шуму прибавляется шум железнодорожного транспорта. Кроме того, на шумовом фоне ряда улиц максимальные уровни шума определяются пролетом самолетов и вертолетов.
Исследования характера движения транспорта и уровней шума в населенных пунктах, расположенных на основных шоссейных дорогах, показало, что уличный шум и количество проходящих автомобилей колеблются также в значительных пределах. Так, наименьший средний уровень шума обнаружен в селах Драгово, Ольшаны, Жорнава и Пи-липец (29—30 дб), наиболее высокий — в селах Среднее и Гать (60—61 дб). По количеству транспорта выделяются села Драгово, Ольшаны, Пилипец, Синевир и Усть Черная (6— 27 объектов в час) и Среднее, Гать, В. Копаня, Вилок, Поляна (202—336 объектов в час). Как видно из представленных данных, минимальный уличный шум в исследованных населенных пунктах находится в пределах 24—53 дб, а максимальный — в пределах 35— 72 дб. Количество транспортных объектов в отдельных населенных пунктах варьирует в очень больших пределах (от 6 до 336 в час).
Таким образом, на основных шоссе Закарпатской области, в большинстве случаев в населенных пунктах, лежащих вдоль дорог, величина уличного шума прямо пропорциональна интенсивности движения транспорта. В некоторых селах в летний период зарегистрированы более интенсивные уличный шум и транспортное движение, чем в среднем по крупным городам области. Так, в селе Среднем, расположенном вдоль шоссе Ужгород — Мукачево, уровень шума составляет 60 дб, а количество транспортных единиц — 286 за час, тогда как в Ужгороде шум летом равен 49 дб при 120 транспортных объектах в час, а в Мукачеве — соответственно 47 дб и 136 транспортных объектов. То же самое отмечается и в селе Гать вдоль шоссе Мукачево — Берегово. Здесь средний уровень шума равен 61 дб при проезде через село 214 транспортных единиц за час, тогда как в Берегове летом —42 дб при 109 транспортных единицах.
На основании полученных материалов мы разработали карту шума и интенсивности движения на транспортных магистралях Закарпатской области и ее центра Ужгорода. Полученные данные и карты помогут в регулировании движения транспорта на шоссейных дорогах и улицах городов, поселков и сел, благодаря чему представится возможность значительно снизить уличный шум. Доведение уровня шума на транспортных магистралях до гигиенических норм позволит устранить один из важных факторов, оказывающих вредное влияние на состояние здоровья населения.
< Поступила 28/У 1969 г.
Краткие, сообщения
УДК 614.777:661.717.3
О ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ДИПРОПИЛАМИНА В ВОДОЕМАХ
Е. В. Теплякова, С. Н. Зяббарова, М. Н. Куклина, Е. Н. Пашкина
Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института
Дипропиламин относится к аминосоединениям алифатического ряда, которые в последнее время широко применяются в различных отраслях химической промышленности. Необходимость гигиенического нормирования дипропиламина в водоемах возникла в связи с опасностью поступления его в стоки соответствующих предприятий.
Химическая формула дипропиламина С3Н7ННС3Н7, удельный вес 0,746, молекулярный вес 101,19. Соединение представляет собой прозрачную жидкость, обладающую специфическим запахом аммиака. Наблюдения за изменениями интенсивности запаха, активной реакции воды и концентрацией дипропиламина (соответствующее чувствительности использованных методов) показали, что растворы его в воде сравнительно стабильны. Порог ощущения запаха этого вещества находится на уровне 0,89± 0,038 мг/л. Однако при этой концентрации отчетливо определяется специфический раздражающий привкус. Порог ощущения привкуса (раздражающего характера) дипропиламина установлен при концентрации 0,63± 0,054 мг/л. Нижняя доверительная граница привкуса соответствует концентрации 0,52 мг/л (см. таблицу).
Нагревание до 60° вызывало усиление запаха не более чем на 1 балл. Хлорирование воды, содержащей дипропиламин на уровне пороговых концентраций, не вызывало изменений запаха и привкуса.
Малые концентрации дипропиламина (0,05—0,5 мг/л) на динамику БПК существенно не влияют. Выраженное угнетение развития сапрофитной микрофлоры воды отмечалось только при высоких концентрациях соединения (30—50 мг/л). В концентрациях выше 10 мг/л дипропиламин несколько задерживает первую фазу процесса нитрификации.
Для характеристики верхних параметров его токсичности определены веще-
ства для белых мышей и белых крыс. Статистическая обработка результатов острых опытов проведена методом пробит-анализа (М. Л. Беленький). Ь050 для белых крыс составила 280 мг/кг, для белых мышей — 320 мг/кг. Изучение кумулятивных свойств дипропиламина показало, чтоон выраженными кумулятивными свойствами не обладает.
В связи с тем что одним из путей разрушения аминосоедине-ний в организме является окислительное дезаминирование с участием ферментов аминоксидаз, была определена активность аминоксидаз печени белых крыс при однократном отравлении животных сублетальными дозами дипропиламина (200 мг/кг). Установлено, что это соединение вызывает значительное (63—44%) снижение активности фермента моноаминоксидазы во все периоды наблюдений от 2 часов до 10 суток после отравления. Изменения активности диаминоксидазы (гистаминазы) в тех же условиях опытов статистически недостоверны.
Хронический токсикологический эксперимент ставили на 60 белых крысах и 24 кроликах. Пероральную затравку животных проводили в течение 6 месяцев. Дипропиламин вводили с питьевой водой из расчета 0,02, 0,2 и 5 мг/кг. Первая доза (0,02 мг/кг) соответствовала концентрации, вызывающей изменение органолептических свойств воды. Результаты хронического опыта были подвергнуты статистической обработке по методу Ван дер Вардена.
При наблюдении за общим состоянием и поведением животных, получавших дипропиламин, каких-либо особенностей по сравнению с животными контрольной группы не выявлено. Клинический анализ крови показал кратковременное снижение содержания гемоглобина у животных через 1'/г месяца после начала затравки при дозе 0,2 мг/кг и снижение количества лейкоцитов на 3-й неделе затравки при дозе 5 мг/кг. Статистически значимое снижение активности фермента каталазы наблюдалось в конце периода затравки у животных, получавших дипропиламин в дозе 5 мг/кг.
Результаты исследования функционального состояния центральной нервной системы указывали на отставание скорости воспитания условного оборонительного рефлекса при дозе 5 мг/кг
Проводимое на всем протяжении опыта определение протромбинового времени, содержания сульфгидрильных групп в крови, активности фермента холинэстеразы и уровня трансаминаз крови при сравнении с данными животных контрольной группы и фоном существенных изменений не выявило. При гистологическом исследовании тканей внутренних органов забитых животных установлено, что только у животных, получавших дипропиламин в дозе 5 мг/кг, произошли дегенеративные изменения в паренхиме печени и почек; сердце и селезенка не имели особых изменений.
Токсикологические исследования в хроническом эксперименте позволяют считать дозу дипропиламина 0,2 мг/кг не действующей на организм теплокровных животных при длительном пероральном поступлении вещества.
На основании результатов исследований рекомендуется предельно допустимая концентрация дипропиламина в водоемах на уровне 0,5 мг/л. Лимитирующим показателем вредного действия вещества следует считать органолептический.
Поступила 16/IV 1969 г
Влияние дипропиламина на органические свойства воды
Показа-^тели Интенсивность (в баллах) п М±т Р (В %) М—1т
Запах 1 32 0,89—0,038 4,2 0,81
2 28 1,8—0,07 3,8 1,66
Вкус 1 23 0,63±0,59 8,5 0,52
1 Это сравнительно грубый метод изучения влияния на условнорефлекторную деятельность животных. — Ред.