)УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
Буланцева Ю. В.
О правовом регулировании системы подготовки спортивного резерва
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
В статье рассмотрены основные проблемы правового регулирования в сфере подготовки спортивного резерва и предлагаемые пути их решения. Ключевые слова: спортивный резерв, организации спортивной подготовки нового типа, спортивная подготовка.
J. V. BULANTSEVA,
Expert of Regulatory Department of the Federal Center of Sports Reserve Preparation
ABOUT THE LEGAL REGULATION SYSTEM OF SPORTS RESERVE TRAINING
This article broaches the basic problems of legal regulation in the field of sports reserve training and the proposed solutions.
Keywords: sports reserve, the organizations of a new type of sports training, sports training.
Юлия
Владимировна БУЛАНЦЕВА,
специалист нормативно-правового отдела Федерального центра подготовки спортивного резерва
Главная задача подготовки спортивного резерва — это привлечение оптимального количества населения для регулярных занятий физической культурой и спортом в целях отбора и подготовки наиболее талантливых молодых людей для пополнения спортивных сборных команд России.
В настоящее время подготовка спортивного резерва в Российской Федерации осуществляется согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1 и регламентируется федеральными стандартами спортивной подготовки, а также правилами приема для прохождения спортивной подготовки и порядком контроля за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки.
Министерством спорта РФ ведется системная работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта в области подготовки спортивного резерва.
Проблемы, которые на данный момент требуют решения в сфере нормативного правового регулирования в области подготовки спортивного резерва:
— отсутствует единая, отвечающая современным требованиям нормативная правовая база, регулирующая подготовку спортивного резерва;
— само понятие спортивного резерва требует более полной и детальной регламентации в законодательстве;
— отсутствует или недостаточно регламентировано в нормативных документах определение целей, задач, структуры и особенностей функционирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
— на законодательном уровне отсутствуют необходимые полномочия Министерства спорта РФ для совершенствования системы спортивной подготовки;
ш
m
□
"0
5 "0
£ m
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015).
НАУК1
© Ю. В. Буланцева, 2015
>
к i Ul/tlf
52 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /^З^ерситета
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
— отсутствуют полномочия субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва спортивных сборных команд Российской Федерации и полномочия муниципальных образований по подготовке спортивного резерва спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации; кроме того, подготовка спортивного резерва не предусмотрена ни в правах, ни в обязанностях общероссийских и региональных спортивных федераций;
— недостаточно регламентированы в нормативных правовых актах вопросы передачи части полномочий Российской Федерации в сфере обеспечения спортивной подготовки органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для развития системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации должны быть разработаны:
— правовые механизмы развития системы подготовки спортивного резерва в результате закрепления правового статуса организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также формирования организаций спортивной подготовки нового типа;
— проекты правовых актов с целью установления полномочий органов государственной власти по вопросам спортивной подготовки;
— правовые механизмы социальной защиты спортсменов, тренеров и других специалистов в сфере спортивной подготовки и гарантии их деятельности.
Для решения этих проблем и обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти по вопросам правового регулирования спортивной подготовки необходимо:
1. Внести изменения в базовый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»2, дополнив его:
а) полномочиями Министерства спорта Российской Федерации:
— по развитию системы спортивной подготовки;
— по обеспечению единых методических подходов по внедрению федеральных стандартов спортивной подготовки;
б) полномочиями субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации по базовым видам спорта;
в) полномочиями муниципальных образований по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
г) полномочиями общероссийских и региональных спортивных федераций по координации подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и участия спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации в общероссийских соревнованиях.
2. В Трудовом кодексе Российской Федерации3 изменить и дополнить правовые механизмы социальной защиты спортсменов, тренеров и других специалистов в сфере спортивной подготовки и гарантии их деятельности.
3. Внести изменения в постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"»4.
4. Внести изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы5.
2 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015).
3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
4 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 (ред. от 16.08.2014) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"».
5 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013—2020 годы».
в
•[Ш€ШШ Буланцева Ю. В.
УНИВЕРСИТЕТА О правовом регулировании системы ^
именио.Е.кугафина(мгюА) подготовки спортивного резерва
Особенности деятельности по подготовке спортивного резерва на данный момент ставит детско-юношеские спортивные школы на пересечение двух процессов — образовательного и процесса спортивной подготовки. Для продвижения в направлении отраслевой системы спортивной подготовки необходим переходный период, и с этой целью Министерством спорта РФ разработан и реализуется план по реформированию организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В связи с этим представляется важным формирование организаций спортивной подготовки нового типа, которые обеспечат преемственность системы спортивной подготовки.
С целью обеспечения комфортного перехода организаций дополнительного образования спортивной направленности в организации нового типа спортивной подготовки нужно закрепить правовой статус организаций подготовки спортивного резерва нового типа, которые будут обеспечивать максимально возможный положительный результат подготовки спортивного резерва, по сравнению с другими видами физкультурно-спортивных организаций.
Формирование организаций спортивной подготовки нового типа — веяние времени, обусловленное поиском эффективных форм и методов управления процессом спортивной подготовки для обеспечения уровня подготовки спортсменов, способных на равных конкурировать с сильнейшими противниками мира.
Ожидаемые результаты реформ в сфере подготовки спортивного резерва:
— формирование конкурентоспособной отрасли со всеми индивидуальными признаками: бюджетом, механизмом непрерывного процесса подготовки спортивного резерва, научно-методическим обеспечением;
— стимулирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку, к переходу на реализацию программ спортивной подготовки, в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, обеспечивая преемственность образовательного процесса и спортивной подготовки;
— создание эффективной системы подготовки спортивного резерва и формирование организаций спортивной подготовки нового типа;
— формирование качественных показателей в системе подготовки спортивного резерва и, как следствие, обеспечение качественного отбора кандидатов в спортивные сборные команды;
— повышение доли организаций, осуществляющих спортивную подготовку, формирование организаций нового типа подготовки спортивного резерва в общей массе физкуль-турно-спортивных организаций;
— увеличение отраслевых социальных гарантий работникам системы спортивной подготовки.
При реализации новой нормативной правовой и методической базы будут созданы единые подходы к организации спортивной подготовки и четко определены роль и задачи каждого участника процесса, что, в свою очередь, позволит выстроить эффективную модель взаимодействия и систему управления для всех уровней.
Дальнейшая работа будет бессмысленной, если законодательно не будут закреплены права, обязанности, ответственность и социальные гарантии для тренеров, спортсменов и других специалистов. Это повысит престиж труда в отрасли и придаст новый импульс работе по подготовке спортивного резерва в организациях спортивной подготовки.
Результатом этой работы станет подготовка достаточного количества спортсменов, способных войти в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, что позволит принять любые вызовы при усиливающейся глобальной конкуренции в современном спорте и на долгие годы обеспечит Российской Федерации статус ведущей спортивной державы, а нашей отрасли — устойчивое развитие с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.