УДК 343.2/.7
DOI 10.23672/m9215-9405-6042-r
Фоменко Дарья Дмитриевна
аспирантка кафедры уголовного права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина zelenskayadd@mail.ru
Darya D. Fomenko
Postgraduate Student
of the Department Criminal Law,
Kuban State
Agrarian University
named after I.T. Trubilin
zelenskayadd@mail.ru
О квалифицирующих признаках организации незаконной миграции
On the qualifying
signs of illegal migration
Аннотация. Организация незаконной миграции является сложным противоправным явлением, включающим деятельность по ее упорядочению, созданию условий и практическому осуществлению миграционного процесса. В статье рассмотрены отдельные вопросы квалифицирующих признаков организации незаконной миграции, которые, по мнению автора, должны быть приняты законодателем. Изложены факторы современности, обуславливающие необходимость совершенствования уголовно-правовых средств борьбы с незаконной миграцией. Обосновано положение о необходимости усиления ответственности за незаконную миграцию и ее организацию.
Ключевые слова: незаконная миграция, квалифицирующие признаки, уголовная ответственность, организация незаконной миграции.
Annotation. The organization of illegal migration is a complex illegal phenomenon, including activities to streamline it, create conditions and practical implementation of the migration process. ^e article deals with certain issues of qualifying features of the organization of illegal migration, which, in the author's opinion, should be adopted by the legislator. The factors of modernity, which necessitate the improvement of criminal-legal means of combating illegal migration, are stated. The statement on the need to strengthen responsibility for illegal migration and its organization has been substantiated.
Keywords: illegal migration, qualifying characteristics, criminal liability, organization of illegal migration.
Организация незаконной миграции является сложным противоправным явлением, включающим деятельность по ее упорядочению, созданию условий и практическому осуществлению миграционного процесса. Незаконная миграция наносит существенный вред нашему государству. С учетом роста массовой миграции, событий последних лет в государстве вблизи наших границ, противоправной деятельности определенных сил против России, борьба с организацией незаконной миграции становится важной государственной задачей.
Современная международная обстановка характеризуется активизацией террористических и иных реакционных формирований. Они не скрывают своих планов и намерений распространения своего влияния на территории нашей страны, для чего необходимо проникновение носителей их реакционных идей в Россию. В связи с различными событиями вблизи границ РФ, не исключена массовая миграция, в том числе, незаконная миграция в нашу страну. В существующей обстановке необходим уголовно-правовой заслон подобным намерениям. Нуждается в детальном исследовании и рассмотрении ответственность за незаконную миграцию и ее организацию. Несомненно,
что транснациональный характер преступной де-ятельности[5], усиливающаяся русофобия проявляются и в незаконной миграции в нашу страну. Распространение реакционных религиозных и иных взглядов крайне отрицательно сказывается на функционировании отечественных культурных ценностей. Реально организация незаконной миграции может осуществляться за пределами России и фактически оставаться вне досягаемости нашего уголовного закона. Не исключено создание преступных группировок вне страны, их связи с функционерами этих группировок на территории России и создание нелегальных каналов как правомерной, так и незаконной миграции в РФ. События на Ближнем Востоке, в Афганистане могут стать катализаторами указанных явлений. Уголовно-правовое противодействие этих явлений является, на наш взгляд, крайне необходимой мерой [1].
Высказано предложение о введении в ч. 3 ст. 322.1 УК РФ квалифицирующего признака: «С целью распространения крайних религиозных взглядов, вербовки лиц для участия в международной террористической деятельности, создание международных преступных сообществ» [1]. Автор названного предложения П.А. Акименко
предлагает в примечании к ст. 322.1 УК РФ дать определение крайним религиозным взглядам и международному преступному сообществу и дает им определение. Он предлагает под крайними реакционными взглядами нетрадиционные религиозные учения, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также, на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Он предлагает также определение международного преступного сообщества.
Разумеется, введение предлагаемого квалифицирующего признака усложняет уголовно-правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений. Но усиление, активизация деятельности указанных и других запрещенных групп и течений влечет рост преступности и социальной напряженности, негативно влияет на управление в целом, а потому необходимо.
Полагаем, что рассматриваемый признак должен быть включен в ст. 322.1 УК РФ. Можно согласиться и с его содержанием, добавив термин о запрещении в нашей стране террористических течений (например, «Талибан» и другие). Отметим, что предлагаемый квалифицирующий признак близок по своему содержанию к организации незаконной миграции с целью совершения преступления, поэтому оба признака можно объединить в один: «С целью совершения преступления на территории РФ или с целью распространения крайних религиозных и иных реакционных взглядов, вербовки лиц для участия в международной террористической деятельности, создания международных преступных сообществ, участия в запрещенных в РФ террористических организациях».
Для предупреждения организации незаконной миграции и борьбы с ней важное значение имеет деятельность должностных лиц и иных сотрудников органов, осуществляющих контроль за миграцией, в том числе, органов внутренних дел. Участие указанных лиц в организации незаконной миграции представляет повышенную общественную опасность и должно квалифицироваться как тяжкое преступление.
Анализ содержания миграционного процесса показывает на то, что на различных его этапах к его документальному оформлению и фактической реализации причастны сотрудники различных органов и организаций. Часть этих сотрудников может использовать свое служебное положение, участвуя в организации незаконной миграции. Судебная практика свидетельствует о высоком уровне коррупции в стране с участием должностных лиц, использующих свои служебные полномочия. Соучастие должностных лиц в организации незаконной миграции проявляется в действиях по предоставлению мигрантам работы, проживания и перемещения по территории РФ. Особую общественную опасность представляют действия должностных лиц по организации въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, транзитного проезда через
территорию нашей страны указанных лиц. В указанных действиях принимают участие не только должностные лица органов и организаций, но и иные сотрудники. Помимо сотрудников, осуществляющих процесс въезда, проживания и перемещения незаконных мигрантов, организацию незаконной миграции совершают руководители коммерческих организаций, осуществляющих экономическую деятельность (в системе хозяйства, строительстве, торговле и другие). Рост коррупционных проявлений показывает, что не только должностные лица, но и сотрудники, выполняющие управленческие функции и реализующие свои полномочия по въезду, перемещению, проживанию мигрантов, могут быть причастны к организации незаконной миграции. Речь идет о служебных полномочиях сотрудников государственных, муниципальных, коммерческих организаций.
Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости законодательного закрепления квалифицирующего признака - «организация незаконной миграции с использованием служебного положения». Учеными высказаны два взгляда на содержание данного признака. К первому относятся предложения о совершении данного преступления должностными лицами [2]. Это, по нашему мнению, верное предложение, но оно не учитывает всех видов использования должностных и иных служебных полномочий при организации незаконной миграции. Поэтому, при всей ценности названных предложений, они не в полной мере охватывают практику совершения указанного преступления.
Полагаем, что обоснованно предложение о дополнении ст. 322.1 УК РФ квалифицирующим признаком о совершении организации незаконной миграции с использованием служебного положения. Использование служебного положения в рассматриваемом случае представляет собой использование служащими полномочий, предоставленных им в связи с занимаемой должностью, а также использование авторитета власти или занимаемого служебного положения [4]. Служебные, в том числе и должностные, полномочия используются работниками для совершения организации незаконной миграции.
Полагаем необходимым ввести один квалифицирующий признак об отягчающей ответственности за организацию незаконной миграции с использованием служебного положения. В данном признаке может быть как ответственность за использование должности, так и служебного положения: «Организация незаконной миграции с использованием должностного или иного служебного положения».
Общественная опасность рассматриваемых преступлений, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, увеличивается в зависимости от размеров организации незаконной миграции. В условиях совершения данного преступления с участием различных организаций этот признак проявляется не только в стремлении получить материальную выгоду в каждом конкретном случае, но и в общем количестве
совершенных преступлений, то есть, в размерах организации незаконной миграции. Увеличение количества рассматриваемых преступлений прямо влияют на материальный ущерб, причиняемый их совершением, на проявление корыстной или иной личной заинтересованности. Этот фактор и оказывает влияние на содержание квалифицирующего признака организации незаконной миграции, который должен быть в составе ст. 322.1 УК РФ - крупный размер (количество) преступлений.
Заслуживает внимания и организация незаконной миграции, осуществляемая с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сети «Интернет»). Указанные средства используются для реализации услуг (создания условий) по организации незаконного въезда на территорию России иностранных граждан, для координации действий внутри и вне преступной группы и другое. Речь идет об использовании информационных технологий в преступной деятельности вообще. Как известно, к сожалению, информационные технологии все шире используются преступниками. Положительные свойства этих технологий могут быть направлены на достижение преступных целей. В криминалистике сформировалась научная теория использования информационных технологий в расследовании (цифровая криминалистика) [3]. Одним из направлений реализации положений этого учения является исследования использования преступниками информационных технологий в процессе подготовки, совершения и сокрытия преступлений. Применение преступниками рассматриваемых средств значительно усложняет деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, в том числе, и организации незаконной миграции. В этом состоит повышенная общественная опасность таких преступлений. Разумеется, для их дифференциации в статьях Особенной части УК РФ или Общей части должно быть положение об особой общественной опасности преступлений, совершенных с использованием средств вычислительной техники. Именно вычислительной техники в целом, а не только ее отдельных частей, типа «Интернет» и другие. Поэтому целесообразно дополнить ч. 2 ст. 322.1 УК РФ квалифицирующим признаком: «с использованием средств вычислительной техники».
Общественная опасность преступлений с перечисленными квалифицирующими признаками более высокая. Соответственно этому, предусмотрено и более строгое наказание. Поэтому эти признаки должны быть введены в отдельные части ст. 322.1 УК РФ.
Итак, анализ теоретических положений и практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел об организации незаконной миграции дает основание для следующих выводов.
Существующий уровень дифференциации ответственности за совершение организации незаконной миграции недостаточен. Высказанные предложения ученых по совершенствованию системы
квалифицирующих признаков этого преступления заслуживают внимания, в большинстве своем -одобрения, но с учетом изложенных замечаний. Система квалифицирующих признаков должна быть, по нашему мнению, реформирована с учетом высказанных предложений. Система должна соответствовать степени общественной опасности преступного деяния.
На основании изложенного, с целью дальнейшей дифференциации ответственности в ст. 322.1 УК РФ необходимо вести следующие квалифицирующие признаки:
- п. «а» ч. 2 - «с использованием информационных технологий»;
- п. «б» ч. 2 - «совершенное группой лиц по предварительному сговору»;
- п. «а» ч. 3 - «совершенное организованной преступной группой»;
- п. «б» ч. 3 - «с целью совершения преступления на территории РФ или с целью вербовки лиц для участия в международной террористической деятельности, распространения крайних религиозных и иных реакционных взглядов, создания международных преступных сообществ, участия в запрещенных в РФ террористических организациях»;
- п. «в» ч. 3 - «с использованием должностного или иного служебного положения»;
- п. «г» ч. 3 - «совершенных в крупном размере».
Таким образом, предлагаемая система квалифицирующих признаков позволяет дифференцировать уголовную ответственность в соответствии с общественной опасностью совершенного преступления. Тяжести совершенного преступления должно соответствовать и наказание. Отметим, что санкции по ст. 322.1 УК РФ с 2004 года претерпевали неоднократные изменения. Все модернизации направлены на ужесточение наказания, что связано с повышенной общественной опасностью организации незаконной миграции. Данное п реступление нередко связано с такими опасными деяниями, как терроризм, незаконный оборот наркотических средств, торговля оружием, несовершеннолетними и другими. Массовый характер незаконной миграции, отягчающие обстоятельства ее организации представляют угрозу безопасности страны. Есть все основания перенести ст. 322.1 УК РФ из разряда преступлений средней тяжести в разряд тяжких преступлений.
В соответствии с изложенным, наказание за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, должно предусматривать существующие санкции в виде штрафа, общественных работ, исправительных работ, принудительных работ и лишения свободы на срок до 6 лет.
Наказание за деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, должно быть до 8 лет лишения свободы; наказание за деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 322.1 УК РФ, - на срок до 10 лет лишения свободы.
Такие изменения санкций будут соответствовать степени общественной опасности преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ, и принципу справедливости.
Незаконная миграция, осуществляемая гражданами иностранного государства или лицами без гражданства, с целью совершения преступления на территории РФ или распространения реакционных взглядов, вербовки для участия в террористической деятельности, создания преступных сообществ, общественно опасна и должна быть уголовно наказуема. Мигрант, незаконно въезжающий в Россию с преступной целью, осознавая общественно опасный характер своих действий, должен нести уголовную ответственность.
В настоящее время борьба с незаконной миграцией ведется в одностороннем порядке - пресечение организации этого явления. Незаконные
Литература:
1. Акименко П.А. Анализ предложений по совершенствованию квалифицирующих признаков ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации / П.А. Акименко // Вестник ТГУ. Вып. 10. 2015. Т. 20. С. 190.
2. Кахбулаева Э.Х. Уголовно-правовые и криминологические аспекты организации незаконной миграции : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ро-стов-н/Д., 2011. С. 12, 23.
3. Отечественная криминалистика: вчера, сегодня, завтра / Под ред. И.М. Комарова // Сборник научно-практических статей. М. 2020. С. 339-347.
4. Кузнецов А.А. Использование служебного положения при совершении преступлений в сфере экономики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008. С. 6.
5. Серова Е.Б. Транснациональная организованная преступная группа: криминалистическое понятие и признаки / Е.Б. Серова // КриминалистЪ. 2013. №1(12). С. 55-60.
мигранты к уголовной ответственности не привлекаются. Повторное деяние мигранта (после привлечения к административной ответственности) должно пресекаться уголовно-правовыми мерами. Поэтому, наряду с ответственностью за незаконную миграцию, с целью совершения преступления, вербовки наемников, распространения крайних религиозных и иных реакционных взглядов, участия в запрещенных в РФ террористических организациях, необходима уголовная ответственность за незаконную миграцию, совершаемую повторно после привлечения лица к административной ответственности за незаконную миграцию впервые.
Полагаем, что изложенные предложения по усилению уголовной ответственности за незаконную миграцию будут способствовать борьбе с этим опасным преступлением.
Literature:
1. Akimenko P.A. Analysis of proposals for improving the qualifying characteristics of Art. 322.1 of the Criminal Code of the Russian Federation / P.A. Akimenko // Bulletin of TSU. Issue 10. 2015. Vol. 20. P. 190.
2. Kakhbulaeva E.Kh. Criminal and criminological aspects of the organization of illegal migration : auto-recording dis. ... cand. legal sciences. Rostov-on/D., 2011. P. 12, 23.
3. Domestic forensics: yesterday, today, tomorrow / Ed. by I.M Komarova // Collection of scientific and practical articles. M., 2020. P. 339-347.
4. Kuznetsov A.A. The use of official position in the commission of crimes in the economic sphere : auto-rec. dis. ... cand. law sciences. Omsk, 2008. P. 6.
5. Serova Ye.B. Transnational organized criminal group: criminalistic concept and signs / Ye.B. Serova // Criminalist. 2013. № 1(12). P. 55-60.