Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИКИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАСКРЫВАЕМОСТЬ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КОРРУПЦИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ДОСЛЕДСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА / СУММА УЩЕРБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремин Сергей Германович, Стешенко Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются причины создавшейся негативной ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, приводится анализ практики борьбы правоохранительных органов с указанными преступлениями, рассматриваются проблемы в деятельности органов предварительного следствия и дознания, связанные с выявлением, раскрытием и расследованием хищений, преступлений коррупционной направленности, совершенных в этой сфере. Автором установлено, что очень редко выявляются преступления, совершаемые организованными преступными группами, не всегда используются возможности контролирующих органов, материалы которых служат основанием проверок. Упущения в работе в значительной степени связаны с недостаточным уровнем подготовленности оперативных сотрудников и следователей, не обладающих специальными знаниями в области финансов и строительства, которые необходимы для эффективного выявления, раскрытия и расследования таких преступлений, а также отсутствием должного уровня взаимодействия между указанными подразделениями. Кроме того, обстоятельством, способствующим совершению преступлений в данной отрасли, является несовершенство законодательства. Уголовные дела о преступлениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства в правоохранительных структурах находятся на особом контроле, но допускаются и многочисленные незаконные решения о прекращении уголовных дел, и их количество увеличивается, расследование преступлений нередко осуществляется с нарушениями закона.The article reveals the reasons of negative situation in Russian Federation housing and utilities, the analysis of practice of crime preventing by law enforcement agencies, problems in preliminary investigation agencies’ activity connected with stealing and corruption revealing, solving and investigation in this sphere. Very rarely detected offences committed by organized criminal groups. Omissions in the work to be significantly associated with inadequate level of preparedness operational staff and investigators, not possessing special knowledge in the field of Finance and construction, which are necessary for the effective identification, disclosure and investigation of such crimes, and also the lack of proper communication between these departments. In addition, by factor contributing to crime in the industry, is the imperfection of the legislation. Criminal cases about crimes in the sphere of housing and utilities in the law enforcement structures are under special control, but allowed and numerous illegal decision on termination of criminal cases, and the number increases, the investigation of crimes is often conducted on the violations of the law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Еремин Сергей Германович, Стешенко Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИКИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

повысить безопасность жизни людей в населен- скажется на авторитете правоохранительных ор-ных пунктах, а также положительным образом ганов в целом.

Примечания

1. Бугера М. А., Третьяков В. И. Особенности профилактики хищений средств сотовой связи: учеб. пособие. Волгоград, 2012.

2. О связи: федер. закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (в ред. от 21 октября 2013 г.) // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

3. Третьяков В. И., Бугера М. А. История развития средств сотовой связи и противодействия их хищениям // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 1(20).

4. Только в 2013 г. в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации было внесено 9 таких законопроектов: О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» [Электронный ресурс]: законопроект от 28 февраля 2013 г. № 231272-6 // Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации: [сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ (дата обращения: 21.01.2014).

5. Дерюжкина Е. В., Шамьюнова Д. М. Судебная компьютерно-техническая экспертиза мобильных телефонов сотовой связи // Принципы права: теория и практика: сб. тезисов докл. (по материалам III Меж-дунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, Саратов, 21 ноября 2011 г.). Саратов, 2012.

6. О ломбардах: федер. закон 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ от (в ред. от 2 ноября 2007 г.) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 3992.

7. Субботина М. В. Теория и практика расследования хищений чужого имущества (теоретические основы, правовые и организационно-тактические проблемы расследования): монография. Волгоград, 2002.

8. О порядке приобретения для последующей реализации бывших в употреблении средств сотовой связи на территории Орловской области [Электронный ресурс]: постановление главы Орловской области от 8 февраля 2008 г. № 752-03 // Орловская область: [сайт]. URL: http://oryol.news-ity.info/docs/2008/ index.htm (дата обращения: 09.10.2010).

9. Папкова Т. П. Зарубежный опыт профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Рос. следователь. 2003. № 4.

10. Бодренков В. Оперативно-разыскное предупреждение преступлений // Законность. 2007. № 9.

11. Можаева И. П. Организационные основы деятельности следователя по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений: монография. М., 2007.

12. Суздалев Е. А. Система видеонаблюдения — обязательная составная часть системы безопасности аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» // Правоохранительные органы: теория и практика. 2012. № 2.

13. Об участии граждан в охране общественного порядка [Электронный ресурс]: проект федер. закона от 13 марта 2013 г. № 238654-6 // Государственная дума: официальный сайт. URL: http://asozd2.duma. gov.ru/ (дата обращения: 16.05.2013).

© Бугера М. А., Скоморохов О. Н., Третьяков Ю. В., 2014

С. Г. Еремин, Ю. С. Стешенко

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются причины создавшейся негативной ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, приводится анализ практики борьбы правоохранительных органов с указанными преступлениями, рассматриваются проблемы в деятельности органов предва-

рительного следствия и дознания, связанные с выявлением, раскрытием и расследованием хищений, преступлений коррупционной направленности, совершенных в этой сфере. Автором установлено, что очень редко выявляются преступления, совершаемые организованными преступными группами, не всегда используются возможности контролирующих органов, материалы которых служат основанием проверок.

Упущения в работе в значительной степени связаны с недостаточным уровнем подготовленности оперативных сотрудников и следователей, не обладающих специальными знаниями в области финансов и строительства, которые необходимы для эффективного выявления, раскрытия и расследования таких преступлений, а также отсутствием должного уровня взаимодействия между указанными подразделениями. Кроме того, обстоятельством, способствующим совершению преступлений в данной отрасли, является несовершенство законодательства. Уголовные дела о преступлениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства в правоохранительных структурах находятся на особом контроле, но допускаются и многочисленные незаконные решения о прекращении уголовных дел, и их количество увеличивается, расследование преступлений нередко осуществляется с нарушениями закона.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, выявление, раскрываемость и расследование преступлений, коррупция, доследственная проверка, сумма ущерба, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

Э. G. Егет'ш, и. S. Steshenko

ANALYSIS OF PRACTICE OF RUSSIAN FEDERATION HOUSING AND UTILITIES CRIME PREVENTING

The article reveals the reasons of negative situation in Russian Federation housing and utilities, the analysis of practice of crime preventing by law enforcement agencies, problems in preliminary investigation agencies' activity connected with stealing and corruption revealing, solving and investigation in this sphere.

Very rarely detected offences committed by organized criminal groups. Omissions in the work to be significantly associated with inadequate level of preparedness operational staff and investigators, not possessing special knowledge in the field of Finance and construction, which are necessary for the effective identification, disclosure and investigation of such crimes, and also the lack of proper communication between these departments. In addition, by factor contributing to crime in the industry, is the imperfection of the legislation. Criminal cases about crimes in the sphere of housing and utilities in the law enforcement structures are under special control, but allowed and numerous illegal decision on termination of criminal cases, and the number increases, the investigation of crimes is often conducted on the violations of the law.

Keywords: housing and utilities, revealing, crime solving and investigation, corruption, pre-investigation check, damage, Economic Security and Anti-Corruption Enforcement subdivisions.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) Российской Федерации занимает одно из основных мест в системе национального хозяйства страны и представляет собой сложную систему деятельности организаций, служб и хозяйств по бесперебойному обеспечению жизнедеятельности государства и обслуживанию населения [1].

Происходящие преобразования в сфере ЖКХ привели не только к положительным результатам (снижению датирования бюджетных средств в эту область, переходу к рыночной экономике и др.), но и к неблагоприятным последствиям (отсутст-

вию эффективных экономических отношений между задействованными в сфере ЖКХ компаниями и, соответственно, обострению криминогенной обстановки).

Генеральный прокурор России Юрий Чайка на одном из координационных совещаний в 2013 г. раскритиковал оперативников и следователей за неудовлетворительную работу в сфере ЖКХ, нарушение разумных сроков следствия и недостаточную раскрываемость преступлений, совершенных организованными преступными группами. В частности, он отметил: «Несмотря на наметив-

шиеся положительные тенденции в деятельности правоохранительных органов, уровень криминализации ЖКХ не снижается. За последние два с половиной года всеми органами предварительного расследования возбуждено 3 550 уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере ЖКХ, при этом более 1,5 тысяч из них связаны с различными проявлениями коррупции». Однако, по его заявлению, «...даже эти значительные показатели не отражают реального положения дел в отрасли, а расследование преступлений нередко осуществляется с нарушениями закона» [2].

В первом полугодии текущего года более чем в 3 раза возросло число нарушений законодательства об оперативно-разыскной деятельности, установленных по делам оперативного учета, которые были заведены в целях выявления и пресечения хищений и злоупотреблений в ЖКХ. Всего таких нарушений было выявлено около 500. Слабые оперативные позиции не позволяют получать действительно значимую информацию, несмотря на общий рост числа возбужденных уголовных дел по материалам оперативно-разыскной деятельности, крайне редко выявляются преступления, совершаемые организованными преступными группами. Не всегда используется ресурс контролирующих органов, материалы которых служат основанием проверок.

Очевидно, что упущения в работе в значительной степени связаны с недостаточным уровнем подготовленности оперативных сотрудников и следователей, не обладающих специальными знаниями в области финансов и строительства, которые необходимы для эффективного выявления, раскрытия и расследования таких преступлений, а также отсутствием должного уровня взаимодействия между указанными подразделениями, поскольку даже установление лиц, не имеющих отношение к противоправному деянию, но обладающих определенными сведениями по интересующим следствие обстоятельствам, часто требует совместных усилий [3, с. 94].

В своем выступлении Генпрокурор обратил внимание на серьезные недостатки в деятельности органов предварительного расследования, число фактов нарушения законодательства в ходе следствия с 2013 г. возросло в 4,5 раза (нарушения сроков следствия, факты волокиты со стороны следователей). Например, по одному из уголовных дел СУ при МВД по Псковской области первые следственные действия, направленные на

выяснение обстоятельств преступного деяния в сфере ЖКХ, были проведены следователем лишь по истечении 5 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. При этом срок предварительного следствия продлевался дважды [2].

Уголовные дела о преступлениях в сфере ЖКХ во всех правоохранительных структурах находятся на особом контроле, но все же допускаются и многочисленные незаконные решения о приостановлении предварительного следствия и прекращении уголовных дел, и их количество увеличивается. Так, в первом полугодии текущего года число отмененных прокурорами решений следователей СК России о прекращении и приостановлении уголовных дел возросло в 6 раз, а МВД России — в 2 раза [2].

Обработка статистических данных позволяет отразить количественные и качественные изменения преступности, свидетельствующие о степени ее общественной опасности, и определить основные направления борьбы с экономическими преступлениями; создать основу организационно-методического обеспечения и законодательного регулирования этой сферы.

Данные ГИАЦ МВД России свидетельствуют об общем снижении количества преступлений в сфере экономической деятельности, выявленных службой ЭБ и ПК, но в жилищно-коммунальной сфере увеличение составляет 48 %. Сумма причиненного ущерба превышает 2 млрд руб. [3].

С одной стороны, показатели свидетельствуют об усилении борьбы с экономической преступностью в ЖКХ, а с другой — очевидны низкие результаты работы в 2013 г. подразделений ЭБ и ПК в Кабардино-Балкарской Республике (3 преступления), Республиках Тыва (4 преступления), Саха (Якутия) (11 преступлений), Марий Эл (12 преступлений), Костромской области (3 преступления), Смоленской (25 преступлений), Брянской (31 преступление), Ленинградской (38 преступлений), Липецкой области (39 преступлений).

Данные показатели свидетельствуют о недооценке важности данного направления работы для экономики страны. Формальный подход к организации оперативно-служебной деятельности по выявлению преступлений, совершаемых в рассматриваемой сфере, показывает, что сектор ЖКХ не защищен от преступных посягательств. Большая часть преступлений в ЖКХ направлена против собственности, их доля превышает 70 % от общего числа выявленных преступлений и значитель-

ная часть — хищения чужого имущества, должностные и служебные преступления (58 %) [3].

Осуществление профилактики преступной деятельности предусматривает не только выявление и устранение криминогенных факторов, но и выявление лиц, склонных к совершению преступлений в целях профилактического воздействия [4, с. 93].

Превалирующая часть лиц, причастных к преступной деятельности в рассматриваемой сфере, — либо руководители, либо служащие. Исполнителями бывают лица, обладающие глубокими знаниями в сфере экономики, гражданского, банковского права, имеющие высокую профессиональную подготовку, знающие производство, документооборот, недостатки в организации контроля за сохранностью ценностей. Служебное положение, профессиональные навыки, жизненный опыт этих лиц оказывают влияние на выбор способов преступлений и создание соответствующих условий, способствующих их совершению.

Например, в ходе реализации оперативных материалов УЭБ и ПК МВД по Нижегородской области возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ в отношении руководителя МУП ЖКХ пос. Работки Сомова, который совершил хищение печного топлива в количестве 350 т на сумму 1,5 млн руб., выделенного для котельных поселка. Взамен Сомов приобрел низкокачественное топливо по низкой цене, в результате чего температура в жилых домах не поднималась выше 10° [5].

Нельзя игнорировать тот факт, что рост числа выявленных преступлений свидетельствует о возрастающей нагрузке на сотрудников правоохранительных органов. В результате этого действия оперативных подразделений сосредоточиваются на определенных направлениях, которые позволяют обеспечить выполнение плановых показателей, и происходит так называемый «сброс» информации, вызванный ограниченными возможностями аппаратов ЭБ и ПК и следствия, которые, в свою очередь, определяются наличием кадровых, материальных и иных ресурсов.

Не во всех случаях руководство организаций ЖКХ, где были совершены хищения имущества или денежных средств, обращаются к правоохранительным органам. Ими часто принимаются всевозможные усилия для предотвращения возбуждения уголовных дел, что затрудняет выявление и раскрытие преступлений, совершаемых в рас-

сматриваемой сфере. Рост преступного профессионализма, использование различных способов совершения преступлений затрудняют выявление, раскрытие и расследование прежде всего хищений, совершенных путем присвоения (растраты) вверенного имущества и мошенничества.

Если говорить о причинах создавшейся негативной ситуации в сфере ЖКХ и обстоятельствах, способствующих совершению преступлений в данной отрасли, то, на наш взгляд, они состоят главным образом в несовершенстве законодательства:

— во-первых, в Уголовном кодексе Российской Федерации не предусмотрена ответственность руководителей управляющих организаций за нецелевое использование средств, собираемых с населения, отсутствуют нормы, обязывающие направлять финансовые потоки в нужное коммунальное русло, так как это не бюджетные деньги, а руководители управляющих компаний не относятся к категории должностных лиц, поэтому их нельзя осудить даже за халатность;

— во-вторых, много пробелов в Федеральном законе «О фонде содействия реформированию ЖКХ», который не предусматривает адекватных механизмов контроля над бюджетными деньгами, направленными на ремонт жилья. Ведь никто конкретно не несет ответственности за средства: управляющая компания получает средства на счет, становится их собственником и не отчитывается за них. Муниципалитеты отвечают только за предоставление информации об освоенных средствах, а не за сами деньги, т. е. дело чиновников — подписать акты выполненных подрядчиками работ, что муниципалитеты делают без проверки конечного результата либо получают откаты и покрывают недобросовестных исполнителей, разоряющих бюджет.

Полагаем, справиться с вышеназванными негативными ситуациями помог бы жесткий технический надзор, но такового, к сожалению, не существует, а значит, все оборачивается обманом: договоры о технадзоре заключаются с подконтрольными чиновникам или «своими» фирмами, которые проводят некачественные работы или вообще ничего не понимают в строительстве и капремонте. Часто такие фирмы потом невозможно найти, а сотрудники местных администраций не обязаны участвовать в техническом контроле и потому остаются в стороне.

В связи с изложенным полагаем, что законода- четы за выполненные работы и потраченные телю необходимо предусмотреть возможность деньги, что привело бы к росту эффективности отбора и назначения ответственных за технадзор реформы ЖКХ. чиновников, обязать их вести, например, фотоот-

Список библиографических ссылок

1. О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1086 (ред. от 6 февраля 2006 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Выступление генерального прокурора Российской Федерации Ю. Чайки на координационном совещании с сотрудниками правоохранительных органов [Электронный ресурс]. URL: http://www.newstube.ru (дата обращения: 11.09.2014).

3. Замылин Е. И. «Оперативное сопровождение» или «Оперативное обеспечение» (о взаимодействии следственных и оперативных аппаратов в условиях противодействия расследованию)? // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 3 (26). С. 92—99.

4. Бирюков С. Ю., Стешенко Ю. С. О некоторых проблемах профилактики преступлений в сфере предпринимательства // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27). С. 91—95.

5. Архив Нижегородского городского суда: уголовное дело № 2-201/2013.

© Еремин С. Г., Стешенко Ю. С., 2014

***

Е. В. Зайцева

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Статья посвящена вопросам организации расследования преступлений экономической направленности, оптимизации работы по расследованию данного вида уголовно наказуемых деяний.

Анализ следственно-судебной практики показывает, что расследование преступлений экономической направленности вызывает немалые трудности у сотрудников ведомственных подразделений, к компетенции которых, согласно УПК РФ, относится обязанность проводить расследование указанной категории дел. В связи с этим в работе обращается внимание на проблемные вопросы, возникающие при расследовании преступлений рассматриваемого вида, даются рекомендации по повышению эффективности работы по совершенствованию тактики раскрытия и расследования данных преступлений.

Вместе с тем в научной работе анализируются типичные следственные ситуации, складывающиеся при расследовании преступлений экономической направленности, акцентируется внимание на важности планирования, что обусловливает качественное и грамотное расследование данного вида преступлений.

Ключевые слова: преступления экономической направленности, специальные знания, документальная ревизия, проверка, инвентаризация.

E. V. Zaytseva

THE SPECIFIC USE OF EXPERTISE IN THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES

The article is devoted to the organization of the investigation of economic crimes, and optimization of the process of detection and investigation of this type of criminal offenses. Author suggests ways of improving the work of the investigator on specific aspects of the use of special knowledge during the pre-investigation stage, the organization of interaction of the preliminary investigation bodies with expert divisions in the process of investigation of economic crimes.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.