Научная статья на тему 'Реализация права осужденных на образование'

Реализация права осужденных на образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2751
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ОБУЧЕНИЕ / ВЕЧЕРНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / CONSTITUTIONAL RIGHT ON EDUCATION / IMPRISONED PERSON / EDUCATION / EVENING COMPREHENSIVE SCHOOL / CORRECTIONAL FACILITIES / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилин Е. М., Давыдова Н. В., Семенова С. А.

На основе результатов исследования, проведенного сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России, рассматривается проблема реализации конституционного права на образование в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Анализируются данные 2012-2013 учебного года. Поднимаются проблемы организационного, управленческого и педагогического характера, связанные с образованием осужденных, намечаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилин Е. М., Давыдова Н. В., Семенова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE RIGHT OF PRISONERS TO EDUCATION

The problem of realization of a constitutional right on education of imprisoned persons is analyzed in the article based on results of the research performed by employees of Russian Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service. Data for 2012-2013 academic years is analyzed. The problems of organizational, administrative and pedagogical nature connected with education of imprisoned persons, ways of their solution are outlined.

Текст научной работы на тему «Реализация права осужденных на образование»

УДК 343.8

Е.М. Данилин, Н.В. Давыдова, С.А. Семенова РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ НА ОБРАЗОВАНИЕ

На основе результатов исследования, проведенного сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России, рассматривается проблема реализации конституционного права на образование в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Анализируются данные 2012-2013 учебного года. Поднимаются проблемы организационного, управленческого и педагогического характера, связанные с образованием осужденных, намечаются пути их решения.

Конституционное право на образование, осужденный, обучение, вечерняя общеобразовательная школа, исправительные учреждения, социализация

E.M. Danilin, N.V. Davydova, S.A. Semenova REALIZATION OF THE RIGHT OF PRISONERS TO EDUCATION

The problem of realization of a constitutional right on education of imprisoned persons is analyzed in the article based on results of the research performed by employees of Russian Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service . Data for 2012-2013 academic years is analyzed. The problems of organizational, administrative and pedagogical nature connected with education of imprisoned persons, ways of their solution are outlined.

Constitutional right on education, imprisoned person, education, evening comprehensive school, correctional facilities, socialization

Конституция Российской Федерации предоставляет каждому человеку право на образование (ст. 43). В отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации уголовно-исполнительная система (далее - УИС) обязана обеспечить общее образование осужденных. В исправительных учреждениях (далее - ИУ) создаются необходимые условия для получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования (ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)) [1]. С этой целью в ИУ организуются вечерние (сменные) общеобразовательные школы (далее - школы) или учебно-консультационные пункты (далее - УКП).

В своей деятельности школы и УКП при ИУ руководствуются «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования регулируется совместным приказом Министерства юстиции и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы».

Получение общего образования, с одной стороны, выступает как конституционное право осужденных, с другой - наряду с режимом, воспитательной работой, общественно полезным трудом, профессиональным обучением и общественным воздействием является одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ).

Обучение осужденных во многом способствует выполнению цели, стоящей перед ИУ, - исправление осужденных, возвращение их к законопослушной жизни после освобождения. В условиях лишения свободы общеобразовательные школы и УКП выступают одним из важных институтов ре-социализации личности осужденных.

Важность и значимость общего образования в процессе исправления осужденных осознавались на протяжении всей истории развития УИС. Так, известный ученый-пенитенциарист С.В. Поз-нышев еще в 20-е годы ХХ столетия, подчеркивая позитивное воздействие обучения на исправление осужденных, писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни... Образование, даваемое в школе мест заключения, должно, насколько это возможно, затрагивать мир нравственных понятий и жизненных идеалов» [2].

В нашей стране особое внимание стало уделяться проблеме обучения осужденных в период широкой кампании борьбы с неграмотностью. Обучение осужденных закреплялось рядом нормативных актов. Изданные Декреты «О мобилизации грамотных» (1918 г.) и «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.) имели прямое отношение и к образованию лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Во временно принятой Инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.) предусматривались вопросы организации общего образования, снабжения учебными материалами и формирования учительских кадров для мест лишения свободы.

Принятое Наркоматом юстиции 15 ноября 1920 года «Положение об общих местах заключения» устанавливало, что в исправительно-трудовых учреждениях необходимо организовывать школы для всех неграмотных заключенных, не достигших пятидесятилетнего возраста. На учителей школ возлагалась обязанность проведения воспитательной работы как среди осужденных учащихся, так и освобожденных от учебы. Успехи в учебе наряду с примерным поведением рассматривались как показатели исправления заключенных. Их отношение к учебе отражалось в характеристиках и учитывалось при решении вопросов об условно-досрочном освобождении или о предоставлении заключенным тех или иных льгот.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года в качестве задачи минимум школьной работы определял ликвидацию неграмотности и обучение политической грамоте осужденных.

Исправительно-трудовой кодекс 1933 года предусматривал проведение культурно-просветительной работы, в сферу которой включалось и общеобразовательное обучение осужденных. В это время проблема неграмотности не являлась для большинства населения, в том числе и заключенных, актуальной. Поскольку в это время страна нуждалась в подготовке грамотных кадров для развивающейся экономики, выдвигалась задача формирования политической грамотности, а также трудовых навыков путем общеобразовательного и профессионального обучения.

В 1958 году было принято «Положение об общеобразовательных школах при исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР». Все осужденные имели возможность получить среднее образование в школе при колонии. В этот период значительно расширяется сеть образовательных учреждений в местах лишения свободы. Наибольшее распространение получили вечерние (сменные) восьмилетние, а затем и средние школы, которые открывались местными Советами депутатов трудящихся по согласованию с органами образования.

В дальнейшем согласно статье 7 «Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» (1969 г.) [3] общеобразовательное обучение осужденных признавалось одним из основных средств их исправления и перевоспитания. Подобное признание нашло отражение и в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1997 года [4]. Новое отечественное уголовно-исправительное законодательство рассматривает уголовное наказание не только как кару за содеянное преступление, но и, в первую очередь, как процесс исправления осужденных, как возможность предотвращения рецидивной преступности.

Таким образом, на разных этапах истории страны общеобразовательная школа выполняла конкретные, соответствующие времени социально значимые задачи.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) в сфере образовательной работы предполагает «дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработку и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных».

В настоящей статье анализируется состояние общеобразовательного обучения осужденных в исправительных колониях (далее - ИК) и тюрьмах в 2012-2013 учебном году. В основе анализа лежат результаты опроса 167 директоров и 1546 учителей общеобразовательных учреждений (школ и УКП), 21763 осужденных учащихся.

Всего в текущем учебном году в школах и УКП при ИУ обучались 80301 осужденный.

Важным показателем, позволяющим положительно оценить состояние общеобразовательного обучения осужденных, является наличие среди них лиц, обучающихся по желанию. Согласно ч. 2 ст. 112 УИК РФ это осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй групп. Остальные осужденные в обязательном порядке должны получить общее образование.

По результатам опроса осужденных 10,6 % в целом по УИС обучается по желанию. Исследование позволило выявить следующую тенденцию: в тех ИУ, где доля осужденных, обучающихся по желанию, выше, отмечается стабильное, положительное состояние общеобразовательного обучения. Подобные ИУ располагаются, например, в УФСИН России по Республике Башкортостан, где 30,7 % осужденных учатся по желанию, УФСИН России по Белгородской области - 30,3 %, УФСИН России по Республике Марий Эл - 22,9 % и т.д.

Результаты проведенного исследования выявили следующие мотивы обучения осужденных: обязаны учиться в соответствии с законом - 37,3 %; желание получить образование - 25,1 %; посещая школу, быстрее проходит время - 18,1 %; образование пригодится после освобождения - 15,7 %; затруднились с ответом - 3,8 %.

Если бы у находящихся в ИУ была возможность не учиться, то 52,9 % осужденных все равно учились бы; 29,7 % - не учились, а 17,4 % затруднились с ответом.

До осуждения значительная доля лиц (46,7 %) положительно относилась к обучению, как, впрочем, и отрицательно - 42,5 %, а 10,8 % затруднились с ответом. За время пребывания в ИУ, осознав значимость получения общего образования, изменилось отношение к учебе в лучшую сторону у 53,5 % осужденных; не изменилось - 36,4 % и изменилось в худшую сторону -

10,1 %. Результаты опроса показали, что осужденных учащихся, успевающих по всем предметам, -85,3 %, а не успевающих по одному и более предметам - 14,7 %.

По мнению большинства осужденных (89,2 %), состояние общеобразовательного обучения в ИУ их удовлетворяет. Те, кого оно не удовлетворяет (10,8 %), называли следующие причины: не нравятся учителя, старые учебники и наглядные пособия, не люблю учиться.

Среди осужденных, получивших среднее (полное) общее образование, изъявили желание учиться в высших учебных заведениях (дистанционно), находясь в местах лишения свободы, 39,4 %. После освобождения предполагают продолжить образование 24,2 % осужденных в вузе либо в среднем специальном учебном заведении, совмещая обучение с работой.

Концепция предусматривает дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными среднего и высшего профессионального образования по заочной и дистанционной формам обучения. В настоящее время подобным образом более 3200 осужденных обучаются по следующим специальностям: «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Социальная работа», «Психология» и другим. Наиболее востребованной специальностью среди осужденных является «Менеджмент».

ФСИН России еще в 2005 году заключила соглашение о сотрудничестве с Современной гуманитарной академией (СГА). В настоящее время преподаватели СГА работают в 136 ИУ. В 2012-2013 учебном году в этом вузе обучались 1026 осужденных. Из них больше всего студентов в Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах.

Кроме СГА, подобные соглашения заключены с автономной некоммерческой организацией «Высшая школа педагогики» (май 2012 г.), Московским институтом экономики политики и права (декабрь 2012 г.).

Вопрос получения осужденными высшего образования решается не только на федеральном, но и на региональном уровне. Например, УФСИН России по Тверской области заключило соглашение с Тверской государственной сельскохозяйственной академией о получении осужденными образования по специальностям «агрономия» и «зоотехник». В настоящее время 69 студентов из ИУ этого региона учатся в вузе.

В 2012-2013 учебном году в образовательных учреждениях при ИУ работали 6418 учителей. Из них с высшим педагогическим образованием - 6223 человека. С осужденными работают в основном опытные, квалифицированные педагогические кадры. Данный вывод подтверждается результатами исследования. Примерно 90,0 % учителей имеют общий педагогический стаж более 10 лет. По стажу работы непосредственно с осужденными в общеобразовательных учреждениях при ИУ они распределились следующим образом: до 1 года - 2,3 %, от 1 года до 3 лет - 6,3 %; от 3 до 5 лет -8,7 %; от 5 до 10 лет - 11,7 %; свыше 10 лет - 71,0 %.

Учителей с высшей квалификационной категорией - 20,1 %; с первой - 37,9 %; со второй -16,5 %; не имеют квалификационной категории - 25,5 %.

Учителя, работающие в УИС, распределились по возрасту следующим образом: старше 55 лет -43,5 %; от 45 до 55 лет - 25,2 от 35 до 45 лет - 19,2 %; от 25 до 35 лет - 10,5 %; от 20 до 25 лет -1,6 %. Как видим, большинство учителей - лица предпенсионного и пенсионного возраста.

Практически в каждом общеобразовательном учреждении при ИУ работают учителя, имеющие почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Отличник народного просвещения Российской Федерации» и отмеченные государственными, ведомственными и наградами субъектов Российской Федерации.

В основном учителя в работе с осужденными используют традиционные дидактические методы и приемы. Наряду с этим осваиваются и новые педагогические технологии. Об этом свидетельствуют методические темы, над которыми учителя работали в прошлом учебном году. Заслуживают внимания, например, такие темы как «Формирование совокупности универсальных учебных действий в контексте усвоения дисциплин гуманитарных и естественно-математических циклов» (УФСИН России по Владимирской области), «Личностно-ориентированный подход к обучению в условиях учреждения закрытого типа» (УФСИН России по Республике Татарстан), «Использование инновационных технологий в образовательном процессе. Преемственность и перспективность обучения в условиях ИУ» (УФСИН России по Тверской области), «Современный урок в школе при ИУ» (У ФСИН России по Тюменской области), «Личностно-дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем обу-ченности» (ГУФСИН России по Республике Башкортостан) и т.д.

Учитывая специфику учащихся в местах лишения свободы, низкий уровень их образования, серьезные изъяны в нравственной сфере, почти половина опрошенных директоров (47,9 %) и большинство учителей (63,9 %) отметили необходимость разработки специальных учебных программ и учебников по предметам (в рамках образовательных стандартов и учебного плана), предназначенных для обучения осужденных.

Важным моментом в работе учителя является его взаимодействие с сотрудниками других служб и отделов ИУ. Примером подобного взаимодействия является работа директоров школ и учителей в советах воспитателей отрядов ИУ. Членами советов являются 69,5 % опрошенных директоров школ и УПК, а 77,8 % представителей администрации ИУ участвуют в заседаниях педагогических советов школ и УКП. Эти результаты позволяют говорить, во-первых, об эффективном взаимодействии между директорами общеобразовательных учреждений и администрацией ИУ; во-вторых, об оказании учителями помощи начальникам отрядов в решении задач исправления осужденных. В свою очередь, 25,1 % учителей высказывают мнение о том, что они не получают от начальников отрядов и психологов ИУ необходимой информации, характеризующей того или иного осужденного. Подобная информация может оказать помощь учителю в организации учебной работы с осужденным.

Большинство опрошенных учителей (64,3 %) высказывают мнение о необходимости организации специальной подготовки для работы с осужденными в условиях ИУ. К сожалению, на курсах повышения квалификации этому вопросу не уделяется внимания.

Результативность образовательного процесса во многом зависит от уровня обеспечения материально-технической и учебно-методической базы школы. Большинство учителей (77,0 %) и директоров (64, 0 %) не удовлетворены материально-технической базой, а 53,7 и 46,7 % соответственно учебно-методической базой. Назывались следующие причины неудовлетворенности: оборудование классов и кабинетов не соответствуют современным требованиям, отсутствуют учебники нового поколения, недостаточное оснащение образовательного процесса дидактическим материалом, наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

В целом учителей, полностью удовлетворенных своей работой с осужденными, - 8,1 %; удовлетворенных не в полной мере - 91,6 %; не удовлетворенных - 0,3 %.

Среди наиболее распространенных причин неудовлетворенности своей работой учителя отмечают следующее: отсутствие мотивации осужденных к обучению; пропуски занятий из-за занятости осужденных на производстве; частая сменяемость осужденных учащихся.

Во всех субъектах РФ налажено конструктивное сотрудничество территориальных органов ФСИН и образования.

В целом полученные в ходе исследования результаты позволяют констатировать: конституционное право на образование граждан России, в том числе и в отношении осужденных, в полном объеме реализуется в исправительных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 178-ФЗ Общая часть (статьи 1-24). Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2013

2. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки / С.В. Познышев. М.: Минкомпрос, 1923. С. 218.

3. Закон СССР от 11.07.1969 «Об утверждении основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик».

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации № 1-ФЗ 0. Принят 18 декабря 1996 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Данилин Евгений Михайлович -

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИИ Федеральной службы исполнения наказаний России

Evgeny M. Danilin -

Ph.D., Associate Professor, Leading Researcher, Russian Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service

Давыдова Надежда Васильевна -

кандидат медицинских наук,

старший научный сотрудник НИИ Федеральной

службы исполнения наказаний России

Nadezhda V. Davydova -

Ph.D., a senior fellow,

Russian Scientific Research Institute

of the Federal Penitentiary Service

Семенова Светлана Александровна -

кандидат педагогических наук, подполковник внутренней службы, старший научный сотрудник НИИ Федеральной службы исполнения наказаний России

Svetlana A. Semenova -

Ph.D., Lieutenant Colonel of internal service, senior researcher at the Research Institute of the Federal Penitentiary Service

Статья поступила в редакцию 12.08.14, принята к опубликованию 25.09.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.