Научная статья на тему 'О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИСПРАВЛЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Юрий Юрьевич

В статье поднимается вопрос о необходимости повышения эффективности воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, что во многом зависит от результата деятельности начальника отряда, его личностных качеств, профессиональной подготовленности. Рассматриваются проблемные вопросы психологического и педагогического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING THE EFFICIENCY OF EDUCATIONAL WORK IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article raises the question of the need to increase the effectiveness of educational work with convicts in correctional institutions, which largely depends on the result of the activity of the head of the detachment, his personal qualities, and professional preparedness. The problematic issues of psychological and pedagogical support for the activities of institutions of the penitentiary system are considered.

Текст научной работы на тему «О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_2_193 УДК 343.8

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Тищенко Юрий Юрьевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3, Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Россия, e-mail: yutish@list.ru

В статье поднимается вопрос о необходимости повышения эффективности воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, что во многом зависит от результата деятельности начальника отряда, его личностных качеств, профессиональной подготовленности. Рассматриваются проблемные вопросы психологического и педагогического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: исправительные учреждения; осужденные; профилактика; воспитательная работа; исправление; реабилитация осужденных; исправление осужденных; рецидивная преступность.

UDC 343.8

ON IMPROVING THE EFFICIENCY OF EDUCATIONAL WORK IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Tishchenko Yury Yuryevich,

PhD in Law, Senior Researcher, Research Center-3, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, e-mail: yutish@list.ru

The article raises the question of the need to increase the effectiveness of educational work with convicts in correctional institutions, which largely depends on the result of the activity of the head of the detachment, his personal qualities, and professional preparedness. The problematic issues of psychological and pedagogical support for the activities of institutions of the penitentiary system are considered.

Keywords: correctional institutions; convicts; prevention; educational work; correction; rehabilitation of convicts; correction of convicts; recidivism.

Изменение уголовно-исполнительной политики всегда требует выработки новых подходов при исполнении наказаний, где главными приоритетами выступают гуманизация исполнения наказаний, социальная реабилитация осужденных, устранение социальной деформации личности, подготовка осужденных к жизни на свободе с первых дней отбывания наказания.

Одним из основных шагов на пути реформирования стало введение психологической службы в исправительных учреждениях и придание важнейшей роли воспитательной работе с осужденными. Происходящие в настоящее время процессы гуманизации, цивилизации и демократизации деятельности

исправительных учреждениях выдвинули на одно из первых мест проблемы воспитательной и психологической работы с осужденными, поскольку начальник отряда и психолог являются основными участниками данных процессов, от которых много зависит в дальнейшем. Полагаем, что от результата деятельности начальника отряда, его личностных качеств, его профессиональной подготовленности, ответственности, порядочности зависит благополучие многих семей, а также уровень рецидивной преступности. Деятельность начальника отряда требует высокого уровня профессиональной подготовки и наличия сильных моральных качеств. С учетом присущей сложности вы-

полняемой работы и ее многозадачности, рискованности данная деятельность должна вызывать уважение у большей части нашего общества.

Отметим, что в большинстве европейских стран при приеме новых сотрудников в пенитенциарные учреждения в первую очередь обращается внимание на их личностные качества, поскольку из-за недостатков, связанных с подбором воспитателей, может пострадать весь процесс исправления осужденных.

В настоящее время продолжает вызывать серьезную тревожность в обществе уровень рецидивной преступности со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. В учреждениях уголовно-исполнительной системы имеет место частая смена начальников отрядов, поскольку работа в данной должности не вызывает симпатии у выпускников образовательных учреждений. Отрядная система в исправительных учреждениях страны пока не достигла уровня международных стандартов, предполагающих наличие одного воспитателя на пятьдесят осужденных. Поэтому частая сменяемость начальников отрядов при большом количестве осужденных просто не позволяет проводить качественную воспитательную работу. Также для обеспечения именно воспитательной работы с осужденными начальник отряда часто не располагает временем из-за привлечения его к различным видам деятельности, которые не относятся к его функциональным обя -занностям [1]. По мнению А. Н. Сирякова, к функциям, обеспечивающим организацию и проведение воспитательной работы в отряде, относятся организация собственной деятельности; ведение документации; участие в работе коллегиальных органов [4, с. 47]. Однако в настоящее время начальниками отрядов выполняется множество функций, напрямую не связанных с осуществлением воспитательной работы в отряде. Проведенным нами исследованием установлено, что на воспитательную работу с осужденными приходится 28 % всего рабочего времени начальника отряда, остальное время затрачивается на исполнение различных функций в связи с его принадлежностью к начальствующему составу исправительного учреждения.

К числу основных направлений деятельности воспитательного воздействия на осужденных в настоящее время относятся под-

готовка осужденных к жизни после отбытия наказания, проведение досуговых мероприятий, осуществление общественно полезной деятельности в учреждении, восстановление утраченных социально полезных связей с близкими родственниками. Для воплощения в жизнь указанных мероприятий в исправительных учреждениях осуществляется работа психологов с осужденными, имеющая особое значение. Психологическая помощь не только обеспечивает приоритет основных прав и свобод человека, помогает пережить трудности адаптационного периода, но и активизирует их внутренние ресурсы, обеспечивает возможность адекватного восприятия текущей ситуации [3, с. 77]. Деятельность психологов связана с разрешением множества вопросов, в числе которых основное значение приобретает работа с осужденными в карантинном отделении, работа со злостными нарушителями режима содержания, профилактические беседы, дача рекомендаций другим службам исправительных учреждений, прогнозирование, определение осужденных по категориям.

Одной из задачи психологической службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы является разработка социально-психологических программ реабилитации осужденных, отбывших наказание в местах лишения свободы. Проблема ресоциализа-ции и адаптации осужденных требует выявления у них способностей, установления уровня их профессиональной подготовки. Представляется, что в нынешних условиях необходимо создавать режим наибольшего благоприятствования для государственных и частных предприятий, которые готовы принять на работу бывших осужденных. Согласимся с мнением С. Н. Козловского, отмечающего необходимость совершенствования сотрудничества уголовно-исполнительной системы и службы занятости населения, так как в настоящее время с особой остротой ощущается несоответствие между квалификацией лиц, получаемой в профессиональных училищах при исправительных учреждениях, и растущими требованиями работодателей к квалификации рабочих [2, с. 48]. Отметим, что в европейских странах на данные цели направляется вся прибыль, полученная от производственной деятельности в местах лишения свободы, а освобо-

дившийся осужденный, работая в исправительном учреждении, может с уверенностью сказать, что он может быть трудоустроен после отбывания им наказания.

Следует также отметить, что в зарубежных странах существуют институты адаптации и ресоциализации освобождающихся осужденных, которые оказывают социальную, бытовую, трудовую помощь всем нуждающимся. Однако полагаем, что оказание определенного перечня услуг нуждающимся в целом не решает создавшуюся проблему, а является предпосылкой для дальнейшей углубленной работы по реинтеграции личности бывшего осужденного в общество.

Обратим внимание, что для повышения эффективности воспитательной работы исправительных учреждений весь комплекс работ по подготовке осужденных к жизни на свободе должен включать в себя следующие составляющие: обеспечение эффективной воспитательной работы; психологическая работа с осужденными; приобретение профессии и осуществление трудовой деятельности в исправительных учреждениях; восстановление социально полезных связей с близкими родственниками [6, с. 45].

Также одним из основных условий достижения задачи возвращения к жизни на свобо -де законопослушного гражданина является применение методов нравственного, религиозного воспитания. Влияние религиозных конфессий на формирование у осужденных

нравственных начал, ведение организованного здорового образа жизни и духовное самоочищение в целом приводит к оздоровлению обстановки в колонии. Проведение досуга осужденными, а именно различных спортивных соревнований, смотров художественной самодеятельности, пользование библиотекой, оборудование комнат психологической разгрузки, работа различных мастерских и кружков положительно влияют на осужденных [5, с. 43].

Таким образом, в процессе гуманизации уголовно-исполнительной системы достигнуты успехи во многих сферах жизнедеятельности осужденных в местах лишения свободы. Сотрудники и работники учреждений понимают необходимость постоянной активизации профессиональных усилий, направленных на реформирование системы исполнения наказаний и приближение ее к международным стандартам. Наличие рассмотренных нами проблемных вопросов, требующих внимания, в том числе касающихся повышения эффективности психологического и педагогического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, выдвигает на первый план пути их скорейшей реализации, которые уже заложены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы, предусматривающей усиление психолого-педагогических методов воздействия на осужденных, стимулирования их законопослушного поведения.

Список литературы_

1. Ермасов Е. В. Психологический стресс в условиях изоляции // Развитие личности. 2009. № 2. С. 84-99.

2. Козловский С. Н. Современное состояние процесса ресоциализации в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации // Вестник Кузбасского института. 2013. № 4. С. 47-53.

3. Сёмина Р. Р. Особенности работы психолога в условиях следственного изолятора // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 8. С. 76-78.

4. Сиряков А. Н. Организация и проведение воспитательной работы начальником отряда осужденных исправительного учреждения // Человек: преступление и наказание. 2007. № 1. С. 46-49.

5. Спасенников Б. А, Смирнов А. М. Антипов А. Н. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 3 (14). С. 41-45.

6. Смирнов А. М. Понятие длительного срока лишения свободы как критерия развития уголовного законодательства и пенитенциарной практики ФСИН России на современном этапе // Уголовное судопроизводство. 2006. № 2. С. 43-47.

References_

1. Ermasov E.V. Psychological stress in isolation. Personal development. 2009. No. 2. pp. 84-99.

2. Kozlovsky S.N. The current state of the process of re-socialization in penitentiary institutions of the Russian Federation. Bulletin of the Kuzbass Institute. 2013. No. 4. pp. 47-53.

3. Semina R.R. Features of the work of a psychologist in a pre-trial detention facility. Sheets of the penal enforcement system. 2018. No. 8. pp. 76-78.

4. Seryakov A.N. Organization and conduct of educational work by the head of the unit of convicts of a correctional institution. Man: crime and punishment. 2007. No. 1. pp. 46-49.

5. Spasennikov B.A., Smirnov A.M. Antipov A.N. Penal characteristics of convicted men serving sentences in correctional colonies of Russia. Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2014. No. 3 (14). pp. 41-45.

6. Smirnov A.M. The concept of a long term of imprisonment as a criterion for the development of criminal legislation and penitentiary practice of the Federal Penitentiary Service of Russia at the present stage. Criminal proceedings. 2006. No. 2. pp. 43-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.