Научная статья на тему 'О ПРЕДЫСТОРИИ ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛИ (VI начало X века)1'

О ПРЕДЫСТОРИИ ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛИ (VI начало X века)1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
701
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
повести временных лет / авары / союз волынян / множество маленьких славиний
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРЕДЫСТОРИИ ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛИ (VI начало X века)1»

Максим ЖИХ

О ПРЕДЫСТОРИИ ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛИ (VI - начало X века)1

В Галицкой и Волынской землях в домонгольское время сложились, как известно, некоторые из основных городов-государств Древней Руси2. Однако их возникновению предшествовал длительный период развития восточнославянских догосударственных и предгосударствен-ных социально-политических объединений в указанных регионах. В будущей Галицкой земле этнополитическое развитие проходило относительно спокойно: с VI в. и вплоть до формирования Галицкой земли здесь проживали хорваты3, создавшие мощное этнополитическое объединение - Великую Хорватию, как называет ее Константин Багрянородный4.

К северу от Великой Хорватии - в будущей Волынской земле тоже возникли мощные этнополитические объединения восточного славянства, но здесь их развитие проходило более дискретно, что породило путаницу в источниках и, как следствие, - крайне противоречивую историографию. Пересказывать ее здесь мы не видим смысла, так как множество гипотетических концепций предыстории Волынской земли скорее запутали исследование этого вопроса, чем способствовали его решению. Поэтому, на наш взгляд, лучше подойти к проблеме непосредственно ad йэйет, не обращая внимания на многочисленные противоречащие друг другу и зачастую ничем не подкрепленные историографические построения.

«Повесть временных лет», говоря о предыстории этого региона, свидетельствует, что сначала здесь жили «бужане, зане седоша по Бугу, послеже велыняне5; дулеби живяху по Бугу, где ныне велыня-не»6.

Если следовать ее тексту буквально, то получается, что дулебы и бужане - это названия древних славянских этнополитических объединений, существовавших некогда там, где ныне - во времена летописца - находятся волыняне7. Летопись помогает пролить свет и на причину исчезновения дулебов и смены их волынянами, говоря о том, что «Въ си же времяна (во времена византийского императора Ираклия (610-641) - М.Ж.), быша и обри (авары - М.Ж.), иже ходиша на Ираклия царя и мало его не яша. Си же обри воеваху на слове-нех и примучиша дулебы, сущая словены и насилье творяху

женам дулебськимъ: аще поехати будяше обърину, не дадяше въпрячи коня, ни вола, но веляше въпрячи 3 ли, 4 ли, 5 ли женъ в телегу и повести обърина и тако мучаху дулебы8. Бысть бо объре теломъ велици и умом горди, и Богъ потреби я, и помроша вси, и не остася ни единъ объринъ. И есть притъча в Руси до сего дне: погибоша аки обре; ихъ же несть племени ни наследъка»9.

Здесь автор этого летописного фрагмента пересказал, по всей видимости, какое-то славянское эпическое сказание о войне между аварами и дулебами 10, в котором авары наделены чертами мифических великанов, предшествовавших заселению земли обычными людьми, что говорит о его очень глубокой древности11. В ходе этой войны славяне были разгромлены, и завоеватели возложили на них иго - так в Древней Руси обозначались угнетение и насилие, а первоначально - по всей видимости, во времена авро-дулебской войны - «ярмо, воловья упряжь»12, в которую завоеватели запрягали дулебских женщин. В.Я. Петрухин и Д.С. Раевский верно, на наш взгляд, отмечают по этому поводу, что «видимо, в летописи мы имеем дело с фрагментами «земледельческого» эпоса, где эпические враги используют женщин в качестве тягловых животных, налагая на них ярмо - «иго». Обычай брать дань с плуга - с «рала» (в Древней Руси и других ранних славянских государствах - М.Ж.) - подкреплял это значение»13.

Л.В. Войтович довольно обоснованно, на наш взгляд, датирует эту авро-дулебскую войну 561-562 гг.14 После нее дулебский союз распался, и часть дулебов ушла на запад - в Чехию и Польшу, где хорошо известна по ряду источников15. Последнее обстоятельство побудило некоторых исследователей относить летописную легенду об аваро-дулебской войне к западнославянским дулебам и видеть в ней отражение их эпоса16, или же к дулебам паннонским17. На наш взгляд, эти построения неосновательны18. Славянские легенды об авро-дулебс-кой войне - общие для всех ветвей дулебов - относятся к тому времени, которое предшествовало распаду их единства. И они сохранились и у восточно-, и у западнославянских дулебов19.

Судьба раннесредневековых дулебов была, в известной мере, сходной с судьбой соседних с ними хорватов: одно из древнейших славянских этнополитических объединений20, оно было разгромлено в ходе аварского нашествия и распалось, а значительная часть хорватов ушла на запад21, где впоследствии приняла участие в чешском и польском этногенезе. Но, в отличие от хорватов, дулебам после аварского разгрома не удалось сохранить доминирующего положения в исходном регионе своего проживания, и они уступают лидирующее место на Волыни волынянам, о чем говорят приведенные выше летописные

свидетельства. В то же время часть дулебов остается на месте, хоть и теряет свое былое политическое значение. В начале Х в. летопись упоминает о вхождении их в войско Олега при его походе на Констан-тинополь22. И нет достаточных оснований считать это летописное свидетельство книжным и недостоверным23. Оно отражает представления летописца о существовании в то время - в начале Х в. - восточнославянских дулебов и о сохранении ими определенного этнополити-ческого единства и значения. О том же свидетельствует и фиксация их эпоса на страницах «Повести временных лет».

Рядом с волынянами помещает дулебов в качестве их современников в середине Х в. и ал-Мас'уди: «Вслед за этим родом (за «родом» в.линана - волынянами -М.Ж.) из родов ас-сакалиба (славян - М.Ж.) Истбрана, и в наше время их царь называется Б.Сакля-их (Б.Саклабдж). И род, называемый Д.лавна (дулебы - М.Ж ). Называют их царя Вандж Аляф (Ваих Слаф) (выделено мной -М.Ж.)»24.

Здесь, правда, очень сложно сказать, идет ли в этом фрагменте речь о восточнославянских дулебах или о западнославянских25. Как нельзя с уверенностью сказать и о том, что сведения ал-Мас'уди о в.линана и д.лавна восходят к единому источнику и являются синхронными. Сведения этого арабского автора о волынских и - шире - о славянских этносах и политических объединениях в целом нуждаются еще в дальнейшем глубоком и всестороннем исследовании.

Но, как бы то ни было, согласно летописи, на первый план в регионе после разгрома аварами дулебов выходят волыняне. Однако это не сопровождается какой-либо сменой материальной культуры региона, позволившей бы говорить о приходе какого-то нового населения. Напротив, в VI-IX вв. мы видим на Волыни последовательное развитие материальной культуры от пражско-корчаковской к луки-райковецкой, причем вторая эволюционно вырастает из первой26. Никаких признаков смены населения или просто прихода в регион каких-то новых этнических групп не обнаруживается27. Поэтому, на наш взгляд, наиболее убедительным объяснением этнополитических изменений в регионе является мысль Л.В. Войтовича, согласно которой «эта территория (Волынь - М.Ж.) была заселена, по меньшей мере, четырьмя-пятью родственными племенами, которые периодически составляли политические объединения, носившие названия по имени племени-ге-гемона»28. Проще говоря, на Волыни на первый план выдвигалась то одна славиния29, то другая. И, если первыми гегемонами на Волыни были дулебы, то после их разгрома аварами первенство в регионе переходит к волынянам30.

К счастью, о них у нас есть не только записанные в «Повести временных лет» полулегендарные сведения, как это имело место с дулебами, но и данные восточных источников, записанные довольно рано и независимые от восточнославянской традиции. Разумеется, их интерпретация пока еще не может быть признана до конца удовлетворительной, тем более, что они обросли огромной историографией, которая зачастую скорее запутывала дело, чем проясняла его. Ал-Мас'у-ди (ум. ок. 956/957 г.) в своих «Золотых копях и россыпях самоцветов»31 (ок. 947 г.) сообщает: «И эти <язычники> разделяются на разные роды: из них род, у которого с глубокой древности была государственность. Был у них царь, которого называли Маджк (Маджл). И этот род называется в.линана. В древности за этим родом следовали остальные роды ас-сакалиба (славян - М.Ж.) <по смыслу: этот род наиболее знатен из ас-сакалиба, т.к. у них впервые появилась государственность>, так как именно у них <в.линана> был царь, и другие их цари подчинялись ему (выделено мной - М.Ж.)».

И далее: «И ас-сакалиба много родов и разновидностей. Эта наша книга не подходит для описания всех их разновидностей и различных их разветвлений. Ранее мы упомянули известие о царе, которому подчинялись все их цари в древности, и это Маджк <царь> в.линана. И этот род один корень из корней <т.е. одна из главных династий> ас-сакалиба, почитаемый в их родах. И это идет у них с древности. Затем появились разногласия между их родами, и исчез их порядок <иерархия>. И их роды стали враждебны друг другу. Царь каждого их рода является царем, как мы упомянули, из их царей, по причине, о которой долго рассказывать (выделено мной - М.Ж.)»32.

Аналогичный рассказ есть и у Ибрахима Ибн Йа'куба ал-Исраили ат-Туртуши (до 912/913 - после 966) - еврейского купца из Тортосы, посетившего в 965 г.33 славянские земли в Центральной Европе, а точнее - по всей видимости - Чехию и земли ободритов34. Непосредственно сочинение Ибрахима Ибн Йа'куба до нас не дошло, но сохранились выписки из него, содержащиеся в сочинениях более поздних авторов: ал-Бекри (XI в.), ал-Нимарига (XI в.), ал-Казвини (XIII в.), ибн Саида (XIII в.)35. Правда, название волынян у Ибрахима Ибн Йа'куба звучит несколько иначе, чем у ал-Мас'уди - Wlinb'b, а имя его правителя - Maha36. В остальном они практически совпадают.

Вопрос о том, с каким славянским этнополитическим объединением связывать эти известия арабских источников, вызвал большие споры. Их пытались связать с поморским городом Волином37. Однако эта гипотеза совершенно безосновательна: в Поморье не было ника-

кого славянского «племени» с подобным названием38, а сам Волин становится значительным экономическим и политическим центром только со второй половины, особенно с конца Х в., хотя возник, судя по последним данным, еще в первой половине IX в.39 Таким образом, расцвет этого города начался после того, как было написано сочинение ал-Мас'уди40. И у нас нет достаточных оснований для того, чтобы удревнять его историю как значительного экономического и политического центра и относить ее к временам, которые предшествовали написанию рассматриваемых восточных источников41. Еще более нелепо42 отождествление славянского этнополитического объединения этих арабских известий с Великой Моравией, также предлагавшееся исследователями43 , так как оно является совершенно произвольным, тем более что у ал-Мас'уди Великая Моравия названа под собственным именем44. А.Я. Гаркави столь же безосновательно, на наш взгляд, отождествил в одной из своих работ в.линану ал-Мас'уди с Валахией45. Предлагалось отождествление названного у ал-Мас'уди и Ибра-хима Ибн Йа'куба славянского народа с велетами-лютичами, возможное, по мнению некоторых ученых, с позиций арабской графики46. Однако и оно не представляется основательным47. Нет никаких оснований говорить о том, что лютичи некогда главенствовали над неким значительным славянским этнополитическим объединением, впоследствии распавшимся48. А для восточноевропейских волынян это подтверждается археологическими материалами, о чем ниже будет еще сказано. Да и о сильной княжеской власти у лютичей и о существовании у них когда-либо такого великого правителя, как тот, о котором говорят наши авторы, также ничего не известно из других источни-ков49, а между тем «племя» это описано в них весьма подробно. И даже более того: источники, как восточные50, так и западноевропейские51, согласно говорят об отсутствии у лютичей сильной княжеской власти52. Что же касается конъектуры, позволяющей интерпретировать названный у наших авторов славянский народ как велетов, то она является искусственной и не имеющей достаточных оснований53. Д.Е. Мишин недавно попытался отождествить В.линану ал-Мас'уди и Wlinb'b Ибрагима Ибн Якуба с венетами, которые у Иордана (VI в.) выступают в качестве предков всех славянских народов54. Однако это предположение также едва ли основательно: ни в каких иных источниках, кроме очень раннего сочинения Иордана, венеты в качестве предков всех славянских этносов (или какой-то значительной их части) не фигурируют. В более поздних относительно сочинения Иордана западных источниках венетами (вендами) всегда называется лишь определенная группа славян,55 и нет даже намека на то, что

когда-то они (венеты) властвовали над другими славянами или имели в древности свое значительное политическое объединение.

Решающее значение в вопросе о том, где же располагалась В.линана ал-Мас'уди - на Волыни или на Балтийском Поморье (в Волине или в земле лютичей) - имеет, на наш взгляд, рассмотрение контекста этого известия, то есть «славянского рассказа» ал-Мас'уди в целом и определение того, о каком регионе Восточной Европы он рассказывает. Именно в этом регионе и следует, на наш взгляд, искать В.линану. Указанные выше попытки ее локализации были, в сущности, произвольными, так как не опирались на целостный анализ географической системы «славянского рассказа» ал-Мас'уди.

В контексте сообщения о В.линане ал-Мас'уди перечисляет ряд славянских «родов», которые довольно уверенно - при наличии отдельных дискуссионных моментов - локализуются в Центрально-Восточной и отчасти Южной Европе56. Эта локализация подтверждается и ремаркой арабского автора, предшествующей рассказу о В.линане, согласно которой «у них (славян - М.Ж. ) цари, и некоторые из них исповедуют христианство якобитского толка (несторианско-го)»57. Это вполне реально для славян Центрально-Восточной Европы, но совершенно нереально для балтийских славян.

Далее ал-Мас'уди упоминает некоего славянского правителя: «И первый из царей ас-сакалиба царь ад-дайр <духовного центра, места нахождения храма ас-сакалиба>. И у него большие города и многочисленные населенные пункты. И торговцы-мусульмане приезжают в столицу его владения с различными товарами (выделено мной - М.Ж.)»58.

Имя этого славянского «царя» - ад-дайр59 многие ученые читали, как ал-Дир и сопоставляли, соответственно, с летописным Диром60. Предлагались время от времени и другие варианты его прочтения и отождествления61. Д.Е. Мишин, справедливо отвергнув ранее предложенные варианты - включая и отождествление с летописным Диром - как совершенно необоснованные62, предложил недавно считать это имя искаженным именем правителя Волжской Болгарии Алмуша63, которого ибн-Фадлан называет в своем сочинении маликом ас-сака-либа - «государем славян»64. Однако такое отождествление ничуть не убедительнее выдвигавшихся ранее и справедливо отвергнутых Д.Е. Мишиным.

Как показала недавно Е.С. Галкина65, это «имя» славянского правителя следует читать и интерпретировать как «<правитель> духовного центра, места нахождения храма ас-сакалиба», что отводит все ранее предлагавшиеся его отождествления. Это навело исследователя на мысль о том, что ад-дайр - это один из правителей балтийских сла-

вян, хорошо известных своими храмами66. Но это едва ли верно: ал-Мас'уди говорит о том, что в столицу этого славянского правителя прибывают «торговцы-мусульмане с различными товарами», что совершенно нереально для правителя балтийских славян. Еще более красноречивы слова ал-Мас'уди, сказанные им о соседнем с ад-дайр славянском правителе: «Вслед за этим царем (за «царем» ад-дайр -М.Ж.) из царей ас-сакалиба царь аль-Авандж <авандж - народ> (царь аль-Ифрандж). И у него города и обширные поселения, и несколько войск, многочисленные. И он воюет с Румом (Византией - М.Ж. ) и аль-Ифрандж (франками - М.Ж. ) и ан-нукбард, и другими народами. И война между ними идет с переменным успехом (выделено мной - М.Ж.)»67.

Не вдаваясь в проблему атрибуции этого славянского правителя68, отметим, что воевать с Румом, то есть Византией, правитель балтийских славян никак не мог. Это заставляет искать его владения где-то в пределах досягаемости Византии - то есть в Центрально-Восточной или, скорее, - Южной Европе.

Далее ал-Мас'уди говорит о том, что «вслед за этим царем (за «царем» аль-Авандж - М.Ж.) из царей ас-сакалиба царь тюрков69 (то есть венгров70, которых наш автор ошибочно относит к славянам) и этот род (тюрков-венгров - М.Ж.) самый красивый внешним видом из ас-сакалиба и самый многочисленный и самый боеспособный <стойкий>»71.

Это наводит на мысль, что двух предыдущих славянских правителей надо искать где-то по соседству с венграми, что полностью согласуется с данными ал-Мас'уди о том, что в столице одного из них торгуют мусульманские купцы, а второй воюет с Византией72.

Таким образом, подытоживая сказанное, мы видим, что весь контекст рассказа ал-Мас'уди о В.линана связан с Центрально-Восточной Европой73, граничащей с Венгрией, владениями франков и Византией. Именно здесь, а вовсе не на Балтийском Поморье, и надо искать В.линану.

Отождествление В.линана ал-Мас'уди и Wlinb'b Ибрахима Ибн Йа'куба именно с восточноевропейскими волынянами74 представляется на сегодняшний день наиболее убедительным75. Это отождествление подтверждается и уникальным сообщением «Баварского географа» - анонимного памятника, созданного, как показал А.В. Наза-ренко, в швабском монастыре Райхенау в 70-е гг. IX в. - в период нахождения там Мефодия со своими учениками, от которых и была получена, по всей видимости, его автором столь подробная информация о множестве славянских (в основном) этнополитических объединений в Центральной и Восточной Европе76. В этом источнике гово-

рится: «Сериваны - это королевство столь [велико], что из него произошли все славянские народы и ведут, по их словам, [свое] начало»77.

Наиболее убедительным является объяснение этого названия - се-риваны (2епуаш) - от слав. *Сьгу]апе78 - червяне, что говорит о том, что «королевство» (гegnum) это следует помещать в районе летописных79 Червенских градов80 - то есть на Волыни81. Смысловая параллель обоих рассказов - ал-Мас'уди и Ибрахима Ибн Йа'куба с одной стороны и «Баварского географа» - с другой - является полной: и там и там говорится о существовании у славян в прошлом некоего значительного этнополитического объединения, от которого происходят многие славянские народы82. А расположение этих двух «народов-прародителей», хоть и названных немного по-разному в одном регионе, делает тождество полным83.

Идея о существовании на Волыни значительного этнополитическо-го объединения волынян представляется вполне убедительной84. Только нет оснований сопоставлять его, как это зачастую делается85, с рассказом «Повести временных лет» об аваро-дулебской войне и считать, что именно авары сокрушили В.линану. Речь в источниках идет о разных этнополитических объединениях восточного славянства, существовавших на Волыни в разное время. Если дулебский союз был сокрушен в середине VI в. аварами и распался, утратив свое значение, то союз волынян возник позже и пришел как бы на смену дулебско-му союзу. Именно так логичнее всего понимать слова «Повести временных лет»86.

Датировать время существования этнополитического союза волынян, о котором говорят ал-Мас'уди, Ибрахим Ибн Йа'куб и «Баварский географ», исходя только из их данных, очень сложно. Ал-Мас'уди говорит о нем, как о существовавшем «в глубокой древности». Не содержит датирующих признаков известие «Баварского географа» (за исключением верхней даты - даты составления самого источника -70-е гг. IX в.).

Тут на помощь приходит археология, материалы которой полностью подтверждают сообщения наших письменных источников (а заодно и доказывают правильность именно волынской атрибуции названного в них древнего славянского этнополитического объединения): в VIII-IX вв. из ареала луки-райковецкой культуры выделяется ряд локальных культур, из которых вырастают культуры летописных волынян, древлян, дреговичей, полян87. Эта археологическая картина, по всей видимости, отразила процесс распада этнополитического союза, возглавляемого волынянами88, описанный нашими источниками.

В литературе не раз пытались идентифицировать личность славянского князя Маджка (Маджла) - правителя В.линаны. Его пытались отождествить с Мезамиром89 или Мусокием90 - славянскими правителями VI в., известными по византийским источникам, с польским королем Мешко I (960-992)91, с библейским Мешехом92, с легендарным древнесербским правителем93, Само94 , даже с Карлом Великим95, в подчинении державы которого находился ряд славянских этносов. Однако такие отождествления безосновательны: часть из них - с Само, Мешко I, Карлом Великим и т. д. - в силу того, что речь в источнике, по-видимому, все же идет о будущей Волынской земле, а часть - с Мезамиром, Мусокием и т. д. - еще и в силу относительно позднего существования союза волынян, показанного выше. Да и к тому же все эти отождествления страдают произвольностью: их авторы фактически игнорируют тот факт, что Маджк (Маджл) назван в источнике правителем славянского «рода» В.линана, и контекст - рассказ о нем, содержащийся в источниках. Но само по себе сходство имени этого легендарного правителя древних волынян, сильно искаженного в арабской передаче, с именами славянских правителей раннего средневековья, зафиксированными в аутентичных византийских и иных источниках (Мусокий, Мезамир, Мешко и т. д.), очень любопытно. Тем не менее, отождествить его с каким-либо конкретным лицом, известным по другим источникам, пока не представляется возможным96. Любопытно в данном случае то, что зафиксированные в источниках параллели к имени Маджка (Маджла) относятся преимущественно к соседним с Волынью регионам славянского мира и подтверждают таким образом правильность именно волынской локализации В.лина-ны ал-Мас'уди97.

Несмотря на свой распад и выделение ряда новых этнополитичес-ких объединений, волынский этнополитический союз просуществовал до конца Х в. и сохранил за собой гегемонию на Волыни. Последний период его истории и его вхождение в состав Киевской Руси выходят уже за рамки настоящего исследования.

Кроме дулебов и волынян в регионе жили еще и бужане, известные как из русской летописи, так и из «Баварского географа» (buzani), причем они названы там рядом с волынянами (welunzani) как их соседи и современники98. По всей видимости, бужане были одной из локальных славянских этнополитических групп на Волыни. Сказать о них что-то более определенное сложно.

В «Баварском географе» названы и некоторые другие славянские этнополитические группировки, жившие в регионе99: thafnezi (таня-не), lendizi (лендзяне)100, prissani (присане), lucolane (лучане) и т.д.101 Из других источников мы знаем также о существовании тере-

бовлян102 и других небольших этнополитических группировок славянства на Волыни и в соседних с нею регионах103, но сказать что-либо об их истории практически невозможно, к тому же их принадлежность к волынскому массиву спорная, хотя они могли входить в политическое объединение под главенством волынян.

Как видим, этнополитическая карта волынского региона в предго-сударственный период его истории была очень пестрой, и здесь наряду с большим этнополитическим объединением - волынским союзом - существовало и множество маленьких славиний (скорее всего, входивших в его состав). Очень любопытен и нуждается еще в глубоком исследовании вопрос о соотношении этнополитической карты региона в предгосударственный период с возникшими здесь впоследствии го-родами-государствами104.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Выражаю огромную, искреннюю благодарность всем тем, кто своими советами, замечаниями и материалами оказал мне помощь в работе над этой статьей: А.В. Майорову (Санкт-Петербург, Россия), Е.С. Галкиной (Москва, Россия), П.В. Лукину (Москва, Россия), Л.В. Войтовичу (Львов, Украина), М. Пар-чевскому (Краков, Польша).

2. Фроянов И.Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988. С. 103 - 156; МайоровА.В. Галицко-Волынская Русь: Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. СПб., 2001.

3. Во второй половине Х в., спасаясь от натиска печенегов, в Верхнее Подне-стровье, принадлежавшее хорватам, переселяется часть уличей и тиверцев (Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 128). Именно хорваты -вместе с этими переселенцами - и станут основой населения будущей Галиц-кой земли.

4. О Великой Хорватии, этногенезе и ранней истории хорватов см. в фундаментальной работе А.В. Майорова: Майоров А. В. Великая Хорватия: Этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона. СПб., 2006.

5. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. I. М., 2000. Стб. 11; Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. II. М., 2001. Стб. 8.

6. Лаврентьевская летопись. Стб. 12 - 13; Ипатьевская летопись. Стб. 9.

7. Л. Нидерле верно, на наш взгляд, отмечает, что «взаимная связь между этими наименованиями племен неясна, однако все они, видимо, ведут свое начало от одного большого, самого западного русского племени, которое обитало между Западным и Южным Бугом - в исторической Волыни» (Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 169).

8. Ср. с рассказом о притеснении аварами славян в «Хронике Фредегара»: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II (УП-ГХ вв.) / Сост.: С.А. Иванов, Г.Г. Литаврин, В.К. Ронин; Отв. ред. Г.Г. Литаврин. М., 1995. С. 367.

9. Лаврентьевская летопись. Стб. 11 - 12; Ипатьевская летопись. Стб. 9. Последние слова этого рассказа, причем, именно применительно к аварам, были сказаны еще в 923/924 г. Константинопольским патриархом Николаем Мистиком в послании болгарскому царю Симеону (См.: Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х частях / Автор предисловия, комментариев, биографического очерка

B.В. Фомин. 2-е изд. М., 2004. С. 319), что, видимо, объясняется тем, что они имели характер «библейской притчи» (Там же. С. 318). Однако, ее применение в двух случаях применительно именно к аварам любопытно. Оно может свидетельствовать о том, что летописец в рассказе об аварах мог использовать и греческие (либо южнославянские) источники. О том же свидетельствует и его рассказ о войне аваров с императором Ираклием (имеется в виду, судя по всему, осада Константинополя 626 г.). Однако возводить к книжным источникам рассказ об аварах и дулебах целиком нет оснований (ср.: Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье... С. 8). По-видимому, он являет собой фиксацию народного предания (о том, что в основе этого рассказа лежит именно народное предание, говорят сохранившиеся у западных славян предания об аварах, во многом сходные с летописным рассказом), «обработанную» в духе средневековой - ориентированной на Библию - книжности.

10. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 9 т.. Т. 1. Часть I. М., 1987.

C. 123.

11. Любопытно, что и «в старопольской традиции авары-обры наделялись обликом допотопных - доисторических - исполинов» (Петрухин В.Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 2004. С. 178), что говорит о глубокой древности этого образа и о восхождении его к временам существования единого этнополитического объединения дулебов, часть которых в результате аварского нашествия переселилась на запад - в Чехию и Польшу, о чем ниже будет еще сказано.

12. ЖуравлевА.Ф. Материальная культура древних славян по данным прас-лавянской лексики // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 143.

13. ПетрухинВ.Я., РаевскийД.С. Очерки истории. С. 179.

14. Войтович Л.В. 1) Етнотериторiальна тдоснова формування удшьних князiвств Волинсько! землi // Волино-Подшьсью археолопчш студи. Т. 1. Пам'ял I. К. Свешткова. Львiв, 1998. С. 286 - 294; 2) Восточное Прикарпатье во второй половине I тыс. н. э. Начальные этапы формирования государственности // Rossica ап%иа: Исследования и материалы. 2006 / Отв. ред. А.Ю. Дворничен-ко, А.В. Майоров. СПб., 2006. С. 10 - 11. Нет никаких оснований датировать эти события более поздним временем - УПЫХ вв., как это делал, например, А.А. Шахматов, который доказывал, что поход на дулебов авары совершили не в период своего продвижения на запад в Паннонию, а напротив - впоследствии с запада на восток - из Паннонии под нажимом франков (ШахматовА.А. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919. С. 20). Данная гипотеза противоречит обстоятельствам дулебской миграции, шедшей с востока на запад, а также историко-географическим реалиям, в которых находились авары и славяне,

жившие на Волыни в VIII-IX вв.: Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье... С. 10 - 11.

15. Niederle L. Slovanske starozitnosti. T. II. Praha, 1906. S. 369 - 370.

16. Вестберг Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. Февраль. С. 394 - 397; Пресняков А. Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 264.

17. Kuczynski S.M. Stosunki polsko-ruskiedo schylku wieku XII // Slavia Orientalis. 1958. № 2. S. 226 - 227; КоролюкВ.Д. Авары (обры) и дулебы русской летописи // Археографический ежегодник за 1962 год. М., 1963.

18. Ср.: ФрояновИ.Я. К истории зарождения Русского государства // Фроя-новИ.Я. Начала русской истории. Избранное. СПб., 2001. С. 725. Примеч. 44.

19. Совершенно невероятно, на наш взгляд, чтобы этот рассказ, имеющий очевидные черты народной легенды, попал в древнерусскую летопись, если бы он принадлежал какому-то западнославянскому «племени» дулебов. Речь там явно идет о восточноевропейских дулебах, живших «по Бугу, где ныне ве-лыняне». Нет достаточных оснований и для возведения этого известия к некоему литературному источнику: ВойтовичЛ.В. Восточное Прикарпатье. С. 8.

20. Носящее также как и хорваты не славянское, а иноязычное - по всей видимости, германское - название (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I. М., 1964. С. 551; Трубачев О.Н. Ранние славянские этнонимы -свидетели миграции славян // Вопросы языкознания. 1974. № 6. С. 52 - 53), что также указывает на глубокую - праславянскую - древность его сложения.

21. О топонимических следах их миграции см.: LowmianskiH. Poszatki Polski. Warszawa, 1962. Т. I. S. 258 - 259.

22. Лаврентьевская летопись. Стб. 29; Ипатьевская летопись. Стб. 21.

23. Войтович Л.В. 1) Етнотеррш^альная тдоснова... С. 286 - 294; 2) Восточное Прикарпатье... С. 7.

24. Я пользуюсь его неопубликованным еще переводом, выполненным д.и.н., доцентом кафедры истории факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета Еленой Сергеевной Галкиной, которая любезно мне его предоставила еще до публикации. Пользуясь случаем, выражаю ей за это свою глубочайшую благодарность.

25. Ср.: МавродинВ.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945. С. 86. Последний вариант некоторым ученым кажется более предпочтительным, так как имя их правителя Вандж Аляф (Ваих Слаф) можно сопоставить с именем чешского короля Вацлава (или Венцеслва, 921-929 гг.): Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002. С. 63. В то же время имеющаяся в «Баварском географе» параллель к рассказу ал-Мас'уди о в.линана, о которой ниже будет еще сказано и которая датируется 70-ми гг. IX в., свидетельствует не в пользу такого сопоставления, если считать информацию нашего автора о в.линана и д.лавна синхронной. Или же эти два пассажа в тексте ал-Мас'уди восходят к разновременным источникам. Вопрос о том, о каких дулебах - восточно- или западнославянских идет речь в этом источнике, остается открытым.

26. Баран В.Д. Археолопчт пам'ятки VI-VII вв. на терригорй Захвдной Волинi - зажливо джерело до вивчення лiтописних ^^e6iB // Украiнський iсторичний журнал. 1969. N° 4; Русанова И.П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. М., 1973; Седов В.В. 1) Восточные славяне. С. 90 - 101; 2) Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование // Седов В.В. Избранные труды. М., 2005. С. 41 - 50; КучткоМ.М. 1) Материальная культура населения междуречья Западного Буга и Вепра в IX-XIII вв. // Исследования по истории славянских и балканских народов: Киевская Русь и ее славянские соседи. М., 1972; 2) 1сторично-культурний розвиток Захвдного Побуж-жя в IX-XIV столитях. Луцьк, 1993; 3) Нариси стародавньо! i середньов1чно! 1сторИ Волиш. Луцьк, 1994; 4) Давньоруське городище Вал в Надстир'1. Луцьк, 1996; 5) Волинська земля Х - середини XIV ст. Луцьк, 2002; Кучтко М. М., OxpiMeHrn Г.В. Археолопчш пам'ятки Волиш. Луцьк, 1995; Gtosik J. Archeologiczne badania powierchniowe w r. 1956 nad Bugem w okolicy Hrubieszowa // Wiadomosci Archeologiczne. T. 26. 1959-1960. Z. 3 - 4. S. 320 - 321; Cynkalowski A. Materialy do pradziejow Wolynia I Polesia Wolynskiego. Warszawa, 1961; Kuczynski S. Wschodnia granica panstwa polskiego w X wieku przed rokiem 980 // Poczatki panstwa Polskiego. T.1. Poznan, 1962. S. 233 - 251; SkrzypekJ. Studia nad pierwotnym pograniczem polsko-ruskim w rejonie Wolynia i Grodow Czerwienskich. Warszawa, 1962; NowakowskiA. Gorne Pobuze w wiekach VIII-XI. Zagadnienia kultury. Lodz, 1972; Parczewski M. 1) Poczatki ksztaltowania sie polsko-ruskiej rubiezy etnicznej w Karpatach. U zrodel rozpadu Slowianszczyzny na odlam wschodni i zachodni. Krakow, 1991; 2) Poczatki sasiedztwa polsko-rusko-slowackiego w swietle danych archeologicznych // Poczatki sasiedztwa.Pogranicze etniczne polsko-rusko-slowackie w sredniowieczu, pod red. M. Parczewskiego i S. Czopka, Rzeszow, 1996, Szymanski W. Posag ze Zbrucza i jego otoczenie. Lata badan, lata watpliwosci // Przeglad Archeologiczny. T. 44. Warszawa, 1996. В этих же работах см. характеристику археологической культуры этого региона в указанный период.

27. Л.В. Войтович указывает, что «если бы в VII-X вв. в Волынской земле трижды произошла смена населения, то такое изменение неминуемо нашло бы отражение в археологическом материале. Но ничего подобного найти не удалось» (ВойтовичЛ.В. Восточное Прикарпатье. С. 7).

28. Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 7, 11 - 12. См. также: Мавро-дин В.В. Образование Древнерусского государства. С. 85-86; Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 236 - 237.

29. Так называли этнополитические объединения славян византийские авторы. См.: Литаврин Г.Г. Славинии VII-IX вв. - социально-политические организации славян // Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб., 2001. О правомерности применения этого наименования к восточнославянским этнополитическим объединениям типа древлян, вятичей, радимичей и т. д. см.: Горский А.А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 9 - 19.

30. Гипотеза, согласно которой волыняне - это лишь новое название дулебов (Баран В.Д. Склавши та анти у свил нових археолопчних джерел // Проблеми походження та вторичного розвитку слов'ян. Збiрник наук. стат. присв. 100-рiччю з дня нарождення В.П. Петрова. Ктв; .Львiв, 1997. С. 131 - 132), представ-

ляется безосновательной. Летописец ясно разделяет дулебов и волынян как более ранних и более поздних насельников Волынской земли (Лаврентьевская летопись. Стб. 11 - 13; Ипатьевская летопись. Стб. 8 - 9). Более справедливым, на наш взгляд, выглядит предположение Л.В. Войтовича, указанное выше.

31. Так недавно перевел название его труда Д.В. Микульский: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Мас'уди. Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии: 749-947 гг.] / Составление, перевод с арабского, примечания, комментарии и указатели Д. В. Микульского. М., 2002.

32. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24). См. также: ГаркавиА.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 135 - 138; Lewicki T. Swiat slowianski w oczach pisarzy arabskich // Slavia Antiqua. Т. 2. Poznan, 1940/1950. S. 355 - 360.

33. Эта датировка является наиболее убедительной: Вестберг Ф. Комментарий на записку Ибрагима Ибн-Якуба о славянах. СПб., 1903. С. 77 - 78; Kowalski T. Relasja Ibrahima ibn Jakuba z podrozy do во krajow slowianskich w przekazie Al-Bekrego. Krakow, 1946. S. 40-41; Widajewicz J. Studia nad relacja o Slowianach Ibrahima ibn Jakuba. Krakow, 1946. S. 10 - 14; КовалевскийА.П. Славяне и их соседи в первой половине Х в. по данным аль-Масуди // Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений. М., 1973. С. 63; МишинД.Е. Сакалиба... С. 36 - 37, С. 47. Примеч. 23.

34. Там же. С. 37.

35. КуникА.А., Розен В.Р. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах.- СПб., 1878; Lewicki T. Swiat slowianski. S. 356 - 367.

36. Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 9.

37. См. например: Charmoy M. Relation de Mas'oüdy et d'autre auteurs musulmans sur les anciens Slaves. Paris, 1832-1833. S. 84; LowmianskiH. Poszatki Polski.T. II. Warszawa, 1964. S. 358.

38. Этот аргумент может быть парирован замечанием, что у ал-Мас'уди славянский «род» В.линана - это жители города Волина, которые тоже должны были называться «волынянами» (благодарю Е.С. Галкину, указавшую мне на такую возможность). Но это замечание, на наш взгляд, нельзя признать убедительным. У ал-Мас'уди речь все жг идет о «роде», а не о городе. О городе у него нет ни слова. Мог ли он назвать жителей Волина по имени их города, при этом ни слова не сказав о городе? Нам это кажется очень сомнительным. Сомнительным потому, что других подобных примеров, когда бы ал-Мас'уди называл то или иное славянское «племя» по имени его города, нет. Как нет и других примеров того, чтобы арабские авторы называли славянские «племена» по именам их городов. При этом еще и ни слова не говоря о самих городах.

39. Время возникновения Волина и его развитие на ранних этапах вызывают весьма противоречивые суждения в литературе. О возникновении и ранней истории этого города см. : Bollnow H. Burg und Stadt in Pommern bis zum Beginn der Kolonisationszeit // Baltische Studien. T.38. Stettin, 1936. P. 48 - 96; Wojciechowski Z. Polska nad Wisla i Odra w Х wieku. Katowice, 1939; Kowalenko W. 1) Staroslowianskie grody portowe na Baltyku // Przeglad Zachodni. R. 6. 1950. Z. 5 - 6. S. 378 - 419; 2) Dalsze badania nad staroslowianskimi portami na Baltyku w IX-XIV wieku. Poznan, 1953; Szczecin i Wolin we wczesnym sredniowieczu. Wroclaw,

1954; Kiersnowski R. 1) Glowne momenty rozwoju srodkow wymiany na Pomorzu wczesnofeudalnym // Wiadomosci Archeologiczne. T.23. 1956. S. 229 - 251; 2) Wczesnosredniowieczne skarby srebne z Pomorza. Warszawa, 1959; Leciejewicz L. Poczatki nadmorskich miast na Pomorzu Zachodnim. Wroclaw, 1962; Rozenkranz E. Poczatki i ustroj miast Pomorza Gdanskiego do schylku XIV stulecia. Gdansk, 1962; Kostrzewski J. Pradzieje Pomorza. Wroclaw, 1966; Olczak J., Siuchninski K. Zrodla archeologiczne do studiow nad wczesnosredniowiecznym osadnictwem grodowym na terenie wojewodztwa koszalinskiego. T. 1-2. Poznan, 1966-1968; Filiopwiak W. 1) Wollin (Wolin) und Kammin (Kamien Pomorski) im frühen Mittelalter // Lübecker Kolloquium zur Stadtarchäologie im Hanseraum. Bd. I: Stand, Aufgaben und Perspektiven / hrsg. von M. Gläser. Lübeck, 1997; 2) Some aspects of the development of Wolin in the 8th-11th centuries in the light of the results of new research // Polish Lands at the Turn of the First and the Second Millennia / red. P. Urbanczyk. Warsaw, 2004; Dulinicz M. Uwagi o poczatkach osrodkow handlowych na poludniowym brzegu Baltyku (VIII-IX w.) // Centrum i Zaplecze We Wczesnosredniowiecznej Europie Srodkowej / red. S. Mozdzioch. Wroclaw, 1999; Duczko W. Obecnosc skandynawska na Pomorzu i slowianska w Skandynawii we wczesnym sredniowieczu // Salsa Cholbergensis: Kolobrzeg w sredniowieczu / red. L. Leciejewicz, M. Rebkowski. Kolobrzeg, 2000.

40. И, кстати, история непрерывного возвышения Волина в IX-XI вв. прямо противоположна рассказу ал-Мас'уди: он пишет о распаде древнего политического объединения, а в случае с Волином мы видим историю непрерывного возвышения этого города, подчинявшего соседей. Так что расхождение между историей раннего Волина и нашим источником серьезное.

41. Новосельцев А.П. 1) Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-корр. РАН А.П. Новосельцева / Отв. ред. Т. М. Калинина. М., 2000. C. 471; 2) Восточные славяне и образование Древнерусского государства // История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 2000. С 47; Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье. С. 9.

42. Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 10.

43. Cynkalowski A. Materialy do pradziejow Wolynia i Polesie Wolynnskiego. Warszawa, 1961. S. 179.

44. МишинД.Е. Сакалиба. С. 63.

45. HarkavyA. Ya. Sur un passage des «Prairies d'Or» de Macoudi concernant l'histoire ancienne de Slaves. St-Petersbourg, 1881. S. 9.

46. См. например: Westberg F. Ibrahim Ibn Ja'küb's Reisebericht über die Slawenländer aus dem Jahre 965. Sankt-Petersburg, 1898. S. 49; Kowalski T. Relasja Ibrahima ibn Jakuba... S. 48, 56; Lewicki T. 1) Jeszcze o wieletach w opisie Slowianszczyzny arabskiego pisarza X w. Al-Mas'udiego // Pamietnik Slowianski: Czasopismo naukowe poswiecone slowianoznawstwu. Krakow, 1956. S. 108 - 110; 2) Obrzedy pogrzebowe poganskie Slowian // Archeologia. T. 5. 1955. S. 150; Левицкий Т. Малоизвестный западнославянский народ по описанию ал-Масуди // Ближний и Средний Восток. М., 1962; Widajewicz J. 1) Studia nad relacja... S. 18 -21; 2) Masudi o Wieletach // Pamietnik Slowianski.T. 2. Krakow; Wroslaw, 1951.

S. 55-82; MiquelA. La Géographie humaine du monde musulman jusq'ua milieu du XI-е siècle. Paris, La Haye, 1975. S. 314; БейлисВ. М. К вопросу о конъектурах и о попытках отождествления этнонимов и топонимов в текстах арабских авторов IX-XIII вв. о Восточной Европе // Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. Вып. 1. М., 1989. С. 57 - 58; МишинД.Е. Сакалиба... С. 37, 47 - 48. Примеч. 25.

47. Ковалевский А.П. 1) Абу-л-Хасан Алi ал-Масуди як вчений // Пращ вторичного ф-ту Харшвського держ. ун-ту. T. 5. Харшв, 1957. 2) Славяне и их соседи. - С. 62 - 79; Labuda G. Fragmenty dzieow Slowianszczyzny zachodniej. Poznan, 1960. S. 56; Мишин Д. Е. Сакалиба. С. 66 - 67; Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье. С. 9 - 10.

48. Bulin H. Nemecky prinos k dejinam polabskych slovanû // Vznik a pocatky slovanû. D. 3. Praha, 1958. S. 5, 71; SchuldtE. Die Ausgrabungen im Gebiet der «2 Alten Burg» vom Sukov, Kreis Teterow // Bodendenkmalpflege in Mecklenburg: Jahrbuch 1963. Meklenburg, 1963. S. 217 - 238; Herrmann J. Siedlung. Wirtschaft und gesellshaftliche Verhältnisse der slawischen Stämme zwischen Oder - Neisse una Elbe. Berlin, 1968. - S. 164. Единственное, что в истории лютичей может быть сопоставлено с рассматриваемыми известиями, - это только распад их «племенного союза» в середине IX в. (см. о нем: Die slaven in Deuncschland. Ein Handbuch. Hrsg. J. Herrmann. Berlin, 1985. S. 8), однако это событие сложно соотнести с известиями ал-Мас'уди и Ибрахима Ибн Йа'куба, так как они говорят о происхождении от названного «рода ас-сакалиба» всех остальных их «родов» (а так они называют славянские этнополитические объединения), что едва ли применимо к велетам-лютичам (ср. : Мишин Д.Е. Сакалиба. С. 66 - 67).

49. Мишин Д.Е. Сакалиба. С. 37, 67.

50. О том говорит, кстати, и сам Ибрахим Ибн Йа'куб в том месте своего труда, где он, бесспорно, описывает велетов-лютичей (МишинД.Е. Сакалиба. С. 37). По его словам, «они (велеты-лютичи - М.Ж.) не имеют царя и не позволяют управлять собой [одному] правителю, а осуществляющими власть среди них являются их старцы» (Kowalski T. Relasja Ibrahima ibn Jakuba. S. 50). Не будем сейчас вдаваться в вопрос, кого Ибрахим Ибн Йа'куб понимал под «старцами» («starsi» - перевод Т. Ковальского). Для нас важно указание на «коллегиальный» характер правления у лютичей и отсутствие у них сильной княжеской власти. О социальном статусе этих «старцев» см. в работе: Лукин П.В. Нарочитые мужи и старцы. О терминологии славянской «племенной знати» // Россия и Удмуртия: История и современность. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 450-летию вхождения Удмуртии в состав Российского государства. Ижевск, 20-22 мая 2008 г. / сост. и общ. ред. В.В. Пузанова и А.Е. Загребина. Ижевск, 2008.

51. Титмар Мерзебургский в начале XI в. указывал на то, что «всеми теми, которые вместе называются лютичами, никакой властитель единолично не управлял (Hiis autem omnibus, qui communiter Liutici vocantur, dominus specialiter non presidet ullus)»: Thietmari Merseburgensis episcope chronicon // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum. Nova Series. T. IX. B., 1935. Hg. von R. Holtzmann. Vl. 25 (18). S. 304. См. также: Титмар Мерзебургский. Хроника. В 8 кн. / Перевод с лат. И.В. Дьяконова. М., 2005. С. 103. Приношу

искреннюю благодарность П.В. Лукину, указавшему мне на это важное известие Титмара Мерзебургского.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52. Кстати, если признать, что под wlinb'b, от которых происходят остальные славянские «народы», Ибрахим Ибн Йа'куб подразумевает велетов-лютичей, то совершенно непонятным становится, почему он говорит о них в разных местах своего сочинения и называет их немного разными именами.

53. Labuda G. Fragmenty dzieów... S. 5б; Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 9.

54. Там же. С. б7. Ср.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica) I Вступ. статья, пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. СПб., 2000. С. б7.

55. См. о ней: Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование II Седов В.В. Избранные труды. С. 324 - 402.

56. MишинД.Е. Сакалиба. С. б3 - б5.

57. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).

58. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).

59. Некоторые ученые полагали, что здесь мы имеем дело не с именем, а с названием народа или страны. См. например: RatkosP. Pramene k dejinám Vel'kej Moravy. Bratislava, 19б8. S. 310; Shboul A. M. H. Al-Masüdi and his World. A Muslim Humanist and his Interest in non-Muslims. London, 1979. S. 185 - 18б.

60. Lelewel L. La geographie du Moyen Âge. T. 3. Bruxelles, 1852. S. 50; Гаркави А. Я. Сказания. С. 137; DornB. Caspia. Uber die Einfalle der alten Russen in Tabaristan II Mémoires dt l'Academie Impérial des Sciencts de St.-Pétersbourg. XII-e série. T. XXIII. №№ 1. St.-Pétersbourg, 1875. S. XXXIII; Hauptmann L. Dolazak hrvata II Zbornik kralja Tomislava. Zagreb, 1925. S. 10б; MавродинВ. В. Образование Древнерусского государства. С. 218; Pritsak O. The origin оf Rus. Harvard, 1981. S. 142, 17б; КотлярH. Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах. Киев, 198б. С. 54; Новосельцев А.П. 1) Образование Древнерусского государства. С. 472; 2) Восточные славяне . С. б1 - б2 и т. д.

61. Charmoy M. Relation de Mas'oudy. S. 97, Lewicki T. Panstvo wislan-chorwatów w opisieal-Mas'udi'ego II Sprawozdania Polskiej Akademii Umiejetnosci. T. 49. 1948. S. 22 - 34; Ковалевский А. П. Славяне и их соседи. С. 71.

62. MишинД.Е. Сакалиба. С. б8 - б9.

63. Там же. С. б9 - 70.

64. Книга Aхмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. I Статьи, перевод и комментарии АП. Ковалевского. Харьков, 195б. С. 121 - 148.

65. Исследователем подготовлен полный комментированный перевод всех известий ал-Мас'уди о славянах и их соседях в Восточной и Центральной Европе, который увидит свет в третьем томе ежегодника Rossica antiqua: Исследования и материалы I Отв. ред. AÄ. Дворниченко, AB. Майоров. СПб.

66. Устное разъяснение Е.С. Галкиной.

67. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).

68. Обзор историографии см.: MишинД.Е. Сакалиба. С. б 9 - 70. Из не учтенных Д.Е. Мишиным отметим позицию A.^ Новосельцева, который прочитал имя этого славянского правителя как ал-Олванг и отождествил его с летописным Олегом: Новесельцев А.П. 1) Образование Древнерусского государства. С. 472; 2) Восточные славяне. С. б2.

69. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).

70. Мишин Д.Е. Сакалиба. С. 70.

71. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).

72. Что же касается «имени» первого из трех славянских правителей, названных ал-Мас'уди, и его семантики - ад-дайр - «<правитель> духовного центра, места нахождения храма ас-сакалиба», а также следующего за рассказом о «трех славянских правителях» рассказа о славянских языческих храмах, которые соблазнительно связать с широко известными храмами балтийских славян, то их в свете всего вышесказанного также следует искать, увы, не в Балтийском Поморье, а где-то в Центрально-Восточной Европе. Например, в Прикарпатье, где последние исследования выявили значительный славянский культовый центр с рядом значительных храмов. См.: РусановаИ.П., ТимощукБ.А. Языческие святилища древних славян. М., 2007.

73. Если же видеть в нем (или хотя бы в каких-то его частях) отражение информации о Балтийском Поморье, то совершенно невозможно объяснить тот факт, что ни ал-Мас'уди, ни кто-либо из его предшественников или современных ему авторов, а равно и авторов еще весьма долгого времени не знал о существовании Балтийского моря и ни разу не упомянул его. Не знали арабские авторы того времени и ни о каких народах, живших в районе Балтийского моря, и вообще - севера Восточной Европы: Галкина Е.С. 1) Тайны Русского каганата. М., 2002. С. 72 - 81; 2) Номады Восточной Европы: этносы, социум, власть (I тыс. н. э.). М., 200б. С. 204 - 207 и др.

74. См. например: Ключевский В.О. Курс русской истории. - С. 122-124; Westberg F. Ibrahim Ibn Ja'küb's. S. 47; Motyliñski A. de C. Chroniqued'Ibn Saghirsur les imams rostemidesde Tahert II Fctes du XIV-e Congrès des orintalistes. Alger, 1905. III partie. Paris, 1908. S. 10 - 11; ТретьяковП.Н. Восточнославянские племена. М., 1953. С. 298; Labuda G. Okres «wspólnoty» slowianskej w swietle zrodel I tradycji historycznej II Slavia Antiqua. Poznan, 1948. I. S. 203-225; Фроянов И.Я. К истории. С. 724 - 727; Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 8 - 11 и сл. и т. д.

75. Д.Е. Мишин недавно подверг его критике, указывая на то, что «поиск в.линана на Волыни, однако, наталкивается на ряд возражений. Можно ли поручиться, что в первой половине Х в. славяне Центральной Европы или славяно-германского региона (именно оттуда получил, по мнению Д.Е. Мишина, ал-Мас'уди информацию о в.линане - М.Ж. ) еще помнили о событиях на Волыни приблизительно четырехвековой давности (господство дулебов до прихода авар). Такое, конечно, возможно, но почему тогда название народа выступает не в оригинальной, употреблявшейся тогда форме, а в другой, которая появилась позднее, в иных исторических условиях? (Мишин Д.Е. Сакалиба. С. бб). Однако эти сомнения ученого совершенно безосновательны и основаны на том, что он следует за распространенным в историографии, но неверным отождествлением дулебского и волынянского союзов и отнесению их (точнее - его) к доа-варскому времени. На деле же союз волынян как раз и пришел на смену дулеб-скому, разгромленному аварами, и существовал, как будет показано ниже, существенно позже аварского нашествия.

76. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисципли-

нарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001. С. 51 - 70.

77. Назаренко А.В. 1) Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 14; 2) Древняя Русь. С. 54 - 55.

78. Lehr-Splawinski T. Najstrsze nazwy plemion polskich w obych zrodlach // Jezyk Polski. Т. 41. Krakow, 1961. - S. 265; Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники. С. 34 - 35. Коммент. 40.

79. Они упоминаются в летописи в связи с событиями конца Х - начала XI в.: Лаврентьевская летопись. Стб. 81, 150; Ипатьевская летопись. - Стб. 69, 137. Позднее в этом регионе существовала Червенская земля, упоминаемая в Ипатьевской летописи: Ипатьевская летопись. Стб. 746. Эта же летопись называет и жителей этой земли - червян: Ипатьевская летопись. Стб. 487. Но возникновение самих этих понятий - точнее - названия, очевидно, следует относить к гораздо более раннему времени - к эпохе, предшествовавшей формированию городов-государств, называвшихся в древнерусских источниках в своем территориально-политическом значении землями. По всей видимости, жившее здесь славянское «племя» червян при произошедшей на рубеже Х - XI вв. смене общественно-политического устройства - возникновении городов-государств (ФрояновИ.Я., ДворниченкоА.Ю. Города-государства. С. 39-40) - дало название новому политическому объединению, возникшему в регионе - Червенс-кой земле. В этом плане судьба имени червян аналогична судьбе имени волынян, которое дало название Волынской земле. Укрепленное городище в Черве-не возникло еще в середине Х в. (Куза А.В. Древнерусские городища X-XIII вв. Свод археологических памятников. М., 1996. С. 153), то есть до включения этих земель в состав Киевской Руси. Этот город был, очевидно, центром червян, подобно тому, как город Волынь был центром волынян. О Червенских градах и их истории см. выполненные с разных позиций исследования: Лонгинов А.В. Червенские города. Варшава, 1885; Исаевич Д.Я. 1) Тертщия i населения «Чер-веньских градов» (X-XIII ст.) // Украшский юторичний збiрник. Ктв, 1971. Вип. 1; 2) «Грады Червенские» и Перемышльская земля в политических взаимоотношениях между восточными и западными славянами (конец IX - начало XI в.) // Исследования истории славянских и балканских народов. Эпоха средневековья. М., 1972; Poppe A. Grody Czerwienskie // Slownikstaroziytnosci slovianskich. Т. 2. Wroclav etc., 1964.; КотлярН.Ф. Формирование территории и возникновение городов в Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. Киев, 1985. С. 24 - 33.

80. Labuda G. Okres «wspolnoty» slowianskej... S. 203-225; Горский А.А. Баварский географ и этнополитическая структура восточного славянства // Древнейшие государства Восточной Европы. 1995 год. М., 1997. С. 277 - 278; Крип '-якевич 1.П. Галицько-Волынское князiвство. Львiв, 1999. С. 29, 81, 84; Войтович Л.В. 1) Черв'яни у працях 1.Крип'якевича (До питання про початок державносп) // Украша: культурна спадщина, нацюнальна свщомють, дер-жавшсть. Т. 8. 1ван Крип'якевич у родиннш традицп, наущ, суспшьствг Львiв, 2001. С. 818 - 822; 2) Восточное Прикарпатье. С. 23.

81. Рядом с Zerivani - червянами в «Баварском географе» названы и собственно волыняне - Velunzani (Назаренко А.В. 1) Немецкие латиноязычные

источники. С. 14; 2) Древняя Русь. С. 54 - 55). Это объясняется очень сложным характером структуры памятника: в нем зачастую вперемешку названы славянские этнополитические объединения разного уровня без какого бы то ни было их разграничения (см. подробнее в примеч. 90).

82. В этой связи можно в порядке рабочей гипотезы высказать одно предположение: по мнению ряда ученых, рассказ ал-Мас'уди о В.линана восходит к одному из арабских авторов IX в., побывавших в византийском плену: Мусли-му ал-Джарми или Харуну Ибн Йахье (Новосельцев А.П. 1) Образование Древнерусского государства. С. 471 - 472; 2) Восточные славяне. С. 47 - 48), то есть, в конечном счете, к византийской традиции. К ней же, судя по всему, восходит (через Мефодия и его учеников) в ряде своих частей и «Баварский географ». Поэтому вполне логично допустить, что эти практически совпадающие пассажи в наших источниках являются отражением единой - византийской, в конечном счете, - традиции. Однако настаивать на этом предположении мы сейчас не считаем возможным. Вопрос требует дальнейшего серьезного изучения (так, Д.Е. Мишин, например, связывает рассказ ал-Мас'уди о В.линана с западными источниками: Мишин Д.Е. Сакалиба. С. 68 и сл. Однако основным его аргументом в пользу такого предположения является предложенное им фантастическое отождествление Маджка с Карлом Великим, не имеющее под собой никаких оснований, о чем ниже будет еще сказано). Уязвимым местом данной версии является наличие аналогичного рассказа еще и у Ибрахима Ибн Йа'куба, который черпал информацию о славянах в основном из западных источников. Хотя мы, разумеется, не можем с исчерпывающей точностью сказать, что он не мог пользоваться теми же источниками, что и ал-Мас'уди. Вопрос остается открытым.

83. Червяне - это, по всей видимости, часть волынян, возможно, господствовавшая в течение некоторого времени в их этнополитическом объединении (Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье... С. 11), название которой связано (как и имя части хорватов белые хорваты) с цветовой географической семантикой. Красный цвет указывал обычно на южное расположение того этноса или политического объединения, в названии которого фигурировал: Майоров А.В. Константин Багрянородный о происхождении и ранней истории хорватов: Великая Хорватитя и белые хорваты // Rossica ап^иа: Исследования и материалы. 2006 / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко, А.В. Майоров. СПб., 2006. То, что подобные - «червонные» - названия славянских «племен» были распространены в раннем средневековье, подтверждает летопись попа Дукляни-на, упоминающего о существовании в Далмации Червонной Хорватии: ШишиЬ Ф. Летопис попа Дукъянина. Београд, 1928. С. 16 - 18.

84. См.: Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 122 - 124; Нидерле Л. Славянские древности. С. 169 - 170; ГрушевськийМ. С. Iстрiя Украши-Руси. Т. I. Кшв, 1991. С. 377; Греков Б. Д. 1) Борьба Руси за создание своего государства. М.; Л., 1945. С. 25 - 31; 2) Киевская Русь. М., 1953. С. 441 - 443; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. С. 85 - 86; Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. С. 297 - 298; Седов В.В. Восточные славяне. С. 93 - 94; ФрояновИ.Я. К истории зарождения. С. 724 - 727; СвердловМ.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003.

С. 92; Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 8 - 12 и т. д.

85. См. например: HarkavyA. Travaux de la III-e Session du Congres international des Orientalistes. Т. 2. SPb., 1876. S. 335; Ключевский В.О. Курс русской истории. С. 122 - 124; Marquart J. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge. Leipzig, 1903. S. 147; БрайчевськийМ. Ю. Про етшчну принадлежшсть черняхiвськоi культури // Археология. Т. 10. Ктв, 1957. С. 122 - 125 и т. д.

86. Лаврентьевская летопись. Стб. 11 - 13; Ипатьевская летопись. Стб. 8 - 9. При этом молчание летописей о существовании в VIII-IX вв. значительного этнополитического объединения юго-восточных славян во главе с волынянами, на наш взгляд, не может служить аргументом в пользу альтернативных отождествлений В.линаны, так как ни о Волине, ни о лютичах и т. д. известий, которые можно было бы поставить в параллель к рассказу ал-Мас'уди, также не имеется. А отождествление В.линаны ал-Мас'уди именно с волынянами подтверждается и параллельным сообщением «Баварского географа», и археологическими материалами, и всей системой логики географии «славянского рассказа» ал-Мас'уди, позволяющей уверенно локализовать этот славянский «род» именно в Центрально-Восточной Европе, а не на Балтийском Поморье. Да и едва ли волыняне особо интересовали древнерусских летописцев. Ср.: Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 10.

87. Седов В.В. Древнерусская народность. С. 46 - 50.

88. О причинах образования этого союза мы можем лишь догадываться. В историографии отмечалось, что привести к объединению ряда славянских «племен» в одно целое под главенством волынян могла борьба с Византией или с кочевниками. См. например: Ключевский В.О. Курс русской истории. С. 124; ФрояновИ.Я. К истории зарождения. С. 726. Не оспаривая важности ни того, ни другого, следует отметить, что к образованию подобных союзов вели, в первую очередь, закономерности внутреннего социально-политического развития. Тем более, что никакая борьба с Византией в этот период Волынью не велась, а после нашествия авар ей не угрожали и кочевники.

89. HarkavyA. Travaux de la III-e Session. S. 335; Marquart J. Osteuropäische und ostasiatische... S. 147; Брайчевський М.Ю. Про етшчну принадлежшсть... С. 122 - 125.

90. HarkavyA. Ya. Sur un passage. S. 8; Niederle L. Slovanske starozitnosti. Т. IV Praha, 1924. S. 79.

91. CharmoyM. Relation de Mas'oudy. S. 94.

92. Вестберг Ф. Комментарий на записку Ибрагима Ибн-Якуба о славянах. СПб., 1903. С. 60.

93. Labuda G. Okres «wspolnoty» slowianskej... S. 224 - 225.

94 Мишин Д.Е. Сакалиба.. .С. 67.

95. Там же. С. 67-68. Такое отождествление является совершенно фантастическим, так как полностью игнорирует контекст рассказа ал-Мас'уди об этом славянском правителе и распаде возглавляемого им политического объединения, описанного как внутренний процесс славянского мира.

96. Ср. : Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье... С. 11.

97. В то же время в именослове балтийских славян никаких подобных имен не зафиксировано, что говорит о невозможности отождествления этого сла-

вянского князя с каким-либо правителем Волина или лютичей.

98. Назаренко А.В. 1) Немецкие латиноязычные источники. С. 14; 2) Древняя Русь. С. 55.

99. Структура этого памятника очень сложная и далеко еще не ясна современной науке (ее анализ с разных позиций см. в работах: Keltsch V. von. Der bairische Geograph II Alpreussische Monatschr. № 23. 188б; Kralicek A. Der sogenannte bairische Geograph und Mahren II Zeitshrift der Vereins für die Geschichte Mahrens und Schlesiens. Т. 2. 1898; Kucharski E. Polska w zapisce karolinskiej zwanej niewlasciwie «geografem bawarskim» II Pamietnik IV powszechnego Zjazdu historykow polskich. T.1. Lwów, 1925; Fritze W. Die Datierung des Geographus Bavarus II Zeitschrift für Slavische Philologie. Bd. 21. Heft. 2. Berlin, 1952; Lowmianski H. 1) O pochodzeniu Geografa bawarskiego II Roczniki historyczne. R. 20. 1951-1952; 2) O identyfykacji nazw Geografa bawarskiego II Studia Zródloznawcze. T. 3. 1958;ХеррманЙ. Ruzzi. Forsderen liudi. Fresiti. К вопросу об исторических и этнографических основах «Баварского географа» (первая половина IX в.) II Древности славян и Руси: к 80-летию акад. Б.А. Рыбакова I Отв. ред. Б.А. Тимощук. М., 1988; Горский А.А. Баварский географ.; Седов В.В. Древнерусская народность. С. бЗ - б5; Назаренко А.В. 1) Немецкие латиноязычные источники. С. 13 - 51; 2) Древняя Русь. С. 51 - 70; Томенчук Б. Рiчковi шляхи в геополггачних зв'язках Центральна i Схвджл Свропи доби Се-редньовiччя (за Баварським Географом) II Етногенез та рання iсторiя слов'ян: Новi науковi концепцп на зламi тисячолиъ. Львiв, 2001 и т. д.). Далеко не все названные в нем этнонимы и политонимы можно уверенно отождествить с известными по другим источникам. Можно полагать, что он зачастую называет в едином перечне славинии разного порядка: первичные и вторичные (состоявшие из объединений более низкого уровня). Поэтому не все из них удается найти в других источниках: они - особенно это относится к «Повести временных лет» - называют лишь славинии второго уровня. Ср.: Седов В.В. Древнерусская народность. С. б4 - б5.

100. Их упоминает и Константин Багрянородный в числе славиний, подчиненных русам (Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 45, 157), что свидетельствует об их проживании на востоке Волынской земли (о том же говорит указание Константина Багрянородного на их соседство сультинами (уличами), дервленинами (древлянами) и пачинакитами (печенегами): Там же. С. 157. См. также на с. 390. Коммент. 15 (автор: Б.Н. Флоря)), так как только при условии такой локализации они могли находиться в середине Х в. в подчинении Руси (Волынская земля в то время ее состав еще не входила). По всей видимости, это одна из ветвей большого праславянского - такого же, как хорваты и дулебы - этнополитического союза лендзян (название происходит от общеславянского *led- (ср: leda - «необработанное поле»). Лендзяне -это, следовательно «жители необработанной земли»: Lehr-Spiawinski T. Ledzice - Ledzanie - Lachowie II Opuscula Casimiro Tymienniecki septuagenario dedicate. Poznan, 1959), распавшегося в ходе великого славянского расселения. Сказать с уверенностью, проживали ли лендзяне «Баварского географа» и Константина Багрянородного, нельзя. Вполне возможно, что они говорят о разных группировках этого древнего этнополитического массива. Некоторые ученые полагали, что Константин Багрянородный называет лендзянами все население Волын-

ской земли в целом (с некоторыми различиями: Lowmianski H. Ledzanie // Slavia Antiqua. Т 4. Poznan, 1953.; Dulebowie-Ledzianie-Chorwaci. Z zagadnien osadnictwa plemiennego i stosunkow politycznych nad Bugiem, Sanem i Wisla w X wieku // Przeglad Historyczny. Warszawa, 1967. R. 67, N° 2), либо что он так называет радимичей (Ильинский Г.А. Кто были kevSßvivoi Константина Багрянородного? // Slavia. 1925-1926. T. IV). Однако эти построения необоснованы (Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 316 - 317 . Коммент. 20 (авторы: Б.Н. Флоря, В.Я. Петрухин, Е.А. Мельникова), С. 390. Коммент. 15 (автор: Б.Н. Флоря). Скорее всего, Константин Багрянородный называет лендзянами небольшое восточнославянское этнополитическое объединение, проживавшее на востоке Волынской земли и подвластное уже в то время Киеву (Волынская земля в целом была завоевана Киевом, очевидно, лишь при Владимире).

101. Назаренко А.. 1) Немецкие латиноязычные источники. С. 14; 2) Древняя Русь. С. 55.

102. Хотя, впрочем, это уже не Волынь: граница между волынскими «племенами» и хорватскими четко прослеживается по вододелу бассейнов Западного Буга и Припяти с бассейнами Сана и Днестра, в дохристианский период у них различие в могильниках. Теребовляне относились к числу хорватских «племен». Приношу искреннюю благодарность Л.В. Войтовичу, указавшему мне на этот нюанс.

103. Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 17 - 26.

104. Определенная работа в этом направлении уже проделана Л.В. Войтовичем: Войтович Л.В. Етнотерик^альна шдоснова...

Первый тематический книжный магазин по «украинскому» вопросу.

Высылаем каталог по почте и поможем с приобретением мелкооптовых партий книг.

- Ульянов Н. «Происхождение украинского сепаратизма»

- «Русская Галиция и "мазепинцы"»

- Сидоренко С. «Украина - тоже Россия»

- Чуев С. «Украинский Легион»

- Геровский Г. «Язык Подкарпатской Руси»

- Аристов Ф. «Литературное развитие Подкарпатской Руси»

- Поп И. «Энциклопедия Подкарпатской Руси»

- Журнал «Русин» и многое другое...

Совместный проект сайтов «Единая Русь» (www.edrus.org), «Украинские страницы» (www.ukrstor.com) и «Малорусской народной исторической библиотечки» (mnib.malorus.org).

Адрес магазина в Интернете: http://magazin.malorus.org е_таЛ: magazin@malorus.org Тел.: +7 (903) 53 44 218

Адрес: Россия 109028 Москва. До востребования. Предъявителю ОЗП 5 ВЧ 1196995

ЕДИНЫИ КНИЖНЫЙ

интернет-магазин

Книги в наличии:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.