Научная статья на тему 'О представлении информации в учебниках химии'

О представлении информации в учебниках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TAKING SPECIAL COGNITIVE FEATURES INTO ACCOUNT / TEACHING CHEMISTRY / SCHOOL CHEMISTRY TEXTBOOK / УЧЕТ КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ / ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов М. А.

В статье исследованы причины ухудшения восприятия учащимися учебников, даны рекомендации по созданию современного школьного учебника химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PRESENTING INFORMATION IN CHEMISTRY TEXTBOOKS

The article examines the causes of deterioration of students perception of chemical information, and gives recommendations for writing a modern chemistry textbook.

Текст научной работы на тему «О представлении информации в учебниках химии»

#

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНИКАХ ХИМИИ

ON PRESENTING INFORMATION IN CHEMISTRY TEXTBOOKS

М. А. Ахметов

В статье исследованы причины ухудшения восприятия учащимися учебников, даны рекомендации по созданию современного школьного учебника химии.

M. A. Akhmetov

The article examines the causes of deterioration of students' perception of chemical information, and gives recommendations for writing a modern chemistry textbook.

Ключевые слова: учет когнитивных особенностей, Keywords: taking special cognitive features into ac-обучение химии, школьный учебник химии. count, teaching chemistry, school chemistry textbook.

Чем дальше я живу, тем яснее мне, что прекрасно только то, что нетрудно понять.

Анатоль Франс

Исследования в области когнитивной нейропсихологии демонстрируют существование индивидуальных предпочтений в способах восприятия, внутреннего представления (репрезентации) информации, а также в стилях и стратегиях мышления людей. В этой связи В. А. Москвин и Н. В. Москвина выделяют «наличие разных стилей подачи учебной информации преподавателями и стилей усвоения (восприятия) такой информации учащимися» в зависимости от индивидуальных когнитивных профилей. «Возможны их совпадения или несовпадения (в последнем случае может возникать когнитивный диссонанс)» [1].

Многие исследователи и учителя стремятся индивидуализировать обучение, решая проблему различий в стиле подачи учебной информации в учебнике и стилях восприятия учащихся. Так, М. Г. Юркова и Т. Г. Юркова предлагают при изучении химии проводить учет индивидуально-типологических особенностей учащихся через соотнесение соционического типа с их ведущим каналом восприятия информации [2]. В. Н. Арканова и И. А. Тришкина указывают на необходимость сочетания использования на уроках химии образного и логического мышления [3].

К сожалению, в практике образовательных учреждений указанные выше подходы к обучению школьников являются скорее исключением, чем правилом. На слабую проработанность методических приемов индивидуализации обучения указывает А. А. Печерий: «В ней (школе. - М. А.) при жесткой и незыблемой системе единых требований к "знаниям, навыкам и умениям" ребенка, уже изжившей себя дидактике и унылых стандартных методиках, упорно насаждаемых в пединститутах, игнорируется реальное неравенство дарований, способностей, увлечений детей. Все они в естественных обыденных условиях неповторимы, оригинальны, самобытны. Один - художник, другой - химик, третий - мастеровой, четвертый - математик...» [4].

78

Хотелось бы также упомянуть о влиянии средств массовой информации на сознание и подсознание подрастающего поколения. Так, А. А. Журин пишет: «Интересы двух важнейших социальных институтов: школы и средств массовой информации пришли в противоречие друг с другом. Острота этого противоречия вызвана тем, что благодаря широкому распространению средств массовой информации ребенок оказывается под ударом множества информационных потоков. Воздействие этих потоков на "ум и сердце" молодого человека ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется» [5]. Эта профессионально подготовленная информация мастерски подается с экранов телевизоров, через Интернет, радиостанции и газеты. Она эмоциональна, образна, воздействует на все сенсорные каналы зрителя. Сама форма преподнесения предполагает легкое ее усвоение, надежное запоминание, тогда как информация в школьных учебниках явно уступает в образности и эмоциональной значимости. Так если человек имеет много вкусной, разнообразной, легкоусвояемой пищи, станет ли он питаться непривлекательной невкусной едой, даже если мы будем говорить о ее особой пользе?

Все вышесказанное наводит на мысль о важности совершенствования стилей представления учебной информации в учебнике. Так каким же он должен быть? Среди требований к учебникам химии С. В. Телешов выделяет «использование языка, понятного для учащихся» [6]. Проблема состоит и в том, что разным группам учащихся необходим разный стиль представления информации, и успех либо неуспех ученика в обучении определяется соответствием стиля его мышления стилю мышления учителя [7]. Е. В. Волкова подчеркивает, что «кодирование научной информации может происходить не только в словесной, знаковой форме, но и при помощи таблиц, графиков, диаграмм, схем, чертежей, эскизов, рисунков, моделей, объектов, экспериментов, образа вещества» [8]. На образность химического мышления указывал П. П. Лебедев еще в те времена, когда создавался школьный курс химии: «Мысль изучающего данный предмет все время должна связы-

вать реально наблюдаемое явление с гипотетическими образами, которые нисколько не напоминают этого наблюдаемого явления. Химия заставляет изучающего ее жить и мыслить двойным рядом образов» [9]. Р. Г. Иванова продолжает: «Задача, следовательно, состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся два ряда образов, составляющих макромир (вещества и химические реакции) и микромир (электроны, атомы, ионы, молекулы), но и, главное, приучить их обнаруживать причинную связь между ними. При этом очень важно найти золотую середину: не превратить курс в описательный и не "засушить" его преждевременным ознакомлением с абстрактными теоретическими понятиями и химическим языком» [10]. А. Х. Амирова подчеркивает, что новая информация «лучше воспринимается, если задействованы различные каналы (кинестетический, визуальный, аудиальный). Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного - 20%, от увиденного - 30%; от того, что слышим и видим одновременно, - 50%; от того, что используем в своей практической деятельности и, особенно, в самостоятельном творчестве, - 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации» [11]. Н. Е. Кузнецова и С. А. Герус пишут: «Стремясь рационализировать и ускорить процесс формирования умений с целью выделения большего времени на их творческое применение и перенос, ведущим в формировании обобщенных умений мы считаем алгоритмический подход, реализуемый через алгоритмическую деятельность...» [12]. Так как же следует представлять материал в учебнике химии? Вероятно, в нем должны органично сочетаться различные стили представления информации.

Наиболее точно мысль о роли многообразия стилей обучения была выражена еще Я. А. Коменским в «Великой Дидактике»: «.слух постоянно нужно соединять со зрением, язык (речь) с деятельностью рук. Следовательно, о том, что надо знать, надо не только рассказывать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлелся в воображении. Со своей стороны, пусть ученики немедленно учатся все воспринятое произносить вслух и выражать деятельностью рук. Не следует отступать ни от одного предмета, пока он не запечатлеется достаточно в ушах, глазах, в уме и памяти. А для этой цели будет полезно, чтобы все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы или правила, или образы и эмблемы из преподаваемого предмета, изображались наглядно на стенах той же аудитории. Поэтому пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащие вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.» [13].

В учебнике важно все, в том числе способ размещения учебного материала на его страницах и цветовое выделение. Так, В. П. Яньшин пишет: «Воздействие цвета комплексно и закономерно влияет на психосоматический статус людей и животных, и это влияние совпадает с характеристиками, традиционно приписываемыми определенным цветам. "Холодные" (особенно голубой и синий) цвета успокаивают, расслабляют, "теплые" (желтый, красный, оранжевый) - возбуждают и усиливают внутреннее напряжение» [14].

Рассматривая основные проблемы современных учебников химии, следует согласиться с Е. В. Волковой, которая считает, что «современное школьное образование в основном построено для детей с преобладанием вербального интеллекта и почти не учитывает "неверба-лов" [7]. Сегодня требуется восстановление равновесия между вербальным и невербальным способами познания окружающего мира, другими словами, необходимо усиление эмоционально-образной составляющей информации в учебниках. Р. П. Ракецкая пишет: «Рисунки развивают зрительную память, образное мышление. Рисунки выступают как средство. способствующее пониманию и запоминанию материала, что вполне логично, ибо добавляя к речи зрительные образы, мы вводим в действие еще один существенный канал - чувственный. Рисунки используются в качестве способа эмоционального воздействия, помогающего установить непринужденную остановку в классе» [14]. Здесь реализуется призыв Я. А. Ко-менского «.все, что возможно, преподносить через эмоционально окрашенные факты, ибо это запоминается прочнее и на более длительный срок, чем факты безразличные» [13]. На это же указывают Т. Б. Мурзина и П. А. Оржековский: «С нашей точки зрения, необходима разработка методики, ориентированной не только на интеллектуальную составляющую мышления, но и на образную... Проведенное нами исследование показало, что при обучении целесообразно давать учащимся сделать рисунок, позволяющий лучше понять сущность изучаемых понятий и количественных взаимоотношений. Оперирование образной моделью, раскрывающей сущность того или иного процесса или явления, приводит к тому, что учащиеся лучше понимают информацию и осмысливают ее. Решение задач посредством образов осуществляется с опорой на наглядный материал. "Схватывание" наглядной ситуации осуществляется нередко интуитивно, без словесного формулирования, поэтому мыслительный процесс в форме образов протекает быстро, как бы свернуто, решение возникает внезапно, в виде озарения, своеобразной мысленной картинки» [16].

Таким образом, учебное содержание в учебниках по химии должно и может предаваться с помощью различных стилей, например:

• научный текст - черные буквы на белом или светло-зеленом фоне, с выделением наиболее существенного красным цветом, жирным шрифтом и курсивом;

• эмоционально насыщенный художественный текст - синие буквы на бледно-желтом фоне;

79

$

• рисунок, отражающий проведение (макроуровень) химического эксперимента;

• пояснение к рисунку (черные буквы на желтом фоне);

• модельная схема (рисунок) химического эксперимента (микроуровень), отражающий структурную взаимосвязь реагирующих веществ, места взаимодействия реагирующих атомов (атомы лучше обозначить различными цветами, например: углерод черный, водород белый, кислород красный, азот синий, хлор зеленый и т. п.);

• описание модельной схемы - черные буквы на желтом фоне;

• дидактическая метафора (эмоционально насыщенная аналогия) - синие буквы на желтом фоне для описания сути превращений, недоступных непосредственному созерцанию;

• общее уравнение химической реакции, по возможности отражающее структуру взаимодействующих частиц (одинаковым цветом выделены атомы изменившие свое местоположение);

• это же уравнение в свернутом молекулярном виде (если это необходимо);

• примеры конкретных химических реакций в виде уравнений с описанием деталей и цветовыми решениями: катализаторы, тепловые эффекты, скорости, агрегатные состояния, признаки;

• примеры химических реакций в виде диаграммы (сравнение скоростей, тепловых эффектов, выходов продуктов и др.);

• примеры химических взаимодействий в табличной форме (сравнение скоростей, тепловых эффектов, выходов продуктов и др.);

• упражнения, вплетенные в текст параграфа в узловых его местах (черный шрифт на желтом фоне);

• обобщающая таблица в конце параграфа (черный, красный, синий шрифты на желтом фоне);

• упражнения в порядке постепенного возрастания трудности после параграфа.

Неверным было бы приуменьшение роли научного языка, отличающегося высокой точностью, логически связанного изложения, алгоритмов для обучения химии - всего того, что блестяще разработано учеными-методистами. Все виды чувственного восприятия связаны между собой, сливаясь внутри сознания и усиливая тем самым друг друга. Каждый может подняться на гору Знаний, но только своим путем! И учебники химии должны обеспечить возможность покорить вершину Знаний каждому, вне зависимости от базового природного стиля его мышления. В связи с вышеизложенным встает вопрос: сколько человек должны писать учебник? Способен ли химик с левополушарным мышлением представить правополушарный подход в учебнике так же хорошо, как он пишет в вербально-логическом стиле? Полагаем, что учебник должен создаваться не одним человеком, а коллективом авторов с разными стилями подачи информации, в этой работе должны участвовать и психологи.

80

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Москвин В. А., Москвина Н. В. Задачи и принципы дифференциальной нейропедагогики // Матер. III национ. науч.-практ. конф. «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты». - М., 2006. - Т. 2.

2. Юркова М. Г., Юркова Т. Г. Учет индивидуально типологических особенностей учащихся при обучении химии // Химия: методика обучения в школе. - 2003. - № 7.

3. Арканова В. Н, Тришкина И. А. Методы и приемы сочетания образного и логического мышления на уроках химии // Химия: методика обучения в школе. - 2003. - № 6.

4. Печерий А. А. Проблемы, которые нам решать // Химия в школе. -1995. - № 5.

5. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы // Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004.

6. Телешов С. В. Школьные учебные тексты или как выбрать учебник по химии сейчас и надолго // Химия: методика обучения в школе. - 2005.

- № 7.

7. Brown N. What makes a good educator? The relevance of meta-programmes // Assessment & Evaluation in Higher Education, 2004. - Vol. 29, № 5.

8. Волкова Е. В. «Язык» химического мышления // Химия: методика обучения в школе. - 2001.- № 8.

9. Лебедев П. П. Влияет ли методология науки (в частности химии) на метод ее элементарного преподавания? // Проблемы научной педагогики. - Сб. 2. - М., 1929.

10. Иванова Р. Г. О наболевших проблемах методики обучения химии // Химия в школе, 2007. - № 6.

11. Амирова А. Х. О создании условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся // Химия в школе. - 2006. - № 7.

12. Кузнецова Н. Е, Герус С. А. Формирование обобщенных умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе.

- 2002. - № 5.

13. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. / Под ред. проф. А. А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955.

14. Яньшин П. В. Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий: Коллект. моногр. / Ред. Е. Д. Хом-ской, В. А. Москвина. М.; Оренбург: ООИПКРО, 2000.

15. Ракецкая Р.П, Арканова В. Н, Шумилова О. В. Реализация идей природосообразности в условиях современной школы // Химия: методика обучения в школе. - 2001. - № 9.

16. Мурзина Т. Б., Оржековский П. А. Новые подходы в обучении решению задач по химии // Химия: методика обучения в школе. - 2002. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.