и детства, по статистике заболеваемости и смертности и т. п. Часто занимаются также вопросами коммунальной гигиены — определением влажности воздуха в помещениях, освещения, вентиляции, звукоизоляции, водоснабжения, канализации и др.

Студентам разрешено самим выбирать себе тему исследования или во всяком случае ту область, в которой они хотели бы работать, что значительно повышает их интерес к специальным исследованиям вообще. В конце семестра один из двух членов группы делает доклад о результатах работы. Для того чтобы еще более повысить интерес студентов к этим работам, в последние годы устраиваются обсуждения докладов перед аудиторией, которые пользуются большой популярностью и превращаются в своего рода семинары, на которых обсуждению каждой работы посвящается от 25 до 40 минут.

Само собой разумеется, что 2 месяца, в течение которых студенты должны заниматься и по другим предметам, представляют собой слишком краткое время, чтобы можно было приготовить исследование, годное для печати. К этому мы и не стремимся. Смысл этих специальных исследований заключается в том, что студенты освобождаются от большей части лабораторных работ, которые прежде входили в программу преподавания, и могут вместо этого заниматься самостоятельными исследованиями, которые их интересуют. Принимая во внимание, что это студенты старшего курса, легко понять, что самостоятельная работа, дающая возможность пользоваться литературными источниками, их интересует больше, чем лабораторные исследования, процесс и результаты которых с самого начала известны и при которых отчасти производятся те же реакции, которые производились при лабораторных работах на прежних семестрах. Слушая доклады и обсуждая их, все студенты получают понятие о различных социальных и общегигиенических проблемах, которые не были-затронуты на лекциях.

По врачебному законодательству Финляндии участковый врач обязан заниматься на своем участке не только лечением, но и профилактической работой и это дает передовым студентам медицинского факультета повод, к ознакомлению с проблемами санитарии еще в студенческие годы.

Первые попытки организовать такой курс практической гигиены относятся еще к 1945 г., но только в 1950 г. он получил свое окончательное-оформление.

Целью этих курсов является ознакомление студентов с различными проблемами, с которыми сталкивается санитарный врач. Занятия курса занимают то же самое время, которое отведено другим студентам для их специальных работ. Слушатели этого курса освобождены от специальных исследований, но должны так же, как и студенты, производящие последние, докладывать аудитории по окончании семестра о своих впечатлениях,.

опытах и возможных пожеланиях. Курс занимает в общей сложности 30 часов, которые распадаются на три раздела по 10 часов в каждом. Каждому разделу отводится своя область для наблюдений, которые и проводятся группами из 6 студентов.

1-й раздел — работа в санитарной комиссии. В первый день студенты посещают бюро санитарной комиссии, где главный городской врач объясняет им организацию и деятельность этого учреждения и показывает его. В течение остальных 8 часов студенты под руководством главного городского санитарного инспектора осматривают магазины и фабрики пищевых продуктов, гостиницы и парикмахерские, а также знакомятся с техникой очистки города, дератизацией, дезинфекцией и квартирной инспекцией.

2-й раздел — работа в бюро губернского врача. В первый день губернский врач объясняет студентам организацию и деятельность своего учреждения. Остальные 8 часов распределяются на несколько дней; студенты проводят их в бюро и под руководством губернского врача знакомятся там на основании отчетов с производящейся на местах работой коммунальных органов здравоохранения, санитарной инспекции, органов охраны материнства и младенчества и пр. Кроме того, студенты изучают статистику заболеваемости и технику проверки свидетельств о смерти.

В течение 10 часов, отведенных на изучение 3-го раздела, студенты посещают представляющие санитарный интерес учреждения, бойни, контрольные молокоприемные пункты, специальные школы для отстающих и тугоухих детей, а также центральное статистическое бюро. Все эти экскурсии совершаются под руководством специалистов, которые охотно дают объяснения и указания, так что зачастую студентам удается легко разъяснить даже очень сложные вопросы.

Кроме этих трех разделов практического курса гигиены, в весенний семестр 1958 г. был введен еще обход клиник с целью составления анализов о социальном положении больных и установления в зависимости от результатов системы наблюдения за больными после их выписки. В обходах принимали участие, кроме ограниченной группы студентов, представитель Института гигиены, младший врач клиники и сестра милосердия — общественница.

С чувством глубокого удовлетворения мы можем отметить, что эти курсы практической гигиены полностью одобряются медицинским факультетом и пользуются большим успехом у студентов. Поскольку, однако, по причинам педагогического и практического характера большие группы студентов представляются нежелательными, приходится отклонять прошения большей части желающих прослушать эти курсы. При отборе участников дается предпочтение будущим участковым врачам.

Ввиду того что в том семеспре, в течение которого ведется преподавание гигиены, студенты вообще имеют большую нагрузку, число лекционных дней было сокращено с 4 до 3 в неделю; продолжительность лекций немного более часа в день. В этих лекциях студентам указываются вкратце главные принципы социальной гигиены. Пособиями на лекциях служат цветные фильмы и диапозитивы, снятые главным образом в Финляндии. Иногда одна из лекций заменяется экскурсией в какое-нибудь важное с санитарной точки зрения учреждение, например в Музей охраны труда, на центральную водопроводную станцию, в сооружение для очистки сточных вод или, наконец, в центральную молочную.

Кроме упомянутых лекций по гигиене, с 1949 г. на медицинском факультете введено также преподавание как обязательного предмета общественной медицины. Общее число лекций по ней равняется 45, из которых 10 приходятся на пропедевтический курс 1-го клинического семестра, а остальные 35 на добавочный курс 5-го клинического семестра. Кафедры общественной медицины пока еще не имеется, так что преподавание ведется нами и заинтересованными этим предметом доцентами и аспирантами. Медицинский факультет назначил меня по совместительству как профес-

4 Т

сора кафедры гигиены также инспектором преподавания общественной медицины. Каждому представителю клинических предметов также вменено факультетом в обязанность при преподавании своего предмета принимать во внимание требования общественной медицины.

Чтобы быть в состоянии при преподавании общественной медицины и гигиены принимать во внимание условия Финляндии, мы ввели картотеку по здравоохранению для всех 555 приходов (коммун) Финляндии, которую мы, начиная с 1950 г., регулярно пополняем. В эту картотеку входят по 2 карточки для каждого прихода, на которых отмечены важнейшие в санитарном отношении сведения. Картотека дает хороший обзор состояния Финляндии как в отношении терапии, так и санитарии. В ней приведены также сведения о медицинском и санитарном персонале, о больницах и числе коек в них, о возрастном и социальном составе населения, о жилищном вопросе, об училищах и промышленных заведениях, о водоснабжении и канализации, а также о местных средствах сообщения. Ежегодно пополняются сведения об охране младенчества, о рождаемости и смертности в младенческом, детском и школьном возрасте, о прививках и заразных болезнях, о причинах смерти и об экономическом положении каждого прихода.

С точки зрения Института гигиены эта картотека представляет не только педагогический, но и научный интерес. Преподаватель может всегда привести ученикам самые последние сведения о санитарном состоянии различных частей Финляндии, и в то же время имеет возможность наблюдать, как и в какой мере местные социальные и экономические условия различных приходов влияют на их санитарное состояние. Картотека дает сведения о местной жизни любого прихода и иллюстрирует или дополняет клинический материал.

Мы твердо убеждены в неосновательности опасений, что гигиена и общественная медицина будут забыты. Без особых мероприятий и пропаганды эти предметы сохранят соответствующее им место среди других отраслей медицины. В подтверждение нашего мнения позволим себе привести несколько простых, но ставших крылатыми слов, которые были сказаны ровно 20 лет назад на международном конгрессе и которые выражают смысл и сущность профилактики: «...важнейшим и лучшим достоянием народа являются не деньги и материальные блага, а здоровье и работоспособность... не тот народ здоровее всех, у которого самые хорошие и самые многочисленные больницы, а тот, который меньше всего в них нуждается».

Поступила 11/1У 1958 г.

тйг Ъ -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.