Научная статья на тему 'О правовом положении заявителя на досудебной стадии уголовного судопроизводства'

О правовом положении заявителя на досудебной стадии уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4306
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЯВИТЕЛЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПОТЕРПЕВШИЙ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ЖАЛОБА / МАТЕРИАЛЫ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ / CRIME / VICTIM / RIGHTS / DUTIES / COMPLAINT / INVESTIGATION VERIFICATION MATERIALS / COMPLAINANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Башинская Инна Геннадьевна

Статья посвящена правовому положению заявителя на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Рассмотрены проблемы обеспечения прав лиц, пострадавших от преступлений, на стадии рассмотрения сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the legal status of applicant at the pre-trial stage of criminal proceedings

The article is devoted to the legal position of the applicant’s on pre-trial stage of criminal proceedings. The problems of ensuring the rights of victims of crime on stage of pending messages are considered.

Текст научной работы на тему «О правовом положении заявителя на досудебной стадии уголовного судопроизводства»

Башинская Инна Геннадьевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

О правовом положении заявителя

на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Статья посвящена правовому положению заявителя на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Рассмотрены проблемы обеспечения прав лиц, пострадавших от преступлений, на стадии рассмотрения сообщений.

Ключевые слова: заявитель, преступление, потерпевший, права, обязанности, жалоба, материалы доследственной проверки.

I.G. Bashinskaya, Master of Law, Assistant Professor of a Chair of Preliminary Investigation of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

On the legal status of applicant at the pre-trial stage of criminal proceedings

The article is devoted to the legal position of the applicant's on pre-trial stage of criminal proceedings. The problems of ensuring the rights of victims of crime on stage of pending messages are considered.

Key words: complainant, crime, victim, rights, duties, complaint, investigation verification materials.

По данным статистики, ежегодно каждый десятый житель России становится потерпевшим от того или иного преступления, а ущерб, причиненный преступными деяниями, исчисляется миллиардами рублей. Так, согласно статистическим отчетам Судебного департамента при Верховном Суде РФ прямой материальный ущерб от преступлений, определенный по приговорам и решениям судов, в 2007 г. составил 17,5 млрд руб. [1, с. 21].

Скорейшее и полное восстановление прав людей, против которых были совершены те или иные преступления, обеспечение их беспрепятственного доступа к правосудию и компенсация причиненного им вреда являются главной задачей государства, которая решается на конституционном и законодательном уровнях.

Для надежной защиты своих прав и законных интересов каждый гражданин, независимо от наличия у него гражданства, обладает целым рядом конституционно закрепленных прав, таких как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (закреплено в ст. 20, 22 и 23 Конституции РФ), право на получение от государственных органов информации и документов, которые имеют непосредственное отношение к его правам и свободам (ч. 2 ст. 24), право на пользование родным языком

(ст. 26), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников (ст. 51), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), право обжалования в суд решений и действий (бездействия) должностных лиц, право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты в соответствии с международными договорами (ст. 46).

Эти и другие права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, права и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Реализация защиты указанных конституционных прав осуществляется посредством уголовного законодательства, определяющего конкретные противоправные деяния, образующие состав преступления. Потерпевшие от преступлений в соответствии со ст. 52 Конституции РФ имеют право на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

157

Анализ вышеуказанных конституционных норм позволяет судить о реализации права на защиту лица, пострадавшего от преступления, с момента обращения его в правоохранительный орган, что совпадает с началом уголовно-процессуальных отношений, возникающих на стадии возбуждения уголовного дела, а именно с момента подачи лицом заявления о совершенном преступлении.

Заявление о преступлении в соответствии со ст. 140 УПК РФ является поводом для возбуждения уголовного дела, причем, как показывает практика, самым распространенным.

Обращаясь с заявлением в правоохранительный орган, лицо вступает в уголовно-процессуальные отношения, которые определены в ст. 141 УПК РФ, предписывающей порядок и форму принятия письменного заявления о преступлении и предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ. Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении, а ст. 145 УПК РФ - решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Однако, несмотря на то, что нормы о правах и обязанностях заявителя содержатся в разных статьях УПК РФ, заявитель не включен в число участников уголовного судопроизводства, а значит, его процессуально-правовой статус не регламентирован. Проблема регламентации прав лиц, пострадавших от преступлений, в ходе проверки сообщения обсуждается в юридической литературе уже длительное время [2, с. 82-83].

Статус потерпевшего в соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК РФ лицо, обратившееся в правоохранительный орган с заявлением о преступлении, может приобрести лишь после того, как дознавателем, следователем или судом будет вынесено соответствующее постановление.

Только с момента вынесения постановления о признании лица потерпевшим на него распространяются права, регламентированные в ч. 2 ст. 42 УПК РФ. В частности, потерпевший имеет право ходатайствовать о применении в отношении его и его близких родственников мер безопасности, знать о характере предъявленного своему обидчику обвинения, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, бесплатно пользоваться помощью переводчика, иметь представителя, участвовать с разрешения дознавателя или следователя в проведении следственных действий, также знакомиться с протоколами следственных действий, а по окончании предварительного

следствия знакомиться со всеми материалами уголовного дела и т.д.

Для преодоления препятствий на пути защиты своих прав и законных интересов заявитель вынужден пройти несколько психологически и юридически непростых этапов, выполняя разные роли: заявителя о преступлении или, возможно, его свидетеля, частного обвинителя или гражданского истца. Практика знает много случаев, когда после возбуждения уголовного дела заявитель получает процессуальный статус участника уголовного судопроизводства почти в конце срока расследования, что не позволяет ему принять своевременное участие в сборе доказательств.

В 2008 г. на данную проблему обратил внимание Уполномоченный по правам человека в РФ, указав, что «срок принятия постановления о признании потерпевшим законом не установлен. В силу этого пострадавший от преступления зачастую признается потерпевшим только на завершающей стадии досудебного производства. До тех пор пока его не признают потерпевшим, пострадавший от преступления рассматривается в качестве заявителя. Это, в свою очередь, ведет к нарушению права пострадавшего на получение информации о ходе и результатах предварительного расследования, на предоставление предметов и документов, подтверждающих его заявление о преступлении, и др.». В этом же докладе Уполномоченный по правам человека предложил дополнить ст. 146 УПК РФ положением о том, что пострадавшее от преступления лицо должно признаваться потерпевшим одновременно с возбуждением уголовного дела [1, с. 21].

Следует отметить, что законодатель прислушался к этому предложению и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ внес изменения в ст. 42 УПК РФ, регламентирующую правовое положение потерпевшего, закрепив, что «решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела...».

На наш взгляд, признание потерпевшим лица, пострадавшего от преступления, одновременно с возбуждением уголовного дела, конечно, носит прогрессивный характер. Однако его реализация позволит решить только одну проблему - обеспечит участие потерпевшего, как участника уголовного судопроизводства, с начала предварительного расследования. При этом по-прежнему останется открытым вопрос реализации права этих лиц в процессе доследственной проверки, предусмотренной ст. 140-145 УПК РФ.

158

Отсутствие процессуальной регламентации правового положения заявителя не обеспечивает защиту его прав и законных интересов, создает препятствия в доступе к правосудию, а также трудности в сборе доказательств на этапе возбуждения уголовного дела.

Изменения, внесенные в ч. 2 ст. 144 УПК РФ Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ, обязывают дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа разъяснять права и обязанности лиц, участвующих в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, и обеспечивать возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства. При необходимости участнику досудебного производства, в том числе и при приеме сообщения о преступлении, должна быть обеспечена безопасность.

Таким образом, законодатель предпринял попытку защитить интересы пострадавших лиц на стадии рассмотрения заявлений о преступлении. Вместе с этим вне поля зрения остается вопрос о том, могут ли эти лица воспользоваться услугами переводчика бесплатно, поскольку в УПК РФ не регламентирован механизм обеспечения права на пользование родным языком при подаче заявления. Хотя в соответствии с принципом национального языка судопроизводства любое лицо вправе обратиться в правоохранительные органы на своем родном языке, в ч. 2 ст. 18 УПК РФ говорится, что переводчик предоставляется участвующим в деле лицам. Однако в стадии возбуждения уголовного дела участников с процессуальной точки зрения еще не существует.

Современное положение заявителя лишает его возможности реализовать даже предоставленные ему уголовно-процессуальные права. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ лицо, принимающее решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, обязано уведомить заявителя о принятом решении и разъяснить право и порядок его обжалования.

В свою очередь, заявитель в соответствии со ст. 123-125 УПК РФ имеет право обжаловать это решение в вышестоящем порядке подчиненности или в суд (в случае если принятое решение причинило ущерб его конституционным правам и свободам либо затрудняет доступ к правосудию). Однако для составления мотивированной жалобы заявителю не достаточно одного уведомления о принятом решении. Для того чтобы убедиться в объективности рассмотрения заявления о преступлении и обоснованности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, необходимо ознакомиться не только с текстом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но и всеми материалами (отказным материалом), на основании которых принято это решение.

В правоприменительной практике встречаются случаи, когда заявитель обращается с жалобой на бездействие дознавателя или следователя и просит дать ему возможность ознакомиться с материалами проверки его заявления о совершенном преступлении, однако ему отказывают в этом, ссылаясь на то, что ознакомление заявителя с материалами проверки не предусмотрено УПК РФ.

В подобных случаях заявитель вправе добиваться предоставления ему материалов для ознакомления путем обжалования таких действий в вышестоящем порядке подчиненности или в судебном порядке. Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 февраля 2000 № 3-П сформулировал такую правовую позицию: гражданам должны предоставляться для ознакомления материалы, непосредственно затрагивающие их права и свободы, даже если такое право прямо не предусмотрено законом [3]. Поэтому при наличии ходатайства лицо, заявившее о преступлении, должно быть ознакомлено с материалами проверки его заявления о преступлении, чтобы в жалобе четко обосновать свою позицию. Данная мысль подчеркивается и в более поздних решениях Конституционного Суда РФ, например в определении от 11 июля 2006 г. № 300-О [4].

В целях обеспечения правоохранительной и судебной системой действенной защиты прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений, необходимо совершенствовать законодательную базу и правоприменительную практику.

В этой связи считаем необходимым на законодательном уровне причислить заявителя к участникам уголовного судопроизводства, т.е. дополнить гл. 8 УПК РФ, регламентиру-

159

ющую правовое положение иных участников уголовного судопроизводства, статьей «Заявитель», в которой перечислить его права и обязанности.

Реализация данного предложения позволила бы:

1) лицу, обратившемуся за защитой в правоохранительный орган, с момента подачи заявления о преступлении стать полноправным

1. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Рос. газ. 2008. 4 июня.

2. Василенко Л.А. Производство по делам частного обвинения: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005.

3. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана: постановление Конституционного Суда РФ от 18 февр. 2000 г. № 3-П. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_26325/

4. По жалобе гражданина Андреева Андрея Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктами 1, 5, 11, 12 и 20 части второй статьи 42, частью второй статьи 163, частью восьмой статьи 172 и частью второй статьи 198 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. № 300-0. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_63720/

участником уголовного процесса и активно отстаивать свои права и законные интересы на стадии возбуждения уголовного дела и в течение всего дальнейшего расследования дела;

2) органу дознания, дознавателю и следователю расширить возможности доказывания в стадии возбуждения уголовного дела именно за счет увеличения числа иных процессуальных действий.

1. Problems of protection of rights of victims of crime: special report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation // Rus. newsp. 2008. June 4.

2. Vasilenko L.A. Production for private prosecution: diss.... Master of Law. Omsk, 2005.

3. In the case on the constitutionality of paragraph 2 of article 5 of the Federal Law «On the prosecutor's office of the Russian Federation» in connection with the complaint of citizen B.A. Kehman: resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of Febr. 18, 2000 № 3-P. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_26325/

4. On the complaint of a citizen Andreev Andrei Ivanovich on violation of his constitutional rights with paragraphs 1, 5, 11, 12 and 20 of the second part of article 42, the second part of article 163, the eighth part of article 172 and the second part of article 198 of the Criminal procedure code of the Russian Federation: determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of July 11, 2006 № 300-0. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63720/

iSO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.