Научная статья на тему 'О правовом регулировании статуса Кабардино-Балкарской Республики'

О правовом регулировании статуса Кабардино-Балкарской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / субъект Российской Федерации / Кабардино-Балкарская Республика / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ / федеративное устройство / республика / Russian Federation / subject of the Russian Federation / Kabardino-Balkarian Republic / legislation / normative legal act / Constitution of the Russian Federation / Federal structure / Republic

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андемиркан Борисович Абазов

В статье на основе анализа литературы и законодательства статуса Кабардино-Балкарской Республики высказано несколько обобщающих суждений. Кабардино-Балкарская Республика является субъектом Российской Федерации со статусом «республика»; правовой статус всякой республики Российской Федерации закреплен в абзаце втором ч. 1 ст. 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.; республика является элементом федеративного устройства Российской Федерации; все иные элементы федеративного устройства Российской Федерации, помимо республики, обладают одинаковым статусом (порядок наделения полномочиями; права и обязанности; правовые гарантии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Legal Regulation of the Status Kabardino-Balkar Republic

The article on the basis of the analysis of literature and legislation of the status of the KabardinoBalkarian Republic made several generalizing judgments: Kabardino-Balkar Republic is a Federal subject of the Russian Federation with the status of «Republic »; the legal status of any Republic of the Russian Federation is enshrined in the second paragraph of part 1 of article 65 of the Russian Constitution of 12 December 1993; the Republic is a member of the Federal device of the Russian Federation; all other elements of the Federal structure of the Russian Federation, the Republic, have the same status (order of empowerment; rights and obligations; legal safeguards).

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании статуса Кабардино-Балкарской Республики»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10124

О правовом регулировании статуса Кабардино-Балкарской Республики

On the Legal Regulation of the Status Kabardino-Balkar Republic

Андемиркан Борисович АБАЗОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: and-abazov@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе анализа литературы и законодательства статуса Кабардино-Балкарской Республики высказано несколько обобщающих суждений. Кабардино-Балкарская Республика является субъектом Российской Федерации со статусом «республика»; правовой статус всякой республики Российской Федерации закреплен в абзаце втором ч. 1 ст. 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.; республика является элементом федеративного устройства Российской Федерации; все иные элементы федеративного устройства Российской Федерации, помимо республики, обладают одинаковым статусом (порядок наделения полномочиями; права и обязанности; правовые гарантии).

Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, Кабардино-Балкарская Республика, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеративное устройство, республика

В статье рассматриваются статус Кабардино-Балкарской Республики и ее место в федеративном устройстве Российской Федерации. Обратимся к состоянию теории относительно всякого субъекта Российской Федерации.

В качестве предмета своего научного исследования A.A. Ливеровский избрал внешнефеде-ративное выражение и внутреннюю организацию статуса субъекта Российской Федерации: «Ис-

Abstract. The article on the basis of the analysis of literature and legislation of the status of the Kabardino-Balkarian Republic made several generalizing judgments: Kabardino-Balkar Republic is a Federal subject of the Russian Federation with the status of «Republic»; the legal status of any Republic of the Russian Federation is enshrined in the second paragraph of part 1 of article 65 of the Russian Constitution of 12 December 1993; the Republic is a member of the Federal device of the Russian Federation; all other elements of the Federal structure of the Russian Federation, the Republic, have the same status (order of empowerment; rights and obligations; legal safeguards).

Key words: Russian Federation, subject of the Russian Federation, Kabardino-Balkarian Republic, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal structure, Republic

ходным для определения субъекта федерации, а также построения типологии субъектов федерации является понятие публично-территориальное образование»1.

В.И. Степанченко сфокусировал внимание лишь на одной категории субъектов Российской Федерации, а именно автономных округах. «Установлено, что создание автономных округов является свидетельством возможности формирования в рамках российской модели федерализ-

ма государственно-территориальных образований по типу, основанному на учете как общих интересов всего населения территории, так и его основных специфических групп...»2.

В ходе проведенного исследования H.A. Цыганок определил следующие четыре направления: «1. Федеральный принцип построения государственной власти является самым приемлемым с точки зрения эффективности участия субъектов в осуществлении внешних функций в условиях современных международных отношений, пронизанных процессами глобализации и регионализации с их позитивными и негативными эффектами»; «2. Отличительной чертой современной российской региональной политики является создание условий для активизации субъектов РФ в осуществлении внешних функций именно в сфере международной экономической кооперации как наиболее эффективной формы участия субъектов государства в международных отношениях»; «3. Внешние функции субъектов РФ разнообразны, но существуют в контексте общефедеральных. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ смогут осуществлять собственное правовое реагирование»; «4. Разрешение внешних и внутренних проблем России, детерминированных историческими событиями конца XX — начала XXI вв., возможно путем всестороннего взаимодействия со странами АТР. Развитие дальневосточных субъектов и формирование на юге Дальнего Востока центра международного сотрудничества в различных областях позволит создать основу для тесного политического взаимодействия России со странами АТР»3.

Авторы коллективной монографии разделили результаты исследования на две группы: теоретические и практические: «Проведенное исследование выявило проблемы как федерального, так и регионального законодательства, которые составляют перспективные направления для дальнейших исследований в данной области»4.

На примере Республики Крым и города федерального значения — города Севастополя С.А. Глотов и А.Э. Неметов исследовали «социально-экономическое положение в Южном федеральном округе, вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». «Конституционно-правовой статус ее субъектов определяется ст. 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 63, 71, 72, 73 и другими Конституции Российской Федерации, а также рядом федеральных законов. При этом обращает

на себя внимание, что: а) сама Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, включая Республику Крым и г. Севастополь; б) субъекты Российской Федерации имеют свои конституции, уставы, законодательство; в) все субъекты Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти равноправны между собой; г) законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право законодательной инициативы на федеральном уровне; д) субъекты равноправны; е) власть в субъектах Российской Федерации осуществляют формируемые ими органы государственной власти и т.д.»; «При этом федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации)»5.

Разнообразие научных концепций относительно правового регулировании статуса субъекта Российской Федерации во многом предопределен несовершенством законодательства.

В первую очередь обратимся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации: Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.6 В данном нормативном правовом акте принципиально важное значение имеет положение, закрепленное в ст. 65: «1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия; ...».

Перечень субъектов Российской Федерации, в том числе со статусом «республика», изменяется, что допускается посредством принятия нормативных правовых актов с меньшей юридичес-

2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

29

кой силой по сравнению с Конституцией РФ — федеральных конституционных законов РФ (ч. 2 ст. 65).

Так, в соответствии в Федеральным конституционным законом РФ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (одобрен Государственной Думой ФС РФ 20 марта 2014 г.; одобрен Советом Федерации ФС РФ 21 марта 2014 г.)7 перечень субъектов Российской Федерации расширен еще на два (таковых ныне в Российской Федерации 85). Здесь же обратим внимание на нормативный правовой акт с меньшей юридической силой по отношению к ФКЗ РФ (одобрен Государственной Думой ФС РФ 20 марта 2014 г.; одобрен Советом Федерации ФС РФ 21 марта 2014 г.) — Федеральный закон РФ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 20 марта 2014 г.8 («Ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года»).

В Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 сентября 1999 г.9 регламентированы образование, формирование, деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами РФ, иными федеральными законами РФ, конституциями (уставами), законами и иными нор-

мативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В заключение приведем несколько суждений.

1. Кабардино-Балкарская Республика является субъектом Российской Федерации со статусом «республика».

2. Правовой статус всякой республики Российской Федерации закреплен в абзаце втором ч. 1 ст. 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.

3. Республика является элементом федеративного устройства Российской Федерации.

4. Все иные элементы федеративного устройства Российской Федерации, помимо республики, обладают одинаковым статусом (порядок наделения полномочиями; права и обязанности; правовые гарантии).

1 См.: Ливеровский A.A. Субъекты Российской Федерации в системе федеративной конституционной симметрии: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2003. С. 7, 9.

2 См.: Степанченко В.И. Автономные округа как субъекты Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 7.

3 См.: Цыганок H.A. Субъекты Российской Федерации в международной сфере России: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. С. 130.

4 См.: Субъекты Российской Федерации в системе земельных отношений (история и современность) (на примере Самарской области): Монография. Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2016. С. 116—119.

5 См.: Глотов CA., Неметов А.Э. Конституционный статус субъекта Российской Федерации: правовые и социально-экономические аспекты (на примере Республики Крым и города Севастополя) // Безопасность бизнеса. 2018. № 4. С. 15—21.

6 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

7 См.: СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1201.

8 См.: СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1202.

9 См.: СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; ...; 2019. № 31. Ст. 4472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.