Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УСТАНОВКИ НА ИСПРАВЛЕНИЕ У ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УСТАНОВКИ НА ИСПРАВЛЕНИЕ У ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОЦЕСС ИСПРАВЛЕНИЯ / УСТАНОВКА НА ИСПРАВЛЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ ВОЛИ / НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тищенко Юрий Юрьевич

В статье анализируется влияние установки личности на поведение и деятельность человека. Раскрывается содержание установки личности, которое содержит в себе цель и соответствующую настроенность тех или иных психических процессов или в целом личности на осуществление той или другой деятельности или на торможение собственной активности. Рассматриваются виды установок личности, выделяются типы личности осужденных к лишению свободы в контексте воздействия на них средств и методов индивидуальной и общей профилактики, касающейся формирования установки на исправление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тищенко Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF AN ATTITUDE TOWARDS CORRECTION IN PRISONERS SENTENCED TO IMPRISONMENT

The article analyzes the influence of a person’s attitude on human behavior and activities. The content of the personality’s attitude is revealed, which contains the goal and the corresponding attitude of certain mental processes or the personality as a whole for the implementation of one or another activity or for the inhibition of one’s own activity. The types of personality attitudes are considered, personality types of those sentenced to imprisonment are distinguished in the context of the impact on them of the means and methods of individual and general prevention, concerning the formation of an attitude towards correction.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УСТАНОВКИ НА ИСПРАВЛЕНИЕ У ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_2_2_70 УДК 343.825

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УСТАНОВКИ НА ИСПРАВЛЕНИЕ У ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Тищенко Юрий Юрьевич,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-2, Научно-исследовательский институт ФСИН России, Россия, г. Москва, e-mail: yutish@list.ru

В статье анализируется влияние установки личности на поведение и деятельность человека. Раскрывается содержание установки личности, которое содержит в себе цель и соответствующую настроенность тех или иных психических процессов или в целом личности на осуществление той или другой деятельности или на торможение собственной активности. Рассматриваются виды установок личности, выделяются типы личности осужденных к лишению свободы в контексте воздействия на них средств и методов индивидуальной и общей профилактики, касающейся формирования установки на исправление.

Ключевые слова: осужденные; исправительные учреждения; исправление; индивидуальная профилактика; общая профилактика; процесс исправления; установка на исправление; активизация воли; нравственно-психологические свойства личности.

UDC 343.825

ON THE FORMATION OF AN ATTITUDE TOWARDS CORRECTION IN PRISONERS SENTENCED TO IMPRISONMENT

Tishchenko Yuri Yurievich,

Candidate of Law, Leading Researcher, Scientific Research Center-2, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Russia, Moscow, e-mail: yutish@list.ru

The article analyzes the influence of a person's attitude on human behavior and activities. The content of the personality's attitude is revealed, which contains the goal and the corresponding attitude of certain mental processes or the personality as a whole for the implementation of one or another activity or for the inhibition of one's own activity. The types of personality attitudes are considered, personality types of those sentenced to imprisonment are distinguished in the context of the impact on them of the means and methods of individual and general prevention, concerning the formation of an attitude towards correction.

Keywords: convicts; correctional institutions; correction; individual prevention; general prevention; remediation process; fix installation; activation of will; moral and psychological properties of a person.

В психологии основательно исследованы установка личности и ее влияние на поведение и деятельность человека. Особенно полно изучены сенсомоторные и анемические установки. При этом выявлена прямая зависимость между установкой и эффективностью действия. Можно сказать, что установка, настраивая психическую активность и в целом организм личности на определенный лад, обеспечивает оптимальные, то есть

наиболее благоприятные внутренние условия для решения поставленной задачи.

Положительный эффект установки можно наблюдать в различных видах деятельности, например в учебной, спортивной, трудовой, военной, научной и т. п.

В зависимости от установки свидетеля или подсудимого определяется характер его показаний как в период предварительного следствия, так и в процессе суда [9].

Под установкой следует понимать определенную форму направленности на объект деятельности. Установка содержит в себе цель и соответствующую настроенность тех или иных психических процессов или в целом личности на осуществление той или другой деятельности или на торможение собственной активности [5; 6].

Как известно, при установке имеют место сосредоточение внимания на объекте деятельности, повышение чувствительности анализаторов к воздействиям, обострение восприимчивости мозга и, наконец, активизация воли и мыслительного процесса. Именно этим и объясняется ее эффективность. Наиболее типичной для человека картиной является взаимодействие первой и второй сигнальной систем, обеспечивающее слаженную и адекватную действительность, познавательную и практическую деятельность. Установка на деятельность, как правило, формируется посредством внутренней речи [2].

Установки могут быть различных видов: бессознательные и сознательные; временные или ситуативные; устойчивые или, как их иногда называют, личностные.

По нашему мнению, бессознательные установки могут образовываться автоматически, то есть помимо желания и воли лица, как правило, вследствие практики. Второй вид характеризуется полным осознанием не только задачи, но и необходимости мобилизовать собственные силы на ее решение. На наш взгляд, каждая сознательная установка включает и подсознательную мобилизацию сил. Более того, в некоторых случаях сознательные рассуждения, колебания, сомнения только мешают автоматической неосознанной мобилизации сил организма и психики на решение задачи.

Временные или ситуативные установки очень динамичны и не всегда выражают сущность личности, так как бывают вынужденными. Что же касается устойчивых установок, то они являются отношением человека к различным сторонам действительности и к себе. В них проявляется вся личность [3].

После вынесения приговора, связанного с лишением свободы, осужденные испытывают тяжелое состояние, связанное с предстоящим наказанием. В некоторых случаях это состояние отягощается ложным мнением

о чрезмерно строгом осуждении, о несправедливом подходе суда к подсудимому, что вызывает озлобление и противодействие воспитательному процессу. В таком состоянии формируется установка мстить людям за испорченную жизнь. В большинстве случаев она складывается в камере следственного изолятора главным образом у впервые осужденных. В ней выражены и страх перед будущем, и чувство обреченности, и бессилие, и, наконец, тоска по свободе. Полагаем, что ни о каком исправлении и перевоспитании осужденные этого типа не думают, а это негативное отношение к исправлению и вызывает повышенное сопротивление педагогическим воздействиям.

Осужденные второго типа, в большинстве случаев приговорены судом к лишению свободы повторно, подтверждают у себя установку на сохранение в будущем прежнего противоправного образа жизни. Они могут маскироваться, изображать раскаивающегося, но внутреннее стремятся сохранять себя такими, какими являются. И наконец, встречаются такие, главным образом, впервые осужденные, которые или до суда, или в процессе судебного разбирательства осознали и прочувствовали отрицание и ужас совершенного. Осужденные данного типа прибывают в исправительное учреждение с твердым намерением и установкой исправиться.

Придавая большое значение установке на исправление, следует направлять всю систему работы по общей и индивидуальной профилактике на формирование именно данной установки у осужденных. С момента прибытия осужденного в исправительное учреждение ему необходимо сразу внушать, что он прибыл не только для того, чтобы отбыть наказание, но и для того, чтобы исправиться и выйти на свободу законопослушным гражданином, изменившимся, вставшим на путь исправления человеком. Данную установку необходимо внушать настойчиво, применяя все доступные средства: личные беседы начальника отряда, психолога и всех сотрудников заинтересованных служб; лозунги и девизы на рабочих местах и в жилой зоне исправительного учреждения; активную пропагандирующую работу осужденных инициативной группы учреждения. Как только данная установка сформируется у осужденного, начинается процесс реального исправления

нравственно-психологических свойств личности [1].

По нашему мнению, установку на исправление легко создать у тех осужденных, кто осознали свою вину, поняли, следствием каких обстоятельств и качеств собственной личности явилось преступление. Когда осужденный осознает себя, а не других людей и обстоятельства, виновником произошедшего, он неизбежно приходит к выводу, что ему решительно необходимо измениться и поменять мировоззрение в лучшую сторону [7; 8].

Некоторые неоднократно судимые осужденные, хотя и считают себя виновными, но преступный образ жизни видят для себя нормой, приходят к установке на исправление только в результате длительной, напряженной и разноплановой работы начальника отряда, психолога и всех заинтересованных сотрудников исправительного учреждения. Как показывает практика, на первом этапе работы по перевоспитанию такие осужденные оказывают решительное сопротивление перевоспитанию, считая, что они и так хорошо воспитаны. На следующем этапе, когда осужденный включается в систему жизни и

воспитательного процесса учреждения, он начинает испытывать колебания, у него закрадываются сомнения в отношении того, какой образ жизни лучше: преступный или законопослушный. Установка сохранить себя для продолжения прежней жизни начинает расшатываться, и данный момент очень важен, нельзя его упустить. Начальник отряда и психолог должны помочь осужденному не только окончательно расшатать прежнюю установку, но и избавиться от нее совсем. И наконец, наступает период, когда осужденный сам утверждает для себя установку на исправление и ведет соответствующую работу по собственному перевоспитанию [4; 5].

Подводя итог сказанному, следует отметить, что рассматриваемый вид деятельности является очень сложным и длительным процессом, к которому должны быть подключены не только все заинтересованные сотрудники и работники исправительного учреждения, но и положительно характеризующиеся осужденные, которые своим примером и поведением будут помогать настраивать установку на исправление у осужденных, которые в этом нуждаются.

Список литературы_

1. Агильдин, Д. В. Понятие и содержание процесса исправления осужденных / Д. В. Агильдин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 6. - С. 13-15.

2. Бебенин, В. Г Исправление осужденных как педагогический процесс / В. Г Бебенин // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - № 2 (35). - С. 195-202.

3. Пономарев, С. Б. Пенитенциарный стресс как специфический вид дистресса / С. Б. Пономарев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 5. - С. 37-40.

4. Сизая, Е. А. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения / Е. А. Сизая // Закон и право. - 2008. - № 7. - С. 47-49.

5. Смирнов, А. М. Понятие длительного срока лишения свободы как критерия развития уголовного законодательства и пенитенциарной практики ФСИН России на современном этапе / А. М. Смирнов // Уголовное судо -производство. - 2006. - № 2. - С. 43-47.

6. Смирнов, А. М. Теоретико-правовые основы обеспечения прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания в России / А. М. Смирнов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2013. - № 4. - С. 2-5.

7. Спасенников, Б. А. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях России / Б. А. Спасенников, А. М. Смирнов, А. Н. Антипов // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2014. - № 3 (14). - С. 41-45.

8. Спасенников, Б. А. Преступное поведение и психические расстройства : монография / Б. А. Спасенников, А. М. Смирнов, А. Н. Тихомиров. - Москва : Юрлитинформ, 2016.

9. Шарафутдинова, Н. В. Психологические аспекты девиантного поведения личности и профилактической работы / Н. В. Шарафутдинова, В. В. Простяков // Юридическая психология. - 2020. - № 2. - С. 18-20.

References_

1. Agildin D.V. The concept and content of the process of correction of convicts, Criminal executive system: law, economics, management, 2009, no. 6, pp. 13-15.

2. Bebenin V.G. Correction of convicts as a pedagogical process, Questions of the Humanities, 2008, no. 2 (35), pp. 195-202.

3. Ponomarev S.B. Penitentiary stress as a specific type of distress, Criminal-executive system: law, economics, management, 2020, no. 5, pp. 37-40.

4. Sizaya E.A. The principle of rational use of coercive measures, Means of correcting convicts and stimulating their law-abiding behavior. 2008. No. 7. pp. 47-49.

5. Smirnov A.M. The concept of a long term of imprisonment as a criterion for the development of criminal legislation and penitentiary practice of the Federal Penitentiary Service of Russia at the present stage, 2006, no. 2, pp. 43-47.

6. Smirnov A.M. Teoretiko-pravovye osnovy obespecheniya pravov osudennykh na svoboda sovesti i svoboda verobshchestva v Rossii [Theoretical and legal bases for ensuring the rights of convicts to freedom of conscience and freedom of religion in Russia], 2013, no. 4, pp. 2-5.

7. Spasennikov B.A., Smirnov A.M., Antipov A.N. Criminal-executive characteristics of convicted men serving sentences in correctional colonies of Russia, Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii, 2014, no. 3 (14), pp. 41-45.

8. Spasennikov B.A., Smirnov A.M., Tikhomirov A.N. Criminal behavior and mental disorders: monograph. Moscow : Yurlitinform, 2016.

9. Sharafutdinova N.V., Prostyakov V.V. Psychological aspects of deviant behavior of the individual and preventive work, Legal psychology, 2020, no. 2, pp. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.