Л. И. ПЕРЕБЕДЕНЦЕБА заместитель начальника УИПСУ ФСИН России -
начальник отдела экстрадиции,
L. I. PEREVEDENTSEVA „ й
полковник внутренней службы
О практике выполнения постановлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора
(экстрадиции)
Practice aspects of implementation of resolutions of Office of the Procurator General of the Russian Federation on delivery of persons for criminal liability or execution of a sentence (extradition)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся исполнения международных обязательств Российской Федерации по экстрадиции. Раскрываются аспекты международного сотрудничества в сфере оказания правовой помощи правоохранительным органам иностранных государств по уголовным делам.
Ключевые слова: конвенция, экстрадиция, выдача преступника.
Abstract. The author considers the issues regarding international obligations of the Russian Federation concerning extraditions and international cooperation in the sphere of legal assistance to international law enforcement agencies in criminal cases.
Key words: convention, extradition, the transfer of an accused.
Одним из важнейших направлений деятельности ФСИН России, вытекающим из Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, является организация исполнения и обеспечения законности при выполнении международно-правовых обязательств Российской Федерации в части приема-передачи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, в иностранные государства для осуществления уголовного преследования либо приведения приговора в исполнение, то есть экстрадиции [1].
Обеспечение законности при осуществлении международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в целом, и в особенности в вопросах выдачи (экстрадиции), как наиболее сложном и важном его механиз-
ме, трудно переоценить. Это обусловлено тем, что речь идет не только о соблюдении национального законодательства, но и международных конвенций и договоров, взаимоотношениях независимых государств. И от того, насколько эти процессы будут осуществляться в рамках законов, во многом будет зависеть престиж России на международной арене.
Экстрадиция является одним из основных видов международного сотрудничества по уголовным делам и в то же время наиболее сложной по своему исполнению процедурой, непосредственно затрагивающей государственный суверенитет.
Выдача преступника как акт правовой помощи предполагает множественность юридических действий в соответствии с положениями договоров и норм национального зако-
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
нодательства, в том числе уголовно-процессуального. Реализация прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве осуществляется в законодательных пределах того государства, на территории которого происходит процедура выдачи.
Все вопросы, касающиеся выдачи, относятся исключительно к внутренней компетенции государства, на территории которого находится преступник. Следует подчеркнуть, что экс-традиционный процесс в УПК РФ рассматривается как вид оказания международно-правовой помощи в сфере уголовной юстиции, что определяет публичный характер выдачи [2].
Любой вид международного сотрудничества, в том числе выдача, требует от его участников знания и соблюдения определенных правил, в том числе:
■ международных стандартов взаимодействия государств - участников международного сотрудничества;
■ конституционных принципов государства, защищающих основные права своих граждан;
■ границ допустимого действия национального законодательства и условий ограничения его действия при международном сотрудничестве.
Увеличение количества международных договоров, конвенций и соглашений также свидетельствует о возрастающей роли института выдачи. Следует отметить, что установление международных норм о выдаче - это лишь первый шаг в обеспечении законности при экстрадиции.
Наибольшую сложность вызывает как раз их соблюдение на практике. Усложняющаяся ситуация с международной преступностью настоятельно требует качественно нового уровня сотрудничества, в том числе в вопросах выдачи, что включает сближение законодательства, выработку конкретных форм и программ совместных действий, обобщение исполнения соответствующих договоров.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права экстрадиция является проявлением добрососедства и сотрудничества государств, акцией, полностью соответствующей требованиям основополагающих международно-правовых документов, в частности Уставу ООН, международным конвенциям по борьбе с наиболее опасными видами преступности.
Следует подчеркнуть, что экстрадиция в нынешнем виде предполагает вовлеченность в процесс выдачи трех субъектов: запрашиваемого государства, запрашивающего государства и лица, которое обвиняется в совершении преступления либо осуждено к уголовному наказанию.
Фундамент международно-правовой базы взаимодействия государств по вопросам выдачи составляют Всеобщая декларация прав человека (1948) [3] и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) [4].
Изначально международное сотрудничество по уголовным делам СССР строилось на основе договоров о правовой помощи по гражданским и уголовным делам примерно с двадцатью государствами социалистического лагеря и некоторыми странами так называемого третьего мира. В отношениях с другими государствами контакты по вопросам выдачи для уголовного преследования были довольно редкими и осуществлялись на принципе взаимности.
В настоящее время ситуация кардинально изменилась. В течение последних 15 лет Россия не только налаживает международные отношения с бывшими союзными республиками путем заключения многосторонних (двусторонних) договоров и соглашений, но и, войдя в состав Совета Европы, присоединяется к европейским конвенциям в сфере уголовной юстиции.
Основным многосторонним межгосударственным договором, регламентирующим выдачу, является Европейская конвенция о выдаче (Страсбург, 13 декабря 1957 г.) [5], участницей которой Российская Федерация стала в 1999 году.
Большое значение для России имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. [6].
До распада СССР взаимодействие правоохранительных органов союзных республик, входящих в состав Союза, регламентировалось нормами Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР и уголовно-процессуальными кодексами союзных республик. После 1991 г. государства - участники СНГ в этой сфере сотрудничества были поставлены в тупик: отсутствовала нормативная база, ре-
гулирующая процедуру оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Минская конвенция разрешила эту проблему и позволила свободно осуществлять международное сотрудничество между тесно связанными государствами, что особенно важно, имеющими значительное сходство в национальных законодательствах и в построении систем правосудия.
Кроме того, большинством государств СНГ был заключен ряд двусторонних соглашений, регламентирующих вопросы экстрадиции, причем не только с государствами, являющимися участниками Содружества.
В частности, Российской Федерацией заключены договоры об оказания правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Бразилией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией и др.
К основным «рабочим» многосторонним договорам России по вопросам выдачи в настоящее время следует отнести Европейскую и Минскую конвенции. Однако ряд вопросов в указанных документах регламентируется по-разному. Так, в отличие от Минской, Европейская конвенция содержит положение о возможности отказа в выдаче в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, или при наличии угрозы применения к запрашиваемому лицу смертной казни, пыток или жестокого отношения.
Обнаруживается противоречие и в минимальных сроках наказания, необходимых для выдвижения требования о выдаче (четыре месяца в Европейской - против шести месяцев в Минской). В этой связи представляется весьма актуальным вопрос разрешения коллизий между положениями рассматриваемых документов, тем более что некоторые страны СНГ (Россия, Украина, Молдова, Грузия) являются одновременно участниками как Минской, так и Европейской конвенций.
В то же время международное сотрудничество по уголовным делам без национального законодательства осуществляться не может, поскольку реализация международных дого-
воров по их же условиям возложена на процессуальное законодательство государства. В силу этого национальное законодательство является основой для создания и движущей силой для применения международного законодательства.
В Российской Федерации нормы международных правовых актов могут быть реализованы в двух формах: с помощью издаваемых правовых актов, регулирующих те же вопросы, что и международные, и путем прямого их применения. В ходе международного сотрудничества по уголовным делам базовым правовым документом является Конституция Российской Федерации [7].
Так, в ст. 61 закреплено правило, исключающее возможность выдачи другому государству граждан России. Положениями ст. 63 не допускается выдача также и иных лиц, преследуемых за политические убеждения либо за деяния, не признаваемые в России преступлением. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жизнь. Поэтому запрашиваемое лицо не может быть выдано в государство, где в качестве наказания за инкриминируемое ему преступление может быть назначена смертная казнь либо для исполнения обвинительного приговора, в соответствии с которым предусматривается смертная казнь.
В законодательстве Российской Федерации порядок обеспечения экстрадиции регламентирован УПК РФ (гл. 54 «Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора»), в соответствии с которым решение вопросов о выдаче иностранных граждан или лиц без гражданства, а также приеме на территорию России российских граждан возложено на Генеральную прокуратуру Российской Федерации как компетентный орган нашего государства. ФСИН России является только исполнительным органом, организующим непосредственное обеспечение процесса экстрадиции на основании постановлений (поручений) Генпрокуратуры России.
В соответствии с упомянутым кодексом Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора или письменного обязательства Генерального прокурора выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому госу-
НАуЧНО-мЕтОДИЧЕСКОЕ ОБЕСпЕЧЕНИЕ
дарству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выдача для привлечения к уголовной ответственности проводится за такие деяния, которые по законам сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы не менее одного года; выдача для приведения приговора в исполнение проводится за деяния, за совершение которых лицо было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев.
При возникновении необходимости запроса о выдаче все нужные материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о направлении в компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче. Такой запрос содержит максимальный перечень сведений в отношении лица, выдача которого требуется, вплоть до текста закона, предусматривающего ответственность за деяние. При этом к запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.
Российская Федерация со своей стороны также может выдать иностранному государству по запросу его гражданина для уголовного преследования или исполнения приговора. Выдача оговаривается рядом условий, в частности, деяния должны быть уголовно наказуемыми по законам обеих сторон, уголовный закон должен предусматривать за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года и т.д.
В соответствии со ст. 462 УПК РФ решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором России либо его заместителем. О принятом решении письменно уведомляется лицо, в отношении которого оно принято.
Предусмотренное законом положение об уведомлении лица о принятии решения вы-
дать его иностранному государству, а также о разъяснении ему права на обжалование указанного решения в судебном порядке гарантирует соблюдение прав и свобод человека на территории Российской Федерации и позволяет в судебном порядке проверить законность и обоснованность принятого решения о выдаче.
В частности, решение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в Верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, или его защитником в течение десяти суток с момента получения уведомления. Жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня получения судом. Определение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РФ в течение семи суток со дня его вынесения (ст. 463 УПК РФ).
Совершенствование национального законодательства, а также грамотное применение его в практической деятельности играют немалую роль в обеспечении прав и свобод выдаваемых лиц. Так, ст. 466 УПК РФ предусмотрено, что при получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном Кодексом, то есть на основании ч. 3 ст. 108 УПК РФ возбуждает перед судом соответствующее ходатайство.
В связи с этим, чтобы исключить возможность обращения задержанных лиц, их адвокатов либо родственников с жалобами о незаконном содержании под стражей в период рассмотрения вопроса об экстрадиции, необходимо решать вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в строгом соответствии с требованиями УПК РФ. Имеется в виду, что одним из оснований приема иностранного гражданина в СИЗО должно быть постановление российского суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо при наличии решения судебного органа иностранного государства о заключении под стражу - постановление прокурора. Прод-
ление срока содержания под стражей должно осуществляться в строгом соответствии с нормами статей 108 и 109 УПК РФ.
Совершенствование национального законодательства, а также грамотное применение его в практической деятельности играют немалую роль в обеспечении прав и свобод выдаваемых лиц. Однако на практике в процессе исполнения международных обязательств по выдаче лиц возникают определенные трудности, в том числе связанные с применением Европейским судом по правам человека правила 39 Регламента суда, которым предписано воздержаться российским властям от каких-либо действий по высылке (экстрадиции), депортации или иному принудительному перемещению лиц, подлежащих выдаче в иностранные государства в соответствии с постановлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В течение 2008-2014 гг. в отношении 47 человек, подлежащих выдаче в иностранные государства для привлечения к уголовной ответственности в соответствии с постановлениями Генеральной прокуратуры России, было применено правило 39 Регламента Европейского суда по правам человека. Из указанного числа подлежали выдаче в Республику Узбекистан - 22 чел., Киргизскую Республику - 9, Республику Таджикистан - 8, Республику Беларусь - 4, Республику Казахстан - 3, Республику Колумбия - 1 чел.
По истечении предельного срока содержания под стражей все вышеперечисленные лица освобождены из следственных изоляторов УИС и только в отношении одного гражданина Узбекистана в 2012 году вернулись к исполнению ранее вынесенного Генеральной прокуратурой России постановления о выдаче. Задержанный был выдан правоохранительным органам Узбекистана для уголовного преследования.
Выдача может быть приостановлена также в случае подачи лицом, подлежащим экстрадиции, заявления в территориальные органы ФМС России о предоставлении статуса беженца или политического убежища - до принятия решения по данному вопросу. Кроме того, выдача приостанавливается в случае принятия к рассмотрению ФМС России жалоб лиц, подлежащих выдаче в иностранное государство для привлечения к уголовной ответственности, на решения территориальных органов ФМС об отказе в предоставлении статуса беженца или
политического убежища. Эти процессуальные действия задерживают выдачу, увеличивают сроки исполнения поручений Генеральной прокуратуры России. Основная масса жалобщиков - это граждане Узбекистана, Киргизии, Украины, Казахстана.
При получении информации из территориальных органов УИС об обжаловании решения Генеральной прокуратуры России либо направлении ходатайств в территориальные органы ФМС о признании беженцем или получении политического убежища ФСИН России незамедлительно информирует Генеральную прокуратуру России о данных фактах.
В случае согласия с постановлением Генеральной прокуратуры (отсутствия обжалования со стороны подлежащего выдаче лица или его законного представителя, либо поданные жалобы остались без удовлетворения) правоохранительные органы соответствующего государства информируются о готовности к выдаче лица для уголовного преследования.
После вступления решения Генеральной прокуратуры России об экстрадиции в законную силу в территориальные органы УИС по месту содержания лиц, заключенных под стражу, а также по месту нахождения пунктов приема-передачи направляются необходимые указания, обеспечивается согласование с правоохранительными органами зарубежных государств порядка и сроков приема-передачи, контроль за своевременной отправкой лиц, подлежащих передаче, из учреждений УИС, маршрутами и сроками их движения к передаточным пунктам. А также осуществляется контроль за движением принятых из-за рубежа российских граждан от этих пунктов до места назначения на территории России, информирование Генпрокуратуры России о результатах исполнения поручений.
Процесс перевозки вышеуказанных лиц регламентирован на межгосударственном уровне Ашхабадским соглашением «О порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу», заключенным министрами внутренних дел стран-членов СНГ в 1994 г. [8].
Экстрадиция по отношению к государствам, имеющим с Россией общую границу, осуществляется на границе с этими государствами. Для этих целей в соответствии с Ашхабадским соглашением организованы передаточные пункты. Доставка к этим пунктам либо
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
от этих пунктов к месту назначения на территории России обеспечивается плановыми караулами по железнодорожным маршрутам. Точнее, основную роль здесь играют СИЗО территориальных органов УИС, дислоцирующихся в пограничных регионах (Белгородской, Смоленской, Псковской, Ленинградской, Омской, Оренбургской областях, Дагестане, Северной Осетии, Приморье и др.).
Этапирование граждан из других государств, входивших в состав бывшего СССР и стран так называемого дальнего зарубежья, а также в экстренных случаях проводится авиарейсами в сопровождении особых караулов ФСИН России.
Ежегодно в Федеральную службу исполнения наказаний поступает от 1300 до 1500 постановлений и поручений Генеральной прокуратуры Российской Федерации об экстрадиции, на основании которых в 2010 г. выдано -1309 чел., принято - 291 чел., в 2011 г. - 1150 и 275 соответственно; в 2012 г. - 1138 и 262; в 2013 г. - 1133 и 255; за период 2014 г. выдано -905 чел. и принято - 206 чел.
Наибольшее количество выданных составляют граждане Узбекистана, Казахстана, Белоруссии и Украины.
Всего за период с 1998 по 2014 годы в рамках исполнения международно-правовых обязательств Российской Федерации в иностранные государства было выдано для уголовного преследования свыше 16 тыс. чел., принято на территорию России для этих же целей около 5 тыс. чел. ^
1. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Собрание законодательства РФ. 18.10.2004. № 42. Ст. 4109. С изм. и доп. в ред. от 10.09.2014.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. С изм. и доп. в ред. от 22.10.2014.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) // Российская газета. 10.12.1998.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163. (с изм. от 13.05.2004).
5. Европейская конвенция о выдаче (заключена в Париже 13 декабря 1957) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2000. № 23. Ст. 2348. С изм. в ред. от 17.03.1978.
6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22 января 1993) // Собрание законодательства РФ. 24.04.1995. № 17. Ст. 1472.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный текст Конституции РФ с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 03.12.14).
8. Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу (заключено в Ашхабаде 17 февраля 1994) // Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. М. Изд-во «СПАРК». 1996.
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Массовые беспорядки в зарубежных тюрьмах в 2013 году, январь
ПЕРУ. По меньшей мере 27 несовершеннолетних заключенных совершили побег из тюрьмы «Сан-Хуан де Луриганчо, расположенной близ столицы государства Лимы. Побег стал возможен в результате возникших массовых беспорядков. Несовершеннолетним удалось обезоружить нескольких сотрудников. В ночь на 1 января сбежали 13 человек, а вечером первого января -14 человек. Охранникам удалось задержать лишь восемь из них. Эта молодежная тюрьма рассчитана на 350 заключенных, но содержится в ней более одной тысячи человек. Местные жители давно требуют закрыть эту тюрьму, так как, по их мнению, она является рассадником опасности.
ЮАР. В тюрьме максимально строгого режима «Грюнпунт», расположенной в провинции Фри-Стейт, массовые беспорядки закончились сильным пожаром. Как сообщила заместитель регионального комиссара управления тюрем Грейс Молатеди, заключенные взбунтовались из-за качества пищевых продуктов. Сначала они отказались от пищи, потом напали на охранников и разоружили их, а затем подожгли тюрьму. Серьезные травмы получили четыре охранника. Спустя несколько часов полиции удалось взять ситуацию под контроль. В результате спецоперации около 50 заключенных получили легкие ранения. Всего в этой тюрьме находилось 227 заключенных.