Следует учитывать то, чтобы в передаваемой во временное владение и пользование части общего имущества (например, подвал, погреб, колясочная) не нуждались собственники помещений. При передаче в пользование таких общих элементов дома, как подвалы, чердаки, должны быть приняты во внимание такие критерии, как наличие отдельного входа, отсутствие инженерных коммуникаций и другие обстоятельства.
В ЖК РФ следует определенно закрепить те объекты в составе общего имущества в многоквартирном доме, которые могут передаваться в пользование иным лицам, условия такого предоставления и режим использования, учитывающий, с одной стороны, их
общее служебное назначение, с другой, — временное пользование одним лицом, не являющимся собственником помещений в доме.
Предложенные меры позволят устранить противоречие в определении правового режима общего имущества в многоквартирном доме и избежать в отношении него возможных неправомерных действий с тем, чтобы сохранить право общей долевой собственности на общее имущество собственников помещений, прежде всего квартир, в многоквартирном доме и обеспечить функциональное его использование.
1 См.: Жилищный кодекс Российской Федерации — М.: Юрайт-Издат, 2006.
СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Г.Ю. КУРСКОВА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного права юридического факультета ИЭУП РГГУ
Аннотация. Исследуется взаимосвязь формы правления и политического режима в России, что находит проявление в способах формирования власти, системе сдержек и противовесов, роли и месте главы государства, формировании многопартийности, развитии гражданского общества, состоянии прав и свобод человека. Автор делает вывод о том, что: институт президентства стал эпицентром государственной власти; основные характеристики формы правления в России соответствуют требованиям обеспечения демократического политического режима; форма правления в России может стать основой для трансформации политического режима.
Ключевые слова: форма правления, политический режим, система государственной власти, права и свободы человека и гражданина.
THE PARITY OF A POLITICAL REGIME AND A FORM OF GOVERNMENT IN RUSSIA
G.J. KURSKOVA
The Summary. In this article is investigated an interrelation of a form of government and a political regime in Russia that finds its display in ways of formation of the power, a system of controls and counterbalances, role and place of the head of state, multi-party system formation, development of a civil society, a condition of rights and freedoms of the person. The author makes a conclusion that the presidency institute became an epicenter of the state power; the basic characteristics of a form of government in Russia correspond to requirements of maintenance of a democratic political regime; the existing form of government in Russia can become a basis for a transformation of a political regime.
Key words: a form of government, a political regime, system of the government, rights and freedoms of the person and the citizen.
Политический режим оказывает влияние на форму (систему) правления в той же мере, в какой форма (система) правления — на политический режим1. Это проявляется прежде всего в способах формирования законодательной, исполнительной и судебной власти, в системе сдержек и противовесов, роли и месте главы государства в системе государственной власти, формировании многопартийности, развитии гражданского общества, состоянии прав и свобод человека.
1990-е годы и начало нового века, с одной стороны, единый процесс, правовые основы которого за-
ложены Конституцией РФ, а с другой — переход от «не консолидируемой делегированной» демократии к «консолидируемой представительной» демократии, понимаемой как совокупность способов и форм взаимодействия власти и общества, основанных на реальном соотношении политики, права и экономики.
Сложившаяся в России к середине 90-х годов система правления характеризовалась сосредоточением обширной власти в руках Президента РФ, что характерно для президентской республики. При классической президентской системе правления тип полити-
ческого режима можно назвать делегированной неконсолидированной демократией, внешне похожей на современную представительную демократию: она соответствует минимальным формальным критериям демократического устройства, но по политической практике больше напоминает авторитаризм.
В конце XX в. в России существовала властная пирамида, основание которой — исполнительная власть на местах, состоящая в большинстве из старых номенклатурных кадров. Наверху — глава государства и парламент, находившиеся в состоянии конфронтации. При отсутствии развитой партийной системы, эффективной связи между законодательной, исполнительной, судебной властью и народом был создан переходный режим, в рамках которого всей полнотой власти облечен Президент РФ.
Устранение партий и парламента от принятия большинства важных для страны решений имеет четыре серьезных последствия:
1) дальнейшее увеличение недостатков, приписываемых этим институтам;
2) безответственность парламента за политику, которая проводилась исполнительной властью в его обход;
3) критика со стороны исполнительных органов в адрес парламента за его немобильность, безответственность способствует резкому падению престижа всех политических институтов;
4) нехватка эффективных автономных политических институтов накладывает на Президента РФ огромную ответственность.
На рубеже XXI в. стало понятно, что «обвальная» демократия поставила под угрозу возможность ее осуществления, российскую государственность — на грань разрушения. Не человек, а вседозволенность стала «мерой всех вещей» на уровне как политической власти, так и экономической элиты.
Эпоха Ельцина завершилась. Всенародно избранный первый Президент РФ уступил место своему преемнику — В. Путину, ставшему законно избранным Президентом РФ2.
В первом Послании Федеральному Собранию новый Президент РФ провозгласил свой политический курс, в котором нашли отражение и сильное государство, и социальные гарантии, и равное партнерство с Востоком и Западом, и борьба с коррупцией, и наведение порядка в стране. «План» Путина был поддержан разными категориями населения, что означало консолидацию нации и создание позитивного консенсуса, направленного не на разрушение, а на созидание.
Цель осталась прежней — менялись пути достижения цели. Провозглашенная в который раз новая экономическая политика, направленная на решение социальных проблем, наряду с антиолигархическими мерами требовала «перегруппировки» сил, их соотношения, изменения содержания деятельности органов власти.
Президент РФ как глава государства, определяя основные направления его развития, взял курс на
развитие демократического политического режима и построение сильного государства. Сила (прочность) государства связана с ресурсами власти (экономическими, социальными, информационными, политическими, правовыми, демографическими). К сожалению, будучи единственным реальным субъектом политики, наделенный большими конституционными полномочиями Президент РФ взял на себя роль «национального лидера», не соотнося себя ни с одной из политических партий.
Победа на президентских выборах дает победителю право управлять страной в соответствии с его представлениями о должном и в то же время с учетом интересов большинства населения. Президент РФ осуществляет управление, с одной стороны, в рамках конституционных полномочий, а с другой — установившихся властных отношений и отношений между властью и обществом3. Рейтинг главы государства находится в прямой зависимости не только от его собственной деятельности, но и от деятельности других ветвей власти и политических институтов.
Представительный и законодательный органы государственной власти являются той ветвью власти, деятельность которой во многом «судьбоносна», поскольку создание правовой основы для развития демократического политического режима означает и развитие правового государства. Возник вопрос о «качестве» власти, под которым подразумевалась прежде всего ее способность к адекватному реагированию на политику Президента РФ. Период «разброда и шатаний» уступил место политике принятия решений и их исполнения4.
Отсюда неизбежен вопрос о парламентском большинстве, готовом аккумулировать волю Президента РФ. «Пересмотр точки зрения» на формирование парламента означал принятие нового избирательного законодательства. Логическим завершением участия партий в борьбе за депутатские мандаты явилась расстановка политических сил в Государственной Думе 2007 г. Последние парламентские выборы, проходившие по новой избирательной системе, дали легальную возможность формирования партией «Единая Россия» парламентского большинства, находящегося в единой связке с Президентом РФ, готового к сотрудничеству с ним и его командой. Государственная Дума стала взаимодействовать и с Президентом РФ, и с Правительством РФ. Работа законодательной и исполнительной власти была направлена в нужное политическое русло: на выработку и реализацию национальных проектов. Такую же цель преследовало и формирование Совета Федерации РФ, дающее возможность учета интересов как субъектов Федерации, так и самой России.
Единство государственной власти означает создание единой системы, способной работать в одной «упряжке» в соответствии с выработанной программой экономического, политического и социального развития. Теоретически равновеликие ветви власти в
современных условиях вынуждены объективно уступить «пальму первенства» исполнительной власти, поскольку реализация внутри- и внешнеполитического курса, равно как и ответственность, лежит на исполнительной власти. Отсюда ее особая значимость в «эпоху перемен», значимость «качества» исполнительной власти. Не будучи главой исполнительной власти, тем не менее Президент РФ обладает большими полномочиями по ее формированию и трансформации кабинета.
По работе исполнительной власти судят о работе государства. Отсюда необходимость в административной реформе, которая, по замыслу ее инициаторов, должна способствовать оптимизации структуры и системы органов исполнительной власти, обеспечивающей высокие темпы экономического и социального развития страны. Речь идет не о том, чтобы «догнать и перегнать», а о том, чтобы создать необходимые экономические условия (предпосылки) для дальнейшей демократизации режима, создания условий, при которых социальный взрыв стал бы невозможен. Именно поэтому вопросы социальной политики стали на повестке дня не только исполнительной, но и других ветвей власти (законотворческая и контрольная функции).
Административная реформа затрагивает федеральный уровень исполнительной власти: создана новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, определены их функции и полномочия, предприняты шаги по разграничению полномочий между федеральными органами, органами субъекта Федерации и органами местного самоуправления.
Эту же цель преследовало и создание федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ. Пользуясь конституционным правом формирования основных направлений внутренней политики, Президент РФ в условиях «разброда и шатаний», «парада суверенитетов» определил порядок взаимоотношений между регионами и центром, который способствовал контролю над единым экономическим и политическим пространством страны. Полномочные представители Президента РФ оказались тем «оком государевым», которое координировало работу в субъектах Федерации.
Провозгласив человека «мерой всех вещей», целью и главной ценностью государства, необходимо было поставить вопрос о путях реализации этой цели. Поскольку вопросы жизнедеятельности, нормального существования, качества жизни решаются на уровне местной власти, значимыми оказались вопросы местного самоуправления, функционирования власти на местах, ее взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации и федеральными органами государственной власти. Вопрос возник, во-первых, о создании нормативной правовой базы местного самоуправления, во-вторых, о механизме реализации этого законодательства, в-третьих, о разграничении предметов ведения между разными уровнями власти,
в-четвертых, о системе сдержек и противовесов как на уровне самой местной власти, так и на других уровнях.
За последние годы в основание пирамиды формирующейся правовой государственности России удалось заложить судебную ветвь власти, включив ее в систему сдержек и противовесов, препятствующих узурпации всей государственной власти одной из ее ветвей. И это позволяет рассчитывать на то, что правовая конструкция власти (при всех ее перекосах) сможет удержать равновесие.
Выборы Д. Медведева Президентом РФ означают, с одной стороны, преемственность политического курса, а с другой — новый расклад политических сил. Но какая бы ни была расстановка политических сил, наличие реальной и конструктивной оппозиции — показатель демократического политического режима5. Для функционирования демократического режима необходима определенная доля социального равенства и справедливости. Без обеспечения минимальных социальных гарантий устойчивость демократического режима может оказаться под угрозой.
Путь к институциональному демократическому политическому режиму предполагает:
способность правительства на реформы, отвечающие интересам большинства;
# наличие поддержки проводимого курса (активных граждан, заинтересованных в преобразованиях);
# стабильную экономическую ситуацию; нейтрализацию старых сил, мешающих обществу
двигаться по пути демократии;
способность самого общества к консолидации, проявлению солидарности и сплоченности, т.е. давление «снизу».
Только тогда появляется возможность перехода к институциональному демократическому режиму.
Сценарий политического и экономического развития России должен учитывать как положительные, так и отрицательные стороны развития государственности. Задача власти — преодоление традиционного типа неправовой государственности, неправового порядка.
Таким образом, институт президентства (президентуры) в России, являясь новым институтом конституционного права, стал эпицентром государственной власти. Институт президентства, как показывают исследования и опыт постсоциалистических преобразований, способен стать и орудием демократических преобразований, и инструментом установления режима личной власти. Основные характеристики формы правления современного Российского государства соответствуют требованиям обеспечения демократического политического режима. В то же время форма правления может быть достаточно гибкой и может являться основой для разных политических режимов.
1 В Конституции РФ термин «демократия» ассоциируется с политическим режимом и используется дважды — в преамбуле и ст. 1.
2 Предсказуемость на выборах Президента РФ 14 марта 2004 г. была очевидной, поскольку реальных оппонентов В. Путину на второй срок не оказалось.
3 Такой способ осуществления властных полномочий не только не противоречит, но и соответствует особым отношениям между властью и обществом, установившимся исторически в России.
4 Некоторые исследователи считают, что после последних парламентских выборов произошел качественный
перелом: парламентское большинство может привести к монополии одной партии и сращиванию исполнительной и законодательной власти. Но наличие действенной, а не «хулящей» оппозиции, гражданского общества, рыночной экономики как базиса политической трансформации является реальным заслоном против возвращения в прошлое.
5 К сожалению, оппозиция не воспринимается всерьез самим населением вследствие слабости самой оппозиции.
О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ
Т.В. ЛОРТКИПАНИДЗЕ
Аннотация. В статье на примере одного из комплексных правовых институтов таможенного права — административной юрисдикции таможенных органов — указано на актуальность вопроса о комплексном правоприменении. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволил автору сформулировать вывод о необходимости ограничения ведомственного правотворчества в сфере регулирования административной юрисдикции таможенных органов.
Ключевые слова: административная юрисдикция таможенных органов, комплексное правоприменение, федеральный закон, таможенное право, комплексный правовой институт, судебная практика, ведомственное правотворчество.
The Summary. The article by the example of a complex legal institutions of customs law — administrative jurisdiction of the customs authorities are considered the integrated application of the law. Analysis of legislation and law enforcement allowed the author to justify the necessity for restrictions departmental law-in the regulation of administrative jurisdiction of the customs authorities.
Key words: administrative jurisdiction of the customs authorities, an integrated law enforcement, Federal Law, Customs Law, a comprehensive legal institution, the judicial practice, departmental lawmaking.
В настоящее время в России правовую основу административной юрисдикции таможенных органов составляют нормативные правовые акты с равной и разной юридической силой, и они различаются многообразием.
Специальным нормативным правовым актом об административной юрисдикции таможенных органов, обладающим юридической силой федерального закона, является КоАП (гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», ст. 16.1—16.23). Федеральным законом от 31 июля 2004 г. гл. 16 КоАП видоизменена (иначе говоря, имеется ее новая редакция). Помимо этого, вносились многочисленные изменения и в отдельные статьи этой же главы (например, Федеральным законом от 6 июня 2007 г. — в ст. 16.1—16.23).
Равным по юридической силе КоАП является ТамК, в котором также имеются нормы об административной юрисдикции таможенных органов.
Положения федеральных законов об административной юрисдикции таможенных органов детализированы (даже путем фактического формулирования новых правовых норм) в многочисленных подзаконных нормативных правовых актах, в частности в при-
казах руководителя ФТС России от 15 марта 2005 г. № 198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (с изм.) и от 5 апреля 2007 г. № 433 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности», в письме руководителя ФТС России от 29 сентября 2006 г. «О направлении методических рекомендаций».
Помимо нормативных правовых актов, фактически источником любой отрасли права (в том числе таможенного права) и его комплексного правового института (административной юрисдикции таможенных органов) является судебная практика (см., например, Обзор практики применения КоАП таможенными и судебными органами, приложенный к письму еще ГТК России, ныне ФТС России, от 14 апреля 2004 г.).
Анализ таможенного законодательства об административной юрисдикции таможенных органов и правоприменительной практики позволяет утверждать об ограничении ведомственного правотворчества, ибо оно в большинстве случаев противоречит правилам комплексного правоприменения.