Научная статья на тему 'О ПОСТРОЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ'

О ПОСТРОЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПОЛНЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ / СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА НА РАСПОЗНАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / INTRADISCIPLINARITY / SITUATIONAL TASKS / INFORMATION CONTENT OF SITUATIONAL TASKS / SITUATIONAL TASKS AIMED AT IDENTIFICATION / TEACHING MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Оксана Борисовна, Приходько Маргарита Анатольевна

Рассматривается проблема реализации внутрипредметных связей на примере такой фундаментальной дисциплины, как математика. В аспекте указанной проблемы в процессе обучения математике авторами используются ситуационные задачи, отражающие внутрипредметные связи. На примере задач на распознавание описывается один из подходов к информационному наполнению элементов ситуационных задач на основе внутрипредметных связей.The article deals with the issue of the intradisciplinarity’s implementation based on such a fundamental discipline as mathematics. The authors use the situational tasks reflecting the intradisciplinarity in the aspect of the issue while teaching mathematics. There is described one of the approaches to the information content of the elements of the situational tasks based on the intradisciplinarity at the example of the tasks aimed at identification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Оксана Борисовна, Приходько Маргарита Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОСТРОЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ

ru/28-education-ru/111-dopolnitelnoe-obrazovanie (data obrashcheniya: 29.05.2019).

8. Lebedeva S.V. Perevodchik v sfere profes-sional'noj kommunikacii: harakteristiki podgotovki [Elektronnyj resurs] // Uchenye zapiski: elektron. na-uch. zhurn. Kursk. gos. un-ta. 2006. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/perevodchik-v-sfere-professi onalnoy-kommunikatsii-harakteristiki-podgotovki (data obrashcheniya: 04.05.2019).

9. Semikova M.E., Karpovskaya N.V., Kor-man E.A. K voprosu o metodologicheskih principah obucheniya ispanskomu yazyku kak inostrannomu // Aktual'nye problemy filologii v ispano-rossijskom nauchnom prostranstve. Kadis: Universidad de Cadiz, 2014. S. 545-552.

10. Slobodyanik L.S. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke gidov-perevodchikov [Elektronnyj resurs] // Chelovek v mire kul'tury. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-pod-hod-v-podgotovke-gidov-perevodchikov (data obrash-cheniya: 29.04.2019).

11. Ciboreva I.N. Rol' zarubezhnoj stazhirovki v processe krosskul'turnoj podgotovki studentov tu-ristskogo vuza [Elektronnyj resurs] // Vestn. RMAT. 2012. № 1(4). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/rol-zarubezhnoy-stazhirovki-v-protsesse-krosskultur noy-podgotovki-studentov-turistskogo-vuza (data ob-rashcheniya: 20.10.2018).

Considering the issue

of the interpreters' training

in the sphere of tourism

(based on the programs of the additional

education "Interpreter in the sphere

of professional activities")

The development of tourism industry leads to the demand growth for the skilled staff including the interpreter tour guides. The effective specialists' training can be provided by the interdisciplinary programs of the additional professional education, including the program "Interpreter in the sphere of professional communication. Spanish language" of the Spanish-Russian Center of Southern Federal University based on the methodology of Galaxia Espiral. The teaching is supported by the knowledge in the sphere of other foreign languages.

Key words: interpreter tour guide, sphere of tourism, additional professional education, Spanish language, Galaxia Espiral, cross-cultural communicative competence.

(Статья поступила в редакцию 23.07.2019)

О Смирнова О.Б., Приходько М.А., 2020

О.Б. СМИРНОВА, МЛ. ПРИХОДЬКО (Омск)

о построении

информационной структуры ситуационных задач на основе внутрипредметных связей для повышения эффективности обучения математике в вузе

Рассматривается проблема реализации внутрипредметных связей на примере такой фундаментальной дисциплины, как математика. В аспекте указанной проблемы в процессе обучения математике авторами используются ситуационные задачи, отражающие внутри-предметные связи. На примере задач на распознавание описывается один из подходов к информационному наполнению элементов ситуационных задач на основе внутрипредметных связей.

Ключевые слова: внутрипредметные связи, ситуационная задача, информационное наполнение ситуационной задачи, ситуационная задача на распознавание, обучение математике.

Обновление целей и задач современного высшего образования на базе федерального государственного образовательного стандарта требует такой организации процесса обучения, которая обеспечивает изучение тем, разделов, модулей учебных дисциплин во взаимосвязи как межпредметной, так и внутри-предметной, а также предусматривает усиление их прикладной направленности.

однако разрозненность знаний по различным разделам такой дисциплины, как математика, остается одной из проблем обучения в высшей школе. Подчас, изучая объект и его свойства в рамках одного раздела (например, «Векторная алгебра»), обучающиеся не распознают этот же объект при изучении другого раздела (например, «Аналитическая геометрия»). Формирование целостных представлений об объекте и его свойствах возможно посредством выявления внутрипредметных связей дисциплины.

Исследованием в области теории и практики реализации внутрипредметных связей (в том числе и в обучении математике) занимались А.А. Аксенов, В.А. Далингер, С.А. Зинин, Н.И. Коршунова, Р.Ю. Костюченко, П.И. Третьяков и др.

Обобщая результаты исследований, можно выделить общий подход к определению внутрипредметных связей, которые, являясь связями, существующими в науке и отраженными в учебной дисциплине, устанавливаются в процессе ее изучения посредством соответствующих методик, методов и средств обучения. В настоящей статье на основе внутри-предметных связей строится информационная структура ситуационных задач.

Под ситуационной задачей в психолого-педагогической литературе понимают вид учебного задания, который отличается прак-тико-ориентированным характером и содержит проблемный вопрос [1]. Ситуационные задачи как вид учебного задания позволяют на основе уже имеющихся знаний по предмету и личностного опыта осуществлять их перенос на решение не только математических, но и профессиональных задач, что требует распознавания математических объектов из различных разделов дисциплины и систематизации отношений между ними для моделирования ситуации.

Конструирование и применение ситуационных задач по математике, физике, химии, биологии описано в рамках школьного обучения (О.В. Акулова, О.Е. Лебедева, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.В. Хуторской и др.). В этой связи актуальность данного исследования обусловлена недостаточной разработкой ситуационных задач и их применением в высшем образовании. Авторами статьи разрабатываются модели ситуационных задач по разделам и модулям дисциплин «Математика», «Высшая математика» [4; 5].

одна из особенностей ситуационной задачи по математике заключается в том, что для ее решения необходим некоторый объем предметных знаний по различным разделам. В этой связи можно утверждать, что ситуационная задача позволяет осуществить перенос знаний, полученных в процессе изучения математических объектов одного раздела (модуля) математики, в другие разделы [2].

Ориентируясь на трактовку Ю.Н. Кулют-кина, Л.М. Фридмана и др., в зависимости от характера требований мы различаем ситуационные задачи на распознавание, моделирование, доказательство, исследование и преобразование [4]. В рамках настоящей статьи раскроем информационную структуру ситуационных задач, отражающую внутрипредметные связи при обучении математике, на примере ситуационных задач на распознавание.

Одним из вариантов ситуационной задачи на распознавание являются задачи, в ходе решения которых устанавливается изоморфизм структур одного раздела или темы дисциплины с аналогичными структурами другого раздела. Так, введение понятия частной производной при изучении раздела «Дифференцирование функции нескольких переменных» предусматривает владение понятием производной функции одной переменной, знание ее свойств, правил и формул дифференцирования и т. д. Указанное отношение структур будем использовать для конструирования ситуационной задачи, описанной в статье.

Содержательными элементами любой ситуационной задачи, в том числе задачи на распознавание, являются название задания, лич-ностно значимый познавательный вопрос, информация по вопросу задачи и требования задачи [1].

Ориентируясь на указанную структуру ситуационной задачи, опишем информационное наполнение каждого из ее элементов.

1. Название задачи. Оно может быть сформулировано:

• в виде цитат (например: «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся» (Оливер уэнделл холмс); «Если не хочешь топтаться на месте, надо искать новые пути» (Бернар Вербер));

• на основе исторических трактатов, связанных с соответствующим математическим объектом (например: «Метод флюксий и бесконечных рядов» - название позаимствовано из одноименной работы (написана в 16701671 гг., издана в 1736 г.) И. Ньютона, в которой описана связь между двумя объектами математического анализа, называемых флюэн-той и флюксией);

• в форме пословиц, поговорок, крылатых высказываний (например: «Где путь прямой, там не езди по кривой», «Поспешай, да не торопись»).

2. Познавательный вопрос. Данный содержательный элемент необходимо сформулировать таким образом, чтобы он отражал описание процессов функциями одной и нескольких переменных или выявлял связь между операторами этих функций. Предлагаем несколько вариантов формулировки познавательного вопроса ситуационной задачи.

• Пусть функция В = 2t2 + 5t +19 выражает количество произведенной продукции за время I, тогда производительность труда находят дифференцированием функции Р. Поток пассажиров выражается функцией % = где х - число

У

пассажиров, у - расстояние между городами. Как будет меняться поток пассажиров при постоянном расстоянии между городами? Какое математическое понятие поможет установить эту зависимость?

• При описании процессов различной природы (физических, экономических и пр.) изменение одной переменной величины вызывает изменение другой величины. Например, функция В = 2t2 + 5t +19 выражает количество произведенной продукции за время 1 Но чем сложнее процесс, тем больше переменных величин он связывает, следовательно, изменение одной переменной величины может быть продиктовано изменением двух, трех и более величин.

Например, площадь прямоугольного треуголь-

с катетами а, Ь: £ = 1 аЬ - функция двух независимых переменных; потенциальная энергия

взаимодействующих зарядов: Е = k - функ-

г

ция трех независимых переменных.

Могут ли понятия математического анализа, определенные для функции одной переменной, быть перенесены на случай нескольких переменных? Какие это понятия?

• Даны две группы объектов.

Группа 1:

а) о = 2/2 + 5/ +19;

б) зависимость силы тяжести F от массы тела т;

в) математическое понятие, отраженное в поговорках «Тише едешь - дальше будешь», «Чем дальше в лес, тем больше дров».

Группа 2:

г) у = х? - 6х2 + 8х3;

д) зависимость силы притяжения тел F от их масс тх, т2 и расстояния между телами г;

е) математическое понятие, отраженное в поговорке «Щи да каша - пища наша».

Какое математическое понятие объединяет предложенные объекты группы 1? Что объединяет объекты групп 1 и 2? Какие различия между объектами этих групп?

3. Информация по вопросу задачи. Информация по вопросу должна содержать как теоретический материал раздела «Функции нескольких независимых переменных», так и примеры процессов из различных областей знаний, в том числе и профессиональных, связанных со скоростью изменения функции одной переменной и скоростью изменения функции нескольких переменных в различных направлениях, исследование на экстремумы функции одной и двух переменных, метод наименьших квадратов и т. д.

КИЕ НАУКИ -

4. Требования ситуационной задачи. Задания для работы с информацией по вопросу задания должны быть направлены на выявление основных свойств функции нескольких переменных и ее частных производных, а также понятий, свойств, связанных с ней и описанных в содержательной части задачи. Основной целью заданий является установление соответствия между основными свойствами и операциями дифференцирования функции одной переменной и функции нескольких переменных. Например, на основе выделенных л.С. Илюшиным учебных целей, которые раскрываются через систему действий обучающихся [3], могут быть предложены следующие задания.

1. Ознакомление (актуализация информации, выбор объекта изучения и выявление фактов, понятий, принципов, закономерностей, связанных с ним).

Составьте список понятий, относящихся к дифференциальному исчислению функции одной переменной (этимология терминов и их семантический анализ).

2. Понимание (постановка вопросов, которые направлены на выявление изоморфизмов, характеризующих отношения изучаемых объектов).

Перечислите аналогичные понятия, относящиеся к дифференциальному исчислению функции нескольких переменных. Выделите общую основу, по которой проведены аналогии.

3. Применение (формулировка понятия и свойств изучаемого объекта в контексте задачи, использование знаний из различных областей для ее решения).

Приведите примеры упоминания и практического применения следующих объектов, относящихся к дифференциальному исчислению функции нескольких переменных (например: дифференциал, экстремум, градиент и пр.) в других дисциплинах.

4. Анализ (выявление отличий между фактами и предположениями, формулировка гипотезы на этой основе).

Выявите общие принципы, лежащие в основе дифференциального исчисления функции одной независимой переменной. Раскройте особенности их реализации для функций нескольких переменных.

5. Синтез (обоснование и представление выбранного способа изложения на основе проведенного исследования).

Разработайте план (составьте схему, алгоритм, таблицу), который позволяет изложить материал раздела «Дифференцирование функции нескольких переменных», опираясь на содержание раздела «Дифференцирование функции одной переменной».

6. Оценка (поиск оптимальных путей познания нового на основе изученного ранее).

Сравните последовательность и логику изложения материала по составленному плану (схеме, алгоритму, таблице) с кратким содержанием раздела, предложенным преподавателем (представленным в учебной литературе, предложенным другими обучающимися).

При формулировании требований ситуационной задачи также были учтены такие положения, как опора на личностный опыт, интересы обучающихся, возможность выбора формы организации работы, возможность выбора способа ее выполнения.

Новизна проведенного исследования состоит в том, что:

• предложен один из подходов к информационному наполнению элементов ситуационной задачи на основе внутрипредметных связей;

• описаны содержательные элементы ситуационных задач, отражающих внутрипред-метные связи, на примере задачи на распознавание.

Сравнительный анализ опросов, проведенных в процессе изучения раздела «Дифференцирование функции нескольких переменных» с включением в его содержание ситуационных задач, показал динамику изменения мнения обучающихся первого курса о наличии и взаимообусловленности внутрипредметных связей:

1) двух разделов математики (с указанием разделов) - с 34 до 59%;

2) трех разделов математики - с 14 до 24%;

3) более чем трех разделов математики -с 2 до 17%.

Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний по разделу «Дифференцирование функции нескольких переменных» на основе результатов проведенной проверочной работы показал, что включение в содержание обучения ситуационных задач позволило повысить результативность обучения на 14% по сравнению с результатами, полученными при традиционной форме обучения. Результаты сравнительного анализа свидетельствуют о

повышении эффективности обучения с включением ситуационных задач.

Исследования проводились в течение 2017/18 уч. г., 2018/19 уч. г. на базе Омского университета путей сообщения (специальность «Системы обеспечения движения поездов») и Омского государственного аграрного университета имени п.А. Столыпина (направление подготовки «Геодезия и дистанционное зондирование»). в исследовании приняли участие 73 студента первого курса.

таким образом, теоретический анализ и эмпирический опыт авторов по применению ситуационных задач в обучении математике позволяет утверждать: обучение посредством включения ситуационных задач с информационной структурой, построенной на основе внутрипредметных связей, обеспечивает формирование целостного представления о математике посредством внутрипред-метных связей ее разделов, что способствует повышению эффективности обучения математике в вузе.

перенос знаний на уровне языка, теории, прикладной части одного раздела дисциплины на другие разделы обеспечит всестороннее изучение объектов, прикладная направленность которых реализуется в профессиональной деятельности, что позволит сформировать единую естественно-научную картину.

Список литературы

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискуно-ва Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учеб.-метод. пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008.

2. Далингер В.А. Методика реализации внутри-предметных связей при обучении математике: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.

3. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся // Уроки Лихачева: метод. рекомендации для учителей средних школ / Ком. по образованию, Междунар. благотвор. фонд им. Д.С. Лихачева, С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования; сост. О.Е. Лебедев. СПб.: Бизнес-пресса, 2006. С. 99-109.

4. Приходько М.А., Смирнова О.Б. Ситуационные задачи как средство интеграции фундаментальных и специальных знаний [Электронный ресурс] // Мир науки. 2018. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN318.pdf (дата обращения: 25.08.2019).

5. Приходько М.А., Смирнова О.Б. О применении ситуационных задач в развитии логической культуры обучающихся //Актуальные вопросы математического образования: состояние, про-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

блемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 26 февр. - 3 марта 2018 г. / отв. ред. Н.В. Суханова. Сургут: РИО СурГПУ, 2018. С. 128-135.

* * *

1. Akulova O.V., Pisareva S.A., Piskunova E.V. Konstruirovanie situacionnyh zadach dlya ocenki kompetentnosti uchashchihsya: ucheb.-metod. posobie dlya pedagogov shkol. SPb.: KARO, 2008.

2. Dalinger V.A. Metodika realizacii vnutri-predmetnyh svyazej pri obuchenii matematike: kn. dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1991.

3. Ilyushin L.S. Priemy razvitiya poznavatel'noj samostoyatel'nosti uchashchihsya // Uroki Lihacheva: metod. rekomendacii dlya uchitelej srednih shkol / Kom. po obrazovaniyu, Mezhdunar. blagotvor. fond im. D.S. Lihacheva, S.-Peterb. akad. postdiplom. ped. obrazovaniya; sost. O.E. Lebedev. SPb.: Biznes-pressa, 2006. S. 99-109.

4. Prihod'ko M.A., Smirnova O.B. Situacionnye zadachi kak sredstvo integracii fundamental'nyh i special'nyh znanij [Elektronnyj resurs] // Mir nauki. 2018. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31-PD MN318.pdf (data obrashcheniya: 25.08.2019).

5. Prihod'ko M.A., Smirnova O.B. O primenenii situacionnyh zadach v razvitii logicheskoj kul'tury obuchayushchihsya // Aktual'nye voprosy matema-ticheskogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., 26 fevr. - 3 marta 2018 g. / otv. red. N.V. Suhanova. Surgut: RIO SurGPU, 2018. S. 128135.

Use of situational tasks for revealing the intradisciplinarity while teaching mathematics

The article deals with the issue of the intra-disciplinarity's implementation based on such a fundamental discipline as mathematics. The authors use the situational tasks reflecting the intradisciplinarity in the aspect of the issue while teaching mathematics. There is described one of the approaches to the information content of the elements of the situational tasks based on the intradisciplinarity at the example of the tasks aimed at identification.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: intradisciplinarity, situational tasks, information content of situational tasks, situational tasks aimed at identification, teaching mathematics.

(Статья поступила в редакцию 02.09.2019)

О Курышева Е.С., 2020

Е.С. курышЕвА (волгоград)

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Раскрываются цель и задачи инклюзивного образования в России с учетом специфики его развития в данный период. Обосновывается задача включения лиц с альтернативным развитием в социум, их адаптации, социализации и развития, из чего вытекает актуальность поиска в рамках инклюзивного образования новых форм обучения и воспитания детей и подростков с альтернативным развитием.

Ключевые слова: альтернативный ребенок, обучение школьников с альтернативным развитием, дети с ОВЗ, инклюзия, цели и задачи инклюзивного образования.

Перед современным российским обществом стоит задача включения лиц с альтернативным развитием в социум, их адаптации, социализации и развития. Актуальна проблема поиска новых форм обучения и воспитания детей и подростков с альтернативным развитием, в том числе и в рамках инклюзивного образования.

Идеи инклюзивного образования в России появились достаточно давно. Еще в 1930-х гг. л.С. Выготский одним из первых обосновал необходимость инклюзивного обучения для эффективной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта. Несмотря на это, применение идеи инклюзивного образования на практике значительно отстает.

Российское общество стоит на пути развития инклюзивного обучения как неотъемлемой части образования. Процент детской инвалидности растет. Так, по данным сайта invalidu.com, в 2017 г. количество детей-инвалидов в России составляло примерно 625 тыс., а к 2019 г. это количество возросло на 26 тыс. Соответственно, все больше детей и подростков с альтернативным развитием помимо медицинских услуг также нуждаются и в качественных образовательных услугах.

В 1990-х гг. в России происходила апробация полной, временной и частичной интеграции таких детей в образовательный социум. Выявлены категории детей с инвалидно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.