Научная статья на тему 'Современные тенденции развития лизинговых отношений в экономике России'

Современные тенденции развития лизинговых отношений в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития лизинговых отношений в экономике России»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

1.1. Д1ТВМСКИ1, асанравт, вревадаватедь кафедры "Мараааа экавамна"

М.А. ЧЕПУРКО, кавдидат экеввмнасш вадк, доцент кафедры "Мараааа экаввмика" КНавсквгв гасддарствеввагв двнвернтета

Экономической сущностью лизинговых операций являются кредитные отношения. Экономико-правовую сущность договора лизинга составляют два договора: договор купли-продажи (между лизинговой компанией и изготовителем на приобретение оборудования, где изготовитель - продавец, а лизинговая компания - покупатель) и договор аренды (между лизинговой компанией и пользователем, в силу которого первая передает второму во временное пользование оборудование, купленное у изготовителя специально для этой цели).

Экономическая природа лизинга легко объясняется характером имущественных отношений, возникающих при лизинговых сделках. Оборудование (имущество) - предмет договора лизинга -является собственностью лизингодателя, лизингополучатель же в течение срока действия договора получает право владения и пользования этим оборудованием (имуществом) за определенную плату. Отношения, возникающие при лизинге, несут в себе все признаки имущественного найма и в этом смысле лизинг следует считать одним из видов имущественного найма.

Лизинговые сделки существенно отличаются не только от арендных. Например, в договорах финансового лизинга предусматривается для лизингополучателя право на выкуп данного лизингового имущества (движимого или недвижимого) по истечении срока договора. Этот факт не дает основания приравнивать лизинговый договор к договору купли-продажи имущества. В договоре лизинга обязательно указывается цена выкупа данного имущества, которая всегда отличается от контрактной стоимости оборудования (имущества), переданного в лизинг.

В договоре лизинга имеется возможность установления удобной для лизингополучателя (по договоренности с лизингодателем) периодичности и способов оплаты лизинговых платежей (равными, уменьшающимися или возрастающими долями).

Лизинг обеспечивает огромные преимущества предприятиям-производителям оборудования (имущества). Они могут существенно расширить рынок своей продукции (изделий) за счет тех потребителей, которые не могут приобрести ее из-за отсутствия или недостаточности средств.

На наш взгляд, наиболее важным обстоятельством является и то, что за имущество (движимое и недвижимое) при его приобретении полностью расплачивается лизингодатель. Немаловажное значение имеют также некоторые дополнительные услуги, предоставляемые лизингополучателям лизинговой компанией в виде подготовки, осуществления и ведения лизинговой сделки. Помимо этого, в договоре лизинга предусматривается целый ряд прав и обязанностей сторон, которые предопределяют отличие этого договора как от договора купли-продажи, так и от договора аренды.

В условиях современного состояния экономики России лизинг становится наиболее эффективным средством повышения инвестиционной активности, инструментом вовлечения в инвестиционный процесс средств частных инвесторов и превращения ссудного капитала в капитал функционирующий.

В связи с началом рыночных преобразований в нашей стране лизинг, как вариант инвестиционной деятельности, нашел свое достойное - место. В текущем 2001 году доля лизинговых операций в Российской Федерации, по прогнозам специалистов, может составить до 22% в общем объеме инвестиционных вложений. На рис. 1 показана динамика изменения объема лизинговых сделок. По оценке Российской ассоциации лизинговых компаний, общий объем лизинговых операций в 1998 году составил более 4 млн руб., однако августовский кризис 1998 года оказал свое влияние и на рынок лизинговых услуг. В 1998 году (до августа - тысяча) общий объем лизинговых сделок достигает своего максимального значения, но, к сожалению, падает примерно до уров-

34

ввмгачвше даматвчЕнаВ аотвм дайджеставвдвсы

— — недвижимость

■оборудование

* неофициальные источники

Ряс. 1. Динамика развития лизинговых услуг в РФ1

Диаграмма построена по данным журнала "Лизинг-Курьер" N» 1,6. 1999.

количество лицензий

1995 1996 1997 1998 ^999

2000

годы

Рис. 2. Количество выданных лицензий на право ведения лизинговой деятельности2

' Диаграмма построена по данным журнала "Лизинг-Курьер" № 5. 1999.

ня начала 1997 года. Дальнейшее развитие (увеличение) происходит на фоне принятия закона "О лизинге" (1998 год), изменения в ГК РФ (1999 год) и законопроекта о внесении изменений в Закон "О лизинге" (2000 год). Несмотря на увеличение лизинговых операций, в целом рынок финансовой аренды (лизинга) в России развит слабо, хотя и подает большие надежды.

Динамику развития лизинговых услуг можно проследить и по количеству выданных лицензий на ведение лизинговой деятельности (рис. 2). На начало 1998 года было выдано около 300 лицензий на осуществление лизинговой деятельности, к концу 2000 года их число превысило 1 400.

Лизинг может сыграть решающую роль в развитии научно-технических разработок, в преодолении неплатежеспособного спроса на средства производства, а значит, способствовать возрождению и развитию рынка недвижимости и его фондообразующих отраслей.

Государство, используя экономические рычаги, например налоговые льготы, может управлять лизинговым бизнесом, направляя его

на первоочередное решение наиболее насущных проблем.

В законодательстве Российской Федерации договор лизинга в виде отдельного вида обязательств не совсем урегулирован, хотя и применяется в предпринимательской деятельности. Как правило, лизинг используется в сфере производства и предоставлении дорогостоящего оборудования в аренду.

Отсутствие законодательного урегулирования лизинга в качестве самостоятельного гражданско-правового обязательства вносит в правоприменительную практику определенные сложности. Одной из таких сложностей является произвольное толкование лизинга, что особенно усугубляется произвольным толкованием лизинга нормативными актами различных отраслей законодательства.

Переход от командно-административной к рыночной системе ведет к формированию одного из фундаментальных рынков - рынка недвижимости. Главными финансовыми механизмами на этом рынке являются лизинговые и ипотечные отношения. Лизинг недвижимости, особенно находящейся во владении муниципалитетов, - тема, хоть и интересная в силу своей экономической сущности, но, к сожалению, недостаточно исследованая и как следствие - недостаточно освещеная в зарубежной и особенно в отечественной литературе.

Участниками рынка лизинговых отношений являются предприятия, организации, в том числе и муниципальные (выступают как лизингодатели, так и лизингополучатели), предприятия-изготовители (поставщики оборудования, первоначальные владельцы) лизингового оборудования (движимого и недвижимого имущества), банки и другие кредитно-финансовые учреждения. В некоторых случаях к ним можно отнести также консалтинговые и брокерские фирмы, оказывающие консалтинговые и информационные услуги непосредственно самим участникам лизинговых сделок.

К муниципальной собственности в соответствии с принципами функционального назначения и территориальной принадлежности отнесены вневедомственный жилой и нежилой фонды вместе с инженерной и производственной инфраструктурой, предприятия и учреждения розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, культуры и спорта. В настоящее время интересы муниципалитетов к лизинговым отношениям все больше возрастают. Лизинг недвижимости - один из высокоэффективных и легкодоступных способов как пополнения муниципальных бюджетов, так и благоустройства города.

1ШРУЦ1Ш1АММТИЕИН штп ДАЙДЖЕСТ«Ш1Ш

35

По данным Госкомстата, в 1998 году общий объем инвестиций в оборудование и недвижимость по лизинговым схемам составил 4 476 млн руб., или примерно 7% всех инвестиций в России за прошлый год. При этом большая доля в структуре операций приходится на лизинг промышленного оборудования. Отмечается снижение доли лизинга компьютеров и оргтехники с 4,1% всех лизинговых операций в 1997 году до 1,8% в прошлом году (в 1995 году компьютеры и оргтехника вообще являлись лидерами лизингового рынка - на их долю приходилось 30,5% объема лизинговых услуг). Среди лизингополучателей наибольшую долю составляют предприятия промышленности и строительства - 38,2%, далее следуют сельскохозяйственные предприятия -21,8% и предприятия связи - 20,9%. Всего вложения в лизинговое имущество в прошлом году увеличились более чем в 4 раза по сравнению с 1998 годом.

Сравнивая лизинговые и арендные отношения применительно к муниципальной собственности, можно сказать, что лизинг - это более сложный и выгодный вид предпринимательской деятельности по сравнению с арендой, так как включает в себя три формы организационно-экономических отношений: торговые, кредитные и арендные.

Согласно положению о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью г. Краснодара за № 10. п. 1 от 19.06.97 сдача в аренду муниципального имущества, в т.ч. недвижимого, осуществляется департаментом муниципальных ресурсов мэрии города Краснодара.

Сдача в аренду помещений осуществляется в следующих формах:

• на аукционной основе;

• посредством проведения коммерческого конкурса;

• целевым назначением.

Аукционы и конкурсы проводятся в случаях, когда помещения свободны от договорных отношений, не заняты и не используются.

Аукцион представляет собой способ определения арендатора нежилого помещения, при котором победителем на публичных торгах становится соискатель, предложивший наивысшую цену за право заключения договора аренды либо величину арендной платы за определенный срок аренды.

Коммерческий конкурс - способ определения арендатора нежилого помещения, при котором победителем становится соискатель, представивший предложения, наилучшим образом отвечающие заранее определенным критериям. Критерии определяются соответствующими департаментами мэрии города.

Победителю аукциона или коммерческого конкурса предоставляется право заключения договора аренды помещения.

Средства от проведения торгов на право аренды помещений перечисляются на текущий счет департамента муниципальных ресурсов мэрии города Краснодара для дальнейшего распределения их и перечисления в размере 50% в городской бюджет, 50% направляется на дополнительное финансирование деятельности департамента муниципальных ресурсов мэрии города Краснодара.

По результатам аукциона, конкурса или в соответствии с приказом о целевом назначении заключается договор аренды, являющийся основным документом, регламентирующим отношения арендодателя и арендатора.

Договор аренды может быть краткосрочным (2 года) или долгосрочным (до 5 лет). При заключении долгосрочного договора аренды вопрос о целесообразности его заключения на срок более 2 лет согласовывается с комитетом по вопросам собственности, городской инфраструктуры, приватизации, землеустройству и строительству городской Думы.

Ставки арендной платы устанавливаются постановлением главы городского самоуправления - мэра города после согласования с городской Думой Краснодара. Условия, порядок, сроки внесения, сумма арендной платы, а также счета для ее перечисления указываются в договоре аренды.

Размер арендной платы может быть изменен арендодателем с учетом коэффициента инфляции, утверждаемого постановлением главы городского самоуправления.

В порядке, устанавливаемом постановлением главы городского самоуправления, департамент муниципальных ресурсов мэрии города Краснодара может установить льготы по арендной плате в случае необходимости (например, для сохранения социальной инфраструктуры, для поддержания торговых предприятий, реализующих социально значимые товары) или целесообразности (например, в случае значительных затрат арендатора на капитально-восстановительный ремонт нежилого помещения, превышающих его балансовую стоимость). Решение департамента муниципальных ресурсов мэрии города Краснодара об установлении таких льгот должно быть согласовано с финансовым управлением мэрии города Краснодара, отраслевым управлением (департаментом) мэрии, комитетом городской Думы по вопросам городской инфраструктуры, собственности, приватизации, землеустройству и строительству и комитетом по экономике, бюджету, финансам, налогам и сборам.

Что выгоднее городу: давать недвижимое имущество в аренду или на условиях лизинга? В

31

имгациш МШТ1ЧЕШ1 лгам даЩест »ниш

¡ -гггщг\! щ ш^шшш^ rmw

лизинге заключен огромный потенциал развития предпринимательских отношений и, как следствие, более надежные платежи в бюджет города. Данный вид лизинговой деятельности города может носить взаимовыгодный характер, как для города, так и для лизингополучателя. В муниципальной собственности города заложен огромный потенциал развития города с одновременной реконструкцией и модернизацией нежилого фонда.

Большую заинтересованность в лизинге проявляют представители малого и среднего бизнеса, которые, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут в этом случае использовать в своей экономической деятельности новые производственные площади и оборудование.

Лизинг имеет сходство с кредитной сделкой. Но оно только внешнее, так как лизингополучатель не заключает с лизингодателем договора о денежном займе.

Между лизингом движимого имущества (оборудования) и лизингом недвижимости (здания, сооружения) имеются существенные различия.

Период договора. При лизинге движимого имущества период нерасторжения договора, как правило, устанавливается от 3 до 10 лет. Оборудование покупается по указанию непосредственно лизингополучателя и полностью оплачивается лизинговой компанией, что весьма способствует сбыту этого, в основном, дорогостоящего оборудования. И, как следствие, производитель оборудования может сам предложить клиенту возвратный лизинг - путь, при котором изготовитель (продавец) продает оборудование лизинговой компании, та оставляет его в распоряжении производителя, и, став арендатором им самим произведенного оборудования, изготовитель пересдает его пользователю.

При лизинге недвижимого имущества, особенно муниципального, этот период составляет более 25 лет, но в некоторых случаях для лизингополучателя может быть предусмотрена возможность сделать выбор в пользу покупки данного имущества до истечения срока договора, при условии, что от имени собственника продавцом, муниципальной собственности выступает департамент муниципальных ресурсов мэрии города. Перечисление средств от продажи имущества, лизинга нежилых зданий, сооружений и помещений, находящихся в муниципальной собственности, производится на расчетный счет департамента муниципальных ресурсов мэрии города для дальнейшего распределения и перечисления.

Ресурсы для проведения лизинговых сделок Лизинговые компании, связанные в основном с движимым имуществом, большую часть своих средств получают от банков. В отличие от них

лизинговые компании по недвижимости привлекают для долгосрочных вложений, главным образом, ресурсы финансовых рынков.

Лизинг недвижимости не только финансирует строительство новых объектов, но и помогает сдавать временно не использующиеся площади в аренду, более выгодную для города.

С его помощью муниципалитеты, являющиеся собственником зданий, сооружений и помещений, могут получить ликвидные средства и при этом оставаться собственниками, не продавая данного имущества. Муниципалитеты продают его лизинговой компании и одновременно берут его назад в аренду с правом последующего выкупа; такая операция носит название лизбэк (leaseback) и напоминает ипотечное кредитование.

* Одно из отличий данного вида лизинга от ипотеки в том, что при ипотечном кредитовании залоговые отношения носят исключительно первичный характер, в лизинговой же сделке они могут либо вовсе отсутствовать, либо нося вторичный характер, хотя в обоих случаях выступают как обеспечение возвратности вложенных средств.

Тем не менее лизинговые операции, ставшие обычными в зарубежных странах, часто не могут быть использованы и осуществлены в Российской Федерации. В том числе из-за того, что юридическая система РФ, касающаяся лизинговых отношений, по крайней мере к январю 2000 года, не приобрела устойчивых очертаний, многие правовые акты страдают недоработанностью, другие, крайне необходимые, не приняты или в лучшем случае находятся на рассмотрении или доработке. Многое уже сделано: были приняты законы "Об ипотеке" и "Об оценочной деятельности в РФ", трудная судьба выпала процессу принятия закона "О лизинге" и его доработке. Перспективы принятия Земельного кодекса неясны. Важную юридическую проблему составляют возникающие конфликты законов, связанных с лизинговой деятельностью, между собой. Однако, рассматривая данный период, можно сказать, что в отношении недвижимости институт залога действует не в полной мере и находится на своей ранней стадии развития нашего отечественного рынка, особенно ярко это проявляется на примере нежилого сектора.

Анализируя методики оценки лизинговой деятельности, как отечественные, так и зарубежные, можно сделать вывод, что ни одна из них не способна наиболее широко и полно оценить экономическую эффективность лизингового финансирования капиталовложений.

Рассматривая данную проблему с точки зрения экономической эффективности, существующие отечественные методики расчета величин лизинговых платежей через выявление затрат ли-

imnuuani иштпЕсн! игам дИдкст-мшш

17

зингодателя по организации и проведению лизинга оказываются несовершенными.

В отечественных методиках расчета не учитывается взаимосвязь между условиями финансирования и соответствующими этому финансированию будущими налоговыми условиями или льготами. В отличие от прямого кредитования, лизинг включает как кредитное, так и арендное финансирование капиталовложений. При определенном равенстве условий аренды и займа лизинг для его участников может быть эффективнее прямого кредитного финансирования только вследствие особых налоговых условий или льгот. Сравнивая лизинг и займ, очевидно, что большей эффективностью обладает лизинг, если действующая система налогообложения не предполагает налогообложение арендных платежей. Если же участники лизинговой сделки располагают достаточной величиной прибыли для того чтобы воспользоваться налоговыми льготами и ставка налога на прибыль лизингодателя выше ставки налога на прибыль простого арендатора, то экономический эффект лизинга тем больше, если:

• больше срок лизинга и позже производятся

арендные платежи;

• выше процентная ставка по кредиту;

• выше существующая налогооблагаемая база

для уплаты налогов с прибыли;

• выше реальные ставки налогов на прибыль

участников лизинга.

Эффективность лизинга основывается на налоговых условиях его проведения и, согласно утверждениям отечественных и зарубежных экономистов, взаимная выгода участников лизинга происходит во многом за счет государства. Государство несет чистый убыток от лизинга в результате уменьшения налоговых выплат лизинговой сделки. Однако есть и положительные стороны вопроса для государства - это то, что капиталовложения, основанные по принципу лизинга, способствуют переориентации деятельности кредитных институтов непосредственно на нужды производства и позволяют осуществлять инвестиции в условиях высокой рыночной ставки ссудных фондов.

Лизинговый механизм обусловливает снижение лизингодателем стоимости арендуемых основных фондов для выполнения условия эффективности лизинга арендатором. И это является достаточным условием получения производственной эффективности лизинга. Снижение стоимости арендуемых основных фондов в лизинге определено перераспределением и не зависящим от государства увеличением налоговых льгот, направленных производителям товара. Фискальная политика, которую ведет государство в отношении лизинга, оказывает непосредственное влияние не

только на производственную, но и на финансовую сферу экономики страны.

В отечественной экономике для стимулирования прямых инвестиций созданы льготные налоговые условия, разрешающие ускоренную амортизацию предмета лизинговой сделки, хотя практика хозяйственных отношений показывает, что в условиях рыночной экономики единожды предоставленные налоговые льготы становятся таким же обыденным товаром, как и все остальное.

Государственные инвестиции в лизинг должны способствовать развитию рыночной инфраструктуры в приоритетных для государства направлениях. Проблема участия государственного капитала в формировании производственной инфраструктуры заключается в достоверности оценки влияния государственных инвестиций на производительность.

В настоящее время нет единой государственной экономической политики в отношении лизинга. Государственная политика в отношении лизинга должна строиться одновременно и на фискальной, и на кредитной основе. Зарубежная, а главное, и отечественная практика свидетельствуют о том, что для развития лизинга в России необходимо создание нормального (прибыльного) производства. Тогда и лизинг займет немалую долю в прямых (производственных) инвестициях.

В настоящее время лизинг недвижимого имущества в России является, по нашему мнению, одной из перспективных форм долгосрочного привлечения инвестиционных средств. В силу присущих ему возможностей он может дать большой импульс техническому перевооружению основных средств и радикальной структурной перестройке экономики.

Среди макроэкономических факторов, способствующих развитию лизинговых операций на отечественном рынке в среднесрочной перспективе, можно выделить такие: отчетливый рост инвестиций на протяжении 1998 - 2000 годов; снижение банковской процентной ставки и создание более благоприятного климата для инвестиций капиталовложений. Для того чтобы активизировать развитие лизинга, государству осталось лишь гарантировать политическую и законодательную стабильность.

Если правительству удастся реализовать меры стимулирования лизингового рынка, то можно прогнозировать, что уже к 2002 году доля лизинговых операций в общем объеме инвестиций вырастет до 35%. В качестве объектов лизинга будут преобладать объекты недвижимости, основные средства и средства транспорта и связи, что подтверждается анализом тенденций развития лизинга во многих зарубежных странах.

31

нмгацшн мштикш »км ддйдяестншсы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.