Научная статья на тему 'О ПРАКТИЧЕСКИХ ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОРАЛЬНОЙ АНОМИИ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

О ПРАКТИЧЕСКИХ ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОРАЛЬНОЙ АНОМИИ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОРАЛЬНАЯ АНОМИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чу Дэфон

Преследование личной выгоды во имя общественного блага - это типичная характерная черта моральной аномии общественных организаций (НКО) в Китае. Первопричина кроется в недостаточном развитии культуры общественного благосостояния, слабом самоограничении общественных организаций и слабом правительственном надзоре. Морально-нравственное управление общественными организациями в современном Китае должно не только подчеркивать признание ценности членов общественных организаций для целей общественного благосостояния общественных организаций, усовершенствовать предоставление этической системы для общественных организаций и увеличить культивирование индивидуальной нравственности членов общественных организаций, но также и необходимо усилить системные наказания и поощрения за социально-благотворительное поведение социальных организаций и использовать жесткость системы для урегулирования, сдерживания и направления общественно-благотворительного поведения социальных организаций. Говоря предметно, необходимо воспитывать культуру общественного благосостояния в общественных организациях и способствовать руководству ориентацией на ценности общественного благосостояния, сочетая институциональные наказания и поощрения для содействия управлению поведением общественных организаций в сфере общественного благосостояния, усиливать правительственный надзор и содействовать управлению аномией общественного благосостояния общественных организаций, тем самым содействуя всеобщему продвижению преодоления аномии в сфере общественного благосостояния общественных организаций, а также общему продвижению в других направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PRACTICAL WAYS TO OVERCOME MORAL ANOMIE IN MODERN CHINESE PUBLIC ORGANIZATIONS

The pursuit of personal gain in the name of the public good is a typical characteristic feature of the moral anomie of public organizations (NGOs) in China. The root cause lies in the insufficient development of the culture of public welfare, weak self-restraint of public organizations and weak government supervision. The moral management of public organizations in modern China should not only emphasize the recognition of the value of members of public organizations for the purposes of public welfare of public organizations, improve the provision of an ethical system for public organizations and increase the cultivation of individual morality of members of public organizations, but also it is necessary to strengthen systemic punishments and rewards for the socially charitable behavior of social organizations and use rigidity settlement systems, deterrence and direction of social and charitable behavior of social organizations. Speaking in a substantive way, it is necessary to foster a culture of public welfare in public organizations and promote leadership orientation to the values of public welfare, combining institutional punishments and incentives to promote the management of the behavior of public organizations in the field of public welfare, strengthen government supervision and promote the management of the anomie of public welfare of public organizations, thereby contributing to the general promotion of overcoming the anomie in the field of public welfare of public organizations, as well as general advancement in other directions.

Текст научной работы на тему «О ПРАКТИЧЕСКИХ ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОРАЛЬНОЙ АНОМИИ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 269-281 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):269-281

Проблемы социологии

Научная статья УДК 316

doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-269-281

О ПРАКТИЧЕСКИХ ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОРАЛЬНОЙ АНОМИИ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Чу Дэфон

Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, КНР, [email protected]

Аннотация. Преследование личной выгоды во имя общественного блага - это типичная характерная черта моральной аномии общественных организаций (НКО) в Китае. Первопричина кроется в недостаточном развитии культуры общественного благосостояния, слабом самоограничении общественных организаций и слабом правительственном надзоре. Морально-нравственное управление общественными организациями в современном Китае должно не только подчеркивать признание ценности членов общественных организаций для целей общественного благосостояния общественных организаций, усовершенствовать предоставление этической системы для общественных организаций и увеличить культивирование индивидуальной нравственности членов общественных организаций, но также и необходимо усилить системные наказания и поощрения за социально-благотворительное поведение социальных организаций и использовать жесткость системы для урегулирования, сдерживания и направления общественно-благотворительного поведения социальных организаций. Говоря предметно, необходимо воспитывать культуру общественного благосостояния в общественных организациях и способствовать руководству ориентацией на ценности общественного благосостояния, сочетая институциональные наказания и поощрения для содействия управлению поведением общественных организаций в сфере общественного благосостояния, усиливать правительственный надзор и содействовать управлению аномией общественного благосостояния общественных организаций, тем самым содействуя всеобщему продвижению преодоления аномии в сфере общественного благосостояния общественных организаций, а также общему продвижению в других направлениях.

Ключевые слова: общественные организации, моральная аномия, управление, практические пути, социальные организации, общественное благосостояние

Финансирование: статья написана при поддержке государственного гранта в рамках проекта Государственного фонда социальных наук «Исследование инновационных институциональных механизмов для регуляции и продвижения создания гражданской нравственности в Новую эпоху» (проект № 20BKS111).

Для цитирования: Чу Дэфон. О практических путях преодоления моральной аномии в современных китайских общественных организациях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 269-281. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-269-281

Sociology Problems

Original article

ON PRACTICAL WAYS TO OVERCOME MORAL ANOMIE IN MODERN CHINESE PUBLIC ORGANIZATIONS

Chu Defeng

Shanghai University of Political Science and Law, Shanghai, People's Republic of China, [email protected]

Abstract. The pursuit of personal gain in the name of the public good is a typical characteristic feature of the moral anomie of public organizations (NGOs) in China. The root cause lies in the insufficient development of the culture of public welfare, weak self-restraint of public organizations and weak government supervision. The moral management of public organizations in modern China should not only emphasize the recognition of the value of members of public organizations for the purposes of public welfare

© Чу Дэфон, 2023

of public organizations, improve the provision of an ethical system for public organizations and increase the cultivation of individual morality of members of public organizations, but also it is necessary to strengthen systemic punishments and rewards for the socially charitable behavior of social organizations and use rigidity settlement systems, deterrence and direction of social and charitable behavior of social organizations. Speaking in a substantive way, it is necessary to foster a culture of public welfare in public organizations and promote leadership orientation to the values of public welfare, combining institutional punishments and incentives to promote the management of the behavior of public organizations in the field of public welfare, strengthen government supervision and promote the management of the anomie of public welfare of public organizations, thereby contributing to the general promotion of overcoming the anomie in the field of public welfare of public organizations, as well as general advancement in other directions.

Keywords: public organizations, moral anomie, management, practical ways, social organizations, public welfare

Financial Support: The article was written with the support of a state grant within the framework of the project of the State Foundation for Social Sciences "Research of innovative institutional mechanisms for regulating and promoting the creation of civic morality in a New era" (project No. 20BKS111).

For citation: Chu Defeng. On practical ways to overcome moral anomie in modern Chinese public organizations. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):269-281. (In Russ.]. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-269-281

Введение

Будучи одной из трех основных составляющих, образующих современное общество, общественные организации1 не только имеют богатое внутреннее содержание, но и отличаются разными процессами развития на Востоке и на Западе. Примерно в 1980-х годах западные общественные организации проявляли особенную активность, но они быстро увязли во временном социальном процветании, вызванном быстрым развитием западных развитых капиталистических экономик и обществ, пока недостатки политики социального обеспечения «от колыбели до могилы» в капиталистических развитых странах Запада не стали все более заметными. В качестве примера приведем серьезный дефицит государственного бюджета, вызванный политикой высокого благосостояния, и распространением идей и сознания получения благ без приложения усилий. Современные капиталистические развитые страны Запада сталкиваются с двойным давлением от «негибкости рынка» и «негибкости правительства». Общественные организации, выступающие в роли надежды на разрешение «двойной негибкости» в западном обществе, в очередной раз выходят на историческую сцену и дают начало глобальной «революции общественных организаций».

С момента образования Нового Китая и до середины 1960-х годов происходил период бурного развития китайских общественных организаций, но когда-то здоровое развитие китайских общественных организаций было прервано на полпути. Только в 1980-х годах, с началом новой эры

1 ъ&тзт-шшшш, тттт (нсо.здао

Фттшм&шшшФшшшшш, ттФШФтты.т

ыро.

Социальная организация - чрезвычайно широкое понятие, а также и междисциплинарное понятие со многими названиями, такими как неправительственные организации (НПО), некоммерческие организации (НКО), гражданские организации, добровольные организации, благотворительные организации, третьи ведомства и так далее. Социальные организации, изучаемые в данной статье, конкретно относятся к общественным организациям, принадлежащим к социальной системе, которые соответствуют государственным организациям в государственной административной системе и организациям предприятий в системе рыночной экономики, то есть организациям, созданным гражданами спонтанно и добровольно, и которые относятся к негосударственным организациям. Различные организационные формы и их сетевые формы, которые являются неправительственными, некоммерческими и добровольными характеристиками общественного благосостояния, относятся к негосударственным некоммерческим организациям, именуемым НКО.

реформ и открытости Китая, общественные организации, которые долгое время находились в состоянии бездействия, снова вошли в весеннюю пору развития. Объективно говоря, развитие общественных организаций в современном Китае, с одной стороны, происходило под влиянием мощного внутреннего импульса, обеспечиваемого грандиозным нарративом реформ и открытости, а с другой - под влиянием западной «организационной революции», захлестнувшей весь мир и оказавшей глубокое влияние на развитие китайских общественных организаций. Сегодня мы переживаем эпоху больших перемен, будь то на Востоке или на Западе, значение общественных организаций для государственного социального управления становится все более заметным, и они становятся незаменимой третьей силой в деле поддержания социальной гармонии и стабильности [1]. Смогут ли общественные организации действительно стать незаменимой «третьей силой» в поддержании социальной гармонии и стабильности - это зависит от морали самих общественных организаций. Поэтому, основываясь на анализе современного явления и первопричин моральной аномии в китайских общественных организациях, в данной статье предпринята попытка предложить практический подход к управлению моральной аномией в современных китайских общественных организациях, который несет значение не только для Китая, но и имеет более широкое и универсальное значение.

1. Типологический анализ аномии современных китайских общественных организаций

в сфере общественного благосостояния

По сравнению с другими человеческими организациями, самая большая особенность или характерная черта общественных организаций заключается в их добровольном общественном благополучии [2]. По этой причине, моральная аномия общественных организаций в основном относится к их аномии в сфере общественного благосостояния. В соответствии с субъектом общественных организаций, аномия современных китайских общественных организаций в сфере общественного благосостояния в основном представлена тремя типами: аномия общественных организаций, аномия фондовых организаций и аномия частного некоммерческих организаций.

(1) Аномия общественных организаций в сфере общественного благосостояния

Каждый тип общественных организаций имеет свои организационные цели. В соответствии с организационными целями и различными объектами обслуживания общественные организации обычно делятся на общества взаимной выгоды и общества социального благосостояния.

В данной статье в качестве примера приводятся общества взаимной выгоды. Так называемые общества взаимной выгоды представляют собой общественные организации, образованные добровольно в целях обслуживания определенных групп на основе взаимных интересов, с отраслевыми ассоциациями в качестве основных представителей и отраслевым, некоммерческим, рыночным характером, а также членством в качестве основных характеристик. Отраслевые ассоциации, в зависимости от способа их формирования, можно разделить на отраслевые ассоциации, поддерживаемые государством, и отраслевые ассоциации, порожденные внутри рынка. Так называемые отраслевые ассоциации, поддерживаемые государством, относятся к учреждениям, возглавляемым и поддерживаемым правительством, на фоне того, что правительство способствует реформе государственных учреждений в целях удовлетворения потребностей социального развития и реализации преобразования функций государственного ведомства. Это такие ассоциации, как Китайская цементная ассоциация, созданная под руководством правительства для содействия структурной перестройке цементной промышленности и т.д.

Под отраслевыми ассоциациями, поддерживаемыми государством, понимаются ассоциации, связанные с органами управления бизнесом, которые имеют ярко выраженную официальную окраску. Такие объединения носят в большей степени административный характер, а их организационные цели и задачи относительно расплывчаты. В определенной степени можно сказать, что они отделены от некоммерческих социальных групп в качестве инструментов получения прибыли деловыми компетентными органами. Очевидно, что им очень сложно представлять интересы отрасли, это не только неэффективно для общественного благосостояния, но и связано с тем, что имеет отношение к интересам компетентных органов, а также может привести к коррупции и другим губительным действиям в сфере общественного благосостояния.

По сравнению с поддерживаемыми государством отраслевыми ассоциациями, порожденные внутри рынка отраслевые ассоциации обладают относительно высокой автономией и независимостью. Однако поскольку рыночная экономика является экономикой, ориентированной на получение прибыли, она придерживается логики капитала и рынка. Подобного типа ассоциации всегда находятся в противоречии между целью общественного благосостояния и корыстной природой рынка. В результате этого, чтобы защитить внутренние интересы отрасли, время от времени они без колебаний производят действия, наносящие ущерб интересам широкой общественности.

(2) Аномия фондовых организаций в сфере общественного благосостояния

Фонды являются некоммерческими юридическими лицами, признанными законом с гражданскими правами, и их сущностью является организация социального обеспечения. Благотворительность и социальная ответственность - этическая основа фонда, а справедливость и гармония - этическая ориентация фонда. Фонд осуществляет обратную передачу богатства и социальных ресурсов через социальные силы, сокращая разрыв между богатыми и бедными, вызванный приоритетом эффективности и логикой капитала, разрешает противоречие «несбалансированного и недостаточного развития» в современном обществе, поддерживает социальную справедливость, а также способствует социальной гармонии. Это полезное дополнение к системе социального распределения и важная сила для продвижения социальной гармонии. Однако в последние годы некоторые фонды, занимающиеся общественным благосостоянием и благотворительностью, по-прежнему впутывались в скандалы, связанные с коррупцией в сфере общественного благосостояния, незаконным присвоением и растратой фондов общественного благосостояния, а также бессмысленным обогащением, прикрываясь во имя общественного благосостояния. Это не только вызывает масштабные социальные потрясения и влияет на авторитет фондов, но и наносит огромный ущерб системе доверия со стороны всего общества.

(3) Аномия частных некоммерческих организаций в сфере общественного благосостояния

В октябре 1998 года Центральный комитет КПК и Госсовет обнародовали «Временные правила регистрации и управления частными некоммерческими организациями», в которых частные некоммерческие организации четко подразделяются на следующие три типа: первый: предприятия и деловые (непроизводственные) организации; второй: общественные организации; третий: общественные организации, осуществляющие некоммерческую деятельность по социальному обслуживанию другими общественными силами и отдельными гражданами с использованием негосударственного имущества.

Частные некоммерческие организации, являясь полноценными общественными организациями, стремятся предоставлять обществу услуги в сфере общественного благосостояния: «С точки зрения занятости и экономики, их вклад намного выше, чем у общественных организаций, особенно с точки зрения занятости, где они обладают огромным потенциалом» [3]. По этой причине, частные непредпринимательские организации имеют уникальную ценность в процессе построения гармоничного общества и среди общественных организаций являются типом организации с наибольшим потенциалом развития. В соответствии с назначением некоммерческих организаций и соответствующими правилами их управления нетрудно обнаружить, что некоммерческая деятельность и социальное обеспечение являются наиболее важными характеристиками частных некоммерческих организаций. Однако отдельные частные непредпринимательские организации, несмотря на собственный некоммерческий характер, в одностороннем порядке преследуют цели получения прибыли, вплоть до нанесения этим ущерба интересам общества с целью достижения выгоды, приносящей ущерб народным массам.

2. Теоретическое установление причин моральной аномии в современных китайских общественных организациях

Нынешние ученые круги полагают, что общественные организации «обладают отчетливыми этическими характеристиками и глубокими этическим содержанием». Кроме того, «общественное благополучие», «добровольный характер», «некоммерческий характер», «демократизм» общественных организаций являются очевидными проявлениями морали общественных организаций [4].

Основными тремя причинами неоднократного запрета моральной аномии общественных организаций в Китае автор считает следующие: первая - отсутствие поддержки культуры общественного благосостояния; вторая - отсутствие институциональных норм; в-третьих - это неэффективный правительственный надзор.

(1) Ненадлежащий уровень развитие социальной культуры общественного благосостояния

Мэтр отечественной науки Цянь Му говорил: «Все проблемы возникают вследствие вопросов культурного характера. Все проблемы разрешаются вопросами культурного характера» [5]. Культура является не только источником проблем, но и их решением. В этом смысле первопричина моральной аномии общественных организаций заключается в отсутствии поддержки культуры общественного благосостояния. Без поддержки культуры общественного благосостояния общественному благополучию или альтруизму общественных организаций не суждено далеко продвинуться. Есть много причин, по которым в настоящее время общественным организациям в нашей стране не хватает культурной поддержки со стороны общества. Во-первых, бурное развитие общественных организаций и относительное отставание в построении культуры общественного благосостояния. Смотря на развитие общественных организаций в нашей стране, особенно после начала реформы и открытости, можно сказать, что их число быстро увеличилось, а масштабы их деятельности не имеют себе равных ни в одной из предыдущих эпох.

Однако культура общественного благосостояния, являющаяся важным стержнем или основной поддерживающей силой общественного благосостояния общественных организаций, требует длительного процесса аккумуляции. Необходимо не только воспринять подпитку современной культуры общественного благосостояния из традиционной китайской культуры, но и эффективно обобщать и интегрировать опыт и практики, которые были сформированы в ходе становления и развития китайских общественных организаций общественного благосостояния.

Следует сформировать в достаточной мере систематизированную теорию для обогащения культуры общественного благосостояния, которая так необходима для современных общественных организаций. Во-вторых, это вмешательство западного культуроцентризма. В западных обществах, представленных Европой и Соединенными Штатами, современные меры общественного благосостояния находятся в достаточно зрелом состоянии. Многие отечественные теории управления и опыт управления общественных организаций могут выглядеть как тень западных теорий управления и опыта управления.

В определенной степени теория западного культуроцентризма также привнесла некоторые проблемы в построение китайской культуры общественного благосостояния, препятствуя ее здоровому развитию. В-третьих, атмосфера общественной культуры очень бедна, а эффективность построения культуры общественного благосостояния невысока. Культура общественного благосостояния не может существовать самостоятельно, ей нужна соответствующая культурная атмосфера общественного благосостояния, и правильное понимание этой культуры является основной предпосылкой развития ее культурной атмосферы. В действительности же, восприятие и ожидания людей от общественных организаций предельно просты: общественные организации - это воплощение совершенной добродетели и этическая сущность с естественной добродетелью. Поэтому у людей имеются моральные ожидания от общественных организаций, которые не могут быть возложены на другие организации.

Когда реальная ситуация противоречит идеальным ожиданиям, это может естественным образом породить среди людей сильные эмоции отторжения. Искреннее восприятие людьми социальных организаций и преисполненные доброжелательством чаяния возлагают слишком большую моральную ответственность на общественные организации, а также в определенной степени создает напряженность в культурной атмосфере общественного благосостояния. Люди могут допускать совершенно дикие предположения вследствие некоторых негативных новостей о поведении социальных организаций в сфере общественного благосостояния и даже, не задумавшись ни на минуту, подвергнуть их критике. Подобное поведение серьезно повлияло на формирование хорошей социальной культурной атмосферы общественного благосостояния и помешало построению социальной культуры общественного благосостояния.

(2) Недостаточное самоограничение общественных организаций

Общеизвестно, что общественные организации - это негосударственные самоуправляемые организации, которые, в отличие от государственных ведомств, не имеют четко отрегулированной организационной структуры и относительно зрелого механизма управления, и в отличие от предприятий, не так легко воспринимают надзор посредством рыночного поведения со стороны общественности, особенно потребителей, через рынок, как предприятия. В особенности важным является самоограничение общественных организаций.

Что касается нынешнего недостатка самоограничения общественных организаций в Китае, то одна из его причин заключается в незавершенности внутренней структуры управления общественными организациями. Хотя общественные организации и получили название «мифа идеальных концепций», «мифа волюнтаризма» и «мифа совершенной добродетели» [2], однако они не могут существовать вне зависимости от общества, и неизбежно подвергаются влиянию и определяющим условиям внешних естественных факторов. Особенно в современном обществе, где общественный характер богатства и гласность власти подверглись разложению, если социальные организации полагаются только на свою так называемую глубокую этическую основу, то, очевидно, им трудно противостоять губительному влиянию морального кризиса современности, не теряя при этом своих моральных убеждений. Реализация их целей и ценностей в сфере общественного благосостояния неотделима от прочной структуры внутреннего управления общественными организациями.

Фактически, нынешняя структура внутреннего управления некоторых общественных организаций в нашей стране несовершенна, поэтому жесткость самоограничения общественных организаций не является чрезмерной. Это является одной из коренных причин аномии в сфере общественного благосостояния в этих общественных организациях. Во-вторых, внутренняя нормативная система общественных организаций не усовершенствована. Объективно говоря, вследствие отсутствия во многих современных общественных организациях достаточно полных нормативных систем внутреннее управление осуществляется относительно разболтанно. Недостаточные внутренние нормы и системы общественных организаций могут не только напрямую привести к низкому общественному благосостоянию общественных организаций, но могут даже привести к коррупции в сфере общественного благосостояния [6].

Множество общественных организаций либо теряются в напряженном процессе современного быстрого развития и не находят времени заботиться о построении собственной внутренней системы, либо игнорируют обязывающий эффект системы из-за фанатичной погони за приоритетом в сфере общественного благосостояния, либо же не хотят создать надежную внутреннюю систему управления и механизм управления по множеству других причин. Поэтому, необходимо заимствование модели корпоративного управления для создания надежной структуры управления юридическим лицом общественных организаций, аналогичной структуре управления юридическим лицом предприятия; четкое определение ответственного юридического лица, являющегося субъектом общественных организаций, а также учреждение и усовершенствование системы внутреннего управления общественных организаций. Вне всяких сомнений, предельно важно стандартизировать поведение социальных организаций в сфере общественного благосостояния и улучшить мораль социальных организаций.

(3) Слабость контроля со стороны правительственных ведомств

Коренными причинами неэффективного надзора со стороны правительственных ведомств являются, во-первых, недостатки механизма двойного управления. Так называемый «механизм двойного управления» означает, что в соответствии с «Положением об управлении регистрацией общественных организаций» за внутренние дела общественных организаций несут ответственность их компетентные подразделения (соответствующие административные органы и государственные учреждения), а их регистрацией и внешним надзором занимаются отделы по гражданским делам всех уровней механизма управления.

Объективно говоря, двойное управление общественными организациями имеет свою историческую неизбежность и на определенных исторических этапах сыграло чрезвычайно важную роль. Однако с развитием экономики и общества, а в особенности с постепенным углублением

и совершенствованием реформы рыночного хозяйственного механизма, его недостатки постепенно становятся все более заметными: с одной стороны, модель двойного управления «не только увеличивает дублирование рассмотрения в процедурном отношении, но и затягивает время рассмотрения, что влияет на эффективность работы правительства. Еще более важно то, что очень легко ошибочно истолковать ценностную ориентацию государства в отношении общественных организаций, будто бы регистрация и управление общественными организациями ставит целью лишь усиление контроля и его рамок» [7].

С другой стороны, порог регистрации этого механизма двойного управления чересчур высок, что увеличивает стоимость получения юридического статуса организаций социальной защиты, так что некоторые организации могут существовать только нелегально, без государственного надзора, что таит в себе огромную опасность.

Кроме того, компетентное подразделение по надзору за деятельностью имеет слишком много полномочий для управления повседневными делами общественных организаций. Подобное управление является одновременно как строгим, так и скрупулезным, что сильно ограничивает организационную автономию общественных организаций.

Во-вторых, политика отдельных ведомств зачастую плохо взаимосвязана. Наряду с непрерывным развитием общества в нашей стране появляется все больше и больше общественных организаций, и появляется все больше программных документов, регулирующих их деятельность в сфере общественного благосостояния. Однако, в данной области нет государственного ведущего и координирующего органа. По этой причине, соответствующее содержание политики не было систематически отсортировано, что в определенной степени привело к слабой преемственности между старой и новой политикой.

В-третьих, некоторые правила управления противоречат друг другу. Например, «Положение о регистрации и управлении общественными организациями» в основном опирается на принцип недопущения конкуренции в управлении общественными организациями. Однако в опубликованных в 2014 г. «Административных мерах по государственным закупкам услуг (временных)» подчеркивается, правительство применяет принцип «открытого отбора лучших» на конкурентной основе при закупке услуг у общественных организаций [8] и т. д. Взаимные противоречия между программными документами разного уровня, обнародованными разными ведомствами, не только вносят путаницу в управление, но, что более важно, ведут к провалу ценностной ориентации правительственного надзора.

3. Практические пути морально-нравственного управления общественными организациями в современном Китае

Что касается морально-нравственного управления общественными организациями в современном Китае, то автор считает, что необходимо «воспитывать культуру общественного благосостояния общественных организаций и продвигать управление, ориентированное на ценности общественного благосостояния», «сочетать институциональные взыскания и поощрения для содействия управлению поведения общественных организаций в сфере общественного благосостояния» и «усилить правительственный надзор и содействие социально-организационному управлению аномией в сфере общественного благосостояния», а также в целом и другим аспектам.

(1) Воспитание культуры общественного благосостояния общественных организаций и продвижение управления, ориентированного на ценности общественного благосостояния

В сфере культуры общественного благосостояния общественные организации придерживаются ценностной ориентации альтруизма, ориентированного на социальную ответственность, направленную на поддержку, реализацию и пропаганду общественных интересов. Они выполняют функции регулирования, направления и корректировки ориентации общественных организаций на ценности общественного благосостояния. Это - основной элемент, связывающий и поддерживающий здоровое и упорядоченное функционирование социальных организаций, а также предпосылка и основа для обеспечения того, чтобы ориентация социальных организаций на общественное благополучие не изменилась.

Несмотря на то, что общественные организации главной своей целью ставят альтруизм, альтруистические ценности общественных организаций и их членов не являются врожденными, а являются результатом взаимодействия множества факторов. Следовательно, в целях воспитания альтруистических ценностей общественных организаций и их членов необходимо усилить идентификацию общественных организаций и членов в сфере общественного благосостояния; посредством воспитания альтруистических ценностей общественные организации и их члены получают рациональное познание и эмоциональное признание в деле общественного благосостояния.

Посредством развертывания деятельности в сфере общественного благосостояния проявляется чувство успешности и гордость за возвышенный и приносящий помощь ближним труд в деле общественного благосостояния. Благодаря собственному самоутверждению, общественные организации и их члены преисполняются чувства достижения победы и счастья и сознательно принимают общественное благополучие как цель своей жизни. Говоря далее, хотя миссия общественных организаций состоит в том, чтобы разрешить двойную негибкость правительства и рынка, сами они не являются «природными» спасителями мира.

Как и другие социальные институты, они находятся в процессе постоянного движения и неотделимы от фактически принятых правил и эксплуатации ресурсов [9]. Следовательно, воспитание культуры общественного благосостояния общественных организаций также требует поддержки и подпитки хорошей социальной культурной экологии общественного благосостояния, то есть на основе усиления воспитания ценностей альтруизма необходимо способствовать формированию позитивных общественных и межличностных отношения единства, дружбы, взаимопомощи, равенства и гармонии. Мы должны активно практиковать дух «использования наследия прошлого в интересах настоящего», по-настоящему доискиваться, резюмировать и воспринимать культурные традиции общественного благосостояния в традиционной культуре, пробуждать духовную память о национальной культуре общественного благосостояния и достижения общественного консенсуса в области общественного благосостояния.

Необходимо поддерживать концепцию «поставить иностранное на службу Китая», заимствовать и внедрять достижения выдающихся мировых культур в сфере общественного благосостояния, а также повышать инклюзивность и внутреннюю жизнеспособность китайской социальной организации культуры общественного благосостояния. Следует осуществлять деятельность в области социального обеспечения таким образом, чтобы это нравилось народным массам, расширять влияние, сплоченность, притягательность и привлекательность деятельности в сфере социального благосостояния, дабы как можно больше людей смогли понять, поддержать и принять участие в социальной деятельности.

(2) Сочетание институциональных взысканий и поощрений в целях содействия управлению поведением общественных организаций в сфере общественного благосостояния

Общественные организации являются неправительственными самоуправляющимися организациями. В отличие от государственных ведомств, они не обладают такой хорошо отрегулированной организационной структуры и относительно зрелого механизма управления, и им, в отличие от предприятий, не так легко воспринимать надзор посредством рыночного поведения со стороны общественности, особенно потребителей. Необходимо усовершенствовать соответствующие нормативные системы и способствовать управлению поведением социальных организаций в сфере общественного благосостояния посредством наказаний за неправомерные действия и стимулирования их нормативного поведения в сфере общественного благосостояния.

Прежде всего, необходимо учредить и усовершенствовать внутреннюю нормативную систему общественных организаций, а также усовершенствовать институциональную систему наказаний и поощрений. В развитых странах Запада структура внутреннего управления общественных организаций (НКО) в целом завершена. Социальные организации формируют действующий механизм демократического принятия решений, координации и единства, взаимных сдержек и противовесов и эффективных ограничений через внутренние бизнес-уровни принятия решений, управленческие исполнительные уровни и агентства по мониторингу эффективности. Это обеспечивает эффективное выполнение Устава и целей общественных организаций [10]. Однако большое количество общественных организаций в Китае создаются сверху вниз, и большинство из них являются «наполовину официальными, наполовину гражданскими».

По сравнению с общественными организациями в западных развитых странах существует множество недостатков в сфере маркетинга и социализации. В структуре внутреннего управления также применяется механизм управления на государственном административном уровне. Преимущество подобного механизма управления состоит в том, что с его помощью легко сформировать согласованную и единую маркетинговую цель, режим работы и технический процесс. Данный механизм также может оказывать большее социальное влияние при активности в определенных областях. Его недостатком является то, что он привносит во внутреннее управление организации присущую государственным органам административную, бюрократическую и низкую эффективность. Это приводит к тому, что общественным организациям не хватает автономии, конкурентоспособности и гибкости, а в деятельности общественного благосостояния очень трудно добиться эффективности. Поэтому, для способствования управлению поведением общественных организаций в сфере общественного благосостояния в нашей стране, необходимо активно улучшать структуру управления юридическими лицами общественных организаций, активно строить эту структуру, аналогичную структуре управления юридическими лицами предприятий.

Следует четко определить ответственных юридических лиц субъектов общественных организаций, а также создать и усовершенствовать систему, регулирующую деятельность общественных организаций. Внутренняя система управления выстраивает линию антикоррупционной защиты общественных решений общественных организаций и поведения в сфере общественного благосостояния точки зрения системы и механизма, дабы уменьшить возникновение аномии в сфере общественного благосостояния у общественных организаций.

Необходимо совершенствовать систему управления финансами общественных организаций, то есть использовать надежную систему управления финансами для обеспечения стабильности и бесперебойности сбора средств для деятельности организации, снижения затрат на общественно-полезную деятельность, повышения эффективности общественной деятельности. социального обеспечения, а также использовать научный и эффективный финансовый менеджмент для предотвращения потери активов общественного благосостояния и повышения эффективности фондов общественного благосостояния. Следует использовать все это для предотвращения коррупции в сфере общественного благосостояния и повышения доверия к общественным организациям.

Помимо этого, необходимо учредить и усовершенствовать механизм «поощрения-сдерживания», который бы регулировал общественно-полезное поведение общественных организаций. Механизм «поощрения-сдерживания» общественных организаций - это механизм стимуляции, вознаграждения или наказания общественных организаций, основанный на их деятельности в области общественного благосостояния при общественном влиянии. «Механизм поощрения» может стимулировать жизнеспособность общественных организаций для общественного благосостояния, а «механизм ограничения» может регулировать поведение общественных организаций в этом же отношении.

В настоящее время стимулы для общественных организаций в Китае исходят от государства или от предприятий. Объективно говоря, для общественных организаций они имеют хороший стимулирующий эффект. Однако, поскольку правительство имеет достаточно большие права на размещение социальных ресурсов, сами предприятия сами по себе также являются обладателями социальных ресурсов. Государственная или предпринимательская стимуляция легко может привести к сильной позиции правительства и предприятий в бинарной структуре «государство-общественная организация» и «предприятие-общественная организация», что в определенной степени ограничивает автономию общественных организаций. Следовательно, для механизма стимулирования общественных организаций необходимо начать с инновационных институциональных механизмов и через институциональные гарантии изменить ситуацию, с той где государство и предприятия сильны, а общественные организации слабы, на бинарную структуру «государство и общественные организации» и «предприятия и общественные организации». Изменится предыдущая ситуация «акцент на использовании, а не на поддержке, на оплате, а не на финансировании», что приведет к высвобождению в максимальной степени автономии общественных организаций и стимулированию жизнеспособности общественных организаций в целях повышения общественного благосостояния.

(3) Усиление правительственного надзора и продвижение управления общественными организациями с аномией в сфере общественного благосостояния

Социальные организации, являясь третьей стороной, восполняющей негибкость правительства и рынка, обладают достаточно высокими организационно-моральными достоинствами. Однако вследствие присущей им добровольного характера и спонтанности их организационная структура является достаточно рыхлой. Поэтому в целях усиления правительственного надзора и содействия управлению аномией в сфере общественных интересов в общественных организациях, в первую очередь, необходимо учредить и усовершенствовать триединый механизм надзора «правительственный надзор-общественный надзор-саморегулирование».

Что касается механизма правительственного надзора, то государство должно усилить финансовый надзор за общественными организациями, подчеркнуть некоммерческий характер деятельности общественных организаций и призвать общественные организации к сознательному соблюдению принципа «нераспределения прибыли» и сознательно использовать доходы от предпринимательской деятельности на общественное благосостояние.

Необходимо регулярно проверять, соблюдают ли общественные организации различные политики льготного снижения и освобождения от налогов в соответствии с применимым налоговым законодательством, и корректировать налогообложение общественных организаций в соответствии с обзором ситуации. Следует усилить повседневный надзор за общественными организациями и опираться на интернет-технологии для улучшения возможностей и уровня общественного надзора, а также призывать соответствующие правительственные веб-сайты своевременно раскрывать информацию об общественных организациях.

Следует активизировать деятельность общественных организаций, чтобы обеспечить своевременную и достоверную информацию, получаемую общественностью с правительственных веб-сайтов. На уровне самоконтроля общественных организаций, во-первых, общественные организации должны усилить самоконтроль квалификации доступа к рынку, чтобы предотвратить попадание людей с заболеваниями, что может повлиять на имидж общественных организаций; во-вторых, усилить самоконтроль оценки результатов, то есть проверка и оценка фактических результатов деятельности, осуществляемой членами организации, и обнародование информации о мониторинге и оценке среди общественности, а также активное принятие социального надзора. В-третьих, необходимо усилить самоконтроль за управлением активами организации, своевременно опубликовывать приход и расход средств организации и направления их использования, обеспечивать сохранение и приумножение активов организации и использование средств на общественные нужды и социальные службы. В-четвертых, следует усилить надзор за общественно-полезной деятельностью, то есть производить наблюдение за поведением членов организации в процессе общественно-полезной деятельности. За поведение, выражающееся в несоблюдении целей и правил организации или в их нарушении, общественные организации должны инициировать механизм ответственности и наказания и применять соответствующие наказания в зависимости от степени серьезности нарушения.

Помимо этого, необходимо усовершенствовать методы надзора и повысить эффективность правительственного надзора.

Во-первых, придерживаться как макроуправления, так и микроуправления, а также повысить точность правительственного надзора. В настоящее время китайское правительство в основном осуществляет макроуправление общественными организациями на основе их финансовой отчетности, годовых отчетов и т. д. в отношении их «цели и функционального позиционирования», «сфер и масштабов деятельности» и «влияния на общественное благосостояние». Такой вид макроуправления заведомо затруднителен для повышения точности правительственного надзора. Также необходимо увеличивать масштабы микроуправления общественными организациями, то есть выдвигать конкретные и четкие требования к стандартам и качеству общественно-культурной деятельности. Помимо этого, в максимально возможной степени предоставлять информацию, технологии, координацию и коммуникационную поддержку деятельности общественных организаций в области общественного благосостояния, а также направлять и помогать общественным организациям своевременно и точно осуществлять деятельность в области общественного благосостояния.

Во-вторых, следует твердо придерживаться сочетания комплексного управления и классифицированного управления и подчеркивать актуальность надзора. «Комплексное управление» означает всестороннее управление всей деятельностью общественных организаций со стороны правительства. Преимущество комплексного управления заключается в том, что оно позволяет своевременно держать руку на пульсе динамики состояния общественных организаций и обеспечивать разумное и упорядоченное осуществление общественными организациями деятельности по обеспечению общественного благосостояния. А «классифицированное управление» относится к правительственному управлению общественными организациями, и методы и меры управления, принятые для разных типов общественных организаций, также должны быть различными. Преимущество классифицированного управления заключается в том, что оно не только оптимизирует ресурсы правительственного управления и снижает затраты на него, но также и повышает актуальность управления общественной организацией и повышает его эффективность.

В-третьих, мы должны придерживаться сочетания управления информацией, контроля и надзора на местах для повышения качества надзора. В сегодняшнем высокоразвитом информационном обществе средства информатизации являются важной опорой для реализации государством контрольной функции общественных организаций. Хотя информационные технологии значительно повысили эффективность правительственного надзора, информационные средства не всесильны. Поэтому правительственный надзор за общественными организациями должен не только усиливать проверку и проверку достоверности сетевой информации, но и осуществлять оперативный надзор за общественно-благотворительной деятельностью общественных организаций, получать из первых рук реальные материалы и информацию об общественно-благотворительной деятельности общественных организаций. Сочетание контроля информатизации и реального надзора на местах может не только избежать нормативных ошибок, вызванных асимметричной и ложной сетевой информацией, повысить качество надзора, но также является важным способом для правительства выполнить свою регулирующую ответственность и повысить доверие к себе.

В-четвертых, мы должны придерживаться объединения надзора и служб для того, чтобы сформировать совместную силу надзора. Правительство несет двойную ответственность за надзор и обслуживание общественных организаций. Процесс правительственного надзора за общественными организациями является также процессом государственной поддержки и служения общественным организациям. Правительство должно не только контролировать и ограничивать общественные организации в деле урегулирования таких организаций и их общественной деятельности, но также и оказывать поддержку и услуги общественной благотворительной деятельности общественных организаций, а также использовать услуги для стимулирования их осведомленности о саморегулировании и их общественной деятельности. Кроме того, необходимо сформировать объединенную силу между надзором и обслуживанием, интегрировать обслуживание во весь процесс надзора и управления, использовать обслуживание для повышения эффективности надзора и использовать надзор для усиления эффективности обслуживания.

Заключение

Хотя общественные организации в Китае возникли относительно поздно, однако их развитие идет достаточно быстро. Несмотря на то, что государство ускорило разработку системы регулирования и руководства общественно-благотворительной деятельностью общественных организаций, но ее отставание и несовершенство по сути неизбежны и в определенной степени имеют право на объективное существование. В течение долгого времени управление моральной аномией в китайских социальных организациях в основном следовало принципу усиления признания ценности социальных организаций и их членов до уровня «целей общественного благосостояния» в целях гарантии создания этической системы для общественных организаций, и чтобы пути управления были сосредоточены на морально-нравственном воспитании членов общественных организаций [11].

Прежний опыт также показал, что подобные идеи и методика возвращения морально-нравственного управления общественными организациями к личным добродетелям членов общественных организаций принесли хорошие результаты, особенно в период плановой экономики. Однако в условиях рыночной экономики члены общественных организаций существуют в модели

«социальных лиц», а их отношения с общественными организациями являются отношениями экономическими, процентными, договорными, правовыми и т.д. Ограниченность такого подхода к моральному управлению общественными организациями, опирающегося на индивидуальные добродетели, становится все более очевидной с каждым днем. По этой причине автор полагает, что управление моральной аномией общественных организаций в современном Китае должно не только подчеркивать признание ценности членов общественных организаций для целей общественного благосостояния общественных организаций, усовершенствовать предоставление этической системы для общественных организаций и увеличить культивирование индивидуальной нравственности членов общественных организаций, но также и необходимо усилить системные наказания и стимулы за социально-благотворительное поведение социальных организаций и использовать жесткость системы для урегулирования, сдерживания и направления общественно-благотворительного поведения социальных организаций. Это имеет значение не только для Китая, но в определенной степени общее значение для и других стран.

Список источников

1. (США) Питер Друкер «Управление в эпоху больших перемен» [M], Чжао Ганчэн, перевод, Шанхай: Шанхайское издательство переводной литературы, 1999:201.

2. Цзян Юй. Генеративная логика морального поведения общественных организаций [М], Пекин: Китайское издательство общественных наук, 2016: 46, 86.

3. Дэн Гошэн, Анализ характеристик и стоимости китайских частных некоммерческих организаций [J], Программное обеспечение Китая, 2006, (09).

4. $Й¥.йШШЛЙ[М].^Ж:ФШЙ£&¥ШЖЙ,2011:61-71.

4. Ли Маопин, Моральная сила народа [М], Пекин: Китайское издательство общественных наук, 2011:61-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. mrn.^i Ь^Ж^[М].£;Ш:£;ШФШ^М,1981:3.

5. Цянь Му. Основные положения культурологии [М], Тайвань: Тайваньское книжное издательство "Чжунчжэн", 1981: 3.

6. Дун Вэньци, Ван Юаньсун. Краткий анализ институциональных недостатков социальной организации и меры по улучшению управления ею [J], Экономическое и социальное развитие, 2009, (03).

,2003,(12):187.

7. Чэнь Цзиньло. Краткий обзор законодательной модели китайских общественных организаций [C] Сборник материалов симпозиумов логистических организаций провинций, регионов и муниципалитетов по всей стране, 2003, (12): 187.

8. Й0^#.^ФШЙ£ШЯЙ$Ш«ММШ.ФШЙ£*4^,2015,(09).

8. Хуан Сяочунь. Институциональная среда и развитие социальных организаций в современном Китае [J], Китайские общественные науки, 2015, (09).

9. Чжоу И. Интерпретируя общество: Пути культуры и структуры [М], Пекин: Издательство литературы по общественным наукам, 2004:18.

10. Ван Сяннань, Исследование системного проектирования развития китайских некоммерческих организаций [D], Северо-Восточный педагогический университет (докторская диссертация), 2014: 181.

11. £Й.Й£Ф^1ШШШ[М].^Ж:ФШЙ£&¥ШЖЙ,2013:178-214.

11. Чжу Хун, Этическая оценка общественных посреднических организаций [M], Пекин: Китайское издательство общественных наук, 2013: 178-214.

References

1. Peter Drucker. Management in the era of big changes. Zhao Gangcheng translation, Shanghai: Shanghai Publishing House of Translated Literature, 1999:201. (In Chinese)

2. Jiang Yu. Generative logic of moral behavior of public organizations. Beijing: Chinese Publishing House of Social Sciences, 2016: 46, 86. (In Chinese)

3. Deng Gosheng. Analysis of the characteristics and cost of Chinese private non-profit organizations. China Software. 2006;(09). (In Chinese)

4. Li Maoping. The moral strength of the people. Beijing: Chinese Publishing House of Social Sciences, 2011:61-71. (In Chinese)

5. Qian Mu. The main provisions of cultural studies. Taiwan: Taiwan Book Publisher "Zhongzheng", 1981: 3. (In Chinese)

6. Dong Wenqi, Wang Yuansong. A brief analysis of the institutional shortcomings of the social organization and measures to improve its management. Economic and Social Development, 2009, (03). (In Chinese)

7. Chen Jinlo. A brief overview of the legislative model of Chinese public organizations. In: Proceedings of symposia of logistics organizations of provinces, regions and municipalities throughout the country, 2003, (12): 187. (In Chinese)

8. Huang Xiaochun. Institutional environment and development of social organizations in modern China. Chinese Social Sciences, 2015, (09). (In Chinese)

9. Zhou Yi. Interpreting Society: Ways of Culture and Structure. Beijing: Publishing House of Literature on Social Sciences, 2004:18. (In Chinese)

10. Wang Xiangnan, A study of the system design of the development of Chinese non-commercial organizations. Northeastern Pedagogical University (doctoral dissertation), 2014: 181. (In Chinese)

11. Zhu Hong, Ethical assessment of public mediation organizations. Beijing: Chinese Publishing House of Social Sciences, 2013: 178-214. (In Chinese)

Информация об авторе

Чу Дефон - доктор юридических наук, член совета Китайской ассоциации исследований диалектического материализма, доцент, старший преподаватель Школы марксизма при Шанхайском политико-юридическом университете.

Information about the author

Chu Defeng - Doctor of Law, Member of the Council of the Chinese Association for the Study of Dialectical Materialism, Associate Professor, Senior Lecturer at the School of Marxism at the Shanghai University of Politics and Law.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 08.05.2023; одобрена после рецензирования 24.05.2023; принята к публикации 25.05.2023.

The article was submitted 08.05.2023; approved after reviewing 24.05.2023; accepted for publication 25.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.