Научная статья на тему 'ШУМ НА ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЯХ ЗАКАРПАТСКОЙ ОБЛАСТИ '

ШУМ НА ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЯХ ЗАКАРПАТСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШУМ НА ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЯХ ЗАКАРПАТСКОЙ ОБЛАСТИ »

лектная лаборатория «Виброшум-1» состоит из следующих блоков: передвижного (устанавливаемого на автомашине типа УАЗ-452А), акустических измерений (с заглушённой камерой), камеральной обработки блока проверки, регулировки, ремонта и хранения приборов и оборудования. Перечень приборов и оборудования, входящих в состав данной лаборатории, приведен в таблице, лабораторию рекомендуется располагать в 4 помещениях общей площадью 94 ж2.

Перечень приборов и оборудования, входящих в состав лаборатории

Название и тип прибора

Вид блока и количество приборов в блоке

блок ремонта и хранения

блок акустических измерений

блок передвижной обработки

Шумомер Ш-63

Анализатор спектра шума АШ-2М и фильтр ОФ-4

Виброакустическая аппаратура: ИШВ-1,

НВА-1 Осциллограф Н-105 Блок питания к осциллографу П-133 Самописец Н-110 Ударная машина Заглушённая камера Цифровой вольтметр ВК7-101 Магнитофон:

«Комета» (Репортер 3) стационарный МЭЗ-29А Громкоговоритель 10ГД-18 Измерительный микрофон МК-61 Генератор:

белого шума Г2-12 звуковой Г3-39 Спектрометр звуковой частоты СЗЧ Усилитель мощности УМ-50А Стабилизатор напряжения СН-500М Тестер Ц-435

Лабораторный автотрансформатор ЛАТР-1М Секундомер стрелочный С-1-2А

Примечание. Кроме того, для камеральной обработки в комплекс включены машина «Вильнюс» и печатная машина «Украина»,

В лаборатории «Виброшум-11» отсутствует блок акустических измерений; размещается она в 3 помещениях общей площадью 40 мг. Лаборатория «Виброшум-Ш» имеет только блоки переносной и камеральной обработки, размещаемые на площади 28 м2.

Блочная структура указанных лабораторий позволит заинтересованным организациям приобрести централизованным порядком как лабораторию в целом, так и любую комбинацию блоков, а в дальнейшем заменить блоки, необходимые для работы.

Серийное производство указанных лабораторий по измерению вибрации и шума удешевит их изготовление, ускорит приобретение и установку на местах, что в конечном счете позволит удовлетворить потребности заинтересованных организаций в отечественных виброакустических комплектных лабораториях.

Поступила 29/XI 1969 г.

УДК 613.164:825.(477.87

ШУМ НА ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЯХ ЗАКАРПАТСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. Ф. Грищенко, В. А. Сабов, Р. Ш. Зелманович Закарпатская областная санэпидстанция, Ужгород

В связи с механизацией многих видов работ и увеличением количества транспортных объектов возрастает шум в городах и населенных пунктах. Тонкие стены современных домов не служат надежной защитой для человека, который все больше и больше подвержен вредному влиянию звуков, доносящихся с улицы.

Уровни шума и интенсивность движения транспорта мы определяли летом и зимой 1968 г. в 13 районных центрах, 44 населенных пунктах, расположенных на основных шоссейных дорогах Закарпатской области, а также в Мукачеве и Ужгороде. Количество точек наблюдения было различным: от 3—4 в районных центрах до 196 в Ужгороде.

Измерение шума мы производили с помощью батарейного шумомера ШЗ-М. Техника определения шума и интенсивности движения транспорта заключалась в том, что в каждой точке микрофон шумомера устанавливался на уровне человеческого уха на обочине дороги и в течение 1 часа включался каждые 3 мин.; показания прибора в момент включения отсчитывали. В течение часа делали 20 замеров.

Одновременно в течение часа подсчитывали количество проходящих транспортных объектов и пролетающих самолетов или вертолетов. Замеры и подсчеты производились в рабочие дни, в промежутках времени от 10 до 16 часов, т. е. с исключением часов «пик» и «затишья» в движении транспорта. Точки для исследований выбирали таким образом, чтобы не было мешающего влияния промышленных или других «шумных» объектов, а также большого скопления людей.

Для гигиенической оценки шума принимали во внимание минимальные, максимальные и средние показатели шумомера, общее количество проходящего и пролетающего транспорта за час, качественный состав его, характер покрытия дорог и улиц, характер застройки, наличие зеленых насаждений.

При определении уровня шума характер покрытия улиц и дорог в условиях Закарпатской области не имеет существенного значения, так как все основные дороги и улицы здесь с каменным или асфальтовым покрытием.

Основным видом транспорта в Закарпатье является авто-, moto-, велотранспорт. Самолеты и вертолеты в отношении шума имеют значение только в Ужгороде.

Количество проходящего транспорта в различных точках колебалось от 0 до 1006 объектов в час, а в отдельных населенных пунктах равнялось в среднем 6—336 объектам в час. Эти цифры свидетельствуют о том, что интенсивность движения транспорта в разных населенных пунктах резко различается. Интересно, что среднее количество транспорта в крупных населенных пунктах ниже, чем в некоторых более мелких населенных пунктах, расположенных вдоль основных шоссейных дорог.

Определение шума в районных центрах показывает, что имеются значительные различия между уровнем шума и количеством проходящего транспорта на улицах в зимнее и летнее время года. Зимой в Ужгороде, Мукачеве, Берегове, Виноградове, поселках Перечине и Иршаве величина среднего уличного шума была выше, чем летом, что соответствует большему среднему количеству транспортных средств зимой, чем летом. Однако в ряде населенных пунктов, несмотря на более интенсивное движение транспорта летом, уровни шума в это время года несколько ниже, чем зимой. Это можно объяснить шумопо-глощающей и экранирующей способностью зеленых насаждений, особенно ширококронных лиственных пород. Снежный покров такими свойствами не обладает. Количественную зависимость между уровнями шума и сезонностью года установить не удалось, так как точки наблюдения зимой и летом были различны.

Минимальный шум при отсутствии движения транспорта на улицах и дорогах был равен 26 дб, а максимальный достигал 95 дб при проезде грузовых автомашин. Показания прибора в разных населенных пунктах и точках колебались в пределах 29—72 дб. Разница между средней зашумленностью районных центров летом и зимой составляла 3—26 дб, интенсивность шума оказывалась выше в густо застроенных местах.

Наиболее высокие показатели уличного шума в зимний период обнаружены в Ужгороде, Мукачеве, Берегове и поселке Иршаве (в среднем 67—72 дб), тогда как в остальных населенных пунктах получены более низкие средние цифры (52—65 дб). Минимальный шум зимой найден в Хусте (37 дб), летом — в Ужгороде и поселке Иршаве (25 дб), максимальный летом — в Ужгороде (86 дб), зимой — в Ужгороде и Берегове (94 и 95 дб).

Наиболее интенсивное движение транспорта на улицах наблюдается зимой в Ужгороде и Мукачеве (в среднем за час 245—258 объектов) и Летом в Хусте (238 объектов). Наименьшее среднее количество транспорта (22—23 за час) проходит зимой по улицам поселка Воловец, городов Тячево и Рахов.

В отдельных точках Ужгорода зимой и летом проходит минимальное количество транспорта (0—2 за час); вместе с тем в этом городе встречаются улицы, где за час проходит 497 транспортных объектов зимой и 1006 летом. И в других населенных пунктах движение транспорта на улицах крайне неравномерное в течение как суток, так и года, что в определенной степени связано с наличием санаторных объектов и прохождением в этих местах туристических маршрутов (города Свалява, Тячево, Рахов).

Измерения в 200 точках на улицах областного центра позволяют заключить, что наряду со значительным количеством улиц, где шум находится в пределах гигиенических норм, есть места с уличным шумом и соответственно интенсивностью движения, значительно превышающими допустимые показатели. В связи с ростом населения, развитием промышленности и обслуживающих учреждений увеличилось количество транспорта в Ужгороде. Между тем пропускная способность улиц и мостов осталась прежней. Поэтому в таких местах, как железнодорожный переезд, съезды бетонного моста с обеих сторон реки Уж, интенсивность транспортного движения на протяжении рабочего дня превышает 500 объектов за час, а уличный шум составляет 70 дб и выше. В районе железнодорожного-вокзала и по пути прохождения железнодорожных линий в пределах Ужгорода к уличному

шуму прибавляется шум железнодорожного транспорта. Кроме того, на шумовом фоне ряда улиц максимальные уровни шума определяются пролетом самолетов и вертолетов.

Исследования характера движения транспорта и уровней шума в населенных пунктах, расположенных на основных шоссейных дорогах, показало, что уличный шум и количество проходящих автомобилей колеблются также в значительных пределах. Так, наименьший средний уровень шума обнаружен в селах Драгово, Ольшаны, Жорнава и Пи-липец (29—30 дб), наиболее высокий — в селах Среднее и Гать (60—61 дб). По количеству транспорта выделяются села Драгово, Ольшаны, Пилипец, Синевир и Усть Черная (6— 27 объектов в час) и Среднее, Гать, В. Копаня, Вилок, Поляна (202—336 объектов в час). Как видно из представленных данных, минимальный уличный шум в исследованных населенных пунктах находится в пределах 24—53 дб, а максимальный — в пределах 35— 72 дб. Количество транспортных объектов в отдельных населенных пунктах варьирует в очень больших пределах (от 6 до 336 в час).

Таким образом, на основных шоссе Закарпатской области, в большинстве случаев в населенных пунктах, лежащих вдоль дорог, величина уличного шума прямо пропорциональна интенсивности движения транспорта. В некоторых селах в летний период зарегистрированы более интенсивные уличный шум и транспортное движение, чем в среднем по крупным городам области. Так, в селе Среднем, расположенном вдоль шоссе Ужгород — Мукачево, уровень шума составляет 60 дб, а количество транспортных единиц — 286 за час, тогда как в Ужгороде шум летом равен 49 дб при 120 транспортных объектах в час, а в Мукачеве — соответственно 47 дб и 136 транспортных объектов. То же самое отмечается и в селе Гать вдоль шоссе Мукачево — Берегово. Здесь средний уровень шума равен 61 дб при проезде через село 214 транспортных единиц за час, тогда как в Берегове летом —42 дб при 109 транспортных единицах.

На основании полученных материалов мы разработали карту шума и интенсивности движения на транспортных магистралях Закарпатской области и ее центра Ужгорода. Полученные данные и карты помогут в регулировании движения транспорта на шоссейных дорогах и улицах городов, поселков и сел, благодаря чему представится возможность значительно снизить уличный шум. Доведение уровня шума на транспортных магистралях до гигиенических норм позволит устранить один из важных факторов, оказывающих вредное влияние на состояние здоровья населения.

< Поступила 28/У 1969 г.

Краткие, сообщения

УДК 614.777:661.717.3

О ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ДИПРОПИЛАМИНА В ВОДОЕМАХ

Е. В. Теплякова, С. Н. Зяббарова, М. Н. Куклина, Е. Н. Пашкина

Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Дипропиламин относится к аминосоединениям алифатического ряда, которые в последнее время широко применяются в различных отраслях химической промышленности. Необходимость гигиенического нормирования дипропиламина в водоемах возникла в связи с опасностью поступления его в стоки соответствующих предприятий.

Химическая формула дипропиламина С3Н7ННС3Н7, удельный вес 0,746, молекулярный вес 101,19. Соединение представляет собой прозрачную жидкость, обладающую специфическим запахом аммиака. Наблюдения за изменениями интенсивности запаха, активной реакции воды и концентрацией дипропиламина (соответствующее чувствительности использованных методов) показали, что растворы его в воде сравнительно стабильны. Порог ощущения запаха этого вещества находится на уровне 0,89± 0,038 мг/л. Однако при этой концентрации отчетливо определяется специфический раздражающий привкус. Порог ощущения привкуса (раздражающего характера) дипропиламина установлен при концентрации 0,63± 0,054 мг/л. Нижняя доверительная граница привкуса соответствует концентрации 0,52 мг/л (см. таблицу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.