Научная статья на тему 'О практике расследования преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

О практике расследования преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
расследование преступлений / преступления / совершенные в сфере ЖКХ / организации проверки сообщения о преступлениях / организации раскрытия и расследования уголовных дел / организации внешнего взаимодействия / investigation of crimes / crimes committed in the housing and communal services sector / organizing the verification of reports of crimes / organizing the disclosure and investigation of criminal cases / organizing external interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салеева Юлия Евгеньевна, Шпагина Юлия Викторовна

Актуальность проведенного исследования характеризуется тем, что сфера жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации является одной из самых социально значимых сфер экономики, годовые обороты денежных средств, «вливаемые» в обеспечение населения и промышленности жизненно важными услугами, а также необходимой инженерной инфраструктурой, исчисляются в триллионах рублей. Это вполне логично обусловливает тенденцию к росту количества преступных деяний в обозначенной сфере. Концепция реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, принятая в 2021 г., выделяет основные приоритетные направления обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел. В их число входит и противодействие преступлениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Постановка проблемы: согласно данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в 2021 г. выявлено и зарегистрировано 2154 (+8,1 % к АППГ) преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, из них 84,2 % выявлено органами внутренних дел – 1 813 (+8,0 % к АППГ). Очевиден прирост количества преступных деяний в сравнении с предыдущим годом. Обращаясь к данным, полученным от органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном уровне, можно констатировать, что причины, обусловливающие подобную ситуацию, лежат в различных плоскостях. Представляется необходимым осветить основные проблемы, возникающие при организации предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также предложить основные направления совершенствования организации расследования преступлений в обозначенной сфере. Цель исследования: совершенствование организации деятельности органов предварительного следствия МВД России по расследованию преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Методы исследования: основные положения материалистической диалектики, общенаучные методы и частнонаучные методы. Результаты и ключевые выводы: в рамках статьи авторами представлены пути совершенствования отдельных направлений организации расследования преступлений, вызывающих наибольшие сложности при расследовании уголовных дел по преступлениям, совершенным в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно: 1. Меры, направленные на совершенствование организации проверки сообщения о преступлениях, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 2. Меры, направленные на совершенствование организации раскрытия и расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 3. Меры, направленные на совершенствование организации внешнего взаимодействия по вопросам расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 4. Меры, направленные на повышение уровня квалификации должностных лиц, осуществляющих расследование уголовных дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Practice of Investigating Crimes Committed on the Field of Housing and Communal Services

The relevance of the study is characterized by the fact that the sphere of housing and communal services in the Russian Federation is one of the most socially significant sectors of the economy, the annual turnover of funds “poured” into providing the population and industry with vital services, as well as the necessary engineering infrastructure, is calculated trillion rubles. This is quite logical, causing a trend towards an increase in the number of criminal acts in the designated area. The concept of implementation in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state policy to ensure the economic security of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Concept) [2], adopted in 2021, highlights the main priority areas for ensuring economic security by the internal affairs bodies. Among them is the counteraction to crimes in the field of housing and communal services. The problem statement: according to the Federal State Institution “GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, in 2021, 2154 (+ 8.1 % to the APPG) crimes in the housing sector were detected and registered, of which 84.2 % were detected by internal affairs bodies –1 813 (+8.0 % to APPG). There is an obvious increase in the number of criminal acts in comparison with the previous year. Referring to the data received from the bodies of preliminary investigation of the territorial bodies Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level, it can be stated that the reasons for this situation lie in different planes. It seems necessary to highlight the main problems that arise when organizing a preliminary investigation of criminal cases on crimes committed in the housing and communal services sector, as well as to suggest the main directions for improving the organization of the investigation of crimes in this area. The purpose of the study: improving the organization of the activities of the preliminary investigation bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in investigating crimes committed in the field of housing and communal services. The research methods: basic provisions of materialistic dialectics, general scientific methods and particular scientific methods. The results and key conclusions: within the framework of the article, the authors present ways to improve certain areas of organizing the investigation of crimes committed in the housing and communal services sector, which cause the greatest difficulties in the investigation of criminal cases for crimes committed in the housing and communal services sector, namely: 1. Measures aimed at improving the organization of verification of reports of crimes committed in the housing sector. 2. Measures aimed at improving the organization of the disclosure and investigation of criminal cases on crimes committed in the housing sector. 3. Measures aimed at improving the organization of external interaction on the investigation of crimes in the housing sector. 4. Measures aimed at improving the skills of officials involved in the investigation of criminal cases in the housing sector.

Текст научной работы на тему «О практике расследования преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

126

Салеева Юлия Евгеньевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры управления органами расследования преступлений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: viva 13@bk .ru

Шпагина Юлия Викторовна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: iushpagina@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.09 — Уголовный процесс (5.1.4. Уголовно-правовые науки)

УДК 343.7

DOI 10.24412/2072-9391-2022-363-126-136

Дата поступления статьи: 16 мая 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 сентября 2022 г.

О практике расследования преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства

On the Practice of Investigating Crimes Committed on the Field of Housing and Communal Services

Yuliya Evgen'evna Saleeva,

Candidate of Law,

Associate Professor of the Department of Management

of Crime Investigation Bodies,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: viva 13@bk .ru

Yuliya Viktorovna Shpagina,

Candidate of Law,

Senior Lecturer of the Department of Management

of Crime Investigation Bodies,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: iushpagina@yandex.ru

Scientific specialty:

12.00.09 — Criminal Proceedings

(5.1.4. Criminal Law Sciences)

Аннотация

Актуальность проведенного исследования характеризуется тем, что сфера жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации является одной из самых социально значимых сфер экономики, годовые обороты денежных средств, «вливаемые» в обеспечение населения и промышленности жизненно важными услугами, а также необходимой инженерной инфраструктурой, исчисляются в триллионах рублей. Это вполне логично обусловливает тенденцию к росту количества преступных деяний в обозначенной сфере. Концепция реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, принятая в 2021 г.,

Annotation

The relevance of the study is characterized by the fact that the sphere of housing and communal services in the Russian Federation is one of the most socially significant sectors of the economy, the annual turnover of funds "poured" into providing the population and industry with vital services, as well as the necessary engineering infrastructure, is calculated trillion rubles. This is quite logical, causing a trend towards an increase in the number of criminal acts in the designated area. The concept of implementation in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state policy to ensure the economic security of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Concept) [2], adopted in 2021, highlights the main priority areas

выделяет основные приоритетные направления обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел. В их число входит и противодействие преступлениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Постановка проблемы: согласно данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в 2021 г. выявлено и зарегистрировано 2154 (+8,1 % к АППГ) преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, из них 84,2 % выявлено органами внутренних дел - 1 813 (+8,0 % к АППГ). Очевиден прирост количества преступных деяний в сравнении с предыдущим годом. Обращаясь к данным, полученным от органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном уровне, можно констатировать, что причины, обусловливающие подобную ситуацию, лежат в различных плоскостях. Представляется необходимым осветить основные проблемы, возникающие при организации предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также предложить основные направления совершенствования организации расследования преступлений в обозначенной сфере.

Цель исследования: совершенствование организации деятельности органов предварительного следствия МВД России по расследованию преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Методы исследования: основные положения материалистической диалектики, общенаучные методы и частнонаучные методы.

Результаты и ключевые выводы: в рамках статьи авторами представлены пути совершенствования отдельных направлений организации расследования преступлений, вызывающих наибольшие сложности при расследовании уголовных дел по преступлениям, совершенным в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно:

1. Меры, направленные на совершенствование организации проверки сообщения о преступлениях, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

2. Меры, направленные на совершенствование организации раскрытия и расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3. Меры, направленные на совершенствование организации внешнего взаимодействия по вопросам расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

4. Меры, направленные на повышение уровня квалификации должностных лиц, осуществляющих расследование уголовных дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

for ensuring economic security by the internal affairs bodies. Among them is the counteraction to crimes in the field of housing and communal services.

The problem statement: according to the Federal State Institution "GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia", in 2021, 2154 (+ 8.1 % to the APPG) crimes in the housing sector were detected and registered, of which 84.2 % were detected by internal affairs bodies -1 813 (+8.0 % to APPG). There is an obvious increase in the number of criminal acts in comparison with the previous year. Referring to the data received from the bodies of preliminary investigation of the territorial bodies Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level, it can be stated that the reasons for this situation lie in different planes. It seems necessary to highlight the main problems that arise when organizing a preliminary investigation of criminal cases on crimes committed in the housing and communal services sector, as well as to suggest the main directions for improving the organization of the investigation of crimes in this area.

The purpose of the study: improving the organization of the activities of the preliminary investigation bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in investigating crimes committed in the field of housing and communal services.

The research methods: basic provisions of materialistic dialectics, general scientific methods and particular scientific methods.

The results and key conclusions: within the framework of the article, the authors present ways to improve certain areas of organizing the investigation of crimes committed in the housing and communal services sector, which cause the greatest difficulties in the investigation of criminal cases for crimes committed in the housing and communal services sector, namely:

1. Measures aimed at improving the organization of verification of reports of crimes committed in the housing sector.

2. Measures aimed at improving the organization of the disclosure and investigation of criminal cases on crimes committed in the housing sector.

3. Measures aimed at improving the organization of external interaction on the investigation of crimes in the housing sector.

4. Measures aimed at improving the skills of officials involved in the investigation of criminal cases in the housing sector.

Ключевые слова: расследование преступлений; преступления, совершенные в сфере ЖКХ; организации проверки сообщения о преступлениях; организации раскрытия и расследования уголовных дел; организации внешнего взаимодействия.

Keywords: investigation of crimes; crimes committed in the housing and communal services sector; organizing the verification of reports of crimes; organizing the disclosure and investigation of criminal cases; organizing external interaction.

128

Концепция реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации (далее — Концепция)1, принятая в 2021 г., выделяет основные приоритетные направления обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел. В их число входит и противодействие преступлениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ). Это говорит о том, что обозначенная отрасль, наряду с иными, в значительной степени подвержена преступным посягательствам.

Сфера жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации является одной из самых социально значимых сфер экономики, годовые обороты денежных средств, «вливаемые» в обеспечение населения и промышленности жизненно важными услугами, а также необходимой инженерной инфраструктурой, исчисляются в триллионах рублей [6]. При этом сфера ЖКХ в настоящее время характеризуется неудовлетворительным состоянием и требует кардинального обновления основных фондов коммунального хозяйства (строительство и реконструкция объектов ЖКХ), слабым оснащением автоматизированными системами управления, недостаточно высоким качеством ресурсоснаб-жения потребителей, слабым развитием возобновляемых источников электроэнергии. И это только часть проблем, которые требуют материальных вложений и финансового обеспечения из бюджетов всех уровней. Обозначенное вполне логично обусловливает тенденцию к росту количества преступных деяний в этой сфере. Чем больше денежный поток в ту или иную сферу, тем больше соблазнов для людей, склонных к преступному поведению, посягать на всеобщие блага ради собственного обогащения [3].

Обозначенная тенденция полностью подтверждается и статистикой. Согласно данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в 2021 г. выявлено и зарегистрировано 2154 (+8,1 % к АППГ) преступления в сфере ЖКХ, из них 84,2 % вы-

1 Об утверждении Концепции реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 14 октября 2021 г. № 760. Доступ из СТРАС «Юрист».

явлено органами внутренних дел — 1813 (+8,0 % к АППГ) [5]. Очевиден прирост количества преступных деяний в сравнении с предыдущим годом. Обращаясь к данным, полученным от органов предварительного следствия (далее — ОПС) территориальных органов МВД России на региональном уровне, можно констатировать, что причины, обусловливающие подобную ситуацию, лежат в различных плоскостях.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»2 к сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены преступления (в соответствии с ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предварительное следствие по уголовным делам о которых производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации), предусмотренные ст. 159, 160, 165, 171, 172, 174, 1741, 195, 196, 197, 201, 2152, 330 УК РФ, если они связаны:

— с нарушениями законодательства при распределении и расходовании денежных средств, предоставляемых из бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов на нужды ЖКХ (строительство, ремонт и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры; переселение граждан из ветхого и аварийного жилья; проведение ремонтных работ или иного обслуживания жилых помещений и объектов, предназначенных для постоянного проживания граждан);

— незаконным расходованием денежных средств, поступивших от граждан в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги;

— незаконным установлением тарифов, нормативов и других видов платы на услуги ЖКХ;

— криминальным банкротством предприятий указанной сферы;

— использованием общедомового имущества для получения финансовой выгоды, если при этом полученные денежные средства

2 О едином учете преступлений [Электронный ресурс]: приказ Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399. Доступ из СТРАС «Юрист».

использовались управляющими компаниями не по назначению (обслуживание домов) или похищались и совершены руководителями и (или) сотрудниками:

а) организаций, занимающихся систематическим обслуживанием и ремонтом жилищного фонда;

б) ресурсоснабжающих, сбытовых и сетевых предприятий (в сфере тарифного и нормативного регулирования);

в) управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищностроительных кооперативов;

г) подрядных и иных организаций, осуществляющих работу по ремонту и обслуживанию жилищного фонда, строительству и ремонту объектов инфраструктуры ЖКХ, а также должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, в полномочия которых входит распределение финансовых ресурсов и контроль за надлежащим выполнением вышеуказанных работ.

Необходимо отметить, что органы внутренних дел накопили достаточно большой опыт выявления преступлений в сфере ЖКХ. Наибольшее количество преступлений в 2021 г. выявлены в г. Москве (457), Московской области (119), Республике Татарстан (73), Самарской (63) и Астраханской (58) областях, Республике Северная Осетия — Алания (56), Краснодарском крае (52).

Однако далеко не во всех территориальных органах МВД России наблюдается позитивная тенденция в выявлении преступлений в рассматриваемой сфере. Снижение показателей выявленных преступлений отмечается в Калужской (-67,9%), Челябинской (-66,7%), Новосибирской (-3,9%) областях, Приморском крае (-2,5%), Республике Марий Эл (-60%), Архангельской области (-57,1%), г. Санкт-Петербурге (-54,5%), Курганской области (-52,6%), Пермском крае (-2,0%), Еврейской АО (-50%).

При этом необходимо особо отметить те регионы, в которых за анализируемый период не выявлено ни одного подобного преступления — республики Адыгея, Алтай и Хакасия, Амурская и Ярославская области, Ненецкий АО.

Это может являться следствием как позитивных факторов — четко направленной, планомерной и эффективной работы органов внутренних дел по декриминализации сектора ЖКХ, так и негативных, к которым относятся:

— множественность ошибок и упущений при выявлении и раскрытии преступлений на фоне недостатка знаний о природе и характере учета и отчетности в обозначенной сфере;

— недостаточный опыт раскрытия такого рода преступлений следственным путем, а также низкий уровень квалификации следователей органов внутренних дел в вопросах функционирования организаций сферы ЖКХ, общих вопросах бухгалтерского учета предприятий;

— активное противодействие органам внутренних дел со стороны лиц, совершающих преступные деяния рассматриваемой сферы.

Разнообразие способов совершения преступлений в сфере ЖКХ, сложность криминальных схем, организованный характер преступных групп и профессионализм их участников (лица, совершающие преступления в обозначенной сфере достаточно четко представляют специфику механизма разрешения вопросов в сфере ЖКХ, знают все «лазейки» в законодательстве и умело скрывают совершенные преступные деяния) порождают определенные трудности как при выявлении данных преступлений в ходе оперативно-розыскной деятельности, так и в процессе проверки сообщения о преступлении и собственно предварительного расследования.

Отметим, что в отчетный период в производстве органов предварительного следствия МВД России находилось 901 уголовное дело, выявлено и расследовано 2346 эпизодов (АППГ — 1051/2187). В суд было направлено 342 уголовных дела по 905 эпизодам преступной деятельности (АППГ — 355/701). Больше всего окончено с направлением в суд уголовных дел в органах предварительного следствия ГУ (У) МВД России по Самарской области (21), Пермскому (17) и Краснодарскому (16) краям, Свердловской (14), Московской, Нижегородской и Ростовской (по 13), Оренбургской (12) областям, г. Москве (11), Воронежской и Саратовской областям (по 10).

Мониторинг практики расследования уголовных дел показывает, что в большинстве случаев предметом хищения являются денежные средства, выделенные из бюджетов всех уровней и Фонда содействия развитию ЖКХ, а также получаемые управляющими компаниями и товариществами собственников жилья (ТСЖ) от жильцов в виде коммунальных платежей, либо необоснованного переложения на граждан дополнительных расходов по содержанию коммунальной инфраструктуры.

Особую тревогу вызывают случаи приостановления и прекращения производства по уголовным делам. В большинстве случаев приостановление расследования связано с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, а решения о прекращении уголовного дела принимаются в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

130

Так, в отчетный период по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ было приостановлено 29 дел (АППГ — 73). Больше всего в Республике Саха (Якутия) и Краснодарском крае — 4, Московской и Ярославской областях — 3, Республике Карелия, Республике Татарстан и Новгородской области — 2. По п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ приостановлено — 13 дел (АППГ — 9), по п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ - 7 (АППГ - 13), по п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ - 6 (АППГ - 8).

В 2021 г. прекращено по реабилитирующим основаниям 56 уголовных дел (АППГ - 52). Худшие показатели в Ставропольском крае - 5 уголовных дел, Республике Саха (Якутия) и Краснодарском крае - по 4 дела, Республике Коми и Курганской области - по 3 дела, Чувашской Республике, Алтайском и Хабаровском краях, Астраханской, Белгородской, Кировской, Магаданской, Пензенской, Саратовской, Челябинской и Ярославской областях - по 2 дела.

Причинами прекращения явились преждевременное возбуждение по некачественным материалам проверки, неустановление в рамках расследования доказательств, свидетельствующих о наличии у привлекаемых к уголовной ответственности лиц корыстного мотива, умысла, направленного на безвозмездное изъятие чужого имущества либо извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц, что подтвердилось проведенными следственными и процессуальными действиями, выводами судебных экспертиз.

Проиллюстрировать вышеуказанные недостатки предварительного расследования, повлекшие его прекращение по реабилитирующим основаниям, можно следующим примером следственной практики. По уголовному делу, которое находилось в производстве в одном из следственных подразделений Ростовской области, был причинен существенный вред ООО «ХХХХ», который выразился в причинении имущественного ущерба по заключенному договору оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов на сумму 790 299,58 руб.

При изложении обвинения гр. М. следователь в нарушение ст. 73 УПК РФ ограничился лишь указанием на сумму имущественного ущерба, связав причиненный ООО «ХХХХ» существенный вред только с этим обстоятельством. При этом следователь не раскрыл и не конкретизировал степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу данной организации, иные негативные последствия преступления. Следует отметить, что в ходе анализа налоговой отчетности ООО «ХХХХ» установлено увеличение чистой прибыли в исследуемый период времени с 2015 по 2017 г., что говорит о его рентабельности. Таким образом, в ходе расследования

не была установлена причинно-следственная связь между образовавшейся задолженностью по договору оказания услуг и нарушениями финансово-хозяйственной деятельности ООО «ХХХХ».

В результате сложилась ситуация, когда противоправные действия гр. М., направленные на непогашение возникшей перед ООО «ХХХХ» задолженности по договору оказания услуг, не повлекли за собой отрицательное воздействие на ООО «ХХХХ», а именно: неплатежеспособность указанной организации, образование и неуплату иной кредиторской задолженности и иных негативных последствий, что свидетельствует об отсутствии обязательного признака объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ - злоупотребление полномочиями, то есть использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам организаций, что, в свою очередь, говорит об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ.

Очевидно, что неустановление обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, явилось существенным нарушением требований уголовно-процессуального закона и повлекло прекращение уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием состава преступления, то есть по реабилитирующим основаниям.

Как уже было отмечено, одним из основных факторов, обусловливающих достаточно высокий уровень преступности в сфере ЖКХ, являются значительные объемы денежных средств, находящихся в обороте предприятий и организаций, рассматриваемого комплекса. Это обстоятельство влечет за собой и размер вреда, причиненного преступлениями в данной сфере.

Так, размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам в 2021 г. составил 2,3 млрд руб. Из них добровольно погашено 611 млн руб., изъято имущества, денег, ценностей на сумму 137 млн руб. и наложен арест на имущество на сумму 1,4 млрд руб.

Вопросы установления причиненного материального ущерба и как следствие вопросы его возмещения являются одними из значимых при расследовании преступлений рассматриваемой категории [2]. С одной стороны, Конституцией Российской Федерации гарантируется право потерпевшим на доступ к правосудию и ком-

пенсацию причиненного ущерба (ст. 52), с другой стороны, обязательность его установления диктуется необходимостью правильной квалификации деяния, так как в ряде составов экономической направленности, одной из главных составляющих при установлении объективной стороны выступает размер ущерба, причиненного преступлением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение следственной практики показывает, что в ряде регионов возмещение вреда по преступлениям, совершенным сфере ЖКХ, не представляет никаких затруднений. В качестве положительного примера отметим Чеченскую Республику, Камчатский и Красноярский края, Нижегородскую область и ряд иных субъектов.

Однако имеются регионы, в которых эти вопросы вызывают затруднения — Курганская, Курская, Кемеровская области и др.

Сложности зачастую связаны с тем, что преступления исследуемой категории в большинстве случаев являются латентными и, как правило, характеризуются высоким уровнем оказываемого следствию противодействия. Имущество, добытое незаконным путем или за счет таких денежных средств, практически всегда оформляется на третьих лиц либо отчуждается в их пользу, когда возникают предпосылки к выявлению преступных действий. Также необходимо отметить, что обращаться за сведениями о размере причиненного ущерба и за разъяснением действий должностных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, сотрудникам органов внутренних дел приходится в вышестоящие учреждения распорядителей бюджетных средств, действия которых проверяются, что лишает полученные сведения объективности. Также проблемным остается вопрос наложения ареста на расчетные счета, поскольку зачастую такие действия приводят к приостановлению финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений.

Одной из наиболее серьезных проблем, связанных с качеством предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях в сфере ЖКХ, является их возвращение для производства дополнительного следствия и устранения выявленных недостатков либо препятствий для его рассмотрения судом.

В 2021 г. возвращено 54 уголовных дела (37 — прокурором, 17 — судом (АППГ — 40 (30/10)). Неудовлетворительный результат по данному показателю показало ГСУ ГУ МВД России по Пермскому краю, где из 17 направленных в суд уголовных дел возвращено 8 (7 — прокурором, 1 — судом). Также в СУ МВД по Республике Мордовия из 4 уголовных дел, направленных в суд, 3 дела возвращены судом для устранения препятствий их рассмотрения в суде.

Причинами возвращения уголовных дел для дополнительного расследования явились неполнота проведенного расследования, неправильная квалификация действий обвиняемых, непринятие мер к устранению противоречий в показаниях участников уголовного судопроизводства, технические ошибки следователей, допущенные при составлении процессуальных документов.

Указанное свидетельствует, что недоработки на первоначальных этапах впоследствии влекут неудовлетворительный результат, который характеризуется нарушением прав и свобод человека и гражданина, нарушением принципа процессуальной экономии, а также невосполнимой затратой сил и средств органов внутренних дел и органов предварительного расследования в частности.

Изучение судебной практики рассмотрения уголовных дел в сфере ЖКХ позволяет констатировать, что в 2021 г. судом вынесено 2 оправдательных приговора (АППГ — 8), данные факты допущены в Забайкальском крае и Тверской области.

В ходе мониторинга правоприменительной практики следственных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам, возбуждаемым по преступлениям, совершенным в сфере ЖКХ, выявлен ряд типичных проблем, возникающих в ходе досудебного производства.

Проблема взаимодействия на этапе проверки сообщения о преступлении.

Проверка сообщения о преступлении является значимой частью досудебного производства, заключающейся в установлении наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, необходимые для принятия законного и обоснованного процессуального решения, предусмотренного законом.

Анализ правоприменительной практики показал, что нередко материалы проверки сообщения о преступлении поступают в следственные подразделения фактически без наличия достаточных данных, указывающих на признаки уголовно наказуемого деяния. Это способствует неоднократному возвращению материалов в подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции для доработки. Должностные лица указанных подразделений, осуществляющие доследственную проверку, в ряде случаев игнорируют требования следователей и не в полной мере реализуют комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на фиксацию преступной деятельности и ее документирование. Работа ограничивается проведением опросов заявителя, сотрудников организации заявителя, а также истребованием сведений об организации из налогового органа

132

при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации, при наличии офисного помещения - его осмотром с изъятием документов в случае их обнаружения. Остается и без должного внимания на рассматриваемом этапе организация деятельности по установлению имущества, на которое в последующем возможно наложение ареста в целях возмещения ущерба, причиненного потерпевшему преступлением.

Проблема соблюдения срока предварительного следствия, которая обусловлена различными факторами объективного и субъективного характера, а именно:

1) сложностью и многоэпизодностью уголовного дела.

В качестве положительного примера следует привести уголовное дело, возбужденное в 2020 г. в г. Москве в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ.

Расследованием установлено, что гр. Л., имея прямой умысел и корыстную заинтересованность, создал организованную преступную группу с целью хищения денежных средств путем обмана неограниченного числа граждан преимущественно пенсионного возраста, проживающих на территории г. Москвы, под видом осуществления финансово-хозяйственной деятельности от имени ООО «Мосэнерго» и ООО «Мосэнергоконтроль», названия которых схожи до степени смешения с АО «Мосэ-нергосбыт», путем выдачи себя за сотрудников АО «Мосэнергосбыт», в действительности не являясь таковыми, убеждали собственников квартир в неисправности автоматических и дифференциальных выключателей, а также убеждали последних о наложении на них штрафных санкций в случае отказа в установке оборудования, а также установки вышеуказанного оборудования по значительно завышенной цене.

В период с конца 2020 г. до октября 2021 г. по аналогичным преступлениям возбуждено 93 уголовных дела, которые соединены в одно производство. Общий срок расследования составил 11 месяцев.

В ходе расследования уголовного дела сотрудниками следственной группы был выполнен значительный объем следственных и процессуальных действий, в том числе: проведено более 15 обысков, в качестве свидетелей допрошено более 30 лиц, проведено более 10 очных ставок, задержано в качестве подозреваемых 12 лиц, которым предъявлено обвинение. С одним из соучастников организованной преступной группы заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Проведена работа по возмещению ущерба, при-

чиненного преступлением. Так, в ходе расследования уголовного дела обнаружены и изъяты денежные средства в сумме 4 млн руб., более 7 млн руб. обнаружено и изъято в ходе обыска в жилище организатора преступной группы -гр. Л.;

2) длительностью и сложностью проведения судебных экспертиз (строительно-технических, финансово-аналитических, компьютерных, бухгалтерских и др.).

Обозначенный фактор определяется отсутствием квалифицированных экспертов в ряде экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России, которые могли бы производить судебные экспертизы по рассматриваемой категории уголовных дел, и необходимостью поиска таковых в иных экспертных учреждениях. Вместе с тем, как показывает практика, и у следователей имеются трудности при назначении судебных экспертиз по рассматриваемой категории преступлений, которые в основном вызваны недостаточным уровнем квалификации в вопросах функционирования организаций сферы ЖКХ и в общих вопросах бухгалтерского учета.

В числе иных факторов, приводящих к продлению сроков предварительного следствия свыше установленных УПК РФ, следует отметить давность произошедшего события (преступления), что приводит к затягиванию производства судебных экспертиз в силу отсутствия первичной финансово-хозяйственной документации.

Проблема невозмещения ущерба, причиненного преступлением.

Сегодня вопросам возмещения ущерба, причиненного преступлением, согласно государственной программе Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 3453, уделено особое внимание.

В целом положительную тенденцию по возмещению ущерба, причиненного преступлением, следует отметить в СУ УМВД России по Камчатскому краю, где при установленном ущербе по оконченным в 2021 г. уголовным делам о преступлениях в сфере ЖКХ 51 685 262 руб. сумма возмещенного ущерба составила 39 250 639 руб., что составляет 75,6 % от суммы причиненного. На 4 647 000 руб. наложен арест, а в целом доля возмещенного ущерба по уголовным делам с учетом наложенного ареста составила 84,9 %.

3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Проблема установления потерпевших по уголовным делам рассматриваемой категории.

Проблема заключается в том, что при признании потерпевшими фактических собственников жилых помещений (а их количество в некоторых случаях достигает нескольких тысяч человек) с делением ущерба на каждого пропорционально, исходя из занимаемой площади квартиры (если договорами предусмотрена оплата с квартирного метра), сумма причиненного ущерба будет являться для граждан малозначительной.

Кроме того, по делам рассматриваемой категории существует частная проблема, связанная с установлением субъективной стороны преступления и причинно-следственной связи действий субъекта преступления с наступившими последствиями.

Так, в 2021 г. в Республике Тыва было прекращено уголовное дело по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в отношении директора управляющей компании гр. Р.

Данное уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ, по факту осуществления в период с 2016 по 2018 г. управляющей компанией деятельности по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов I—IV классов опасности без соответствующей лицензии, с извлечением дохода в особо крупном размере на общую сумму 12 442 385,14 руб.

При расследовании возникли проблемы с установлением субъективной стороны преступления и причинно-следственной связи между действиями директора управляющей компании гр. Р. и наступившими последствиями, поскольку установлено, что управляющей компанией с 2016 г. собраны все документы на получение лицензии по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов, которые направлены в установленном порядке в различные инстанции, однако главной причиной неполучения лицензии явилось незаключение договора с полигоном г. Кызыла, который закрыт с июня 2015 г. по решению Кызылского городского суда Республики Тыва, а заключить договор с полигоном г. Черногор-ска Республики Хакасия и ежедневно вывозить мусор в г. Черногорск не представилось возможным в связи с нехваткой финансов.

Также при расследовании преступлений, совершенных в сфере ЖКХ, возникают проблемы и организационного характера. Например, проблемы несвоевременного реагирования руководителя следственного органа на процессуальные решения, принимаемые следователем. Согласно ст. 39 УПК РФ в полномочия руководителя следственного органа входит отмена незаконных и необоснованных постановлений

следователя. Однако их реализация должна осуществляться своевременно, а процессуальный контроль — на постоянной основе.

Так, в качестве примера можно привести практику расследования уголовного дела, возбужденного в Ставропольском крае по ч. 3 ст. 159 УК РФ, в отношении директора ООО «ХХХ», который в 2015 г. предоставил фиктивные акты приема-передачи по форме КС-2 выполненных работ по договору подряда, заключенного с управляющей компанией, тем самым похитил из бюджета администрации г. Ставрополя частично оплаченные собственниками МКД по ул. N г. Ставрополя денежные средства в общей сумме 195 298 руб.

Срок предварительного следствия по уголовному делу неоднократно продлевался, последний раз до 12 месяцев.

На 12 месяце расследования руководителем следственного органа постановление о возбуждении данного уголовного дела было отменено в порядке полномочий, предоставленных п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ. Основанием отмены явились следующие обстоятельства: в заявлении гражданки Е., послужившем поводом к возбуждению вышеуказанного уголовного дела, изложены сведения о факте незаконного сбора коммунальных платежей ООО «МММ». Однако в ходе расследования уголовного дела было установлено иное. Так, директор ООО «ХХХ» предоставил акты выполненных работ КС-2 по договору подряда, в которых, согласно заключению эксперта ООО «ХХХ», на объекте «капитальный ремонт системы отопления в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. №>, внесены сведения, не соответствующие видам, объемам и стоимости работ, отраженным в акте о приемке выполненных работ по форме КС-2 по вышеуказанному объекту. Установленная стоимость невыполненных работ, согласно натурным замерам и акту о приемке выполненных работ формы КС-2, составляет сумму 195 298 096 руб.

Мониторинг правоприменительной практики органов предварительного следствия территориальных органов МВД России позволил выделить основные направления совершенствования организации расследования преступлений, совершенных в сфере ЖКХ.

Отметим, что меры управленческого воздействия и методическая помощь, реализуемая Следственным департаментом МВД России, оказали позитивное влияние на практику расследования уголовных дел рассматриваемой категории.

Значительная часть органов предварительного следствия должным образом выстроила работу по линии расследования преступлений в сфере ЖКХ не только путем исполнения распоря-

134

жений и указаний Следственного департамента МВД России, но и путем инициативной разработки локальных актов, регламентирующих отдельные вопросы расследования преступлений в сфере ЖКХ, и внедрения новых форм, средств и методов управленческой деятельности, направленных на повышение эффективности расследования преступлений рассматриваемой категории [3].

Представляется целесообразным обозначить пути совершенствования отдельных направлений организации расследования, вызывающих наибольшие сложности при расследовании уголовных дел по преступлениям, совершенным в сфере ЖКХ.

1. Меры, направленные на совершенствование организации проверки сообщения о преступлениях, совершенных в сфере ЖКХ:

— обеспечить обязательное изучение в контрольно-методических подразделениях и следственных частях по расследованию организованной преступной деятельности всех материалов проверок сообщений о преступлениях в сфере ЖКХ;

— совместно с руководителями подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регулярно заслушивать информацию о ходе и результатах рассмотрения материалов проверок по сообщениям о преступлениях в сфере ЖКХ. Отдельно рассматривать вопрос о полноте и качестве материалов оперативно-розыскной деятельности, направляемых для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, включая предоставление характеризующих сведений о лицах, их совершивших, и имуществе, на которое может быть наложен арест в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением;

— организовать проведение рабочих совещаний с участием прокурора и руководителей подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по вопросам производства проверок сообщений о преступлениях в сфере ЖКХ, вызвавших широкий общественный резонанс (подобная практика активно используется в органах предварительного следствия территориальных органов МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области);

— ежемесячно направлять в контрольно-методические подразделения информацию о возбуждении уголовных дел рассматриваемой категории, отмене незаконных и необоснованных постановлений о возбуждении уголовных дел;

— обеспечить своевременное производство ревизий и документальных проверок по материалам проверок сообщений о преступлениях;

— при выявлении в ходе проверки сообщения о преступлении признаков другого пре-

ступления обеспечить действенный контроль за их своевременной регистрацией, рассмотрением и разрешением в порядке, установленном УПК РФ;

— поручать проведение проверок сообщений о преступлениях в сфере ЖКХ наиболее квалифицированным сотрудникам, имеющим достаточный опыт расследования преступлений в сфере экономики; наиболее сложные, резонансные уголовные дела поручать следователям следственных частей.

2. Меры, направленные на совершенствование организации раскрытия и расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным в сфере ЖКХ:

— совместно с руководителями подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и экспертно-криминалистиче-скими подразделениями ежемесячно заслушивать информацию о ходе и результатах работы по раскрытию и расследованию преступлений;

— ежемесячно проверять обоснованность приостановления производства по уголовным делам рассматриваемой категории;

— эффективно использовать различные формы организационного обеспечения расследования уголовных дел рассматриваемой категории: следственных групп, специализированных, в том числе постоянно действующих, следственно-оперативных групп (такой опыт успешно применяется в г. Москве, Калужской и Свердловской областях, Чукотском автономном округе, Республике Татарстан);

— осуществление «доэкспертной» оценки материалов уголовных дел с привлечением сотрудников экспертно-криминалистических подразделений (консультативная помощь относительно достаточности представляемых документов и корректности в постановке вопросов эксперту) (такая положительная практика используется в Приморском крае, Мурманской, Саратовской областях и Ханты-Мансийском автономном округе);

— при отсутствии в регионе государственных экспертных учреждений, имеющих в штате экспертов, обладающих квалификацией для производства конкретных судебных экспертиз, организовать взаимодействие с экспертно-кри-миналистическими подразделениями других территориальных органов МВД России и иными государственными экспертными учреждениями, находящимися в других регионах;

— проведение рабочих совещаний с участием прокурора по вопросам определения квалификации, объема обвинения и перспектив принятия окончательного решения (такая практика имеет место в Республике Саха (Якутия) и регламентируется совместным приказом руководителей правоохранительных органов и проку-

ратуры Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2014 г. № 18/4142/18 «Об организации взаимодействия при осуществлении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»);

- назначение и проведение служебных проверок по фактам нарушения норм уголовно-процессуального законодательства при расследовании преступлений в сфере ЖКХ.

3. Меры, направленные на совершенствование организации внешнего взаимодействия по вопросам расследования преступлений в сфере ЖКХ:

- активизировать и усилить использование возможностей органов, располагающих сведениями об имуществе и активах лиц как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, потенциально причастных к совершению преступления [4]; о местонахождении подозреваемых (обвиняемых) лиц; о возможной связи финансовых операций подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, которыми нанесен ущерб государству, с легализацией денежных средств или иного имущества, полученного в результате совершения преступлений в сфере ЖКХ (направление запросов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); Федеральную налоговую службу России; Федеральную службу по финансовому мониторингу; региональные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России и Гостехнадзора и др.);

- регулярно рассматривать вопросы, связанные с применением законодательства в сфере ЖКХ, на заседаниях межведомственных

рабочих групп по противодействию преступлениям в сфере экономики.

4. Меры, направленные на повышение уровня квалификации должностных лиц, осуществляющих расследование уголовных дел в сфере ЖКХ:

- организация занятий по профессиональной служебной подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации следователей, специализирующихся на расследовании преступлений рассматриваемой категории (прохождение специализированных курсов повышения квалификации, участие в онлайн- и офлайн-семинарах по вопросам расследования преступлений экономической направленности; изучение и использование в практической деятельности методических материалов, подготовленных контрольно-методическими подразделениями органов предварительного следствия системы МВД России);

- организация повышения квалификации в форме стажировки следователей, специализирующихся на расследовании преступлений рассматриваемой категории, в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в сфере ЖКХ.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что сфера ЖКХ на сегодняшний день достаточно уязвима. Совершение преступлений в этой сфере, а также тот ущерб, который влекут за собой эти преступные деяния, наносят большой урон не только отдельно взятым гражданам, но всей экономике страны. Организация расследования преступлений, совершенных в сфере ЖКХ, требует пристального внимания со стороны руководства МВД России, а также со стороны отдельно взятых руководителей органов предварительного расследования.

Список литературы:

References:

1. Алиева Г. А. О понятии «жилищно-комму- 1. нальное хозяйство» и его месте в частной криминалистической методике расследования преступлений // Экономика. Право. Общество. 2016. № 4 (8).

2. Клевцов К. К, Алехин Д. В., Новиков А. М. 2. Преступления в сфере ЖКХ: квалификация

и возмещение вреда // Уголовный процесс. 2018. № 12 (168).

3. Лапин В. О., Лапина С. Б. Организация расследования преступлений в сфере жи- 3. лищно-коммунального хозяйства // Вестник экономической безопасности. 2020.

№ 4.

4. Сахарова Е. Г. Организация следователем 4. взаимодействия при расследовании хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Криминалистика. Судебно-экс-

Alieva G. A. On the Concept of "Housing and Communal Services" and its Place in the Private Forensic Methodology of Crime Investigation // Economy. Right. Society. 2016. № 4 (8).

Klevtsov K. K, Alekhin D. V., Novikov A. M. Crimes in Housing and Communal Services: Qualification and Compensation for Harm // Criminal Procedure. 2018. № 12 (168).

Lapin V. O, Lapina S. B. Organization of Investigation of Crimes in the Field of Housing and Communal Services // Vestnik Ekono-micheskoj Bezopasnosti. 2020. № 4. Saharova E. G. Organizaciya sledovatelem vzaimodejstviya pri rassledovanii hishchenij v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozya-jstva // Kriminalistika. Sudebno-ekspert-

пертная деятельность. Оперативно-розыскная деятельность. 2018. № 4 (87).

5. Статистика ГИАЦ МВД России. URL: http://10.5.0.16/csi/files/content/stat/books/ text/txt126_202006.021.txt (дата обращения: 06.03.2022).

6. Стратегия развития: ЖКХ и городская среда. Национальный приоритет развития // Официальный сайт Минстроя России. URL: http://www.minstroyrf.ru/upload/ iblock/6ec/24.08.2018_Strategiya.pdf (дата обращения: 15.03.2022).

naya deyatel ' nost '. Op erativno - rozysknaya deyatel'nost'. 2018. № 4 (87).

5. Statistika GIAC MVD Rossii. URL: http://10.5.0.1б/csi/fïles/content/stat/books/ text/txt126_202006.021.txt (data obrashche-niya: 0б.03.2022).

6. Strategiya razvitiya: ZhKKh i gorodskaya sreda. Nacional'nyj prioritet razvitiya // Oficial'nyj sajt Minstroya Rossii. URL: http://www.minstroyrf. ru/upload/iblock/бec/24.08.2018_Strategiya. pdf (data obrashcheniya: 15.03.2022).

Для цитирования:

For citation:

Салеева Юлия Евгеньевна, Шпагина Юлия Викторовна. О практике расследования преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 3 (63). С. 126-136.

Saleeva Yuliya Evgen 'evna, Shpagina Yuliya Viktorovna. On the Practice of Investigating Crimes Committed on the Field of Housing and Communal Services // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 3 (63). P. 126-136.

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.