УДК 334.7
В.А. Сахабиев, Г.А. Сахабиева, В.А. Васяйчева*
О ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЦИИ РАБОЧИХ КООПЕРАТИВОВ РЕГИОНА
В статье обосновывается необходимость обновления стратегии развития Самарской области с акцентом на усиление экономического эффекта от функционирующих и появляющихся кластерных структур, так как этот регион является одним из центров формирования кластерной политики России. Предлагается в качестве альтернативного инновационного развития кластеров создание федерации рабочих кооперативов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, кластеры, псевдокластеры, кластерная политика, регион, рабочие кооперативы, инновационные предприятия.
Кластерный подход положен в основу Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года, утвержденной в 2006 году (постановление правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129) [1]. Правительство Самарской области рассматривает кластерную политику в двух аспектах:
1) кластеры — это соответствующий рыночным механизмам инструмент поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции, метод укрепления конкурентоспособности производителей;
2) кластеры — это инструмент поддержки занятости, условий труда, уровня жизни трудовых коллективов, занятых в кластерах.
В 2013 г. был проведен VII Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики», в котором приняли участие большое количество представителей федеральной и региональной власти, менеджеры предприятий крупного бизнеса, малых и средних инновационных организаций, а также сотрудники институтов развития и инжиниринговых центров, международные эксперты. На форуме активно обсуждались вопросы зарубежного и российского опыта развития кластеров, кластерные инициативы, проблемы и перспективы взаимодействия крупного и малого бизнеса при реализации кластерных проектов, возможности для кооперации региональных кластеров с целью повышения уровня их конкурентоспособности.
Было предложено обновление стратегии развития региона, направленное на переход от декларирования принципов кластеризации экономики к формированию практических мероприятий по стимулированию эффективности территориально-производственных кластеров. Отмечалось, что двигателями развития региональной экономики в ближайшие годы станут крупные инфраструктурные проекты.
* © Сахабиев В.А., Сахабиева Г.А., Васяйчева В.А., 2014
Сахабиев Виталий Ансарович ([email protected]), Сахабиева Галина Александровна ([email protected]), кафедра математики и бизнес-информатики; Васяйчева Вера Ансаровна ([email protected]), кафедра общего и стратегического менеджмента Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Основными кластерами в Самарской области являются нефтехимический, автомобилестроительный, авиационно-космический, транспортно-логистический, тури-стско-рекреационный и медицинских технологий. Рассмотрим некоторые из них.
Аэрокосмический кластер включает предприятия ракетно-космического машиностроения, авиастроения, двигателе- и агрегатостроения, научно-исследовательские организации. На территории Самарской области сконцентрирован полный цикл производства всего спектра авиакосмической техники. Ядром авиационного направления кластера является ОАО «Авиакор — Авиационный завод», ядром дви-гателестроительного сегмента — созданная в 2011 г. единая компания ОАО «КУЗНЕЦОВ». Аэрокосмический кластер, хотя и является одним из наиболее эффективных кластеров РФ, тем не менее отстает от европейских, — и тем более американских партнеров по инновационным разработкам и кластерным инициативам.
Ядро автомобильного кластера Самарской области — автомобильная компания ОАО «АвтоВАЗ». Спецификой развития автомобильного кластера является усиление взаимодействия с транснациональными автомобильными корпорациями, т. е. трансформация кластера из классического «ядерного» в «двухполюсный», когда производства автомобилей и автокомпонентов не сосредоточены в едином кластерном пространстве. Такая позиция не способствует повышению конкурентоспособности российского автопрома на мировом рынке и ставит отечественное автомобилестроение в зависимость от западных партнеров. Кроме того, такой подход, к сожалению, рассматривает только трансферт новых технологических решений с их дальнейшей интеграцией в существующий тип производства и являющийся, по сути, производством старой формации. Трансферт действительно новых и прорывных технологий при таких вводных условиях невозможен. Мы можем лишь надеяться на приобретение технологий «предыдущего» поколения, боязнь потери которых не столь болезненна из-за отказа от них в развитых экономиках мира как менее рентабельных либо экологически небезопасных. При этом возникает угроза недружественного поглощения реально конкурентоспособных предприятий, с их дальнейшим банкротством и демонтажом в пользу высвобождения рыночной ниши под импортируемую продукцию. В связи с этим отметим наиболее приемлемый путь развития автомобильного кластера региона — сочетание инвестиционно-инновационного подхода с «технодинамическим» [3].
В настоящее время планируется корректировка ситуации на основе формирования инновационной среды в автомобильном кластере — проектируется создание инновационно-технологического бизнес-инкубатора и технико-внедренческого парка на основе интеграции ресурсов инновационных вузов, научно-технического потенциала ОАО «АвтоВАЗ». Но это — теория. На практике ситуация в автомобильном кластере Самарской области, как известно, весьма плачевная, несмотря на дотации государства и стремление регионального правительства к интеграции автомобильного кластера Самарской области в качестве составного элемента российского автопрома в мировую автомобильную промышленность либо в эшелоне ведущих автозаводов, либо в эшелонах поставщиков первого и второго уровней.
Нефтехимический комплекс Самарской области насчитывает 69 крупных и средних предприятий (свыше 11 % от общего числа промышленных предприятий области). Структуру этого комплекса составляют нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, а также предприятия химической промышленности. В Стратегии развития нефтехимического комплекса Самарской области на период до 2015 года основной формой реализации Стратегии провозглашается создание и дальнейшее развитие нефтехимического территориально-отраслевого кластера, и под кластерами в области химии и нефтехимии понимается сообще-
ство сконцентрированных фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга [2]. То есть пока нефтехимический кластер только создается на базе нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, а также предприятий химической промышленности, сервисных и обслуживающих организаций, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений.
Отметим, что в такой ситуации необходимо формирование устойчивой региональной системы со специализацией по процессам и развитие псевдокластеров без явного ядра [9]. Иными словами, формируя конгломерат из взаимозависимых предприятий бизнеса в рамках региона, нужно создать структуру, превосходящую по потенциалу структуры-«интервенты» (иностранные предприятия, присутствующие на региональном рынке) с высокоразвитыми маркетинговыми исследованиями, внедрением новых продуктов и технологий, подготовкой и защитой коммерческих предложений [4; 6; 7].
Следует сказать об отсутствии в Самарской области такого инвестиционно привлекательного кластера, как агропромышленный, характеризующегося быстрой окупаемостью инвестиций. Условия для его создания в регионе, конечно, есть, но заинтересованности власти, к сожалению, нет. В результате мы имеем импорт сельхозпродукции, которую можем производить сами. Но, как уже отмечалось [9], полная потеря контроля над ключевыми областями экономики оборачивается экономической зависимостью, необоснованными финансовыми потерями, хотя существует простой и доступный способ противодействия, который состоит в наращивании конкурентных преимуществ экономики в рамках региональных компетенций.
Решение проблем повышения рентабельности и конкурентоспособности предприятий региона на основе создания кластеров — общая задача бизнеса и власти [8]. Власть несет ответственность за устойчивое экономическое развитие экономики региона, а поэтому именно во властных структурах должны приниматься основополагающие решения: кадры, формы организации производственных предприятий и комплексов, их виды и т. п.
Таким образом, проблемы функционирования кластеров в Самарской области полностью адекватны всероссийским. В развивающейся экономике, какую представляет собой экономика современной России, при отсутствии контроля со стороны государства, при неподготовленности или некомпетентности управляющих кадров кластеры оказываются неспособными на радикальное повышение инновационной активности, технологическую модернизацию промышленности, стимулирование опережающего развития производства. Часто они зависят от иностранных компаний, поставляющих компоненты и технологии. В таких условиях их успешное функционирование весьма неустойчиво.
На сегодня провал стратегии развития кластеров в регионе очевиден. Борьба «ядер» за выживание и как факт незаинтересованность в построении и поддержании кластеров приводят предприятия области к банкротству.
Постоянные остановки конвейеров ОАО «АвтоВАЗа» отправляют в простой многотысячные коллективы смежников, происходят задержки заработных плат, и при этом в регион привлекаются все новые иностранные поставщики, усугубляющие положение откровенным демпингом.
Многомиллионные вливания, за счет малой эффективности, не дают результатов. На протяжении последних десятилетий российский бизнес показал полную неспособность элит к созданию зрелых предприятий [5]. За ширмой сертификаций и напускной солидности скрываются бизнес-стратегия максимального «выжимания»
экономической выгоды, отсутствие социальной ответственности работодателя и внятных долгосрочных стратегий, связанных в том числе с развитием региона и страны в целом.
Только поняимая необходимость перемен, учитывая предыдущие ошибки и применяя мировые достижения, возможно изменить ситуацию и сделать шаг вперед, не к «обрыву», а в будущее.
В мировой практике существуют многочисленные успешные бизнес-модели, адаптация принципов построения которых к кластерной политике региона позволит существенно снизить зависимость экономики от поведения элит. Сформировать новую национальную идею, объединив жителей региона, ученого, преподавателя, инженера, рабочего, служащего, интегрировав их в региональный производственно-научный социум, способный генерировать и реализовывать сложные инновационные задачи в рамках федерации рабочих кооперативов.
Ярким примером такого подхода служит Мондрагонская кооперативная корпорация (основанная в Испании в г. Мондрагоне в 1956 году) — федерация рабочих кооперативов. На ее происхождение повлияла деятельность небольших технических колледжей и мастерских по производству парафиновых обогревателей. На сегодняшний день по размерам доходов это седьмая по величине компания, занимающая ведущее положение на рынке Испании. По данным 2008 года, компания обеспечивала занятость для 93 000 людей, работающих в 260 предприятиях по направлениям: финансы, промышленность, розничная торговля и знания.
Мондрагонские кооперативы действуют в соответствии с бизнес-моделью, которая основана на примате интересов народа и суверенитета труда. Она сделала возможным создание сплоченных компаний, базирующихся на солидарности с сильным социальным аспектом, но не пренебрегающих качеством. Кооперативы являются собственностью их рабочих-собственников, и власть в них основывается на принципе «один человек — один голос».
В настоящее время ядром кластеров Самарской области стал бюджет региона. Паралич инициатив стал следствием отсутствия рабочей бизнес-модели с внятными и достижимыми целями и средствами оценки (КР1) при нехватке специалистов, способных воссоздать процессный ландшафт, провести работы по инсталляции кластеров, управлению ими и корректно лоббировать национальные интересы во всех уровнях властных структур. Недоверие жителей региона, представленное состоянием «внутреннего невосприятия, отторжения» любого рода идей власти, является следствием отсутствия национальной идеи в экономике, которую можно сформулировать как «Я — достояние страны!».
Библиографический список
1. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года: постановление правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года: приказ Минпромэнерго РФ от 14.03.2008 № 119. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А., Сахабиева Г.А. Стратегия оптимального развития экономики региона // Основы экономики, управления и права. 2013. № 1 (7). С. 80—82.
4. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. Развитие механизма управления предприятиями топливно-энергетического комплекса на основе совершенствования кадровой политики. Самара: Изд-во СМИУ, 2012.
5. Васяйчева В.А. Онтологические аспекты формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 121-125.
6. Васяйчева В.А. Предпосылки возникновения и развития стратегии управления конкурентоспособностью предприятий топливной промышленности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 16. С. 21-28.
7. Васяйчева В.А. Управление конкурентоспособностью предприятий топливной промышленности // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 27-31.
8. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. Совершенствование управления организацией // Вестник Самарского муниципального института управления. 2012. № 4 (23). С. 22-30.
9. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 10 (111). С. 13-18.
10. Иваненко Л.В., Сахабиев В.А. Исследование модели регионального мегакластера // Экономические науки. 2009. № 2 (51). С. 286-290.
References
1. On the strategy of social and economic development of the Samara Region on the period up to 2020: Government of the Samara Region decree from 09.10.2006 № 129. Access from SPS «ConsultantPlus».
2. On establishing of the Strategy of development of chemical and petrochemical industry on the period up to 2015: order of the Ministry of Industry and Energy of the RF from 14.03.2008 № 119. Access from SPS «ConsultantPlus»
3. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A., Sakhabieva G.A. Strategy of optimal development of economics of the region // Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava. 2013. № 1 (7). P. 80-82.
4. Vasyaycheva V.A., Sakhabieva G.A., Sakhabiev V.A. Development of the mechanism of management by the enterprises of fuel and energy complex on the basis of improvement of personnel policy. Samara: Izd-vo SMIU, 2012.
5. Vasyaycheva V.A. Ontological aspects of formation of the strategy of management by the competitiveness of enterprises // Vestnik Samaraskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 4 (105). P. 121-125
6. Vasyaycheva V.A. Prerequisites of appearance and development of the strategy of management by competitiveness of enterprises of fuel industry // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia). 2013. № 16. P. 21—28.
7. Vasyaycheva V.A. Management by competitiveness of enterprises of fuel industry // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 1 (102). P. 27-31.
8. Vasyaycheva V.A., Sakhabieva G.A., Sakhabiev V.A. Improvement of management by organization // Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo institute upravleniia. 2012. № 4 (23). P. 22-30
9. Vasyaycheva V.A., Sakhabieva G.A., Sakhabiev V.A. To the question of increasing of competitiveness of industrial enterprises // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 10 (111). P. 13-18.
10. Ivanenko L.V., Sakhabiev V.A. Research of the model of regional megacluster // Ekonomicheskie nauki. 2009. № 2 (51). P. 286-290.
V.A. Sakhabiev, G.A. Sakhabieva, V.A. Vasyaycheva*
ON THE INCREASE OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES OF THE SAMARA REGION ON THE BASIS OF FEDERATION OF WORKING MEN' COOPERATIVES OF THE REGION
In the article the necessity of renewal of the strategy of development of the Samara Region with the accent on strengthening of economic effect from functioning and appearing cluster structures, as this region is one of the centers of formation of cluster policy of Russia is substantiated. As a means of alternative innovative development of clusters the creation of federation of working men' cooperatives is suggested.
Key words: competitiveness, clusters, pseudoclusters, cluster policy, region, working men' cooperatives, innovative enterprises.
* Sakhabiev Vitaly Ansarovich ([email protected]); Sakhabieva Galina Aleksandrovna ([email protected]), the Dept. of Mathematics and Business-Informatics; Vasyaycheva Vera Ansarovna ([email protected]), the Dept. of General and Strategic Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.