Научная статья на тему 'Государственная аккредитация вузов как форма оценки качества образования'

Государственная аккредитация вузов как форма оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / HIGHER EDUCATION / АККРЕДИТАЦИЯ / ACCREDITATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / STATE ASSESSMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ВУЗОВ / STATE CONTROL OF UNIVERSITIES / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новожилов Петр Андреевич, Поварова Анна Олеговна

Статья написана с целью определения, является ли государственная аккредитация вузов способом оценки качества высшего образования в России. Проведено сравнение современных мер государственного контроля вузов с мерами, применявшимися 90-е и 2000-е годы. Определена цель проведения аккредитации вузов. Выявлены преимущества обучения в аккредитованном вузе для студентов. Названы нормативно-правовые источниками осуществления процессов государственной аккредитации. Охарактеризовано качество образования применительно к вузам. На основе изучения сути и содержания процедур государственной аккредитации вузов авторами сделан вывод, что государственная аккредитация высшего учебного заведения является формой оценки качества образования в России, свидетельство о государственной аккредитации выступает сертификатом стандарта качества образования. В заключении авторы выявили недостатки государственного контроля через систему аккредитации: отсутствие оценки качества воспитательной работы; неясность вопроса о востребованности выпускников конкретного вуза; отсутствие оценки компетенций профессорско-преподавательского состава высших ученых заведений. Выявленные недостатки являются элементами дальнейшего совершенствования государственной аккредитации вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новожилов Петр Андреевич, Поварова Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ACCREDITATION OF HIGHER SCHOOLS AS A FORM OF QUALITY EDUCATION EVALUATION

The article is written with the purpose of determining whether the state accreditation of higher education institutions is a means of assessing the higher education quality in Russia. Comparison is carried out of modern state control measures of higher educational institutions with measures applied in the 1990s and 2000s. The purpose of the universities accreditation was determined. The advantages are revealed for students of studying in an accredited university. The regulatory and legal sources are named of the state accreditation processes implementation. The quality of education is characterized in relation to universities. Based on the essence study and procedures content for state accreditation of universities, the authors concluded that state accreditation of a higher educational institution in Russia is a form of educational quality assessing; the state accreditation certificate acts as the quality standard certificate for education. In conclusion, the authors identified shortcomings of state control through the accreditation system: the lack of the upbringing work quality assessment; uncertainty the issue of demand for graduates of a particular institution; lack of the competences assessment of the higher educational institutions teaching staff. The identified shortcomings are elements of further universities state accreditation improvement.

Текст научной работы на тему «Государственная аккредитация вузов как форма оценки качества образования»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Новожилов П.А., Поварова А.О. Государственная аккредитация вузов как форма оценки качества образования // Human progress. - 2017. - Том 3, № 6 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_6/Novozhilov.pdf, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус., англ.

УДК 378.141

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ВУЗОВ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Новожилов Петр Андреевич

Заместитель директора Института непрерывного образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Novo686@gm ail .com ул. 8-е Марта/Народной Воли, 62/45 г.Екатеринбург, РФ, 620144 +7-950-63-55-302

Поварова Анна Олеговна

Заместитель директора Департамента магистратуры ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Povarova.anna@mail.ru ул. 8-е Марта/Народной Воли, 62/45 г.Екатеринбург, РФ, 620144 +7-912-699-64-79

Аннотация. Статья написана с целью определения, является ли государственная аккредитация вузов способом оценки качества высшего образования в России. Проведено сравнение современных мер государственного контроля вузов с мерами, применявшимися 90-е и 2000-е годы. Определена цель проведения аккредитации вузов. Выявлены преимущества обучения в аккредитованном вузе для студентов. Названы нормативно-правовые источниками осуществления процессов государственной аккредитации. Охарактеризовано качество образования применительно к вузам. На основе изучения сути и содержания процедур государственной аккредитации вузов авторами сделан вывод, что государственная аккредитация высшего учебного заведения является формой оценки качества образования в России, свидетельство о государственной аккредитации выступает сертификатом стандарта качества образования. В заключении авторы выявили недостатки

redactor@ progress-human.com

государственного контроля через систему аккредитации: отсутствие оценки качества воспитательной работы; неясность вопроса о востребованности выпускников конкретного вуза; отсутствие оценки компетенций профессорско-преподавательского состава высших ученых заведений. Выявленные недостатки являются элементами дальнейшего совершенствования государственной аккредитации вузов.

Ключевые слова: вуз; аккредитация; государственная оценка; государственный контроль вузов; качество образования.

1ЕЬ коды: I 20; I 28.

Введение

В процессе непрерывного реформирования высшего образования за последнее десятилетие особую актуальность приобретают вопросы, связанные с аккредитацией высших учебных заведений [1]. Решение данных вопросов, несомненно, будет способствовать стабильной деятельности всех участников инфраструктуры системы образования.

Качественные результаты образовательных реформ, проводимых в России последние четверть века, определить сложно, но без процессов аккредитации, лицензирования и министерских проверок система высшего образования уже существовать не может.

Аккредитация высших учебных заведений является элементом усиливающегося государственного контроля [2]. Однако возникает актуальный вопрос, способствует ли увеличение контроля со стороны государства повышению качества образования?

Целью статьи является определение роли государственной аккредитации высших учебных заведений в определении качества образования.

Оценка качества образования путем аккредитации вузов в России

В начале 2000-х государственный контроль в системе управления высшим профессиональным образованием основывался лишь на комплексной оценке. С 2010 года подход к оценке деятельности учебных заведений для достижения целей государственной политики социально-экономического развития страны изменился. На смену комплексной оценке пришла государственная аккредитация (надзор и контроль) и общественно-профессиональная аккредитация.

Государственного контроля в отношении учреждений системы образования становится больше: плановые и внеплановые проверки соблюдения лицензионных требований (лицензирование), качество образовательной организации и реализуемых образовательных

redactor@ progress-human.com

программ (аккредитация), контроль качества образования и соблюдения законодательства об образовании [3].

Отличительной особенностью госаккредитации от других форм проверки являются: монополия государства на оценивание; наличие жестких критериев оценки; эксперты могут не обладать признанным авторитетом (например, быть доктором наук, или обладать значительным стажем деятельности), достаточно иметь высшее образование и стаж работы не менее 3 лет.

Цель государственной аккредитации:

1. Признание деятельности образовательного учреждения эффективной.

2. Фиксация (установление, подтверждение, изменение) государственного статуса образовательного учреждения.

3. Наделение образовательного учреждения полномочиями и правами, установленными законодательством.

Для студентов обучаться в аккредитованном вузе означает иметь ряд привилегий, например, - иметь диплом унифицированного государственного образца (своего рода гарантия не получить сертификат об обучении или вообще остаться без квалификационного документа); возможность обучаться за счет государства, поступив на бюджетное место и получать государственные стипендии; получить отсрочку от службы в армии; для студентов-заочников - возможность получить от работодателя учебный отпуск на основании вызова из учебной организации.

Нормативно правовыми источниками осуществления процессов государственной аккредитации являются:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (постановление Правительства РФ от 23.03.11 №184).

3. Положение о государственной аккредитации ФУ и НИУ (постановление Правительства РФ от 27.09.11 №800).

4. Приказ Минобрнауки РФ 02.09.2011 №2253 «Перечень показателей деятельности».

5. Приказ Рособрнадзора 25.10.2011 №2267 «Критерии показателей ВПО и СПО».

6. Приказ Рособрнадзора 05.09.2011 №1953 «Лицензионные нормативы к наличию учебной и учебно-методической литературы».

7. Приказ Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365 «Об утверждении ФГТ к структуре основной ОПОП послевузовского профессионального образования».

redactor@ progress-human.com

8. Правила проведения образовательным учреждением или научной организацией самообследования (Приказ Минобрнауки 26.01.12 №53).

Так как же госаккредитация может оценивать качество образования, ведь, исходя из вышеперечисленных нормативных актов, следует, что она призвана, в первую очередь, определить степень соответствия образовательного учреждения требованиям законодательства. Применительно к вузам качество образования можно характеризовать как интегральную характеристику образовательного процесса и его результатов, отражающую их соответствие требованиям общества о том, каким должен быть образовательный процесс и какими знаниями умениями, и навыками должен обладать выпускник [4]. Процесс оценки качества образования является сложным для многих стран мира, о чем свидетельствуют научные исследования в разные исторические периоды (например, [5; 6; 7]).

Изучение сути и содержания процедур аккредитации позволило трактовать качество образования по отношению к вузу как степень соответствия образовательной услуги, реализуемой образовательным учреждением требованиям государственной аккредитации.

Рособрнадзор утверждает, что государственная аккредитация высшего учебного заведения является механизмом осуществления гарантии качества образования для всех граждан [8], а, следовательно, является формой оценки качества образования в России.

Можно сделать вывод, что свидетельство о государственной аккредитации, по сути, является сертификатом стандарта качества образования и соответствия требованиям государства. Сама же система госаккредитации - выступает в качестве аудиторской процедуры.

В сознании большинства людей «государственный» вуз значит «серьезный», «надежный», «лучший» а сохранение данных характеристик образовательного учреждения в понимании общественности возможно только при наличии свидетельства государственной аккредитации.

Заключение

И все же недостатки государственного контроля через систему аккредитации есть. Например, показатели госаккредитации не учитывают в полной мере и не характеризуют воспитательную деятельность вуза, хотя в Федеральном законе РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» уточнено, что процесс обучения обязательно должен быть сопряжен с воспитанием личности обучающегося на всех уровнях обучения. Через показатели госаккредитации [9] не ясно, насколько востребованы выпускники

redactor@ progress-human.com

конкретного вуза на рынке труда, каковы показатели трудоустройства по профилю полученного образования.

Государственная оценка квалификации профессорско-преподавательского состава, так же уязвимый вопрос госаккредитации. Определение уровня квалификации ППС должно осуществляться не только по научным степеням, но и по уровню сформированных профессиональных компетенций преподавателей. Нет общих, единых критериев определения внутривузовской системы гарантии качества применяемых образовательных технологий и качества выпускников [10].

Литература

1. Кулькова, И.А., Воробьева, Н.В., Плутова, М.И. Методическое обеспечение управления человеческими ресурсами. Екатеринбург. - 2016. - 144 с.

2. Бутенко, Ю.В. Государственная аккредитация в системе оценки эффективности качества вузов // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. - Вып. 13. - 2012. - С. 55-61.

3. Барышников, Н.В. Проблемно-дискуссионные аспекты аккредитации вузов. [Режим доступа]: http://pandia.ru/text/78/409/39105.php

4. Надеин, А.А. Государственная аккредитация вуза как подтверждение соответствия качества подготовки специалистов // Материалы конференции «Гарантии качества высшего профессионального образования». - 2008. URL: [Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2008/kat/pdf/Section1/29-53.pdf

5. Goodlad, S. Quality in Higher-Education // Studies in Higher Education. - Т.: 13. - Вып.: 1. - С. 3-4

6. Thompson, K. Quality-Control in Higher-Education // British Journal of Educational Studies. -Т.: 40. - Вып.: 1. - С. 51-56

7. Williams, J.; Harvey, L. Quality Assurance in Higher Education // Palgrave International Handbook of Higher Education Policy and Governance. - 2015. - С. 506-525

8. Комплексная оценка. Внутренняя экспертиза (аудит) высших учебных заведений - М., 2002. - 56 с.

9. Петропавловский, М.В., Петров, Д.И. Модели оценки динамики деятельности вузов по показателям государственной аккредитации - Йошкар-Ола: НИЦ ГА, - 2001. - 32 с.

10. Плутова, М.И. Образовательный потенциал экономически активного населения как результат взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 6. [Режим доступа]: http://naukovedenie.ru/PDF/149EVN614.pdf.

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

STATE ACCREDITATION OF HIGHER SCHOOLS AS A FORM OF QUALITY EDUCATION EVALUATION

Peter Novozhilov

Deputy Director of the Continuing Education Institute in Ural State University of Economics

Yekaterinburg, Russia

Anna Povarova

Deputy Director of the Magistracy Department in Ural State University of Economics

Yekaterinburg, Russia

Abstract. The article is written with the purpose of determining whether the state accreditation of higher education institutions is a means of assessing the higher education quality in Russia. Comparison is carried out of modern state control measures of higher educational institutions with measures applied in the 1990s and 2000s. The purpose of the universities accreditation was determined. The advantages are revealed for students of studying in an accredited university. The regulatory and legal sources are named of the state accreditation processes implementation. The quality of education is characterized in relation to universities. Based on the essence study and procedures content for state accreditation of universities, the authors concluded that state accreditation of a higher educational institution in Russia is a form of educational quality assessing; the state accreditation certificate acts as the quality standard certificate for education. In conclusion, the authors identified shortcomings of state control through the accreditation system: the lack of the upbringing work quality assessment; uncertainty the issue of demand for graduates of a particular institution; lack of the competences assessment of the higher educational institutions teaching staff. The identified shortcomings are elements of further universities state accreditation improvement.

Key words: higher education; accreditation; state assessment; state control of universities; the quality of education.

JEL codes: I 20; I 28.

References

1. Kulkova, I.A., Vorobyeva, N.V., Plutova, M.I. Methodical support of human resources management. - Yekaterinburg. - 2016. - 144 p.

2. Butenko, Yu.V. State accreditation in the system of assessing the quality of universities effectiveness // Bulletin VolSU. Series 6: University education. - Issue. 13. - 2012. - P. 55-61.

redactor@ progress-human.com

3. Baryshnikov, N.V. Problem-debatable aspects of university accreditation. URL: http://pandia.ru/text/78/409/39105.php

4. Nadein, A.A. State accreditation of the university as a confirmation of the quality conformity of the training specialists // Proceedings of the conference "Quality assurance of higher professional education." - 2008. URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2008/kat/pdf/Section1/29-53.pdf

5. Goodlad, S. Quality in Higher-Education // Studies in Higher Education. - T.: 13. - Issue: 1. - P. 3-4

6. Thompson, K. Quality-Control in Higher-Education. British Journal of Educational Studies. - T.: 40. - Issue: 1. - P. 51-56

7. Williams, J.; Harvey, L. Quality Assurance in Higher Education // Palgrave International Handbook of Higher Education Policy and Governance. - 2015. - P. 506-525

8. Integrated assessment. Internal examination (audit) of higher educational institutions - M., 2002. - 56 p.

9. Petropavlovskiy, M.V., Petrov, D.I. Models for assessing the dynamics of the activity of universities by the indicators of state accreditation - Yoshkar-Ola: SIC GAS, 2001. - 32 p.

10. Plutova, M.I. Educational potential of economically active population as a result of interaction of the labor market and the market of educational services // Internet journal "Naukovedenie". -2014. - No. 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/149EVN614.pdf.

Contact

Peter Novozhilov

Ural State University of Economics

62-209, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia

Novo686@gmail.com

Anna Povarova

Ural State University of Economics

62-203, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia

Povarova.anna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.