НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Жадан В.Н. ®
К.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса и судебной деятельности Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт
Аннотация
В статье на основе анализа образовательно-правовых актов, общетеоретических положений о юридических дисциплинах и авторского понимания рассматриваются некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин.
Ключевые слова: подходы, преподавание, юридические дисциплины, анализ, образовательно-правовые акты, общетеоретические положения.
Keywords: approaches, teaching, and legal disciplines, the analysis of educational legal acts, the General theoretical situation.
В педагогической литературе вопросам анализа образовательного процесса, использования инновационных и традиционных методами обучения, форм и технологий обучения [1], а также подходов в преподавании определенных юридических дисциплин [2] посвящено немало научных работ, что не лишает автора высказать свое мнение по данной теме.
Предметом данного рассмотрения будут некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин о государстве и праве (их называют «государственно-правовые дисциплины»).
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] (далее - ФЗ об образовании) в основе образовательного процесса лежит единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, который определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему уровню и направленности образования.
В части высшего юридического образования обязательные требования к высшему образованию определяются Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») [4], а с 1 сентября 2017 года -Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее -ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [5].
Как известно, изучаемые юридические дисциплины производны от соответствующих наук и отраслей права (знаний). Не являются исключением и юридические дисциплины, которые изучаются в высших учебных заведениях (далее - вузах) в сокращенном виде, то есть объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин устанавливается вузом самостоятельно.
Не вдаваясь в научную дискуссию об определении наук и учебных дисциплин к соответствующим группам, автор разделяет научный подход, что необходимо исходить из объекта, предметы и системы юридических наук.
Так, юридические науки о государстве и праве (государственно-правовые науки) изучают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь и входят в состав социально-гуманитарных (общественных) наук [6]. При этом объектом государственно-правовых наук является государство и право, их взаимосвязь. Соответственно, предметом государственно-правовых наук являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и
® Жадан В.Н., 2017 г.
функционирования государства и права, их взаимосвязь, а также государственно-правовые явления и процессы.
В свою очередь система государственно-правовых наук [6] включает: 1) теоретико-исторические науки (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран и др.); 2) отраслевые науки (конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др.); 3) специальные юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных и негосударственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор, адвокатура и др.); 4) прикладные науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.).
Тем самым, исходя из объекта и предмета изучения к государственно-правовым наукам и дисциплинам относятся такие, в основе которых лежит изучение государства и права, их взаимосвязь, государственно-правовые явления, процессы и общественные отношения с публичной государственно-правовой составляющей - теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, экологическое право, международное право и т.д.
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [4] предусматривается изучение нескольких учебных циклов, в том числе и профессионального. Базовая (обязательная) часть ООП профессионального цикла предусматривает изучение 20 учебных дисциплин. При этом в данный цикл включено изучение юридических дисциплин, которые относятся к государственно-правовым дисциплинам - теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовное право, уголовный процесс, экологическое право, финансовое право, международное право, криминалистика и др. При этом большая часть из этих учебных дисциплин изучаются в базовой (обязательной) части ООП профессионального цикла, а другие в вариативной части - криминология, уголовно-исполнительное право, правоохранительные органы, римское право и др.
В соответствии с п. 4.3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [4] предусматриваются следующие виды профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных организациях, кроме вузов). При этом в п. 4.4 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [4] определяются перед бакалавром решение профессиональных задач с учетом указанных видов профессиональной деятельности: участие в подготовке нормативно-правовых актов; обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания.
Новый ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [5] также предусматривает виды профессиональной деятельности и определяет профессиональные задачи с учетом видов профессиональной деятельности, но не предусматривается такой вид профессиональной деятельности, как педагогический, т.е. выпускники не будут вправе осуществлять преподавание правовых дисциплин и осуществлять правовое воспитание.
По мнению автора, это неправильно, так как в основе образовательного процесса лежит единый процесс обучения и воспитания, что полностью относится и к подготовке юристов-бакалавров, которые в ходе правоприменительной, правоохранительной и
экспертно-консультационной деятельности обязаны также осуществлять правовое воспитание по уважительному отношению к праву, закону, законности и правопорядку
ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [5] предусматривает, что «Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает» (п. 6.3). При этом к базовой части и являющимися обязательными дисциплинами (п. 6.4) относятся - философия, история государства и права России и др., а к числу собственно юридических дисциплин - теория государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др. [5].
В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [4] предусматривается обязательное проведение практических занятий в объеме не менее 70% от объема аудиторных занятий по отраслевым и специальным дисциплинам, направленных на формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков. Государственно-правовые дисциплины включено в этот перечень, а поэтому при их изучении предусматриваются практические занятия. В ходе практических занятий предусматривается не только изучение государственно-правовых актов и практики их применения, но и обязательно решение проблемно-юридических ситуаций, составление юридических и процессуальных документов.
ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [5] предусматривает, что количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по базовой части должно составлять не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данной части (п. 6.10) и не выделяются отдельно практические занятия, их объем в аудиторных занятиях.
Изучение государственно-правовых дисциплин является обязательным элементом подготовки выпускников по вышеуказанному направлению подготовки и будущих юристов-бакалавров. Целями государственно-правовых дисциплин является «вооружение» студентов категориальным аппаратом юриспруденции, изучения основных закономерностей возникновения, становления, развития и функционирования государственно-правовых явлений и процессов, которые способствуют формированию у них такого объема знаний, на основе которого они могли бы переходить к изучению отраслевых, специальных и прикладных юридических дисциплин.
Учитывая взаимную понятийную, предметную и методологическую связь государственно-правовых дисциплин с отраслевыми, специальными, прикладными юридическими науками, можно утверждать, что от качества усвоения преподносимого теоретического материала во многом зависит успех всего обучения в целом. Очевидно, что при изучении отраслевых дисциплин (конституционное право, административное право, уголовное право и др.) от студентов потребуется наличие четких представлений об основных юридических категориях и понятиях, о закономерностях происхождения государства и права, их признаках, сущности, формах, типах и функциях, о системе права и ее элементах, об источниках права и многом другом.
Ведущая роль в формировании у студентов исходных знаний о государственно-правовых явлениях отводится преподавателю. От его педагогического мастерства, интеллектуальной и профессиональной подготовки, личной увлеченности преподаваемым предметом зависит то, насколько полно студенты овладеют учебным материалом, предусмотренным программой по государственно-правовым дисциплинам.
Зачастую среди преподавателей, в том числе и ведущих государственно-правовые дисциплины, распространено мнение, что основу их деятельности составляют знание предмета и умение его подать. Однако практика показывает, что сегодня этого уже недостаточно.
Представляется справедливым утверждение: учитель - не тот, кто учит, а у кого учатся. Поэтому привлекательность учебного материала по государственно-правовым
дисциплинам, его уяснение и практическая полезность во многом зависят от умения и даже таланта подачи сложного теоретического материала, способности преподавателя раскрыть ценность и практическую значимость государственно-правовых явлений в жизни общества и в деятельности будущего юриста, а студентов, соответственно, в желании учиться у данного преподавателя.
В таких условиях преподаватель постоянно вынужден решать нелегкую задачу, искать «золотую середину» между традиционными формами и методами работы со студентами и новыми образовательными технологиями. В тоже время жесткое следование учебной программе нередко приводит к формированию стереотипов в профессиональной деятельности, которые часто являются тормозом любых нововведений. Конечно же, не следует под влиянием новых веяний отбрасывать качественные, проверенные временем и практикой формы и методы обучения. Вместе с тем, достаточно часто возникают ситуации, когда их несовершенство становятся очевидны.
Преподавателям, ведущим занятия по государственно-правовым дисциплинам, очень часто приходится встречаться с проблемами такого рода. ФГОС ВПО предполагает изучение в рамках данных дисциплин достаточно широкого круга теоретических вопросов. Для них характерен высокий уровнем обобщения и абстрактности учебного материала, и как следствие, для изучения требуется немало времени. При проведении занятий по государственно-правовым дисциплинам преподавателям постоянно приходится сталкиваться с проблемами практической составляющей.
Прежде всего, от преподавателя требуется увязывать сложный и сугубо теоретический материал с практической деятельностью государственных и муниципальных органов (законодательных и исполнительных), суда, правоохранительных органов (полиции, органов дознания и предварительного следствия), других органов юридической направленности (адвокатура, нотариат, охранные агентства). Сделать это порой непросто, так как государственно-правовые дисциплины рассматриваются как «мостик» между философией и иными юридическими науками, одной из задач которых является адаптация философских категорий для нужд юриспруденции.
Поэтому от преподавателя на занятиях требуется не только раскрыть юридическую природу тех или иных государственно-правовых явлений и процессов, но и увязать их с практической деятельностью органов и служб юридической направленности. Лишь в этом случае преподавателю удастся показать не только теоретическое, но и практическое значение рассматриваемой темы и вопросов. Это обуславливает необходимость постоянного изучения преподавателем юридической практики (законодательной, судебной, следственной и др.) и тесного сотрудничества с юристами-практиками, а полученная при этом информация помогает подкреплять учебный материал.
По мнению автора, в ходе проведения занятий по государственно-правовым дисциплинам, преподаватель не только может использовать традиционные методы обучения по передаче информации, но и должен применять интерактивные, которые направленные на развитие творческого, критического мышления, умения активно и эффективно работать с информацией. Сегодня большое значение должно уделяться активному включению студентов в процесс познания. Более того образовательный процесс должен учитывать индивидуальные способности студентов и поощрять обратную связь. При этом необходимо переходить от информационного к деятельностному обучению студентов. Для этого целесообразно использовать проблемно-поисковые и игровые методы, которые позволяют вовлекать в обсуждение государственно-правовых явлений и процессов через проблемно-практические ситуации максимальное число обучающихся. Потенциал данных методов, к сожалению, во многом еще не использован вузами.
Общепризнано, что в преподавании учебных дисциплин, не является исключением и государственно-правовые, важное место отводится учебно-методическому обеспечению, то есть наличию и использованию при проведении учебных занятий учебно-методических и учебно-практических пособий с проблемно-практическими ситуациями (задачами) для
студентов, примерных образцов юридических документов, рабочих папок (практикумов) по составлению юридических и процессуальных документов и т.д.
Таким образом, проанализированы образовательно-правовые акты, общетеоретические положения о юридических дисциплинах и предложено авторское понимание некоторых подходов в преподавании государственно-правовых дисциплин.
Литература
1. См.: Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2003. - 352 с.; Бобрышов С.В., Смагина М.В. Методы активизации процесса обучения: Учебное пособие. -Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. - 256 с.; Жадан В.Н. Использование активных методов обучения для активизации учебной деятельности студентов по юридическим дисциплинам // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 1 (48) - С.272-278; Жадан В.Н. Психолого-педагогические методы активизации учебной деятельности студентов по юридическим дисциплинам // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 12 (21). - С. 23-30; Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.; Федотова Г.А., Игнатьева Е.Ю. Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе: Учеб. пособие / Авт.-сост. Г.А. Федотова Е.Ю. Игнатьева; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2010. - 104 с. и др.
2. См.: Алямкин С.Н. Практическая направленность в преподавании государственно-правовых дисциплин на юридическом факультете // Мир науки и образования. Выпуск № 1 /2015 -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь11р://оуЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/ргак11сЬе8кауа-паргау1еппо81-у-prepodavanii-gosudarstvenno-pravovyh-distsip1in-na-yuridicheskom-faku1tete (дата обращения: 22.03.2017); Жадан В.Н. Некоторые вопросы о практической составляющей в преподавании государственно-правовых дисциплин // Научное знание современности: Материалы Международных научно-практических конференций Общества науки и Творчества (г. Казань) за февраль 2017 года / Под общ. ред. С.В. Кузьмина. - Казань, 2017 // Научное знание современности. - 2017. - № 2 (2). - С. 102-109; Роль практического обучения в профессиональном образовании. - М., 2008. - 67 с. и др.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 359-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.03.2017).
4. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 (в ред. от 31.05.2011№ 1975) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_101378/ (дата обращения: 22.03.2017).
5. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_210457/ (дата обращения: 22.03.2017).
6. Правоведение: Шпаргалка. Объект изучения и система государственно-правовых наук -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fanread.ru/book/8100426/?page=1 (дата обращения: 22.03.2017).