четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ) / Г.А. Сергеев [и др.]. СПб., 2013. 132 с.
4. Фарбей В.В. Структура специальной физической подготовленности лыжников-многоборцев на этапах многолетнего становления спортивного мастерства // Теория и практика физической культуры. 2011. № 8. С. 70-72.
5. Фарбей В.В. Уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности квалифицированных спортсменов (МС), специализирующихся в зимних многоборьях // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2010. № 4 (62). С. 111-113.
Зебзеев Владимир Викторович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры
ANALYSIS OF FEA TURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICALITY OF SKIERS COMBINA TORS OF DIFFERENT AGE
V.V. Zebzeev
The article presents the results of features of development of physical qualities of skiers-combinatory of different age. The received results of research testify to different frequency of development of high-speed and power abilities, speed, power, endurance, flexibility and coordination of athletes of different age.
Key words: development of physicality, rate of increase, Nordic combined.
Zebzeev Vladimir Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, zebzeev85@mail. ru, Russia, Chaikovsky, Chaikovsky State Physical Education Institute
УДК 796.071.43
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АТТЕСТАЦИИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Т.А. Зиновьева, Н.И. Павлова
Рассмотрены вопрос различных подходов к аттестации тренерского состава спортивных школ, отсутствие системного подхода к оценке профессиональной деятельности тренеров, осуществляющих спортивную подготовку и тренеров-преподавателей в образовательных организациях спортивной направленности.
Ключевые слова: тренеры, тренеры-преподаватели, аттестация тренерского состава, этапы спортивной подготовки, федеральные стандарты спортивной подготовки, спортивные школы, физкультурно-спортивные организации.
Вопросы, связанные с аттестацией тренеров, осуществляющих спортивную подготовку и тренеров-преподавателей, осуществляющих образовательную деятельность, в системе дополнительного образования
спортивной направленности будут особо актуальны в 2016 году, в связи с модернизацией существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа -спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР).
В системе подготовки спортивного резерва, в настоящее время, участвуют следующие учреждения:
• Центр подготовки спортивных сборных команд России;
• Федеральный центр подготовки спортивного резерва;
• Региональные центры спортивной подготовки;
• Училища олимпийского резерва (УОР);
• Специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), которые могут находиться как в системе образования, так и в системе физической культуры и спорта, а также в другой ведомственной подчиненности;
• Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), также могут находиться как в системе образования, так и в системе физической культуры и спорта, а также в другой ведомственной подчиненности;
• Другие организации системы дополнительного образования спортивной направленности.
Спортивная подготовка в Российской федерации регулируется одновременно Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 329-Ф3) [4] и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 273-Ф3) [3], подходы которых, к спортивной подготовке, различны.
Закон РФ № 329-ФЗ видит в работе тренера специалиста по спортивной подготовке, в то время как закон РФ № 273-ФЗ видит в работе тренера-преподавателя, прежде всего педагога и соответственно определяет его правовой статус. Можно сказать, что деятельность любого тренера нацелена на спортивный результат, и в то же время в ней есть педагогическая составляющая.
Вопрос аттестации тренерских кадров затрагивает не только вопросы развития отрасли физической культуры и спорта, но касается и социальной защиты работников, их стремления совершенствоваться в профессии, а также стимулирует к получению специалистами новых знаний и применению их в своей трудовой деятельности.
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к тренерам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Со всей уверенностью, можно сказать, что важной составляющей успешной деятельности тренерских кадров является сохранения социальных
гарантий тренерам при создании организаций нового типа, а также необходимость обеспечения исполнения федерального законодательства в части аттестации тренеров.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» регламентирует порядок аттестации тренеров-преподавателей, осуществляющих образовательную деятельность в системе дополнительного образования спортивной направленности, таким образом, аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования [3].
Для них устанавливают следующие виды аттестации:
• аттестация на соответствие занимаемой должности проводится в организации, в которой осуществляет свою непосредственную профессиональную деятельность тренер-преподаватель;
• аттестация на первую категорию;
• аттестация на высшую категорию.
Для присвоения первой и высшей квалификационной категории, формируется комиссия при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Утвержденные Министерством спорта РФ «Методические рекомендации по проведению аттестации тренеров» от 14.10.2015, формируют подходы к проведению аттестации тренеров организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, а также являются основой при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку [2].
Данный документ устанавливает следующие виды аттестации тренеров:
• аттестация на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий и квалификационной категории Олимп;
• аттестация на присвоение национальной категории;
• аттестация тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации.
Аттестация на присвоение второй, первой, высшей квалификационной категории и квалификационной категории Олимп проводится один раз в четыре года. Присвоенная квалификационная категория действительны на всей территории Российской Федерации.
Аттестация на присвоение национальной категории проводится в порядке и в сроки, определенные общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта.
Аттестация тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации проводится на основе оценки результатов выполнения тренерами сборной команды Российской Федерации целевых показателей, установленных комплексными целевыми программами
Аттестация работников призвана способствовать повышению уровня профессионального мастерства и компетенции, квалификации, улучшению качества и эффективности работы руководителей, тренерского состава и других работников, оптимальной расстановки кадров, заинтересованности работников в результатах труда, приведения в соответствие наименований должностей работников с квалификационными требованиями по должности.
В условиях проведения реформирования системы подготовки спортивного резерва «Методические рекомендации по проведению аттестации тренеров, уделяют внимание сохранению действующей системы организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, в том числе и организациям, работающим с детьми, независимо от их ведомственной принадлежности.
Основная проблема, с которой столкнулись при проведении модернизации системы спортивной подготовки - отсутствие системного подхода к оценке профессиональной деятельности тренеров и тренеров-преподавателей.
Учитывая необходимость, выработки единого подхода по аттестации тренерских кадров, который является ключевым вопросом, необходимо в кратчайшие сроки:
• найти пути стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации тренерских кадров, их профессионального и личностного роста, внедрения и использования современных технологий в их профессиональной деятельности;
• создать дополнительные условия тренерам, постоянно повышающих свое профессиональное мастерство;
• найти пути использования потенциальных возможностей тренерских кадров;
• учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки к кадрам организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
• учитывать требования профессионального стандарта «Тренер», где прописаны функциональные обязанности тренера-преподавателя (обобщенные трудовые функции А-Е), к образованию и обучению, опыту практической работы и особым условиям допуска к работе;
• дифференцировать уровень заработной платы при формировании отраслевой системы оплаты труда тренерских кадров.
По мере решения поставленных задач, постепенно будет происходить выработка единого подхода по аттестации тренерских кадров
отрасли физической культуры и спорта, а также защищены основные права и сохранены социальные льготы работников отрасли.
Список литературы
1. Вырупаев К.В. Основные направления государственной политики по модернизации системы подготовки спортивного резерва // Актуальные вопросы модернизации системы подготовки спортивного резерва: сб. докладов всерос. науч.-практ. конф. М., 2015.
2. Письмо Минспорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации». URL: http://engurojay.ru/files/Pismo
Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsii.pdf (дата обращения: 12.05.2016).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx? 1646176 / сайт Президента России (дата обращения: 11.05.2016).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http:// www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 12.05.2016).
5. Шевченко О.А. Проблемы правового регулирования труда спортивных тренеров // Спорт: экономика, право управление. 2008. № 3. С. 24-28.
Зиновьева Татьяна Алексеевна, аспирант, [email protected], Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Павлова Надежда Ивановна, методист, zinovievatamail.ru, Россия, Пермь, СДЮСШОР по боксу «Спартак»
NEW APPROACHES TO CERTIFICATION OF COACHING STAFF IN THE SPHERE
OF PHISYCAL CULTURE AND SPORTS.
T.A. Zinoveva, N.I. Pavlova
The article deals with the problem of different approaches to certification of coaches in sports schools, as well as the lack of a systematic approach to the evaluation of professional activity of coaches doing regular sport training and teachers-coaches working in educational institutions of sports orientation.
Key words: certification of coaches, stages of sports training, sports training federal standards, sports schools, sports organizations.
Zinoveva Tatiana Alekseevna, a graduate student, zinovievatamail.ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Pavlova Nadezhda Ivanovna, methodist, zinovievatamail.ru, Russia, Perm, Sport School "Spartak"