Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНА РОДЧЕНКОВА'

О ПРАВОВОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНА РОДЧЕНКОВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
закон Родченкова / экстерриториальный статус / допинговые мошеннические схемы / уголовные санкции США / международный спорт / суверенитет Российской Федерации / баланс права и произвола.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ростокинский А.В., Орлов А.А.

Проведено исследование ключевых положений «Антидопингового Закона Родченкова 2019 года», принятого США в целях введения уголовной ответственности в отношении допингеров, через призму соблюдения суверенитета Российской Федерации и соответствия уже действующим в этой сфере нормам российского уголовного права и актов международных негосударственных организаций. Результаты позволили сделать вывод о том, что данный закон направлен на финансово-правовой контроль в сфере мирового спорта, попытку подмены нормами уголовного законодательства США уже существующих норм уголовного права других государств, в частности, России, и международных соглашений в сфере спорта. Действие Закона способствует разрушению международного антидопингового механизма, снижает эффективность деятельности ВАДА, создает свою юридическую систему вне территориальной юрисдикции США. Данным актом создаются условия для правовых коллизий, столкновений интересов цивилизаций и нарушений принципов международного взаимодействия соседствующими странами в среде спортивных состязаний, нарушений прав и свобод российских граждан, относящихся к вспомогательному персоналу спортсмена. Характер Закона Родченкова и его возможные угрозы требуют от научного сообщества и законодателя Российской Федерации пересмотра целого ряда понятий в области действия экстратерриториальных норм права, а также решения главного вопроса об отношении России к глобализации правового пространства с доминатом в лице США. Полагаем, что приемлемым может быть только вектор воздействия права и отстаивания суверенитета применительно к уголовной юстиции через призму Конституции РФ и ратифицированных Россией соглашений международных спортивных федераций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНА РОДЧЕНКОВА»

РОСТОКИНСКИЙ А.В.,

доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин школы права Института Права и Управления ГАОУ ВО МГПУ, e-mail: mail@law-books.ru

ОРЛОВ А.А.,

кандидат юридических наук, директор института адвокатуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: mail@law-books.ru

О ПРАВОВОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНА РОДЧЕНКОВА

Аннотация. Проведено исследование ключевых положений «Антидопингового Закона Род-ченкова 2019 года», принятого США в целях введения уголовной ответственности в отношении до-пингеров, через призму соблюдения суверенитета Российской Федерации и соответствия уже действующим в этой сфере нормам российского уголовного права и актов международных негосударственных организаций.

Результаты позволили сделать вывод о том, что данный закон направлен на финансово-правовой контроль в сфере мирового спорта, попытку подмены нормами уголовного законодательства США уже существующих норм уголовного права других государств, в частности, России, и международных соглашений в сфере спорта. Действие Закона способствует разрушению международного антидопингового механизма, снижает эффективность деятельности ВАДА, создает свою юридическую систему вне территориальной юрисдикции США. Данным актом создаются условия для правовых коллизий, столкновений интересов цивилизаций и нарушений принципов международного взаимодействия соседствующими странами в среде спортивных состязаний, нарушений прав и свобод российских граждан, относящихся к вспомогательному персоналу спортсмена.

Характер Закона Родченкова и его возможные угрозы требуют от научного сообщества и законодателя Российской Федерации пересмотра целого ряда понятий в области действия экстратерриториальных норм права, а также решения главного вопроса об отношении России к глобализации правового пространства с доминатом в лице США. Полагаем, что приемлемым может быть только вектор воздействия права и отстаивания суверенитета применительно к уголовной юстиции через призму Конституции РФ и ратифицированных Россией соглашений международных спортивных федераций.

Ключевые слова: закон Родченкова, экстерриториальный статус, допинговые мошеннические схемы, уголовные санкции США, международный спорт, суверенитет Российской Федерации, баланс права и произвола.

ROSTOKINSKY A.V.,

Doctor of Law,

Head of Department criminal law disciplines Institute Schools of Law Rights and Administration of the State Autonomous Educational Institution of the Moscow State Pedagogical University

ORLOV A.A.,

Candidate of Legal Sciences, Director of the Institute of Advocacy Moscow State Legal Kutafina University (MGSA)

ON THE LEGAL SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-16-23 NIION: 2022-0079-8/22-071 MOSURED: 77/27-025-2022-08-071

IN THE CONTEXT OF RODCHENKOV'S ANTI-DOPING LAW

Annotation. There is a study of the key provisions of the 2019 Rodchenkov Anti-Doping Law, which was adopted in the United States with the aim of criminalizing doping, through the prism of observance of the sovereignty of the Russian Federation and compliance with the norms of Russian criminal law and acts of international non-governmental organizations already in force in this area.

The results allowed us to conclude that this law is aimed at financial and legal control in the field of world sports, an attempt to replace the already existing norms of criminal law and international agreements in the field of sports of other states with the norms of the criminal law of the United States, in particular, Russia. The operation of the Law contributes to the destruction of the international anti-doping mechanism, reduces the effectiveness of WADA's activities, and creates its own legal system outside the territorial jurisdiction of the United States. This act creates conditions for legal collisions, clashes of interests of civilizations and violations of the principles of international interaction by neighboring countries in the environment of sports competitions, violations of the rights and freedoms of Russian citizens related to the support personnel of the athlete.

The character of the Rodchenkov Law and its possible threats require the scientific community and the legislator of the Russian Federation to revise a number of concepts in the field of action of extraterritorial norms of law, as well as to resolve the main issue of Russia's attitude to the globalization of the legal space with the dominance of the United States. I think that only the vector of the impact of law and the defense of sovereignty in relation to criminal justice through the prism of the Constitution of the Russian Federation and the agreements of international sports federations ratified by Russia can be acceptable.

Key words: Rodchenkov law, extraterritorial status, doping scams, US criminal sanctions, international sports, sovereignty of the Russian Federation, balance of law and arbitrariness.

В настоящее время стержневой для мировой юридической мысли и практики остается проблема соотношения права и его антипода - произвола, когда отдельное государство выступает как субъект-гегемон права и власти, располагающий средствами принуждения и даже насилия (санкции, военное вмешательство и т.д.) для придания праву силы закона. В борьбе за решение национальных интересов такой субъект выходит за рамки внутренних процессов и действующих в определенной сфере международных соглашений. В результате создается «почва» для правовых коллизий, столкновений интересов цивилизаций, подмены национальным правом отдельной страны правовой системы другого государства либо международных норм, принципов и договоров. В частности, достаточно активно распространяется англосаксонское прецедентное право на сферу международного частного права, похищения и аресты граждан на территории третьих стран (по инициативе США в 2020 г. россиян экстрадировали из 25 стран), посягательства на имущество физических и юридических лиц вне территории их регистрации. Возросло число нарушений прав и свобод лиц, находящихся за рубежом (в 2020 г. пострадали более 350 тыс.россиян)1. Создается турбулентная хаотичная ситуация, в которой чьи-то национальные интересы, мораль и право пропагандируются

1 Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека // http://www.president-sovet.ru/presscenter/ publications/read/7429/

вместо социально приемлемого и должного, принятого в соседних странах. Таким образом, затрагиваются корневые основы реализации и существования права - соотношение суверенитетов отдельных социумов и международного права. Дальнейшее движение по заданному вектору может привести либо к установлению власти глобального субъекта права - Мирового государства, Мирового правительства, Мирового суда, Мировой полиции [7], либо к самоизоляции отдельных государств.

Одним из примеров служит «Антидопинговый закон Родченкова от 2019 года»2 (далее -Закон, Закон Родченкова, Акт, Акт США), подписанный Президентом США 4 декабря 2020 года. Как следует из его преамбулы, к целям Закона отнесено введение уголовных санкций для определенных лиц, имеющих отношение к преступным мошенническим антидопинговым действиям в сфере международного спорта; обеспечение гражданско-правового возмещения потерпевшим от таких мошеннических действий; установление необходимости по обмену информацией с американской антидопинговой организацией (USADA) по борьбе с допингом ряда национальных ведомств и иные. Вместе с тем в его первоначальной редакции акцент был сделан на необходимости защиты экономических отношений, связанных со спортом (этот сектор американской

2 Statement by the President // https://www. whitehouse.gov/briefings-statements/stateiTient-by-the-president-120420/

экономики ежегодно составляет более 500 миллиардов долларов), а в качестве обоснования издания прямо указывалось на пресечение потока (stemming the tide) российской коррупции в спорте1. Эти и подобные аргументы позволяют получить более четкие представления о целях инициирования принятия Акта, среди которых -противодействие российскому присутствию в международных крупных соревнованиях с американским участием, попытка осуществления в геополитическом контексте финансово-правового контроля в сфере спорта. Остановимся на некоторых ключевых положениях Закона, позволяющих констатировать существенные нарушения данным Актом США государственного суверенитета и территориальной юрисдикции иных стран, в том числе Российской Федерации (далее - РФ), уменьшение прав негосударственных организаций, действующих в сфере мирового спорта.

Прежде всего отметим, что Закон Родчен-кова имеет законодательно закрепленный экстерриториальный статус. Экстерриториальность не является чем-то новым для американского права. Такой характер носят многие акты, самым известным из которых является Закон о противодействии организованной коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act)2. Предполагается, что представители юстиции могут преследовать преступления вне пределов своей страны, если такие уголовно-наказуемые деяния существенно влияют на интересы США. Для сравнения, Общая часть Уголовного кодекса РФ3 (далее - УК РФ) содержит положение, согласно которому распространение действия кодекса на иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов РФ, возможно в случаях, если преступление направлено против интересов РФ либо ее граждан (ч. 3 ст. 12). Так, Россия была вынуждена применить принцип экстерриториального действия УК РФ по уголовному делу в отношении Н. Савченко, гражданки Украины. Но российским законодателем соблюдены общие требования для экстерриториальных норм права: исключительность их применения и введение ограничений, обусловленных признанием юрисдикции чужой страны. Акт США, напротив, не несет такой исключительности, его действие не заканчива-

1 IOC Statement On The Rodchenkov Act // https:// www.olympic.org/news/ioc-statement-on-the-rodchen-kov-act

2 Краткий обзор всех американских законов с экстратерриториальным характером действия см.: J. P Loonam, C. Reardon.Extraterritoriality: The US Perspective // https://globalinvestigationsreview.com/guide/the-practitioners-guide-global-investigations/2020/article/ extraterritoriality-the-us-perspective

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от

13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

ется на рубеже юрисдикций других государств, а также полномочий международных спортивных организаций. Заметим, что до настоящего времени ни одна страна, при наличии уголовной ответственности в национальном законодательстве за допинговые общественно опасные деяния, не установила уголовную ответственность за случившиеся не на её территории допинговые нарушения.

Тогда как анализируемый Закон, с одной стороны, претендует на изъятие такого правоотношения из под юрисдикции иных государств и установление применительно к нему своей юрисдикции. Например, лицо из окружения российского спортсмена, заподозренное в мошеннической допинговой схеме, может причинить вред России или любой из стран - участников международных спортивных соревнований. Однако, по смыслу Акта, такой криминальный конфликт предполагается разрешать посредством применения норм американского права. Напомним, что с 2016 г.статьями 230.1 и 230.2 в УК РФ также установлена уголовная ответственность за склонение спортсмена к принятию допинга или за использование запрещенных веществ в отношении спортсмена, которая распространяется на тренеров, специалистов по спортивной медицине или иных специалистов в области физической культуры и спорта. Очевидно, что происходит совпадение уголовных законов двух стран, во-первых, по совершаемым деяниям и, во-вторых, по субъектам, о которых мы скажем ниже. При этом непонятно, в силу чего публичное право США должно признаваться более эффективным, чем право России или других стран в случае совершения допингового нарушения не на их территории.

С другой стороны, осуществляя попытку распространения юрисдикции США на правоотношения, которые под ее территориальную юрисдикцию не подпадают, Закон вторгается в чужую среду права для формирования нового правового пространства сверх действия уже существующего международного и национального права, чем проявляет свойства экстратерриториальности. Но для включения экстратерриториальных норм в национальное уголовное право надлежит обосновать необходимость их введения4, что при принятии данного Акта сделано не было. Таким образом, по смыслу, придаваемому Законом Род-ченкова, «территориальная юрисдикция» отождествляется и подменяется «правовым пространством», суверенитет других государств перестает распространяться на среду противодействия мировым допинговым схемам, а международный сервитут устанавливается США посредством

G. Hallevy. Op.cit. P. 118-119.

4

постановки национального принципа над территориальным принципом. Как результат - американское уголовное право претендует на его применение в одностороннем авторитарном порядке. Это подтверждается контраргументами представителей USADA, в той части, что принятый Акт не противоречит требованиям Всемирного антидопингового агентства(ВАДА) и не изменяет ключевые положения Всемирного антидопингового кодекса (далее - Кодекса)1, а представляет американским властям полномочия преследовать в уголовном порядке тех, кто нарушает эти самые правила, так как нормативные акты ВАДА такой ответственности не предусматривают.

Однако помимо нарушения суверенитета иностранных государств антидопинговый Закон США все-таки входит в противоречие с политикой глобальной антидопинговой организации -ВАДА, чья деятельность основана на Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте2 (Далее - Конвенция) и Кодекса. Справедливости ради отметим, что данные акты не содержат и не могут содержать уголовную ответственность за допинговый сговор, так как для введения международного института уголовной ответственности за подобные деяния странам, участникам Конвенции, потребуется признать вынужденной необходимостью защиту от допингового причинения вреда, создать международный легитимный юридический институт с соответствующей инфраструктурой и провести иную работу, целесообразность которой сомнительна. К примеру, если преступления, совершаемые с помощью власти и самой властью могут быть отнесены к юрисдикции международного суда, так как никто не может быть судьей в собственном деле (примером служит Нюрнбергский трибунал как исключительное событие), то в иных случаях государство способно справиться с уголовным преследованием самостоятельно, не отказываясь от собственного правового суверенитета. Поэтому вполне обоснованно юрисдикции Конвенции и Кодекса ограничены по действию в пространстве, а ст. 5 Конвенции содержит положение о возложении на государства обязательство принятия мер в области законодательства, нормативного регулирования и административной практики. В противном случае неизбежен кон-

1 Всемирный антидопинговый кодекс 2004 года // https://rusada.ru/documents/kodeks-i-drugie-mezhdunarodnye-standarty-vada/

2 Международная конвенция о борьбе с допин-

гом в спорте (Заключена в г. Париже 19.10.2005). Русский текст Конвенции является одним из оригинальных языков. Данная Конвенция была принята в 2005 году на Генеральной конференции ООН ЮНЕСКО и на настоящий момент ратифицирована или подписана 189 странами. Подр.: https://en.unesco.org/themes/ sport-and-anti-doping/convention

фликт между данными международными соглашениями и конституциями, законодательством стран. Наличие еще одного акта в сфере противодействия допингу в международном спорте, не имеющего ограничений, не только снижает эффективность деятельности ВАДА, как уполномоченному Конвенций на борьбу с допингом единственному субъекту, но и ставит под вопрос необходимость самого существования ВАДА, Международного олимпийского комитета и др.

В случае же нарушения антидопинговых правил на крупном международном соревновании с участием американских спортсменов не вполне ясно, кто будет проводить расследование: а) антидопинговая организация, руководствующаяся Кодексом ВАДА и принятыми в его развитие Международным стандартом по Тестированию и Расследованиям3, или б) субъекты публичного права США - например, Министерство национальной безопасности, действующие согласовано с USADA? Последние, согласно Разделу 3 Закона Родченкова, вправе реализовать экстерриториальные полномочия в целях привлечения лица к уголовной ответственности по нормам права США и вывести «определенное лицо» из под юрисдикции ВАДА для применения к нему более сурового вида наказания. И, если процедура проведения расследования антидопинговыми организациями со всеми вытекающими правами и обязанностями их участников подробно изложена в указанных Международных стандартах и открыта для ознакомления любому желающему, то расследование мошенничества с допингом американскими правоохранительными органами такой «открытостью» не обладают. При отсутствии возможности проведения самостоятельного расследования ВАДА вынуждена будет согласиться с решением американского уголовного суда и ввести антидопинговые санкции «вслепую». Тогда как доказательства по уголовному делу могут быть сфальсифицированы, о чем наглядно свидетельствует практика Спортивного арбитражного суда (CAS), которым в 2020 г. были удовлетворены иски российских биатлонисток О. Вилухиной, Я. Романовой на решение МОК об их пожизненной дисквалификации, как основанное на сфальсифицированных показаниях экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Родченкова. Последний находится вне досягаемости российской и любой иной юрисдикции из-за программы защиты свидетелей США [6], в связи с чем не может быть привлечен за клевету.

3 Это могут быть ВАДА, Международный олимпийский комитет, спортивные федерации или иные субъекты спорта, которые в силу Кодекса ВАДА (ст. 5.7) правомочны проводить расследования о нарушениях антидопинговых правил. См. подр. определения, используемые в Кодексе ВАДА, а также параграф 5.7 Кодекса.

Напомним, что результаты расследования по допинговому сговору имеют серьезные юридические и финансовые последствия, позволяют требовать компенсацию ущерба (Раздел 5 Закона), могут иметь политический или дискриминационный характер против отдельных госу-дарств1 и граждан. Более того, если другие страны предпримут аналогичные США действия и установят уголовное наказание актом с экстратерриториальным статусом по аналогии с Законом Родченкова, возникнет еще большая неопределенность в выборе субъекта расследования антидопингового нарушения.

Являясь экстратерриториальным по действию в пространстве, Закон Родченкова поднимает еще одну сложный вопрос: кого может коснуться процедура экстрадиции, то есть передача лица государством, на территории которого оно находится, другому государству для решения вопроса об уголовном наказании или для приведения приговора в исполнение? [17] В Законе Родченкова к ним причислены «некоторые лица», а в силу раздела 3 Закон распространяется на любое лицо, не являющееся спортсменом, которое сознательно осуществляет, пытается осуществить или действует в сговоре по реализации преступной схемы с целью оказания влияния на международное спортивное соревнование, используя запрещенный метод или вещество.

Отметим, что действие Закона распространяется только на ближайшее окружение спортсмена в связи с осуществлением им спортивной деятельности, или тех, которые могут на него влиять. Закон не поясняет, кто является «любым лицом, не являющимся спортсменом», «определенным лицом» для целей данного Акта. Конвенция содержит определение «вспомогательный персонал спортсмена», в который входят любой тренер, инструктор, менеджер, агент, член штата команды, должностное лицо, медицинский или парамедицинский персонал, работающий со спортсменами или занимающийся лечением спортсменов, а также должностные лица - чиновники или, например, функционеры спортивных федераций. Таким образом, перечень субъектов, потенциально подпадающих под действие Акта США, достаточно широк.

В свою очередь, российским законодательством при определении субъектов уголовной ответственности за антидопинговые нарушения также восприняты рекомендации ВАДА и к ним отнесены только те, кто снабжает спортсмена запрещенными веществами, в частности, спор-

тивный персонал2. Соответственно, тренер, специалист по спортивной медицине или иной российский специалист в области физической культуры и спорта как субъект ответственности подпадает под юрисдикцию УК РФ, Закона Родченкова и Кодекса ВАДА. Но применительно к американскому спортивному вспомогательному персоналу ни сам Акт США, ни Кодекс ВАДА не может быть применим, так как самые популярные спортивные лиги мира (НХЛ и НБА), генерирующие высокий доход, являются частными коммерческими организациями. Обладая таким статусом, на них не распространяется регулирование соответствующих международных спортивных федераций. Для подчинения правилам ВАДА этим лигам необходимо заключить с агентством соглашение и подписать Кодекс, что не сделано до настоящего времени. Поскольку американские профессиональные лиги не подчиняются правилам ВАДА, это означает, что на них не распространяется и Закон Родченкова. Будучи коммерческими организациями, организаторы не заинтересованы в строгих антидопинговых правилах. В то время как правила ВАДА, без сомнений, относятся к таковым. Поскольку иной подход может ударить по доходной части спортивных лиг, ответственность за допинг в профессиональных лигах США значительно мягче, чем в тех соревнованиях, которые проводятся под эгидой международных спортивных федераций, а, значит, и под регулированием Кодекса ВАДА [15].

По мнению USADA, нет необходимости «включать американские спортивные лиги и спортивные лиги колледжей в сферу действия Закона, поскольку они уже и так подвергаются уголовному преследованию по действующему праву3», в том числе за антидопинговые схемы с серьезными, по утверждениям американской антидопинговой организации, сроками. Таким образом, российский обслуживающий спортивный персонал может оказаться под действием нескольких юрисдикций, тогда как американские лиги остаются вне действия нормативных актов ВАДА и Закона Родченкова. Очевидно, что Акт США изначально направлен не на уголовное преследование американских допингеров, а внешних (иностранных граждан), определение субъектов ответственности осуществляется им не по степени общественной опасности совершаемых деяний, а по национальной принадлежности, что

1 WADA calls on US Senate to consider widely held concerns about Rodchenkov Act // https://www. wada-ama.org/en/media/news/2020-03/wada-caNs-on-us-senate-to-consider-widely-held-concerns-about-rodchenkov-act

2 WADA Statement on the Criminalization of Doping in Sport // https://www.wada-ama.org/en/media/ news/2015-10/wada-statement-on-the-criminaNzation-of-doping-in-sport

3 IOC and WADA question why U.S. sport exempt from Rodchenkov Act // https://www.reuters.com/article/ us-sport-doping/doping-ioc-and-wada-question-why-u-s-sport-exempt-from-rodchenkov-act-idUSKBN27X2O6

ставит под сомнение соответствие заявленной в Законе цели фактической.

Подобный вывод позволяет сделать и анализ второго раздела Закона в его первоначальной редакции, где к потерпевшим от мошеннических антидопинговых схем на крупных международных соревнованиях были отнесены «чистые» спортсмены, включая американских, их спонсоры, спонсоры спортивных федераций, средства массовой информации, приобретших права для трансляции и иные, имеющие свой коммерческий интерес в исходе спортивных мероприятий. Предположим, что лицо из вспомогательного спортивного персонала США принимало участие в допинговом сговоре, что способствовало получению призовых мест американскими спортсменами и финансовой прибыли из числа отнесенных Законом Родченкова к «потерпевшим». В данном случае вред подобными мошенническими действиями американской стороне не причинен, оснований для применения уголовных санкций нет.

И в заключение коснемся экстрадиции «определенных лиц», причастных к допинговым нарушениям. Напомним, что такая процедура возможна между странами, имеющими между собой соглашение. Соединенные Штаты не имеют таких договоров с Россией, Китаем и рядом других стран, но сотрудничают по отдельным случаям (case-by-casebase)1 либо на основании соблюдения принципа взаимности2. Если в Россию поступит запрос о выдаче российского гражданина Соединенным Штатам для его привлечения к уголовной ответственности, то в силу статьи 61 Конституции РФ должен последовать отказ, так как гражданин РФ не может быть выдан другому государству. Но США имеют двусторонние договоры об экстрадиции с более чем 100 странами3, и в случае нахождения гражданина

1 Masters J. What Is Extradition? // https://www.cfr. org/backgrounder/what-extradition

2 Например, случаиэкстрадиции - впервуюоче-редькитайскихгражданизСШАвКитайзафинансовые-нарушения - былирезультатомсотрудничествалиде-ровдвухстран (China hails first fugitive extradition from U.S. under Trump // https://www.reuters.com/article/ us-china-usa-crime-idUSKBN18S4L6; U.S., China working closely to repatriate Chinese fugitives wanted for fraud // https://www.upi.com/Top_News/World-News/2015/09/24/ US-China-working-closely-to-repatriate-Chinese-fugitives-wanted-for-fraud/3571443107134).

3 Extradition law in the United States // https:// en.wikipedia.org/wiki/Extradition_law_in_the_United_ States

Полный список стран доступен на сайте Государственного департамента сШа (https://2009-2017.state. gov/documents/organization/7160o.pdf); в более актуальном виде на 2020 год см.: List of United States extradition treaties // https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_

United_States_extradition_treaties

России на территории третьего государства, куда может поступить запрос о его выдаче, появляется угроза подвергнуться задержанию или аресту по запросам американских правоохранительных органов. С учетом того, что с 2008 г. правоохранительные органы США арестовали 56 российских граждан, пребывавших на территории третьих стран4, такая угроза выглядит вполне реальной. Министерство иностранных дел РФ многочисленные случаи арестов российских граждан охарактеризовало как «неприемлемую практику «охоты» за россиянами по всему миру», предупреждая российских граждан о необходимости тщательно взвешивать все риски при планировании выезда за рубеж».

Таким образом, Закон Родченкова произвольно расширяет сферу внутренней самоорганизации Соединенных Штатов, подменяет собой право РФ и других стран, включивших в национальное законодательство уголовную ответственность за аналогичные деяния5. Кроме того, дублирует деятельность ВАДА, ставя под сомнение саму идею его существования, уничтожая инфраструктуру агентства и иных международных организаций, призванных регулировать отношения в спорте в условиях глобализации и много субъектности. По своей направленности Акт инициирует развал юридического механизма и создание своей системы, приватизирующей сферу спорта. Обращает на себя внимание несовпадение заявленной в законе цели с фактической, которая сводится к воздействию на волю других субъектов права (государств, международных организаций) вне рамок права, контролю и коммерциализации мирового спорта. Соответственно, недопустима передача под юрисдикцию США процедура расследования мошеннических допинговых схем как финансово заинтересованной стороне. Очевидно, что деятельность ВАДА требует реформирования и сбалансированности по политическому и географическому составу, исключения дискриминационных мер в отношении российских спортсменов, введения обязательства принятия правил Кодекса ВАДА всеми участниками соревнований независимо от их статуса.

С учетом целеполаганий и придаваемому Законом Родченкова значимым правовым категориям смыслу, открывается ряд понятий, требу-

4 Предупреждение для граждан России, выезжающих за границу, в связи с угрозой со стороны США от 28.08.2020 // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/4303492?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

5 MurphyJ. Where in the world is doping a crime? (doping in sports pt. 6) // https://www.aph.gov.au/About_ Parliament/Parliamentary_Departments/Parliamentary_ Library/FlagPost/2013/April/Where_in_the_world_is_ doping_a_crime_doping_in_sports_pt_6

ющий научного осмысления, верной оценки Акта и решения возникающих в связи с его действием проблем: специфика реализации юридических американских норм вне территориальной юрисдикции США, канал их продвижения, дисбаланс самобытности и суверенности прав иных стран, метод обеспечения государственного суверенитета, легитимность интегрированной отрасли американизированного международного права как единственной основы для построения взаимоотношений, в частности, в области мирового спорта. Возникает острая потребность в разработке самой модели экстерриториальности права, так как меняется классический взгляд на суверенитет, который перестает быть высшей ценностью в правоотношениях между соседствующими странами. Антидопинговый Закон (и неизбежно последующие за ним подобные акты) поднимает архиважный вопрос: соглашаться ли России на глобализацию с доминатом в лице США или противодействовать применению норм уголовного права иностранного государства к тем аналогичным отношениям и субъектам, которые уже урегулированы и определены правом РФ, по причине грубого нарушения самой идеи о государственном суверенитете соответствующей страны, ответственной за правовое регулирование и имеющей абсолютный приоритет по приме-

нению норм материального права на своей территории [16]. Напомним, что глобализирован-ность мира не означает отказ государства от своей культурно-правовой идентичности. Напротив, в основе идеи международных правоотношений лежит объединение суверенитетов, что означает добровольное возложение обязательств, перечисленных в международных соглашениях, подписанных Российской Федерацией, как основы выстраивания взаимоотношений на основе права, и не означает отказ от своего суверенитета и молчаливое согласие с нормами права иных государств, как в случае с Законом Родчен-кова, - Соединенных Штатов. При возникновении спорных моментов, правовых коллизий и непредсказуемых действий иных субъектов, сопряженных с нарушением принципов суверенного равенства и уважения прав, невмешательства во внутренние дела государств, Россия оставляет за собой право на принятие окончательного решения в соответствии со своей Конституцией. Полагаем, что выход из складывающейся ситуации хаоса видится не в глобализации права или самоизоляции государства, а в воздействии правом и отстаивании суверенитета применительно к уголовной юстиции через призму Конституции РФ и ратифицированных Россией соглашений международных спортивных федераций.

Список литературы:

[1] Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Заключена в г. Париже 19.10.2005) // https://en.unesco.org/themes/sport-and-anti-doping/convention

[2] Всемирный антидопинговый кодекс 2004 года // https://rusada.ru/documents/kodeks-i-drugie-mezhdunarodnye-standarty-vada/

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

[4] WADA calls on US Senate to consider widely held concerns about Rodchenkov Act // https://www. wada-ama.org/en/media/news/2020-03/wada-calls-on-us-senate-to-consider-widely-held-concerns-about-rodchenkov-act

[5] WADA Statement on the Criminalization of Doping in Sport // https://www.wada-ama.org/en/media/ news/2015-10/wada-statement-on-the-criminalization-of-doping-in-sport

[6] Закон раздора. «Акт Родченкова» разделяет спортивную Европу и США // https://tass.ru/ sport/10655971

[7] Зорькин В.Д. Право против хаоса // Российская газета. 2015. 24 ноября.

[8] IOC Statement On The Rodchenkov Act // https://www.olympic.org/news/ioc-statement-on-the-rodchenkov-act

[9] Extradition law in the United States // https://en.wikipedia.org/wiki/Extradition_law_in_the_United_

States

[10] Краткий обзор всех американских законов с экстратерриториальным характером действия см.: J. P Loonam, C. Reardon. Extraterritoriality: The US Perspective // https://globalinvestigationsreview. com/guide/the-practitioners-guide-global-investigations/2020/article/extraterritoriality-the-us-perspective

[11] Masters J. What Is Extradition? //https://www.cfr.org/backgrounder/what-extradition

[12] MurphyJ. Where in the world is doping a crime? (dopinginsportspt. 6) // https://www.aph.gov.au/ About_Parliament/Parliamentary_Departments/Parliamentary_Library/FlagPost/2013/April/Where_in_the_ world_is_doping_a_crime_doping_in_sports_pt_6

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяе^^

22 ПРАВО n УПРАВЛЕНИЕ - № 8 - 2022

[13] Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека // http://www.president-sovet.ru/presscenter/publications/read/7429/

[14] Statement by the President // https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-by-the-president-120420/

[15] ШамонаевО. Большие деньги делают спорт чище? Почему в Штатах профи плевать на ВАДА // https://www.sport-express.ru/doping/reviews/pochemu-amerikanskie-professionalnye-ligi-ne-podpadayut-pod-yurisdikciyu-vada-1684347/

[16] HallevyG. A Modern Treatise on the Principle of Legality in Criminal Law. — Springer: 2010. P. 118

[17] Лебединец И.Н. Международное уголовное право: учебное пособие. — М.: Проспект, 2016.

С. 90.

Spisok literatury:

[1] Mezhdunarodnaya konvenciya o bor'be s dopingom v sporte (Zaklyuchena v g. Parizhe 19.10.2005) // https://en.unesco.org/themes/sport-and-anti-doping/convention

[2] Vsemirnyj antidopingovyj kodeks 2004 goda // https://rusada.ru/documents/kodeks-i-drugie-mezh-dunarodnye-standarty-vada/

[3] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 24.02.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. N 25. St. 2954.

[4] WADA calls on US Senate to consider widely held concerns about Rodchenkov Act // https://www. wada-ama.org/en/media/news/2020-03/wada-calls-on-us-senate-to-consider-widely-held-concerns-about-rodchenkov-act

[5] WADA Statement on the Criminalization of Doping in Sport // https://www.wada-ama.org/en/media/ news/2015-10/wada-statement-on-the-criminalization-of-doping-in-sport

[6] Zakon razdora. «Akt Rodchenkova» razdelyaet sportivnuyu Evropu i SSHA // https://tass.ru/ sport/10655971

[7] Zor'kin V.D. Pravo protiv haosa // Rossijskaya gazeta. 2015. 24 noyabrya.

[8] IOC Statement On The Rodchenkov Act // https://www.olympic.org/news/ioc-statement-on-the-rodchenkov-act

[9] Extradition law in the United States // https://en.wikipedia.org/wiki/Extradition_law_in_the_United_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

States

[10] Kratkij obzor vsekh amerikanskih zakonov s ekstraterritorial'nym harakterom dejstviya sm.: J. P Loonam, C. Reardon. Extraterritoriality: The US Perspective // https://globalinvestigationsreview.com/guide/ the-practitioners-guide-global-investigations/2020/article/extraterritoriality-the-us-perspective

[11] Masters J. What Is Extradition? //https://www.cfr.org/backgrounder/what-extradition

[12] MurphyJ. Where in the world is doping a crime? (dopinginsportspt. 6) // https://www.aph.gov.au/ About_Parliament/Parliamentary_Departments/Parliamentary_Library/FlagPost/2013/April/Where_in_the_ world_is_doping_a_crime_doping_in_sports_pt_6

[13] Sovet pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiyu grazhdanskogo obshchestva i pravam cheloveka // http://www.president-sovet.ru/presscenter/publications/read/7429/

[14] Statement by the President // https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/state-ment-by-the-president-120420/

[15] SHamonaevO. Bol'shie den'gi delayut sport chishche? Pochemu v SHtatah profi plevat' na VADA // https://www.sport-express.ru/doping/reviews/pochemu-amerikanskie-professionalnye-ligi-ne-podpa-dayut-pod-yurisdikciyu-vada-1684347/

[16] HallevyG. A Modern Treatise on the Principle of Legality in Criminal Law. — Springer: 2010. P. 118

[17] Lebedinec I.N. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo: uchebnoe posobie. — M.: Prospekt, 2016.

S. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.