Научная статья на тему 'Что мы знаем про обеспечение населения страны лекарствами?'

Что мы знаем про обеспечение населения страны лекарствами? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что мы знаем про обеспечение населения страны лекарствами?»

60 120 Мес.

• Следует ввести коррективы в список жизненно важных лекарств, выделяя абсолютно необходимые:

- в первую очередь - противоопухолевые препараты,

- антигемофилические препараты,

- другие факторы замещения наследственного или приобретенного дефицита ферментов, гормонов,

- группа препаратов реанимационного профиля,

- препараты тромболизиса,

- стенты,

- диализаторы,

- препараты, останавливающие кровотечение.

П. А. Воробьев

Что мы знаем про

обеспечение населения страны лекарствами?

Доклад Формулярного комитета РАМН

40 20 0

50 100 150

Мес.

Учитывая неотработанность финансирования в системе охраны здоровья населения страны, все «абсолютно необходимые лекарственные средства» подлежат централизованной закупке.

Ответ сразу

•Ничего в целом •Много конкретного

На протяжении 10 лет

В стране работает несколько параллельных аналитических групп по лекарственному обеспечению - RMBC, Фармэксперт, DSM Group.

Они заняты анализом «рынка лекарств» -сколько чего продано, кого продано больше. Их целевая аудитория - фармкомпании. У них нет «фокуса на пациента». Про них почти ничего не знают врачи.

Принципиальная позиция

• Лекарственное обеспечение - не рынок.

• Международное сообщество признало провал рыночных отношений в лекарственном обеспечении.

Наша главная задача понять - не сколько продано, сколько отпущено, а сколько получено потребителем-пациентом.

Фармэксперт

В 2007 г. на госпрограммы приходилось 32 % российского фармрынка в сумме около 3,8 млрд долларов:

17 % — на программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), 15 % — на лекарства для стационаров.

Минпромторг

В 2004-2005 гг. рынок рос со скоростью до 30 % в год (в основном за счет ДЛО).

В 2007 году фармотрасль показала 7-8 % роста.

Это свидетельство намечающегося спада.

1ШВС

• В 2007 г. объем продаж лекарственных средств в рамках программы ДЛО составил 51,15 млрд руб.

• Это на 30 % ниже объема реализации за 2006 г.

• Доля сектора ДЛО в общем объеме фармрынка России сократилась до 16 % по итогам 2007 г. (в 2006 г. - 25 %).

Коллегия Счетной палаты РФ:

Результаты аудита эффективности использования государственных средств, направленных на обеспечение населения лекарственными средствами (от производителя до потребителя), за период 2006-2007 гг.

В 2007 г. ситуация с обеспечением граждан лекарственными средствами ухудшилась. Доля рецептов, по которым гражданам отпущены лекарственные средства, снизилась с 94,8 % в 2006 г. до 88,3 % в 2007 г., а в отдельных регионах - всего 70 %.

20.06.08

Коллегия Счетной палаты РФ

...отсутствие в РФ действенных механизмов, ограничивающих регистрацию необоснованно завышенных цен (?) зарубежных производителей (?), не позволило (!) сэкономить (!) в 2006-2007 гг. средства

федерального бюджета в сумме ориентировочно не менее 3 млрд руб.

Что об этом думает Министерство -постановка проблемы

проблема такова: в одном и том же аптечном учреждении один и тот же препарат в свободной продаже есть, а в окошке «льготное лекарственное обеспечение» — нет. И гражданин, который приходит в аптеку, не понимает: почему? Лекарственное страхование позволит уйти от этой проблемы.

Т.А. Голикова 19.06.08

Что об этом думает Министерство -решение проблемы

В первую очередь в систему лекарственного страхования попадут льготники. Если удастся принять законодательные решения, то начнём этим заниматься с 2010 года. Как только отработаем схему, перейдём на всех остальных граждан, но я не думаю, что это ближайшая перспектива, потому что риски слишком высоки...

Т.А. Голикова 19.06.08

Краткая характеристика программы ДЛО

• Включает только «льготников».

• В ней осталось около 5,7 млн человек, или 4 % населения страны.

• Финансирование идет через ФОМСы - т. е. осуществляется лекарственное страхование.

Найдите 5 отличий между ДЛО и новой заявленной программой

Т.А. Голикова 19.06.08

степень ответственности, которая на меня возложена, превосходит все мои внутренние человеческие возможности. Но тем не менее я стараюсь сделать всё возможное.

Это - первый честный министр!!!

В.В. Путин 20.06.08

... создание всеобщей системы лекарственного страхования, в рамках которой государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту...

Д.В. Рейхарт о лекарственном страховании, 18.04.08 (только цитаты)

• Нет необходимости в проведении конкурсных процедур.

• Отсутствуют какие-либо ограничения для участников рынка.

• Работают рыночные законы.

• Участие граждан позволит эффективно контролировать цены на лекарственные препараты.

Это наивные благоглупости прораба ДЛО

Сколько стоит идея (экспертная оценка)

• Схема будет стоить от 50 - 80 млрд руб. в год.

* Увеличение единого социального налога на 1-2 %.

Непонятно, учитывались ли экспертами соплатежи населения в 50 %

- возможно программа стоит 100-160 млрд в год?

За этими цифрами нет людей!

У нас сегодня нет больных:

- С гемофилией известно про 6 тыс., а их -14 тыс. человек.

- С болезнью Виллебранда 4-5 тыс., а их - 1,5 млн человек.

- С сахарным диабетом получает адекватную терапию 13 % больных.

- И т. д. и т. п.

Мы не знаем, где наши больные, но доступность современных лекарств повысит их число скачкообразно в 2-10 раз! Так уже было при внедрении ДЛО.

Есть лекарства и лекарства

• Стоимость месячной дозы в 300-500 руб. можно поделить «на двоих».

• Стоимость месячной дозы в 300-500 долл. - трудно представить разделение на двоих, но можно заставить.

• Стоимость месячной дозы в 3-5 тыс. долл., разделенную поровну, представить нельзя - это убийство

Оптимальная схема - голландско-чешская - до пороговой суммы в год пациент оплачивает сам,

все, что сверх - только бесплатно (в Чехии порог 150 долл. в год, или 10 долл. в месяц, или 250 руб. по нашему)

Состояние и перспективы (экспертная оценка)

• Объем фармацевтического «рынка» в 2007 г. -11 млрд долл.

• Пессимистический прогноз на 2008 г. -13 млрд долл.

• Оптимистический прогноз на 2008 г. - 15 млрд долл.

• При расчете стоимости лекарств по стандартам нужно увеличить финансирование в 5-6 раз (13 х 6 = 78; 15 х б = 90)

Провалы - скандалы «рынка» весны 2008 г.

• Исчез атропин - кое-где остановились операции.

• Исчез варфарин - прекратилась профилактика инсульта, кто-то от него погиб (кто и где?).

• Закуплен «по дешевке» индийский дженерик вместо оригинального микофенолата мофетила для трансплантированных больных -многоцентровой эксперимент без согласия больных (рынок диктует!) - кто узнает про последствия?

• На май месяц больным отпущено 1/2 лекарств, поставленных в субъекты по программе редких болезней.

С мая 2008 г. Формулярным комитетом РАМН проводится анкетирование в филиалах МОООФИ

Опрашиваются филиалы МОООФИ Опрашиваются специалисты - врачи, организаторы здравоохранения

Пока - не очень хорошая собираемость по филиалам

Никто не знает, как получают лекарства различные группы населения.

Никто не знает, как обстоят дела при отдельных болезнях. Сбор информации при анализе карт больных - процесс трудоемкий, долгий, дорогой.

На первом этапе можно обойтись экспертным мнением. Мозаичная структура отражает ситуацию в целом, хотя детали останутся не освещенными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опрос Формулярного комитета

Категории населения страны и их численная характеристика Общее число граждан. Дети.

Дети в детдоме.

Число неонатологических коек.

Беременные.

Количество родов за прошедший год. Граждане работающие. Граждане не работающие. Не граждане страны работающие. Не граждане страны не работающие. Пенсионеры.

Пенсионеры в домах престарелых. Участники ликвидации Чернобыльской аварии. Региональные льготники. Федеральные льготники.

Опрос Формулярного комитета

Сколько процентов льготников осталось в программе ДЛО. Сельские жители.

Жители удаленных поселений (без круглогодичных дорог).

Заключенные.

Находящиеся в СИЗО.

Психические больные в домах-интернатах.

Больные с гипертонией.

Больные с сердечной недостаточностью.

Количество больных, перенесших инфаркт миокарда за прошедший календарный год.

Количество больных, перенесших инсульт за прошедший календарный год.

Больные с сахарным диабетом 1 типа. Больные с сахарным диабетом 2 типа. Больные с бронхиальной астмой. Больные с ХОБ/1.

Больные с неспецифическим язвенным колитом. Больные с туберкулезом.

Опрос Формулярного комитета

Больные с эпилепсией. Больные с паркинсонизмом. Больные с ревматоидным артритом. Больных с системной красной волчанкой.

Количество стационаров, имеющих лекарственный формуляр (%).

Количество операций за прошедший год.

Больных с гемофилией.

Больных с болезнью Виллебранда.

Больных с муковисцидозом.

Состояние после трансплантации почек, печени, сердца, легких.

Больные на гемодиализе.

Больных с болезнью Гоше.

Больных с мукополисахаридозом.

Больных с хроническим миелолейкозом.

Больных с хронический лимфолейкозом.

Больных с лимфомами (лимфосаркомами).

Больных с миеломной болезнью.

Больных с раком молочной железы.

Больных с раком простаты.

Проводится ли в регионе определение концентрации лекарственных средств в крови?

Ситуация

с анкетированием

Показатель Анкетирование экспертов Данные по регионам

Разослано анкет в регионы 19 филиалов 19 филиалов

Получено в центральном офисе Хабаровск -116 Москва - 35 Петрозаводск - 59 анкет Хабаровск Петрозаводск Москва

Не отправлено в центральный офис Ставрополь - 50 анкет Ярославль - 30 анкет -

КРОМЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА Просим всех членов Формулярного комитета сделать заключение по своему направлению на 1-2 страницы - анализ ситуации, развитие за последние 5 лет, проблемы и перспективы - к 1 сентября. Если нужно, структурируем вопросы. Сведение текста - сентябрь-октябрь.

Кроме этого

Просим авторов доклада по медицинской помощи отдельным незащищенным гражданам страны (роздан в марте, есть на сайте rspor.ru) включить его в общий доклад.

Все члены Формулярного комитета получат драфт и смогут сделать свои поправки (на это будет отпущен месяц) - ноябрь.

Таблица согласования замечаний и предложений, будет разослана в декабре, неделя для того, чтобы согласиться или нет с решениями. Если замечания потребуют общего согласования -будем выносить на заседание Формулярного комитета.

В заключение - семь китов

1. Справедливость - всем доступны лекарства, в которых они нуждаются.

2. Минимальная потребность определяется стандартами.

3. Перечень жизненно необходимых лекарств включает только средства с доказанной эффективностью.

4. На все препараты из Перечня устанавливаются референтные цены.

5. Возмещение затрат строго по Перечню.

6. Для редких болезней - специальная программа -финансирование и логистика доставки до пациента.

7. Мониторирование, создание регистров, научный анализ ситуации, прозрачность и открытость системы.

Проблемы реализации программы ОНЛС в начале 2007 г.

Главная проблема - финансирование (долги по оплате за отпущенные ЛС в 2006 г.);

Разбаланснрованность поставок ЛС, что привело:

- к дефектуре ЛС;

- к значительной доле отсроченного отпуска;

- к снижению уровня запасов ЛС в субъектах РФ; Качество заявок на ЛС субъектов РФ и отсутствие системы управления товарными запасами;

Отсутствие системы управления финансовыми ресурсами и выпиской ЛС;

Проблемы, связанные с организацией процесса выписки и непосредственно лекарственного обеспечения; Отсутствие необходимой разъяснительной работы на протяжении всего периода реализации программы.

Сходство и различия в реализации программы ДЛО (OHJ1C) в 2005 - 2007 гг. и 2008 г.

2005-2007 гг. 2008 г.

1. Персонификация учета (адресная 1. Персонификация (адресная лекарственная

лекарственная помощь); помощь), по 7 высокозатратным нозологиям ведутся дополнительные регистры

2. Единый перечень по МНН, утвержденный приказом МЗСР РФ (на основании приказа МЗСР РФ № 93); 2. Единый перечень по МНН, утвержденный приказом МЗСР РФ (на основании приказа МЗСР РФ № 93);

3. Единый уровень цен (регистрация цен на основании постановления Правительства РФ № 619) 3. Цены определяются по итогам аукциона (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ)

4. Закупка ЛС на конкурсной основе па федеральном уровне 4. Закупка должна осуществляться на аукционе: - па федеральном уровне ЛС по 7 высокозатратным нозологиям; - на региональном уровне - все остальные ЛС; - по международным непатентованным наименованиям (МНН);

5. Финансирование через Федеральный фонд ОМС 5. Финансовые средства через Федеральный фонд ОМС поступают в бюджет субъектов РФ

Данные о количестве пациентов по высокозатратным иозологиям по состоянию на 01.01.2008 г., по которым представлены заявки и произведены закупки

Нозология Количество федеральных льготников Количество региональных льготников Общее количество льготников

Гемофилия 5 733 1 376 7109

Муковисцидоз 1313 67 1 380

Гипофизариый нанизм 1 474 780 2 254

Болезнь Гоше 119 32 151

Миелолейкоз 11 935 1 648 13 583

Рассеянный склероз 9 272 2 056 11 328

Трансплантация органов 9 698 390

и тканей

Итого: 39 544 6 349 45 893

Проблемы реализации программы ОНЛС в 2008г.

1. Главная проблема - высокая дефектура, связанная с различными

причинами (неправильное определение потребности, срывы поставок ЛС в начале года (коэйт-ДВИ, НовоСэвен);

2. По прежнему актуальной проблемой является качество определения

потребности (составления заявки) в лекарственных средствах, а также качество и эффективность проведения аукционных процедур в рамках закупок производимых субъектами РФ;

3. Проблемы, связанные с управлением товарными запасами, финансовыми

потоками, выпиской лекарственных средств;

4. Проблемы информационного взаимодействия участников реализации

программы ОНЛС.

5. В рамках централизованных закупок

- большое количество дополнительных заявок от субъектов РФ после проведения аукциона и подписания государственных контрактов, отсутствие четкого механизма определения потребности субъектов РФ в дорогостоящих лекарственных средствах;

- отсутствие эпидемических расчетов (ожидаемое количество пациентов по каждой нозологии);

- некорректное ведение регистра пациентов субъектами РФ;

- отставание в оформлении документации по приемке ЛС в рамках поставок по высокозатратным нозологиям (особенно в начале 2008 г.);

- недостаточная нормативно-правовая база.

Нехватка выделяемых финансовых средств ???

Возможные пути реализации программы обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами в 2009-2010 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа по совершенствованию организации обеспечения отдельных категорий граждан должна быть продолжена, при этом роль и ответственность субъектов Российской Федерации за качество лекарственного обеспечения должна быть повышена;

Разработка принципов лекарственного страхования граждан с привлечением средств бюджетов различного уровня, средств работодателей и личных средств граждан;

Проведение активной подготовительной работы к переходу на принцип лекарственного страхования с проведением активной разъяснительной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.