Научная статья на тему 'О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗОВ / НЕДОСТАТКИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / SHORTCOMINGS OF AN ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / CRITERIA OF QUALITY OF EDUCATION / ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИ / EUROPEAN SYSTEM OF AN ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Д.А., Струсь К.А.

В работе рассматриваются зарубежные и отечественные критерии оценке качества образования высших учебных заведений. Представлена характеристика механизма оценки качества образования в современной России, определены недостатки действующей модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Д.А., Струсь К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL BASIS OF THE ESTIMATION OF THE EDUCATION’S QUALITY

In work it is considered foreign and domestic criteria in estimates of quality of education of higher educational institutions. The characteristic of the mechanism of an assessment of quality of education in modern Russia is submitted, working model shortcomings are defined.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ •

_0 X

со

<

ш О ш

с

с

84

Д.А. Смирнов,

доктор юридических наук, доцент, директор Юридического института Северо-Кавказского федерального университета dmi197526@yandex. ги К.А. Струсь,

кандидат юридических наук, доцент СевероКавказского федерального университета (филиала) в г. Пятигорске KonstantinStгus@gmail. сот

О правовых основах оценки качества образования

Аннотация: в работе рассматриваются зарубежные и отечественные критерии оценке качества образования высших учебных заведений. Представлена характеристика механизма оценки качества образования в современной России, определены недостатки действующей модели.

Ключевые слова: качество образования вузов; недостатки в оценке качества образования; критерии качества образования; европейская система оценки качества образования.

Summary: in work it is considered foreign and domestic criteria in estimates of quality of education of О higher educational institutions. The characteristic of the mechanism of an assessment of quality of education

in modern Russia is submitted, working model shortcomings are defined. < Keywords: quality of education of higher education institutions; shortcomings of an assessment of quality

§ of education, criteria of quality of education; European system of an assessment of quality of education. m

В юридической литературе под правовыми основами предлагается понимать систему правовых актов, создающих с помощью принципов и иных юридических средств базу для организации либо функционирования социально-правовых институтов, осуществления юридической деятельно-^ сти в целях обеспечения условий для наиболее полной жизненной самореа-° лизации личности, удовлетворения потребностей индивидов, их коллективных образований и общества1.

Базовым документом, обозначившим новый этап в реформировании системы образования, выступил Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2 (далее — Закон). В

1 См.: Струсь К.А. Категория «правовые основы»: переход об абстрактного к конкретному // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. 2011. № 3. С. 81.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598.

ш

названном документе отражен передовой опыт образовательной практики, подтвердивший свою эффективность. В частности, вводятся новые уровни образования, разновидности образовательных программ; возможности для обучающихся выбирать, а для работодателей — определять курсы дисциплин в рамках общих образовательных программ; дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, сетевое взаимодействие образовательных организаций и др. Основное назначение вводимых новшеств заключается в формировании человека, обладающего комплексом теоретических знаний и практических навыков, выступающего самодостаточной личностью, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности. Критерием оценки образовательной деятельности выступает оценка качества образования.

По результатам проведенного опроса большинство респондентов указало, что оценка качества и востребованности профессионального образования в России определяется: государством — 25—30 %; профессиональным сообществом (отраслевых предприятий, объединений) — 5—10 %; обществом — 1—3 %; физическими лицами (абитуриентами, их родителями) — 69—57 Такая ситуация была вполне предсказуема, в силу того, что большинство поступающих в высшие учебные заведения надеется связать свое будущее | с государством, а выбор направления подготовки и последующее трудоустройство ложится на плечи самых близких людей. В российской практике профессиональное сообщество и общественное мнение не заняло достойного места в формировании социального заказа на отдельных специалистов, не выступает структурой, определяющей выбор необходимых компетенций для ц будущих сотрудников.

Обращение к международным документам позволяет выделить три критерия качества образования: 1) академическое качество персонала, которое складывается из квалификации персонала и качества образовательных программ в сочетании с процессом преподавания и научными исследованиями, при оценке их востребованности обществом; 2) качество подготовки студентов — уровень р знаний студентов; 3) качество инфраструктуры высших учебных заведений, включающей в себя всю совокупность условий их функционирования (компьютерные сети, библиотеки и др.). |

Европейский центр по высшему образованию (СЕПЕС) ЮНЕСКО в качестве критериев оценки качества образования определяет: 1) институ- gg циональную миссию и цели учебного заведения; 2) параметры образова- — тельной модели; 3) определенные стандарты реализуемой программы или дисциплины.

В целом соглашаясь с приведенными критериями, необходимо остановиться на тех аспектах, которые не были названы. Это выполнение базовых стандартов и эталонов (т. е. формирование и приобретение соответствующих S § компетенций у обучающихся); достижение промежуточных результатов на ® разных этапах обучения (в начале, в процессе и на выходе обучения); востребованность образовательных услуг заинтересованными участниками образовательного рынка.

1 См.: URL: http:// mgup.ru/public/upload/file/_(7).doc (дата обращения: 01.12.2013).

®

"U

и ы о ш и

t t t t

О О Д S

В связи с ратификацией Россией Болонской конвенции отечественные высшие учебные заведения вынуждены прибегать к оценке качества образования в соответствии с общепринятыми международными критериями деятельности. В связи с этим перед образовательными учреждениями стоит задача в обеспечении обмена знаниями, мобильности преподавателей и студентов в рамках международных исследовательских проектов, с учетом национально-культурных ценностей и среды1.

Обобщая сложившуюся практику, можно выделить три основных инструмента контроля качества высшего образования.

1. Аудит — призван оценить соответствие принятых решений поставленным целям и задачам, целесообразность и эффективность действий. В ходе аудита рассматривается система управления в вузе, оценивается профессионализм персонала вуза, система внутреннего контроля качества; изучается участие сотрудников университета и других заинтересованных лиц в процессе контроля качества. Подвергается анализу с гендерной точки зрения доступность образования для представителей различных территорий и национальностей. В отдельных государствах аудит проводится ежегодно, а составленное аудиторское заключение официально публикуется.

I Аудит качества выступает довольно прогрессивным инструментом, однако s его использование в практике государственного управления и в сфере выс-^ шего образования остается весьма ограниченным. Причина такой ситуации < связана с высокой долей субъективизма аудитора ввиду отсутствия четких § критериев оценки. На регулярной основе в качестве вспомогательного ин-gl струмента аудит качества проводится в таких странах, как Великобритания, Швеция, Ирландия, Австралия.

2. Аккредитация — предполагает проверку высших учебных заведений и учебных программ на соответствие определенным критериям. По результатам работы выносится решение о прохождении либо непрохождении аккредитации

о учебным заведением. Указанный вид контроля обеспечивает минимальные гарантии качества обучения. В разных странах аккредитация может осущест-m вляться государственными органами или независимыми агентствами. Такой вид m контроля качества высшего образования широко используется в США, Австрии, Германии, Нидерландах, Чехии, скандинавских странах, странах Балтии и др.

3. Оценка — предполагает сравнение и ранжирование вузов между собой, а также самооценку вузов в динамике (определение динамики индикаторов деятельности, прогресс в достижении вузом поставленных целей). Оценка, в отличие от аккредитации, позволяет выявить степень конкурентоспособности

^ вузов, сравнить последние между собой. «Регулярно оценка проводится в боль° шинстве стран Европейского Союза (Великобритания, Нидерланды, Франция, Скандинавские страны). Данный инструмент наиболее точно отражает развитие системы высшего образования как в целом, так и в отдельных частях»2.

1 См.: Всемирная конференция по высшему образованию: Рамки действий. URL: http://www. unesco.org/new/ru/education/ (дата обращения: 02.12.2013).

2 Смирнов Д.А., Струсь К.А. Правовая основа оценки качества образования в высших учебных заведениях: основные подходы и пути оптимизации // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 1. URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/826 (дата обращения: 10.02.2014).

.0

IZ

с

86

В современной России оценке качества образования предполагается уделять большое внимание. На совещании по вопросам оптимизации сети учреждений высшего образования Северо-Кавказского федерального округа руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов обозначил основные направления работы ведомства по повышению качества профессионального образования в регионе следующим образом: «Мы должны навести здесь порядок, чтобы вуз, который имеет лицензию, госаккредитацию, соответствовал всем условиям — и по материально-технической базе, и по преподавателям, и по качеству образования. Наша с вами общая задача — добиться высокого качества образования в каждом конкретном вузе»1.

Для оценки качества российского высшего образования используются критерии европейской модели «Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании», в которой выделяются следующие показатели:

1) квалификационный уровень преподавательского состава;

2) научно-исследовательская программа университета;

3) состояние материально-технической базы учебного заведения;

4) качество учебных программ;

5) уровень подготовки студентов;

6) качество знаний;

7) востребованность выпускников на рынке труда;

8) достижения выпускников.

Из п. 29 ст. 2 Закона следует, что качество образования определяется степенью соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам, которые ° устанавливают минимальные требования для преподавательского состава, материально-технической базы, учебных планов. Приказом Минобразования К России от 25 марта 2003 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итого- 5! вой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений q Российской Федерации»2 определяются требования, предъявляемые к ка- ® честву итоговых знаний студентов. В ст. 97 Закона определяется необходи- р мость отражения показателя востребованности выпускников, их учебных, S внеучебных и профессиональных достижений. а

Во исполнение указанных документов был принят Приказ Министерства g образования и науки РФ от 2 мая 2012 г. № 370 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по над- gy

зору в сфере образования и науки государственной функции по осущест- -

влению федерального государственного контроля качества образования»3. Содержание данной функции образуют: «анализ и экспертиза докумен- § § тов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств 0 0 обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим про- Ц | верке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно- S § методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) ®

1 URL: http://www.obmadzor.gov.ra/ru/press_center/news/mdex.php?id_4=3202 (дата обращения: 02.12.2013).

2 См.: Российская газета. 2003. 15 мая.

3 См.: Российская газета. 2012. 9 нояб.

®

(при проведении документарных и выездных проверок); анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок); экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок); анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок)».

Результатом исполнения государственной функции по контролю качества образования выступает оценка соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. В случае выявления при проведении проверки качества образования нарушений организацией обязательных требований должностные лица Рособрнадзора обязаны: выдать предписание организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению и предотвращению, а также по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. § Таким образом, проведение оценки качества образования сводится к □Е принятию решения о соответствии содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников установленным федеральным стандартам и выявлению нарушений установленных требований.

Анализ зарубежной и отечественной практики позволяет выделить ряд недостатков в сложившейся отечественной практике, которые требуют ши-° рокого обсуждения и устранения.

Первое. Необходимым условием для повышения качества деятельности т вузов выступает обеспечение публичности результатов их деятельности. В ш связи с этим во всех странах вузы отчитываются перед органами управления образованием и обществом в целом. Формой предоставления сведений является годовой отчет, в котором содержится информация об учебной, 88 научной, международной деятельности вуза, студентах и преподавателях, - инфраструктуре, а также цели и задачи на следующий год работы. Годовые отчеты публикуются, становясь достоянием общественности. Помимо годовых ^ отчетов вузов публикации в СМИ подлежат и результаты внешней оценки. Второе. Сложность оценки качества образования в вузах определяется тем, что в связи с реализацией компетентностного подхода образовательным учреждениям предоставляется возможность самостоятельно вводить учебные дисциплины и определять формируемые компетенции. Целесообразность введения последних не включается в предмет проверки качества образования, что, в конечном счете, сводит процедуру оценки качества образования к анализу обеспечения учебного процесса. Полагаясь на зарубежный опыт, предлагаем дополнить административный регламент положением о возможности про-

с

с

о

сч

ведения Рособрнадзором аудита в целях оценки целесообразности введения авторских образовательным программ. Данное полномочие позволит исключить те программы, которые определяются формально, без оглядки на потребности внутреннего рынка, особенности экономического развития территорий и т. д.

Е.А. Иванченко,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека

Северо-Кавказского федерального университета kvi-elena@yandex.ru

Проблемы использования интерактивных методов обучения в преподавании правовых дисциплин

Аннотация: в статье автор анализирует интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы при организации обучения правовым дисциплинам. Рассматриваются факторы, влияющие на внедрение интерактивных методов в образовательный процесс.

Ключевые слова: интерактивный метод, правовая дисциплина.

Summary: in the article the author analyzes the interactive teaching methods that can be used when teaching legal subjects. Factors influencing the introduction of interactive methods in the educationalprocess.

Keywords: interactive method of jurisprudence.

Особенности динамики современной жизни, усложнение общественных отношений ориентируют преподавателя высшей школы на внедрение в процесс обучения инновационного подхода. Высшее образование как таковое в последние два десятилетия превратилось в рыночный продукт, который должен соответствовать социальному спросу, выражающемуся в формировании конкретно-определенных требований к рынку выпускников высших учебных заведений. Данная ситуация накладывает ответственность при принятии решений на образовательные учреждения как участника рыночных отношений.

Образовательный процесс постепенно совершает движение в сторону инновационных технологий преподавания, нацеленных на формирование у обучаемых убеждений, качеств характера, навыков, востребованных на современном рынке труда. Выпускник, даже блестяще образованный, но не умеющий применить теорию на практике, не жизнеспособен в условиях современных профессиональных отношений. Соответственно, задача преподавателя состоит не в воздействии на личность обучаемого, а во влиянии на процесс развития данной личности.

Процесс перестройки сознания преподавателей затруднен многими факторами. Прежде всего, необходимо отметить сложившиеся традиции преподавания юридических дисциплин, основанные на дидактизме преподнесения

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.