Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
организация расследования преступлений / жилищно-коммунальное хозяйство / органы предварительного следствия / управляющая компания / коммунальные платежи / тариф / судебно-экономическая экспертиза / разумный срок расследования / crime investigation organization / housing and communal services / the bodies of preliminary investigation / management company / communal payments / rate / forensic and economic expertise / reasonable period of investigation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вячеслав Олегович Лапин, Светлана Борисовна Лапина

Рассмотрены вопросы организации расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современных вызовов и угроз, изучены факторы, негативно влияющие на развитие отрасли, приведены статистические данные о результатах расследования преступлений рассматриваемой категории, выделены проблемные вопросы, возникающие в процессе расследования преступлений, приведены примеры следственной и судебной практики, сформулированы правовые, организационные и методические основы расследования преступлений, предложены рекомендации по совершенствованию управления органами предварительного следствия в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INVESTIGATION OF CRIMES IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article discusses the organization of an investigation of crimes in the field of housing and communal services in the face of modern challenges and threats, examines the factors that negatively affect the development of the industry, provides statistical data on the results of an investigation of crimes of this category, highlights problematic issues that arise during the investigation of crimes, and provides examples of investigative and judicial practice, formulated legal, organizational and methodological foundations of the investigation of crimes, recommendations on improving the management of preliminary investigation bodies in this area are proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 343.985.7:343.531 ББК 67.52:65.209

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10253 © В.О. Лапин, С.Б. Лапина, 2020

Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Вячеслав Олегович Лапин,

начальник отдела научно-исследовательского центра, кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8)

E-mail: lapin78@mail.ru;

Светлана Борисовна Лапина, старший преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учета,

кандидат экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: melesha83@mail.ru Рецензент: С.В. Ермаков, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Рассмотрены вопросы организации расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современных вызовов и угроз, изучены факторы, негативно влияющие на развитие отрасли, приведены статистические данные о результатах расследования преступлений рассматриваемой категории, выделены проблемные вопросы, возникающие в процессе расследования преступлений, приведены примеры следственной и судебной практики, сформулированы правовые, организационные и методические основы расследования преступлений, предложены рекомендации по совершенствованию управления органами предварительного следствия в указанной сфере.

Ключевые слова: организация расследования преступлений, жилищно-коммунальное хозяйство, органы предварительного следствия, управляющая компания, коммунальные платежи, тариф, судебно-экономическая экспертиза, разумный срок расследования.

ORGANIZATION OF INVESTIGATION OF CRIMES IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Viacheslav O. Lapin,

Head of the Department of the Research center

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125171, Moscow, ul. Zoya and Alexandra Kosmodemyanskikh, d. 8);

Svetlana B. Lapina,

Senior Lecturer of the Department of Economics and Accounting, Candidate of Economic Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article discusses the organization of an investigation of crimes in the field of housing and communal services in the face of modern challenges and threats, examines the factors that negatively affect the development of the industry, provides statistical data on the results of an investigation of crimes of this category, highlights problematic issues that arise during the investigation of crimes, and provides examples of investigative and judicial practice, formulated legal, organizational and methodological foundations of the investigation of crimes, recommendations on improving the management of preliminary investigation bodies in this area are proposed.

Keywords: crime investigation organization, housing and communal services, the bodies of preliminary investigation, management company, communal payments, rate, forensic and economic expertise, reasonable period of investigation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лапин В.О., Лапина С.Б. Организация расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):166-75.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее -ЖКХ) - одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот отрасли ЖКХ превышает 5,1 трлн рублей, что состав-

ляет более 5,4% ВВП. В рассматриваемой сфере работает 118 тыс. организаций, а общая численность занятых в отрасли превышает 2 млн человек [1].

Повышенное внимание к отрасли обусловлено рядом системных проблем, таких как высокий износ сетей и их аварийность, хаос в управлении жильем,

ветхость жилищного фонда и рост платежей за услуги ЖКХ. Кроме того, на повышенную криминализацию отрасли оказывают существенное влияние несовершенство нормативного правового регулирования, непрозрачность и значительный объем финансовых операций, коррупция и недобросовестные практики управляющих компаний (далее - УК) и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ).

В целях скорейшего решения проблем в рассматриваемой сфере создана Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» [2], а также в настоящее время во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», который включает в себя четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Общий бюджет национального проекта составляет более 1 трлн рублей, а срок реализации определен с 2018 года по 2024 год.

Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым 26 февраля 2020 года в рамках расширенного заседания коллегии МВД России отмечено, что снижение социальной напряженности, повышение уровня доверия граждан к органам власти способствовали меры по декриминализации сферы ЖКХ и долевого строительства жилья. Установлены многочисленные факты необоснованного завышения тарифов на предоставляемые услуги, хищение и присвоение государственных денежных средств должностными лицами, ответственными за их освоение. Выявлено более 1700 таких преступлений [3].

Первостепенная задача органов внутренних дел - это дальнейшая декриминализация экономики и борьба с коррупцией, защита бюджетных средств, других ресурсов, которые мы выделяем на развитие страны, от хищений, других корыстных посягательств разного рода.

Безопасное функционирование сферы ЖКХ является залогом стабильного функционирования экономики и благополучия населения. ЖКХ одна

из наиболее чувствительных сфер поскольку затрагивает интересы огромного количества граждан и организаций.

В современных условиях противодействия распространению COVID-19 возникают дополнительные риски для сферы ЖКХ, обусловленные нарастанием задолженности за оказанные коммунальные услуги как со стороны граждан, так и УК. В таких условиях прогнозируется существенное сокращение собираемости платежей за услуги ЖКХ. И это все на фоне увеличения нагрузки на управляющие компании в части количества уборок, дезинфекции помещений и разъяснений о расчетах за жилищно-коммунальные услуги в дистанционном режиме.

По данным от Минстроя России, задолженность за коммунальные услуги составляет 1,3 трлн рублей (810 млрд рублей задолжали УК, население и ТСЖ, бюджетные организации - 60 млрд рублей и прочие потребители - 400 млрд рублей) [4]. В таких условиях можно прогнозировать увеличение объема, а, следовательно, усугубление кризиса в сфере ЖКХ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [5] конечно снизит социальное напряжение и перенесет пик разбирательств по неплатежам до 2021 года, однако, не решит принципиальный вопрос платежеспособности потребителей коммунальных услуг.

Сложившаяся ситуация с большой долей вероятности будет использована недобросовестными УК и ТСЖ в преступных целях.

В то же время, не смотря на общее снижение количества ежегодно регистрируемых преступлений в рассматриваемой сфере, размера причиненного ущерба, а также принятые меры органами внутренних дел по организации досудебного производства по уголовным дела о преступлениях в сфере ЖКХ, существенных позитивных изменений не отмечается. На это, в частности, указывается Генеральной прокуратурой Российской Федерации в информации об устранении нарушений законодательства, допущенных следователями МВД России при рассмотрении сообщений и расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере ЖКХ [6].

В целях повышения эффективности и улучшения качества предварительного следствия, сокращения его сроков, недопущения нарушений законности Следственным департаментом МВД России на постоянной основе оказывается управленческое воздействие [7-9] и методическая помощь [10; 11], а также осуществляется ежеквартальный мониторинг результатов расследования уголовных дел о преступлениях в сфере ЖКХ [12].

Согласно статистическим данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» [13] за последние пять лет с одной стороны наметилась тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений в сфере ЖКХ на 38% (с 2 751 в 2015 году до 1 710 в 2019 году), а с другой - отмечается более чем двукратное увеличение размера причиненного ущерба (с 4,4 млрд рублей в 2015 году до 8,7 млрд рублей в 2018 году, однако, в 2019 году размер ущерба снизился более чем в 2 раза до 3,2 млрд рублей).

В 2019 году зарегистрировано 1 710 преступлений, из которых по 1 184 - предварительное расследование завершено. Окончены и направлены в суд уголовные дела о 930 преступлениях. При этом выявлено лиц, совершивших преступления 920.

Около половины дел (46%) находилось в производстве следственных подразделений органов внутренних дел Республики Северная Осетия - Алания (56), Республики Татарстан (75), Пермского (66) и Краснодарского (75) краев, г. Москвы (103), Астраханской (79), Московской (101), Новосибирской (55), Ростовской (55), Самарской (23) и Тюменской (72) областей. В ряде указанных регионов за последний год фиксируется рост регистрируемых преступлений рассматриваемой категории более чем в 2 раза, а в г. Москве - в 4 раза.

Причиненный ущерб по оконченным расследованием делам за 2019 год составил более 3,2 млрд рублей. В ходе расследования наложен арест, добровольно погашено, изъято имущества, денег и ценностей на сумму 2 млрд рублей.

Остается значительным количество дел, возвращенных для производства дополнительного следствия в 2019 году как прокурором, так и судом. Основными причинами принятия таких решений являлись технические ошибки в персональных данных, неверное указание в тексте обвинения места либо времени совершения преступления, несоответствие

текста постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого обвинительному заключению, а также нарушения, допущенные при ознакомлении с материалами уголовного дела.

Отметим, что вопросы выявления и расследования преступлений в сфере ЖКХ находятся в центре внимания ученых-криминалистов. Из числа авторов, исследовавших проблемы расследования преступлений рассматриваемой категории, отметим Маринкина Д.Н. [14], Титову К.А. [15], Антонова И.А. [16], Дорофеева И.Н., Строгалова В.В. [17], Ге-люс Т.Ф. [18], Алиеву Г.А. [19], которые заложили теоретическую основу выявления и расследования преступлений в сфере ЖКХ.

Не менее значимый вклад в совершенствование практики выявления и расследования преступлений в сфере ЖКХ внесли методические разработки, подготовленные специалистами Следственного департамента МВД России [20], ГУЭБиПК МВД России [21] и ЭКЦ МВД России [22].

Вместе с тем, не смотря на достаточную теоретическую разработанность вопросов расследования преступлений в сфере ЖКХ следователи продолжают сталкиваться как с типичными проблемами, так и вновь возникающими, методы разрешения которых еще предстоит выработать1.

Для этого обратимся к современной практике расследования преступлений в сфере ЖКХ. Так, мониторинг следственной практики свидетельствует о том, что основную массу составляют дела о преступлениях, связанных с неправомерным использованием денежных средств, выделяемых на выполнение ремонтно-строительных работ (более 50%), а также неправомерным использованием и хищениями денежных средств, полученных УК и ТСЖ от жильцов в виде коммунальных платежей. Как правило, полученные от населения денежные средства за коммунальные услуги в ресурсоснабжа-ющие организации не перечисляются, а расходуются на иные цели либо похищаются.

1 Выводы и предложения, изложенные в настоящей статье, базируются на результатах научно-исследовательской работы «Анализ практики расследования преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с предложениями по совершенствованию управления органами предварительного следствия в рассматриваемой сфере», предусмотренной п. 3 плана научной деятельности Академии управления МВД России на 2020 год и подготовленной автором по заявке Следственного департамента МВД России.

Хищения совершаются путем завышения объема фактически выполненных работ, либо выполнения работ с использованием более дешевых стройматериалов и указания в актах приема выполненных работ фиктивных данных о применении более дорогих стройматериалов, а так же путем выполнения работ частично или их полного невыполнения с присвоением денежных средств, поступивших в качестве предоплаты.

Одной из ключевых проблем является ненадлежащее проведение процессуальных проверок. Сообщения о преступлениях в следственные органы поступают нередко без наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, зачастую о событиях уже ликвидированного (реорганизованного, признанного банкротом) юридического лица, что обуславливает невозможность изъятия правоустанавливающих документов, проведения экспертиз в связи с аннулированием записи в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, закрытии банковских счетов, уничтожении банковской и бухгалтерской документации, имеющей ограниченный срок хранения.

Немаловажным аспектом, препятствующим своевременному принятию решений о возбуждении уголовного дела по материалам, являются неполнота проверочных мероприятий, не установление механизма, суммы ущерба, корыстного мотива или иной личной заинтересованности.

Одной из основных причин возвращения материалов процессуальных проверок без согласования вопроса о возбуждении уголовного дела является отсутствие заключений судебно-бухгалтерских экспертиз, которые могли бы послужить одним из оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В ряде случаев, бухгалтерская документация фактически не ведется, так как налоговая отчетность представляется по упрощенной системе налогообложения на основании книги прихода и расхода денежных средств, что исключает возможность проведения судебно-бухгалтерских экспертиз в целях установления сумм, подлежащих перечислению в ресурсоснабжающие организации.

В ходе проведения процессуальной проверки анализ финансово-хозяйственной деятельности УК или ТСЖ, оказывающих жилищно- коммунальные услуги, проводится поверхностно без установления

причин и условий, при которых образовалась та или иная задолженность перед поставщиками коммунальных услуг. Однако процессуальной оценке подлежат не только обстоятельства исполнения контракта подрядной организацией, но и нередко обстоятельства, предшествовавшие заключению контракта (стадия составления дефектных ведомостей, составления сметы, стадия проведения аукциона и заключения контракта), стадия сдачи-приемки выполненных работ, а также - осуществления строительного надзора.

В ходе доследственных проверок не всегда производится расчет ущерба, причиненного преступлением. Зачастую, в качестве ущерба указывается общая сумма задолженности перед поставщиками ресурсов и не учитывается фактически оплаченные потребителями суммы. Порой некорректно определяется период деятельности УК, на основании которого производится расчет суммы задолженности.

После возбуждения уголовных дел по таким материалам, в ходе следствия приходится восполнять пробелы и выполнять необходимые мероприятия, так как своевременно, в период проверки, сотрудниками оперативных служб не принимаются достаточные меры к установлению местонахождения, изъятию документации, проведению исследования финансово-хозяйственной деятельности, движению по расчетным счетам организаций.

Кроме того, при наличии сведений в материалах процессуальных проверок о сделках, вызывающих сомнения, оперативными сотрудниками меры по их проверке не принимаются, т.е. ненадлежащим образом отрабатываются контрагенты и иные финансовые операции, которые могли быть использованы при возможном хищении денежных средств.

В этой связи может быть полезным опыт ГУ МВД России по Самарской области, где главным следственным управлением разработан алгоритм, отражающий необходимый минимум документов, которые должны содержаться в материалах доследственных проверок по рассматриваемой категории дел: должностные инструкции, обязанности лица, в отношении которого проводится проверка; приказы о назначении на должность либо копии трудовых книжек; опросы руководителей, в компетенцию которых входит осуществление контроля за деятельностью проверяемого должностного лица с

разъяснением правильного порядка осуществления деятельности или полномочий лица, совершившего правонарушение; учредительные документы проверяемых организаций или учреждений; опросы лиц, в функции которых входит ведение первичного бухгалтерского учета с приложением документов об их назначении, с отражением вопросов о том, каким образом осуществляется бухгалтерский учет в организации, кем он осуществляется, на основании каких программ, кто имеет доступ к этим программам, кем ведется учет по кассовым операциям, где это отражается; копии документов первичного бухгалтерского учета; копии актов ревизий, а также документов, подтверждающих правомочность проведения ревизии (приказы, акты, инвентаризационные ведомости и т.д.); опросы лиц, проводивших ревизии по вопросам порядка и метода их проведения; опросы руководителей организаций-контрагентов проверяемой организации с приложением документов, подтверждающих их взаимоотношения.

В рамках организации поиска первичной финансово-хозяйственной и бухгалтерской документации следователям рекомендуется направлять отдельные поручения в подразделения ЭБиПК с требованием об установлении необходимой документации, свидетелей из числа работников УК и ТСЖ, лиц, фактически выполнявших ремонтные работы, фирм-однодневок, на чьи счета направлялись похищенные денежные средства и впоследствии обналичивались, установлении местонахождения имущества, на которое возможно наложение ареста.

Вместе с тем стоит отметить, что в качестве основной проблемы, препятствующей реализации результатов оперативно-служебной деятельности по выявлению преступлений в сфере ЖКК является ситуация при которой с одной стороны сотрудники подразделениями ЭБиПК нацелены на выявление фактов злоупотреблений при распределении бюджетных средств должностными лицами учреждений, подчиненных отраслевым министерствам, управлениям, комитетам, а с другой - вынуждены обращаться за сведениями о размере причиненного ущерба и за разъяснением действий должностных лиц соответствующих учреждений распорядителей бюджетных средств, действия которых проверяются. Это обусловлено тем, что при сборе доказательств, сотрудники постоянно сталкиваются с неопре-

деленностью и размытостью внутриведомственных документов, регламентирующих обязанности должностных лиц при распределении бюджетных средств, что создает риски уклонения последних от уголовной ответственности.

Еще одной проблемой, оказывающей существенное негативное влияние на организацию расследования преступлений в сфере ЖКХ, является длительность производства следствия по уголовным делам рассматриваемой категории, что сопряжено с исследованием большого объема финансовой документации и необходимостью производства трудоемких, как правило, экономических судебных экспертиз. В отдельных регионах еще сохраняется проблема недостаточного количества экспертов, имеющих допуск к проведению финансово-экономических (бухгалтерских), строительных, технических и иных экспертиз, а также длительность ожидания производства самих судебных экспертиз.

В целом длительность производства предварительного следствия по уголовным делам данной категории детерминирована следующими основными факторами:

- формирование доказательственной базы следственным путем с целью отграничения гражданско-правовых отношений от уголовно наказуемого деяния;

- исследование обстоятельств преступления, совершенного много лет назад, нередко сопровождается отсутствием финансово-хозяйственной документации, которая необходима для проведения судебных экспертиз;

- сложность, длительность и многообъектность судебных экспертиз, назначаемых по уголовным делам рассматриваемой категории (средняя продолжительность производства бухгалтерских и строительно-технических экспертиз - до 6 месяцев);

- установление значительного количества юридических лиц, имеющих адреса массовой регистрации, не осуществляющих какой-либо финансово-хозяйственной деятельности и созданных только с целью участия в преступных схемах вывода денежных средств, руководителями и учредителями которых являются номинальные лица, проживающие, как правило, не по месту регистрации и за пределами региона;

- изучение, осмотр и анализ значительного количества документов финансовой, налоговой отчетности, банковские выписки о движении денежных средств, информация из которых, в последующем в обобщенном виде должна быть использована в ходе допроса потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых с подробными и детальными ссылками на документы финансово-хозяйственной деятельности;

- проведение большого объема следственных действий в части допросов свидетелей (жителей домов, сотрудников УК и ТСЖ, работников строительных организаций, ведомственных учреждений (департаментов, администраций));

- наличие арбитражных судебных процессов и решений по ним, участниками которых являются лица, имеющие процессуальный статус по уголовному делу;

- сложность в доказывании вины фигурантов, обладающих в большинстве случаев, профессиональными навыками и знаниями в области строительства и ЖКХ;

- не установление имущества фигурантов и третьих лиц на стадии проведения доследственных проверок, что не позволяет принять достаточные и своевременные меры к возмещению причиненного материального ущерба на стадии предварительного следствия;

- некомплект следователей, обладающих навыками расследования уголовных дел в сфере ЖКХ.

В ходе расследования уголовных дел по преступлениям в сфере ЖКХ возникают проблемы своевременного принятия надлежащих мер к возмещению ущерба. Отмечается низкая результативность работы по обеспечению возмещения материального ущерба, в том числе по наложению ареста на активы и недвижимость, принадлежащие как подозреваемым (обвиняемым), так и иным связанным с последними третьими лицам.

С целью повышения эффективности деятельности по возмещению ущерба, причиненного преступлениями указанной категории, а также сокращения сроков предварительного расследования уголовных дел, руководителям следственных подразделений, а также оперативных служб рекомендуется на стадиях процессуальных проверок, в целях сокращения сроков подготовки неотложных следственных дей-

ствий, а именно проведения обысков, наложения арестов на имущество, задержания подозреваемых, своевременно предоставлять рассекреченные результаты оперативно-разыскных мероприятий, приобщать к материалам на стадии проверки полные характеризующие данные на основных фигурантов, в том числе об их имущественном положении, месте проживания, открытых расчетных счетах.

Не редко, одновременно с расследованием уголовных дел осуществляется процедура банкротства УК, в связи с этим на решения следователя о наложении ареста на имущество по исковым заявлениям, поступившим в ходе следствия, накладывается мораторий по решению арбитражных судов. В тех случаях, когда после вывода активов учредители УК умышленно вносят изменения в учредительные документы и неоднократно меняют место регистрации юридического лица, в том числе в других регионах России, возникают проблемы реализации постановления о наложении ареста на имущество за пределами региона.

В целях оптимизации процесса возмещения ущерба, причиненного преступлениями рассматриваемой категории рекомендуется начиная со стадии проведения доследственной проверки осуществлять сбор информации в отношении юридических лиц, их внутренней структуры, хозяйственных связей, финансового положения, наличия представительств и филиалов, дочерних предприятий. Особое внимание необходимо уделять учредителям, лицам, имеющим контрольные пакеты акций, руководителям организаций.

Кроме того, должна собираться сведения о: наличии-отсутствии у лиц, в отношении которых проводится проверка, недвижимого имущества, денежных средств на счетах в банках; доходах по форме 2 НДФЛ; юридических лицах, в которых фигурант выступает руководителем, учредителем; регистрации фигуранта в качестве ИП; наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества, банковских счетов, заграничного паспорта; отсутствии или наличии судимости; фактическом проживании подозреваемого; местонахождении денежных средств, полученных от преступной деятельности.

Данная информация позволит следователю на первоначальном этапе предварительного следствия

по уголовному делу изъять похищенное или применить иные меры обеспечительного характера.

В качестве положительного примера расследования преступлений в сфере ЖКХ, совершенного в составе организованной группы, можно привести уголовное дело возбужденное 05.05.2016 СЧ ГСУ ГУ МВД России по г. Москве по обвинению А., Щ., П., В., Т., Г., М, Б, В2., Ж., С., З., Ш, Б2. и А2. в совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Предварительным следствием установлено, что данные лица совместно с работниками ГБУ г. Москвы «Жилищникрайона Гольяново» в период с 2014 по 2016 год, действуя в составе организованной группы и используя свое служебное положение, под предлогом фиктивного оформления граждан на должности в указанное учреждение, заведомо зная, что граждане никакого трудового участия в деятельности учреждения не принимали, используя оформленные на них банковские карты ПАО «Сбербанк России» и ПАО «Банк ВТБ- 24», путем обмана похитили денежные средства, поступившие на их счета с лицевого счета учреждения из бюджета г. Москвы в качестве заработной платы, на общую сумму более 19 млн рублей.

Виновность указанных лиц в совершении преступления подтверждена совокупностью собранных по делу доказательств - показаниями свидетелей, очными ставками, заключениями судебно-эко-номических экспертиз и иными доказательствами. В основу обвинения также положены рассекреченные результаты оперативно-розыскных мероприятий, в том числе «прослушивания телефонных переговоров» и «снятия информации с технических каналов связи», проведенные в отношении ключевых фигурантов по делу.

Расследование осуществлялось следственно-оперативной группой. Правильная организация всего процесса расследования, своевременное назначение судебных экспертиз, эффективное взаимодействие с оперативными подразделениями, постоянный взаимный обмен информацией между следователями и оперативными сотрудниками, согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, качественное исполнение поручений следователя, непрерывное, полное и всестороннее исследование обстоя-

тельств уголовного дела позволили доказать вину участников преступления и обеспечить неотвратимость наказания.

Как на стадии доследственной проверки, так и в ходе следствия установлено принадлежащее обвиняемым недвижимое имущество и денежные средства, находящиеся на расчетных счетах, в размере более 29 млн рублей. На имущество и денежные средства следователем своевременно наложен арест, что исключило возможность их сокрытия.

Приговором Тушинского районного суда г. Москвы 17.12.2019 все указанные лица признаны виновными и им назначено наказание от 3 до 5 лет лишения свободы в зависимости от степени участия и реализуемой роли в составе организованной группы [23].

Однако на практике встречаются и отрицательные примеры. Так, в отдельных случаях неполное и некачественное расследование, результаты которого представлены в суд, приводит к признанию подсудимых невиновными и их оправданию, с возникновением права на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, предусмотренного главой 18 УПК РФ.

Одним из ключевых обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по делам о хищениях в сфере ЖКХ, является фиктивный характер гражданско-правовых сделок, обосновывающих вывод злоумышленником денежных средств. Отсутствие достаточных доказательств, имеющихся в распоряжении следствия, может привести негативным последствиям, в том числе вынесению оправдательного приговора.

Так, СУ УМВД России по г. Пермь 01.11.2018 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ходе расследования установлено, что П., являясь председателем правления «ТСЖ-54», в полномочия которого входило распоряжение, управление, пользование и хранение имущества «ТСЖ-54», действуя из корыстной заинтересованности, с использованием своего служебного положения, в неустановленный период времени до 10.08.2016, заключил с ООО «ТехСервис» в лице П2. фиктивный договор подряда на выполнение комплекса работ на сумму 135,6 тыс. рублей.

В период времени с 19.08.2016 по 7.09.2016 П. действуя умышленно, достоверно зная, что рабо-

ты по договору с ООО «ТехСервис» не выполнялись, перечислил с расчетного счета «ТСЖ-54» на расчетный счет ООО «ТехСервис», денежные средства на общую сумму 135,6 тыс. рублей, которые в последующем П2. обналичил и передал П.

По материалам уголовного дела Ленинским районным судом г. Перми 01.11.2019 вынесен оправдательный приговор, согласно которому П. и П2. признаны невиновными. Из приговора суда следует, что установлено наличие гражданско-правовых отношений между «ТСЖ-54» и ООО «ТехСервис». Оснований для признания указанно договора фиктивным в судебном заседании не представлено. Переписка в мессенджере между П. и П2 якобы доказывающая вину подсудимых, не принята судом в качестве доказательства поскольку носит неочевидный характер. Иные доказательства, представленные стороной обвинения, не доказывают вину подсудимых в совершении преступлений.

Согласно апелляционному определению Пермского краевого суда от 24.12.2019, апелляционное представление прокурора оставлено без удовлетворения, а оправдательный приговор вступил в законную силу [24].

Вместе с тем, большая часть органов предварительного следствия должным образом выстроила работу по линии расследования преступлений в сфере ЖКХ, не только путем исполнения предписаний и указаний Следственного департамента МВД России, но и путем инициативной разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности расследования преступлений рассматриваемой категории (издание локальных актов, регламентирующих отдельные вопросы расследования преступлений в сфере ЖКХ; создание специализированных следственно-оперативных групп; создание межведомственных рабочих групп по вопросам соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; разработка алгоритмов действий следователя; анализ и распространение положительного опыта; проведение тематических межведомственных занятий по соответствующей тематике; закрепление сотрудников, реализующих контрольно-методические и информационно-аналитические функции).

Анализ практики расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере ЖКХ, сви-

детельствует о том, что не смотря на предпринимаемые усилия ряд типичных проблемных вопросов остаются актуальными в настоящее время и оказывают негативное влияние на организацию расследования преступлений указанной категории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях совершенствования организации управления органами предварительного следствия в сфере ЖКХ предлагаем:

1. Проведение доследственных проверок и производство по уголовным делам данной категории поручать квалифицированным следователям, имеющим достаточный опыт расследования преступлений в сфере экономики, наиболее сложные и трудоемкие сконцентрировать в следственных частях ГСУ (СУ).

2. Организовать обучение и повышение квалификации следователей, специализирующихся на расследовании преступлений рассматриваемой категории, проведение рабочих встреч с прокурорами, в части выработки единых подходов к квалификации преступлений в сфере ЖКХ, изучение судебной практики по нарушениям в сфере ЖКХ. Это позволит выработать единообразный с надзирающими прокурорами подход к оценке собранных доказательств на предмет их достаточности для направления уголовного дела в суд, а владение судебной практикой - оценить «судебную перспективу» рассмотрения уголовного дела в суде.

3. На первоначальном этапе расследования проверять наличие признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 171, 1731, 174, 1741, 195, 196 УК РФ, при их выявлении принимать решения о дополнительной квалификации деяний по данным статьям.

4. Обеспечить результативное взаимодействие с оперативными подразделениями в целях принятия своевременных мер по установлению лиц, совершивших противоправные деяния (организаторов, участников), и их преступных связей, а также установлению имущества, на которое может быть наложен арест.

5. Разработать комплекс мер по усилению ведомственного контроля за раскрытием и расследованием преступлений в сфере ЖКХ, а также эффективную систему упреждающего процессуального контроля за соблюдением порядка уголовного судопроизводства.

6. По каждому уголовному делу принимать меры по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 174.1 УК РФ, и доказыванию фактов легализации денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления в сфере ЖКХ, установлению местонахождения денежных средств или иного имущества, добытого преступным путем, и наложению в судебном порядке на него ареста, использовать возможности Росфинмо-ниторинга.

7. Обеспечить контроль за своевременным назначением необходимых строительно-технических, бухгалтерских и финансово-экономических судебных экспертиз. В целях сокращения сроков производства судебных экспертиз и исключения ситуаций некорректной постановки экспертных задач, либо не предоставления всего перечня необходимых документов предлагается в обязательном порядке проводить «доэкспертную» оценку материалов уголовного дела с привлечением сотрудников ЭКП.

8. По каждому уголовному делу выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и другие нарушения закона. Вносить мотивированные представления о принятии мер по их устранению.

Последовательная реализация рекомендованных нами мер управленческого воздействия позволит выстроить эффективную систему организации расследования преступлений в сфере ЖКХ и добиться положительных результатов работы в этом направлении.

Литература

1. Стратегия развития: ЖКХ и городская среда. Национальный приоритет развития. - Минстрой России, 2018 // URL: http://www.minstroyrf.ru/ upload/iblock/6ec/24.08.2018_Strategiya.pdf (дата обращения: 05.05.2020).

2. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 23.07.2007, № 30, ст. 3799.

3. Материалы заседания расширенной коллегии МВД России, состоявшейся 26 февраля 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/ events/62860 (дата обращения: 05.05.2020).

4. Аварийная недоплата // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/11/12/dolgi-za-kommunalnye-resursy-i-uslugi-dostigli-13-trilliona-rublej.html (дата обращения: 05.05.2020).

5. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2020 (дата обращения: 05.05.2020).

6. Письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16.05.2019 № 16-43-2019 и от 20.03.2018 № 16-22-2018 «Информация об устранении нарушений законодательства, допущенных следователями МВД России при рассмотрении сообщений и расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

7. Письмо Следственного департамента МВД России от 16.07.2019 № 17/3-24078 «Об организации расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

8. Решение оперативного совещания у заместителя начальника Следственного департамента МВД России генерал-майора юстиции Краковского А.М. от 17 апреля 2018 года.

9. Указание Следственного департамента МВД России от 20.04.2018 № 17/3-12805 «Об организации расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

10. Письмо Следственного департамента МВД России от 27.09.2019 № 17/3-33887 «О положительном опыте организации расследования уголовных дел о преступлениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

11. Письмо Следственного департамента МВД России от 29.04.2019 № 17/3-13970 «О направлении обзора «Практика расследования преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства»».

12. Распоряжение МВД России от 30 января 2020 года № 1/905 «О предоставлении информации в Следственный департамент МВД России».

13. Сводный отчет по России «О состоянии преступности и результатах расследования преступлений за 2015-2019 годы». Форма № 494 (4ЕГС). Кн. 10. М.: ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2020.

14. Маринкин Д.Н. Расследование преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009. 218 с.

15. Титова К.А. Методика расследования хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2009. 232 с.

16. Антонов И.А., Титова К.А. Расследование хищений, совершаемых организованными преступными группами в сфере жилищно-коммунального хозяйства (вопросы организации и криминалистической методики): учебное пособие / под общ. ред. И.А. Антонова. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. 143 с.

17. Дорофеев И.Н., Строгалов В.В. Организация оперативно-розыскной деятельности территориальных органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства: учебно-методическое пособие. М.: Академия управления МВД России, 2013. 132 с.

18. Гелюс Т.Ф. Расследование преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства: науч.-практ. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2015. 79 с.

19. Алиева Г.А. Методика расследования взяточничества и коммерческого подкупа в жилищно-коммунальном хозяйстве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 228 с.

20. Пособие следователю о проведении проверки и расследовании уголовных дел о преступле-

ниях в сфере жилищно-коммунального хозяйства. М.: Следственный департамент МВД России, 2015. 21 с.

21. Рекомендации по принятию комплекса дополнительных мер, направленных на повышение результативности деятельности по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, связанных с неправомерным использованием финансовых ресурсов в системе жилищно-коммунального комплекса. М.: ГУЭБиПК МВД России, 2013.

22. Аналитический обзор «О совершенствовании экспертной практики производства бухгалтерских экспертиз, связанных с исследованием финансово-хозяйственной деятельности субъектов жилищно-коммунального хозяйства». М.: ЭКЦ МВД России, 2015. 44 с.

23. Приговор Тушинского районного суда г. Москвы от 17.12.2019 по делу № 01-0639/2019 // Официальный сайт Тушинского районного суда г. Москвы. URL: https://www.mos-gorsud.ru (дата обращения: 05.05.2020).

24. Приговор Ленинского районного суда г. Перми от 01.11.2019 по делу № 1-209/2019 // Официальный сайт Ленинского районного суда г. Перми. URL: https://lenin--perm.sudrf.ru (дата обращения: 05.05.2020).

Дознание в органах внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. Ф.К. Зиннурова, А.С. Есиной. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.

Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.