Научная статья на тему 'Ситуационные задания как средство развития математического мышления учащихся'

Ситуационные задания как средство развития математического мышления учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ЗАДАЧИ / ЗАДАНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ / MATHEMATICS / TASKS / ASSIGNMENTS / MATHEMATICAL THINKING / LIFE SKILLS / SITUATIONAL TASKS / МАСЪАЛАҳО / ВАЗИФАҳО / ТАФАККУРИ РИЁЗӣ / МАЛАКАҳОИ ҳАЁТ / МАСЪАЛАҳО ВАЗЪИЯТӣ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садиева Манаркан Эсенкуловна

В статье рассмотрены вопросы применения ситуационных задач в обучении математике. Подчеркивается, что современные требования к обучению математике обусловлены формированием у учащихся ключевых и предметных компетенций и они связаны не только с усвоением определенного объема знаний, но и с применением усвоенных знаний на практике. Доказано, что в обучении математике особая роль отводится ситуационным заданиям. Утверждается, что такие задачи более благоприятно способствуют формированию математического мышления учащихся. Отмечается, что ситуационные задачи являются одной из разновидностей учебных заданий и использование ситуационных задач позволяет повысить качество образования. Анализируется сущность ситуационных задач, их роль в формировании творческой деятельности, математического мышления учащихся. Приводятся сравнительный анализ дефиниций понятия «ситуационные задачи», данных различными авторами, и некоторые примеры ситуационных задач для учащихся школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situational Tasks as a Means of Developing Students' Mathematical Thinking

The current requirements for teaching mathematics are due to the formation of key and subject-specific competences in students. Competences are connected not only with the mastering of a certain amount of knowledge, but also with the application of acquired knowledge in practice. In this special role belongs to the situational tasks in teaching mathematics. Such tasks more favorably contribute to the formation of mathematical thinking of students. The article deals with the use of situational problems in teaching mathematics. It is noted that situational tasks are one of the varieties of educational tasks. The use of situational tasks improves the quality of education. The essence of situational tasks, its role in the formation of creative activity, mathematical thinking of students are analyzed. A comparative analysis of the definitions of the concept of “situational tasks” given by various authors is given. At the end are some examples of situational tasks for school students.

Текст научной работы на тему «Ситуационные задания как средство развития математического мышления учащихся»

УДК 372.8 ББК 74.202.8

МАСЪАЛАХОИВАЗЪИЯТЙ Садиева Манаркан Эсенкуловна,

ХАМЧУН ВОСИТАИРУШДИ аспиранти Донишгоуи давлатии

ТА ФАККУРИ РИЁЗИИ Циргизистон ба номи И. Арабаев

ХОНАНДАГОН ( Циргизистон, Бишкек)

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК Садиева Манаркан Эсенкуловна, аспирант

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ Кыргызского государственного

МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ университета им. И.Арабаева

УЧАЩИХСЯ (Кыргызистан, Бишкек)

SITUATIONAL TASKS Sadieva Manarkan Esenrnlovna, graduate

AS A MEANS OF DE VELOPING student of the Kyrgyz Stat University.

STUDENTS' MA THEMA TICAL I.Arabaev (Kyrgyzistan, Bishkek)

THINKING Е- mail: [email protected]

Вожа^ои калиди: математика, масъалауо, вазифауо, тафаккури риёзи, малакауои уаёт, масъалауо вазъияти

Мацола истифодаи масъалауои вазъиятиро дар таълими математика барраси мекунад. Таъкид шудааст, ки талаботи муосири таълими математика бо ташаккули малакауои асли ва калиди дар донишцуён вобаста аст ва ощо на тануо бо азхудкунии мицдори муайяни донишуо, балки бо истифодаи донишуои касбшуда дар амал алоцаманд мебошанд. Исбот шудааст, ки дар таълими математика корбурди и вазъияти ауамияти махсус дорад. Таъкид мешавад, ки ба роу мондани ин гуна масъалауо ба ташаккули тафаккури риёзии хонандагон мусоидат мекунанд. Цайд карда мешавад, ки масъалауои вазъияти яке аз анвои вазифауои таълимианд ва истифодаи масъалауои вазъияти метавонанд сифати таълимро беутар намоянд. Моуияти масъалауои вазъияти, нацши ощо дар ташаккули фаъолияти эцоди, тафаккури риёзии хонандагон таулил карда мешаванд. Таулили муцоисавии таърифи мафууми "масъалауои вазъияти", ки аз цониби муаллифони гуногун дода шудааст ва якчанд намунаи масъалауои вазъияти барои хонандагони мактабуои миёна оварда шудаанд.

Ключевые слова: математика, задачи, задания, математическое мышление, жизненные навыки, ситуационные задания

В статье рассмотрены вопросы применения ситуационных задач в обучении математике. Подчеркивается, что современные требования к обучению математике обусловлены формированием у учащихся ключевых и предметных компетенций и они связаны не только с усвоением определенного объема знаний, но и с применением усвоенных знаний на практике. Доказано, что в обучении математике особая роль отводится ситуационным заданиям. Утверждается, что такие задачи более благоприятно способствуют формированию математического мышления учащихся. Отмечается, что ситуационные задачи являются одной из разновидностей учебных заданий и использование ситуационных задач позволяет повысить качество образования. Анализируется сущность ситуационных задач, их роль в формировании творческой деятельности, математического мышления учащихся. Приводятся сравнительный анализ дефиниций понятия «ситуационные задачи», данных различными авторами, и некоторые примеры ситуационных задач для учащихся школ.

Key words: mathematics, tasks, assignments, mathematical thinking, life skills, situational tasks

The current requirements for teaching mathematics are due to the formation of key and subject-specific competences in students. Competences are connected not only with the mastering of a certain amount of knowledge, but also with the application of acquired knowledge in practice. In this special role belongs to the situational tasks in teaching mathematics. Such tasks more favorably contribute to the formation of mathematical thinking of students. The article deals with the use of situational problems in teaching mathematics. It is noted that situational tasks are one of the varieties of educational tasks. The use of situational tasks improves the quality of education. The essence of

situational tasks, its role in the formation of creative activity, mathematical thinking of students are analyzed. A comparative analysis of the definitions of the concept of "situational tasks" given by various authors is given. At the end are some examples of situational tasks for school students.

Сегодня система образования становится не только основным фактором социально-экономического развития, но фактором выхода человечества из кризиса, стратегическим фактором всей жизненной цивилизации современного мира. Эта особенность четко выражается в принятых в последние годы стратегических документах ООН. Такая точка зрения также отмечается и в нормативных документах Кыргызской Республики по развитию образования, в частности, в Концепциии и Стратегии развития образования до 2020 года, принятой Правительством Кыргызской Республики, в Государственном образовательном стандарте общего среднего образования.

Особенность принятых документов заключается в провозглашении перехода системы образования от знаниевой парадигмы к компетентностной, ориентации системы образования Кыргызстана на конечный результат. В документах отмечается, что результатом образования должна стать функциональная грамотность выпускников образовательных учреждений. В свою очередь, данное качество предполагает такую организацию учебного процесса, что каждое вводимое понятие должно рассматриваться с различных сторон, исходя из разных аспектов, должны быть установлены связи и отношения между новыми и ранее известными понятиями, каждое понятие должно рассматриваться как система. Следовательно, речь идет о достижении такого уровня, которое характеризуется умением применять усвоенные знания в решении жизненных проблем.

В формировании таких умений особая роль принадлежит школьному курсу математики. В связи с перестройкой общей системы образования, в обучении математике ставится задача перестройки деятельности учащихся. В процессе обучения математике основным средством освоения понятий и формирования учебной деятельности являются задания в виде математических задач. Особенность математических задач состоит в том, что в них включаются и содержание усваиваемого понятия, и способы, и методы обучения.

Роль заданий в развитии математического мышления. В словарях и энциклопедиях понятие «задание» характеризуется как возложенное на кого-нибудь поручение, наставление. Например, в процессе обучения ученик получает разные поручения или наставление (направление): выполнить упражнение, ответить устно, решить примеры, выучить текст, пересказать суть текста и т.д. В обучении математике упражнения, задачи, текстовые задачи, примеры, тесты обобщенно характеризуются как задания. В процессе усвоения математических знаний, формирования умений, приобретения опыта, формирования компетентности, задания выполняют обучающую и развивающую функцию. Поэтому в методике обучения математике проблема формирования знаний и умений, опыта учащихся успешно выполнить задания имеет важное значение.

Математические задания имеют широкие возможности для формирования у учащихся математического мышления. Известно, что при выполнении упражнений, решении математических задач у учащихся формируется особый стиль мышления: точное выполнение схемы формально-логического мышления; четкое выполнение действий для достижения цели, использование символик, относящихся только к математике. Математические задания стимулируют мышление учащихся, приучают находить разные способы решения, посредством которых развиваются их способности и виды деятельности. Выполняя математические задания, ученик осуществляет геометрические построения, составляет схему и график для более наглядного представления задачи и действует самостоятельно. На основе этого ученик научится правильно мыслить, правильно сравнивать факты, находить разницу, выявлять их общую и отличительную черту, правильно делать выводы. Вместе с тем, положительно решается задача активизации математического мышления учащихся.

Выполнение математических заданий, решение задач и примеров способствует формированию мышления. Ученик может формулировать введение и выводы, может отличить заданное от искомого, сравнить факты, находить различие. Как говорил советский ученый-математик А.Я.Хинчин, в процессе решения математических задач у ученика воспитывается правильное мышление, и, самое основное, ученик учится полноценно аргументировать ситуацию (1). Математическое мышление учит у учащихся умения составить схему правильного мышления: он обучается применить формально-логическую схему обсуждения и созерцания, правильно и четко ставить цель, правильно и последовательно

расчленить мышление и каждый раз возвращаться с проверкой, применять математические символики по назначению (2). Для того чтобы выполнение задания дало эффективный результат, к разработке заданий предъявляется ряд требований.

Современное требование математического образования - не только формирование математического мышления учащихся. Требования математического образования- развивая мышление учащихся, необходимо добиться того, чтобы учащиеся могли применить математику в повседневной жизни. Правильность такой точки зрения подтверждается результатами проведенных в республике национальной оценки учебных достижений учащихся (НООДУ) и международных сравнительных исследований (PISA). Как отмечено выше, выпускник учебного заведения должен быть личностью, умеющей самостоятельно находить подходящие средства для решения проблемы, делать анализ проблемы. Он должен отличать известные и неизвестные стороны в ходе анализа ситуации, правильно и эффективно применять усвоенные знания.

Исходя из этого следует сказать, что обучение учащихся математике направлено на решение двух взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в том, чтобы ученик свободно оперировал способами математического мышления. Вторая задача направлена на формирование готовности учащихся к применению усвоенных математических знаний на практике.

Советское образование было направлено на формирование знаний,что означало достижение высокого уровня подготовленности при большем накоплении знаний, приобретенных знаний будет достаточно в течение жизни. Но в наше время такое требование стало не пригодным. Человеку не нужно быть эрудированным по всем предметам, полученные знания он должен творчески применять при решении проблемных задач. Это важно в современном мире. Способность разрешить проблему позволяет учащимся размышлять над решением проблемы, уметь находить источники информации, понять суть проблемы и уметь находить необходимые теоретические и практические знания для ее решения (3). Поэтому следует подготовить учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. Также нужно воспитывать таких личностей, которые сумеют творчески выбрать наилучшее и оптимальное решение из предложенных.

Ситуационные задания. В соответствии с современными требованиями, учащийся должен применить приобретенные знания в реальной жизненной ситуации. Следовательно, в обучении математике важную роль играет формирование у учащихся умений решать задачи, связанные с жизненными ситуациями. Большинство исследователей называют такие задачи ситуативными. Обучение учащихся решению ситуационных заданий повышает качество обучения, развивает математическое мышление, формирует их профессиональные и ключевые компетенции. Компетентность можно формировать, применяя усвоенные знания и умения в решении возникших в повседневной жизни проблем, и в этом плане велик потенциал ситуационных задач. Формирование компетентности является обязанностью учителя. Для достижения этой цели следует широко использовать ситуационные математические задания.

Ситуационные математические задания готовят учащихся к реальной жизни, они помогают им выходить из проблемных ситуаций, тренируют мышление, его аналитический, синтетический и другие мыслительные аппараты, развивают креативность учащихся и воспитывают решительность выбора альтернативы в любых нестандартных ситуациях (4; 5; 6). Многие ситуационные задачи - нестандартные (7).

При решении таких заданий проводится поиск разных способов решения, они обеспечивают полноту, оперативность и гибкость мышления. Иногда учитель дает возможность ученикам самим составлять задания. Это помогает ученикам развивать свои способности и мышление. В процессе составления задач и примеров ученики сталкиваются с жизненной ситуацией, проблемой поиска и анализа источников, обсуждают проблему с одноклассниками. Значит, ученик, применяя логические операции, обнаруживает новые стороны, новые свойства математического объекта. Это в то же время дает возможность формировать и развивать математическое мышление.

Несмотря на это, в данное время учащиеся школ не способны применять полученные знания в решении ситуационных задач. Это волнует учителей, особенно учителей математики. Известно, что на уровне международных и республиканских исследований (PISA и НООДУ) показатели учащихся нашей республики намного ниже, чем общесредние показатели стран-участников.

По нашему мнению, низкий показатель способности учеников во многом объясняется следующими причинами: недостаточное усвоение основных математических понятий; формальность математических знаний; слабое пространственное представление, несформированность математической речи и мышлений; неумение применять математические знания в жизни. Это дает повод для того чтобы изменить структуру и содержание обучения математике. Ученик не должен запоминать, материал без его осмысления, важно чтобы полученные знания он мог применять на практике. В процессе обучения учитель не должен сам излагать новое знание, а вместо этого следует приучить их тому, чтобы они самостоятельно прикладывали усилия для усвоения материала, и это является актуальной задачей сегодняшнего дня.

Поэтом предполагается, что одним из направлений ввода такого изменения является применение ситуационных задач в математике. Для решения задач формирования ключевой компетентности учащихся будет целесообразно, если каждый учитель математики будет включать в свою программу решение ситуационных задач.

Ситуационные задачи представляют собой такие учебные задачи, которые включают ситуацию из реальной действительности. Отмечается, что обучая учащихся решать задания, ориентированные на жизненные ситуации, учителя нацеливаются на повышение качества обучения, развитие математического мышления. При составлении таких задач учитываются условия конкретной ситуации, которые могут встретиться в будущем (8; 9).

По мнению С.А.Жуйковой, ситуационные задачи составляют одну из педагогических технологий, позволяющих учащимся достичь универсальных учебных действий (личностных, метапредметных), а также предметных результатов (10). Для ситуационной задачи обязательным является наличие цели (требования), условий (известного) и искомого (неизвестного). Как отмечает Т.О.Болтянская, ситуационные задания являются объектом мыслительной деятельности, они содержат в себе ситуацию, условие, функциональные зависимости и требования (11). Ю.Н. Конасова считает, что ситуационная задача включает в себя описание ситуации, которую надо решить, вопросы и задания проблемного характера. При выполнении заданий учащиеся демонстрируют действенность своих знаний. Такие задания могут содержать памятку, инструкцию, ученик презентует практический результат выполнения задания (12).

В педагогической литературе приводятся различные точки зрения относительно сущности ситуативных заданий. Исследователь Н.В. Жулькова характеризует ситуационную задачу как средство обучения, которая направлена на решение практической ситуации и нацелена на осознанное усвоение содержания учебного предмета (13). В образовательном сайте ситуационная задача рассматривается как объект мыслительной деятельности. Она содержит ситуацию, условия, функциональные зависимости и требования к принятию решения. Следовательно, упор делается на активизацию мыслительной деятельности посредством предъявления ситуативных заданий. В том же аспекте характеризует ситуативную задачу и И. Ю. Найденышева (14). Она считает, что такие задачи позволяют усвоить интеллектуальные операции в соответствии с таксономией Б.Блума: ознакомление - понимание - применение -анализ - синтез - оценка.

Т.И. Ковтунова, опираясь на смысл задачи как разновидности учебного задания, предлагает принять ситуационную задачу как вид учебного задания, имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности (15). Автор замечает, что такие задачи успешно используются в учебном процессе. При этом данные задачи используются не для нахождения ответов, а важным является овладение жизненными навыками, которые в дальнейшем позволят эффективно разрешить проблемные ситуации в профессиональной деятельности.

Российский ученый В.С. Аванесов ситуационную задачу рассматривает как вид контроля знаний и умений обучающихся. По его мнению, ситуационные задачи разрабатываются для проверки знаний и умений обучающихся действовать в практических, экстремальных и других ситуациях (16).

По мнению О.В. Акуловой, ситуационные задачи служат как ресурс оценки качества образования, способствуют реализации усвоения знаний, согласно которому знания формируются в сознании субъекта, в процессе применения этих задач на практике (17). Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Такие

ситуации могут быть новыми не только для учащихся, но и для учителя. «В подобных случаях учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы. Характер их взаимоотношений меняется, учитель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый».

Ситуация описывает некоторую практическую проблему, которую пока решить невозможно. Для его решения, во-первых, нужно актуализировать ранее освоенные знания. Во-вторых, требуются дополнительные знания. В-третьих, дает возможность активно применить интеллектуальные знания и навыки. Самое главное, ситуационные задания носят ярко выраженный практико-ориентированный характер и способствуют эффективному решению задачи применения полученных знаний на практике.

Следует отметить, что педагогическая ситуация, возникшая в учебном процессе, является источником ситуационной задачи.

Некоторые примеры ситуационных заданий.

1. Давление р ветра на стену вычисляется по формуле р=0,^2, где v-скорость ветра. Необходимо построить график и вычислить по графику давление р, при v=20, 30, 40, 50 км/час. Вычислите скорость ветра при р=10,15,20,25кг/м2.

2. Скорость течения воды в канале глубиной в 1,30м на различных глубинах выражается приближенно формулой: V— 62,5h2+50h+40 (если глубину взять больше 1.30м, то скорость получится отрицательным числом), где h глубина слоя в метрах, v-скорость течения в м/мин.

Необходимо узнать, на какой глубине скорость течения будет равна v=40м/мин.

Изобразите на графике зависимость между h и V.

Ответ: на поверхности воды и на глубине 0,8 м.

3. В рессоре 10 стальных дуг. Длина верхней дуги 105 см, а каждая последующая короче на 9 см от предыдущей. Какова длина всех дуг рессора? (отв.645см).

4. (задача Феофана Прокоповича)

Некто имеет много лощадей, и всем им разная цена. Наихудший конь стоит 4 золотых, а наилучший-55 золотых, и цена от одного до другого коня все время возрастает на 3 золотых. Сколько было всего коней?(18 коней)

5. (задача Франкера)

Сколько раз пробьют часы в течение 12 часов, если они отбивают каждые полчаса? (отв. 90 раз)

6. При свободном падении физическое тело проходит за 10-ую секунду 4,9 м, а каждую последующую - на 9,8 м больше. Найти: а) глубину шахты, если камень достиг ее дна через 8 с после начала падения(отв.314м); б) сколько секунд падала бы гайка с высоты 490 м?

7. В супермаркете проходит рекламная акция: покупая 2 шоколадки, 3-ю шоколадку покупатель получает в подарок. Шоколадка стоит 35 рублей. Какое наибольшее число шоколадок получит покупатель на 200 рублей?

8. Марат живет в одноподъездном доме. На каждом этаже находится по 4 квартиры. Его квартира - №16. На каком этаже живет Марат?

9. Асан живет в двухподъездном 5-этажном доме. На каждом этаже находится по 3 квартиры. Асан живет в квартире №24. На каком этаже он живет?

Таким образом, использование ситуативных заданий в обучении математике позволяет учащимся осуществить многочисленные мыслительные операции в форме анализа ситуации, сопоставления искомых и данных, выявления скрытых свойств заданной ситуации. Такие задания позволяют разработать математическую модель ситуации в виде формул или уравнения, четко организовать свои мысли по решению задачи, обобщить результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации. Сказанное подтверждает положительную роль ситуационных задач в формировании математического мышления. Ситуативные математические задачи призваны для формирования у учащихся умений правильно мыслить, а вместе с тем развиваться и совершенствоваться. Такие качества у учащихся не формируется стихийно, это во многом зависит от творческой активности самих учащихся при работе над решением ситуативных заданий. Следовательно, в учебном процессе следует активно применять ситуационные задачи, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хинчин, А.Я. Педагогические статьи / А.Я. Хинчин. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. - С. 128- 160.

2. Калдыбаев, С.К. Роль практических задач в развитии математического мышления учащихся / С.К. Калдыбаев, М.Э. Садиева // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И.Раззакова. - М., 2017. -№1-1(41). - С. 219-223.

3. Калдыбаев, С.К. Анализ содержания понятия «Результат обучения» // Международный журнал экспериментального образования/ С.К. Калдыбаев - М., 2016. - №12-2. - С. 176179.

4. Калдыбаев, С.К. О роли практико-ориентированных задач в обучении математике// Инновационная наука / С.К. Калдыбаев, А.К. Макеев. - М., 2015. - № 10/2015 в 3 частях. Часть 3. - С. 110-113.

5. Садиева, М.Э. Кырдаалдык маселелерди чыгаруу турмушта математиканы колдонууга жана кесип тандоого ебелге TYзeт // Известия вузов Кыргызстана/ М.Э. Садиева. - Бишкек, 2016. - №5. - С. 225-227.

6. Калдыбаев, С.К. Важность формирования и применения жизненных и практических задач в обучении математики // Известия вузов Кыргызстана/ С.К. Калдыбаев, М.Э. Садиева. -Бишкек, 2017. - №5-2. - С. 180-182.

7. Келдибекова, А.О. Решение нестандартных задач по математике как средство формирования творческого мышления учащихся // Известия Кыргызской академии образования// А.О.Келдибекова - Бишкек, 2015. - №4(36). - С. 113-118.

8. Садиева, М.Э. Применение кейс-задач по математике в развитии мышления учащихся // Известия вузов Кыргызстана / М.Э. Садиева, С.К. Калдыбаев. - Бишкек, 2017. - №5-2. - С. 111-113

9. Садиева, М.Э. Научить молодежь думать, размышлять и анализировать в изучении математики //Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана / М.Э. Садиева, С.К. Калдыбаев - Бишкек, 2017. -№5. - С.28-30.

10.Жуйкова, С.А. Ситуационная задача - универсальный способ достижения личностного результата образования / С.А. Жуйкова. Режим доступа: dspace/kpfu pipifmo2016_235_241 (дата обращения: 21.07.2019)

11.Болтянская, Т.О. Ситуативные задачи как средство формирования финансово-экономического мышления студентов техникума: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.О.Болтянская. - Екатеринбург, 2006. - 230 с.

12.Конасова, Н.Ю. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся средней школы. Методическое пособие/ Н.Ю.Конасова. - М., 2012 - 138 с.

13.Жулькова, Н. В. Роль и место ситуационных задач в современном уроке / Н.В. Жулькова // Химия в школе.-2013.- № 9. -С. 45-48.

14.Найденышева, И.Ю. Ситуационные задачи как средство оценивания в современной школе. /И.Ю. Найденышева. Режим доступа URL: http://www.bssochi.ru/pic/f-397.pdf (дата обращения: 21.07.2019)

15.Ковтунова, Т. И. Методические задачи в предметной подготовке учителя математики: дис. ... канд. пед. наук. / Т.И. Ковтунова. - Калуга, 2006. - 214 с.

16.Аванесов, В.С. Формы тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., перераб. и расширенное. / В.С. Аванесов. - М.: Центр тестирования, 2006. - 156 с.

17.Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. Учебно - методическое пособие. - СПб. КАРО, 2008. - 96 с.

REFERENCES:

1. Khinchin, A.Ya. Pedagogical Articles / A.Ya. Khinchin. - M.: APS RSFSR, 1963. - P. 128-160.

2. Kaldybaev, S.K. The Role of Practical Problems in the Development of Pupils' Mathematical Thinking / S.K. Kaldybaev, M.E. Sadiev // Proceedings of the Kyrgyz State Technical University. I.Razzakov. - M., 2017. № 1-1 (41). - P. 219-223.

3. Kaldybaev, S.K. Analysis of the Content of the Concept "Learning Outcome" / С.К. Kaldybaev // International Journal of Experimental Education. - M., 2016. - №12-2. - P. 176-179.

4. Kaldybaev, S.K. On the Role of Practice-Oriented Problems in Teaching Mathematics / S.K. Kaldybaev, A.K. Makeev // Innovation Science. - M., 2015. - № 10/2015 in 3 parts. Part 3. - P. 110-113.

5. Sadieva, M.E. Solving Situational Problems Allows you to Apply Mathematics to Life / M.E. Sadieva // Proceedings of the Universities of Kyrgyzstan. - Bishkek, 2016. - №5. - P. 225-227.

6. Kaldybaev,S.K. The Importance of the Formation and Application of Life and Practical Problems in Teaching Mathematics / S.K. Kaldybaev, M.E. Sadieva // News of universities of Kyrgyzstan. - Bishkek, 2017. - №5-2. - P. 180-182.

7. Keldibekov A.O. Solving non-Standard Problems in Mathematics as a Means of Shaping Students' Creative Thinking / A.O. Keldibekov // News of the Kyrgyz Academy of Education. -Bishkek, 2015. - №4 (36). - P. 113-118.

8. Sadieva, M.E. Application of Case Problems in Mathematics in the Development of Students' Thinking / M.E. Sadieva, S.K. Kaldybaev // News of universities of Kyrgyzstan. - Bishkek, 2017. - №5-2. - P. 111-113

9. Sadieva, M.E. Teach Young People to Think, Reflect and Analyze in the Study of Mathematics / M.E. Sadieva, S.K. Kaldybaev // Science, new technologies and innovations of Kyrgyzstan. -Bishkek, 2017. -№5. - P.28-30.

10.Zhuikova, S.A. Situational Task - a Universal Way to Achieve Personal Results of Education / S.A. Zhuikova. Access mode: dspace / kpfu pipifmo2016_235_241 (Date of appeal: 07.21.2019)

11.Boltyanskaya, T.O. Situational Tasks as a Means of Formation of Financial and Economic Thinking of Students of Technical School: candidate dissertation in pedagogy: 13.00.01 / T.O. Boltyanskaya. - Ekaterinburg, 2006. - 230 p.

12.Konasova, N.Yu. Situational Tasks on the Assessment of Functional Literacy of Secondary School Students / N.Yu. Konasova. Toolkit. - M., 2012 - 138 p.

13.Zhulkova, N. V. The Role and Place of Situational Problems in the Modern Lesson / N.V. Zhulkova // Chemistry at school. 2013. No. 9. - P. 45-48.

14.Naidyysheva, I.Yu. Situational Tasks as a Means of Assessment in the Modern School. / I.Yu. Naydysheva. Access mode URL: http://www.bssochi.ru/pic/f-397.pdf (Date of appeal: 07.21.2019)

15. Kovtunova, T. I. Methodological Problems in the Subject Preparation of a Teacher of Mathematics: candidate dissertation in pedagogy. / T.I. Kovtunov. - Kaluga, 2006. - 214 p.

16.Avanesov, V.S. Forms of Test Items. The Manual for Teachers of Schools, Lyceums, Teachers of Universities and Colleges. 2 ed., Pererab. and extended. / V.S. Avanesov. - M .: Testing Center, 2006. - 156 p.

17.Akulova, O.V. Designing Situational Tasks for Assessing the Competence of Students / O.V Akulova, S.A. Pisarev, E.V. Piskunov. Educational - methodical manual. - SPb. KARO, 2008. -96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.