Научная статья на тему 'О ПОТЕНЦИАЛЕ ЛИЗИНГА В ОБНОВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ'

О ПОТЕНЦИАЛЕ ЛИЗИНГА В ОБНОВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов Е.П., Панкратов О.Е.

Рассмотрены динамика и состояние основных фондов строительства. Раскрыты потенциальные возможности лизинга, как инновационного механизма их обновления. Проанализированы его преимущества и уровень развития в сравнении с зарубежными странами. Изложены основные концептуальные направления развития и совершенствования лизинговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POTENTIAL OF LEASING IN THE RENEWAL OF FIXED ASSETS IN CONSTRUCTION AND ITS CONCEPTUAL DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The dynamics and state construction of fixed assets were considered. It was disclosed the economic role of leasing as an innovative mechanism to update them. It was analyzed its advantage and level of development in comparison with other countries. The main directions of improvement and development of leasing activity were given.

Текст научной работы на тему «О ПОТЕНЦИАЛЕ ЛИЗИНГА В ОБНОВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 334.728:69

О потенциале лизинга в обновлении основных фондов строительства и концептуальных направлениях его развития

Панкратов Е.П., Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова; Панкратов О.Е., Дирекция Хозяйственно-Эксплуатационного управления Банка России

Ключевые слова: лизинг, лизинговые компании, лизингополучатель, основные фонды, инвестиции, инновации, концептуальные направления, потенциал лизинга.

Рассмотрены динамика и состояние основных фондов строительства. Раскрыты потенциальные возможности лизинга, как инновационного механизма их обновления. Проанализированы его преимущества и уровень развития в сравнении с зарубежными странами. Изложены основные концептуальные направления развития и совершенствования лизинговой деятельности.

About the potential of leasing in the renewal of fixed assets in construction and its conceptual directions of development

Pankratov E.P., Plekhanov Russian University of Economics; Pankratov О.К, Directorate of economic and operational management of the Bank of Russia

Keywords: leasing, leasing company , the lessee , renewal of fixed assets, investments, innovation, conceptual directions .

The dynamics and state construction of fixed assets were considered. It was disclosed the economic role of leasing as an innovative mechanism to update them. It was analyzed its advantage and level of development in comparison with other countries. The main directions of improvement and development of leasing activity were given.

Решающим фактором экономического роста страны в условиях санкций Запада является ускоренное развитие отечественного производства, его модернизация на инновационной основе, особенно в сфере импортоза-мещения. Важнейшим условием решения этой задачи является совершенствование процессов обновления и воспроизводства основных фондов экономики страны, которые определяют производственно-технические возможности, потенциал и мощности любой отрасли и предприятия.

Для строительного комплекса, создающего основные фонды для всех отраслей экономики России, эта проблема имеет особо важное значение. Мировой опыт показывает, что от технического уровня капитального строительства, эффективности его функционирования во многом зависит выход экономики любой страны из кризиса, успешное развитие ее отраслей и производств. Однако при дефиците инвестиционных ресурсов, а также не всегда целенаправленном и рациональном их использовании, особенно амортизационных средств, практически все сферы деятельности строительного комплекса не в состоянии обеспечить даже простое воспроизводство основных фондов, что ведет к их старению и, соответственно, снижению производственного потенциала отрасли.

В результате только за 1995-2014гг. количество основной строительной техники по видам машин сократилось в среднем в 4-5 раз. Доля машин со сверхнормативными сроками службы по их видам возросла в 1,5-2 раза и достигла по бульдозерам 47,5%, одноковшевым экскаваторам - 31,2%, кранам башенным - 49,0%, кранам пневмоколесным - 45,7% и т.д. [1, с.303]. При этом степень износа основных фондов также имеет тенденцию к росту и за период с 2004 по 2014 гг. повысилась с 39,4% до 51,4% [1, с.68].

Причинами такого положения стали: сокращение производства ряда основных строительных машин, значительный рост цен на строительную технику (от 6 до 15% в год), снижение доли государственного инвестирования, покупка дорогой строительной техники за рубежом при слабом финансовом положении значительной части строительных предприятий, рост доли мелких маломощных строительных организаций, продолжающийся финансово-экономический кризис и др.

В результате, при сложившейся структуре основного капитала отрасли, его физическом и моральном износе, современный объем инвестиционных средств, направляемых на его воспроизводство и развитие, доля которых с 2000 по 2014 гг. сократилась в 2,5 раза и составила 2,7% от их общего объема по стране [2, с.554], является недостаточным для осуществления эффективной структурной политик отрасли, обновления ее основных фондов. В результате строительство по уровню инвестиционной активности продолжает оставаться в числе наименее благополучных видов экономической деятельности, и как результат - почти трехкратное (с 3,7 до 1,3%) снижение доли его основных фондов за период с 1995 по 2014 г.г. в общем объеме по стране [1, с.64]. Такое снижение этих показателей обусловлено еще и тем, что инвестиционно-строительная сфера наиболее чувствительна к изменениям экономической и финансовой ситуации, в результате чего многие инвесторы, в связи с продолжающимся финансово-экономическим кризисом, с целью снижения риска, стали выводить свои деньги из реального сектора экономики [3, с.45-56].

Одним из важнейших направлений активизации инвестиционной деятельности в сфере строительства, восстановления и развития его технического потенциала, материально-технической базы, повышения конкурентоспособности строительных предприятий является дальнейшее развитие и внедрение нетрадиционных методов финансирования, каким сегодня становится лизинг. Он, как показывает имеющийся опыт, наряду с традиционными каналами инвестирования, является важнейшим дополнительным финансовым источником инновационного обновления и развития основных фондов как строительства, так и других отраслей экономики страны.

От успешного и быстрого решения этой задачи во многом зависят оживление

экономики отрасли, расширение ее производственно-технических возможностей, а соответственно и улучшение социально-экономической ситуации в сфере строительства. Это особенно важно для современного этапа его развития, характеризующегося резким дефицитом инвестиционных средств, ухудшением экономической ситуации, высоким уровнем износа основных фондов, низкими темпами их обновления.

Использование лизинга является также весьма предпочтительным, более эффективным и доступным финансовым механизмом по сравнению с кредитом, поскольку инвестируемые средства направляются непосредственно на приобретение машин, оборудования, техническое перевооружение и развитие предприятий. В результате участники лизинговых сделок оперируют не денежными средствами, а конкретным имуществом. Это позволяет избежать неоправданных затрат, что особенно важно для современного этапа нашей экономики. В условиях дефицита финансовых средств у предприятия он открывает широкие возможности применения в их производственной деятельности не только отдельных машин и оборудования, но и целых инновационных технологий. Уровень развития рынка лизинговых услуг считается так же своеобразным показателем динамичности всей экономики государства и гибкости его хозяйственного механизма [4, с.219-220], он укрепляет производственный сектор экономики, стимулирует приток капитала в сферу производства и, как свидетельствует практика многих стран, дает возможность быстрее выйти из кризисного состояния и обеспечить устойчивое развитие экономики страны.

Это обусловлено тем, что экономическая логика лизинговых операций, из которой вытекают все главные преимущества этой формы развития производства такова, что для получения максимально возможных конечных результатов деятельности важно иметь не право собственности на средства производства, а право их использования для извлечения дохода и прибыли.

Востребованность лизинга и его производственная функция обусловливаются также все возрастающей потребностью строительных организаций в обновлении и увеличении их основных фондов, развитии мощностей предприятий, повышении их технического уровня и возможностью решения этих задач без особо больших первоначальных вложений по сравнению с использованием кредита. Это один из наиболее прогрессивных методов обеспечения строительных предприятий машинами, механизмами и оборудованием. Развитие лизинга открывает возможность использовать в производственной деятельности предприятий и организаций как отдельно взятое оборудование, так и передовые технологии, включая зарубежные; позволяет ускорить разработку и внедрение инновации; создает условия для применения передовой техники в современных условиях ее быстрого старения и острого дефицита финансовых средств; ускоренными темпами обновлять и наращивать основные фонды, а также способствует переориентации банков с рынка ценных бумаг на инвестирование реального сектора экономики. При этом увеличение объема лизинговых сделок в условиях финансово-экономического кризиса важно не только для строительного комплекса, но и для экономики страны в целом.

Весьма важным преимуществом лизинга является и то, что в целях дальнейшего развития лизинговой деятельности, активизации на её основе инвестиционного процесса и технического перевооружения отраслей экономики страны, лизинговые платежи, кредиты и другие заемные средства, используемые участниками сделки для реализации операций финансового лизинга, разрешено относить на себестои-

мость продукции, что позволяет пользователям имущества, получаемого по лизингу, существенно уменьшить свою налогооблагаемую прибыль. Кроме того, лизинговые сделки гораздо доступнее, чем банковские кредиты; лизинговое оборудование не облагается налогом на имущество; к лизингу применяются и другие налоговые льготы, в частности освобождение от уплаты налога на прибыль, полученную от лизинга, налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг, использование ускоренной амортизации [8, с.43-44] .

Лизинг имеет и ряд других дополнительных преимуществ, он зачастую предусматривает кредитование сделки, не требуя одновременного начала платежей. Если при использовании обычного кредита на приобретение оборудования организация обязана 20-25% его стоимости оплатить из внутренних источников, то лизинговые платежи, как правило, начинаются после поставки оборудования лизингополучателю, либо еще позже и, в основном по схеме, наиболее приемлемой для лизингополучателя. Эта схема, как правило, подстраивается под возможности конкретного производства, чем выгодно отличается от банковской ссуды.

В странах с развитой рыночной экономикой доля лизинга в новых инвестициях, как форма привлечения дополнительного капитала, составляет от 25% до 45%. Развитие рынка лизинговых услуг, как показывает опыт его применения в странах Западной Европы, США, Японии и др., укрепляет производственный сектор экономики, создает условия ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулирует приток капитала в производственную сферу. Поэтому, оценив все преимущества лизинга, он во многих странах получил такое широкое распространение, что только за последние 15 лет объем лизинговых сделок в мире увеличился в 5 раз. Такому развитию способствовали как востребованность лизинга и его государственная поддержка в большинстве стран, так и заложенные в нем потенциальные возможности и преимущества.

Получила определенное развитие лизинговая деятельность и в России, особенно в сфере строительного и агропромышленного комплекса, воздушного и автомобильного транспорта, переоснащение, модернизация или расширение которых связаны при обычной покупке или ссуде с большими единовременными затратами. Особенно активизировалась его деятельность в 2005-2007гг., когда объем лизинга в новых инвестициях в основные фонды возрос до 10%. При этом наиболее высокими темпами, по сравнению с другими видами экономики, лизинговая деятельность развивается в сфере строительства. Ее анализ показывает, что доля лизинга в строительстве от общего объема по стране в 2008г. по сравнению с 2005г. возросла с 16,2% до 28,3%, в 2010г. до 37,5%, а в 2013г. снизилась до 28,3% оставаясь в целом наиболее высокой по сравнению с другими отраслями (табл.1).

Однако со второй половины 2008г. российская экономика столкнулась с трудностями, вызванными мировым финансово-экономическим кризисом, в результате которого уже в 2009г. общий объем лизинговых сделок заметно сократился, хотя количество заключенных лизинговых контрактов выросло более чем на 8% по сравнению с 2007г. В результате доля лизинговых сделок в новых инвестициях в 20122014гг. вновь выросла до 8-10%, а число лизинговых компаний достигло 840, из которых полностью или частично работает на строительство около 30%. Это позволяет сделать вывод, что спрос на лизинговые услуги, даже в условиях кризиса не снизился, а возрос. Об этом свидетельствует и общий объем лизинговых сделок, кото-

рый в 2013г. возрос в 5,8 раза по сравнению с 2005г., а по строительству - в 10 раз.

Проведенный анализ темпов развития лизинговой деятельности по объектам лизинга показал, что наиболее активно в последние годы развивается лизинг транспортных средств (автомобилей, железнодорожного транспорта и воздушных летательных аппаратов), а также машин и оборудования. Так, с 2005 по 2013 гг. стоимость договоров финансового лизинга по зданиям и сооружениям возросла в 3,4 раза, по машинам и оборудованию в 6,1 раза, по транспортным средствам -в 7,6 раза, что свидетельствует о достаточно высоких темпах его развития. Соответственно и по удельному весу лизинговых сделок на первом месте находятся транспортные средства, на втором - машины и оборудование и на третьем - здания и сооружения (табл.2). Таким образом наибольшее применение среди объектов лизинга находит машиностроительная и дорожно-строительная техника, пассажирский и грузовой автотранспорт, железнодорожный транспорт, лесозаготовительное, деревообрабатывающее и полиграфическое оборудование. Важно отметить и то обстоятельство, что удельный вес финансового лизинга машин, оборудования и транспортных средств в объеме инвестиций за анализируемый период возрос с 9,2 до 18,8% [2, с.564]. При этом на долю строительства по этим объектам лизинга приходится около 40% всего объема лизинговых сделок.

Однако, несмотря на сравнительно невысокий удельный вес лизинговых операций в объеме новых инвестиций, по общему объему лизинговой деятельности Россия уже в 2012г. вошла в первую десятку среди стран Европы, заняв 4-е место

Таблица 1

Структура договоров финансового лизинга машин, оборудования и транспортных средств по видам экономической деятельности

[5, с.124; 6, с.91], (в % от общей стоимости заключенных договоров)

Лизингополучатели по видам экономической деятельности Годы

2005 2008 2010 2011 2012 2013

100 100 100 100 100 100

1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 14,6 8,5 3,4 11,2 14,5 9,3

2. Добыча полезных ископаемых 7,6 4,9 14,1 19,6 13,2 12,7

3. Обрабатывающие производства 33,3 28,8 25,6 21,8 24,7 23,8

4. Строительство 16,2 28,3 37,5 23,4 18,6 28,3

5. Оптовая и розничная торговля 6,0 5,7 2,0 4,7 4,2 5,4

6. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,9 5,6 8,5 3,2 14,9 3,6

7. Транспорт и связь 7,0 10,8 2,8 3,7 3,2 3,9

8. Финансовая деятельность 2,2 1,4 1,3 2,6 3,1 6,5

9. Другие виды деятельности 6,4 6,0 6,12 12,4 6,7 6,5

Таблица 2

Удельный вес стоимости договоров финансового лизинга по объектам лизинговой деятельности [2, с.564], (по материалам обследований Росстатом деловой активности лизинговых

компаний)

2005 2010 2011 2012 2013

Общая стоимость договоров финансового лизинга в %, в том числе: 100 100 100 100 100

Зданий (кроме жилых) и сооружений 2,3 2,4 2,8 1,6 1,5

Машин и оборудования 33,6 42 25,3 33,7 28,3

Из них компьютеров и компьютерных сетей 3,9 12,9 0,6 2,7 0,6

Транспортных средств, из них: 63,8 55,6 71,6 64,2 70

Автомобилей (включая автобусы и троллейбусы) 24,9 39,2 24,5 35,7 40,3

Судов 0,8 0,2 2,4 2,1 3

Железнодорожных транспортных средств 8,33 50,8 61,1 58,7 35,1

Аппаратов летательных воздушных; 51 8,4 10,1 3,3 21,3

Рабочего, продуктивного и племенного скота 0,3 0,04 0,3 0,4 0,2

после Германии, Великобритании и Франции. При этом и среди общеевропейских лизинговых компаний по объему нового бизнеса за 2012г. российская компания ВЭБ-лизинг также по результатам рейтинга заняла 4-е место [9].

Важно отметить и то обстоятельство, что если появление лизинга в США и несколько позже в Канаде, Австрии, Японии, Великобритании и ряде других высокоразвитых стран было вызвано в основном перепроизводством различных видов машин, оборудования, транспорта и лизинговая деятельность стала важным механизмом их реализации и сбыта, то в России появление лизинга в середине 1990-х годов было вызвано резким снижением технического уровня производства, потребностью различного рода предприятий, включая средний и малый бизнес, в приобретении того или иного оборудования, машин, механизмов, необходимостью их технического развития, повышения производственного потенциала, обновления основных фондов при остром дефиците инвестиционных средств.

Наряду с внутренним лизингом глобализация экономических отношений в мире, с одной стороны, явные преимущества лизинга - с другой, способствовали формированию и распространению его особой формы - международного лизинга. Его использование имеет особенно большое значение для России, поскольку позволяет нашим предприятиям иметь доступ к импортному оборудованию и дорогостоящей технике без расходования больших сумм в иностранной валюте. Наряду с этим международный лизинг предоставляет участникам лизинговых операций ряд существенных преимуществ и льгот, а так же является оптимальной альтернативой привлечения иностранного капитала.

Однако, как показывают имеющиеся исследования, пока международный лизинг не обеспечивает ощутимого привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Одна из причин состоит в том, что лизингополучатель и лизингодатель являются резидентами разных стран, в каждой из которых действуют свои законы, а соответственно и сделки должны отвечать требованиям законодательства одновременно двух стран. В результате сделка, которая проходит как лизинговая в одной стране, может быть признана покупкой или арендой в другой, со всеми вытекающими для лизингополучателя налоговыми и другими последствиями, что может повлечь за собой гораздо большие затраты, чем предусматривалось ранее. Поэтому, чтобы реализовать возможности и преимущества международного лизинга, необходимо скорректировать внешнеэкономическую политику и специальное законодательство страны с учетом международной практики лизинговых отношений, а также международного опыта работы отечественных лизинговых компаний, таких как ООО «Строительно-дорожные машины», ОАО «Ликострой», ЗАО «Лизингстрой-маш», ЗАО «Новосибирская лизинговая компания» и др. Отрицательное влияние на развитие международного лизинга для нашей страны оказывают и экономические санкции, принятые в последние годы странами Европы.

Важным преимуществом лизинга является и то, что он не увеличивает активы предприятия, не привлекает заемный капитал и не требует немедленной платы за оборудование. В результате, временно высвобожденные средства предприятия могут использовать на другие цели. Что же касается производителя оборудования и другого имущества, передаваемого в лизинг, то он получает дополнительные возможности для сбыта своей продукции. При оперативном же лизинге у предприятий отпадают проблемы физического и морального старения техники, поскольку эта забота остается за лизингодателем. Более удобны для предприятий (по сравнению с кредитом) и условия погашения платежей по лизинговым сделкам. Они могут осуществляться как в денежной, так и в товарной форме, по гибкой договорной схеме и могут быть начаты после монтажа оборудования, ввода его в эксплуатацию или даже с полученной выручки. При этом ряд лизинговых компаний зачастую не требует от лизингополучателя дополнительных гарантий. Они считают, что гарантией обеспечения сделки является сам объект лизинга.

При этом наряду с движимым имуществом начинает развиваться и лизинг недвижимости, который в 2011г. по сравнению с 2005 г. возрос в 7,1 раза и по темпам роста вышел на 1-ое место среди других объектов лизинга, однако в 2012-2014 гг. темп его роста несколько замедлился. Лизинг недвижимости - это приобретение лизингодателем по договору финансовой аренды в собственность указанного арендатором недвижимого имущества и предоставление его в лизинг во временное пользование с правом последующего выкупа. Поскольку, процесс создания недвижимости достаточно длительный и капиталоемкий, то лизинг дает реальную возможность в короткие сроки приобрести имущество без огромных единовременных собственных вложений. Важным его преимуществом в сравнении с арендой является то, что приобретая недвижимое имущество в лизинг, организация освобождается от арендных платежей (которые имеют тенденцию к постоянному росту с течением времени) и на протяжении всего срока лизинга размер платежей остается постоянным [7, с.226].

Таким образом, в качестве объектов лизинга в России, наряду с движимым иму-

ществом используется и недвижимое, которое при его эксплуатации выступает в качестве основных средств производства. Однако предметами лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а так же имущество, которое Федеральным законом запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Что же касается имущества (оборудования), предназначенного для бытовых нужд и личного пользования, а так же для общественных и некоммерческих организаций, то оно до внесения в 2010 г. поправки в Закон «О лизинге» не могло быть объектом лизинга (за исключением легковых автомобилей для такси), поскольку передаваемое в лизинг имущество должно было использоваться исключительно для предпринимательской деятельности. Поэтому данная поправка к Закону «О лизинге» значительно расширила диапазон лизинговой деятельности.

На более активное развитие и повышение эффективности функционирования лизинга направлена и последняя редакция действующего Федерального закона от 28.06.2013г. №134-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», в котором обобщен принятый в последние годы ряд принципиально новых положений, конкретизирующих и упорядочивающих лизинговую деятельность. Там введены новые понятия и определения о лизинговой деятельности, договорах лизинга; снят ряд ограничений, особенно по использованию предметов лизинга; расширена сфера его деятельности, отменено лицензирование; лизинговым компаниям разрешено привлекать средства физических лиц; включен пункт по повышению надежности и прозрачности лизинговых отношений; внесены существенные дополнения в содержание договора лизинга и др., что положительно сказалось как на работе лизинговых компаний, объемах оказываемых ими услуг, так и на повышении эффективности их деятельности.

Что же касается строительного комплекса, то, как показали исследования, особое внимание заслуживают такие успешно работающие лизинговые компании, как «Ликострой» (созданная для улучшения обеспечения строительных предприятий города Москвы современными машинами и оборудованием), а также «Лизинг-строймаш», «Росдорлизинг», «Промстройлизинг», «Росстройлизинг», «Уралсиб», «ВТБ-24 лизинг», группа компаний «Интерлизинг» и др., поставляющие технику Москве, Подмосковью и другим регионам России. Это наиболее крупные показательные лизинговые компании в отрасли, обеспечивающие в основном строительные организации и промышленные предприятия стройиндустрии строительными машинами, механизмами, дорожной техникой, средствами малой механизации, различным оборудованием и оснасткой [4, с.249-255].

Всего на строительную отрасль (в том или ином объеме) работает свыше 30% всех лизинговых компаний. Анализ 40 из них позволил выявить ряд важных положительных тенденций в их развитии и функционировании, а именно: укрупнение лизинговых компаний; повышение гибкости и оперативности в их работе; значительное увеличение на российском лизинговом рынке доли малых и средних предприятий; расширение комплекса мер государственной поддержки; снижение стоимости лизинговых услуг, особенно за счет установления стабильных отношений с поставщиками имущества; расширение географии лизинговой деятельности; лизинговые компании становятся более маневренными и менее зарегулированными, чем банки; многие из них начинают разрабатывать стратегию своего развития на перспективу; увеличение спроса на лизинговые услуги; повышение интереса к ли-

зинговой деятельности иностранного капитала; развитие оперативного и возвратного видов лизинга и др.

Важной тенденцией последних лет на лизинговом рынке стало также значительное увеличение доли малых и средних предприятий, большинство которых испытывают острый дефицит финансовых ресурсов для развития и модернизации производства. Получение кредитов для многих крайне затруднено, поэтому лизинг для них наиболее реален и привлекателен, при нем практически не возникает проблем с залоговым обеспечением. До последнего времени для малых предприятий доступ к лизингу был затруднен, и только с 2005г. многие лизинговые компании повернулись лицом к малому и среднему бизнесу, для которых лизинг становится практически единственным источником инвестирования их развития.

Изложенные выше преимущества лизинга, тенденции его развития и то обстоятельство, что банки не достаточно активно кредитуют предприятия малого и среднего бизнеса, делает механизм лизинга в современных условиях, наиболее надежным и реальным способом приобретения предприятиями необходимых основных средств и другого имущества.

Однако наряду со многими преимуществами и положительными тенденциями в развитии лизинга выявлен также ряд факторов, сдерживающих темпы и эффективность его более широкого применения. Как показывает анализ деятельности лизинговых компаний, работающих в основном на строительный комплекс, среди препятствий и неблагоприятных обстоятельств на пути развития лизинговой деятельности особенно тормозящими факторами, негативно сказывающимися на развитии лизинга, являются:

- неразвитость соответствующего налогового законодательства и, как следствие, давление налоговых органов на лизинговые компании.

- слабая поддержка лизинговых компаний со стороны государства;

- дороговизна кредитных ресурсов банков и других финансовых структур, их незаинтересованность вкладывать деньги в производство и на длительный срок;

- отсутствие единого организационно-управленческого органа по развитию лизинга в стране и координации его деятельности;

- слабое финансовое положение лизинговых компаний, где банковские кредиты по прежнему составляют 60-70% лизинговых сделок;

- не развитость залогового законодательства;

- низкий уровень прозрачности работы лизинговых компаний;

- отсутствие в стране должной системы обучения лизинговой деятельности и, соответственно, дефицит специалистов, владеющих основами лизинга;

-крайне слабое информирование о результатах и накопленном положительном опыте работы действующих лизинговых компаний;

- отсутствие межотраслевых специализированных компаний аналогичных зарубежным, по оказанию лизингодателям и лизингополучателям необходимого комплекса консультационных услуг;

- весьма усложнен действующим законодательством лизинг недвижимости, а так же имущества ранее использованного в лизинговых операциях, невозможность передачи в лизинг земельных участков и др.

Для устранения причин, тормозящих развитие и совершенствование рынка лизинговых услуг, авторами, на основе многолетних исследований деятельности лизинго-

вых компаний и лизинговой отрасли в целом, передового отечественного и зарубежного опыта, изучения тенденций и закономерностей в работе лизинговых компаний, сформулирован и обоснован ряд концептуальных направлений, охватывающих развитие, совершенствование и повышение эффективности функционирования рынка лизинга. При этом одним из важнейших направлений развития и совершенствования лизинговой деятельности, повышения эффективности ее функционирования является укрупнение и объединение лизинговых компаний, наращивание их производственных возможностей, увеличение объемов оказываемых ими услуг.

Укрупнение лизинговых компаний, их объединение и интеграция позволяют увеличить масштабы лизинговых сделок, диверсифицировать их деятельность, снизить риски, улучшить организационную и управленческую структуру бизнеса. В росте концентрации услуг или производства находят воплощение, по существу, все основные факторы повышения эффективности и устойчивости лизинговых компаний к различным экономическим колебаниям. Укрупняясь, они получают возможность эффективнее привлекать внешнее финансирование, получать синергетиче-ский эффект от объединения клиентских баз, налаженных партнерских отношений, увеличивать свое присутствие в различных сегментах лизингового рынка.

При укрупнении лизинговых компаний возникают условия для привлечения высококвалифицированных специалистов, внедрения инновационных методов организации работы, использования научных разработок. При этом количество управленческого и вспомогательного персонала увеличивается в меньшей степени, чем рост объемов лизинговых операций и размеров компаний в целом. В результате крупные лизинговые компании, находящиеся приблизительно в одинаковых условиях с мелкими, как правило, имеют лучшие показатели по прибыли, производительности труда, себестоимости, качеству и оперативности оказываемых услуг.

В качестве вариантов такой интеграции (укрупнения) может быть объединение двух-трёх лизинговых компаний в одну; передача мелкими лизинговыми компаниями своего бизнеса полностью в управление более крупным компаниям, которые могут выступать на рынке в качестве «операторов», которые принимая в управление портфель лизинговых сделок, работают с ним системно и полноценно, как если бы они владели им; а также передача лизингового портфеля отдельными компаниями крупным игрокам лизингового рынка, имеющим доступ к более значительным ресурсам, что ведёт к укрупнению компаний-лизингодателей, увеличению объёма оказываемых ими услуг, повышению эффективности их деятельности.

Частичная реализация вышеизложенных положений уже имеет свои положительные результаты. Так, только за 2007-2014 гг. среднегодовой объём лизинговых операций, приходящихся на одну компанию, по имеющимся предварительным данным, вырос в 2,2 раза, а по организациям не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства - более чем в 2,5 раза.

Важным направлением развития лизинга должно также стать внесение изменений в законодательство в отношении лизинга земельных участков. В соответствии с законом №164-ФЗ земельные участки не могу выступать в роли объектов лизинга, однако, в соответствии с ГК РФ ст.35 п.4 отчуждение зданий и сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, производится вместе с участком. Для устранения этого противоречия необходимо внести изменения в законодательство, указав, что земельные участки (или части земельных участков под пере-

даваемыми в лизинг строениями) могут быть предметом лизинга, либо предоставить возможность оформлять отдельные договоры аренды земельных участков, составляющих единые комплексы с приобретаемой в лизинг недвижимостью, с последующим правом их выкупа. Реализация данного предложения будет способствовать увеличению объемов рынка лизинга недвижимости и количества заключаемых сделок.

Действенной мерой активизации развития рынка лизинга недвижимости, увеличения его объемов может стать узаконивание лизинга жилой недвижимости. Внедрение этого предложения, во-первых, позволит существенно расширить перечень объектов недвижимого имущества, с которым заключаются лизинговые сделки. Во-вторых, дополнительно привлечет пока не задействованных покупателей-лизингополучателей. Сегодня некоторые крупные частные компании, государственные организации, Минобороны и др. остро нуждаются в жилой недвижимости для проживания своих сотрудников. Для таких организаций использование лизингового механизма для приобретения жилой недвижимости может стать наиболее эффективным, как с экономической точки зрения, так и с позиций обеспечения целевого использования инвестиций, что крайне важно и в плане борьбы с коррупцией. Таким образом, рынок лизинга недвижимого имущества получит дополнительный импульс роста.

Важным условием развития и координации лизинговой деятельности является также создание организационно-управленческого органа, хотя бы в виде саморегулируемой организации (СРО), по принципу как это создано в сфере строительства, проектирования, изыскательских работ, туризма и других сферах. В задачи такого органа должно входить формирование и проведение единой политики развития и координации лизинговой деятельности, представление коллективных интересов лизингового сообщества в органах государственной власти, организация разработки отраслевых стандартов, совершенствование законодательной базы, участие в распределении бюджетных средств, выделяемых на реализацию лизинговых проектов, формирование резервного фонда, оказание консультационной и практической помощи лизинговым компаниям, лоббирование интересов лизингового бизнеса при принятии законов, регулирующих лизинговую деятельность в различных ее сферах, доведение до органов власти потребностей и предложений субъектов рынка лизинга и др.

Более интенсивному развитию рынка лизинга могут способствовать также меры по улучшению налогового климата лизинговой деятельности: совершенствование налогового законодательства при одновременном снижении давления налоговых органов на лизинговые компании; законодательное закрепление на ближайшие 1015 лет ускоренной амортизации с коэффициентом 3 (поскольку возможная ее отмена может создать нестабильность и сдерживание роста рынка лизинга недвижимости); введение для недвижимого имущества более высокого коэффициента ускоренной амортизации; предоставление кредитным учреждениям льготного налога на прибыль, полученную от выдачи кредитов лизинговым компаниям на сделки с недвижимостью, что позволит повысить заинтересованность банков в кредитовании лизингового бизнеса, а, соответственно, реального сектора экономики.

Нуждается в разработке и совершенствовании и нормативно-правовая база по регулированию вопросов государственной регистрации сделок лизинга недвижимости, как вида инвестиционной деятельности. Это обусловлено тем, что порядок регистрации договора лизинга не прописан в законодательстве напрямую и не ре-

гламентируется законом «О государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом», что обусловливает ряд противоречий с другими нормами регистрации прав на недвижимость.

В результате не исключена ситуация, когда лизинговые платежи еще не выплачиваются, поскольку договор лизинга не зарегистрирован, но объект уже приобретен в собственность лизинговой компании и передан по акту приема-передачи лизингополучателю, который им уже пользуется. Поэтому решение данного вопроса на законодательном уровне позволит упорядочить и существенно облегчить регистрацию сделок лизинга недвижимого имущества, расширить спектр его объектов и улучшить инвестиционный климат на рынке недвижимости.

Наряду с вышеизложенными положениями концепции формирования и совершенствования рынка лизинга, весьма значимыми направлениями его развития и более эффективного функционирования являются также поиск путей минимизации возможных рисков; создание резервных фондов; улучшение финансового положения лизинговых компаний; совершенствование системы нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности; активизация интеграционных процессов между рынками лизинга, банковского кредитования и продавцами-производителями объектов лизинга; развитие системы перспективного планирования деятельности лизинговых компаний; внедрение ^-технологий и ряд других, которые с целью определения сферы их практической реализации сгруппированы по следующим трем уровням:

1. Федеральный уровень:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совершенствование системы налогообложения в лизинговой сфере;

- разработка федеральной программы развития рынка лизинга недвижимости;

- урегулирование порядка госрегистрации сделок лизинга недвижимости;

- создание условий долевого участия государства в лизинговой инфраструктуре;

- создание действенной системы льгот и субсидий для субъектов рынка лизинга недвижимого имущества;

- законодательно зафиксировать сохранение ускоренной амортизации на ближайшие 5-10 лет;

- активизировать научные исследования по развитию и функционированию рынка лизинга недвижимости;

- законодательно разрешить лизинг земельных участков, незавершенного строительства, жилой недвижимости.

2. Отраслевой уровень:

- совершенствование и внедрение пакета регламентирующих документов и методик по управлению рисками, при осуществлении сделок лизинга;

- создание межотраслевых специализированных центров по оказанию комплекса консультационных услуг в сфере бухучета, налогообложения, юридического сопровождения;

- использование лизинга недвижимости в ходе реализации федеральных и региональных программ по стимулированию развития малого и среднего бизнеса;

- создание системы учебных центров по подготовке высококвалифицированных специалистов сферы лизинга;

- создание саморегулируемой организации (СРО) в сфере лизинга и разработка стандартов и правил;

- активизация интеграционных процессов между рынками лизинга, банковского кредитования и продавцами-производителями объектов лизинга;

3. Уровень организаций (лизинговых компаний):

- создание лизинговыми компаниями специальных предложений для субъектов малого и среднего бизнеса по лизингу недвижимости;

- совершенствование системы управления рисками при осуществлении лизинговых операций;

- создание лизинговыми компаниями резервных фондов для повышения их устойчивости на рынке лизинга;

- наращивание объемов собственных финансовых средств путем укрупнения, объединения компаний, секьюритизации активов;

- повышение доходности договоров лизинга за счет расширения лизинговыми компаниями спектра дополнительных услуг (юридических, бухгалтерских, по обслуживанию объектов лизинга и др.);

- перспективное планирование деятельности лизинговых компаний, внедрение 1Т-технологий.

Изложенные выше концептуальные направления дальнейшего развития и совершенствования российского рынка лизинга с практической реализацией хотя бы части из них, являются, на наш взгляд, важным условием его развития и более эффективного функционирования и на этой основе инновационного обновления значительной части основных фондов отраслей и предприятий строительного комплекса и производственного потенциала страны в целом. Если же при этом учесть все преимущества лизинга, а также законодательно предусмотренные льготы для лизинговых компаний (государственную поддержку, налоговые льготы, ускоренную амортизацию, долгосрочный характер отношений, безопасность сделки, гибкую систему лизинговых платежей и др.) и его высокую востребованность, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса, можно вполне объективно прогнозировать дальнейшее активное развитие лизинга в России и, соответственно, повышение инвестиционной активности как в строительстве, так и в других сферах экономической деятельности.

При этом главной предпосылкой дальнейшего интенсивного развития лизинга в строительстве является высокий уровень износа парка машин и оборудования, большая часть которого, как уже отмечалось, морально и физически устарела, низкая эффективность его использования, большой объем бездействующей техники, что обусловливает острую потребность строительных предприятий в различных машинах, оборудовании, транспорте, недвижимости и другом имуществе.

Библиография

1. Россия в цифрах. /Росстат. M., 2015.

2. Российский статистический ежегодник. /Росстат. M., 2014.

3. Панкратов О.Е., Вестник РГТЭУ М.,2014. - №4.

4.Панкратов Е.П., Панкратов О.Е. «Основные фонды строительства: воспроизводство и обновление» М.: Изд. Экономика, 2014.

5. Инвестиции в России. /Росстат. M., 2009;

6. Строительство в России. /Росстат. M., 2014;

7.Лещенко М.И. Основы лизинга: Учебное пособие. /Финансы и статистика. М., 2004.

8. Панкратов Е.П. и др. «Оценка состояния и перспективы развития лизинга движимого и недвижимого иму-

щества» / Вестник РГТЭУ М.,2009. - №11.

9. www.raexpert.ru.

Авторы

Панкратов Евгении Павлович, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный строитель России, действительный член РАЕН, МАИЭС, ЕАЕН, профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; e-mail: ep-pan@mail.ru;

Панкратов Олег Евгеньевич, кандидат экономических наук, действительный член МАИЭС и ЕАЕН, директор Дирекции Хозяйственно-Эксплуатационного управления Банка России; e-mail: u_pan@mail.ru.

Новости Newsrus.su

В городе Великом Новгороде ведется снос домов, расселенных в рамках программ по переселению граждан из аварийного жилья

В Великом Новгороде сносят дома, расселенные в рамках реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Как сообщили в городской администрации, в текущем году в рамках муниципальной подпрограммы «Снос ветхих и аварийных домов» уже снесены многоквартирные дома по улицам Михайлова, д. 9, Черняховского, д. 14, Шимская, д. 24/10, Шимская, д. 22, Новгородская, д. 4, Каберова-Власьевская, д. 26/12, Великолукская, д. 18 и мкр. Кречевицы, д. 173.

По информации Комитета по управлению ЖКХ и охране окружающей среды Администрации Великого Новгорода, до конца ноября 2015 года будет снесен еще один многоквартирный дом № 4 по Локомотивной улице.

На работы по сносу многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, на 2015 год в городском бюджете предусмотрены денежные средства в размере 2 млн. рублей. В 3 квартале текущего года в связи с окончательным расселением еще одного дома на указанные цели было направлено дополнительно более 340 тыс. рублей.

Как отмечают в Администрации Великого Новгорода, снос аварийного жилья позволит высвободить земельные участки площадью более 12 тыс. кв. метров и создать условия для развития нового жилищного строительства.

Источник: Редакция новостей Newsrus.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.