УДК 34.096
Каромов Т.Т.У.
студент магистратуры института государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Москва, Россия)
О ПРЕДМЕТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ ПРАВА ТРЕБОВАТЬ ИЗЪЯТИЯ ИЗ ОБОРОТА КОНТРАФАКТНОГО ТОВАРА С НЕЗАКОННО ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ГЕОГРАФИЧЕСКИМ УКАЗАНИЕМ
Аннотация: статья посвящена исследованию системы понятий и юридических конструкций, лежащих в основе международно-правового механизма защиты географических указаний. Особое внимание уделено таким ключевым элементам, как географические указания, контрафактная продукция, право на изъятие товаров с незаконно использованными географическими указаниями, а также концепции недобросовестной конкуренции. Рассмотрены основные международные соглашения, такие как Лиссабонское соглашение, Соглашение ТРИПС и Парижская конвенция, с акцентом на их положения, регулирующие защиту географических указаний. В статье проанализирована правовая природа географических указаний и их значение для поддержания добросовестной конкуренции на международном рынке, а также эффективность правовых механизмов, направленных на защиту прав правообладателей. Особое внимание уделено проблеме контрафакта и ложного использования географических указаний в контексте международной торговли.
Ключевые слова: географическое указание, контрафактная продукция, право на изъятие, недобросовестная конкуренция, международная торговля, Лиссабонское соглашение, Соглашение ТРИПС, Парижская конвенция, интеллектуальная собственность.
Введение.
Международно-правовая защита географических указаний (ГУ) представляет собой одну из ключевых сфер охраны интеллектуальной собственности, обеспечивающую производителям возможность защиты прав на уникальные характеристики товаров, обусловленные их географическим происхождением. В условиях глобализации, расширения международной торговли и усиления конкуренции на мировом рынке вопросы защиты географических указаний приобретают особую актуальность. Системы международного права, такие как Лиссабонское соглашение, Мадридское соглашение и Соглашение ТРИПС, создают правовую базу для охраны прав на географические указания, вводя специальные юридические конструкции и понятия, обеспечивающие эффективное функционирование механизмов защиты.
В данной статье рассматривается система понятий и юридических конструкций, которая формирует международно-правовой механизм защиты права правообладателя на изъятие из оборота контрафактной продукции с незаконно использованным географическим указанием. Важным аспектом исследования является не только анализ юридических терминов, но и понимание их роли в механизмах защиты интеллектуальных прав, их применение в правоприменительной практике, а также их теоретическое значение.
Предмет исследуемого механизма.
Предметом исследования является система понятий, включающая юридические термины и конструкции, которые лежат в основе международно-правового механизма защиты географических указаний. Одним из ключевых элементов этой системы является географическое указание (ГУ), которое представляет собой не просто объект правовой охраны, но и важнейшую юридическую конструкцию, связывающую товар с его географическим происхождением. В соответствии со статьей 22(1) Соглашения ТРИПС,
географическое указание определяется как обозначение, идентифицирующее товар, происходящий из территории государства-члена, региона или местности, где определенные качества, репутация или другие характеристики товара существенно связаны с его географическим происхождением [5]. Это понятие основано на представлении о том, что уникальные свойства товара определяются географическими факторами, такими как природные условия и традиции производства.
Лиссабонское соглашение о защите наименований мест происхождения и их международной регистрации (1958 г.) также вносит вклад в определение этого термина, связывая географическое наименование с качествами и характеристиками товара, которые связаны исключительно или в основном с его географическим местом происхождения [3]. Это понятие структурирует весь механизм защиты интеллектуальных прав, предоставляя производителям возможность легально защищать свои товары от контрафактного использования.
Контрафактная продукция с незаконно использованным географическим указанием является еще одной важной юридической категорией. Она охватывает товары, на которых незаконно используется географическое указание, не соответствующее действительному месту происхождения товара. Соглашение ТРИПС в статье 22(2) предписывает государствам предусмотреть средства для предотвращения использования указаний, вводящих в заблуждение относительно географического происхождения товаров [5]. Эта категория занимает центральное место в международных обсуждениях о необходимости усиления правовой защиты географических указаний.
Одной из важнейших юридических конструкций в этой области является право на изъятие продукции из оборота. В соответствии со статьей 23(1) Соглашения ТРИПС, члены обязаны предоставить заинтересованным сторонам возможность предотвращения использования географических указаний для товаров, которые не происходят из обозначенной географической области [5]. Это право позволяет правообладателям использовать административные и судебные меры для пресечения нарушений. Процедура международной
регистрации ГУ регулируется Лиссабонским соглашением и Женевским актом Лиссабонского соглашения, что позволяет обеспечить защиту на международном уровне.
Кроме того, концепция недобросовестной конкуренции тесно связана с защитой географических указаний. В соответствии со статьей 10bis(3) Парижской конвенции о защите промышленной собственности, любое действие, способное ввести в заблуждение относительно природы, производства или происхождения товаров, должно быть запрещено [1]. В международных соглашениях, таких как Парижская конвенция и Соглашение ТРИПС, предусмотрены меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией, включая использование ложных географических указаний, что нарушает принципы честного ведения бизнеса и вводит потребителей в заблуждение [1, 5].
Географические указания: правовая природа и значение в международном праве.
Юридическая природа географических указаний связана с необходимостью установления четкой правовой связи между товаром и его географическим местом происхождения. В основе этого концепта лежит идея о том, что определенные географические факторы, такие как климат, почвенные условия или традиционные методы производства, придают товару уникальные свойства, которые невозможно воспроизвести в иных географических условиях. Таким образом, географическое указание становится средством индивидуализации товара, что подтверждается рядом международных правовых актов.
В соответствии с Соглашением ТРИПС, географическое указание определяется как обозначение, идентифицирующее товар, чьи особые характеристики, качество или репутация обусловлены его географическим происхождением (статья 22(1)) [5]. Это понятие играет ключевую роль в системе международного права, так как оно не только защищает уникальные качества
продукции, но и предотвращает недобросовестную конкуренцию и ввод потребителей в заблуждение относительно происхождения товаров.
Лиссабонское соглашение и его Женевский акт (2015 г.) регулируют международную регистрацию географических указаний, что позволяет правообладателю защищать свои права на ГУ в нескольких странах одновременно (статьи 3 и 5 Женевского акта) [4]. Это усиливает защиту и обеспечивает экономическую выгоду для регионов, чья продукция охраняется на предмет ГУ.
Контрафактная продукция и её влияние на международные механизмы защиты географических указаний.
Контрафактная продукция с незаконно использованным географическим указанием является серьезной угрозой для прав правообладателей и добросовестной конкуренции.
Юридическая конструкция «контрафактная продукция» охватывает не только товар, который содержит ложное указание на происхождение, но и действия, связанные с его производством, ввозом, вывозом и сбытом [2]. Согласно статье 22(2) Соглашения ТРИПС, члены обязаны предусматривать меры для предотвращения использования ложных указаний на происхождение товаров [5].
Основой для реализации права на изъятие является международная регистрация ГУ, предусмотренная Лиссабонским соглашением и Женевским актом (статья 5) [3, 4]. Процедура международной регистрации позволяет правообладателю защищать свои права на географические указания в нескольких юрисдикциях одновременно. Это значительно облегчает борьбу с контрафактной продукцией, распространяемой через международные каналы торговли. Более того, механизмы правовой защиты, предусмотренные в международных соглашениях, обязывают страны-участницы принимать необходимые меры для пресечения незаконного использования географического
указания, что, в свою очередь, позволит предотвратить дальнейшее распространение незаконных товаров и минимизировать понесенный ущерб [2].
Недобросовестная конкуренция и ложные указания на происхождение.
Использование ложных географических указаний квалифицируется как акт недобросовестной конкуренции. Этот термин обозначает действия, направленные на введение потребителей в заблуждение относительно происхождения товара и создания необоснованного конкурентного преимущества. Согласно статье 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.) и Соглашению ТРИПС (статья 22(2)) предусмотрены дополнительные меры для борьбы с такими нарушениями содержат четкие определения и меры, направленные на предотвращение недобросовестной конкуренции, вызванной использованием ложных или вводящих в заблуждение географических указаний [1, 5].
В контексте международной торговли использование ложных географических указаний наносит ущерб не только правообладателям, но и добросовестным производителям в конкретных регионах. Страны, которые особенно пострадали от этих потерь, включают крупнейшие производители товаров с географическими указаниями, такие как Франция, Италия, Испания и Греция. Эти страны известны производством высококачественных вин, которые особенно часто подвергаются подделкам. Согласно отчету Ведомству по интеллектуальной собственности Европейского союза (EUIPO) за 2023 год, потери от контрафактной продукции в Европе составляют примерно €1,3 млрд ежегодно, из которых Франция теряет около €136 млн в год из-за фальсифицированных вин и спиртных напитков, Италия — около €162 млн, а Испания — около €263 млн (рисунок 1) [6].
Рисунок 1. Объем потерь от контрафактых вин, млн € в
год
■ Франция ■ Италия ■ Испания
Заключение.
Система защиты географических указаний на международном уровне базируется на четко структурированных юридических понятиях и конструкциях, которые обеспечивают эффективное функционирование правовых механизмов охраны интеллектуальной собственности. Географические указания играют ключевую роль в поддержании добросовестной конкуренции и защите потребителей от вводящих в заблуждение товаров. Международные правовые акты, такие как Парижская конвенция, Лиссабонское соглашение и Соглашение ТРИПС, предоставляют теоретическую и практическую базу для функционирования системы защиты ГУ. Таким образом, система понятий и юридических конструкций, на которых основывается защита прав правообладателей на ГУ, играет важную роль в международной правовой системе, обеспечивая справедливое и эффективное распределение интеллектуальных прав в глобализированном мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Парижская конвенция от 20.03.1882 г. URL: http://w.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5111;
2. Грицаева Н. Б. Географические указания как особый объект интеллектуальной собственности // Безопасность бизнеса. 2023. №3. С. 44-49;
3. Об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации: Лиссабонское соглашение от 31.10.1958г., URL: http://docs.cntd.ru/document/901930052;
4. О наименованиях мест происхождения и географических указаниях: Женевский акт Лиссабонского соглашения от 20.05.2015 г. URL: http://w.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=65523#061988089 09086879;
5. По торговым аспектам прав интеллектуальной собственности: Соглашение от 06.12.2005 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/902340087;
6. European Union Intellectual Property Office // https://agriculture.ec.europa.eu/farming/geographical-indications-and-quality-schemes/geographical-indications-and-quality-schemes-explained_en
Karomov T.T.O.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Moscow, Russia)
SUBJECT OF RESEARCH OF INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM OF REALISATION OF RIGHT HOLDER'S RIGHT TO DEMAND WITHDRAWAL FROM CIRCULATION OF COUNTERFEIT GOODS WITH ILLEGALLY USED GEOGRAPHICAL INDICATION
Abstract: article is devoted to the study of the system of concepts and legal constructions underlying the international legal mechanism for the protection of geographical indications. Particular attention is paid to such key elements as geographical indications, counterfeit goods, the right to seize goods with illegally used geographical indications, and the concept of unfair competition. Major international agreements such as the Lisbon Agreement, the TRIPS Agreement and the Paris Convention are reviewed, focusing on their provisions governing the protection of geographical indications. The article analyses the legal nature of geographical indications and their importance for maintaining fair competition in the international market, as well as the effectiveness of legal mechanisms aimed at protecting the rights of right holders. Special attention is paid to the problem of counterfeiting and misuse of geographical indications in the context of international trade.
Keywords: geographical indication, counterfeit goods, right of withdrawal, unfair competition, international trade, Lisbon Agreement, TRIPS Agreement, Paris Convention, intellectual property.