Научная статья на тему 'О правовом регулировании выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике'

О правовом регулировании выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / Кабардино-Балкарская Республика / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ / федеральный закон РФ / Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г. / закон субъекта Российской Федерации / Конституция Кабардино-Балкарской Республики / Закон Кабардино-Балкарской Республики «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике» от 10 июня 1998 г. / органы местного самоуправления / правотворчество / Russian Federation / Kabardino-Balkar Republic / legislation / normative legal act / Constitution of the Russian Federation / Federal law of the Russian Federation / Federal law of the Russian Federation «On General principles of local self-government organization in the Russian Federation» of September 16 / 2003 / law of the subject of the Russian Federation / Constitution of the Kabardino-Balkar Republic / law of the Kabardino-Balkar Republic «On municipal service in the Kabardino-Balkar Republic» of June 10 / 1998 / local self-government / law-making.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андемиркан Борисович Абазов

В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в отдельно взятом субъекте Российской Федерации высказано несколько суждений: выборы депутатов представительного органа местного самоуправления регулируются в основном нормами муниципального и избирательного права; особенности муниципальных выборов заключаются в том, что в них при определенных условиях могут участвовать иностранные граждане и, напротив, не могут — военнослужащие срочной службы; досрочность муниципальных выборов не всегда оправдана; целесообразно дифференцировать требования к кандидатам в депутаты представительного органа для разных видов муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About legal regulation of elections of deputies of representative bodies of local government in Kabardino-Balkar Republic

In article on the basis of the analysis of legal literature and normative legal acts of the Kabardino-Balkar Republic about elections of deputies of representative bodies of local government in separately taken subject of the Russian Federation some judgments are stated: elections of deputies of the representative body of local self-government are regulated mainly by the norms of municipal and electoral law; features of municipal elections are that under certain conditions foreign citizens can participate in them and, on the contrary, can not-conscripts; early municipal elections are not always justified; it is advisable to differentiate the reguirements for candidates for deputies of the representative body for different types of municipalities

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10214

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Андемиркан Борисович АБАЗОВ, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: and-abazov@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в отдельно взятом субъекте Российской Федерации высказано несколько суждений: выборы депутатов представительного органа местного самоуправления регулируются в основном нормами муниципального и избирательного права; особенности муниципальных выборов заключаются в том, что в них при определенных условиях могут участвовать иностранные граждане и, напротив, не могут — военнослужащие срочной службы; досрочность муниципальных выборов не всегда оправдана; целесообразно дифференцировать требования к кандидатам в депутаты представительного органа для разных видов муниципальных образований.

Ключевые слова: Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г., закон субъекта Российской Федерации, Конституция Кабардино-Балкарской Республики, Закон Кабардино-Балкарской Республики «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике» от 10 июня 1998 г., органы местного самоуправления, правотворчество.

Annotation. In article on the basis of the analysis of legal literature and normative legal acts of the Kabardino-Balkar Republic about elections of deputies of representative bodies of local government in separately taken subject of the Russian Federation some judgments are stated: elections of deputies of the representative body of local self-government are regulated mainly by the norms of municipal and electoral law; features of municipal elections are that under certain conditions foreign citizens can participate in them and, on the contrary, can not-conscripts; early municipal elections are not always justified; it is advisable to differentiate the requirements for candidates for deputies of the representative body for different types of municipalities.

Keywords: Russian Federation, Kabardino-Balkar Republic, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «On General principles of local self-government organization in the Russian Federation» of September 16, 2003, law of the subject of the Russian Federation, Constitution of the Kabardino-Balkar Republic, law of the Kabardino-Balkar Republic «On municipal service in the Kabardino-Balkar Republic» of June 10, 1998, local self-government, law-making.

Предметом данной статьи является правовое регулирование выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике.

В юридической литературе при рассмотрении вариантов определения муниципальных выборов имеются в виду: выборы представительных органов местного самоуправления; выборы

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

коллегиальных (представительных и иных выборных) органов местного самоуправления; выборы представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; выборы коллегиальных (представительных и иных выборных) органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. В связи с этим можно согласиться с авторами, которые считают, что термин «муниципальные выборы» в наибольшей мере соответствует последнему — наиболее широкому из изложенных вариантов»1.

Также в литературе отмечается, что «выборные лица являются не только защитниками интересов населения соответствующей территории, но и лицами, обладающими полномочиями по принятию решений, обязательных для населения. Выборные лица сочетают в себе полномочия лица, обслуживающего население, и лица, являющегося руководителем муниципального образования»2. Через отмеченные решения депутат осуществляет свои полномочия, предусмотренные законодательством. При этом представительство депутатом местного населения сориентировано не на противопоставлении интересов избирателей округа и интересов «всех граждан, проживающих на территории» соответствующего представительного органа, «а на поиск разумного сочетания этих интересов, выработку и принятие таких решений, которые бы исключали конфронтационное противопоставление отдельных групп населения»3.

Л.А. Алексеева, проанализировав некоторые аспекты проведения муниципальных выборов, высказала следующее суждение: «Несмотря на весьма большое количество избирательных систем и достаточно отлаженный механизм их функционирования, одной из серьезных проблем при проведении муниципальных выборов является избирательный абсентеизм. Необходимо отметить, что данная проблема свойственна не только выборам в России; с этой проблемой сталкиваются и в зарубежных странах, особенно при проведении выборов на местном уровне. Однако ответственность за неявку на выборах, предусмотренная в законодательстве ряда стран, позволяет преодолеть нежелание избирателей идти на выборы. В то же время отсутствие подобной ответственности в отечественном законодательстве, обусловленное конституционным закреплением свободы волеизъявления, зачастую сводит на нет институт выборов на муниципальном уровне. Современное состояние института муниципальных выборов требует внедрять прогрессивные избирательные технологии, уси-

ливать гарантии избирательных прав граждан и эффективный механизм их обеспечения. Кроме того, как представляется, необходимо расширять формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного самоуправления, а также внедрять новые формы реализации прямой демократии на местном уровне»4.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно правотворчества в субъектах Российской Федерации предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации5, в том числе и ее отдельных субъектов.

Местному самоуправлению посвящена глава 8 (статьи 130—133) Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.6:

«1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий» — ст. 131...

«1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству» — ст. 132.

В Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г.7 урегулированы «правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Закон определяет государственные гарантии его осуществления.

В Федеральном законе РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 21 января 2009 г.8 урегулированы «отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

Важно иметь в виду и Федеральный закон РФ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» от 29 октября 2008 г.9:

«1. Настоящий Федеральный закон в целях обеспечения реализации гарантий местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательными актами Российской Федерации устанавливает порядок определения территорий и границ муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики, порядок формирования органов местного самоуправления и исполнения органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения...» — ст. 1.

Статус депутата представительного органа местного самоуправления находит определенное развитие в региональном и муниципальном нормотворчестве. В уставах муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные элементы правового статуса, причем их встречается не много — в большинстве уставов муниципальных образований лишь воспроизводятся нормы федерального и регионального уровней; новеллы включаются относительно редко.

Ответственность депутатов представительного органа местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике». Ответственность депутатов возникает в связи с осуществлением ими депутатских полномочий10.

Следует согласиться с тем, что ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления реализуется:

во-первых, как позитивная ответственность, т.е. ответственная деятельность по решению вопросов местного значения;

во-вторых, как негативная ответственность — ответственность депутатов перед населением в результате утраты доверия, а также перед государством — в случае нарушения действующего законодательства, перед физическими и юридическими лицами — в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Порядок привлечения к ответственности регулируется нормами разных отраслей права11.

Таким образом, в Кабардино-Балкарской Республике как субъекте Российской Федерации имеется совокупность нормативных правовых актов о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, выборы депутатов представительного органа местного самоуправления регулируются в основном нормами муниципального и избирательного права.

Во-вторых, особенности муниципальных выборов заключаются в том, что в них при определенных условиях могут участвовать иностранные граждане и, напротив, не могут — военнослужащие срочной службы.

В-третьих, досрочность муниципальных выборов не всегда оправдана.

В-четвертых, целесообразно дифференцировать требования к кандидатам в депутаты представительного органа для разных видов муниципальных образований.

1 Михеева В.И. Место понятия «муниципальные выборы» в федеральном законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 43.

2 См.: Игнатюк H.A., Замотаев A.A., Павлушкин А.В. Муниципальное право. М., 2005. С. 39;

Копысова С.Г. Глава муниципального образования как инициатор муниципально-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4. С. 39.

3 Иванов С.Н., Югов A.A. Правовой статус депутата местного Совета. Екатеринбург, 1991. С. 3.

4 Aлексеева Л.А. К вопросу о выборах в органы местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 1. С. 3—5.

5 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).

6 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подроб. см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98—102.

7 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

8 Там же. 2009. № 7. Ст. 776.

9 Там же. 2008. № 48. Ст. 5502.

10 Тимофеев К.Б. Некоторые проблемы привлечения к ответственности депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления // Адвокат. 2008. № 11. С. 54.

11 Aлексеев ИЛ. Муниципально-правовая ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа) // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 1. С. 24.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.