ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
63
УДК 94(47).01 М.И. Жих
ОБРАЗ СЛАВЯНСКОГО ПРАВИТЕЛЯ МАДЖКА И ВОЗГЛАВЛЯЕМОГО ИМ «РОДА» ВЛИНАНА В СОЧИНЕНИИ АЛ-МАСУДИ «ЗОЛОТЫЕ КОПИ И РОССЫПИ САМОЦВЕТОВ»1
Анализируются известия арабских авторов ал-Мас'уди и Ибрахима ибн Йа'куба о славянском этнополитиче-ском союзе в.линана, возглавляемом князем Маджком, которые сопоставляются с известиями «Баварского географа» о славянском королевстве сериваны и археологически фиксируемым процессом расселения славян с Волыни в соседние регионы в УШ-1Х вв.
Ключевые слова: Волынь, ал-Мас'уди, Ибрахим ибн Йа'куб, «Баварский географ», славяне, князь, луки-райковецкая археологическая культура.
Одним из посвящённых раннесредневековым славянам восточных известий, интерпретация которого пока ещё не может быть признана до конца удовлетворительной, является рассказ арабского автора ал-Мас'уди (ум. ок. 956/957 г.) о славянском «народе» в.линана, который, на наш взгляд, следует отождествлять с летописными волынянами, имевшем некогда своё значительное этнополитиче-ское объединение, которое возглавлял правитель по имени Маджк. В своих «Золотых копях и россыпях самоцветов» (ок. 947 г.) он сообщает: «И эти <язычники> (ас-сакаклиба - славяне. - М.Ж.) разделяются на разные роды: из них род, у которого с глубокой древности была государственность. Был у них царь, которого называли Маджк (Маджл). И этот род называется в.линана. В древности за этим родом следовали остальные роды ас-сакалиба <по смыслу: этот род наиболее знатен из ас-сакалиба, т.к. у них впервые появилась государственность^ так как именно у них <в.линана> был царь, и другие их цари подчинялись ему (выделено мной. - М. Ж.)».
И далее: «И ас-сакалиба много родов и разновидностей. Эта наша книга не подходит для описания всех их разновидностей и различных их разветвлений. Ранее мы упомянули известие о царе, которому подчинялись все их цари в древности, и это Маджк <царь> в.линана. И этот род один корень из корней <т.е. одна из главных династий> ас-сакалиба, почитаемый в их родах. И это идет у них с древности. Затем появились разногласия между их родами, и исчез их порядок <иерархия>. И их роды стали враждебны друг другу. Царь каждого их рода является царем, как мы упомянули, из их царей, по причине, о которой долго рассказывать (выделено мной. -М. Ж.)»2.
Аналогичный рассказ есть и у Ибрахима ибн Йа'куба ал-Исраили ат-Туртуши (до 912/913 - после 966) - еврейского купца из Тортосы, посетившего в 965 г.3 славянские земли в Центральной Европе, а точнее - по всей видимости - Чехию и земли ободритов4. Непосредственно сочинение Ибрахима ибн Йа'куба до нас не дошло, но сохранились выписки из него, содержащиеся в сочинениях более поздних авторов: ал-Бекри (XI в.), ал-Нимарига (XI в.), ал-Казвини (XIII в.), ибн Саида (XIII в.)5. Правда, название волынян у Ибрахима ибн Йа'куба звучит несколько иначе, чем у ал-Мас'уди -Wlinb'b, а имя его правителя - Maha . В остальном они практически совпадают.
Вопрос о том, с каким славянским этнополитическим объединением связывать эти известия арабских источников вызвал большие споры. Их пытались связать с поморским городом Волином7. Однако эта гипотеза не выглядит убедительной: в Поморье не было никакого славянского «племени» с подобным названием, а сам Волин становится значительным экономическим и политическим центром только со второй половины и особенно с конца Х в., хотя возник, судя по последним данным, ещё в первой половине IX в.8 Таким образом, расцвет этого города начался во времена, последующие за написанием сочинения ал-Мас'уди9, а не предшествующие ему. И у нас нет достаточных оснований для того, чтобы удревнять его историю как значительного экономического и политического центра и относить её к временам, предшествующим написанию рассматриваемых восточных источников10.
Ещё более нелепо11 отождествление славянского этнополитического объединения этих арабских известий с Великой Моравией, также предлагавшееся исследователями12, так как оно является совершенно произвольным, тем более что у ал-Мас'уди Великая Моравия названа под собственным именем13. А.Я. Гаркави столь же безосновательно, на наш взгляд, отождествил в одной из своих работ
64_М.И. Жих_
2011. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
в.линану ал-Мас'уди с Валахией14. Предлагалось отождествление названного у ал-Мас'уди и Ибрахи-ма ибн Йа'куба славянского народа с велетами-лютичами, возможное, по мнению некоторых учёных, с позиций арабской графики15. Однако и оно не представляется основательным16. Нет никаких оснований говорить о том, что лютичи некогда главенствовали над неким значительным славянским этнополитическим объединением, впоследствии распавшимся17. А для восточноевропейских волынян это подтверждается археологическими материалами, о чём ниже будет ещё сказано. Да и о сильной княжеской власти у лютичей и о существовании у них когда-либо такого великого правителя, как тот, о котором говорят наши авторы, также ничего неизвестно из других источников18, а между тем, «племя» это описано в них весьма подробно. И даже более того: источники, как восточные19, так и западноевропейские20, согласно говорят об отсутствии у лютичей сильной княжеской власти. Что же касается конъектуры, позволяющей интерпретировать названный у наших авторов славянский народ как велетов, то она является искусственной и не имеющей достаточных оснований21.
Д.Е. Мишин недавно попытался отождествить в.линану ал-Мас'уди и ЖИпЪЪ Ибрагима ибн Якуба с венетами, которые у Иордана (VI в.) выступают в качестве предков всех славянских народов22. Однако это предположение также едва ли основательно: ни в каких иных источниках, кроме очень раннего сочинения Иордана, венеты в качестве предков всех славянских этносов (или какой-то значительной их части) не фигурируют. В более поздних относительно сочинения Иордана западных источниках венетами (вендами) всегда называется лишь определённая группа славян23 и нет даже намёка на то, что когда-то они (венеты) властвовали над другими славянами, или имели в древности своё значительное политическое объединение.
Отождествление в.линана ал-Мас'уди и ЖИпЪЪ Ибрахима ибн Йа'куба именно с восточноевропейскими волынянами24 представляется на сегодняшний день наиболее убедительным25. Это отождествление подтверждается и уникальным сообщением «Баварского географа» - анонимного памятника, созданного, как показал А. В. Назаренко, в швабском монастыре Райхенау в 70-е гг. IX в. - в период нахождения там Мефодия со своими учениками, от которых и была получена, по всей видимости, его автором столь подробная информация о множестве славянских (в основном) этнополитиче-ских объединений в Центральной и Восточной Европе26. В этом источнике говорится: «Сериваны -это королевство столь [велико], что из него произошли все славянские народы и ведут, по их словам, [своё] начало»27.
Наиболее убедительным является объяснение названия сериваны (Zerivani) от слав. *Сьгу)апе28 -червяне, что говорит о том, что «королевство» (regnum) это следует помещать в районе летописных Червенских градов29, то есть на Волыни30. Смысловая параллель обоих рассказов - ал-Мас'уди и Ибрахима ибн Йа'куба, с одной стороны, и «Баварского географа» - с другой, - является полной: и там и там говорится о существовании у славян в прошлом некоего значительного этнополитического объединения, от которого происходят многие славянские народы. А расположение этих двух «народов-прародителей», хоть и названных немного по-разному в одном регионе, делает тождество полным31.
Идея о существовании на Волыни значительного этнополитического объединения волынян представляется вполне убедительной32. В вопросе о времени его существования на помощь приходит археология, материалы которой полностью подтверждают сообщения наших письменных источников: в VШ-IX вв. из ареала луки-райковецкой культуры выделяется ряд локальных культур, из которых вырастают культуры летописных волынян, древлян, дреговичей, полян33. Эта археологическая картина, по всей видимости, отразила процесс распада этнополитического союза, возглавляемого волынянами, описанный нашими источниками.
В литературе не раз пытались идентифицировать личность славянского князя Маджка (Мадж-ла) - правителя в.линаны. Его пытались отождествить с Мезамиром34 или Мусокием35 - славянскими правителями VI в., известными по византийским источникам, с польским королём Мешко I (960-992)36, с библейским Мешехом37, с легендарным древнесербским правителем38, Само39 или даже с Карлом Великим40, в подчинении державы которого находился ряд славянских этносов. Однако такие отождествления безосновательны: часть из них - с Само, Мешко I, Карлом Великим и т. д. - в силу того, что речь в источнике, по-видимому, всё же идёт о будущей Волынской земле, а часть - с Меза-миром, Мусокием и т. д. - ещё и в силу относительно позднего существования союза волынян, показанного выше. К тому же, все эти отождествления страдают произвольностью: их авторы фактически игнорируют тот факт, что Маджк (Маджл) назван в источнике правителем славянского «рода»
в.линана. Но само по себе сходство имени этого легендарного правителя древних волынян, сильно искажённого в арабской передаче с именами славянских правителей раннего средневековья, зафиксированными в аутентичных византийских и иных источниках (Мусокий, Мезамир, Мешко и т. д.), очень любопытно. Тем не менее, отождествить его с каким-либо конкретным лицом, известным по другим источникам, пока не представляется возможным41. Любопытно в данном случае то, что зафиксированные в источниках параллели к имени Маджка (Маджла) относятся преимущественно к соседним с Волынью регионам славянского мира и подтверждают таким образом правильность именно волынской локализации в.линана ал-Мас'уди.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Выражаю искреннюю благодарность всем тем, кто своими советами, замечаниями и материалами оказал мне помощь в работе над этой статьёй: А.В. Майорову (Санкт-Петербург), Е.С. Галкиной (Москва), П.В. Лукину (Москва), Л. В. Войтовичу (Львов), М. Парчевскому (Краков).
2 Я пользуюсь его ещё неопубликованным переводом, выполненным д.и.н., доц. кафедры истории факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета Еленой Сергеевной Галкиной, которая любезно мне его предоставила ещё до публикации. Пользуясь случаем, выражаю ей за это свою глубочайшую благодарность. См. также: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 135-138; Lewicki T. Swiat slowianski w oczach pisarzy arabskich // Slavia Antiqua. Poznan, 1940/1950. Т. 2. S. 355-360.
3 Эта датировка является наиболее убедительной: Вестберг Ф. Комментарий на записку Ибрагима ибн Якуба о славянах. СПб., 1903. С. 77, 78; Kowalski T. Relasj^. Ibrahima ibn Jakuba z podrozy do во krajow slowianskich w przekazie Al-Bekrego. Krakow, 1946. S. 40-41; Widajewicz J. Studia nad relacja o Slowianach Ibrahima ibn Jakuba. Krakow, 1946. S. 10-14; Ковалевский А.П. Славяне и их соседи в первой половине Х в. по данным аль-Масуди // Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений. М., 1973. С. 63; Мишин Д.Е. Са-калиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002. С. 36, 37, 47, примеч. 23.
4 Там же. С. 37.
5 Куник А.А., Розен В.Р. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878; Lewicki T. Op. cit. S. 356-367.
6 Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье во второй половине I тыс. н. э. Начальные этапы формирования государственности // Rossica antiqua: Исследования и материалы. 2006 / отв. ред. А.Ю. Дворниченко, А.В. Майоров. СПб., 2006. С. 9.
7 См., напр.: Charmoy M. Relation de Mas'oûdy et d'autre auteurs musulmans sur les anciens Slaves. Paris, 18321833. S. 84; Lowmianski H. Posz^tki Polski. Warszawa, 1964. Т. 2. S. 358.
8 О возникновении и ранней истории Волина см. : Filiopwiak W. Wollin (Wolin) und Kammin (Kamien Pomorski) im frühen Mittelalter // Lübecker Kolloquium zur Stadtarchäologie im Hanseraum. Bd. 1: Stand, Aufgaben und Perspektiven / Hrsg. von M. Gläser. Lübeck, 1997; Idem. Some aspects of the development of Wolin in the 8th-11th centuries in the light of the results of new research // Polish Lands at the Turn of the First and the Second Millennia / Red. P. Urbanczyk. Warsaw, 2004; Dulinicz M. Uwagi o pocz^tkach osrodkow handlowych na poludniowym brzegu Baltyku (VIII-IX w.) // Centrum i Zaplecze We Wczesnosredniowiecznej Europie Srodkowej / Red. S. Mozdzioch. Wroclaw, 1999; Duczko W. Obecnosc skandynawska na Pomorzu i slowianska w Skandynawii we wczesnym sredniowieczu // Salsa Cholbergensis: Kolobrzeg w sredniowieczu / Red. L. Leciejewicz, M. Rçbkowski. Kolobrzeg, 2000.
9 И, кстати, история непрерывного возвышения Волина в IX-XI вв. прямо противоположна рассказу ал-Мас'уди: он пишет о распаде древнего политического объединения, а в случае с Волином мы видим историю непрерывного возвышения этого города, подчинявшего соседей. Так что расхождение между историей раннего Волина и нашим источником серьёзное.
10 Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. / отв. ред. Т.М. Калинина. М., 2000. C. 471; Его же. Восточные славяне и образование древнерусского государства // История России с древнейших времён до конца XVII в. / отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 2000. С. 47; Войтович Л.В. Указ. соч. С. 9.
11 Там же. С. 10.
12 Cynkaiowski A. Materialy do pradziejow Wolynia i Polesie Wolynnskiego. Warszawa, 1961. S. 179.
13 Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 63.
14 Harkavy A.Ya. Sur un passage des «Prairies d'Or» de Maçoudi concernant l'histoire ancienne de Slaves. Sankt-Petersburg, 1881. S. 9.
15 См., напр.: Westberg F. Ibrahim Ibn Ja'küb's Reisebericht über die Slawenländer aus dem Jahre 965. Sankt-Petersburg, 1898. S. 49; Kowalski T. Op. cit. S. 48, 56; Lewicki T. Jeszcze o wieletach w opisie Slowianszczyzny arabskiego pisarza X w. Al-Mas'udiego // Pamiçtnik Slowianski: Czasopismo naukowe poswiçcone slowianoznawstwu. Krakow, 1956. S. 108-
66 М.И. Жих
2011. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
110; Idem. Obrzedy pogrzebowe poganskie Slowian II Archeologia, 1955. T. 5. S. 150; Его же. Малоизвестный западнославянский народ по описанию ал-Масуди II Ближний и Средний Восток. М., 1962; Widajewicz J. Studia nad relacja... S. 18-21; Idem. Masudi o Wieletach II Pamiçtnik Slowianski. Kraków; Wroslaw, 1951. Т. 2. S. 55-82; MiquelA. La Géographie humaine du monde musulman jusq'ua milieu du XI-e siècle. Paris, La Haye, 1975. S. 314; Бейлис В.М. К вопросу о конъектурах и о попытках отождествления этнонимов и топонимов в текстах арабских авторов IX-XIII вв. о Восточной Европе II Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. М., 1989. Вып. 1. С. 57, 58; Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 37, 47, 48, примеч. 25.
16 Ковалевский А.П. Абу-л-Хасан Алi ал-Масуди як вчений II Пращ вторичного ф-ту Харшвського держ. ун-ту. Харшв, 1957. Т. 5; Его же. Славяне и их соседи... С. 62-79; Labuda G. Fragmenty dzieów Slowianszczyzny zachodniej. Poznan, 1960. S. 56; Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 66, 67; Войтович Л.В. Указ. соч. С. 9, 10.
17 Bulin H. Nemecky prinos k dejinam polabskych slovanù II Vznik a pocatky slovanù. D. 3. Praha, 1958. S. 5, 71; Schuldt E. Die Ausgrabungen im Gebiet der «2 Alten Burg» vom Sukov, Kreis Teterow II Bodendenkmalpflege in Mecklenburg: Jahrbuch 1963. Meklenburg, 1963. S. 217-238; Herrmann J. Siedlung. Wirtschaft und gesellshaftliche Verhältnisse der slawischen Stämme zwischen Oder - Neisse una Elbe. Berlin, 1968. S. 164. - Единственное, что в истории лютичей может быть сопоставлено с рассматриваемыми известиями - это только распад их «племенного союза» в середине IX в. (см. о нём: Die slaven in Deuncschland. Ein Handbuch I Hrsg. J. Herrmann. Berlin, 1985. S. 8), однако это событие сложно соотнести с известиями ал-Мас'уди Ибрахима ибн Йа'куба, так как они говорят о происхождении от названного «рода ас-сакалиба» всех остальных их «родов» (а так они называют славянские этнополитические объединения), что едва ли применимо к велетам-лютичам (ср. : Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 66, 67).
18 Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 37, 67.
19 О том говорит сам Ибрахим ибн Йа'куб, в том месте своего труда, где он бесспорно описывает велетов-лютичей (Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 37). По его словам, «они (велеты-лютичи. - М. Ж.) не имеют царя и не позволяют управлять собой [одному] правителю, а осуществляющими власть среди них являются их старцы» (Kowalski T. Relasj^. Ibrahima ibn Jakuba. S. 50). Не будем сейчас вдаваться в вопрос, кого Ибрахим ибн Йа'куб понимал под «старцами» («starsi» - перевод Т. Ковальского). Для нас важно указание на «коллегиальный» характер правления у лютичей и отсутствие у них сильной княжеской власти. О социальном статусе этих «старцев» см. в работе: Лукин П. В. Нарочитые мужи и старцы. О терминологии славянской «племенной знати» II Россия и Удмуртия: История и современность. Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 450-летию вхождения Удмуртии в состав Российского государства. Ижевск, 20-22 мая 2008 г. I сост. и общ. ред. В.В. Пузанова, А.Е. Загребина. Ижевск, 2008.
20 Титмар Мерзебургский в начале XI в. указывал на то, что «всеми теми, которые вместе называются лютичами, никакой властитель единолично не управлял (Hiis autem omnibus, qui communiter Liutici vocantur, dominus specialiter non presidet ullus)»: Thietmari Merseburgensis episcope chronicon II Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum. Nova Series. B., 1935. T. IX. Hg. von R. Holtzmann. Vl. 25 (18). S. 304. См. также: Титмар Мерзебургский. Хроника: в 8 кн. I пер. с лат. И.В. Дьяконова. М., 2005. С. 103. Приношу искреннюю благодарность П.В. Лукину, указавшему мне на это важное известие Титмара Мерзебургского.
21 Labuda G. Fragmenty dzieów. S. 56; Войтович Л.В. Указ. соч. С. 9.
22 Там же. С. 67. Ср.: Иордан. О происхождении и деяниях гётов (Getica) I Вступ. статья, пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. СПб., 2000. С. 67.
23 См. о ней: Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование II Седов В.В. Избранные труды. М., 2004. С. 324-402.
24 См. напр.: Ключевский В.О. Курс русской истории. С. 122-124; Westberg F. Ibrahim Ibn Ja'küb's... S. 47; Mo-tylinski A. de C. Chroniqued'Ibn Saghirsur les imams rostemidesde Tahert II Fctes du XIV-e Congrès des orintalistes. Alger, 1905. III partie. Paris, 1908. S. 10, 11; Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. М., 1953. С. 298; Labuda G. Okres «wspólnoty» slowianskej w swietle zródel I tradycji historycznej II Slavia Antiqua. Poznan, 1948. I. S. 203-225; Фроянов И.Я. К истории. С. 724-727; Войтович Л.В. Указ. соч. С. 8-11 и сл.
25 Д.Е. Мишин недавно подверг его критике, указывая на то, что «поиск в.линана на Волыни, однако, наталкивается на ряд возражений. Можно ли поручиться, что в первой половине Х в. славяне Центральной Европы или славяно-германского региона (именно оттуда получил, по мнению Д.Е. Мишина, ал-Мас'уди информацию о в.линане. - М.Ж.) ещё помнили о событиях на Волыни приблизительно четырёхвековой давности (господство дулебов до прихода авар). Такое, конечно, возможно, но почему тогда название народа выступает не в оригинальной, употреблявшейся тогда форме, а в другой, которая появилась позднее, в иных исторических условиях?» (Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 66). Эти сомнения учёного основаны на том, что он следует за распространённым в историографии, но неверным отождествлением дулебского и волынянского союзов и отнесением их (точнее - его) к доаварскому времени. На деле же союз волынян как раз и пришёл на смену дулебскому, разгромленному аварами, и существовал, как будет показано ниже, существенно позже аварского нашествия.
26 Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001. С. 51-70.
27 Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 14; Его же. Древняя Русь. С. 54, 55.
28 Lehr-Splawinski T. Najstrsze nazwy plemion polskich w obych zrodlach // Jçzyk Polski. Krakow, 1961. Т. 41. S. 265; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники. С. 34, 35. Коммент. 40.
29 Labuda G. Okres «wspolnoty» slowianskej... S. 203-225; Горский А.А. Баварский Географ и этнополитическая структура восточного славянства // Древнейшие государства Восточной Европы. 1995 год. М., 1997. С. 277, 278; Крип'якевич 1.П. Галицько-Волынское князiвство. Львiв, 1999. С. 29, 81, 84; Войтович Л.В. Черв'яни у працях I. Крип'якевича (До питання про початок державносп) // Украша: культурна спадщина, нацюнальна свщомють, державшсть. Т.8. 1ван Крип'якевич у родиннш традицiï, науцi, суспiльствi. Львiв, 2001. С. 818-822; Его же. Восточное Прикарпатье. С. 23.
30 Рядом с Zerivani - червянами в «Баварском географе» названы и собственно волыняне - Velunzani (Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники. С. 14; Его же. Древняя Русь. С. 54, 55). Это объясняется очень сложным характером структуры памятника: в нём зачастую вперемешку названы славянские этно-политические объединения разного уровня без какого бы то ни было их разграничения.
31 Червяне - это, по всей видимости, часть волынян, возможно господствовавшая в течение некоторого времени в их этнополитическом объединении (Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье. С. 11).
32 См.: Ключевский В.О. Курс русской истории. С. 122-124; Нидерле Л. Славянские древности. С. 169, 170; Грушевський М.С. 1стр1я Украши-Руси. Т. I. Кшв, 1991. С. 377; Греков Б.Д. Борьба Руси за создание своего государства. М.; Л., 1945. С. 25-31; Его же. Киевская Русь. М., 1953. С. 441-443; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. С. 85-86; Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. С. 297-298; Седов В.В. Восточные славяне. С. 93-94; Фроянов И.Я. К истории зарождения. С. 724-727; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003. С. 92; Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 8-12 и т. д.
33 Седов В.В. Древнерусская народность. С. 46-50.
34 HarkavyA. Travaux de la III-e Session. S. 335; Marquart J. Osteuropäische und ostasiatische. S. 147; Брайчевсь-кийМ.Ю. Про етшчну принадлежшсть... С. 122-125.
35 HarkavyA.Ya. Sur un passage. S. 8; Niederle L. Slovanske starozitnosti. Т. IV. Praha, 1924. S. 79.
36 Charmoy M. Relation de Mas'oûdy. S. 94.
37 Вестберг Ф. Комментарий на записку Ибрагима ибн-Якуба о славянах. СПб., 1903. С. 60.
38 Labuda G. Okres «wspolnoty» slowianskej. S. 224, 225.
39 Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 67.
40 Там же. С. 67, 68. Такое отождествление является совершенно фантастическим, так как полностью игнорирует контекст рассказа ал-Мас'уди об этом славянском правителе и распаде возглавляемого им политического объединения, описанного как внутренний процесс славянского мира.
41 Ср.: Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье. С. 11.
Поступила в редакцию 03.02.10
M.I. Zhikh
The image of the Slavic governor Madzhk and his «family» V.Linana in the book of al-Mas'udi «The Golden Mines and the Jewel-Field»
The article deals with the information of Arabian authors al-Mas'udi and Ibrâhîm ibn Yaqûb on the Slavic ethno-political union of V.linana, headed by prince Madzhk, which is compared with the data of «Bavarian geographer» on the Slavic kingdom serivani and archaeological sources concerning the process of moving Slavs from Volhynia in the neighbouring regions in the VIII-IX centuries.
Keywords: Volhynia, al-Mas'udi, Ibrâhîm ibn Yaqûb, Bavarian geographer, Slavs, prince, luki-raykovetskaya archaeological culture.
Жих Максим Иванович, аспирант Zhikh M.I., postgraduate student
ФГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» St. Petersburg State University
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, 199034, Russia, St. Petersburg,
Менделеевская линия, 5 Mendeleev line, 5
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]