Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В российской федерации'

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Федеральный закон Российской Федерации «Об информации / информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г. / право / отрасль права / цифровое право / цифровизация. / Federal law of the Russian Federation «On information / information technologies and information protection» of July 8 / 2006 / law / branch of law / digital law / digitalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Георгий Мангулиевич Бутбая

В статье на основе анализа литературы и законодательства относительно регулирования цифровизации в Российской Федерации авторы высказали следующие соображения: предназначение цифровизации в аспекте поиска оптимального сочетания между экономикой и правом ныне в Российской Федерации отсутствует; правовой основной цифровизации являются положения Конституции РФ; нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования цифровизации, необходимо рассматривать Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About legal regulation of digitalization in the Russian Federation

In the article based on the analysis of literature and legislation regarding the regulation of digitalization in the Russian Federation several judgments are made: the purpose of digitalization in the search for an optimal combination between the economy and law, which is currently absent in the Russian Federation; the legal basis for digitalization are the provisions of the Constitution of the Russian Federation; the normative legal act specifically designed for digitalization should be considered the Federal law of the Russian Federation «On information, information technologies and information protection» of July 8, 2006.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В российской федерации»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10470

о правовом регулировании цифровизации

W W ___

в российской федерации

Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ, профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор E-mail:professor60@mail.ru

Георгий Мангулиевич БУТБАЯ, научный сотрудник Международного научно-исследовательского центра судебной экспертизы и исследований E-mail: advokat979@gmail.com

Аннотация. В статье на основе анализа литературы и законодательства относительно регулирования цифровизации в Российской Федерации авторы высказали следующие соображения: предназначение цифровизации в аспекте поиска оптимального сочетания между экономикой и правом ныне в Российской Федерации отсутствует; правовой основной цифровизации являются положения Конституции РФ; нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования цифровизации, необходимо рассматривать Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г.

Ключевые слова: Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г., право, отрасль права, цифровое право, цифровизация.

Annotation. In the article based on the analysis of literature and legislation regarding the regulation of digitalization in the Russian Federation several judgments are made: the purpose of digitalization in the search for an optimal combination between the economy and law, which is currently absent in the Russian Federation; the legal basis for digitalization are the provisions of the Constitution of the Russian Federation; the normative legal act specifically designed for digitalization should be considered the Federal law of the Russian Federation «On information, information technologies and information protection» of July 8, 2006.

Keywords: Federal law of the Russian Federation «On information, information technologies and information protection» of July 8, 2006; law; branch of law; digital law; digitalization.

В данной статье мы рассмотрим некоторые аспекты регулирования цифровизации в Российской Федерации.

Так, Н.Р. Камынина провела исследование «процессов цифровизации государственного управления недвижимым имуществом организаций ... в аспекте стратегических целей повышения государственного управления в целом»; при этом «основным результатом исследований ... является иллюстрация практической реализации

концептуальной модели формирования качества госуправления .. в части оценки степени полезности результатов управления»1.

Еще одна научная публикация посвящена «исследованию методологических, теоретических и практических аспектов развития информационно-коммуникационных технологий в условиях цифровой трансформации российской экономики и общества», в которой отмечено, что «полноценная последовательная цифровизация,

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

прорывное научно-технологическое развитие российской экономики позволит обеспечить технологическое лидерство, безопасность и суверенитет национального цифрового пространства в глобальной экосистеме цифровой экономики»2.

В «коллективной монографии», в которой рассмотрены «некоторые аспекты цифровой трансформации, происходящей в отраслях отечественной экономики», обосновано следующее: «Цифровизация отраслей экономики в настоящее время превратилась в глобальную тенденцию. Это стало возможным благодаря тому, что современный этап развития индустриального общества характеризуется превращением знаний и информации в важнейшие факторы производства. Информация используется для развития новых теоретических знаний; они, в свою очередь, материализуясь, проводят к появлению инноваций. Распространение знаний и инноваций происходит быстро на основе использования новых передовых технологий, и прежде всего информационно-коммуникационных.. ,»3.

Н.В. Апатова и О.Л. Королев свою монографию посвятили «исследованию влияния процессов цифровизации на социально-экономические процессы, направления развития цифровой экономики, [высветив] проблемы Интернета на региональном уровне». Они пришли к выводу, что «цифровизация социально-экономического развития может осуществляться только комплексно, сочетая грамотную государственную и муниципальную политику, организационные и технологические инновации, поддержку и заинтересованность всех видов бизнеса и населения»4.

Еще в одной монографии «представлены результаты исследований, отражающие новые вызовы в мировой экономике и цифровизации экономических систем, включая цифровую трансформацию предприятий, отраслей, регионов, внедрение сквозных цифровых технологий в промышленности, сфере финансов и коммерции, других областях деятельности»5.

Е.Л. Васянина, исследовав «новые подходы» к регулированию «финансовых отношений, складывающихся в законодательстве и судебной практике», сформулировала выводы о том, что «сформированный законодателем подход к регулированию финансовых отношений, базирующийся на преодолении разрыва между отраслями права, нуждается в конкретизации». С учетом изложенного в данном исследовании автор сделал следующие выводы:

«1. В современных экономических условиях эффективный механизм финансово-правового регулирования должен базироваться на оптимальном балансе соотношения публично-правовых и частноправовых начал.

2. Сформированный законодателем подход к регулированию финансовых отношений, базирующийся на преодолении разрыва между отраслями права, нуждается в конкретизации. Определение критериев применения гражданско-правовых норм в механизме регулирования финансовых отношений возможно через закрепление на уровне финансового законодательства правовой природы, признаков, а также особенностей правового регулирования отдельных типов финансовых обязательственных правоотношений.

3. Избежать неограниченного усмотрения в применении финансового законодательства позволит эффективная система государственного управления, базирующаяся на разграничении государственных функций между органами исполнительной власти и конкретизации их обязанностей.

4. Подход, нацеленный на упорядочение системы имущественной ответственности, основанный на принципе назначения наказания с учетом риск-ориентированного подхода, предполагает отмену штрафов за административные правонарушения в финансовой сфере, не представляющие серьезной общественной опасности, ответственность за которые предусмотрена актами финансового законодательства»6.

С.М. Зубарев сфокусировал внимание на «правовых рисках» цифровизации в сфере государственного управления: «Такое количество одновременно действующих различных по статусу документов, которые, по идее, должны способствовать цифровизации государственного управления, на самом деле содержат очень серьезные риски дестабилизации этого процесса ввиду отсутствия единства нормативно закрепленных целей, задач, а также мероприятий по их достижению»7.

На наш взгляд, недостаточность правового регулирования в рассматриваемой сфере предопределяет, прежде всего, несовершенство законодательства о цифровизации в Российской Федерации.

В первую очередь, обратим внимание на Конституцию РФ8. Хотя в Основном законе РФ и не употребляется термин «цифровизация», правовое обоснование для этого имеется:

■ «Российская Федерация ... есть демократическое федеративное правовое государ-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

ство с республиканской формой правления» — ч. 1. ст. 1»;

■ «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»;

■ «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» — ст. 8.

Положения Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.

Проблем цифровизации прежде касается Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г.9, а именно:

«1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом» — ст. 1.

Таким образом, цифровизация всех сфер человеческой деятельности — это неизбежный процесс, не учитывать который означает для всякого государства фактическую утрату суверенитета.

На основе изложенного мы можем сформулировать некоторые выводы.

Во-первых, предназначение цифровизации в аспекте поиска оптимального сочетания между экономикой и правом ныне в Российской Федерации отсутствует.

Во-вторых, правовой основной для цифровизации являются положения Конституции РФ.

В-третьих, нормативным правовым актом, специально предназначенным для цифровиза-ции, необходимо рассматривать Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г.

1 Камынина Н.Р. Цифровизация в повышении качества государственного управления недвижимым имуществом организаций: Монография. СПб.: Культ-информ-пресс,

2019. С. 2, 109.

2 Цифровизация современного общества (факторы трансформации, проблемы и ресурсы): Монография / Под ред. Л.И. Малявкиной. Орел: ОрелГУЭТ, 2019. С. 2, 4.

3 Цифровизация отраслей российской экономики: Монография / Под ред. И.Б. Тесленко. М., 2019. С. 2, 212.

4 Апатова Н.В., Королев О.Л. Цифровизация регионального развития: Монография. Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2019. С. 2, 5.

5 Цифровизация экономических систем (теория и практика): Монография / Под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический ун-т Петра Великого, 2020. С. 4.

6 Васянина Е.Л. Новые подходы к регулированию финансовых отношений в условиях глобализации и цифрови-зации экономических процессов // Финансовое право.

2020. № 4. С. 3—6.

7 Зубарев С.М. Правовые риски цифровизации государственного управления // Актуальные проблемы рос. права. 2020. № 6. С. 23—32.

8 http://www.pravo.gov.ru

9 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448; 2020. № 14 (ч. I). Ст. 2035.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.