Научная статья на тему 'О цифровизации экономики в Российской Федерации'

О цифровизации экономики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
905
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономика / право / законодательство / Федеральный закон «Об информации / информационных технологиях и о защите информации» / Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) / economy / law / legislation / Federal law «On information / information technologies and information protection» / Civil Code of the Russian Federation (Part one)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халида Саидовна Биктимирова

В статье утверждается, что конкурентоспособность экономики Российской Федерации во многом зависит от ее цифровизации. Цифровизация экономики Российской Федерации означает эффективное использование во всех ее отраслях информации, информационных технологий. В то же время использование информации, информационных технологий в экономике предполагает наличие соответствующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Digitalization of the Economy in the Russian Federation

The article argues that the competitiveness of the Russian economy largely depends on its digitalization. Digitalization of the economy of the Russian Federation means the effective use of information and information technology in all its branches. At the same time, the use of information technology in the economy requires the existence of relevant legislation.

Текст научной работы на тему «О цифровизации экономики в Российской Федерации»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10139

О цифровизации экономики в Российской Федерации

On the Digitalization of the Economy in the Russian Federation

Халида Саидовна БИКТИМИРОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и инноватики Казанского кооперативного института (Российский университет кооперации)

E-mail: khalidakzn@mail.ru

Аннотация. В статье утверждается, что конкурентоспособность экономики Российской Федерации во многом зависит от ее цифровизации. Цифровизация экономики Российской Федерации означает эффективное использование во всех ее отраслях информации, информационных технологий. В то же время использование информации, информационных технологий в экономике предполагает наличие соответствующего законодательства.

Ключевые слова: экономика, право, законодательство, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)

Abstract. The article argues that the competitiveness of the Russian economy largely depends on its digitalization. Digitalization of the economy of the Russian Federation means the effective use of information and information technology in all its branches. At the same time, the use of information technology in the economy requires the existence of relevant legislation.

Key words: economy, law, legislation, Federal law «On information, information technologies and information protection», Civil Code of the Russian Federation (Part one)

Последние пять лет активно продвигается цифровизация экономики в Российской Федерации. Многие исследователи посвящают свои работы этому непростому процессу.

Так, В.А. Вайпан при определении соотношения экономики и права утверждает следующее: «Цифровую экономику можно определить как систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах. В цифровой экономике хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий. При этом акцент делается не на использовании программного обеспечения, а на товарах, услугах и сервисах, реализуемых посредством электронного бизнеса, электронной коммерции»1. Предложенная им концепция комплексного правового регулирования отношений в цифровой экономике охватывает:

«1) основные понятия и принципы правового регулирования цифровой экономики, нацеленные на правовое обеспечение структурных изме-

нений в народном хозяйстве для ухода от сырьевой зависимости национальной экономики, стимулирование развития инновационных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышающих конкурентоспособность отечественной продукции прежде всего в цифровой форме;

2) особенности осуществления основных видов деятельности в цифровой экономике, права и обязанности ее участников, виды и объекты правоотношений, юридические факты, обусловливающие их возникновение;

3) виды ответственности субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации;

4) необходимость проведения обязательной оценки экономической эффективности проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере развития цифровой экономики;

5) вопросы юридической значимости цифровых данных, в том числе применительно к документам на бумажном носителе, а равно к другим цифровым данным;

6) введение специальных правовых режимов, создающих условия для максимально комфортного развития организаций, ведущих деятельность в приоритетных видах деятельности цифровой экономики, в т.ч. экономическую деятельность по сбору и использованию данных, и (или) имеющих определенный уровень информатизации процессов и готовых открыть их для госу-дарства»2.

Однако в данном случае нельзя не обратить внимание на ошибочное отождествление разноуровневых категорий3.

Раскрывая сущность электронного делопроизводства трудовых отношений при формировании цифровой экономики, А. Куренной, И. Ко-стян и Г. Хныкин утверждают: «В целях обеспечения системы электронного делопроизводства в сфере трудовых отношений целесообразно на уровне государства создать специальную единую государственную информационную систему, обеспечив ее прямые контакты с уже существующими (например, госуслугами), где граждане могли бы бесплатно получать необходимую информацию»; «Ослабление внимания государства к проблемам трудовых отношений, снижение контроля и надзора в этой сфере (не в плане проведения проверок у уже действующих работодателей — здесь как раз внешне все более-менее нормально) на стадии юридического оформления (или неоформления) этих отношений приводит к появлению достаточно обширной сферы «теневой экономики», которая в свою очередь не может функционировать без «серой сферы» в области наемного труда»; «Введение электронного делопроизводства не только является объективной необходимостью, но и должно рассматриваться как составная часть целей и задач по цифро-визации, стоящих перед Российской Федерацией. Это позволит упростить кадровое делопроизводство, повысить его эффективность, сделать прозрачным механизм взаимоотношений между работодателями, работниками и государственными органами — прежде всего ПФР и другими фондами, контрольно-надзорными органами (в том числе ГИТ), судами»4.

Рассматривая экономико-правовые аспекты реализации программы цифровой экономики России, угрозы цифровизации, необходимость создания инфраструктуры безопасности цифровой экономики, борьбы с противоправной информацией и обеспечения цифрового суверенитета Российской Федерации, В.М. Алиев и H.H. Соловых взаимоувязывают цифровую экономику с цифровым суверенитетом. По их мнению, «без реализации всего комплекса проектов по импор-

тозамещению в сфере информационных технологий наша страна не сможет быть конкурентоспособной сверхдержавой, а обеспечение национальной безопасности может оказаться весьма проблематичным делом»5.

Цифровизация экономики и общества для системы образования явилась предметом научной дискуссии в Московском педагогическом государственном университете6.

Убедительны обобщающие суждения А.Ю. Олим-пиева: «Во-первых, важнейшим направлением развития экономики в Российской Федерации является ее цифровизация. Во-вторых, цифро-визация экономики означает формирование обособленной системы нормативных правовых актов (как правило, федеральных законов Российской Федерации), не вступающих в противоречие с Конституцией Российской Федерации. В-третьих, нормативным правовым актом, специально предназначенным для цифровиза-ции экономики, мог бы стать Федеральный закон Российской Федерации «О применении цифровых технологий в экономике Российской Федерации»»7.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно цифровизации экономики предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации.

В первую очередь, обратим внимание на Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.: «1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8).

Положения ст. 8 Конституции РФ детализированы в иных нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.

Так, в Федеральном законе от 8 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»8 урегулированы отношения, возникающие при: «1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации. 2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, пре-

2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

83

дусмотренных настоящим Федеральным законом» (ст. 1).

Среди подзаконных нормативных правовых актах особое внимание обратим на Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы»9, которым утверждена одноименная «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы». Согласно данному документу, «Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов» (п. 1 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы).

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 53010 утверждены Правила предоставления субсидии из федерального бюджета некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в целях выполнения работ по совершенствованию регулирования в сфере цифровой экономики.

Таким образом, альтернативы цифровизации экономики в Российской Федерации нет. С учетом изложенного выскажем несколько суждений.

1. Конкурентоспособность экономики Российской Федерации во многом зависит от ее цифро-визации.

2. Цифровизация экономики Российской Федерации означает эффективное использование во всех ее отраслях информации, информационных технологий.

3. Использование информации, информационных технологий в экономике предполагает наличие соответствующего законодательства (в первую очередь, федеральных законов Российской Федерации).

1 См.: Вайпан ВА. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 1. С. 12—17.

2 Там же.

3 См. об этом: Галузо В.Н., Канафин НА. Цифровое право в Российской Федерации: нонсенс или реальность? // Право и государство: теория и практика. 2018. № 8. С. 118—125.

4 См.: Куренной A., Костян И., Хныкин Г. Цифровая экономика России. Электронное делопроизводство трудовых отношений // ЭЖ-Юрист. 2017. № 37. С. 10.

5 См.: Алиев В.М., Соловых H.H. Цифровая экономика поставила нас перед необходимостью решения проблемы обеспечения цифрового суверенитета // Безопасность бизнеса. 2018. № 3. С. 18—22.

6 См.: Современное образование (векторы развития). Цифровизация экономики и общества (вызовы для системы образования) // Материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24—25 апреля 2018 г.): Избранные статьи / Под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, A.A. Шевцовой. М.: МПГУ, 2018.

7 Олимпиев А.Ю. О некоторых проблемах цифровизации экономики в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД РФ. 2019. № 1.

8 См.: СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

9 См.: СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

10 См.: СЗ РФ. 2019. № 19. Ст. 2287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.