Федорова Тамара Александровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет,
Вяткина Тамара Никитична, ст. преп., [email protected], Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
THE INFLUENCE OF IDENTIFICATION OF THE MAP WITH THE DISTRICT ON MENTAL DEVELOPMENT OF ORIENTEERING SPORTSMEN WITH HEARING
DISORDER
T.A. Fedorova, T.N. Vyatkina
Search of rational training of athletes with limited opportunities for safe passing of forest routes gives certain results which are confirmed with experimental results. Map identification with the district promotes development of such mental qualities as visual attention, evident and figurative thinking, and imagination.
Key words: the acoustic analyzer, technology of training, map identification with the district, equipment of sports orienteering.
Fedorova Tamara Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Perm, Perm State Humanitarian-pedagogical University,
Vyatkina Tamara Nikitichna, senior lecturer, federova-perm@yandex. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian-pedagogical University
УДК 796.894
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ-ГИРЕВИКОВ МАССОВЫХ
РАЗРЯДОВ
В.Д. Хитров, А.А. Аринушкин
В данной статье рассматриваются пути интенсификации процесса тренировки спортсменов гиревиков массовых разрядов на подготовительных этапах тренировочного процесса.
Ключевые слова: гиревой спорт, методика обучения, тренажёрное средство.
На сегодняшний день гиревой спорт на территории стран СНГ получает всё большее развитие и популярность. Силами энтузиастов этого вида спорта он, будучи военно-прикладной дисциплиной, перешёл в спорт массовый; подспорьем этому стала популярность атлетизма как такового, особенно в молодёжных кругах.
Фактором, который способствует распространению популярности упражнений с гирями различного веса, является малая требовательность к материальному оборудованию и отсутствие привязанности к сложным
инженерным сооружениям, как то: футбольные поля, залы для гимнастики, спортивных игр и т. п. Для выполнения упражнений с гирями необходимы и достаточны сами гири, наличествующие во многих тренажёрных залах, особенно тех, которые относят к т.н. старой школе культуризма (это залы, созданные с целью выполнения базовых силовых упражнений, они узко специализированы на тяжелой атлетике и не имеют тенденции к приобретению массового контингента). В дополнение тренировок с собственно гирями в подготовительный период используются классические тяжелоатлетические упражнения, такие как жимы, рывки, толчки, приседания со штангой; то есть гиревой спорт фактически не привязан к тренажёрным средствам - существующие конструкции тренажёров не в силах сколько-либо значимо повлиять на становление техники выполнения толчка или рывка гири.
Из вышесказанного несложно сделать вывод, что на сегодняшний момент в гиревом спорте для обучения технике исполнения упражнений используются методики давно сложившиеся, и, как следствие, опирающиеся на работу непосредственно со спортивным снарядом. Их можно разделить на несколько групп:
1. Упражнения, формирующие статическую координацию.
Примером могут служить упражнения на удержание заданной позы
со спортивным снарядом в течение фиксированного отрезка времени с последующей сменой положения. Эти упражнения имеют целью исключение из работы удержания снаряда мышц-антагонистов, что создаёт предпосылки к формированию наиболее рациональной последовательности вовлечения мышц в работу и, как следствие, формируют наиболее экономичную технику удержания снаряда при выполнении соревновательных упражнений.
2. Упражнения, формирующие динамическую координацию.
К этой группе можно отнести упражнения, частично или полностью повторяющие соревновательные упражнения, так же выполняемые в течение определенного отрезка времени. К ним относятся махи, подрывы гирь, толчки одной или двумя руками, собственно соревновательные упражнения. Эти упражнения направлены на формирование умения перераспределять вес тела в пространстве в зависимости от текущего положения гирь (то есть умения управлять общим центром тяжести в динамических условиях) и направлены на формирование экономичной техники движений.
3. Упражнения, формирующие общие силу и выносливость.
К этой группе относятся базовые упражнения тяжёлой атлетики, выполняемые по классическим методикам. Сюда входят жимы, тяги, рывки, толчки, приседы со штангой и гантелями, либо выполняемые в тренажерах с грузоблочным отягощением.
Из вышесказанного следует, что именно сравнительная простота и нетребовательность к тренировочному инвентарю и является главной проблемой сложившихся методик, ограничивающей рост показателей спортсменов массовых разрядов.
Поскольку зачётное время выполнения соревновательных упражнений «рывок» или «толчок/толчок по длинному циклу» составляет десять минут (а у спортсменов массовых разрядов в большинстве своём выполняется до отказа за более короткое время), то следует логический вывод: квалификация спортсмена напрямую зависит от времени,
затрачиваемого на выполнение одного цикла. С точки зрения физиологии спорта этот вывод означает, что квалификация спортсмена зависит от:
1. Мощности кардиореспираторной системы спортсмена.
Кислородная ёмкость крови и объём сердечного выброса напрямую
определяют возможность длительной работы со снарядом, низкоэффективная кардиореспираторная система не позволит сколько-либо длительно выполнять соревновательное упражнение.
2. Скоростно-силовых показателей мышечной системы и суставносвязочного аппарата.
Поскольку упражнения предполагают одинаковый вес снаряда для одной категории участников, это значит, что одно и то же количество повторений в единицу времени для разных спортсменов будет означать работу в разных зонах мощности: от средней до субмаксимальной и максимальной.
3. Текущего уровня развития координационных способностей.
Практика показывает, что даже при хорошем уровне готовности
кардиореспираторной и мышечной систем длительная работа начинающим спортсменом со спортивным снарядом невозможна из-за малого навыка работы в условиях динамически перераспределяемого общего центра тяжести.
Это проявляется следующим образом: после нескольких минут непрерывной работы в соревновательном темпе начинают появляться технические сбои и ошибки - спортсмен начинает раскачиваться при удержании гирь вверху или на груди, фаза инерциального полёта гирь в упражнении сокращается (либо удлиняется) во времени и приводит к несвоевременному включению рабочих групп мышц. Это провоцирует раскачивание рук и корпуса при моментах подведения центра тяжести снаряда под площадь опоры и, как следствие, следует включение мышц-антагонистов для стабилизации траектории движения (положения) звеньев тела. Данный процесс развивается по механизму «порочного круга» в очень короткий промежуток времени - чаще всего на протяжении двух минут и делает невозможной экономичную работу в дальнейшем; спортсмен быстро устаёт и оставляет дальнейшую работу со снарядом.
Исходя из вышеперечисленного, можно заключить следующее: для гиревого спорта на текущем этапе его существования необходима
модернизация методик обучения спортсменов массовых разрядов посредством применения нехарактерных для него тренировочных элементов и тренажёрных средств, которые будут работать по следующим направлениям:
1. Создание стандартизированных тренировочных средств, учитывающих антропометрические особенности спортсменов в достаточных пределах. В этой среде предполагается выполнение соревновательного упражнения в условиях, когда технические ошибки начальных этапов обучения исключались бы самим средством, то есть предполагаемый снаряд или его имитатор заранее задали бы требуемую последовательность и направление движений, хотя бы и примерно. Внедрение такого средства позволило бы ускорить процесс становления техники у начинающих спортсменов, что позволило бы им в дальнейшем с большей эффективностью использовать свои мышечные ресурсы.
2. Создание тренировочных средств с возможностью вариативно менять сопротивление (отягощение), как в процессе выполнения, так и в нерабочем положении. Внедрение подобных устройств позволило бы улучшить работу с отдельными элементами техники конкретного спортсмена путём усложнения или облегчения старта, разгона, подрыва снаряда; либо оперативно менять отягощение, создавая более вариативные методики для работы в условиях прогрессирующего утомления.
3. Создание тренировочных средств с возможностью длительной имитирующей работы со спортивным снарядом для работы над силовой выносливостью. Работа с подобными средствами позволила бы быстрее повышать производительность кардиореспираторной системы у начинающих спортсменов, что на начальных этапах является серьёзным ограничивающим фактором.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что наиболее перспективным путём развития методик гиревого спорта нам представляется создание тренажёрного устройства, стационарного или мобильного, которое совмещало хотя бы два из вышеперечисленных гипотетических требований. Наиболее вероятным путём нам видится создание стационарного тренажёра-имитатора соревновательного упражнения с переменным отягощением, который с нашей точки зрения позволит наиболее полно дополнить возникший пробел в существующей методике освоении гиревого спорта.
Список литературы
1. Дмитриев С.В. Основы теории решения двигательных задач. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988.
2. Феномен внутримышечной координации / В.М. Дьячков [и др.]: мат. к итог. науч. сессии ин-та за 1962 г. М.: ЦНИИФК, 1963, С. 193-194.
3. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. К.: Здоровье,
1986.
4. Ратов И.П., Чепик В.Д., Парушев П.Р. Предмет, содержание и перспективы биомехатроники - синтезируемой научной дисциплины, разрабатывающей технологии конструирования и построения действий с заданной результативностью // Теор. и практ. физ. культ. 1993. № 8,
С. 45-48.
Хитров Владимир Дмитриевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Аринушкин Андрей Александрович, студент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ON RAISING THE EFFICIENCY OF THE TRAINING PROCESS OF SPORTSMEN
OF MASS CATEGORIES
V.D. Khitrov, A.A. Arinushkin
This article discusses the ways of intensification of process of training of athletes sportsmen of mass categories in the preparatory stages of the training process.
Keywords: weight lifting, training methods, training tool.
Khitrov Vladimir Dmitrievich, candidate of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Arinushkin Andrey Aleksandrovich, student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.431
БИОХИМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-ПРЫГУНОВ
Е.С. Цыпленкова
В рамках повышения эффективности функциональной подготовленности квалифицированных спортсменов приведена методика оценки функциональной подготовленности лекгоатлетов-прыгунов на основе биохимического контроля. Рассмотрены примеры определения уровня функциональной подготовленности спортсменов на основе биохимических показателей капиллярной крови квалифицированных прыгунов.
Ключевые слова: функциональная подготовленность, биохимический контроль, управление подготовкой, физиологические параметры.
Состояние спортсмена обуславливается как срочной, так и долговременной адаптацией к спортивной деятельности. Адаптация к