Научная статья на тему 'О практике получения осужденными к лишению свободы среднего профессионального и высшего образования с использованием дистанционных технологий'

О практике получения осужденными к лишению свободы среднего профессионального и высшего образования с использованием дистанционных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / VOCATIONAL EDUCATION OF CONVICTS / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY AND HIGHER EDUCATION OF PRISONERS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / EDUCATION OF PRISONERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапов А.М., Храброва Е.В.

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы организации и проведения среднего профессионального и высшего образования осужденных с помощью использования дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the practice of getting secondary and higher professional education by the sentenced to imprisonment using distance technologies

The article is devoted to some topical problems of organizing and conducting secondary and higher professional education of prisoners using distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «О практике получения осужденными к лишению свободы среднего профессионального и высшего образования с использованием дистанционных технологий»

А. М. ПОТАПОВ A. M. POTAPOV

начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы

Е. В. ХРАБРОВА Е. V. KHRABROVA

доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, майор внутренней службы

О практике получения осужденными к лишению свободы среднего профессионального и высшего образования с использованием дистанционных технологий

About the practice of getting secondary and higher professional education by the sentenced to imprisonment using distance technologies

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы организации и проведения среднего профессионального и высшего образования осужденных с помощью использования дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: образование осужденных, дистанционное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование осужденных.

Abstract. The article is devoted to some topical problems of organizing and conducting secondary and higher professional education of prisoners using distance learning technologies.

Key words: education of prisoners, vocational education of convicts, distance education, secondary and higher education of prisoners.

Образование в тюрьме должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни, и поскольку оно нужно, чтобы помочь человеку усвоить обыкновенную житейскую мораль и правильные приемы той работы, которая составляет его профессию» - данная цитата известного ученого-пенитенциариста прошлого века С. В. Познышева [1] не утратила актуальности как в современных условиях реформи-

рования системы образования в Российской Федерации, так и в организации получения образования осужденными. При этом особенности отбывания наказания в исправительных учреждениях (далее - ИУ) влияют на процесс получения осужденными среднего профессионального и высшего образования.

Согласно ч. 9 ст. 80 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) лицам, осужденным к лишению свободы, разрешается

получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.

Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ч. 7 ст. 80 Закона об образовании). С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования (ч. 4 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее - УИК РФ).

По данным эмпирического исследования, проведенного Вологодским институтом права и экономики ФСИН России в январе - июне 2014 года, в исправительных учреждениях Российской Федерации получали высшее и среднее профессиональное образование с использованием дистанционных технологий 1535 человек*. Среди осужденных 165 человек (10,7 %) получили высшее и среднее профессиональное образование на бюджетной основе, 1370 (89,3 %) - на договорной основе.

Имели рабочие профессии до осуждения

38.6 % опрошенных лиц, у 37,8 % не было профессии, 7,3 % являлись служащими, 6,1 % занимались предпринимательской деятельностью, 2,8 % имели основной доход от занятий в сельском хозяйстве, 7,4 % указали иной источник дохода (в том числе иждивенчество).

Большая часть осужденных (61,9 %), получающих среднее профессиональное и высшее образование, характеризуются администрацией ИУ положительно, 24,4 % - нейтрально,

13.7 % - отрицательно.

* Количественные показатели эмпирического исследования, приведенные в публикации, были сформированы по материалам, предоставленным территориальными органами ФСИН России в указанный период.

Анализ преступлений, совершенных осужденными, получающими высшее образование, показывает, что 40,6 % из них отбывает лишение свободы за убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека; за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности - 3,2 %, за преступления против собственности - 23,3 %, за преступления в сфере экономической деятельности -0,2 %, за преступления против общественной безопасности - 2,8 %, за преступления против здоровья населения и общественной нравственности - 29,2 %, за другие - 1,5 %.

Большая часть осужденных, получающих высшее и среднее профессиональное образование, отбывают наказание в исправительных колониях строгого режима (89 %), 16,2 % осужденных - в исправительных колониях общего режима, а также в следственных изоляторах в отряде хозяйственного обслуживания, 0,7 % осужденных - в колониях-поселениях, 0,6 % -в воспитательных колониях.

Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Такая форма обучения организуется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Преимуществами дистанционного образования для осужденных являются:

- осуществление образования без отрыва от работы;

- возможность обучения по индивидуальному графику;

- осуществление выбора элективных курсов;

- приобретение навыков самостоятельного поиска информации и работы с ней;

- непрерывный контроль (мониторинг) качества усвоения знаний;

- адаптивность используемых в процессе обучения учебных продуктов (слайд-лекций, обучающих компьютерных программ и пр.) к индивидуальному темпу усвоения знаний.

В 2013/14 учебном году осужденные получали среднее профессиональное и высшее образование с помощью дистанционных образовательных технологий в следующих образовательных организациях: НОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» (64 % обучающихся), Институт управления (6 %), Тверская государственная сельскохозяйственная академия (4,2 %), Ковровский транспортный колледж (3 %), Самарский техникум легкой промышленности (2,3 %), Тюменский государственный нефтегазовый университет (1,7 %), Томский политехнический техникум (1,7 %), Московский институт экономики, политики и права (1,4 %) и других.

Осужденные к лишению свободы могут быть зачислены в образовательные организации по программам среднего профессионального и высшего образования на основании результатов ЕГЭ (экзамены были сданы до осуждения), успешной сдачи устного экзамена комиссии из преподавателей вуза, которая приезжает в исправительное учреждение (опыт УФСИН России по Томской области, опыт УФСИН России по Новгородской области), успешной сдачи устного экзамена или ЕГЭ, организованного в вузе, куда специально вывозят осужденных, а также письменного теста, который отправляется по почте.

Для проведения испытаний в приказе исправительного учреждения прописываются задачи и ответственность сотрудников, задействованных в проведении мероприятия. Как правило, вступительные испытания проходят методом тестирования в один день с перерывами между сдаваемыми предметами. Во время испытаний необходимо обеспечение раздельной сдачи экзаменов разными категориями осужденных. На вступительных испытаниях присутствуют сотрудники ИУ и территориального органа УИС, а также представители образовательной организации. Аналогичный порядок должен быть обеспечен в процессе проведения семестровых и выпускных экзаменов.

Семестровые экзамены организуются в виде решения тестовых (экзаменационных) заданий, выполняемых в электронной (письменной) форме, с направлением результатов в образовательную организацию или в устной форме преподавателями вуза,

приезжающими в ИУ (опыт УФСИН России по Томской области, Казанской воспитательной колонии).

Государственная итоговая аттестация осужденных по программам среднего профессионального и высшего образования чаще всего проходит в устной форме после освобождения. Она также может быть организована в виде письменного теста (опыт Челябинского государственного университета), устного экзамена, проводимого в образовательной организации (опыт УФСИН России по Новгородской области), устного экзамена, который принимают преподаватели вуза в исправительном учреждении (опыт УФСИН России по Томской области) или с помощью сети Интернет. Так, в 2014 году в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области осужденный защитил дипломную работу на тему «Совершенствование системы трудовой мотивации осужденных» и сдал итоговый экзамен в Международном независимом эколого-политологическом университете по сети Интернет в школе ИУ

Для сдачи экзаменационной сессии осужденным предоставляются дополнительные отпуска, составляется график посещения учебно-консультационного пункта. В случае освобождения осужденного вуз предоставляет ему возможность обучаться на общих основаниях по заочной форме.

Оплату образования осуществляют сами студенты, либо родственники, либо иные лица, готовые поддержать осужденного. Оплата производится, как правило, поэтапно, перед каждой сессией, перечислением денежных средств на счет учебного заведения.

Существует ряд проблем, затрудняющих получение осужденными среднего профессионального и высшего образования:

- низкий интеллектуальный уровень осужденных;

- низкая самодисциплина осужденных (при дистанционной форме обучения необходимо самостоятельно выполнять задания, контрольные, курсовые и другие виды работ);

- отсутствие денежных средств у осужденных для оплаты обучения;

- низкая мотивация к обучению. Так, в УФСИН России по Сахалинской области из 1422 опрошенных осужденных только 76 человек изъявили желание получить высшее образование;

- отсутствие гарантий трудоустройства по полученной специальности после освобождения;

- вузы не проявляют заинтересованности в обучении малых групп осужденных (менее 5 человек);

- недостаточное количество персональных компьютеров для занятий осужденных;

- осужденные не имеют сертификата ЕГЭ, а в ИУ нет возможности пройти это испытание;

- не у всех осужденных есть навыки работы с компьютерной техникой для дистанционного обучения;

- отсутствие в ИУ высокоскоростного трафика сети Интернет для онлайн-консультаций с преподавателями;

- ФГОС ВПО предполагают реализацию компетентностного подхода, требующего уделять значительное внимание практическому обучению, что в ИУ сложно осуществить по многим направлениям подготовки.

Можно сформулировать следующие рекомендации по организации среднего профессионального и высшего образования:

- на основе социально-педагогической и психологической диагностики составлять

списки осужденных, у которых есть потенциальные возможности для поступления в вуз (возраст, наличие родителей, семьи, желание создать свою семью, наличие интеллектуальных способностей, материальное благополучие семьи и др.) и мотивировать их к получению высшего образования;

- информировать осужденных не только о возможности получения высшего образования, но и среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена по дистанционной форме обучения;

- изучать возможности образовательных организаций по вопросу предоставления бюджетных мест, а также льгот по оплате обучения;

- привлекать работодателей, нуждающихся в квалифицированных кадрах, к оказанию помощи в получении осужденными соответствующего образования и рабочего места. ^

1. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. С. 171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.