Научная статья на тему 'Контроль качества высшего образования в России и за рубежом'

Контроль качества высшего образования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / HIGHER EDUCATION / АККРЕДИТАЦИЯ / ACCREDITATION / РЕЙТИНГИ ВУЗОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ВУЗОВ / STATE CONTROL OF UNIVERSITIES / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / UNIVERSITY RATINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новожилов Петр Андреевич, Поварова Анна Олеговна

Статья написана с целью сравнения методов контроля качества образования в Росси и за рубежом, выявление их достоинств и недостатков. В статье определена цель государственного контроля в сфере образования в России, приведена классификация видов контроля в зависимости от того, какие органы осуществляют контроль деятельности образовательных организаций, в зависимости от используемых средств контроля и от применяемых процедур контроля. Указаны группы показателей процедуры аккредитации вузов. Систематизированы имеющиеся недостатки процедуры аккредитации на современном этапе социально-экономического развития России. На основе изучения литературы выявлено, что общественная аккредитация существует в большинстве стран мира, на основе нее выстраиваются рейтинги вузов. Описаны наиболее авторитетные рейтинги и показатели, на основе которых они построены. Выявлены основные недостатки выстраивания рейтингов вузов за рубежом. В заключении предложено развивать социальный институт профессионально-общественной аккредитации в России; выявлен основной стоп-фактор ее развития. Проведено сравнение и найдено отличие целей профессионально-общественной аккредитации от государственной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY CONTROL OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

The article is written with the purpose of comparing methods of educational quality control in Russia and abroad, revealing their advantages and disadvantages. The article defines the purpose of state control in the sphere of education in Russia, classifies the types of control depending on which bodies monitor the educational organizations activities, depending on the means of control and on the control procedures applied. The groups of indicators are indicated for the procedure of the universities’ accreditation. The shortcomings of the accreditation procedure have been systematized which are existing at the present stage of Russia's social and economic development. Based on the study of literature, it is revealed that public accreditation exists in most countries of the world; the universities ratings are built based on it. The most authoritative ratings are described and indicators on which they are based. The main shortcomings of universities ranking abroad are revealed. In conclusion, it is proposed to develop a social institute of professional public accreditation in Russia. The main stop-factor of its development is revealed. A comparison was made and the difference was found between the goals of professional-public accreditation and the state one.

Текст научной работы на тему «Контроль качества высшего образования в России и за рубежом»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Новожилов П.А., Поварова А.О. Контроль качества высшего образования в России и за рубежом // Human progress. - 2017. - Том 3, № 9 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_9/Novozhilov.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

УДК 378.1

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Новожилов Петр Андреевич

Заместитель директора Института непрерывного образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Novo686@gm ail .com ул. 8-е Марта/Народной Воли, 62/45 г.Екатеринбург, РФ, 620144 +7-950-63-55-302

Поварова Анна Олеговна

Заместитель директора Департамента магистратуры ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Povarova.anna@mail.ru ул. 8-е Марта/Народной Воли, 62/45 г.Екатеринбург, РФ, 620144 +7-912-699-64-79

Аннотация. Статья написана с целью сравнения методов контроля качества образования в Росси и за рубежом, выявление их достоинств и недостатков. В статье определена цель государственного контроля в сфере образования в России, приведена классификация видов контроля в зависимости от того, какие органы осуществляют контроль деятельности образовательных организаций, в зависимости от используемых средств контроля и от применяемых процедур контроля. Указаны группы показателей процедуры аккредитации вузов. Систематизированы имеющиеся недостатки процедуры аккредитации на современном этапе социально-экономического развития России. На основе изучения литературы выявлено, что общественная аккредитация существует в большинстве стран мира, на основе нее выстраиваются рейтинги вузов. Описаны наиболее авторитетные рейтинги и показатели, на основе которых они построены. Выявлены основные недостатки выстраивания рейтингов вузов за рубежом. В заключении предложено развивать социальный институт

redactor@ progress-human.com

профессионально-общественной аккредитации в России; выявлен основной стоп-фактор ее развития. Проведено сравнение и найдено отличие целей профессионально-общественной аккредитации от государственной.

Ключевые слова: вуз; аккредитация; государственный контроль вузов; рейтинги вузов; качество образования.

1ЕЬ коды: I 20; I 28.

Введение

Высшее образование в России не является уделом лишь немногих. Доступность высшего образования требует наличия четких процедур и критериев оценки его качества. Это необходимо и для абитуриентов, выбирающих учебное заведение, и для работодателей, подбирающих персонал среди выпускников, и для государства, тратящего средства на оплату обучения на бюджетных местах. Под качеством образования понимается совокупность потребительских свойств образовательной услуги, ее способность удовлетворить потребности обучаемого по всестороннему развитию личности.

Оценка и контроль качества обучения является сложной задачей, т.к. любые показатели, используемые для оценки, являются косвенными. Контроль качества образования в разных странах проводится по-разному. Как видно из аналитического доклада [1] Конференции министров в рамках Болонского процесса (май, 2015 года) Россия -единственная страна в Европейском пространстве высшего образования, в которой существует государственная аккредитация.

Целью данной статьи является сравнение методов контроля качества образования, выявление их достоинств и недостатков.

1. Государственный контроль в сфере образования в России.

Целью государственного контроля в сфере образования в России является обеспечение выполнение Законодательства РФ, регулирующего образование, а также обеспечение надлежащего качества обучение, в т.ч. в вузах.

В зависимости от того, какие органы осуществляют контроль деятельности образовательных организаций, все виды контроля можно классифицировать на:

- ведомственный (отраслевой) контроль. Он осуществляется вышестоящими органами системы образования по отношению к нижестоящим. К данном виду контроля можно отнести как разовые (выдача бессрочной лицензии), периодические формы контроля

redactor@ progress-human.com

(например, аттестация), так и повседневный (оперативный) контроль, осуществляемый руководством и структурными подразделениями министерства образования;

- внутренний контроль (самоконтроль). Самоконтроль проводится самим учреждением образования, его работниками;

- надведомственный (надотраслевой) контроль. Таким контролем являются проверки извне, органами, не входящими в систему образования, например, органами здравоохранения, внутренних дел, обороны и т.д. [2]

В зависимости от используемых средств контроля можно выделить следующие виды государственного контроля сферы образования:

1). Самоконтроль - это контроль, проводимый самими учреждениями образования. Он включает самопроверку, самоанализ и самооценку деятельности учреждения образования по обеспечению соответствия содержания и качества образования требованиям Закона, иных правовых актов в сфере образования, образовательных стандартов [3]. Обычно самоконтроль проводится как необходимый этап аттестации по учреждению образования в целом, его отдельным структурным подразделениям или отдельным направлениям деятельности.

2). Инспектирование - это вид контроля, проводимого за отдельными направлениями деятельности учреждения образования. Инспектированию подвергаются вопросы соблюдения требований правовых актов в сфере образования; организации и качества учебного процесса, методической, научно-исследовательской, воспитательной работы; установления соответствия требованиям образовательных стандартов содержания, уровня и качества подготовки выпускников; изучения учебно-методического, материально-технического, информационно-библиотечного, кадрового и научного обеспечения учебного процесса; соблюдения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся, их социально-бытовые условия.

3). Аттестация - вид контроля, включающий комплексную проверку и оценку деятельности учреждения образования на соответствие требованиям правовых актов, в том числе на соответствие содержания, уровня и качества подготовки его выпускников требованиям образовательных стандартов. По итогам аттестации аккредитуемых учреждений образования принимается решение о подтверждении или лишении аккредитации. Аттестация проводится один раз в пять лет [3].

Государственный контроль в сфере образования проводится при помощи следующих процедур:

- лицензирование. Прохождение данной процедуры определяет право высшего учебного заведения осуществлять образовательную деятельность;

redactor@ progress-human.com

- аттестация. Данная процедура оценивает качество подготовки специалистов в образовательном учреждении;

- аккредитация. Эта процедура устанавливает статус вуза по типу и виду, а также дает право выдавать документы об образовании государственного образца. Процедура аккредитации призвана гарантировать защиту обучающихся и представителей работодателей от некачественного образования со стороны государства.

Процедура аккредитации образовательных учреждений включает установление и проверку аккредитационных показателей, которые разработаны на основе приоритетов государственной политики в сфере образования. Указанные показатели сочетают качественные (экспертные) и количественные оценки и объединены в следующие группы:

- спектр реализуемых основных образовательных программ;

- возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования;

- научная, научно-техническая деятельность и ее результативность;

- методическая работа;

- квалификация педагогических работников;

- воспитательная деятельность образовательного учреждения [4].

По мнению некоторых представителей академического сообщества вузов страны, в последние годы государственная аккредитация все больше становится непрозрачной, превращается в формальную, бюрократическую процедуру, являющуюся основанием закрытия образовательных программ в частных или непрофильных вузах, а также в их филиалах, особенно по направлениям экономики, менеджмента, юриспруденции [5]. В 2016 году, согласно докладу Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования, были лишены госаккредитации 11 организаций высшего образования. Также было издано 134 распоряжения о приостановке лицензий и 163 - о лишении свидетельств о госаккредитации [6]. В 2017 году эта тенденция продолжилась: 5-ти вузам запрещен прием абитуриентов, 11 вузов лишены аккредитации, 9 вузов закрыто.

Можно вспомнить, например, историю с Европейским университетом в Санкт-Петербурге. Приостановка его государственной аккредитации мотивировалась формальными претензиями: отсутствие спортзала, преподавателей-практиков среди социологов и политологов, а также аттестации у части преподавателей. В итоге вуз на время потерял образовательную лицензию. При этом в национальных рейтингах Минобра ЕУСПб занимает лидирующие позиции [6].

redactor@ progress-human.com

Такая ситуация означает необходимость совершенствования процедур государственного контроля сферы образования.

2. Контроль качества высшего образования за рубежом

В настоящее время аккредитация, как механизм гарантии (удостоверения) качества образования, существует в большинстве стран мира, но основным принципом и условием её существования и доверия к её результатам является независимость от органов управления образованием, а также от самих вузов и любых третьих сторон, способных влиять на принятие решения.

Общественную аккредитацию осуществляют аккредитационные агентства, которые существуют долгие годы и получили признание со стороны зарубежной академической общественности, войдя в признанные Регистры международных агентств. На основе такой общественной аккредитации составляются рейтинги вузов.

Первый рейтинг был опубликован американским журналом US News & World Report в 1983 году. Затем идею подхватили СМИ, а потом и специализированные исследовательские организации. Первый академический рейтинг университетов мира опубликовал Шанхайский университет в 2003 году, а через год свой топ лучших вузов составила газета Times [7].

Самыми авторитетными международными рейтингами университетов являются:

- QS. Организация QS ежегодно составляет мировые рейтинги вузов и их программ по 46 направлениям. Топ академий искусств, институтов гостеприимства, школ для будущих дантистов, ветеринаров, политиков, психологов - в QS есть рейтинг практически для каждой специальности. Кроме того, организация составляет общий рейтинг университетов мира, рейтинг молодых университетов и рейтинг систем высшего образования. Рейтинг вузов QS составляется с учетом мнения академического сообщества, индекса цитирования, индекса Хирша и мнения работодателей [8].

- Times Higher Education. После напряженных дискуссий и длительных консультаций с экспертами разных континентов журнал The Times разработал полезный инструмент, оценивающий эффективность передачи знаний. Издательство ежегодно публикует несколько видов рейтингов: по репутации, по отраслям науки, по соотношению преподавателей и студентов, по территориальной принадлежности (Европа, Азия, весь мир) и другие. При составлении топа вузов учитывается множество параметров, включая цитируемость научных работ, количество иностранных студентов, иностранных преподавателей, доходов от научной деятельности и значимость исследовательской работы [9].

redactor@ progress-human.com

- ARWU. ARWU (Шанхайский рейтинг) составляется Институтом высшего образования шанхайского университета Цзяо Тун и считается одним из наиболее влиятельных рейтингов лучших вузов мира. ARWU оценивает около 1200 университетов и публикует рейтинг из 500 лучших. Для оценки уровня университета учитывают количество часто цитируемых публикаций, статей в научных журналах, выпускников и сотрудников -лауреатов Филдсовской и Нобелевской премии, академическую производительность и число статей в индексе SocialSciencesCitationlndex [8].

- Forbes. Финансово-экономический журнал ежегодно публикует собственные списки лучших высших учебных заведений. Для формирования Академического рейтинга мировых вузов выбирают 500 из более 1000 кандидатов. Чтобы определить положение института в списке лучших, вузы анализируют по таким параметрам как количество часто цитируемых публикаций преподавателей, количество публикаций в научных журналах, размер учебного заведения, количество исследований и важных наград студентов и профессоров [10].

Кроме того, разрабатываются национальные и профильные рейтинги вузов.

Рейтингование вузов имеет ряд недостатков, в частности, каждая страна выбирает такие критерии и значимость показателей, чтобы ее вузы были в первых строках рейтинга. По основным рейтингам по числу университетов-лидеров первую строчку всегда занимает США. Вторую и третью строчки в одном рейтинге делят между собой Германия и Великобритания, Австралия [7].

Другим недостатком является то, что место университета в рейтинге не означает, что все предметы преподаются на одинаковом уровне. То же самое относится и к качеству научных исследований в разных предметных областях, и к качеству материальной базы различных факультетов.

Еще несколько лет назад около 80% крупных международных компаний ориентировались на рейтинги вузов при подборе сотрудников с высшим образованием. Таким образом, удавалось существенно экономить время - на собеседования приглашали тех выпускников, которые окончили более рейтинговые институты по сравнению с другими.

Сегодня ситуация другая. Работодатели все реже опираются на рейтинги, так как для ранжирования вузов учитываются некоторые факторы, которые не влияют на уровень подготовки выпускников (например, количество выпускников-лауреатов Нобелевской премии за всю историю института). Стало очевидно: не все выпускники топовых вузов соответствует требованиям современного рынка труда. Гораздо больше ценятся специалисты с хорошим багажом практических знаний, готовые сразу после учебы профессионально

redactor@ progress-human.com

выполнять свои обязанности. Именно поэтому рейтинг вуза носит лишь познавательный характер.

Заключение.

Система аккредитации вузов на современном этапе требует дальнейшего совершенствования. Если исходить из того, что смысл и предназначение аккредитации -быть профессиональной, независимой и общественной, то следует полнее развивать социальный институт профессионально-общественной аккредитации. В законе «Об образовании» есть статья 96, которая регулирует этот вопрос, однако, к общественной аккредитации как фактору, влияющему на качество подготовки, относятся пока еще более настороженно, чем к государственной. Сегодня катастрофически не хватает общественных и профессиональных организаций, которые готовы проводить аккредитацию образовательной деятельности. Так, в реестре аккредитованных экспертных организаций таких только четыре. Они занимаются аккредитацией по следующим направлениям: здравоохранение и медицинские науки; экономика и управление; социология и социальная работа; искусство и культура.

Если сравнивать общественно-профессиональную аккредитацию с государственной, то у них совершенно различные цели. Целью общественно-профессиональной аккредитации является экспертная оценка независимыми экспертами, основанная на показателях системы менеждмента качества образования, приводящая к выработке конкретных рекомендаций для развития образовательной программы конкретного университета, то целью государственной аккредитации является контроль соответствия вузовской документации букве соответствующего федерального государственного образовательного стандарта, регламентирующего образовательный процесс.

Литература.

1. Российская делегация обсудила Болонский процесс совместно со странами-участниками процесса на международной конференции в Ереване URL: Ы1р://минобрнауки ^/m/news/5554

2. Шудегов В.Е. Образование в современной России: новые решения // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 1. - С.9-14

3. Курс лекций по экономике образования URL: https://studfiles.net/preview/4603367/

4. Глебова Л.Н. Высшее образование: контроль, надзор и оценка качества // Актуальные вопросы высшего образования. - 2010. - № 4. - С.16-38.

redactor@ progress-human.com

5. Губаревич Д.И., Карпиевич Е.Ф., Меркулова О.П., Сергеева Е.В. Мнение академического сообщества вузов Российской Федерации и Республики Беларусь о государственной аккредитации // Гарантии качества высшего образования и системы аккредитации образовательных учреждений в государствах-участниках СНГ : материалы Междунар. интернет-сем., Минск, 21-22 апр. 2016 г. / Белорус. гос. ун-т, Центр проблем развития образования Гл. упр. учеб. и науч.-метод. работы ; редкол. : В. В. Самохвал (отв. ред.) [и др.]. - Минск, Изд. центр БГУ, 2016. - 136 с. С. 71-96.

6. Зариев Р. Можно ли обойтись без аккредитации вузов? - URL: https://newtonew.com/higher/mozhno-li-oboytis-bez-akkreditacii-vuzov

7. Bogdan A. Как разобраться в рейтингах вузов? / Обучение за границей. - URL: https://www.hotcourses.ru/study-abroad-info/choosing-a-university/an-ultimate-guide-to-university-rankings-abroad/

8. Как составляются рейтинги университетов? - URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/all/how-university-rankings-are-made-ru/

9. Dickson, D. New rating system for UK universities // Nature Medicine. - 1998 - Т.: 4, Вып.: 9. -С. 990-990

10. Anderson, R.C.; Narin, F.; Mcallister, P. Publication Ratings Versus Peer Ratings of Universities // Journal of the American Society for Information Science. - 1978- Т.: 29, Вып.: 2. -С. 91-103

QUALITY CONTROL OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

Peter Novozhilov

Deputy Director of the Continuing Education Institute in Ural State University of Economics

Yekaterinburg, Russia

Anna Povarova

Deputy Director of the Magistracy Department in Ural State University of Economics

Yekaterinburg, Russia

Abstract. The article is written with the purpose of comparing methods of educational quality control in Russia and abroad, revealing their advantages and disadvantages. The article defines the

redactor@ progress-human.com

purpose of state control in the sphere of education in Russia, classifies the types of control depending on which bodies monitor the educational organizations activities, depending on the means of control and on the control procedures applied. The groups of indicators are indicated for the procedure of the universities' accreditation. The shortcomings of the accreditation procedure have been systematized which are existing at the present stage of Russia's social and economic development. Based on the study of literature, it is revealed that public accreditation exists in most countries of the world; the universities ratings are built based on it. The most authoritative ratings are described and indicators on which they are based. The main shortcomings of universities ranking abroad are revealed. In conclusion, it is proposed to develop a social institute of professional public accreditation in Russia. The main stop-factor of its development is revealed. A comparison was made and the difference was found between the goals of professional-public accreditation and the state one.

Key words: higher education; accreditation; university ratings; state control of universities; the quality of education.

JEL codes: I 20; I 28.

References

1. The Russian delegation discussed the Bologna process jointly with the countries participating in the process at an international conference in Yerevan. URL: http: //minobrnauky.rf/m/news/5554

2. Shudegov V.E. Education in modern Russia: new solutions // Knowledge. Understanding. Skill. -2009. - No. 1. - C.9-14

3. The course of lectures on the economics of education URL: https://studfiles.net/preview/4603367/

4. Glebova L.N. Higher education: control, supervision and quality assessment // Topical issues of higher education. - 2010. - No. 4. - P.16-38.

5. Gubarevich D.I., Karpievich E.F., Merkulova O.P., Sergeeva E.V. Opinion of the academic community of universities of the Russian Federation and the Republic of Belarus on state accreditation // Guarantees of the quality of higher education and the system of accreditation of educational institutions in the CIS member states: materials of the Intern. Internet Sem., Minsk, 2122 Apr. 2016 / The Byelorussian. state. University of Education and Science, Center for the Development of Education, Ch. Exercise. training. and scientific method. work; rare. : V. V. Samohval (editorial editors) [and others]. - Minsk, Izd. center of the Belarusian State University, 2016. - 136 p. Pp. 71-96.

redactor@ progress-human.com

6. Zaryev R. Is it possible to do without accreditation of universities? - URL: https://newtonew.com/higher/mozhno-li-oboytis-bez-akkreditacii-vuzov

7. Bogdan A. How to understand the rankings of universities? / Education abroad. - URL: https://www.hotcourses.ru/study-abroad-info/choosing-a-university/an-ultimate-guide-to-university-rankings-abroad/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. How are university grades compiled? - URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/all/how-university-rankings-are-made-en/

9. Dickson, D. New rating system for UK universities // Nature Medicine. - 1998 - T .: 4, Issue: 9. -P. 990-990

10. Anderson, R.C .; Narin, F .; Mcallister, P. Publication Ratings Versus Peer Ratings of Universities // Journal of the American Society for Information Science. - 1978- T .: 29, Issue: 2. -P. 91-103

Contact

Peter Novozhilov

Ural State University of Economics

62-209, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia

Novo686@gmail.com

Anna Povarova

Ural State University of Economics

62-203, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia

Povarova.anna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.