ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2013. № 3
К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Ю. Бельская, Л.В. Попов
(факультет глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова,
факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова;
e-mail: [email protected])
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования и развития систем оценки и контроля качества высшего образования. Обсуждаются подходы, сложившиеся в мировом и российском образовательных сообществах, к пониманию термина "качество образования", вопросы образовательной политики и деятельности по оценке, контролю и гарантиям качества образования.
Ключевые слова: качество высшего образования, образовательная политика, контроль качества образования, гарантии качества образования.
Наверное, самое часто встречающееся словосочетание в современных дискуссиях, статьях и документах по вопросам образования — это словосочетание "качество образования". Говорят о показателях и критериях качества образования, об оценке, мониторинге и управлении качеством образования, о планировании, системах контроля, сертификации и гарантиях качества образования. Попыггаемся рассмотреть некоторые наиболее общие вопросы, касающиеся качества образования, прежде всего высшего.
В последние два десятка лет вопросы качества образования все больше притягивают к себе внимание ведущих международных организаций. Так, уже в 1995 г. ЮНЕСКО был разработан программный документ под названием "Реформа и развитие высшего образования" [1]. В нем излагались мировые тенденции и задачи развития высшего образования на рубеже веков. Во введении среди основных задач высшего образования в быстро меняющемся мире выделено направление качества образования. Было подчеркнуто, что понятие "качество" охватывает все основные функции и направления деятельности в области высшего образования — качество преподавания, подготовки и исследований, что означает качество соответствующего персонала и качество обучения как результат преподавания и исследований.
В итоговом коммюнике "Глобальные и европейские тенденции развития высшего образования" прошедшей в июле 2009 г.
в Париже Всемирной конференции по высшему образованию ЮНЕСКО в разделе "Доступность, справедливость, качество" подчеркивается, что "расширение доступности высшего образования делает актуальной проблему качества высшего образования. Обеспечение качества является одной из важнейших функций современного высшего образования и требует участия всех заинтересованных сторон. Необходимо создание систем обеспечения качества, формирование принципов оценки и развитие культуры качества в высших учебных заведениях". Важными представляются и следующие положения итогового коммюнике: "критерии качества должны отражать основные цели высшего образования, прежде всего такие, как формирование у студентов критического и независимого мышления и способности обучаться на протяжении всей жизни. Они должны стимулировать инновации и разнообразие. Обеспечение качественного высшего образования требует привлечения и сохранения квалифицированных, талантливых и преданных делу преподавателей и научных работников" [2].
Процессы формирования национальных систем оценки качества образования шли разными путями. Выделим главные из них. Первый путь, названный французской моделью, предполагал систему с преимущественно внешней оценкой вузов. Государственные организации формулируют цели оценки, определяют наиболее важные аспекты оценки, организуют и проводят инспекции, аттестации и аккредитации. Самооценка вуза служила лишь в качестве второстепенной составляющей всего административного процесса. Вторая модель системы оценки высшего образования, названная английской, имела в своей основе комплексную внутреннюю самооценку вузовского академического сообщества, основанную на компетентности и ответственности преподавательского состава и руководителей вузов.
Разумеется, национальные системы оценки качества вузовского образования в разных странах сочетали в тех или иных пропорциях оба этих подхода. Имела место также и эволюция этих систем. Так, например, германская система контроля в определенный момент мигрировала от английской модели (существенная роль внутренней самооценки) к французской (преимущественно внешняя оценка), а Скандинавские страны частично демонстрировали противоположный дрейф. В последние годы значительное влияние на унификацию механизмов контроля качества образования в высших учебных заведениях оказал Болонский процесс — процесс формирования единого европейского пространства высшего образования.
В Европе не только сформулированы и приняты многочисленные документы, касающиеся вопросов качества высшего образования, но и созданы специализированные органы для практической работы в этом направлении. В частности, наиболее значимой организацией является созданная в 2000 г. Европейская ассоциация обеспечения качества высшего образования (ENQA). Нельзя не упомянуть все более активное применение стандартов серии ISO 9000:2000 Международной организации по стандартизации (ISO) и к образовательным учреждениям. На основе требований этих стандартов по так называемой "процессной модели" строятся системы менеджмента качества (СМК) вузов. В ряде вузов (особенно в США, Японии, во многих азиатских странах) система менеджмента качества развивается на базе критериев Всеобщего менеджмента качества (TQM). В 2007 г. Европейской ассоциацией университетов (EUA) запущен крупный проект QAHECA "Процессы обеспечения качества и применения в высшем образовании". В целом все отчетливей проявляется тенденция к увеличению роли оценки качества высшего образования экспертными сообществами и организациями, а не правительственными структурами. Все больший акцент делается на оценку результатов обучения, а не на доскональный контроль образовательных процессов и организаций.
В Российской Федерации преобладает модель контроля качества образования, ориентированная на внешний контроль со стороны государства. Критерии качества заложены в моделях комплексной оценки деятельности вузов при лицензировании и аккредитации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рос-обрнадзор) осуществляет государственную функцию по контролю качества образования. Надо сказать, что Рособрнадзор хорошо структурно подготовлен к работе по оценке качества образования. В составе этой службы есть Управление оценки качества образования, в котором есть отделы научно-методического обеспечения, организации и координации, процедур оценки качества образования, а также отдел мониторинга и анализа.
Функция по контролю качества образования касается в первую очередь контроля соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов и требований. В ходе проверок Рособр-надзор активно привлекает свои подведомственные государственные федеральные учреждения — "Информационно-методический центр по аттестации образовательных организаций" и "Национальное аккредитационное агентство в сфере образования". Контроль качества подготовки студентов и степени освоения ими образо-
вательной программы ведется и путем проверок с помощью специально сформированных заданий.
Проверки являются очень серьезными испытаниями для высших учебных заведений, так как в ходе контроля качества образования в части соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов и требований в акте проверки, согласно действующему Административному Регламенту, фиксируются и нарушения государственных аккредитационных требований, и факты несоблюдения лицензионных условий и т.д. Результатами проверок могут быть и предписания, направленные на устранение обнаруженных нарушений (с соответствующим контролем со стороны Рособрнадзора за исполнением предписаний), и приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации, и даже лишение аккредитации. Таким образом, в ходе контроля качества образования государственными органами проверяется выполнение образовательным учреждением всей совокупности требований законодательства об образовании и соответствующих подзаконных нормативных актов.
Очень важно, что в новом Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (март 2011 г.) [3] закреплено требование о том, что "проведению государственной аккредитации предшествует проведение организацией самообследования, а материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы". Уже сам факт признания самообследования элементом механизма контроля качества образования и накапливающийся в вузах опыт самопроверок очень важны для подготовки к новым реалиям.
Надо сказать, что многие наши вузы хорошо подготовлены к описанным выше строгим внешним проверкам. Как правило, в вузе есть документально оформленная и в меру возможного обеспеченная кадрами система управления качеством образования. Есть и специальные подразделения, руководимые проректорами по качеству образования, есть ответственные за качество образования на факультетах с определенным кругом обязанностей. Есть и обновляется необходимая документация. В ходе самопроверок устраняются недостатки, формируются и дополняются базы данных, в частности по контрольно-измерительным материалам, используемым в процессе проверок. Проводится тестовый контроль знаний. Есть планы мероприятий и планы проверок, отчеты по проверкам, планы мероприятий по устранению недостатков и отчеты по ним.
И есть, наконец, огромное и устойчивое непонимание многими профессорами и преподавателями, зачем все это и в таких объемах. Есть широко распространенное мнение, что многое из этой деятельности только отвлекает от самого учебного процесса,
от научной деятельности, снижает их эффективность и качество образования. Иными словами, чрезмерная формализация и избыточность "борьбы за качество" образования приводят не к повышению, а к снижению качества образования.
Думаем, что настало время для двухстороннего движения. Организаторам и идеологам борьбы за качество образования, за совершенствование систем контроля и внедрение эффективных систем управления качеством образования необходимо терпеливо, обстоятельно, доказательно и не на канцелярском языке говорить с академической общественностью. Разъяснять ей не только цели и задачи этой деятельности, не только что и как надо делать. Нужно не только декларировать, что вовлечение в эту работу всего персонала вуза, студентов и других заинтересованных сторон обеспечит их общий успех, но и показать все преимущества борьбы за качество для вуза, факультета, кафедры и лично для каждого преподавателя. А профессорам и преподавателям или непосредственно или через свои профессиональные объединения нужно настойчиво вносить собственные, основанные на опыте практической работы предложения и правки в действующие правила и алгоритмы контроля качества образования. Особое внимание хотелось бы обратить на необходимость предложений по устранению незначимых для дела и дублирующих моментов в практике контроля, на предложения по предотвращению роста внутривузовской бюрократизации, по минимизации излишних данных, оптимизации и упрощению отчетности.
Несколько слов о своеобразной альтернативе описанным выше механизмам контроля качества высшего образования. Одним из самых быстро развивающихся в мировом пространстве высшего образования направлений, которое можно отнести к сравнительной оценке качества образования, является рейтинговая деятельность. За два последних десятилетия рейтинги как комплексные показатели деятельности высших учебных заведений прошли путь от скромных разовых исследований до настоящей всемирной эпидемии огромного масштаба. Рейтинги прошли путь от локальных и региональных до глобальных рейтингов университетов, от рейтингов по группам родственных высших учебных заведений (технических, медицинских, экономических и т.д.) до рейтингов информационной насыщенности университетских порталов и рейтингов по конкретным образовательным программам. Рейтингование теперь захватило практически все сферы и уровни образования, рейтингами объяты не только образовательные учреждения, но и целые системы образования.
Такое стремительное развитие рейтинговых исследований в образовании свидетельствует об их очень высокой востребованности. Рейтингами пользуются учащиеся и их родители при выборе учебного заведения, органы управления при решении многочисленных вопросов, связанных с жизнедеятельностью учебных организаций. Рейтингами пользуются финансовые и промышленные корпорации при определении наиболее эффективных способов преумножения своих доходов и усиления своих позиций, все более активно пользуются ими и политики всех уровней.
Не обсуждая подробно достоинства и недостатки рейтингов в образовании, тенденции и перспективы их развития, отметим только, что в некоторых из них можно найти довольно много параметров, которые имеют самое прямое отношение к проблеме качества образования. Так, например, при характеристике учебной деятельности в ряде рейтингов учитывается в том числе и количество студентов, приходящихся на одного преподавателя. Естественно предположить, что уменьшение числа студентов на одного преподавателя создает возможности для повышения качества образовательного процесса, для успешной реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Другим примером нацеленности ряда рейтинговых систем на вопросы качества образования может служить учет эффективности и успешности научной деятельности в учебном заведении. Еще один пример — учет востребованности выпускников, характера их трудоустройства, уровня доходов и карьерных достижений.
Но есть, на наш взгляд, и принципиальные трудности для "неполитизированной" рейтинговой деятельности в образовании. Связаны они в основном с отсутствием или "невыделенностью" четких и непротиворечивых целевых ориентиров образовательной деятельности, что приводит к практической невозможности объективной оценки эффективности и результативности этой деятельности, к искажению целей, форм и ее содержания. Мало того, что сами методики сбора информации, анализа, обработки и представления данных, мягко говоря, далеки от совершенства и имеются многочисленные "ошибки". Гораздо важнее, что имеет место своеобразное явление, известное в психологии как феномен "сдвига мотива на цель". Целью становится наивысшее положение в рейтинге. Ради этого, например, даже крупные и успешные вузы объединяются в плохо управляемые суперструктуры, а в погоне за индексами цитирования появляются научные публикации, где список авторов занимает большую часть всей статьи.
Этому не приходится удивляться в нынешних условиях. Когда ежегодный оборот мирового рынка образовательных "услуг" оце-
нивается во многие миллиарды долларов и на повестке дня стоят вопросы о фактическом выживании образовательных учреждений и организаций, о каких высоких миссиях и целях образования могут размышлять лица, принимающие, пусть даже и вынужденно, такие ситуативно-прагматические решения? Но так или иначе мы живем в окружении рейтингов и должны использовать их.
Нам представляется, что самым главным достоинством рейтингов является возможность использования их результатов академической общественностью, коллективами и руководством самих образовательных учреждений. При наличии такой обратной связи результаты рейтинговых исследований могут помочь в выявлении слабых мест в деятельности образовательных учреждений, в разработке четких и конкретных мероприятий по устранению недостатков. Важно только, чтобы в конкурентной борьбе, в погоне за рейтинговыми успехами образовательные учреждения не забывали бы о своих традиционных академических ценностях, о своей высокой некоммерческой миссии и соответствующих ей задачах.
Конкретные планы по созданию и развитию отечественных систем оценки качества образования зафиксированы в Концепции Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2011—2015 гг. [4]. Причем для реализации стратегической цели государственной политики в области образования — повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, — определены приоритетные задачи. Одна из них — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях. Запланировано, что в результате выполнения программы будет обеспечено внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов, а 100% граждан, имеющих доступ в Интернет, будут иметь возможность получать информацию о деятельности образовательных учреждений и о качестве предоставляемых ими образовательных услуг.
В Программе в рамках мероприятия по обеспечению условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования предусматривается, в частности, разработка моделей оценки качества всех уровней образования, включая начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное образование, разработка технологии и методики проведения процедур контроля и оценки качества образования. Предусматривается также создание механизма комп-
лексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенции и способностей.
В рамках направления по развитию системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений планируется целый ряд мероприятий с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов. Это, в частности, создание сети экспертно-аналити-ческих и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональной квалификации, в том числе ориентированных на стимулирование развития трудовой мобильности. Планируется обеспечение этих центров необходимыми технологиями и инструментарием, обучение персонала и мониторинг деятельности этих центров. Предусматривается, что основное внимание будет нацелено на создание технологий и измерительных материалов для оценки качества профессионального образования на основе разрабатываемой системы профессиональных стандартов. Будем надеяться, что такие конкретные и финансово подкрепленные записи не останутся в очередной раз только на бумаге. Ведь вопрос о профессиональных стандартах горячо обсуждается уже много лет.
В рамках мероприятия по созданию единой информационной системы сферы образования будет создана система, агрегирующая данные о сфере образования по всем уровням. На ее основе предполагается создание, внедрение и последующая интеграция компонентов системы управления качеством образования в части контроля, надзора и оценки качества образования в федеральных и региональных органах управления образованием, а также в учреждениях профессионального образования. В качестве указанных компонентов будут созданы интегрированные автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доведение, сбор, обработку и предоставление органам управления образованием данных, позволяющих сформировать интегральную оценку качества образования в отдельном образовательном учреждении.
В рамках мероприятия по созданию условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ будет оказана поддержка общественно-профессиональным организациям (объединениям), разрабатывающим и внедряющим механизмы и методики внешних экспертных оценок, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Будет оказана поддержка также организациям, внедряющим модели развития и интеграции результатов государ-
ственной и общественной оценки качества деятельности образовательных учреждений и предоставления их общественности.
Таким образом, в Программе обозначен целый ряд моментов, которые можно отнести к положительным сдвигам. Это и развитие независимой системы оценки результатов образования, и интеграция требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, и развитие общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
Отметим, однако, что вопросы обеспечения качества образования являются совсем не новым делом для нашей образовательной политики. Если обратиться к предыдущей ФЦПРО (на 2006—2010 гг.), то стоявшая там задача развития системы обеспечения качества образовательных услуг, видимо, не была решена в полном объеме, так как при подведении итогов этой программы было лишь сказано, что реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование общенациональной системы оценки качества образования. Так что реально это дело продвигается с большими трудностями.
Проводимая руководством Министерства образования и науки политика преимущественного рассмотрения образования как услуги зафиксирована и в обоснованиях к рассматриваемой Концепции ФЦПРО на 2011—2015 гг., где констатируется нынешнее "отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования". Такие выводы и посылы определяют, по нашему мнению, создание соответствующей рыночно ориентированной направленности и методологии у формируемой системы оценки качества образования. При последовательном развитии таких подходов очень вероятным может оказаться сценарий снижения внимания в высшем образовании к вопросам формирования и развития личности, к вопросам сохранения национальной культуры и вопросам безопасности.
Между тем руководство страны ориентирует органы управления образованием и педагогическое сообщество на дальнейшее развитие направлений, имеющих целью повышение качества высшего образования, в том числе по расширению участия общественных структур. Так, отмеченные выше положительные сдвиги в области оценки качества образования, зафиксированные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования, нашли свое подкрепление и в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 [5]. В частности, в п. 4 данного Указа говорится:
"Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования..."
И в новом Федеральном законе "Об образовании" вопросам качества образования, его оценки, мониторинга и контроля уделено большое внимание. В законе уточняется само понятие качества образования как "комплексной характеристики образования, выражающей степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам... потребностям заказчика, в том числе степени достижения планируемых результатов образовательной программы". А сами эти стандарты, как подчеркивается в законе, обеспечивают в том числе и государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства требований к условиям реализации образовательных программ и результатам их освоения.
В законе отражены и другие вопросы, связанные с качеством образования. Это, в частности, вопросы федерального государственного контроля качества образования и независимой оценки качества образования, вопросы аккредитации и лицензирования, вопросы категорирования образовательных организаций высшего образования и их информационной открытости, вопросы проведения педагогической экспертизы, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, вопросы защиты прав обучающихся (охраны здоровья, обеспечения местами для проживания в общежитиях, стипендиями и другими денежными выплатами, участия в формировании содержания своего образования и др.).
Но кроме Закона есть еще и другие документы, ознакомление с которыми вызывает серьезные вопросы: как планируется достигать повышения качества образования? Так, в опубликованной через несколько дней после принятия нового Федерального закона "Об образовании" так называемой дорожной карте Правительства РФ приведены, в частности, планы по увеличению к 2018 г. количества учащихся на одного преподавателя [6]. Это касается и дошкольного, и школьного, и высшего образования. Для высшей школы относительное "урезание" преподавательского корпуса планируется в наибольшем объеме — от нынешних 9,4 студента на одного преподавателя до 12 студентов на одного преподавателя к 2018 г.
Возможно, с преимущественно экономической точки зрения оправданы подходы, предлагаемые в данном Плане мероприятий
"Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Но тогда встает вопрос о соотношении эффективности и качества. Ведь тогда еще более эффективным станет радикальное снижение численности профессорско-преподавательского корпуса. А как же тогда поднимать качество образования, чего требует не только Федеральный закон "Об образовании", но и сама жизнь, в том числе и все ее экономические составляющие? Ведь даже "рыночно" ориентированные мировые технологии рейтинговой оценки вузов и образовательных программ включают показатели количества студентов на одного преподавателя: чем ниже этот показатель, тем лучше оценка вуза (его рейтинг, бренд, привлекательность для студентов и бизнеса).
Поставленные вопросы, безусловно, требуют серьезного обсуждения. Педагогическое сообщество должно "помочь" нашим управленцам от образования найти золотую середину при планировании мероприятий по росту эффективности образования в условиях заявленного повышения его качества.
Список литературы
1. Реформа и развитие высшего образования. (URL: http://ru.iite.unes-co.org/libraiy/item/472/; http://www.quality.edu.ru/quality/sk/param/213/ 20.03.2013).
2. Глобальные и европейские тенденции развития высшего образования. Цит. по: "Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения" / Под ред. В.И. Байденко. М.: 2010. С. 50-52. (URL: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/npo/20120409000614.pdf 20.03.2013)
3. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N° 184 "Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций". (URL: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 133090 20.03.2013).
4. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N° 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы". (URL: http://www.fcpro.ru/. 20.03.2013).
5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N° 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". (URL: http://www.iqlib.ru/news/news/67739 20.03.2013).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N° 2620-р "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки". (URL: http://www.le-xed.ru//docs2/?301212_2620.html 20.03.2013).
ON THE QUESTION
OF THE HIGHER EDUCATION QUALITY
E.Yu. Bel'skaya, L.V. Popov
The article is concerned with problems, related to the quality in higher education. Current approaches to the notion meaning of "education quality" in the world and Russian academias, issues of the education policy and efforts to monitoring and providing guarantees of education quality are being discussed.
Key words: quality in higher education, education policy, monitoring of education quality, guarantees of education quality.
Сведения об авторе
Вельская Елена Юрьевна — кандидат философских наук, доцент факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Попов Лев Владимирович — кандидат химических наук, доцент факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]