Научная статья на тему 'О правовой основе административной юрисдикции таможенных органов в России'

О правовой основе административной юрисдикции таможенных органов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / КОМПЛЕКСНОЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / КОМПЛЕКСНЫЙ ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ВЕДОМСТВЕННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ADMINISTRATIVE JURISDICTION OF THE CUSTOMS AUTHORITIES / AN INTEGRATED LAW ENFORCEMENT / FEDERAL LAW / CUSTOMS LAW / A COMPREHENSIVE LEGAL INSTITUTION / THE JUDICIAL PRACTICE / DEPARTMENTAL LAWMAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лорткипанидзе Т. В.

В статье на примере одного из комплексных правовых институтов таможенного права административной юрисдикции таможенных органов указано на актуальность вопроса о комплексном правоприменении. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволил автору сформулировать вывод о необходимости ограничения ведомственного правотворчества в сфере регулирования административной юрисдикции таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О правовой основе административной юрисдикции таможенных органов в России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2 Предсказуемость на выборах Президента РФ 14 марта 2004 г. была очевидной, поскольку реальных оппонентов В. Путину на второй срок не оказалось.

3 Такой способ осуществления властных полномочий не только не противоречит, но и соответствует особым отношениям между властью и обществом, установившимся исторически в России.

4 Некоторые исследователи считают, что после последних парламентских выборов произошел качественный

перелом: парламентское большинство может привести к монополии одной партии и сращиванию исполнительной и законодательной власти. Но наличие действенной, а не «хулящей» оппозиции, гражданского общества, рыночной экономики как базиса политической трансформации является реальным заслоном против возвращения в прошлое.

5 К сожалению, оппозиция не воспринимается всерьез самим населением вследствие слабости самой оппозиции.

О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ

Т.В. ЛОРТКИПАНИДЗЕ

Аннотация. В статье на примере одного из комплексных правовых институтов таможенного права — административной юрисдикции таможенных органов — указано на актуальность вопроса о комплексном правоприменении. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволил автору сформулировать вывод о необходимости ограничения ведомственного правотворчества в сфере регулирования административной юрисдикции таможенных органов.

Ключевые слова: административная юрисдикция таможенных органов, комплексное правоприменение, федеральный закон, таможенное право, комплексный правовой институт, судебная практика, ведомственное правотворчество.

The Summary. The article by the example of a complex legal institutions of customs law — administrative jurisdiction of the customs authorities are considered the integrated application of the law. Analysis of legislation and law enforcement allowed the author to justify the necessity for restrictions departmental law-in the regulation of administrative jurisdiction of the customs authorities.

Key words: administrative jurisdiction of the customs authorities, an integrated law enforcement, Federal Law, Customs Law, a comprehensive legal institution, the judicial practice, departmental lawmaking.

В настоящее время в России правовую основу административной юрисдикции таможенных органов составляют нормативные правовые акты с равной и разной юридической силой, и они различаются многообразием.

Специальным нормативным правовым актом об административной юрисдикции таможенных органов, обладающим юридической силой федерального закона, является КоАП (гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», ст. 16.1—16.23). Федеральным законом от 31 июля 2004 г. гл. 16 КоАП видоизменена (иначе говоря, имеется ее новая редакция). Помимо этого, вносились многочисленные изменения и в отдельные статьи этой же главы (например, Федеральным законом от 6 июня 2007 г. — в ст. 16.1—16.23).

Равным по юридической силе КоАП является ТамК, в котором также имеются нормы об административной юрисдикции таможенных органов.

Положения федеральных законов об административной юрисдикции таможенных органов детализированы (даже путем фактического формулирования новых правовых норм) в многочисленных подзаконных нормативных правовых актах, в частности в при-

казах руководителя ФТС России от 15 марта 2005 г. № 198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (с изм.) и от 5 апреля 2007 г. № 433 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности», в письме руководителя ФТС России от 29 сентября 2006 г. «О направлении методических рекомендаций».

Помимо нормативных правовых актов, фактически источником любой отрасли права (в том числе таможенного права) и его комплексного правового института (административной юрисдикции таможенных органов) является судебная практика (см., например, Обзор практики применения КоАП таможенными и судебными органами, приложенный к письму еще ГТК России, ныне ФТС России, от 14 апреля 2004 г.).

Анализ таможенного законодательства об административной юрисдикции таможенных органов и правоприменительной практики позволяет утверждать об ограничении ведомственного правотворчества, ибо оно в большинстве случаев противоречит правилам комплексного правоприменения.

102

Вестник Московского университета МВД России № 4 • 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.