• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ •
_0 X
со
<
ш О ш
с
с
84
Д.А. Смирнов,
доктор юридических наук, доцент, директор Юридического института Северо-Кавказского федерального университета dmi197526@yandex. ги К.А. Струсь,
кандидат юридических наук, доцент СевероКавказского федерального университета (филиала) в г. Пятигорске KonstantinStгus@gmail. сот
О правовых основах оценки качества образования
Аннотация: в работе рассматриваются зарубежные и отечественные критерии оценке качества образования высших учебных заведений. Представлена характеристика механизма оценки качества образования в современной России, определены недостатки действующей модели.
Ключевые слова: качество образования вузов; недостатки в оценке качества образования; критерии качества образования; европейская система оценки качества образования.
Summary: in work it is considered foreign and domestic criteria in estimates of quality of education of О higher educational institutions. The characteristic of the mechanism of an assessment of quality of education
in modern Russia is submitted, working model shortcomings are defined. < Keywords: quality of education of higher education institutions; shortcomings of an assessment of quality
§ of education, criteria of quality of education; European system of an assessment of quality of education. m
В юридической литературе под правовыми основами предлагается понимать систему правовых актов, создающих с помощью принципов и иных юридических средств базу для организации либо функционирования социально-правовых институтов, осуществления юридической деятельно-^ сти в целях обеспечения условий для наиболее полной жизненной самореа-° лизации личности, удовлетворения потребностей индивидов, их коллективных образований и общества1.
Базовым документом, обозначившим новый этап в реформировании системы образования, выступил Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2 (далее — Закон). В
1 См.: Струсь К.А. Категория «правовые основы»: переход об абстрактного к конкретному // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. 2011. № 3. С. 81.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598.
ш
названном документе отражен передовой опыт образовательной практики, подтвердивший свою эффективность. В частности, вводятся новые уровни образования, разновидности образовательных программ; возможности для обучающихся выбирать, а для работодателей — определять курсы дисциплин в рамках общих образовательных программ; дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, сетевое взаимодействие образовательных организаций и др. Основное назначение вводимых новшеств заключается в формировании человека, обладающего комплексом теоретических знаний и практических навыков, выступающего самодостаточной личностью, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности. Критерием оценки образовательной деятельности выступает оценка качества образования.
По результатам проведенного опроса большинство респондентов указало, что оценка качества и востребованности профессионального образования в России определяется: государством — 25—30 %; профессиональным сообществом (отраслевых предприятий, объединений) — 5—10 %; обществом — 1—3 %; физическими лицами (абитуриентами, их родителями) — 69—57 Такая ситуация была вполне предсказуема, в силу того, что большинство поступающих в высшие учебные заведения надеется связать свое будущее | с государством, а выбор направления подготовки и последующее трудоустройство ложится на плечи самых близких людей. В российской практике профессиональное сообщество и общественное мнение не заняло достойного места в формировании социального заказа на отдельных специалистов, не выступает структурой, определяющей выбор необходимых компетенций для ц будущих сотрудников.
Обращение к международным документам позволяет выделить три критерия качества образования: 1) академическое качество персонала, которое складывается из квалификации персонала и качества образовательных программ в сочетании с процессом преподавания и научными исследованиями, при оценке их востребованности обществом; 2) качество подготовки студентов — уровень р знаний студентов; 3) качество инфраструктуры высших учебных заведений, включающей в себя всю совокупность условий их функционирования (компьютерные сети, библиотеки и др.). |
Европейский центр по высшему образованию (СЕПЕС) ЮНЕСКО в качестве критериев оценки качества образования определяет: 1) институ- gg циональную миссию и цели учебного заведения; 2) параметры образова- — тельной модели; 3) определенные стандарты реализуемой программы или дисциплины.
В целом соглашаясь с приведенными критериями, необходимо остановиться на тех аспектах, которые не были названы. Это выполнение базовых стандартов и эталонов (т. е. формирование и приобретение соответствующих S § компетенций у обучающихся); достижение промежуточных результатов на ® разных этапах обучения (в начале, в процессе и на выходе обучения); востребованность образовательных услуг заинтересованными участниками образовательного рынка.
1 См.: URL: http:// mgup.ru/public/upload/file/_(7).doc (дата обращения: 01.12.2013).
®
"U
и ы о ш и
t t t t
О О Д S
В связи с ратификацией Россией Болонской конвенции отечественные высшие учебные заведения вынуждены прибегать к оценке качества образования в соответствии с общепринятыми международными критериями деятельности. В связи с этим перед образовательными учреждениями стоит задача в обеспечении обмена знаниями, мобильности преподавателей и студентов в рамках международных исследовательских проектов, с учетом национально-культурных ценностей и среды1.
Обобщая сложившуюся практику, можно выделить три основных инструмента контроля качества высшего образования.
1. Аудит — призван оценить соответствие принятых решений поставленным целям и задачам, целесообразность и эффективность действий. В ходе аудита рассматривается система управления в вузе, оценивается профессионализм персонала вуза, система внутреннего контроля качества; изучается участие сотрудников университета и других заинтересованных лиц в процессе контроля качества. Подвергается анализу с гендерной точки зрения доступность образования для представителей различных территорий и национальностей. В отдельных государствах аудит проводится ежегодно, а составленное аудиторское заключение официально публикуется.
I Аудит качества выступает довольно прогрессивным инструментом, однако s его использование в практике государственного управления и в сфере выс-^ шего образования остается весьма ограниченным. Причина такой ситуации < связана с высокой долей субъективизма аудитора ввиду отсутствия четких § критериев оценки. На регулярной основе в качестве вспомогательного ин-gl струмента аудит качества проводится в таких странах, как Великобритания, Швеция, Ирландия, Австралия.
2. Аккредитация — предполагает проверку высших учебных заведений и учебных программ на соответствие определенным критериям. По результатам работы выносится решение о прохождении либо непрохождении аккредитации
о учебным заведением. Указанный вид контроля обеспечивает минимальные гарантии качества обучения. В разных странах аккредитация может осущест-m вляться государственными органами или независимыми агентствами. Такой вид m контроля качества высшего образования широко используется в США, Австрии, Германии, Нидерландах, Чехии, скандинавских странах, странах Балтии и др.
3. Оценка — предполагает сравнение и ранжирование вузов между собой, а также самооценку вузов в динамике (определение динамики индикаторов деятельности, прогресс в достижении вузом поставленных целей). Оценка, в отличие от аккредитации, позволяет выявить степень конкурентоспособности
^ вузов, сравнить последние между собой. «Регулярно оценка проводится в боль° шинстве стран Европейского Союза (Великобритания, Нидерланды, Франция, Скандинавские страны). Данный инструмент наиболее точно отражает развитие системы высшего образования как в целом, так и в отдельных частях»2.
1 См.: Всемирная конференция по высшему образованию: Рамки действий. URL: http://www. unesco.org/new/ru/education/ (дата обращения: 02.12.2013).
2 Смирнов Д.А., Струсь К.А. Правовая основа оценки качества образования в высших учебных заведениях: основные подходы и пути оптимизации // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 1. URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/826 (дата обращения: 10.02.2014).
.0
IZ
с
86
В современной России оценке качества образования предполагается уделять большое внимание. На совещании по вопросам оптимизации сети учреждений высшего образования Северо-Кавказского федерального округа руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов обозначил основные направления работы ведомства по повышению качества профессионального образования в регионе следующим образом: «Мы должны навести здесь порядок, чтобы вуз, который имеет лицензию, госаккредитацию, соответствовал всем условиям — и по материально-технической базе, и по преподавателям, и по качеству образования. Наша с вами общая задача — добиться высокого качества образования в каждом конкретном вузе»1.
Для оценки качества российского высшего образования используются критерии европейской модели «Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании», в которой выделяются следующие показатели:
1) квалификационный уровень преподавательского состава;
2) научно-исследовательская программа университета;
3) состояние материально-технической базы учебного заведения;
4) качество учебных программ;
5) уровень подготовки студентов;
6) качество знаний;
7) востребованность выпускников на рынке труда;
8) достижения выпускников.
Из п. 29 ст. 2 Закона следует, что качество образования определяется степенью соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам, которые ° устанавливают минимальные требования для преподавательского состава, материально-технической базы, учебных планов. Приказом Минобразования К России от 25 марта 2003 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итого- 5! вой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений q Российской Федерации»2 определяются требования, предъявляемые к ка- ® честву итоговых знаний студентов. В ст. 97 Закона определяется необходи- р мость отражения показателя востребованности выпускников, их учебных, S внеучебных и профессиональных достижений. а
Во исполнение указанных документов был принят Приказ Министерства g образования и науки РФ от 2 мая 2012 г. № 370 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по над- gy
зору в сфере образования и науки государственной функции по осущест- -
влению федерального государственного контроля качества образования»3. Содержание данной функции образуют: «анализ и экспертиза докумен- § § тов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств 0 0 обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим про- Ц | верке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно- S § методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) ®
1 URL: http://www.obmadzor.gov.ra/ru/press_center/news/mdex.php?id_4=3202 (дата обращения: 02.12.2013).
2 См.: Российская газета. 2003. 15 мая.
3 См.: Российская газета. 2012. 9 нояб.
®
(при проведении документарных и выездных проверок); анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок); экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок); анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок)».
Результатом исполнения государственной функции по контролю качества образования выступает оценка соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. В случае выявления при проведении проверки качества образования нарушений организацией обязательных требований должностные лица Рособрнадзора обязаны: выдать предписание организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению и предотвращению, а также по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. § Таким образом, проведение оценки качества образования сводится к □Е принятию решения о соответствии содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников установленным федеральным стандартам и выявлению нарушений установленных требований.
Анализ зарубежной и отечественной практики позволяет выделить ряд недостатков в сложившейся отечественной практике, которые требуют ши-° рокого обсуждения и устранения.
Первое. Необходимым условием для повышения качества деятельности т вузов выступает обеспечение публичности результатов их деятельности. В ш связи с этим во всех странах вузы отчитываются перед органами управления образованием и обществом в целом. Формой предоставления сведений является годовой отчет, в котором содержится информация об учебной, 88 научной, международной деятельности вуза, студентах и преподавателях, - инфраструктуре, а также цели и задачи на следующий год работы. Годовые отчеты публикуются, становясь достоянием общественности. Помимо годовых ^ отчетов вузов публикации в СМИ подлежат и результаты внешней оценки. Второе. Сложность оценки качества образования в вузах определяется тем, что в связи с реализацией компетентностного подхода образовательным учреждениям предоставляется возможность самостоятельно вводить учебные дисциплины и определять формируемые компетенции. Целесообразность введения последних не включается в предмет проверки качества образования, что, в конечном счете, сводит процедуру оценки качества образования к анализу обеспечения учебного процесса. Полагаясь на зарубежный опыт, предлагаем дополнить административный регламент положением о возможности про-
с
с
о
сч
ведения Рособрнадзором аудита в целях оценки целесообразности введения авторских образовательным программ. Данное полномочие позволит исключить те программы, которые определяются формально, без оглядки на потребности внутреннего рынка, особенности экономического развития территорий и т. д.
Е.А. Иванченко,
кандидат юридических наук, доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека
Северо-Кавказского федерального университета kvi-elena@yandex.ru
Проблемы использования интерактивных методов обучения в преподавании правовых дисциплин
Аннотация: в статье автор анализирует интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы при организации обучения правовым дисциплинам. Рассматриваются факторы, влияющие на внедрение интерактивных методов в образовательный процесс.
Ключевые слова: интерактивный метод, правовая дисциплина.
Summary: in the article the author analyzes the interactive teaching methods that can be used when teaching legal subjects. Factors influencing the introduction of interactive methods in the educationalprocess.
Keywords: interactive method of jurisprudence.
Особенности динамики современной жизни, усложнение общественных отношений ориентируют преподавателя высшей школы на внедрение в процесс обучения инновационного подхода. Высшее образование как таковое в последние два десятилетия превратилось в рыночный продукт, который должен соответствовать социальному спросу, выражающемуся в формировании конкретно-определенных требований к рынку выпускников высших учебных заведений. Данная ситуация накладывает ответственность при принятии решений на образовательные учреждения как участника рыночных отношений.
Образовательный процесс постепенно совершает движение в сторону инновационных технологий преподавания, нацеленных на формирование у обучаемых убеждений, качеств характера, навыков, востребованных на современном рынке труда. Выпускник, даже блестяще образованный, но не умеющий применить теорию на практике, не жизнеспособен в условиях современных профессиональных отношений. Соответственно, задача преподавателя состоит не в воздействии на личность обучаемого, а во влиянии на процесс развития данной личности.
Процесс перестройки сознания преподавателей затруднен многими факторами. Прежде всего, необходимо отметить сложившиеся традиции преподавания юридических дисциплин, основанные на дидактизме преподнесения
89