Научная статья на тему 'О правовой основе привлечения к ответственности лиц, причастных к организации незаконной миграции с использованием своего служебного положения'

О правовой основе привлечения к ответственности лиц, причастных к организации незаконной миграции с использованием своего служебного положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
организация незаконной миграции / квалифицирующие признаки / совершенствование уголовного законодательства / служебное положение / organisation of illegal migration / qualifying features / improvement of criminal legislation / official position

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Валерьевна Мельникова

Рассматриваются вопросы, связанные с незаконной миграцией, которая превратилась в устойчивое негативное явление, оказывающее влияние на все сферы жизни общества. Обозначены квалифицирующие признаки организации незаконной миграции, особое внимание уделено такому квалифицирующему признаку, как «совершение деяния с использованием служебного положения». Отмечается, что продолжается внедрение новых методов и решений, направленных на совершенствование контроля и предотвращение незаконного въезда и пребывания иностранных граждан на территории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Валерьевна Мельникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the legal basis for bringing to justice persons involved in organizing illegal migration using their official position

The issues related to illegal migration, which has become a stable negative phenomenon that affects all spheres of life in society, are considered. The qualifying features of the organization of illegal migration are outlined, special attention is paid to such a qualifying feature as «committing an act with the use of official position». It is noted that the introduction of new methods and solutions aimed at improving control and prevention of illegal entry and stay of foreign citizens in the country continues.

Текст научной работы на тему «О правовой основе привлечения к ответственности лиц, причастных к организации незаконной миграции с использованием своего служебного положения»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-102-107 NIION: 2007-0083-4/23-359 MOSURED: 77/27-005-2023-04-559

О правовой основе привлечения к ответственности лиц, причастных к организации незаконной миграции с использованием своего служебного положения

Светлана Валерьевна Мельникова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, st-melnik2013@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с незаконной миграцией, которая превратилась в устойчивое негативное явление, оказывающее влияние на все сферы жизни общества. Обозначены квалифицирующие признаки организации незаконной миграции, особое внимание уделено такому квалифицирующему признаку, как «совершение деяния с использованием служебного положения». Отмечается, что продолжается внедрение новых методов и решений, направленных на совершенствование контроля и предотвращение незаконного въезда и пребывания иностранных граждан на территории страны.

Ключевые слова: организация незаконной миграции, квалифицирующие признаки, совершенствование уголовного законодательства, служебное положение

Для цитирования: Мельникова С. В. О правовой основе привлечения к ответственности лиц, причастных к организации незаконной миграции с использованием своего служебного положения // Криминологический журнал. 2023. N° 4. С. 102-107. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-102-107.

Original article

On the legal basis for bringing to justice persons involved in organizing illegal migration using their official position

Svetlana V. Melnikova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

st-melnik2013@yandex.ru

Abstract. The issues related to illegal migration, which has become a stable negative phenomenon that affects all spheres of life in society, are considered. The qualifying features of the organization of illegal migration are outlined, special attention is paid to such a qualifying feature as «committing an act with the use of official position». It is noted that the introduction of new methods and solutions aimed at improving control and prevention of illegal entry and stay of foreign citizens in the country continues.

Keywords: organisation of illegal migration, qualifying features, improvement of criminal legislation, official position

For citation: Melnikova S. V. On the legal basis for bringing to justice persons involved in organizing illegal migration using their official position. Criminological Journal. 2023;(4):102-107. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-102-107.

Миграция является неотъемлемой частью современного общества. Люди перемещаются по всему миру в поисках лучшей работы, образования, экономического благополучия, воссоединения с семьей, из-за вооруженных конфликтов на территории постоянного проживания, терроризма или нарушения прав человека. Неуклонное увеличение миграционных потоков — одна из знаковых характеристик современного развития межгосударственных отношений. В течение нескольких лет Российская Федерация сохраняет стабильно высокие показатели миграционной активности. Мигрант в современном мире становится типичным результатом глобализационных процессов, кото-

рые подразумевают свободу передвижения, гарантируемую «Всеобщей декларацией прав человека» [1].

Так, в 2021 г. органами МВД России поставлено на миграционный учет 13 392 897 иностранных граждан и лиц без гражданства. В 2022 г. количество зарегистрированных иностранных граждан составило уже 16 870 094 человека, что на 25,9 % выше показателей предыдущего года [7].

Являющаяся одним из видов организованной транснациональной преступности, незаконная миграция на сегодняшний день стала одной из ключевых проблем во многих странах мира, в том числе и в нашей стране.

© Мельникова С. В., 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

По словам члена президентского Совета по правам человека К. Кабанова, увеличение числа преступлений, совершаемых мигрантами, прямо связано с ростом миграционного потока, главным образом из Средней Азии и Закавказья. Он отметил, что в настоящее время до 70 % мигрантов остаются вне контроля и правовых функций государственных органов, необходимо принимать меры по сокращению миграционных потоков и одновременно ужесточать контроль за теми, кто прибывает [8].

Незаконная миграция представляет угрозу национальной безопасности России, способствуя развитию проявлений теневой экономики, увеличивает масштабы коррупционных проявлений, повышает уровень социальной напряженности и ксенофобии [2]. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за совершение преступлений в миграционной сфере. В 2004 г. УК РФ был дополнение ст. 322.1 «Организация незаконной миграции» [9], которая установила ответственность и наказание за организацию незаконного въезда иностранных граждан или лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также за их незаконное пребывание в стране или незаконный транзит через ее территорию. С указанного момента в данную норму неоднократно вносились изменения (пять раз). Важно отметить, что эти изменения свидетельствуют не только о значимости отношений, подлежащих защите посредством уголовного закона, но и о том, что требуются дальнейшие усовершенствования уголовного законодательства с целью более эффективного противодействия незаконной миграции.

В 2019 г. ст. 322.1 УК РФ была дополнена еще одним квалифицирующим признаком, обозначившим ответственность за совершение указанного противоправного деяния лицом с использованием своего служебного положения (п. «в») [10]. Введение данного квалифицирующего признака стало своевременной реакцией законодателя, на возросшую частоту использования служебного положения лицами, наделенными определенными властными или иными полномочиями, при совершении преступлений, связанных с нарушениями миграционного законодательства.

В настоящее время правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции возложены на Главное

управление по вопросам миграции, подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России и уполномоченных государственных служащих [11].

Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. Бастрыкин в интервью информационному агентству «Интерфакс» сообщил, что СК РФ были направлены в суд дела против 35 должностных лиц, работавших в подразделениях по вопросам миграции МВД России, из которых 32 человека были привлечены за получение взяток. К примеру, в Московской области начальник одного из отделов полиции и его бывший подчиненный были признаны виновными в получении взятки за то, что не пресекли незаконную предпринимательскую деятельность, связанную со сдачей квартир в аренду нелегальным мигрантам. В Санкт-Петербурге в производстве находилось уголовное дело, связанное с организацией незаконной миграции, одним из фигурантов, которого являлся депутат муниципального образования. Высокопоставленное должностное лицо участвовало в создании преступной группировки, занимающейся изготовлением фальшивых документов для постановки иностранных граждан на миграционный учет. В результате противоправной деятельности более 100 тыс. иностранных граждан были зарегистрированы по месту пребывания в нежилых помещениях без их фактического проживания в этих местах. В Крыму в суд направлены уголовные дела в отношении восьми лиц, включая сотрудников Ялтинского отдела по вопросам миграции. Их обвиняют в получении взяток на сумму, превышающую 1,4 млн руб., а также в организации незаконной миграции, в отношении девяноста иностранных граждан [13].

По мнению исследователей, причины противоправного поведения представителей различных государственных, правоохранительных и правоприменительных структур, включая сотрудников подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции, связаны с несколькими основными факторами, а именно: состоянием и динамикой преступности в обществе; негативными процессами люмпенизации и маргинализации значительных слоев населения; кризисом и некомпетентностью в области государственного управления; возможностью извлечения выгоды в процессе предоставления государственных услуг; бесконтрольной реализацией предоставленных властных полномочий вопреки интере-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

сам службы; неудовлетворительной работой подразделений ответственных за подбор персонала [3].

Основной мотивацией для совершения таких преступлений является выгода в виде незаконного заработка или получения иного рода имущественных, либо денежных преференций, полученных за содействие, либо совершение действий, нарушающих действующее миграционное законодательство. Для полного понимания взаимосвязи между указанными явлениями и количеством рассматриваемых противоправных деяний, обратимся к результатам правоприменительной практики, которые явно свидетельствуют о корреляции организации незаконной миграции и демографических факторов, возрастных характеристик и служебного положения, лиц причастных к совершению преступления.

Характеризуя демографические признаки лиц, совершивших рассматриваемое противоправное деяние, следует отметить, что среди выявленных лиц, совершивших преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции), превалируют мужчины (69,7 %), а женщины выступали в качестве организаторов незаконной миграции в 30,3 % случаев. Наибольшую возрастную группу организаторов незаконной миграции составляют лица, достигшие возраста 30-49 лет (60,3 %). Вторую (по числу лиц, совершивших противоправное деяние) возрастную группу составляют лица в возрасте 50 лет и старше (22,4 % от общего числа). 10-13 % приходится на возрастную группу 25-29 лет. На возрастную группу 18-24 года приходится лишь 4,5-6 % организаторов незаконной миграции. Наблюдается смещение в сторону старшей возрастной группы.

Установленные возрастные границы объясняются тем обстоятельством, что выполнение таких действий, как правило, требует определенных знаний, навыков и умений, обладания определенными возможностями и полномочиями, а также возможностью занимать определенные должности, что характерно для лиц старшей возрастной категории. Это объясняется тем, что деятельность организаторов включает в себя комплекс различных действий, и, как правило, включает поиск иностранных граждан, заинтересованных в получении подобной «услуги». Кроме того, важными составляющими являются подбор маршрутов незаконного пересечения границы и способов проезда, оказание помощи в оформлении

необходимых проездных документов, предоставление места пребывания (проживания) и работы, а также фальсификация и использование документов, требующихся для легализации на территории государства прибытия [4].

Таким образом, организатор незаконной миграции — это лицо, занимающееся планированием, координацией и осуществлением незаконных миграционных операций. При изучении характеристики лиц, совершивших преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции) по признаку занимаемого должностного положения за 2018-2022 гг. отмечается, что из общего числа выявленных за рассматриваемый период:

• 622 являлись работниками, представителями или сотрудниками коммерческих или иных организаций;

• 50 являлись работниками, представителями или сотрудниками органов государственной власти и государственных, муниципальных организаций (предприятий);

• 50 представителями правоохранительных и правоприменительных органов, из которых 43 — это сотрудники органов внутренних дел.

Использование своего служебного положения при организации незаконной миграции может иметь различные формы и проявления. Это может быть посредничество и помощь в оформлении и выдаче фальшивых документов или пропусков, способствующих незаконному пересечению границы; сокрытие незаконных перемещений мигрантов внутри страны; противоправные действия, совершаемые в сфере трудовых отношений.

Миграционную проблематику предопределяет рост на треть числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами, в том числе — зафиксировано 157 убийств и 63 случая умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. На 11 % увеличилось количество преступлений против половой неприкосновенности и изнасилований, на 12 % возросло число насильственных действий сексуального характера. При этом уровень преступности среди мигрантов напрямую связан со злоупотреблениями со стороны их работодателей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, действия которых зачастую носят организованный характер [12].

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

В августе 2023 г. стало известно о задержании главы отдела по вопросам миграции МВД Херсонской области по подозрению в организации незаконной миграции. По сведениям, размещенным в средствах массовой информации [14], он был переведен на работу в новый российский регион из Воронежской области, где ранее были задержаны восемь человек, в число которых входят действующие сотрудники МВД. Они обвинялись в содействии незаконному получению российского гражданства выходцами из Украины путем их регистрации задним числом на территории Донецкой народной республики (далее — ДНР). Вхождение ДНР в состав Российской Федерации, обеспечило ее жителям практически автоматическое получение российского гражданства. Для этого необходима лишь справка, о наличии постановки на регистрационный учет в ДНР. Именно этот документ сотрудники и подделывали. В условиях проведения специальной военной операции такие преступления не только опасны, но и создают непосредственную угрозу стране. Именно таким образом получить российское гражданство могут представители экстремистских и террористических организаций, так как законопослушные граждане новых территорий могут получить российский паспорт без особых проблем, а вот те люди, к которым у правоохранителей есть вопросы, но которым нужно попасть и осесть на российской территории, идут на такие схемы.

В юридической литературе имеются предложения по дополнению ст. 322.1 УК РФ рядом квалифицирующих признаков. Например, таких как организация незаконной миграции, осуществляемая в целях:

• вербовки лиц для участия в международной террористической деятельности;

• создания международных преступных организаций;

• участия в запрещенных в России террористических организациях или совершения иных преступлений на территории России;

• извлечения дохода в крупном, либо особо крупном размере [5].

В то же время не следует забывать, что организация незаконной миграции лицами, наделенными определенными полномочиями, представляет повышенную общественную опасность. Поэтому в процессе совершенствования уголовного законодательства в области борьбы с незаконной миграцией не-

обходимо обеспечить принцип неизбежности наказания не только для мигрантов, но и для должностных и иных лиц, способствующих незаконному нахождению иностранных граждан в России. Это позволит более эффективно предотвращать такую деятельность и минимизировать ее последствия для общества и государства.

Совершенствование законодательства, необходимо в направлении более точного определения предмета регулирования миграционного права, и устранение существующих пробелов в правовом и организационном регулировании данной области. Кроме того, всегда следует помнить о том, что основы государственного устройства и конституционные основы правового государства разрушаются в тот момент, когда властные полномочия и вверенные права используются во благо личного обогащения, вопреки интересам страны. В первую очередь это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных и муниципальных чиновников меняет свою направленность со службы во благо государства и общества на незаконное получение личных благ, как правило, имеющих имущественный характер [4].

Список источников

1. Иванцов С. В. Международное сотрудничество в сфере предупреждения незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 62-66.

2. Безручко Е. В. К вопросу о противодействии незаконной миграции мерами уголовно-правового и криминологического характера // Сотрудничество правоохранительных органов государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции: мат. междунар. науч.-практ. конф. (26 мая 2022 г.). М. : Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2022. С. 9-13.

3. Кудряшова Г. Н., Тимина Т. Н., Сахарова Т. А. Основные причины и условия коррупционного поведения сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 117-121.

4. Мельникова С. В. О трансформации документов стратегического планирования в сфере предупреждения преступлений, связанных с организацией незаконной миграции // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 124-128.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

5. Фоменко Д. Д. Организация незаконной миграции в контексте российского, международного и зарубежного опыта криминализации: дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2022.

6. Иванцов С. В. Международно-правовая основа противодействия коррупции // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. тр. по итогам Всерос. науч. конф. (Екатеринбург, 25-27 июня 2014 г.). Екатеринбург : Институт философии и права УрО РАН, 2014. С. 335-342.

7. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации // URL://https:// мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya.

8. «К нам должны ехать люди, соблюдающие наши законы»: в России задумались об ужесточении миграционной политики // URL://https://www.amur. life/news/2023/07/26/k-nam-dolzhny-ehat-lyudi-soЫy-udayuschie-nashi-zakony-v-rossii-zadumalis-ob-uzhe-stocheшi-migrationnoy-politiki?ysdid=lm92.

9. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Приказ МВД России от 13 декабря 2019 г. № 940 (ред. от 1 апреля 2023 г.) «Вопросы деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс».

12. Глава СК поручил создать следственные группы, работающие с преступлениями в сфере миграции // URL://https://tass.ru/obschestvo/18787201? ysclid=lmyhpt7hy8287452535.

13. Мигранты стали одним из факторов социальной напряженности в мире и России // СПС «КонсультантПлюс».

14. Воронеж, Донецк, Херсон: Как украинцы получали российский паспорт за деньги // URL://https://

media-mig.ru/zakonodatelstvo/istoriya-s-zaderzhaniem-voronezhskogo-sotrudnika-m/

References

1. Ivantsov S. V. International cooperation in the field of preventing illegal migration // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 4. P. 62-66.

2. Bezruchko E. V. On the issue of combating illegal migration by measures of criminal law and criminolo-gical nature // Cooperation of law enforcement agencies of the CIS member states in combating illegal migration: materials of the international scientific and practical conference (May 26, 2022). M. : Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, 2022. P. 9-13.

3. Kudryashova G. N., Timina T. N., Sakharova T. A. The main reasons and conditions for corrupt behavior of employees of the migration departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3 (71). P. 117-121.

4. Melnikova S. V. On the transformation of strategic planning documents in the field of preventing crimes related to the organization of illegal migration // Bulletin of Economic Security. 2023. №. 2. P. 124-128.

5. Fomenko D. D. Organization of illegal migration in the context of Russian, international and foreign experience of criminalization: diss. ... cand. legal sciences Krasnodar, 2022.

6. Ivantsov S. V. International legal framework for combating corruption // Current problems of scientific support of the state policy of the Russian Federation in the field of combating corruption: collection of papers based on the results of the All-Russian Scientific Conference (Yekaterinburg, June 25-27, 2014). Ekaterinburg : Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2014. P. 335-342.

7. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Statistical information on the migration situation in the Russian Federation // URL:// https://mvd.rf/dejatelnost/statistics/migracionnaya.

8. «People who comply with our laws should come to us»: in Russia they are thinking about tightening migration policy // URL://https://www.amur.life/news/2023/07/26/k-nam-dolzhny-ehat -lyudi-soblyudayuschie-nashi-zakony-v-rossii-zadumalis-ob-uzhestochenii-migracionnoy-politiki ?ysclid=lm92.

-^pr-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

9. Federal Law of December 28, 2004 № 187-FZ (as amended on July 3, 2016) «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation, the Criminal Procedure Code of the Russian Federation and the Code of the Russian Federation on Administrative Offences» // LRS «ConsultantPlus».

10. Federal Law of November 4, 2019 № 354-FZ «On amendments to Article 322.1 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

11. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 13, 2019 № 940 (as amended on April 1, 2023) «Issues of the activities of the Main Directorate for Migration Issues of the Ministry of Inter-

nal Affairs of the Russian Federation» (together with the «Regulations on the Main Directorate for Migration Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation») // LRS «ConsultantPlus».

12. The head of the Investigative Committee instructed to create investigative groups working with crimes in the field of migration // URL://https://tass.ru/ obschestvo/18787201?ysclid=lmyhpt7hy8287452535.

13. Migrants have become one of the factors of social tension in the world and Russia // LRS «ConsultantPlus».

14. Voronezh, Donetsk, Kherson: How Ukrainians received a Russian passport for money // URL://https:// media-mig.ru/zakonodatelstvo/istoriya-s-zaderzhaniem-voronezhskogo-sotrudnika-m/

Информация об авторе

С. В. Мельникова — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

S. V. Melnikova — Adjunct at the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 04.07.2023; одобрена после рецензирования 03.08.2023; принята к публикации 11.10.2023.

The article was submitted 04.07.2023; approved after reviewing 03.08.2023; accepted for publication 11.10.2023.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Учебное пособие. 215 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Прудников А. С., Харламов С. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Учебное пособие подготовлено с учетом теоретических и научно-практических подходов к изучению организационных основ деятельности подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. В частности, в нем нашли отражение такие вопросы, как деятельность органов внутренних дел, формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, основные мероприятия международного сотрудничества МВД России в сфере миграции, а также задачи и функции подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.

Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов, а также практических работников системы правоохранительных органов.

Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции

Правовые

и организационные аспекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.