О ПОРЯДКИ НАПРАВЛЕНИЯ С ТЕРРИТОРИЙ ПАЦИЕНТОВ В ИНСТИТУТ РЕВМАТОЛОГИИ РАМН.
П.П. Кузнецов.
lupus erythematosus. Arch. Path., 1950, 49,503-516. 12. Tan E.M., Cohen A.S., Fries IF. et al. The 1982 revised criteria
11. Klippel J.H., Dieppe P.A. SLE - immunopathology. Rheumatol., for the classification of systcmic lupus erythematosus. Arthr.
1999, 210-2155. Rheum., 1982, 25, 1271-1277.
Поступила 18.03.2002
ИНФОРМАЦИЯ
УДК: 616.72-002.77-082
О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ С ТЕРРИТОРИЙ ПАЦИЕНТОВ В ИНСТИТУТ РЕВМАТОЛОГИИ РАМН
П.П. Кузнецов
Директор Республиканского расчетно-аналитического медицинского цеіггра РАМН
Институт ревматологии РАМЫ - учреждение здравоохранения подчинения РАМН, финансируемое из средств федерального бюджета по основной деятельности и на дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи. Институт ревматологии также оказывает специализированную медицинскую помощь за счет государственных внебюджетных фондов (средств ОМС), негосударственных источников (средств физических и юридических лиц, в т.ч. страховых компаний в рамках ДМС).
Для упорядочения приема пациентов Минздравом России и РАМН директором Института ревматологии РАМН, членом - корреспондентом РАМН Е.Л. Насоновым утвержден «Порядок направления, приема и учета пациентов в Институте ревматологии РАМН». Настоящий документ определяет порядок направления, отбора и вызова на консультацию п/илп лечение в Институте ревматологии РАМН (именуемом в дальнейшем «Учреждение»), порядок приема пациентов, учета медицинских услуг и формирования отчетных форм в зависимости от источника финансирования. Цель разработки документа - восстановление этапности оказания медицинской помощи пациентам из субъектов Федерации, преемственности лечения и исключения дублирования пациентов на территориальном и федеральном уровне, укрепление связи с главными ревматологами территорий, а также обеспечение стабильности и равномерности потоков пациентов, финансовой устойчивости работы Учреждения при децентрализованной многоканальной модели финансирования и формирующегося рынка медицинских услуг на фоне сохраняющегося дефицита бюджетных средств.
Одной из главных задач было совершенствование управленческого учета и обеспечение достоверности формируемых баз данных по пациентам и оказанным объемам помощи (услугам), по нагрузке на медицинский персонал, подразделения Учреждения и составление необходимых форм отчетности в автоматизированном режиме (1,10).
Порядок формирования потоков пациентов регулируется основными нормативными документами:
приказом Минздрава России и РАМН от 20.12.2000 года № 445/77 «О порядке приема больных учреждениями здравоохранения федерального подчинения»;
Адрес душ переписки:
107076. .• Мискт Преображенским ил., 7а, стр. I
НИ "Российский расчетно-административный центр ¡’АМН" тег : 1095) 964-S4-66
приказом Минздрава России и РАМН от 28.02.2000 года № 70/14 «О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального подчинения»;
приказом Минздрава России и РАМН от 20.02.2002 года № 50/14 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения»;
нормативными документами обязательного медицинского страхования населения I. Москвы и Программой обеспечеш!я медицинской помощью населения г. Москвы на 2000-2002 гг;
договором Учреждения на оказание лечебно-диагностической помощи (медицинских услуг) в системе ОМС г. Москвы, Московской области и Соглашением о взаимодействии между Учреждением, Комитетом здравоохранения г. Москвы, Главным управлением здравоохранением Московской области и Российской академией медицинских наук (в отношении лиц, обращающихся за медицинской помощью за счет средств ОМС);
соответствующими договорами о предоставлении медицинской помощи (в отношении лиц, обращающихся за получением медицинской помощи за счет негосударственных источников - средств юридических и физических лиц).
Порядок предназначен
• для руководителей органов управления здравоохранением субъектов Федерации, Минздрава России и его структурных подразделений (Департамента организации и развития медицинской помощи населению и профилактики исинфекционных заболеваний, Управления медицинских проблем материнства и детства), Приемной для иногородних больных и Детского консультативно-диагностического центра М|шздрава России;
• для административно-управленческого аппарата Учреждения, руководителей его структурных подразделении, работников регистратуры и приемного отделения;
• для медицинского персонала специализированных отделений стационара и научно-поликлинического отделения (персонал этих отделений выступает в качестве исполнителей медицинских услуг, определяет фактический объем и структуру помощи, принимает решение о завершении диагностического и/ или лечебного процесса, или продолжении лечения
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
РЕВМАТОЛОГИЯ
№ 4, 2002
в Учреждении в связи с планированием очередного этапа и заполняет отчетные формы);
• для сотрудников организационно-аналитического отдела Учреждения, подтверждающих наличие завершенного амбулаторного или госпитального случая, оценивающих обоснованность использования государственного источника финансирования и применяемых тарифов;
• для операторов, администраторов, технических работников, обеспечивающих создание и поддержание информационных баз данных по пациентам и оказанным им услугам для дальнейшего формирования в автоматизированном режиме установленных форм отчетности;
• для формирования аналитических материалов по итогам деятельности Учреждения;
• для работников Республиканского медицинского информационно-аналитического центра РАМН, которые обеспечивают проведение многофакторного комплексного анализа деятельности Учреждения в условиях многоканального финансирования и разрабатывают рекомендации по оптимизации привлечения и использования ресурсов.
Координацию деятельности Учреждения по выполнению настоящего Положения, сбору материала и анализу деятельности Учреждения за счет всех источников финансирования, а также планированию объемов (структуры) деятельности Учреждения па предстоящий период осуществляет главный врач Учреждения.
Организация работ, определенных настоящим Порядком, производится при методическом сопровождении Республиканского медицинского информационно-аналитического центра РАМН.
1. Медицинская помощь за счет средств федерального бюджета
2.1. Направление пациентов
Направить иа консультацию или лечение в Учреждение за счет средств федерального бюджета имеют право:
• органы управления здравоохранением субъектов Федерации в счст квот и в порядке, утвержденном приказом Минздрава России и РАМН «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения» (60% от общего объема бюджетного финансирования и планового числа «бюджетных» пациентов Учреждения);
• Минздрав России в счет резерва (20% от общего объема бюджетного финансирования и планового числа «бюджетных» пациентов);
• руководитель Учреждения (направляет больных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, и больных с заболеваниями, соответствующими тематике планов научно-исследовательских работ, утвержденных Минздравом России или РАМН -20% от общего объема бюджетного финансирования и планового числа «бюджетных» пациентов), При направлении больных на консультацию и/или
лечение органы управления здравоохранением субъектов Федерации придерживаются «Примерного закрепления субъектов Федерации за учреждениями здравоохранения федерального подчинения для оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи» (Приказ Минздрава России и РАМН от 20.02.2002 года № 50/14). Перед направлением больного на консультацию и/
или лечение в Учреждение орган управления здравоохранением субъекта Федерации предварительно высылает в Учреждение подробную выписку из истории болезни. Выписка должна включать заключение главного специалиста и данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований (не более чем месячной давности). Выписка сопровождается письмом руководителя органа управления здравоохранением субъекта Федерации (в произвольной форме) непосредственно п Учреждение.
Направление Минздрава России выдается в порядке, установленном распоряжением Минздрава. Бланки направлений Минздрава России являются документами строгого учета со сквозной нумерацией. Гражданам, обратившимся самостоятельно в Приемную Минздрава или не имеющим при себе, документов, оформленных необходимым образом, направление (произвольной формы) в Учреждение выдается Приемной для иногородних больных только па консультацию.
Все документы рассматриваются комиссией по госпитализации.
Комиссия по госпитализации
• ведет журнал учета пациентов, направленных в счст квоты субъектом Федерации:
• принимает решение о действиях в отношении пациента иа основании выписки из истории болезни (в течение десяти рабочих дней):
• направляет руководителю органа управления здравоохранением субъекта Федерации решение о сроке вызова больного или обоснованный отказ (в последнем случае даются рекомендации по дальнейшему ведению больного).
Главный врач как председатель Комиссии контролирует движение больного в Учреждении, обеспечивает подготовку ежемесячного отчета об оказании высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи и представляет его в Минздрав России к 10 числу месяца, следующего за отчетным.
2.2. Прием пациентов
Обращение начинается с первичного консультативного приема. Врач-координатор проводит экспертизу направительных документов для оказания медицинской помощи за счет средств федерального бюджета. При этом пациент обязан иметь следующие документы:
• направление Минздрава России или органа управления здравоохранением субъекта Федерации (в счет территориальной квоты в соответствии с приказом №50/14 М3 РФ и РАМН),
• документ, удостоверяющий личность (паспорт),
• выписку из истории болезни с результатами анализов или обследований.
Врач-координатор выдает технологическую карту в качестве вкладыша в амбулаторную карту или историю болезни. Далее пациент направляется в регистратуру и и врачу-консультанту, который намечает план обследования и лечения. Прием врачом-консультантом и прочие амбулаторные услуги осуществляются только на основании направления, выданного регистратором. Бланк направления является основанием для получения услуги (консультации, анализа, исследования). Исполнитель ставит дату исполнения услуги, свой личный код (коды других исполнителей услуги), после чего передает в организационно-аналитический отдел для автоматизированного учета оказанных услуг.
После завершения амбулаторного обращения (законченного случая) врач-консультант дооформляет техно-
О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ С ТЕРРИТОРИЙ ПАЦИЕНТОВ В ИНСТИТУТ РЕВМАТОЛОГИИ РАМН.
П.П. Кузнецов.
логическую карту и перелает ее вместе с амбулаторной картой руководителю иаучио-полнклнннческого отделения, который контролирует консультативно-диагностический процесс. Решение о дальнейшем маршруте пациента (тактике лечения по месту жительства) отражается соответствующей записью в амбулаторной карте.
2.3. Учет медицинской помощи
Учет ведется раздельно по амбулаторной, госпитальной помощи и по двум финансовым потокам: финансирование по смете расходов и дополнительное финансирование высокотехнологичных (дорогостоящих) видов помощи. Первичной единицей учета объемов медицинской помощи является медицинская услуга в соответствии с реестром, утвержденным Минздравом России и РАМН. В процессе обработки информации медицинские услуги агрегируются в соответствии с отчетным периодом в качестве законченных амбулаторных и госпитальных случаев.
Законченным амбулаторным случаем является объем медицинской помощи, предоставленный пациенту в научно-консультативном отделе в период одного поликлинического обращения. В рамках одного обращения может быть несколько посещений, консультаций, лабораторнодиагностических и прочих услуг.
В составе законченного случая учитываются медицинские услуги, оказанные пациенту в период данного обращения. Каждая услуга учитывается в составе законченного амбулаторного случая в целом, а сам законченный случай относится на отчетный период в соответствии с датой его завершения.
Законченным госпитальным случаем является объем медицинской помощи, полученный пациентом во время его пребывания на койке в специализированном отделении. При этом учитывается число койко-дней в специализированном отделении, в отделении реанимации и интенсивной терапии, включаются как единицы учета операции с наркозным пособием, так и услуги параклинических служб: лабораторных, рентгеновских, инструментальных исследований, физиотерапевтических услуг, ЛФК и т.д.
Завершенный случай медицинской помощи. Пациент в рамках одного направления Минздрава России или территории может нуждаться в нескольких этапах амбулаторного и/илп госпитального лечения. По достижении планируемого результата случаи рассматривается как завершенный, включающий в себя несколько законченных стационарных и амбулаторных случаев.
Направление, выданное органами управления здравоохранением субъектов Федерации, РАМН, или руководителем Учреждения, предусматривает оказание медицинской помощи в пределах одного завершенного случая при условии достижения конечного результата.
При госпитализации пациента вместе с историей болезни заводится технологическая карта. При завершении госпитализации история болезни, технологическая карта, заполненная лечащим врачом стационара передаются для проверки п автоматизированной обработки в организационно-аналитический отдел накануне выписки пациента. В организационно-аналитическом отделе осуществляется экспертиза корректности заполнения документации и достоверности данных. Лечащий врач и другие исполнители услуг несут дисциплинарную ответственность за достоверность заполнения технологической карты, историй болезни. Решение о дальнейшем маршруте пациента отражается соответствующей записью в истории болезни и амбулаторной карте.
3. Медицинская помощь за счет ОМС - оказывает-
ся в Институте ревматологии РАМН на основании договоров с территориальными фондами ОМС. До последнего времени только Москва и Московская область заключили такие договоры.
3.1. Направление пациентов
Лица, имеющие полис ОМС г. Москвы или Московской области и пластиковую карту медицинского страхования, имеют право на получение консультативно-диагностической и/нлн лечебной помощи в Учреждении по программе ОМС при наличии направления.
Направление выдается врачами поликлиник или консультативно-диагностических центров по месту проживания. Направления от ведомственных лечебных учреждений и негосударственных медицинских организаций не являются основанием для получения помощи за счет средств ОМС. Направление выписывается на бланке лечебного учреждения, подписывается лечащим врачом и заверяется печатью учреждения. К направлению в обязательном порядке прилагается выписка из амбулаторной карты, данные лабораторных, инструментальных и других исследований давностью не более месяца.
3.2. Прием пациентов
Прием пациентов осуществляется врачом-коорди-натором организационно-аналитического отдела. Он осуществляет контроль наличия у пациента следующих документов:
• полиса ОМС.
• направления, выданного врачом амбулаторио-поли-
клипического учреждения по месту проживания,
• выписки из амбулаторной карты и результатов исследований,
• удостоверения личности (паспорта).
Врач-координатор отслеживает исполнение квот
ОМС по количеству пролеченных больных и по объему «освоенных» средств. Оценивается наличие достаточных средств ОМС в пределах лимитов финансирования для Учреждения па дату обращения.
Если лимит по количеству пациентов и объему финансирования на текущий период не исчерпан, пациент принимается. Врачом-коордннатором заводится технологическая карта (как вкладыш в амбулаторную карту). Далее пациент направляется в регистратуру и к врачу-консультан-ту научно-поликлинического отделения, который намечает план обследования и лечения. Пациент получает необходимые объемы амбулаторной и госпитальной помощи в пределах утвержденного медико-экономического стандарта ОМС. Услуги, не входящие в стандарт ОМС. не оказываются или с согласия пациента могут быть оказаны с оплатой за счет негосударственных источников.
Пациентам, помощь которым не может быть предоставлена на момент их обращения вследствие исчерпанности лимитов, назначается срок оказания помощи. Пациент ставится в очередь на будущий период, когда откроется новое финансирование или же предлагается получить помощь за счет негосударственных источников - средств страховых организаций (в рамках ДМС), личных средств, средств работодателя, благотворительных фондов и т.д.
Технология оказания медицинской помощи и ведение документации проводится аналогично технологии у «бюджетных» пациентов.
3.3. Учет медицинской помощи
Учет и автоматизированная персонифицированная обработка информации по застрахованным пациентам и оказанным медицинским услугам за счет средств ОМС производится параллельно в двух стандартизированных режимах:
Н А У Ч НО- Г! РА КТИ Ч ECK А Я РЕВМАТОЛОГИЯ
№ 4, 2002
• в соответствии с порядком учета услуг за счет федерального бюджета (для расчета полных затрат Учреждения по тарифам, утвержденным Мшгздравом России и РАМН);
• в соответствии с требованиями работы Учреждения в системе ОМС (для расчетов с фондами по тарифам ОМС).
4. Помощь за счет негосударственных средств (договоров с оргшшчациями, страховыми компаниями, личных средств физических лиц)
4.1. Направление пациентов
При оказании медицинской помощи за счет средств юридического лица условия оказания помощи и порядок направления на обследование и лечение оговариваются в условиях договора.
При организации медицинской помощи по добровольному медицинскому страхованию врачу-координато-ру необходимо уточнить порядок направления, программу страхования и лимит ответственности страховой организации, которые отражаются в договоре на оказание ле-чсбио-профилактическон помощи застрахованным данной страховой организацией лицам.
Для оказания помощи за счет личных средств пациенты принимаются без направлений.
4.2. Прием пациентов
Прием пациентов, оформление договора и/нпи другой документации производит врач-координатор. С нелыо исключения нарушения прав граждан на получение безвозмездной медицинской помощи при госпитализации заключается договор на оказание платных услуг. В договоре указывается, что пациент изъявил добровольное согласие оплатить медицинские услуги и не будет в дальнейшем предъявлять кому-либо претензий о возврате затраченных им личных средств. При оказании разовой услуга договор в письменной форме (в соответствии с новой редакцией Гражданского Кодекса) может не оформляться и услуги оказываются с использованием принципов публичной оферты.
4.3. Учет медицинской помощи
Технология оказания медицинской помощи и ведение документации проводится аналогично технологии у «бюджетных» пациентов.
5. Классификация медицинских услуг в отчетных формах
Учет объемов помощи услуг осуществляется в соответствии с классификатором услуг Учреждения, утвержденного Минздравом России и РАМН. Классификатор в своей основе базируется па отраслевом классификаторе «Простых медицинских услуг» (утвержденного Приказом Минздрава России от 10.04.01 № 113) и является его вариантом, адаптированным к условиям работы Учреждения. Классификатор позволяет полностью учитывать все оказываемые в Учреждении услуга и виды деятельности, а также дает возможность проводить расчет стоимости в соответствии с требованиями Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг,утвержденной Минздравом России и РАМН от 10.11.99 № 01 -23/4-10/01-02У41.
Наряду с классификатором, на основе которого осуществляется учет услуг, предоставляемых пациентам за счет средств федерального бюджета, и производится расчет затрат Учреждения на их оказание (формирование всех видов счетов и форм отчетности па бюджетных больных), применяется также два других, отличающихся по структуре класснфш<атора. Один применяется для учета и отчетности в системе ОМС, другой - при работе по оказанию медицинской помощи за счет негосударственных средств.
Все применяемые классификаторы являются составной частью единого программного комплекса, предназначенного для учета медицинских услуг и формирования отчетности в условиях многоканального финансирования и включаются в программное средство в качестве справочников. Программным средствам должна быть предусмотрена система поиска и идентификации любой единицы услуга в составе классификаторов, их транслирование (из одного классификатора в другой) в любом возможном варианте и при любой степени агрегации простых медицинских услуг в специфические стандартизованные комплексы простых услуг в составе классификатора ОМС (медико-экономические стандарты), или платных медицинских услуг.
Программное средство должно формировать выходные формы счетов н отчетности с применением тарифов и позиций реестров соответствующих классификаторов в автоматизированном режиме.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бокерия Л.А., Ступаков И.Н., Самородекая И.В.. Звягнмцева Е.И., Лужецкий A.C. Современные информационные ресурсы в медицине. Проблемы стандартів, в здравоохран., -2001.
I, 19-22.
2. Приказ М3 РФ от 19.01.1998 № 12 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении».
3. Приказ М3 РФ от 22.12.1998 № 374 «О введении классификатора «Простые медицинские услуги».
4. Приказ М3 РФ от 09.08.1999 № 303 «О введении в действие Отраслевого стандарт «Протоколы ведения больных. Общие положения».
5. Приказ М3 РФ и РАМН от 10.11.1999 № 01-23/4-10, № 01-02/ 41 «Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг».
6. Приказ М3 РФ и РАМН от28.02.2000№ 70/14 «О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального подчинения».
7. Приказ М3 РФ от 31.07.2000 № 301 «О введении в действие
Отраслевого стандарта «Принципы и порядок носгросипя классификаторов в здравоохранении. Общие положення».
8. Приказ М3 РФ от 31.07,2000 № 299 «О введении в действие Отраслевого стандарта «Технологии выполнения простых медицинских услуг, Общие требования».
9. Приказ М3 РЧ> и РАМН от 20.12.2000 года № 445/77 «О порядке приема больных учреждениями здравоохранения федерального подчинения»;
10. Сизова В.В., Устинов А.Г. Управление назначением обследований в соответствии со стандартами в автоматизированной медицинской карте стационарного больного с использованием системы ТАИС. Проблемы стандартнз. в здравоохран., -2001, 1, 27-32.
11. Приказ М3 РФ и РАМН от 20.02.2002 № 50/14 «Об организации высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения».