Научная статья на тему 'О практических подходах к формированию цифровой этики современного педагога в социальных сетях'

О практических подходах к формированию цифровой этики современного педагога в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая этика педагога / социальные сети / практические рекомендации / digital ethics of the teacher / social networks / practical recommendations

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мария Наильевна Жафярова

В статье ставится проблема цифровой этики поведения педагога в социальных сетях, особенно актуальной в условиях принадлежности современного поколения учителей к информационному социуму эпохи постмодерна с его множественностью норм. В целях урегулирования возникающих в деятельности педагогов образовательных организаций коллизий этического характера разработана концепция использования социальных сетей педагогами в Новосибирской области и даны методические рекомендации по использованию ими социальных сетей. Представлены структура и краткое содержание основных разделов концепции и методических рекомендаций, среди которых актуальность социальных сетей в России, целевая аудитория продвижения, заинтересованность педагогов, цели и задачи работы педагогов в социальных сетях, принципы и современные тренды социальных сетей, технические особенности ведения социальных сетей, информированность образовательных организаций об использовании социальных сетей педагогами, формирование педагогами собственной медиа-сети, вариант плана мероприятий по выстраиванию работы с педагогами по этичному ведению социальных сетей. Особое внимание уделено требованиям к имиджу и ограничениям работы педагога в социальных сетях. Подчеркнуто ключевое требование к присутствию в социальных сетях — качественный и продуманный образ, необходимость проработки таких сторон взаимодействия с пользователем, как внешность, язык, технологичность, адекватность информационной повестке, следование правилам конфликтологии. Среди ограничений целый ряд формальных и неформальных, которые необходимо учитывать ответственным специалистам. Во-первых, тематические ограничения, предполагающие табуирование тем насилия, смерти, спорных политических вопросов. Выражение педагогами как носителями гражданских ценностей своей страны четкой позиции по вопросам, определенным государственной политикой. Во-вторых, морально-этические ограничения, требующие запрета на публикацию обнаженных частей тела, сцен курения и употребления алкоголя, а также использования ненормативной лексики. В-третьих, юридические ограничения. Специалисты образовательных учреждений, работающие в социальных сообществах, должны в обязательном порядке знать актуальное законодательство, регулирующее их работу. Оно определяет стиль и форматы продвижения, а также набор социальных сетей (так, весной 2022 года признано нежелательным использование Инстаграма).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мария Наильевна Жафярова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PRACTICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF DIGITAL ETHICS OF A MODERN TEACHER IN SOCIAL NETWORKS

The article raises the problem of the digital ethics of a teacher's behavior in social networks, which is especially relevant in the context of the current generation of teachers belonging to the information society of the postmodern era with its multiplicity of norms. In order to resolve the conflicts of ethical nature that arise in the practice of the activities of teachers of educational organizations, a concept for the use of social networks by teachers in the Novosibirsk region and methodological recommendations for the use of social networks by them have been developed. The structure and summary of the main sections of the concept and methodological recommendations are presented, including the relevance of social networks in Russia, the target audience of promotion, the interest of teachers, the goals and objectives of teachers' work in social networks, the principles and modern trends of social networks, the technical features of maintaining social networks, awareness educational organizations on the use of social networks by teachers, the formation by teachers of their own media network, a variant of the action plan for building work with teachers on the ethical management of social networks. Particular attention is paid to the requirements for the image and limitations of the teacher's work in social networks. The key requirement for presence in social networks is emphasized — a high-quality and thoughtful image, the need to work out such aspects of user interaction as appearance, language, manufacturability, adequacy of the information agenda, following the rules of conflict resolution. Among the restrictions are a number of formal and informal ones that must be taken into account by responsible specialists. Firstly, thematic restrictions, which include tabooing the topics of violence, death, controversial political issues, and any topic that could potentially cause violent disputes among users. The exception is cases when the involvement of such topics is necessary for solving state problems (for example, the study of the Great Patriotic War as the basis of patriotic education). Secondly, moral and ethical, requiring a ban on the publication of naked parts of the body, scenes of smoking and drinking alcohol, as well as the use of reduced vocabulary. Third, legal. Specialists of educational institutions working in social communities must be aware of the current legislation governing their work. It determines the style and formats of promotion, as well as a set of social networks (for example, in the spring of 2022, the use of Instagram was recognized as undesirable).

Текст научной работы на тему «О практических подходах к формированию цифровой этики современного педагога в социальных сетях»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

М. Н. Жафярова

Ценности и смыслы. 2022. № 6 (82). С.136-151 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly 2022. No.6 (82). P. 136-151 (In Rus) Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-6-136-151

О практических подходах к формированию цифровой этики современного педагога в социальных сетях

Мария Наильевна Жафярова

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко», Новосибирск, Россия E-mail: jaf@nso.ru

http://orcid.org/ 0000-0002-8076-0530

Аннотация. В статье ставится проблема цифровой этики поведения педагога в социальных сетях, особенно актуальной в условиях принадлежности современного поколения учителей к информационному социуму эпохи постмодерна с его множественностью норм. В целях урегулирования возникающих в деятельности педагогов образовательных организаций коллизий этического характера разработана концепция использования социальных сетей педагогами в Новосибирской области и даны методические рекомендации по использованию ими социальных сетей. Представлены структура и краткое содержание основных разделов концепции и методических рекомендаций, среди которых актуальность социальных сетей в России, целевая аудитория продвижения, заинтересованность педагогов, цели и задачи работы педагогов в социальных сетях, принципы и современные тренды социальных сетей, технические особенности ведения социальных сетей, информированность образовательных организаций об использовании социальных сетей педагогами, формирование педагогами собственной

© Жафярова М. Н., 2022

136

медиа-сети, вариант плана мероприятий по выстраиванию работы с педагогами по этичному ведению социальных сетей. Особое внимание уделено требованиям к имиджу и ограничениям работы педагога в социальных сетях. Подчеркнуто ключевое требование к присутствию в социальных сетях — качественный и продуманный образ, необходимость проработки таких сторон взаимодействия с пользователем, как внешность, язык, технологичность, адекватность информационной повестке, следование правилам конфликтологии. Среди ограничений целый ряд формальных и неформальных, которые необходимо учитывать ответственным специалистам. Во-первых, тематические ограничения, предполагающие табуирование тем насилия, смерти, спорных политических вопросов. Выражение педагогами как носителями гражданских ценностей своей страны четкой позиции по вопросам, определенным государственной политикой. Во-вторых, морально-этические ограничения, требующие запрета на публикацию обнаженных частей тела, сцен курения и употребления алкоголя, а также использования ненормативной лексики. В-третьих, юридические ограничения. Специалисты образовательных учреждений, работающие в социальных сообществах, должны в обязательном порядке знать актуальное законодательство, регулирующее их работу. Оно определяет стиль и форматы продвижения, а также набор социальных сетей (так, весной 2022 года признано нежелательным использование Инстаграма).

Ключевые слова: цифровая этика педагога, социальные сети, практические рекомендации.

Для цитирования: Жафярова М. Н. О практических подходах к формированию цифровой этики современного педагога в социальных сетях// Ценности и смыслы. 2022. № 6 (82). С. 136-151 https://doi. 0^/10.24412/2071-6427-2022-6-136-151

Original article

ABOUT PRACTICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF DIGITAL ETHICS OF A MODERN TEACHER IN SOCIAL NETWORKS

Mariya N. Zhafyarova

State Autonomous Vocational Educational Organization of the Novosibirsk Region "Novosibirsk Pedagogical College № 1 named after A. S. Makarenko", Novosibirsk, Russia E-mail: jaf@nso.ru; http://orcid.org/ 0000-0002-8076-0530

Abstract. The article raises the problem of the digital ethics of a teacher's behavior in social networks, which is especially relevant in the context of the current

generation of teachers belonging to the information society of the postmodern era with its multiplicity of norms. In order to resolve the conflicts of ethical nature that arise in the practice of the activities of teachers of educational organizations, a concept for the use of social networks by teachers in the Novosibirsk region and methodological recommendations for the use of social networks by them have been developed. The structure and summary of the main sections of the concept and methodological recommendations are presented, including the relevance of social networks in Russia, the target audience of promotion, the interest of teachers, the goals and objectives of teachers' work in social networks, the principles and modern trends of social networks, the technical features of maintaining social networks, awareness educational organizations on the use of social networks by teachers, the formation by teachers of their own media network, a variant of the action plan for building work with teachers on the ethical management of social networks. Particular attention is paid to the requirements for the image and limitations of the teacher's work in social networks. The key requirement for presence in social networks is emphasized — a high-quality and thoughtful image, the need to work out such aspects of user interaction as appearance, language, manufacturability, adequacy of the information agenda, following the rules of conflict resolution. Among the restrictions are a number of formal and informal ones that must be taken into account by responsible specialists. Firstly, thematic restrictions, which include tabooing the topics of violence, death, controversial political issues, and any topic that could potentially cause violent disputes among users. The exception is cases when the involvement of such topics is necessary for solving state problems (for example, the study of the Great Patriotic War as the basis of patriotic education). Secondly, moral and ethical, requiring a ban on the publication of naked parts of the body, scenes of smoking and drinking alcohol, as well as the use of reduced vocabulary. Third, legal. Specialists of educational institutions working in social communities must be aware of the current legislation governing their work. It determines the style and formats of promotion, as well as a set of social networks (for example, in the spring of2022, the use of Instagram was recognized as undesirable).

Keywords: digital ethics of the teacher, social networks, practical recommendations.

For citation: Zhafyarova M. N. About practical approaches to the formation of digital ethics of a modern teacher in social networks // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No.6 (82). P. 136-151 (In Rus). https:// doi.org/10.24412/2071-6427-2022-6-136-151

Интенсивное формирование цифровой реальности, происходящее на наших глазах, цифровая трансформация разных сфер жизни современного человека делают как никогда актуальной проблему ценностей, норм «оффлайн» существования на этической основе в виртуальной

реальности.

При этом само понятие «цифровая этика», очевидно, не имеет однозначно понимаемого определения. Так, отечественные исследователи рассматривают цифровую этику как часть информационной этики; в работах ряда зарубежных учёных «цифровая этика рассматривается как макроэтика, направленная на оценку и использование цифровых инноваций на благо общества» [3, с. 91].

Среди самых разнообразных вопросов этика в цифровой среде рассматривает и образование в этой среде, безопасность, гигиеничность и эффективность которого в огромной степени зависят от умения человека, в первую очередь, педагога, следовать в процессе онлайн-коммуникации этическим нормам и правилам, выстраивать взаимоотношения с участниками образовательного процесса с учётом и пониманием специфики цифровой среды, форм обмена информацией, знания особенностей целевой аудитории и т.д.

При этом все большую актуальность приобретает вопрос цифровой репутации педагога при использовании им для образовательных и иных целей социальных сетей, их открытости или закрытости, содержания личной страницы, возможности использования собственного профиля в качестве платформы для учебных проектов и т.д.

На перечисленные вопросы у педагогического сообщества существуют очень разные ответы, ведь само педагогическое сообщество — часть информационного социума эпохи постмодерна с его утратой важных нравственных ориентиров, множественностью норм и истин, отсутствием «системообразующих философских категорий — противопоставлений, таких как «добро-зло», «свет-тьма», «должное-сущее». З. Бауман назвал эту ситуацию «мораль без этики» [5, с. 100].

Особенно явно эта множественность этик проявляется в цифровой активности поколения молодых педагогов, «родившегося и сделавшего первые шаги в жизнь в эпоху медиа и постмодерна» [2, с. 24].

Остроту ситуации, сложившейся вокруг социальных сетей педагогов, было призвано минимизировать разработанное в 2019 году Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским профсоюзом образования «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников», которое, будучи взятым за основу, безусловно, нуждается в конкретизации применительно к цифровой этике педагога.

С этой целью были разработаны концепция использования социальных сетей педагогами в Новосибирской области (далее — концепция) и методические рекомендации по использованию социальных сетей педагогами образовательных организаций региона (далее — методические рекомендации).

Концепция и методические рекомендации состоят из следующих разделов.

1. Актуальность социальных сетей в России.

Социальные сети играют ведущую роль в распространении и обмене информации в России. По данным различных источников, аккаунты в социальных сетях имеют от 60% до 80% жителей страны. Это позволяет использовать социальные сети как инструмент не только общения, но и решения рабочих задач педагогами образовательных организаций.

Следует отметить, что использование социальных сетей педагогами в России не является факультативным. В случае, если они отказываются от распространения через них собственного — выверенного и подготовленного — контента, пользователи начинают использовать для образовательных целей информацию от других источников — неофициальных и не несущих за нее ответственность.

2. Место и значение социальных сетей в Новосибирской области.

Учитывая научное и технологическое развитие Новосибирска, проникновение социальных сетей в регионе является более высоким, чем в среднем по России. Кроме того, в городе работает множество организаций среднего профессионального и высшего образования, имеющих значительные массивы информации, потенциально интересной для пользователей. Продвижение педагогами своего опыта не ограничивается пределами региона, а распространяется на территорию всей России и даже ряда зарубежных стран.

3. Целевая аудитория продвижения.

Целевую аудиторию педагогов и образовательных организаций для их продвижения в социальных сетях можно разделить на несколько групп, имеющих свои особенности поведения в Интернете.

• Реальные и потенциальные ученики. Социальные сети используются для повышения их лояльности педагогу и организации, а также оперативного распространения технической информации. Ориентированы на использование ВКонтакте, Телеграм и Ютуба.

• СМИ и лидеры мнений. Сегодня большинство СМИ использу-

ет социальные сети как полноценный источник информации. Поэтому при разработке и подготовке информации необходимо ориентироваться на их интерес. Ориентированы на использование ВКонтакте и Телеграм.

• Выпускники. Большинство выпускников сохраняет связи с педагогами и образовательной организацией хотя бы в режиме онлайн. Кроме того, они являются подходящей аудиторией для вирусного распространения информации. Ориентированы на использование ВКонтакте и Одноклассников.

• Чиновники и контролирующие ведомства. Часто от известности и активности педагогов и образовательной организации в социальных сетях зависит их участие в различных государственных программах. Ориентированы на использование ВКонтакте и Ютуба.

4. Заинтересованность педагогов.

• Педагогов, ведущих собственные аккаунты и сообщества в социальных сетях, можно разделить на три условные группы.

• Пассивные. Не ведут социальные сети и не используют эти инструменты в работе.

• Любители. Ведут социальные сети нерегулярно, используя их лишь для освещения частной жизни. Должны соблюдать установленные ограничения, не участвуя в освещении рабочих вопросов и продвижении образовательной организации.

• Профессионалы. Ведут социальные сети заинтересованно и регулярно, используя их для решения рабочих вопросов и продвижения себя как специалиста.

5. Цели и задачи работы педагогов в социальных сетях.

Собственные аккаунты в социальных сетях педагоги могут использовать исключительно в личных целях, не упоминая ни профессию, ни образовательную организацию. Выделенные ниже цели и задачи относятся к тем из них, кто сообщает пользователям о своей работе в сфере образования.

Цели продвижения:

• Обеспечение влияния на реальных и потенциальных учеников. Активность и популярность в социальных сетях напрямую связаны с охватом пользователей и уровнем влияния на них педагога. Те из них, кто имеет десятки и сотни тысяч подписчиков, являются

источниками новостей и центрами общественного внимания.

• Повышение престижа и привлекательности профессии и своих образовательных организаций. Большое число подписчиков и охват пользователей в социальных сетях автоматически воспринимаются как показатель престижа и высокого уровня образовательного учреждения. Это позволяет педагогам легко привлекать учеников и партнеров для различных проектов.

• Повышение эффективности работы. Распространение информации через социальные сети удобнее и оперативнее аналоговых способов, хотя и имеет определенные ограничения. Эффективно используя инструменты социальных сетей, педагог экономит ресурсы и повышает охват пользователей.

Задачи продвижения:

• Повышение охвата пользователей в социальных сетях. Критерием эффективности работы в социальных сетях должен стать постоянный рост охвата пользователей, достигающий десятков тысяч человек.

• Формирование устойчивого механизма обратной связи от пользователей. Одним из показателей эффективности работы по продвижению в социальных сетях является интенсивность обратной связи — отзывов, комментариев, предложений. Помимо прочего, такая обратная связь помогает в разработке новых форматов продвижения.

• Создание и качественное оформление аккаунтов в социальных сетях. Наличие современных аккаунтов в социальных сетях должно стать нормой и стандартом работы любого педагога. Аккаунты и сообщества должны создаваться в каждой из рекомендованных социальных сетей.

• Разработка и реализация контент-планов. Работа педагогов в социальных сетях должна строиться не хаотично, а в соответствии с рекомендованным контент-планом на определенный период.

• Мониторинг и регулярный анализ работы в социальных сетях. Параллельно с публикациями в собственных социальных сетях педагоги могут вести регулярный мониторинг упоминаний своей организации и коллег в Интернете. На основе такого мониторинга может корректироваться стратегия продвижения.

6. Принципы и современные тренды социальных сетей.

В работе социальных сетей в России можно выделить 10 ведущих принципов и трендов, актуальных по состоянию на осень 2022 года. Каждый из них следует учитывать при подготовке и распространении информации педагогами.

• Высокая скорость распространения. В современных социальных сетях информация может доходить до десятков и сотен тысяч пользователей за несколько минут. Это повышает уровень ответственности специалистов, занимающихся продвижением образовательных учреждений.

• Необходимость верификации. Запрос на анонимность в социальных сетях постепенно снижается, больший охват и популярность приобретает информация, имеющая четкий и определенный источник. Статус педагога и его личная информация повышает доверие к информации и может служить дополнительной возможностью для их продвижения.

• Оригинальный стиль. Чем стандартнее и шаблоннее публикация, тем менее популярна она будет в социальных сетях. Для успешного продвижения педагогу необходимо разработать оригинальный стиль подачи информации, отличающийся от конкурентов.

• Запрос на доступность. Для успешного продвижения публикации в социальных сетях должны иметь небольшой объем и четко выраженную мысль. Не следует публиковать материалы объемом более 500-1000 знаков и без привлекательных иллюстраций или видео. Оформление публикации не менее важно, чем ее содержание.

• Необходимость обратной связи. Начиная продвижение в социальных сетях, следует быть готовым к общению с пользователями. Педагоги должны быть готовы к ответам на вопросы и комментарии, решение возникающих проблем пользователей. Пренебрежение ими снижает эффективность работы.

• Отсутствие полного контроля. В современных социальных сетях невозможно полностью контролировать аккаунты и сообщества, исключив в них разнообразие мнений и комментариев пользователей. Поэтому в работе по продвижению следует быть готовыми к наличию других точек зрения, помимо «официальной».

• Важность для СМИ. Современные СМИ используют социальные сети как один из главных источников информации. Поэтому в продвижении педагогам следует ориентироваться на создание

информационных поводов, интересных для журналистов.

• Высокие требования к технической грамотности. Эффективное продвижение в социальных сетях невозможно без глубокого знания возможностей каждой сети и ее ограничений. Случаи успешного продвижения сетей педагогов без соответствующего обучения крайне редки.

• Важные юридические ограничения. Законодательная база, определяющая работу социальных сетей в России, еще не устоялась и регулярно корректируется. Это требует от педагогов мониторинга темы и учета юридических ограничений в своей работе.

• Возможность реальных последствий. Влияние современных социальных сетей настолько велико, что информация, опубликованная в них, часто становится поводом для реальных действий представителей власти и различных ведомств. Не следует воспринимать социальные сети как отдельный мир, отделенный от реальной жизни.

7. Форматы продвижения педагогов в социальных сетях.

Существуют десятки оригинальных форматов подачи и распространения информации педагогами в социальных сетях. Приведенные ниже варианты — не догма, а лишь перечень наиболее частых и популярных из них. Рекомендуется использовать их как необходимый минимальный стандарт контент-плана, не исключающий самостоятельной работы над авторскими рубриками и разделами.

• Новости. Короткие и емкие сообщения о работе объемом 500-1000 знаков. Сопровождаются одной или несколькими иллюстрациями или видео. Новости нередко используют СМИ, поэтому желательно, чтобы они могли быть взяты журналистами без дополнительной обработки.

• Анонсы. Приглашения заинтересованной аудитории на мероприятия.

• Лекции и тематические сообщения. Публикация образовательного контента, интересного пользователям. Это могут быть лекции в виде текста или видео, презентации, доклады. Главный критерий при публикации такой информации — ее интерес для широкой аудитории и доступность восприятия.

• Интерактив. Розыгрыши, опросы, сбор мнений и предложений — любые формы, вовлекающие пользователей во взаимодействие

с аккаунтами педагога.

• Личное продвижение. Наиболее эффективным способом является продвижение через лиц, имеющих отношение к работе педагога. Это могут быть руководители, воспитанники или ученики с публикацией их фото и видео и информацией об их достижениях.

8. Требования к имиджу педагога в социальных сетях.

Ключевое требование к присутствию в социальных сетях — качественный и продуманный образ. Необходимо проработать три стороны взаимодействия с пользователем: внешность, язык, технологичность и адекватность информационной повестке.

• Внешность. Современная культура диктует повышенные требования к внешнему виду. В огромном информационном потоке люди часто составляют мнение о человеке лишь по внешнему впечатлению, оно, как минимум, не должно оттолкнуть пользователя. Идеально, если внешний образ адекватен биографии педагога и роду деятельности или хотя бы не противоречит им.

• Язык. В идеале педагог в социальных сетях должен владеть различными стилями общения с разными группами пользователей, каждая из которых имеет яркие особенности — ученики, родители и так далее. Если квалификация не позволяет это обеспечить, важно придерживаться максимально простого и доступного языкового стиля — без сложных слов, терминов, длинных предложений.

• Технологичность. Для максимального охвата пользователей педагог должен присутствовать во всех основных социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники), иметь открытый профиль и регулярно (3-5 раз в день) проверять входящие сообщения и вопросы. У родителя или ученика должна быть возможность быстро найти своего педагога в любой социальной сети, получить о нем основную информацию (контактный телефон, фотография, биография), отправить свой вопрос и быстро (в течение дня) получить на него понятный и конкретный ответ.

• Адекватность информационной повестке. Для эффективной работы в социальных сетях педагог должен ориентироваться на реальную информационную повестку образовательного учреждения и учебного плана. Педагог не может представлять интересы образовательной организации вместо руководства организации и без поручения администрации.

• Следование правилам конфликтологии. При продвижении в социальных сетях важно избегать прямых конфликтов и дискуссий, они могут испортить репутацию любого педагога. В случае обсуждения спорного вопроса следует ограничиться фразой «каждый имеет право на свое мнение», подчеркнуть свою позицию, но также высказать уважение к точке зрения оппонентов. Не следует вступать в долгий обмен комментариями и тем более отвечать оскорблениями в ответ на критику. В такие моменты лучше просто остановить общение.

Несмотря на простоту и демократичность сетевого общения, важно подчеркивать статус педагога и важность его работы. Чрезмерно активное увлечение комментариями и личной активностью в социальных сетях может создать у пользователей ощущение огромного количества свободного времени у педагога и дать повод к его критике.

9. Ограничения работы педагогов в социальных сетях.

В работе педагогов в социальных сетях существует целый ряд формальных и неформальных ограничений, которые необходимо учитывать ответственным специалистам.

• Тематические ограничения. Для образовательных учреждений и их сотрудников табуированы темы насилия, смерти, спорных политических вопросов и любые темы, потенциально способные вызвать среди пользователей жесткие споры. Педагоги как носители гражданских ценностей своей страны должны обладать четкой позицией по вопросам, определенным государственной политикой. Общим правилом является отказ от публикаций по темам, в отношении которых у авторов имеются хотя бы минимальные сомнения либо утверждение таких тем руководством образовательного учреждения.

• Морально-этические ограничения. Образовательные учреждения и их сотрудники должны воздерживаться от публикаций обнаженных частей тела, сцен курения и употребления алкоголя, а также использования ненормативной лексики. Кроме того, сотрудники образовательных учреждений должны воздерживаться от высказывания личной точки зрения либо формулировать ее максимально корректно по отношению к другим людям. Общим правилом должно стать использование социальных сетей для образовательных задач, а не самовыражения или повышения

личной популярности.

• Юридические ограничения. Специалисты образовательных учреждений, работающие в социальных сообществах, должны в обязательном порядке знать актуальное законодательство, регулирующее их работу. Оно определяет стиль и форматы продвижения, а также набор социальных сетей (весной 2022 года признано нежелательным использование Инстаграма).

10. Результаты и критерии оценки продвижения.

Эффективность работы педагогов в социальных сетях определяется несколькими показателями. Главные из них — охват (общее число пользователей, увидевшее публикации за определенный период), число лайков, репостов и комментариев, а также показатель вовлеченности ER (соотношение реакций на публикацию к ее охвату). Считается, что хороший показатель ER — 1% и выше. При этом для каждого педагога могут быть разработаны дополнительные критерии оценки продвижения, основанные на локальных целях и задачах организации.

11. Технические особенности ведения социальных сетей.

Учитывая законодательные и политические ограничения, с 14 марта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022 года педагогам образовательных учреждений Новосибирской области следует использовать для продвижения следующие социальные сети:

• ВКонтакте (личный аккаунт и публичная страница);

• Одноклассники (личный аккаунт и группа);

• Телеграм (личный аккаунт и публичный канал);

• Ютуб (официальный канал);

• Рутуб.

12. Информированность организаций о работе педагогов.

Каждой образовательной организации необходимо провести полный

аудит личных страниц ее сотрудников в социальных сетях — педагогов и других специалистов. Эти страницы могут и должны быть использованы для продвижения официальных аккаунтов организации.

Если использование личных страниц в социальных сетях сотрудниками образовательной организации никак не оговаривается в ее нормативных документах (трудовые договоры, уставы, соглашения), следует внести в них соответствующие юридические ограничения. Как минимум, сотрудники не должны публиковать информацию, наносящую ущерб деловой репутации организации.

При обсуждении вопросов ведения личных страниц в социальных

сетях сотрудниками организации следует проявлять корректность и избегать административного давления. При грамотном подходе руководителя сотрудники могут оказать огромное влияние на развитие социальных сетей организации, а при излишней ответственности и ограничениях — закрыть собственные страницы и избегать участия в ее продвижении.

13. Использование социальных сетей в рабочем процессе.

Специалисты образовательных учреждений могут использовать

социальные сети не только для продвижения организации, но и для частных рабочих задач:

• общение и рассылки в мессенджерах с коллегами, воспитанниками и родителями;

• размещение рабочих материалов в сообществах ВКонтакте или Одноклассники;

• широкое продвижение результатов работы (например, в массовых сообществах или канале на Ютубе);

• прочие рабочие задачи.

14. Формирование собственной медиа-сети.

Официальные аккаунты и сообщества образовательного учреждения никогда не станут единственным источником информации о нем. Педагогам следует проводить мониторинг других ресурсов с новостями об организации, созданные учениками, родителями, другими заинтересованными лицами.

Мониторинг в данном случае является минимальной задачей, а максимальной — налаживание контактов с администраторами других ресурсов и их использование для распространения необходимой информации. Эффективное использование такой сети может в десятки раз повысить охват сообщений педагога.

15. Обучение педагогов и волонтеров.

Для внедрения стандартов работы в социальных сетях необходима разработка единых стандартов и их распространение среди педагогов. Эту задачу может решать сборник методических рекомендаций (Онлайн-Кодекс) для сотрудников образовательных учреждений, а также практический тренинг-курс для этих специалистов.

Кроме того, эффективным ресурсом для продвижения является использование заинтересованных воспитанников образовательных учреждений, формирование в них волонтерских пресс-центров, школ блогеров и других форм обучения.

16. Дополнительные способы продвижения.

Все описанные выше способы продвижения являются условно бесплатными, не требующими прямых затрат помимо труда специалистов. Однако в случае необходимости можно прибегать к платным способам продвижения, позволяющим резко повысить охват сообщений. Такие способы могут использоваться для распространения особенно важных и срочных новостей или сообщений.

• Таргетированнаяреклама. Размещение рекламных баннеров и сообщений в социальных сетях для демонстрации определенным группам пользователей.

• Контекстная реклама. Выдача ссылок на сообщения педагога по определенным запросам пользователей в поисковых системах.

• Платные публикации в аккаунтах лидеров мнений. Подобными лидерами мнений для педагога могут являться воспитанники или блогеры, популярные в социальных сетях, известные жители региона или другие пользователи, подобранные в зависимости от задачи

17. Вариант плана мероприятий по выстраиванию работы с педагогами.

Работа по эффективному продвижению педагогов в социальных сетях включает в себя ряд организационных, творческих и контрольных действий:

• разработка методических рекомендаций для сотрудников образовательных организаций. Распространение рекомендаций и информации по ответственности за их соблюдение, при необходимости пояснение рекомендаций отдельным сотрудникам;

• проведение практического тренинга-курса для специалистов образовательных организаций. Организация и проведение одного или нескольких мероприятий с оценкой уровня подготовки каждого участника и разбором практических примеров;

• создание аккаунтов и сообществ в социальных сетях для каждого заинтересованного педагога, составление единой медиа-карты. Постановка задач образовательным учреждениям и их сотрудникам, формирование единого реестра социальных сетей педагогов региона;

• постановка задач и выработка критериев эффективности продвижения для педагогов. Разработка формальных показателей на определенный период продвижения, индивидуально рассчитанная

для каждого педагога;

• составление медиа-карты для каждого заинтересованного педагога. Составление документа, включающего в себя ссылки на социальные сети, созданные помимо «официальных» сообществ педагогов и возможных лидеров мнений, популярных именно среди аудитории этого педагога и учреждения;

• разработка и утверждение контент-плана для каждого педагога. Контент-план может утверждаться руководителями образовательного учреждения;

• информационная поддержка продвижения педагогов в социальных сетях. Обеспечение репостов и публикаций в популярных социальных сообществах региона для привлечения внимания к аккаунтам педагогов;

• промежуточная оценка выполнения задач по продвижению в социальных сетях каждым заинтересованным педагогом. Оценка выполнения критериев эффективности с разбором практических вопросов с ответственными специалистами каждого учреждения;

• организация конкурса на лучшие социальные сети для педагогов образовательных учреждений региона. Поощрение педагогов с лучшими социальными сетями, широкое распространение их примеров среди всех учреждений;

• формирование Совета по онлайн-коммуникациям в образовательной системе региона. Совет может включать в себя представителей образовательных организаций, органов власти, специалистов по продвижению в социальных сетях, педагогов и воспитанников учреждений.

Список литературы

1. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.

2. Иванова С. В., Иванов О. Б. Аксиологический кризис в современном мире: найти выход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С. 7-29.

3. Липатова М. Е. «Цифровая этика» в пространстве высшей школы // Трансформация этической матрицы в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием / ред. А. К. Мамедов, И. Н. Чудновская. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 90-98.

4. Лукинова О. В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. М.: Эксмо, 2020. 240 с.

5. Максимов А. А. Мораль без этики // Трансформация этической матрицы

в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конф. с междунар. участием / ред. А. К. Мамедов, И. Н. Чудновская. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 99-105.

6. Назарова Ю. В., Анищенко О. С. Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и этической экспертизы // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019. Т. 1, № 4 (32). С. 23-31.

7. Ямщикова Е. Г. Педагогическая этика в социальных сетях // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 139-143.

References

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sistemnye transformacii v sfere obrazovaniya v usloviyah vne-dreniya cifrovyh tekhnologij // Cennosti i smysly. 2020. № 5 (69). S. 6-2. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Aksiologicheskij krizis v sovremennom mire: najti vyhod // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2022. T. 1, № 1. S.7-29. [In Rus].

• Lipatova M. E. «Cifrovaya etika» v prostranstve vysshej shkoly // Transformaciya eticheskoj matricy v cifrovuyu epohu. Materialy nauchnoj onlajn-konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem / red. A. K. Mamedov, I. N. Chudnovskaya. M.: MAKS Press, 2022. S. 90-98. [In Rus].

• Lukinova O. V. Cifrovoj etiket. Kak ne besit' drug druga v internete. M.: Eksmo, 2020. 240 s. [In Rus].

• Maksimov A. A. Moral' bez etiki // Transformaciya eticheskoj matricy v cifrovuyu epohu. Materialy nauchnoj onlajn-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / red. A. K. Mamedov, I. N. Chudnovskaya. M.: MAKS Press, 2022. S. 99-105. [In Rus].

• Nazarova Yu. V., Anishchenko O. S. Novaya cifrovaya etika v virtual'nom prostranstve: dilemmy kontrolya i eticheskoj ekspertizy // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2019. T. 1, № 4 (32). S. 23-31. [In Rus].

• Yamshchikova E. G. Pedagogicheskaya etika v social'nyh setyah // Chelovek i obra-zovanie. 2020. № 3 (64). S. 139-143. [In Rus].

Информация об авторе

М. Н. Жафярова — кандидат психологических наук, директор Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А. С. Макаренко, заведующий кафедрой психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Information about the author

Mariya N. Zhafyarova — Ph D. Sc. (Psychology), Principal of State Autonomous Vocational Educational Organization of the Novosibirsk Region "Novosibirsk Pedagogical College № 1 named after A. S. Makarenko", Head of the Department of Psychology of State Autonomous Organization of Additional Professional Education of the Novosibirsk Region "Novosibirsk Institute for Advanced Studies and Retraining of Educational Workers".

Статья поступила в редакцию 01.12.2022; одобрена после рецензирования 20.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. The article was submitted 01.12.2022; approved after reviewing 20.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.