Щ SCIENCE TIME Щ
(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) О ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН Жадан Владимир Николаевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт, г. Елабуга E-mail: vlad.zhadan60@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена практической направленности в преподавании государственно-правовых дисциплин по высшему юридическому образованию на основе анализа образовательно-правовых актов, общетеоретических положений о государственно-правовых дисциплинах и авторского понимания.
Ключевые слова: практическая направленность, преподавание, государственно-правовые дисциплины.
В научной и учебной литературе по вопросам использования в образовательном процессе методов практического обучения посвящено немало публикаций [1]. В определенной степени изучена практическая направленность в преподавании циклов и групп учебных дисциплин, входящих в основную образовательную программу по соответствующему направлению подготовки (специальности, квалификации), а поэтому предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы о практической направленности по высшему юридическому образованию в преподавании государственно-правовых дисциплин.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2] «образование - единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства ...». При этом образовательный процесс основывается на федеральных государственных образовательных стандартах и федеральных государственных требованиях (ст. 11) [2] по соответствующему уровню и
| SCIENCE TIME |
направленности образования.
В настоящее время федеральные государственные требования к высшему юридическому образованию определяются Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее -ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») [3].
С 1 сентября 2017 года федеральные государственные требования к высшему юридическому образованию будут определяться Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее -ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [4].
Как известно, изучаемые юридические дисциплины производны от юридических наук и отраслей права (знаний). Не являются исключением и государственно-правовые дисциплины как учебные дисциплины, которые изучаются в высших учебных заведениях (далее - вузах) в установленном ими объеме, содержании, форме и порядке реализации.
Прежде чем рассмотрим вопросы преподавания государственно-правовых дисциплин, представляет интерес собственно определение юридических наук и учебных дисциплин, которые к ним относятся.
Не вдаваясь в научную дискуссию об определении наук и учебных дисциплин к соответствующим группам, автор разделяет научный подход, что необходимо исходить из объекта, предмета и системы юридических наук.
Так, государственно-правовые науки изучают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь и входят в состав социально-гуманитарных (общественных) наук [5].
Следовательно, объектом государственно-правовых наук является государство и право, их взаимосвязь, а предметом этих наук являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь, а также государственно-правовые явления и процессы.
В свою очередь система государственно-правовых наук [5] включает:
а) теоретико-исторические науки (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран и др.);
б) отраслевые науки (конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др.);
в) специальные юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных и негосударственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор, адвокатура и др.);
| SCIENCE TIME |
г) прикладные науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психология, судебная психиатрия и др.).
Таким образом, исходя из объекта и предмета изучения к государственно -правовым наукам и дисциплинам относятся такие, в основе которых лежит изучение государства и права, их взаимосвязь, государственно-правовые явления, процессы и общественные отношения с публичной государственно-правовой составляющей - теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право, административное право, гражданский процесс, арбитражный процесс, трудовое право, уголовное право, уголовный процесс, экологическое право, земельное право, налоговое право, финансовое право, международное право, криминалистика и др.
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [3] предусматривается изучение нескольких учебных циклов, в том числе и профессионального. Базовая (обязательная) часть ООП профессионального цикла предусматривает изучение 20 учебных дисциплин. При этом в данный цикл включено изучение юридических дисциплин, которые относятся к государственно-правовым дисциплинам - теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право, административное право, гражданский процесс, арбитражный процесс, трудовое право, уголовное право, уголовный процесс, экологическое право, земельное право, налоговое право, финансовое право, международное право, криминалистика и др. При этом большая часть из этих учебных дисциплин изучаются в базовой (обязательной) части ООП профессионального цикла, а другие в вариативной части -криминология, уголовно-исполнительное право, правоохранительные органы, римское право и др.
В соответствии с п. 4.3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [3] предусматриваются следующие виды профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных организациях, кроме вузов). При этом в п. 4.4 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [3] определяются перед бакалавром решение профессиональных задач с учетом указанных видов профессиональной деятельности: участие в подготовке нормативно-правовых актов; обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и
| SCIENCE TIME |
расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания.
Новый ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [4] также предусматривает виды профессиональной деятельности и определяет профессиональные задачи с учетом видов профессиональной деятельности, но не предусматривается такой вид профессиональной деятельности, как педагогический, т.е. выпускники не будут вправе осуществлять преподавание правовых дисциплин и осуществлять правовое воспитание.
По мнению автора, это неправильно, так как в основе образовательного процесса лежит единый процесс обучения и воспитания, что полностью относится и к подготовке юристов-бакалавров, которые в ходе профессиональной правоприменительной, правоохранительной и иной деятельности обязаны также осуществлять правовое воспитание по уважительному отношению к праву, закону, законности и правопорядку
Новый ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [4] предусматривает, что «Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает» (п. 6.3). При этом к базовой части и являющимися обязательными дисциплинами (п. 6.4) относятся - философия, история государства и права России и др., а к числу собственно юридических дисциплин - теория государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др. [4].
В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [3] предусматривается обязательное проведение практических занятий в объеме не менее 70% от объема аудиторных занятий по отраслевым и специальным дисциплинам, направленных на формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков. Государственно-правовые дисциплины включено в этот перечень, а поэтому при их изучении предусматриваются практические занятия. В ходе практических занятий предусматривается не только изучение государственно-правовых актов и практики их применения, но и обязательно решение проблемно-юридических ситуаций, составление юридических и процессуальных документов.
Новый ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [4] предусматривает, что количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по базовой части должно составлять не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данной части (п. 6.10) и не выделяются отдельно практические занятия, их объем в
I
SCIENCE TIME
I
аудиторных занятиях.
Изучение государственно-правовых дисциплин является обязательным элементом подготовки выпускников по вышеуказанному направлению подготовки и будущих юристов-бакалавров. Целями государственно-правовых дисциплин является «вооружение» студентов категориальным аппаратом юриспруденции, изучения основных закономерностей возникновения, становления, развития и функционирования государственно-правовых явлений и процессов, которые способствуют формированию у них такого объема знаний, на основе которого они могли бы переходить к изучению отраслевых, специальных и прикладных юридических дисциплин.
Учитывая взаимную понятийную, предметную и методологическую связь государственно-правовых дисциплин с отраслевыми, специальными, прикладными юридическими науками, можно утверждать, что от качества усвоения преподносимого теоретического материала во многом зависит успех всего обучения в целом. Очевидно, что при изучении отраслевых дисциплин (конституционное право, административное право, уголовное право и др.) от студентов потребуется наличие четких представлений об основных юридических категориях и понятиях, о закономерностях происхождения государства и права, их признаках, сущности, формах, типах и функциях, о системе права и ее элементах, об источниках права и многом другом.
Ведущая роль в формировании у студентов исходных знаний о государственно-правовых явлениях отводится преподавателю. От его педагогического мастерства, интеллектуальной и профессиональной подготовки, личной увлеченности преподаваемым предметом зависит то, насколько полно студенты овладеют учебным материалом, предусмотренным программой по государственно-правовым дисциплинам.
Зачастую среди преподавателей, в том числе и ведущих государственно -правовые дисциплины, распространено мнение, что основу их деятельности составляют знание предмета и умение его подать. Однако практика показывает, что сегодня этого уже недостаточно.
Представляется справедливым утверждение: учитель - не тот, кто учит, а у кого учатся. Поэтому привлекательность учебного материала по государственно -правовым дисциплинам, его уяснение и практическая полезность во многом зависят от умения и даже таланта подачи сложного теоретического материала, способности преподавателя раскрыть ценность и практическую значимость государственно-правовых явлений в жизни общества и в деятельности будущего юриста, а студентов, соответственно, в желании учиться у данного преподавателя.
В таких условиях преподаватель постоянно вынужден решать нелегкую задачу, искать «золотую середину» между традиционными формами и методами
| SCIENCE TIME |
работы со студентами и новыми образовательными технологиями. В тоже время жесткое следование учебной программе нередко приводит к формированию стереотипов в профессиональной деятельности, которые часто являются тормозом любых нововведений. Конечно же, не следует под влиянием новых веяний отбрасывать качественные, проверенные временем и практикой формы и методы обучения. Вместе с тем, достаточно часто возникают ситуации, когда их несовершенство становятся очевидны.
Преподавателям, ведущим занятия по государственно-правовым дисциплинам, очень часто приходится встречаться с проблемами такого рода. ФГОС ВПО предполагает изучение в рамках данных дисциплин достаточно широкого круга теоретических вопросов. Для них характерен высокий уровнем обобщения и абстрактности учебного материала, и как следствие, для изучения требуется немало времени. При проведении занятий по государственно -правовым дисциплинам преподавателям постоянно приходится сталки-ваться с проблемами практической составляющей.
Прежде всего, от преподавателя требуется увязывать сложный и сугубо теоретический материал с практической деятельностью государственных и муниципальных органов (законодательных и исполнительных), суда, правоохранительных органов (полиции, органов дознания и предварительного следствия), других органов юридической направленности (адвокатура, нотариат, охранные агентства). Сделать это порой непросто, так как государственно-правовые дисциплины рассматриваются как «мостик» между философией и иными юридическими науками, одной из задач которых является адаптация философских категорий для нужд юриспруденции.
Поэтому от преподавателя на занятиях требуется не только раскрыть юридическую природу тех или иных государственно-правовых явлений и процессов, но и увязать их с практической деятельностью органов и служб юридической направленности. Лишь в этом случае преподавателю удастся показать не только теоретическое, но и практическое значение рассматриваемой темы и вопросов. Это обуславливает необходимость постоянного изучения преподавателем юридической практики (законодательной, судебной, следственной и др.) и тесного сотрудничества с юристами-практиками, а полученная при этом информация помогает подкреплять учебный материал.
По мнению автора, в ходе проведения занятий по государственно -правовым дисциплинам преподаватель не только может использовать традиционные методы обучения по передаче информации, но и должен применять интерактивные, которые направленные на развитие творческого, критического мышления, умения активно и эффективно работать с информацией. Сегодня большое значение должно уделяться активному включению студентов в процесс познания. Более того образовательный процесс
I SCIENCE TIME I
должен учитывать индивидуальные способности обучающихся и поощрять обратную связь. При этом необходимо переходить от информационного к деятельностному обучению студентов. Для этого целесообразно использовать проблемно-поисковые и игровые методы, которые позволяют вовлекать в обсуждение государственно-правовых явлений и процессов через проблемно-практические ситуации максимальное число обучающихся. Потенциал данных методов, к сожалению, во многом еще не использован вузами.
Общепризнано, что в преподавании учебных дисциплин, не является исключением и государственно-правовые, важное место отводится учебно-методиче-скому обеспечению, то есть наличию и использованию при проведении учебных занятий учебно-методических и учебно-практических пособий с проблемно-практическими ситуациями (задачами) для студентов, примерных образцов юридических документов, рабочих папок (практикумов) по составлению юридических и процессуальных документов и т.д.
Таким образом, на основе анализа образовательно-правовых актов, общетеоретических положений о государственно-правовых дисциплинах и авторского понимания рассмотрены некоторые вопросы о практической направленности в преподавании указанных дисциплин.
Литература:
1. Алямкин С.Н. Практическая направленность в преподавании государственно-правовых дисциплин на юридическом факультете // Мир науки и образования. Выпуск № 1/2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// cyberlenmka.ra/artide/n/prakticheskaya-mpravlenmst-v-prepodavami-gosudarstvenno-pravovyh-distsiplin-na-yuridicheskom-fakultete
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (в ред. от 03.07.2016 № 359-Ф3) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 (в ред. от 31.05.2011№ 1975) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101378/
4. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 210457/
I
SCIENCE TIME
I
5. Правоведение: Шпаргалка. Объект изучения и система государственно -правовых наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://fanread.ru/ book/8100426/?page=1
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.
7. Роль практического обучения в профессиональном образовании. - М., 2008. -
67 с.