Научная статья на тему 'О допустимости методологии цифровизации экономики в Российской Федерации'

О допустимости методологии цифровизации экономики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
философия / экономика / метод научного исследования / законодательство / Федеральный закон Российской Федерации «Об информации / информационных технологиях и о защите информации» / отрасль права цифровое право / philosophy / economics / research method / legislation / Federal law of the Russian Federation «On information / information technologies and information protection» / branch of law / digital law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лариса Григорьевна Титова

В статье на основе анализа литературы и законодательства относительно допустимости методологии цифровизации экономики в Российской Федерации высказано несколько обобщающих суждений: всякое направление деятельности нуждается в научной концепции; цифровизация экономики в Российской Федерации по большей части осуществляется хаотично и без должной научной обоснованности; цифровизация экономики в Российской Федерации предполагает допустимость методологии; цифровизация экономики в Российской Федерации нуждается и в правовом регулировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Admissibility of the Methodology of Digitalization of the Economy in Russian Federation

In the article on the basis of the analysis of literature and legislation on the admissibility of the methodology of digitalization of the economy in the Russian Federation several generalizing judgments are made: every area of activity needs a scientific concept; the digitalization of the economy in the Russian Federation for the most part is carried out chaotically and without proper scientific justification; the digitalization of the economy in the Russian Federation assumes the admissibility of the methodology; the digitalization of the economy in the Russian Federation needs legal regulation.

Текст научной работы на тему «О допустимости методологии цифровизации экономики в Российской Федерации»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10205

О допустимости методологии цифровизации экономики

в Российской Федерации

On the Admissibility of the Methodology of Digitalization of the Economy in Russian Federation

Лариса Григорьевна ТИТОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы

E-mail: titova_lg@ranera.ru

Аннотация. В статье на основе анализа литературы и законодательства относительно допустимости методологии цифровизации экономики в Российской Федерации высказано несколько обобщающих суждений: всякое направление деятельности нуждается в научной концепции; цифровизация экономики в Российской Федерации по большей части осуществляется хаотично и без должной научной обоснованности; цифровизация экономики в Российской Федерации предполагает допустимость методологии; цифровизация экономики в Российской Федерации нуждается и в правовом регулировании.

Ключевые слова: философия; экономика; метод научного исследования; законодательство; Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; отрасль права цифровое право

Предметом данной статьи является методология цифровизации экономики в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Представляют несомненный научный интерес результаты научных исследований A.M. Орехова1.

Т.Я. Хабриева исследовала соотношение «экономики и права с точки зрения методологии их познания»: «В основу аналитического синтеза экономики и права целесообразно положить результаты правовой и экономической практики, состоящей, по сути, в прибыльном правоприменении. Поэтому такая методология должна объединять методы анализа экономической эффективности права с правомерностью получения экономических выгод и правовой квалификацией состояний и политики социально-экономичес-

Abstract. In the article on the basis of the analysis of literature and legislation on the admissibility of the methodology of digitalization of the economy in the Russian Federation several generalizing judgments are made: every area of activity needs a scientific concept; the digitalization of the economy in the Russian Federation for the most part is carried out chaotically and without proper scientific justification; the digitali-zation of the economy in the Russian Federation assumes the admissibility of the methodology; the digi-talization of the economy in the Russian Federation needs legal regulation.

Keywords: philosophy; economics; research method; legislation; Federal law of the Russian Federation «On information, information technologies and information protection»; branch of law; digital law

кого развития. В связи с этим существенное значение имеет не только полезность закона, но и рыночность закона и его реализованность»2.

Е.А. Супрунова применила «системный подход, который включал детализацию видов учета». «Таким образом, трансформация термина «бухгалтерский учет» будет продолжаться, подстраиваясь под объективные тенденции быстроменяющегося мира и экономических преобразований, что порождает формирование новых видов учета. Резюмируя изложенное, следует отметить, что трансформация новых видов учета связана: во-первых, с необходимостью переосмысления содержания дефиниции «бухгалтерский учет» в свете глобализации и цифровизации; во-вторых, с необходимостью расширения объектов, методов и инструментов бухгалтерского учета; в-третьих, с необходимостью увеличения соста-

ва показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности в интересах всех групп пользователей»3.

В.В. Лапаева осуществила правовой мониторинг: «По результатам проведенного мониторинга делается вывод об эффективности действия норм и институтов, являющихся объектом исследования, и вырабатываются предложения по повышению эффективности законодательства. В конечном итоге речь идет о выявлении факторов, определивших низкую эффективность законодательства, и о выработке способов преодоления их негативного действия. Целью правового регулирования является осуществление на практике принципа, согласно которому человек реализует свои права до тех пор, пока это не нарушает аналогичные права других людей, иные права человека, а также публичный порядок, обеспечивающий возможность осуществления прав человек»4.

A.M. Сергеев выработал методологические основы конституционной экономики: «Концепция конституционной экономики взаимосвязана с теорией общественного выбора, которую можно определить как экономический анализ процессов нерыночного принятия решений или, проще говоря, как применение экономической теории в политологии»5.

Не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства о цифровизации экономики в Российской Федерации.

В первую очередь обратимся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации — к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ст. 29); «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на

монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ст. 34).

Положения Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой. Обратимся к Федеральному закону от 8 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»6: «1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации. 2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом» (ст. 1).

Ведущим государственным органом по реализации задач, определенных в Федеральном законе РФ от 8 июля 2006 г., является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 4187 («1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»). Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и

144

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 4

обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» (п. 1 разд. I Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Само же Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ подведомственно Правительству РФ, о чем идет речь в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»8 («В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю: ...»).

Таким образом, в Российской Федерации наметилась тенденция цифровизации экономики.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений:

1) всякое направление деятельности нуждается в научной концепции;

2) цифровизация экономики в Российской Федерации по большей части осуществляется хаотично и без должной научной обоснованности;

3) цифровизация экономики в Российской Федерации предполагает допустимость методологии;

4) цифровизация экономики в Российской Федерации нуждается и в правовом регулировании.

1 См. об этом, например: Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 2, 10—35; Он же. Социальные науки как предмет философского и социологического дискурса: Монография. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 2— 34; Он же. Философия экономики в России: Монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. С. 2—58; Он же. Социальные науки как предмет философского и социологического дискурса: Монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020. С. 2—55.

2 Хабриева Т.Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права. 2010. № 12. С. 5—26.

3 Супрунова ЕА. Трансформация новых видов учета в условиях глобализации и цифровизации экономики // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 15-16. С. 870—886; Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 23. С. 12—22.

4 Лапаева В.В. Методология изучения эффективности действия законодательства в процессе правового мониторинга // Законодательство и экономика. 2008. № 10.

5 Сергеев А.М. Методологические основы и концептуальные положения конституционной экономики // Российский юридический журнал. 2014. № 3. С. 7—22.

6 См.: СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448; ...; 2019. № 12. Ст. 1221.

7 См.: СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2708; ...; 2019. № 30. Ст. 4325.

8 См.: СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981; 2018. № 38. Ст. 5834; 2019. № 9. Ст. 824.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.