Научная статья на тему 'О ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В МИКРОЭЛЕМЕНТАХ'

О ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В МИКРОЭЛЕМЕНТАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В МИКРОЭЛЕМЕНТАХ»

токсикологии, так как сама конструкция 100-литровых камер значительно устарела.

В различных институтах используются в токсикологических экспериментах затравочные камеры разнообразной конструкции и не существует единых требований к условиям содержания в них подопытных животных.

Выводы

1. В воздухе 100-литровых затравочных камер с 17 крысами, содержащимися на опилочной подстилке, создаются повышенная влажность и высокое содержание аммиака. При наличии других недостатков это делает камеры непригодными для гигиенического нормирования атмосферных загрязнений.

2. Применение торфяной подстилки позволяет в среднем на 2 порядка снизить загрязнение воздушной среды в камерах аммиаком, а также уменьшить влажность воздуха.

3. Для улучшения условий содержания лабораторных животных в течение эксперимента рекомендуется создавать более совершенные камеры,, чем 100-литровые.

ЛИТЕРАТУРА

Иванов В. Н. В кн.: Материалы Конференции по биологии лабораторных животных. М., 1967, с. 44.— Калинин И. Т. В кн.: Материалы 6-й научной сессии Гродненск. мед. ин-та и Всесоюзн. симпозиума по тиамину. Минск, 1966, с. 212.— Лей н-П е т т е р У. Обеспечение научных исследований лабораторными животными. М., 1964.— Лиф-ш и ц Ю. И. В кн.: Материалы конференции по биологии лабораторных жавотных. М., 1967, с. 67,—H ижегородов В. М., Калинин И. Т. Гиг. и сан., 1967, № 2, с. 102,— Burnett W. Е., Environ. Sei. Technol., 1969, v. 3, p. 744,— Fraser D. A. et al. Publ. Hlth. Monogr., 1959, No 57,— H i n n e r s R. G., В u r k a r t J.K.,Kont-п e r G. L., Arch, environm. Hlth., 1966, v. 13. p. 609.— Merkel J. A., H a z e n T. E.,. Miner J. R., Trans. Amer. Soc. agrie. Engrs., 1969, v. 12, p. 310.

Поступила 18/11 1971 г.

ОБЗОРЫ

УДК 612.394.2:577.17.04^

О ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В МИКРОЭЛЕМЕНТАХ

Канд. мед. наук В. И. Смоляр Киевский научно-исследовательский институт гигиены питания

В последние годы внимание многих исследователей привлекает изучение содержания микроэлементов в «обычных» или «нормальных» пищевых рационах детей и взрослых. Такие работы не дают возможности определить потребность в микроэлементах, так как нет никакой гарантии в том, что подобный «обычный» или «нормальный» рацион полноценен в отношении всех пищевых веществ. Однако исследование фактических рационов может дать ориентировочные сведения о количестве микроэлементов, поступающих в организм человека с пищей.

И. Г. Приев считает, что объективным способом определения физиологической потребности в них детей и взрослых является метод изучения баланса, т. е. установление равновесия между поступающим и выделяемым

количеством микроэлементов. У здоровых существует равновесие между их поступлением и выделением (баланс микроэлементов типа азотного баланса), при добавлении к суточному рациону какого-либо микроэлемента выделение его усиливается и через 3—4 дня снова наступает равновесие. При дефиците какого-либо такого вещества, как правило, наблюдается более длительная задержка микроэлемента, в котором организм испытывает недостаток, и равновесие устанавливается только через 2—3 недели.

Естественно, что при изучении потребности в микроэлементах непременным условием должно быть определение содержания их только в таких суточных рационах, которые содержат оптимальные количества и пропорции всех известных в настоящее время пищевых веществ при соответствующем возрасту калорийном коэффициенте (Г. А. Бабенко). Особенно интересно установить значение полярных отклонений отдельных микроэлементов в суточном рационе от оптимального уровня, выявить четкие признаки недостаточности их при употреблении диеты, полностью или почти полностью дефицитной в отношении исследуемых микроэлементов. В других отношениях диета должна быть оптимальной. Подобные исследования вначале должны проводиться на животных, так как в экспериментальных условиях значительно легче применить для сравнения такие показатели, как интенсивность роста, и можно использовать для оценки изучаемых критериев содержание микроэлементов в крови, органах и тканях, а также в организме в целом. Скорость развития признаков дефицита может служить критерием обеспеченности организма микроэлементами. Интерес представляет также изучение баланса микроэлементов при нагрузках ими. При этом наиболее ясно учитывается степень их дефицита в зависимости от того, сколько вводится того или иного из них в организм.

Важно также установить самые ранние и самые специфичные признаки дефицита в отдельных элементах. До настоящего времени симптомы недостаточности отдельных микроэлементов еще мало изучены. В последние годы удалось получить достаточно полное представление о том, что дефицит меди в пище детей может приводить к развитию заболевания, характеризующегося анемией, нарушением строения костной ткани (Cordano и соавт.; В. И. Смоляр, 1969). Известно также, что при недостатке кобальта развивается гиперхромная анемия, при недостатке цинка отмечаются угнетение роста скелета, дерматит и нарушение сперматогенеза (В. В. Ковальский; Prasad). Однако в литературе до сих пор нет описания случаев заболевания животных и человека при недостатке в пище других микроэлементов. Не известны также вызванные экспериментальным путем заболевания животных от дефицита многих из этих веществ. Отсутствие таких сведений тормозит дальнейшие исследования, касающиеся выяснения потребности в микроэлементах.

При изучении потребности в микроэлементах требуется учитывать такие моменты, как сезонные и зональные колебания содержания их в фактических рационах, соотношения этих веществ, физиологические особенности отдельных индивидуумов, их возраст, пол, показатели физического развития, гематологическую картину, геохимические условия внешней среды. При определении потребности в микроэлементах большое значение имеет изучение степени адаптации организма к уровню некоторых из них. В связи с этим весьма важно изучить, при каких уровнях и соотношениях микроэлементов в пище сохраняются на необходимом уровне показатели здоровья населения.

По мнению Adamova и Uvod, исследование энзимов в крови и моче является современным чувствительным методом оценки состояния питания (особенно в начальных стадиях его недостаточности), так как изменение поступления пищевых веществ вызывает нарушение метаболизма энзимов в тканях. Иногда при определении ориентировочной потребности в. одних микроэлементах можно исходить из точно установленной потребности в других. Так, многими исследователями установлено, что соотношение

8 Т

между медью и молибденом в пищевых продуктах и рационах, в органах и тканях выражается как I : 10 (М. Г. Коломийцева; Р. Д. Габович). Исходя из этого, можно полагать, что потребность в молибдене в 10 раа ниже, чем в меди. По-видимому, подобный критерий обеспеченности в некоторых микроэлементах может представлять интерес, если исходить из точно установленной потребности в одном каком-либо из них.

Рассмотрев некоторые критерии обеспеченности микроэлементами, мы хотели бы подчеркнуть необходимость одновременного применения нескольких выверенных показателей. Это позволит рассчитывать на получение более надежных результатов.

До сих пор наши сведения о суточной потребности в отдельных микроэлементах весьма относительны. Имеются значительные расхождения в цифрах ее. Исходя из данных литературы, можно полагать, что суточная потребность взрослых в меди составляет 2—3 мг. При поступлении такого количества организм усваивает 5—80% меди. С мочой обычно выделяется 10—19%, с калом — 59—78% введенной меди. В последние годы показано,, что при внутриутробной жизни плода запасы этого вещества в печени увеличиваются в 5—10 раз по сравнению с содержанием его в этом органе у взрослых. В связи со значительными запасами меди (и некоторых других микроэлементов) в организме ребенка потребность детей первых месяцев жизни в этих веществах трудно исследовать, так как неизвестно, какую часть элементов организм черпает из своих запасов.

Ввиду того что 96% сывороточной меди находится в составе церуло-плазмина, гипокупремия может быть синонимом гипоцерулоплазминемии. В ряде исследований отмечен параллелизм в изменениях содержания меди и церулоплазмина в плазме (Г. А. Бабенко; В. И. Смоляр, 1966, и др.). Поэтому одновременное определение того и другого в сыворотке крови может иметь значение при установлении потребности детей и взрослых в меди. Интерес представляют и сведения о том, что ранним и постоянным признаком недостатка меди в организме служит нейтропения (Cordano и соавт.).

Суточная потребность взрослых в марганце не превышает 3—6 мг в расчете на 1 кг веса тела. Потребность детей в этом микроэлементе почти в 3 раза выше, чем у взрослых (А. О. Войнар). Результаты балансовых исследований показали, что марганец, как и медь, выводится в основном через желудочно-кишечный тракт, выделение его с мочой составляет 0,01—0,1 мг.

Согласно результатам исследований В. И. Алексика, В. И. Смоляра (1969), пищевые рационы детей и взрослых содержат 0,2—0,5 мг молибдена. Го мнению А. А. Покровского, 0,5 мг этого микроэлемента в сутки полностью покрывает потребность в нем человека в любом возрасте. М. Г. Коломийцева считает, что поступление в организм 0,15—0,27 мг молибдена в сутки является достаточным. Балансовые исследования, проведенные В. И. Алексином, показали, что при потреблении 0,178 мг молибдена выводится из организма с мочой 0,054—0,079 мг его, с калом — 0,056— 0,077 мг. Других данных исследования баланса молибдена у человека до настоящего времени нет. Не известно также, выделяется ли этот микроэлемент стенкой кишечника, с желчью и в каком количестве.

Суточная потребность взрослых в цинке ориентировочно равна 10—16 мг. Считают, что обычный смешанный пищевой рацион полностью покрывает потребность в этом микроэлементе. Дефицит его у определенных групп людей может возникать при получении исключительно углеводистой пищи и почти полном отсутствии продуктов животного происхождения (Prasad). А. О. Войнар полагает, что 0,3 мг цинка на 1 кг веса тела достаточно для новорожденных и детей дошкольного возраста. С мочой обычно выделяется не более 0,4—0,5 мг цинка в сутки, с калом — 3—18 мг.

Потребность человека в различном возрасте в кобальте изучена мало, однако комплексные исследования В. А. Леонова и соавт. (1957) позволяют считать, что наиболее критическим периодом в отношении ее являются пер-

вые 3 года жизни ребенка, в это время она составляет 8—10 мг в сутки. Имеются сведения и о балансе кобальта в организме взрослых. Так, В. Я- Шустов нашел, что из 44,1 мкг этого микроэлемента, поступившего с пищей, усваивается только 2,1 мкг его, остальное количество вещества выводится с мочой (6,6 мкг) и калом (35,4 мкг).

Баланс рационов в отношении микроэлементов не менее важен, чем баланс других пищевых веществ. Потребность в микроэлементах должна определяться в неразрывной связи с изучением питания населения. Исследуя потребность в том или ином микроэлементе, нельзя не учитывать определенные коррелятивные взаимоотношения между самими микроэлементами (синергизм и антагонизм) и пищевыми веществами. Необходимо стремиться к достижению такого микроэлементного состава пищи, при котором нежелательное взаимодействие отдельных пищевых веществ и конкуренция между ними были бы сведены к минимуму. Совершенно очевидно, что потребность в микроэлементах должна быть соотнесена с весом тела, это особенно важно для растущего организма.

ЛИТЕРАТУРА

Алексин В. И. Содержание молибдена и меди в пищевых продуктах и рационах жителей Закарпатской области в связи с распространением эндемического зоба. Дисс. ■канд. Киев, 1964. — Бабенко Г. А. Микроэлементы в экспериментальной и клинической медицине. Киев, 1965. — Войнар А. О. Биологическая роль микроэлементов в жизнедеятельности человека и животных. М., 1960. — Габович Р. Д. В кн.: Рациональное питание. Киев, 1967, с. 113. — Ковальский В. В. Методы определения микроэлементов в органах и тканях животных, растениях и почвах. М., 1969. — К о л о -мийцеваМ. Г. В кн.: Гигиена питания. Киев, 1966, с. 121. — П о к р о в с к и й А. А. Вестн. АМН СССР, 1966, № 10, с. 3. — П р и е в И. Г. Вопр. питания, 1966, № 3, с. 15. — С м о л я р В. И. В кн.: Микроэлементы в сельском хозяйстве и медицине. Улан-Удэ, 1966, с. 77. — С м о л я р В. И. Вопр. питания, 1969, № 4, с. 19. — Ш у с т о в В. Я. Микроэлементы в гематологии. М., 1967, с. 48.—Ad a mo v a I., U v о d G., Csl. Hyg., 1966, т. 11, с. 282. — С о г d а п о А., Р 1 a s к о R. P., G г a h а т G. С., Blood, 1966, v. 28, р. .280. — Prasad A. S., Fed. Proc., 1967, v. 26, р. 172.

Поступила 23/111 1971 г.

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 613.32:[54в. 19+Б4в.2в7

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ МЫШЬЯКА И ЦИАНИДОВ ПРИ ИХ СОВМЕСТНОМ ПРИСУТСТВИИ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

Сп. Новакова, С. Диноева

Объединенный научно-исследовательский институт гигиены и охраны труда, София, Болгария

Санитарная охрана водоемов — одна из наиболее актуальных проблем коммунальной гигиены. Развивающаяся быстрыми темпами индустриализация, урбанизация и химизайия выдвигают важные проблемы охраны чистоты воды, воздуха и почвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.