Врач сзвв
' и информационные
информационны
технологии
А.П.СТОЛБОВ,
МИАЦ РАМН, г.Москва
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наиболее радикальные и масштабные изменения, которые в настоящее время происходят в здравоохранении Российской Федерации, безусловно, связаны с переходом на принципиально новую модель организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан в связи с принятием закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. Со времени его принятия проделана огромная работа:
♦ Правительством РФ принят ряд постановлений (табл. 1);
♦ Минздравсоцразвития России и Федеральным фондом ОМС подготовлены и введены в действие нормативно-методические документы, регламентирующие порядок предоставления и оплаты набора социальных услуг отдельным категориям граждан (табл. 2-3);
♦ отделениями Пенсионного фонда России (ПФР) совместно с территориальными органами социальной защиты населения сформирован федеральный регистр (ФР) граждан, которые в соответствии с указанным законом имеют право на получение набора социальных услуг в виде обеспечения бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении;
♦ в ноябре-январе 2004-2005 годов осуществлена передача региональных сегментов ФР отделениями ПФР в территориальные фонды ОМС, в ходе которой были отработаны технологии обмена данными и их сверки с регистрами застрахованных по ОМС; между ПФР и Федеральным фондом ОМС заключены соглашения «Порядок обмена информацией между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальными фондами ОМС в ходе реализации федерального закона №122-ФЗ от 22.08.04 г.» (№1и а/ №3464/91-и от 07.10.04 г. и протокол №3и/3464/91 от 28.12.04 г.) и «Об использовании средств защиты при организации информационного взаимодействия» (№ ГБ-18-32/98СОГ/№ 211-91-2004 от 05.11.04 г.).
© А.П.Столбов, 2005 г.
Таблица 1
Постановления Правительства РФ
Л
• О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (Постановление от 12.12.04 г. № 769)
Об утверждении Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг (Постановление от 28.12.04 г. № 862)
О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и об установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан (Постановление от 29.12.04 г. № 864, от 23.04.05 г. № 154 - внесены изменения)
• О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей
• (Постановление от 31.12.04 г. № 911)
Таблица 2
Документы Минздравсоцразвития РФ
• Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (Приказ МЗСР РФ от 30.09.04 г. № 143)_
• О порядке ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (Приказ МЗСР РФ от 16.11.04 г. № 195)___
• Об утверждении Порядка ведения специального сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на получение _государственной социальной помощи (Приказ МЗСР РФ от 20.12.04 г. № 317)_
• Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (в приложении _- перечень категорий граждан) (Приказ МЗСР РФ от 30.11.04 г. № 294)_
• О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приказ от 22.11.04 г. № 255)_
• О внесении дополнений в Приказ Минздрава России от 23 августа 1999 г № 328 «О рациональном назначении
_лекарственных средств, правилах выписывания рецептов» (Приказ от 22.11.04 г. № 257)_
• Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан
(Приказ от 29.12.04 г. № 328)_
• Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты гражданам, проходящим (проходившим) _военную и приравненную к ней службу (Приказ от 29.12.04 г. № 329)_
• Об утверждении Перечня лекарственных средств (Приказы от 02.12.04 г. № 296, от 24.12.04 г. № 321, от 31.03.05 г. № 245)_
• Об утверждении подушевого норматива (Приказ от 01.02.05 г. № 111)_
• Об утверждении Типовой формы соглашения о взаимном удостоверении подписей при приеме заявлений об отказе от _получения социальных услуг (социальной услуги) (Приказ от 31.03.05 г. № 109)_
• О создании рабочей группы по разработке и сопровождению справочников и классификаторов
(Приказ от 13.05.05 г. № 333)_
• Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на _получение набора социальных услуг (Методические рекомендации, утверждены 12.03.05 г.)_
• Об оплате лекарственных средств (Письма от 18.03.05 г. № 984-Пр. и от 19.03.05 г. № 985-Пр.)_
♦ территориальными фондами ОМС совместно с органами управления здравоохранением, лечебными учреждениями, аптеками, фармацевтическими организациями (дистрибьюторами) и страховыми медицинскими организациями (СМО)
был выполнен большой объем работ по оснащению программно-техническими средствами, организации взаимодействия, подготовке нормативно-методических и распорядительных документов, обучению персонала и т.д.
>
W-ЩШШ kill
и информационные
технологии
>
Документы Федерального фонда ОМС
Таблица 3
Об утверждении Дополнений и изменений в Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан (Приказ ФОМС от 24.11.04 г. № 74; per. № 6367 от 06.12.04 г. в Минюсте РФ)_
О порядке финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами (Приказ ФОМС от 29.12.04 г. № 87; рег. № 6326 от 14.02.05 г. в Минюсте РФ, Приказ ФОМС от 01.04.2005 г. № 33)_
Об утверждении Порядка перечисления средств на возмещение ТФОМС расходов фармацевтической организации за отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в случае отсутствия в субъекте РФ страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами (Приказ ФОМС от 02.02.05 г. № 9; рег. № 6361 от 28.02.05 г. в Минюсте РФ)_
Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, регистров учета средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, ведомственной отчетности об использовании средств федерального бюджета (Приказы от 30.12.04 г. № 92, от 21.02.05 г. № 16, от 03.03.05 г. № 21, от 11.04.05 г. № 35)
Об утверждении Порядка определения норматива расходов на ведение дела страховых медицинских организаций, осуществляющих обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, в 2005 г. (Приказ ФОМС от 04.02.05 г. № 11)_
О дифференциации тарифов на амбулаторно-поликлиническое посещение (Письмо ФОМС от 04.02.05 г. № 435/13) Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на 2005 г. (Постановления Росстата от 28.12.04 г. № 154 и от 30.12.04 г. № 160)_
Об утверждении форм ведомственного статистического наблюдения за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами (Приказы от 29.12.04 г. № 90, от 21.01.05 г. № 4, от 11.04.05 г. № 36)_
Методические рекомендации по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании (утверждены 30.12.04 г. № 4742/40)_
Методические рекомендации по организации и проведению медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (утверждены 25.22.05 г. № 844/30-3/И)_
Методические рекомендации по организации информационного взаимодействия между участниками лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании (Приказы от 30.12.04 г. № 91, от 24.05.05 г. № 51 - новая редакция)_
К сожалению, чрезвычайно жесткие сроки, отведенные на подготовительный период, а также то, что все это происходило одновременно с административной реформой и значительными кадровыми изменениями, не позволили детально проработать все аспекты взаимодействия между субъектами и выполнить все необходимые этапы анализа, системного и технологического проектирования рабочих процессов. В основном именно поэтому при разработке нормативно-методических документов не удалось добиться необходимого уровня формализации, функциональной полноты и непротиворечивости требований, без чего невозможно эффективное использование ИТ. Хотя, как показали многочисленные совещания и обсуждение в отраслевых изданиях и СМИ, были и другие при-
чины. И в этой связи хотелось бы процитировать классика современной информатики Эдсгера Дейкстры, который в свое время писал: «Иногда мы обнаруживаем неприятные истины. И когда это происходит, мы попадаем в затруднительное положение, поскольку утаить их - научная нечестность, сказать же правду - значит вызвать огонь на себя. Если эти истины достаточно неприемлемы, то ваши слушатели психологически неспособны принять их и вы будете ославлены как абсолютно лишенный здравого смысла, опасно революционный, глупый, коварный или какой-то там еще человек... Информатика выглядит тяжело больной от такого противоречия. В целом она хранит молчание и стремится избежать конфликта, переключая внимание на другое».
гчш
www.idmz.nu ЬЛ
2005, №5
Определенным образом на процессы указанных изменений повлияли снижение с 01.01.2005 ставки единого социального налога (ЕСН), отчисляемой на ОМС с 3,6 до 2,8% и обусловленный этим переход на новую модель финансирования ОМС. Это потребовало внесения изменений в технологии финансового планирования и информационного взаимодействия между Минфином России, Федеральным и территориальными фондами ОМС.
Следует также заметить, что за последний год сменилась почти треть директоров территориальных фондов ОМС, что не могло не сказаться на их деятельности, в том числе в части реализации Закона № 122-ФЗ.
Рассмотрим основные факторы, определяющие построение организационной и технологической модели информационного взаимодействия между участниками системы предоставления отдельным категориям граждан набора социальных услуг в виде дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Как нам представляется, такими факторами являются:
♦ разнообразие организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности участников; это требует однозначного определения через систему соглашений и договоров их обязательств, прав и ответственности, документооборота и отчетности, осуществления контроля, порядка платежей и взаиморасчетов, включая возможные финансовые санкции, а также четкой координации; в этом смысле особенно проблемной является организация взаимодействия с ЛПУ, не работающими в системе ОМС;
♦ различие принципов учета и страхования граждан, получения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и набора социальных услуг (территориальный, производственный, экстерриториальный); это предопределяет необходимость межтерриториальных взаиморасчетов между фондами ОМС, через которые осуществляется финансирование ДЛО за счет федерального бюджета; следует заметить, что до настоящего времени процедуры взаиморасче-
тов между ТФОМС по ДЛО нормативно не регламентированы (в то же время заметим, что они предусмотрены в пунктах 2.8 и 6.3 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 328 от 29.12.04 г.);
♦ отсутствие единого документа, подтверждающего право гражданина на получение набора социальных услуг; в условиях практической невозможности обеспечить сегодня доступ всех лечебных учреждений и аптек к актуальным данным федерального регистра в режиме «онлайн» это существенно усложняет технологию контроля за выпиской рецептов и отпуска лекарств и делает необходимой (вынужденной) отсроченную оплату за лекарства;
♦ целесообразность (необходимость?!) унификации технологий:
- персонифицированного учета и взаиморасчетов по ОМС и ДЛО;
- обеспечения лекарствами федеральных и региональных льготников (об этом уже доложено Правительству РФ).
В то же время практически во всех субъектах Российской Федерации сейчас эти технологии не унифицированы, что существенно усложняет работу врачей и приводит к значительным дополнительным издержкам;
♦ отсутствие единой инфраструктуры защищенного обмена электронными документами по открытым каналам связи с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП; основой этой инфраструктуры являются удостоверяющие центры); сегодня это одна из тех проблем, нерешенность которых сдерживает развитие применения современных компьютерных технологий и телекоммуникаций в здравоохранении и социальной сфере; самым острым и сложным здесь являются оснащение и организация использования средств защиты информации (СЗИ) и ЭЦП в лечебных учреждениях и аптеках.
Представляется, что на региональном уровне организация защищенного электронного доку-
Л
>
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
ёя
>
ментооборота и создание соответствующей инфраструктуры должны осуществляться на основе соглашений между отделениями ПФР, территориальными фондами ОМС, органами управления здравоохранением, МИАЦ, ЛПУ и аптеками. Можно считать, что начало этому уже положено: между ФОМС и ПФР подписано соглашение об использовании средств защиты при организации информационного взаимодействия. В соответствии с этим соглашением ПФР и ФОМС договорились о координации работ по созданию и развитию инфраструктуры защищенного обмена данными. Сейчас в ПФР уже имеются около 30 удостоверяющих центров в субъектах РФ. В качестве стандарта в ПФР и фондах ОМС принята платформа У1рЫе1.
Не вполне понятна ситуация с оснащением (и анализом оснащенности) ЛПУ и аптек программно-техническими средствами для ведения персонифицированного учета по ДЛО. Несмотря на то, что Постановлением Правительства РФ от 23.03.05 г. № 154 предусмотрено направление до 3% от общего объема средств на ДЛО на ведение дел, в том числе и на информационно-технические мероприятия, механизм реализации этих мер до сих пор не определен. При этом необходимо иметь в виду, что:
♦ в соответствии со статьями 86 и 87 Бюджетного кодекса РФ расходы на оснащение компьютерной техникой и программным обеспечением лечебно-профилактических учреждений должны осуществляться за счет средств соответствующих бюджетов - субъектов Федерации и муниципальных образований по принадлежности;
♦ сейчас только часть аптек находится в государственной и муниципальной собственности.
Кроме того, анализ нормативно-методических документов Минздравсоцразвития РФ и ФОМС показал, что:
♦ имеет место недостаточная регламентация процедур (и алгоритмов) в части формирования заявок на лекарственные средства, взаимных обязательств и ответственности ЛПУ, органов управ-
ления здравоохранением и фарморганизаций (аптек) по ним, а также информирования ЛПУ о наличии лекарств в аптеках;
♦ отсутствует реальный механизм стимулирования и мотивации врачей к рационированию назначения лекарств; в этом плане взаимоотношения между территориальными фондами ОМС и лечебными учреждениями также методически не определены и нормативно не регламентированы, в том числе и с точки зрения показателей и критериев оценки деятельности и ее ИТ-обеспечения;
♦ технологически нерациональной и весьма неудобной для врачей является принятая сейчас различная система кодирования льготных категорий граждан в медицинских документах (статистических талонах и рецептах) и при ведении федерального регистра.
Безусловно, самым положительным образом на реализацию новой модели ДЛО повлияло то обстоятельство, что за последние полтора-два года почти треть субъектов Федерации участвовала в реализации решений Правительства России о дополнительном финансировании ОМС неработающих пенсионеров и их льготного лекарственного обеспечения за счет средств ПФР. Были отработаны технологии учета и обмена персонифицированными данными о медицинской помощи и лекарствах, отпущенных по льготным рецептам, между отделениями ПФР, территориальными фондами ОМС, лечебными учреждениями, аптеками и СМО. За этот период количество тер-фондов ОМС, в которых ведутся сводные регистры застрахованных, увеличилось с 68 до 86, а персонифицированные базы данных учета медпомощи - с 35 до 57. Кроме того, в ходе этой работы был также накоплен опыт использования СЗИ и ЭЦП. Надо сказать, что организация применения ЭЦП была отработана также в процессе взаимодействия территориальных фондов ОМС с налоговыми органами при реализации концепции «одного окна» при регистрации страхователей.
гчш
www.idmz.nu ЬЛ
2005, №5
Основные информационные потоки
НСИ. цены на ЛС
1\ Гмнфин РФ
казначейство
Федеральный фонд "Л 1С
М« I' РФ
Роодравнщиор -
Оцм + Счл + РЭ
ТФОМС других субъектов РФ
РГ ЩЩИКЫ н
уведомления
Зляися нпЛС Оип-]>реп|1и
С -1 > жшошш
Рр11 - |1[ || ||ЩЩЕш IV |1Н1К']]1 С'обмл ВОДЮ> [и р№тр
- рпул Г.Т111 -ЖЛТфТТПЫ
С^ДОВО'ППг врачей
^ СП БДмГ^ ! Страховая медицинская организация г заявка нялс
Рис. 1. Схема информационного обмена между участниками системы ДЛО
Обобщенная схема информационного обмена между участниками системы ДЛО показана на рис. 1. В настоящее время в качестве основного принят вариант без участия СМО (поэтому на рисунке они показаны пунктиром). Порядок и рекомендованные форматы (стандарты) файлов обмена данными описаны в документах, перечисленных в табл. 3.
Ключевым элементом системы ДЛО является федеральный регистр (ФР) лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в котором в качестве уникального идентификатора гражданина используется страховой номер индивидуального лицевого счета в системе учета Пенсионного фонда - СНИЛС.
Актуальные данные регионального сегмента ФР с установленной периодичностью передаются отделением ПФР в Территориальный фонд ОМС, а
им - потребителям: ЛПУ, СМО и фарморганиза-циям (аптекам).
Обмен данными в электронном виде осуществляется с использованием файлов персонифицированных реестров:
♦ медицинских услуг;
♦ выписанных рецептов;
♦ отпущенных лекарственных средств.
В качестве персонального идентификатора в реестрах также используется СНИЛС. Форматы (стандарты) обмена данными определены в «Методических рекомендациях по организации информационного взаимодействия...» (табл. 3).
Для ведения автоматизированного учета и обмена данными в системе ДЛО используются классификаторы и справочники:
♦ лекарственных средств и (в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказами МЗСР РФ
>
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
ёя
>
от 02.12.2004 г. № 296, от 24.12.04г. № 321, от 31.03.05 г. № 245) и предельных цен возмещения за лекарства (Приказ Росздравнадзора от 27.12.04г. № 702-Пр/04); для представления справочных данных о лекарственных средствах используются вспомогательные справочники;
♦ международный классификатор болезней (МКБ-10);
♦ стандартов медицинской помощи;
♦ медицинских услуг;
♦ лечебно-профилактических учреждений;
♦ врачей и фельдшеров, имеющих право на выписку льготных рецептов;
♦ территориальных фондов ОМС;
♦ страховых медицинских организаций;
♦ фармацевтических организаций;
♦ аптек (пунктов отпуска лекарств);
♦ административно-территориальных образований (ОКАТО).
Начиная с ноября 2004 г., Приказами Минздравсоцразвития России введены в действие около сотни стандартов медицинской помощи (Приказы № 228 от 22.11.04 г., № 129 от 11.02.05г.). Они опубликованы в виде так называемых матриц - табличного представления клинических протоколов, включающих перечни услуг и лекарств, частоту их назначения, кратность услуг (однако в них нет ожидаемых результатов лечения). Стандарты имеют следующую структуру:
1. Модель пациента:
♦ возрастная категория;
♦ нозологическая форма (код по МКБ-10);
Документы Федерального фонда ОМС
Таблица 4
Для услуг
<код - наименование - частота - среднее количество>,
где код услуги приведен в соответствии с «Номенклатурой работ и услуг в
здравоохранении», утвержденной Минздравсоцразвития РФ 12 июля 2004 г.
Для медикаментов
<ФТ-группа - АТХ-группа - МНН - частота - ОДД - ЭКД>,
где ФТ-группа и АТХ-группа - наименования фармако-терапевтической и
анатомо-терапевтико-химической групп, соответственно;
МНН - международное непатентованное название;
ОДД - ориентировочная дневная доза;
ЭКД - эквивалентная курсовая доза_
♦ фаза - стадия - осложнение;
♦ условие оказания.
1.1. Диагностика - перечень услуг.
1.2. Лечение - перечень услуг + медикаменты.
Перечни услуг и медикаментов представлены в табл. 4.
Очевидно, что описанная информационная модель стандарта достаточно формализована, может быть легко закодирована (при наличии соответствующих классификаторов и справочников) и использована для представления стандартов в машинном виде. Иными словами, становится возможной автоматизированная проверка соответствия назначенных пациенту лекарств рекомендованным стандартам медицинской помощи. Это в свою очередь позволит существенно сократить трудозатраты врачей, связанные с рутинной обработкой реестров в процессе медико-экономического контроля за назначением лекарств и экспертизы качества медицинской помощи.
Росздравнадзором подготовлен справочник лекарственных средств, который представлен в виде файлов таблиц МБ Ехе1 для каждого субъекта РФ. Строки таблицы этого справочника имеют следующую структуру (перечень граф):
♦ регистрационный номер (уникальный код лекарственного средства);
торговое наименование; производитель; МНН;
лекарственная форма; дозировка;
код и наименование ФТ-группы; зарегистрированная цена (без НДС; рублей за упаковку);
F4I
www.idmz.ru hil
2005, №5
♦ предельная цена возмещения (рублей за упаковку).
Доведение справочников и классификаторов до потребителей предусмотрено через информационно-справочную систему Федерального фонда ОМС и территориальные фонды ОМС. В настоящее время образована рабочая группа по разработке и сопровождению необходимых справочников и классификаторов (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.05.05 г. № 333), Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения по заказу Федерального фонда ОМС осуществляется подготовка справочников и классификаторов в виде DBF-файлов.
Эффективное информационное взаимодействие между участниками системы ДЛО может быть реализовано только на основе стандартов и унифицированных технологических решений. В настоящее время Федеральным фондом ОМС подготовлены единые технические требования к программным средствам персонифицированного учета в системе дополнительного лекарственного обеспечения. Очевидно, их принятие и опубликование будут способствовать унификации программного обеспечения, повышению его качества, снижению расходов на сопровождение и эксплуатацию.
Весьма перспективным представляется также переход к использованию машиночитаемой формы рецепта на основе применения штриховых кодов. Например, стандарт двухмерного штрихового кодирования PDF417, который недавно был принят Минздравом РФ в качестве стандарта для маркировки препаратов крови, обеспечивает возможность кодированной записи до 2000 символов на площади размером с почтовую марку.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что неинструментальная работа с данными по учету и контролю за обеспечением лекарственными средствами льготных категорий граждан практически невозможна. Сквозная автоматизация персонифицированного учета и контроля за назначением и отпуском лекарственных средств, безусловно, позволит более рационально использовать ресурсы здравоохранения, повысить качество медицинской помощи и ее доступность для граждан России. Однако для этого предстоит решить еще множество непростых правовых, методических, организационных и технических проблем, только некоторые из которых были здесь кратко рассмотрены. Ц„
ilk
ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ Цифровой пластырь
Британская компания Toumaz, дочернее коммерческое предприятие лондонского Имперского колледжа (Imperial College), разработала «Цифровой пластырь» - самый маленький носимый прибор для контроля над состоянием здоровья. Проект ещё не завершен полностью, но уже обещает широкие перспективы. Новый прибор намного меньше, чем предлагавшиеся ранее для сходных целей носимые аппараты.
В основе устройства - буквально микроскопический кремниевый чип с набором датчиков температуры, кровяного давления, уровня глюкозы в крови и так далее. Приборчик приклеивается к телу при помощи небольшого кусочка пластыря. Данные с датчиков обрабатываются чипом, который питается от крошечной батарейки, и отсылаются через мобильный телефон или КПК владельца в компьютерную базу данных.
Также, наряду с докторами, за состоянием пациента, постоянно носящего прибор, дистанционно могут следить, скажем, родственники пожилого человека. Они смогут прийти на помощь или вызвать скорую в случае опасности.
Источник: Membrana.ru