Научная статья на тему 'Основные направления правового совершенствования деятельности училищ олимпийского резерва'

Основные направления правового совершенствования деятельности училищ олимпийского резерва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / SPORTS RESERVE / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / SPORTS PREPARATION / УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА / SCHOOLS OF THE OLYMPIC RESERVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стасеев Евгений Евгеньевич

В статье раскрываются особенности деятельности училищ олимпийского резерва на современном этапе и основные пробелы в правовом регулировании их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стасеев Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF LEGAL IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF SCHOOLS OF THE OLYMPIC RESERVE

The features of activity of schools of the Olympic reserve at the present stage and the main gaps in the legal regulation of their activity are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Основные направления правового совершенствования деятельности училищ олимпийского резерва»

96

вектор юридическом науки

РУНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

101

Евгений Евгеньевич СТАСЕЕВ,

специалист нормативно-правового отдела Федерального центра подготовки спортивного резерва

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИЛИЩ

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

В статье раскрываются особенности деятельности училищ олимпийского резерва на современном этапе и основные пробелы в правовом регулировании их деятельности.

Ключевые слова: спортивный резерв, спортивная подготовка, училища олимпийского резерва.

E. E. STASEEV

Expert of Regulatory Department of the Federal Center of Sports Reserve Preparation

THE MAIN DIRECTIONS OF LEGAL IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF SCHOOLS OF THE OLYMPIC RESERVE

The features of activity of schools of the Olympic reserve at the present stage and the main gaps in the legal regulation of their activity are considered in this article. Keywords: sports reserve, sports preparation, schools of the Olympic reserve.

Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года в качестве главной проблемы отрасли названо отсутствие эффективной системы отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.

Президент Российской Федерации неоднократно ставил задачи по повышению качества подготовки спортивных сборных команд России, одна из них — определить четкий порядок в зонах ответственности в части организации, обеспечения и реализации спортивной подготовки и контроля за спортивной подготовкой.

В качестве основных стратегических ориентиров развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, а именно развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, необходимо назвать:

1) совершенствование взаимодействия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта с другими субъектами физической культуры и спорта;

2) внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по развитию физической культуры и спорта и использования спортивных объектов;

3) совершенствование управления сферой физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях;

4) разработку программы информатизации сферы физической культуры и спорта © Е. Е. Стасеев, 2015 и организацию работы по ее внедрению;

в

ЕСТНИК Стасеев Е. Е.

5) разработку рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

На основе указанной Стратегии, государственных программ, поручений Президента РФ можно сформулировать концепцию развития системы подготовки спортивного резерва в условиях училищ олимпийского резерва.

Концепция предусматривает в том числе следующие меры:

— стимулирование тренерско-преподавательского состава;

— развитие федеральных учреждений спортивной подготовки;

— совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;

— модернизация системы подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления процессом подготовки спортсменов высокого класса;

— разработка перспективных научно-методических и медико-биологических технологий, направленных на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов высокого класса;

— создание системы стажировки ведущих тренеров из регионов в спортивных сборных командах России по видам спорта;

— создание системы непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины.

В целях реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта субъекты Российской Федерации должны были определить для себя основные задачи и направления развития физической культуры и спорта, принять и реализовать государственные региональные программы развития физической культуры.

Проанализировав государственные программы субъектов Российской Федерации, можно сделать ряд выводов:

— главную задачу субъекты видят в совершенствовании материально-технической базы;

— каких-либо мер государственного, в том числе правового, регулирования в сфере спортивной подготовки не предполагается;

— не уделяется должного внимания нормативно-правовому совершенствованию деятельности училищ олимпийского резерва, проблемам правового статуса работников и занимающихся, системе управления данными организациями, которая обеспечивала бы столь необходимый непрерывный процесс спортивной подготовки.

Такие формулировки, как «создание эффективно скоординированной региональной комплексной системы подготовки спортсменов с использованием современных требований и технологий на базе существующего потенциала, направленной на достижение высоких результатов на соревнованиях различного уровня» являются на деле лишь декларативными.

Отсутствие единых систематизированных и упорядоченных документов влечет за со- к

бой нарушение системы построения правовых актов, регулирующих отрасль спортивной н

подготовки, их конкуренцию между собой, что на практике выливается в низкие показатели и

деятельности всей системы организаций, осуществляющих спортивную подготовку. 5

В законодательстве до сих пор не закреплены основы управления системой подго- 5

товки спортивным резервом. 5

В частности, не установлены требования к уставам училищ олимпийского резерва, т

имеются лишь рекомендации. Это означает, что нет определенности в структуре и компе- к

тенции органов управления организации спортивной подготовки, в порядке их формиро- §

вания и сроках полномочий. наук1

к i Ul/tlf

98 вектор юридической науки /^з^ерситета

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Существует проблема правового статуса училищ олимпийского резерва. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1 вообще не содержит понятия «училище», тогда как утративший силу одноименный Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ такое понятие предусматривал.

Неясно, какие именно организации (каких организационно-правовых форм; реализующие какие программы подготовки) можно обоснованно отнести к училищам олимпийского резерва. Если исходить из п. 7 и 8 Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства спорта Российской Федерации федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности2, то училища олимпийского резерва могут действовать в 2 формах:

— профессиональные образовательные организации;

— структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, подведомственные Минспорту России.

При этом, согласно разъяснениям, содержащимся в разд. 1.2.2 Методрекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации3, в данное время действует 2 уровня профессиональных образовательных организаций в области физической культуры и спорта:

— федеральные училища (колледжи, техникумы) олимпийского резерва;

— училища олимпийского резерва субъектов РФ.

Не закреплены конкретные полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части контроля деятельности училищ олимпийского резерва.

Кроме того, остается открытым такой практический вопрос: каким образом спортсмен может совместить непрерывную тренировочную деятельность, например на склоне горы где-нибудь на юге страны, и освоение образовательной программы в организации, расположенной на севере? Отсутствие взаимодействия между тренировочной базой и образовательной организацией нередко приводит к отчислению талантливых спортсменов из образовательной организации в связи с наличием задолженности по осваиваемым образовательным программам в период нахождения спортсмена на тренировочных сборах.

Эта проблема требует решения на законодательном уровне, например в части нормативного закрепления в законе соответствующего права лица, проходящего спортивную подготовку, осваивать образовательные программы в других образовательных организациях, сохраняя непрерывность тренировочного процесса.

Права обучающихся, занимающихся спортсменов — лиц, проходящих спортивную подготовку, в первую очередь обеспечиваются тренерами. Их правовой статус также не однозначен.

Различие существует в объемах социальных гарантий тренера и тренера-преподавателя.

Необходимо закрепить в законодательстве обязанность тренера повышать свою квалификацию, проходить переподготовку и соответственно предоставить ему определенный набор социальных гарантий.

1 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

2

Приказ Минспорта РФ от 14.10.2013 № 801 «Об утверждении Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства спорта Российской Федерации федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности» // БНА ФОИВ. 2014. № 3.

Письмо Минспорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» (документ опубликован не был) // СПС «ГАРАНТ».

в

ЕСТНИК СгшжЕ-./Е.

Учитывая нагрузки в работе тренеров, следует предоставить им:

— право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовым договором, но не менее 10 календарных дней;

— право на внеочередной медицинский осмотр за счет средств работодателя в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;

— право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ, — тренерам, осуществляющим непрерывно в течение четырех лет спортивную подготовку спортсменов — кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и членов спортивных сборных команд Российской Федерации.

Определенные сложности вызывает внедрение федеральных стандартов спортивной подготовки. В связи с огромным количеством законодательных актов, регламентирующих сферу спортивной подготовки, очевидна необходимость в разработке единых подходов к внедрению федеральных стандартов спортивной подготовки.

Например, приказ Минспорта РФ от 12.09.2013 № 7304 определяет минимальные требования к содержанию программ. При этом неясно, какими корреспондирующими нормами реализуются положения приказа. Так, Приказом № 730 определено, что образовательная организация осуществляет обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, проездом к месту проведения физкультурных и спортивных мероприятий и обратно, питанием и проживанием в период проведения физкультурных и спортивных мероприятий, а также осуществляет медицинское обеспечение обучающихся в порядке и объемах, установленных учредителем образовательной организации. Нет необходимости указывать, что материально-техническое обеспечение процесса спортивной подготовки является главным условием ее успешного осуществления.

Однако государственные программы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматривают лишь общий объем финансирования и объем средств, направляемых на строительство спортивных сооружений. Пока не будет четко регламентированной обязанности учредителя организации направлять конкретный объем средств на реализацию программ спортивной подготовки, положения останутся лишь декларативными, не подтвержденными взаимоувязанными правовыми нормами.

В этой связи требуется разработка и утверждение на федеральном уровне базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг по спортивной подготовке и методике расчета нормативных затрат при выполнении работ (услуг) в рамках государственного (муниципального) задания. Это позволит заранее определять количество требуемых средств в расчете на одного занимающегося спортсмена и указывать данную сумму в соответствующих государственных программах.

Можно предположить, что именно отсутствие данных расчетов является следствием неполного отражения в государственных программах всех в действительности требуемых сумм и невозможности своевременного контроля за их расходованием.

Приказом Росстата от 26.12.2013 № 500 утверждена форма статистической отчет-

га

гп

Л

ч □

ности № 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку». и

Как представлялось, данная форма поможет осуществлять мониторинг деятельности 5

4 Приказ Минспорта РФ от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государствен- т

ных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнитель- К

ных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам §

обучения по этим программам» // БНА ФОИВ. 23.12.2013.№ 51. наук1

100 вектор юридической науки

я ^Ж ^

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

училищ олимпийского резерва (УОР), оценивать кадровый потенциал, уровень освоения программ спортивной подготовки, анализировать и обобщать информацию о лучших наработках. Вместе с тем следует отметить, что данная статистическая форма является в настоящее время единственным источником получения полезной информации о деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Система мониторинга хотя и создана, но права и обязанности участников информационного обмена законодательно не закреплены, следовательно — отсутствуют.

Кроме того, поскольку в законодательстве о физической культуре и спорте существуют понятия «лицо, проходящее спортивную подготовку» или «спортивный резерв», а не «занимающийся», «контингент», «занимающиеся — кандидаты в спортивные сборные команды России», следует привести формулировки статистической формы к технически более правильным.

Подводя некоторый итог, можно констатировать следующие факторы, которые оказывают отрицательное влияние на систему подготовки спортивного резерва в училищах олимпийского резерва:

— неэффективная структура финансирования, т.к. большая часть выделяемых денежных средств идет на аренду, коммунальные услуги, заработную плату и лишь незначительные средства идут на тренировочную и спортивную работу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— отсутствие достаточного количества тренировочных спортивных баз по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта;

— недостаточная информированность тренеров и специалистов о новейших технологиях, формах и методах подготовки спортсменов высокого класса, применяемых в других странах;

— недостаточная эффективность работы по повышению квалификации тренеров и специалистов сборных команд;

— отсутствие стимулирования труда тренерского состава, особенно молодых специалистов;

— отток ведущих спортсменов регионов в другие субъекты Российской Федерации, предлагающие более выгодные финансовые условия, а также лучшие условия для обеспечения учебно-тренировочного процесса. Это связано с усилением глобальной конкуренции в спорте высших достижений.

На основе вышесказанного можно сформулировать направления нормативно-правового совершенствования деятельности училищ олимпийского резерва:

— организационно-управленческие отношения;

— материально-техническое и финансовое обеспечение;

— научно-методическое обеспечение;

— кадровая политика;

— социальные гарантии и защита.

Для решения проблем можно сформулировать предложения по пяти основным блокам:

1. Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва.

2. Предложения по совершенствованию соревновательной деятельности лиц, проходящих спортивную подготовку.

3. Предложения по повышению эффективности материально-технического и финансового обеспечения подготовки спортивного резерва.

4. Предложения по кадровому обеспечению и социальной защите специалистов сферы физической культуры и спорта в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.

5. Предложения по научно-методическому, медицинскому, медико-биологическому, антидопинговому и информационному обеспечению спортивной подготовки.

в

ЕСТНИК стасееВЕ.Е.

Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности училищ олимпийского резерва включают в себя четкое определение правового положения, целей, задач, структуры и особенностей деятельности училищ олимпийского резерва, для исключения дублирования функций других организаций системы спортивной подготовки и обеспечения их оптимального взаимодействия. В связи с этим в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» следует предусмотреть возможность осуществлять в данной сфере правовое регулирование федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Основными видами деятельности училищ олимпийского резерва должны стать реализация программ спортивной подготовки и программ среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Функцией Федерального центра подготовки спортивного резерва должно среди прочего стать осуществление координации деятельности училищ олимпийского резерва в части подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации.

Необходимо также закрепить в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» следующие полномочия:

а) полномочия Минспорта РФ по обеспечению единых методических подходов по внедрению федеральных стандартов спортивной подготовки;

б) полномочия субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации;

в) полномочия муниципальных образований по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

Предложения по повышению эффективности материально-технического и финансового обеспечения подготовки спортивного резерва предусматривают закрепление в Федеральном законе № 329-ФЗ в качестве полномочий Министерства спорта РФ:

— определение критериев формирования государственного и муниципального задания на оказание государственных услуг по спортивной подготовке, разработка и утверждение методики расчета нормативных затрат и определение базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг по спортивной подготовке с использованием механизма подушевого финансирования и формирование механизмов сбалансированного расходования средств при выполнении работ (услуг) в рамках государственного (муниципального) задания;

— разработка нормативов финансовых затрат на подготовку спортсменов, обеспечение деятельности тренерского состава и на содержание училищ олимпийского резерва.

В рамках федеральных и региональных целевых программ, включая федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», необходимо обеспечить потребности училищ олимпийского резерва в собственной материально-технической базе, в том числе на основе разработки типовых проектов спортивных сооружений для оснащения организаций в субъектах Российской Федерации с учетом развиваемых базовых видов спорта и географических особенностей к

региона. н

С целью повышения статуса, качества и уровня проведения соревнований необходи- и

мо предусмотреть выделение дополнительных средств училищам олимпийского резерва 5

из соответствующего бюджета на питание и проживание их участников. 5

Предложения по кадровому обеспечению и социальной защите специалистов сферы 5

физической культуры и спорта в училищах олимпийского резерва подразумевают созда- т

ние единой системы оценки деятельности руководителей и специалистов училищ олим- к

пийского резерва. Целесообразно также установление единого порядка аттестации кад- §

ров в области физической культуры и спорта. наук1

102 вектор юридической науки

я ^Ж í

i

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

Например, в Трудовом кодексе Российской Федерации следует закрепить:

— обязанность тренеров — повышать свою квалификацию, а работодателей — обеспечить повышение квалификации тренеров, в том числе с использованием современных информационных технологий и дистанционного обучения;

— дополнительный отпуск для тренера взамен удлиненного отпуска для педагогического работника с возможностью замены денежной компенсацией;

— удлиненный отпуск для тренеров за работу четырехлетнего олимпийского цикла.

Возможно закрепить в Федеральном законе № 329-ФЗ условия для формирования единых методических подходов к внедрению современных форм и методов организации тренировочного процесса при разработке и реализации программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки.

Проведение методической работы с училищами олимпийского резерва должно быть закреплено как обязанность субъектов Российской Федерации. Муниципальные органы власти также должны быть привлечены к проведению данной работы.

С целью обеспечения единых методических подходов по виду спорта требуется законодательно закрепить:

— разработку и апробацию пилотных, авторских и экспериментальных программ спортивной подготовки;

— разработку методических рекомендаций и региональных требований к развитию системы подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации;

— оказание методической помощи училищам олимпийского резерва при участии во всероссийских и региональных программах.

Внедрение современных информационных технологий в систему спортивной подготовки должно происходить при одновременном создании единого информационного пространства для всех участников процесса спортивной подготовки. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта целесообразно наделить правом устанавливать требования к единой информационной системе, в том числе требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, требования по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.

Перспективой совершенствования правового регулирования деятельности училищ олимпийского резерва станут:

1) формирование конкурентоспособной отрасли со всеми индивидуальными признаками: бюджетом, механизмом непрерывного процесса подготовки спортивного резерва, научно-методическим обеспечением;

2) формирование качественных показателей в системе подготовки спортивного резерва и, как следствие, обеспечение качественного отбора кандидатов в спортивные сборные команды;

3) повышение доли училищ олимпийского резерва в общей массе физкультурно-спортивных организаций;

4) увеличение отраслевых социальных гарантий работникам училищ олимпийского резерва;

5) реализация единых научно-методических разработок в системе училищ олимпийского резерва в целях подготовки спортивного резерва;

6) обеспечение повышения профессиональной квалификации лиц, задействованных в системе спортивной подготовки;

7) создание единой информационной системы обмена статистической информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.