60 120 Мес.
• Следует ввести коррективы в список жизненно важных лекарств, выделяя абсолютно необходимые:
- в первую очередь - противоопухолевые препараты,
- антигемофилические препараты,
- другие факторы замещения наследственного или приобретенного дефицита ферментов, гормонов,
- группа препаратов реанимационного профиля,
- препараты тромболизиса,
- стенты,
- диализаторы,
- препараты, останавливающие кровотечение.
П. А. Воробьев
Что мы знаем про
обеспечение населения страны лекарствами?
Доклад Формулярного комитета РАМН
40 20 0
50 100 150
Мес.
Учитывая неотработанность финансирования в системе охраны здоровья населения страны, все «абсолютно необходимые лекарственные средства» подлежат централизованной закупке.
Ответ сразу
•Ничего в целом •Много конкретного
На протяжении 10 лет
В стране работает несколько параллельных аналитических групп по лекарственному обеспечению - RMBC, Фармэксперт, DSM Group.
Они заняты анализом «рынка лекарств» -сколько чего продано, кого продано больше. Их целевая аудитория - фармкомпании. У них нет «фокуса на пациента». Про них почти ничего не знают врачи.
Принципиальная позиция
• Лекарственное обеспечение - не рынок.
• Международное сообщество признало провал рыночных отношений в лекарственном обеспечении.
Наша главная задача понять - не сколько продано, сколько отпущено, а сколько получено потребителем-пациентом.
Фармэксперт
В 2007 г. на госпрограммы приходилось 32 % российского фармрынка в сумме около 3,8 млрд долларов:
17 % — на программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), 15 % — на лекарства для стационаров.
Минпромторг
В 2004-2005 гг. рынок рос со скоростью до 30 % в год (в основном за счет ДЛО).
В 2007 году фармотрасль показала 7-8 % роста.
Это свидетельство намечающегося спада.
1ШВС
• В 2007 г. объем продаж лекарственных средств в рамках программы ДЛО составил 51,15 млрд руб.
• Это на 30 % ниже объема реализации за 2006 г.
• Доля сектора ДЛО в общем объеме фармрынка России сократилась до 16 % по итогам 2007 г. (в 2006 г. - 25 %).
Коллегия Счетной палаты РФ:
Результаты аудита эффективности использования государственных средств, направленных на обеспечение населения лекарственными средствами (от производителя до потребителя), за период 2006-2007 гг.
В 2007 г. ситуация с обеспечением граждан лекарственными средствами ухудшилась. Доля рецептов, по которым гражданам отпущены лекарственные средства, снизилась с 94,8 % в 2006 г. до 88,3 % в 2007 г., а в отдельных регионах - всего 70 %.
20.06.08
Коллегия Счетной палаты РФ
...отсутствие в РФ действенных механизмов, ограничивающих регистрацию необоснованно завышенных цен (?) зарубежных производителей (?), не позволило (!) сэкономить (!) в 2006-2007 гг. средства
федерального бюджета в сумме ориентировочно не менее 3 млрд руб.
Что об этом думает Министерство -постановка проблемы
проблема такова: в одном и том же аптечном учреждении один и тот же препарат в свободной продаже есть, а в окошке «льготное лекарственное обеспечение» — нет. И гражданин, который приходит в аптеку, не понимает: почему? Лекарственное страхование позволит уйти от этой проблемы.
Т.А. Голикова 19.06.08
Что об этом думает Министерство -решение проблемы
В первую очередь в систему лекарственного страхования попадут льготники. Если удастся принять законодательные решения, то начнём этим заниматься с 2010 года. Как только отработаем схему, перейдём на всех остальных граждан, но я не думаю, что это ближайшая перспектива, потому что риски слишком высоки...
Т.А. Голикова 19.06.08
Краткая характеристика программы ДЛО
• Включает только «льготников».
• В ней осталось около 5,7 млн человек, или 4 % населения страны.
• Финансирование идет через ФОМСы - т. е. осуществляется лекарственное страхование.
Найдите 5 отличий между ДЛО и новой заявленной программой
Т.А. Голикова 19.06.08
степень ответственности, которая на меня возложена, превосходит все мои внутренние человеческие возможности. Но тем не менее я стараюсь сделать всё возможное.
Это - первый честный министр!!!
В.В. Путин 20.06.08
... создание всеобщей системы лекарственного страхования, в рамках которой государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту...
Д.В. Рейхарт о лекарственном страховании, 18.04.08 (только цитаты)
• Нет необходимости в проведении конкурсных процедур.
• Отсутствуют какие-либо ограничения для участников рынка.
• Работают рыночные законы.
• Участие граждан позволит эффективно контролировать цены на лекарственные препараты.
Это наивные благоглупости прораба ДЛО
Сколько стоит идея (экспертная оценка)
• Схема будет стоить от 50 - 80 млрд руб. в год.
* Увеличение единого социального налога на 1-2 %.
Непонятно, учитывались ли экспертами соплатежи населения в 50 %
- возможно программа стоит 100-160 млрд в год?
За этими цифрами нет людей!
У нас сегодня нет больных:
- С гемофилией известно про 6 тыс., а их -14 тыс. человек.
- С болезнью Виллебранда 4-5 тыс., а их - 1,5 млн человек.
- С сахарным диабетом получает адекватную терапию 13 % больных.
- И т. д. и т. п.
Мы не знаем, где наши больные, но доступность современных лекарств повысит их число скачкообразно в 2-10 раз! Так уже было при внедрении ДЛО.
Есть лекарства и лекарства
• Стоимость месячной дозы в 300-500 руб. можно поделить «на двоих».
• Стоимость месячной дозы в 300-500 долл. - трудно представить разделение на двоих, но можно заставить.
• Стоимость месячной дозы в 3-5 тыс. долл., разделенную поровну, представить нельзя - это убийство
Оптимальная схема - голландско-чешская - до пороговой суммы в год пациент оплачивает сам,
все, что сверх - только бесплатно (в Чехии порог 150 долл. в год, или 10 долл. в месяц, или 250 руб. по нашему)
Состояние и перспективы (экспертная оценка)
• Объем фармацевтического «рынка» в 2007 г. -11 млрд долл.
• Пессимистический прогноз на 2008 г. -13 млрд долл.
• Оптимистический прогноз на 2008 г. - 15 млрд долл.
• При расчете стоимости лекарств по стандартам нужно увеличить финансирование в 5-6 раз (13 х 6 = 78; 15 х б = 90)
Провалы - скандалы «рынка» весны 2008 г.
• Исчез атропин - кое-где остановились операции.
• Исчез варфарин - прекратилась профилактика инсульта, кто-то от него погиб (кто и где?).
• Закуплен «по дешевке» индийский дженерик вместо оригинального микофенолата мофетила для трансплантированных больных -многоцентровой эксперимент без согласия больных (рынок диктует!) - кто узнает про последствия?
• На май месяц больным отпущено 1/2 лекарств, поставленных в субъекты по программе редких болезней.
С мая 2008 г. Формулярным комитетом РАМН проводится анкетирование в филиалах МОООФИ
Опрашиваются филиалы МОООФИ Опрашиваются специалисты - врачи, организаторы здравоохранения
Пока - не очень хорошая собираемость по филиалам
Никто не знает, как получают лекарства различные группы населения.
Никто не знает, как обстоят дела при отдельных болезнях. Сбор информации при анализе карт больных - процесс трудоемкий, долгий, дорогой.
На первом этапе можно обойтись экспертным мнением. Мозаичная структура отражает ситуацию в целом, хотя детали останутся не освещенными.
Опрос Формулярного комитета
Категории населения страны и их численная характеристика Общее число граждан. Дети.
Дети в детдоме.
Число неонатологических коек.
Беременные.
Количество родов за прошедший год. Граждане работающие. Граждане не работающие. Не граждане страны работающие. Не граждане страны не работающие. Пенсионеры.
Пенсионеры в домах престарелых. Участники ликвидации Чернобыльской аварии. Региональные льготники. Федеральные льготники.
Опрос Формулярного комитета
Сколько процентов льготников осталось в программе ДЛО. Сельские жители.
Жители удаленных поселений (без круглогодичных дорог).
Заключенные.
Находящиеся в СИЗО.
Психические больные в домах-интернатах.
Больные с гипертонией.
Больные с сердечной недостаточностью.
Количество больных, перенесших инфаркт миокарда за прошедший календарный год.
Количество больных, перенесших инсульт за прошедший календарный год.
Больные с сахарным диабетом 1 типа. Больные с сахарным диабетом 2 типа. Больные с бронхиальной астмой. Больные с ХОБ/1.
Больные с неспецифическим язвенным колитом. Больные с туберкулезом.
Опрос Формулярного комитета
Больные с эпилепсией. Больные с паркинсонизмом. Больные с ревматоидным артритом. Больных с системной красной волчанкой.
Количество стационаров, имеющих лекарственный формуляр (%).
Количество операций за прошедший год.
Больных с гемофилией.
Больных с болезнью Виллебранда.
Больных с муковисцидозом.
Состояние после трансплантации почек, печени, сердца, легких.
Больные на гемодиализе.
Больных с болезнью Гоше.
Больных с мукополисахаридозом.
Больных с хроническим миелолейкозом.
Больных с хронический лимфолейкозом.
Больных с лимфомами (лимфосаркомами).
Больных с миеломной болезнью.
Больных с раком молочной железы.
Больных с раком простаты.
Проводится ли в регионе определение концентрации лекарственных средств в крови?
Ситуация
с анкетированием
Показатель Анкетирование экспертов Данные по регионам
Разослано анкет в регионы 19 филиалов 19 филиалов
Получено в центральном офисе Хабаровск -116 Москва - 35 Петрозаводск - 59 анкет Хабаровск Петрозаводск Москва
Не отправлено в центральный офис Ставрополь - 50 анкет Ярославль - 30 анкет -
КРОМЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА Просим всех членов Формулярного комитета сделать заключение по своему направлению на 1-2 страницы - анализ ситуации, развитие за последние 5 лет, проблемы и перспективы - к 1 сентября. Если нужно, структурируем вопросы. Сведение текста - сентябрь-октябрь.
Кроме этого
Просим авторов доклада по медицинской помощи отдельным незащищенным гражданам страны (роздан в марте, есть на сайте rspor.ru) включить его в общий доклад.
Все члены Формулярного комитета получат драфт и смогут сделать свои поправки (на это будет отпущен месяц) - ноябрь.
Таблица согласования замечаний и предложений, будет разослана в декабре, неделя для того, чтобы согласиться или нет с решениями. Если замечания потребуют общего согласования -будем выносить на заседание Формулярного комитета.
В заключение - семь китов
1. Справедливость - всем доступны лекарства, в которых они нуждаются.
2. Минимальная потребность определяется стандартами.
3. Перечень жизненно необходимых лекарств включает только средства с доказанной эффективностью.
4. На все препараты из Перечня устанавливаются референтные цены.
5. Возмещение затрат строго по Перечню.
6. Для редких болезней - специальная программа -финансирование и логистика доставки до пациента.
7. Мониторирование, создание регистров, научный анализ ситуации, прозрачность и открытость системы.
Проблемы реализации программы ОНЛС в начале 2007 г.
Главная проблема - финансирование (долги по оплате за отпущенные ЛС в 2006 г.);
Разбаланснрованность поставок ЛС, что привело:
- к дефектуре ЛС;
- к значительной доле отсроченного отпуска;
- к снижению уровня запасов ЛС в субъектах РФ; Качество заявок на ЛС субъектов РФ и отсутствие системы управления товарными запасами;
Отсутствие системы управления финансовыми ресурсами и выпиской ЛС;
Проблемы, связанные с организацией процесса выписки и непосредственно лекарственного обеспечения; Отсутствие необходимой разъяснительной работы на протяжении всего периода реализации программы.
Сходство и различия в реализации программы ДЛО (OHJ1C) в 2005 - 2007 гг. и 2008 г.
2005-2007 гг. 2008 г.
1. Персонификация учета (адресная 1. Персонификация (адресная лекарственная
лекарственная помощь); помощь), по 7 высокозатратным нозологиям ведутся дополнительные регистры
2. Единый перечень по МНН, утвержденный приказом МЗСР РФ (на основании приказа МЗСР РФ № 93); 2. Единый перечень по МНН, утвержденный приказом МЗСР РФ (на основании приказа МЗСР РФ № 93);
3. Единый уровень цен (регистрация цен на основании постановления Правительства РФ № 619) 3. Цены определяются по итогам аукциона (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ)
4. Закупка ЛС на конкурсной основе па федеральном уровне 4. Закупка должна осуществляться на аукционе: - па федеральном уровне ЛС по 7 высокозатратным нозологиям; - на региональном уровне - все остальные ЛС; - по международным непатентованным наименованиям (МНН);
5. Финансирование через Федеральный фонд ОМС 5. Финансовые средства через Федеральный фонд ОМС поступают в бюджет субъектов РФ
Данные о количестве пациентов по высокозатратным иозологиям по состоянию на 01.01.2008 г., по которым представлены заявки и произведены закупки
Нозология Количество федеральных льготников Количество региональных льготников Общее количество льготников
Гемофилия 5 733 1 376 7109
Муковисцидоз 1313 67 1 380
Гипофизариый нанизм 1 474 780 2 254
Болезнь Гоше 119 32 151
Миелолейкоз 11 935 1 648 13 583
Рассеянный склероз 9 272 2 056 11 328
Трансплантация органов 9 698 390
и тканей
Итого: 39 544 6 349 45 893
Проблемы реализации программы ОНЛС в 2008г.
1. Главная проблема - высокая дефектура, связанная с различными
причинами (неправильное определение потребности, срывы поставок ЛС в начале года (коэйт-ДВИ, НовоСэвен);
2. По прежнему актуальной проблемой является качество определения
потребности (составления заявки) в лекарственных средствах, а также качество и эффективность проведения аукционных процедур в рамках закупок производимых субъектами РФ;
3. Проблемы, связанные с управлением товарными запасами, финансовыми
потоками, выпиской лекарственных средств;
4. Проблемы информационного взаимодействия участников реализации
программы ОНЛС.
5. В рамках централизованных закупок
- большое количество дополнительных заявок от субъектов РФ после проведения аукциона и подписания государственных контрактов, отсутствие четкого механизма определения потребности субъектов РФ в дорогостоящих лекарственных средствах;
- отсутствие эпидемических расчетов (ожидаемое количество пациентов по каждой нозологии);
- некорректное ведение регистра пациентов субъектами РФ;
- отставание в оформлении документации по приемке ЛС в рамках поставок по высокозатратным нозологиям (особенно в начале 2008 г.);
- недостаточная нормативно-правовая база.
Нехватка выделяемых финансовых средств ???
Возможные пути реализации программы обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами в 2009-2010 гг.
Работа по совершенствованию организации обеспечения отдельных категорий граждан должна быть продолжена, при этом роль и ответственность субъектов Российской Федерации за качество лекарственного обеспечения должна быть повышена;
Разработка принципов лекарственного страхования граждан с привлечением средств бюджетов различного уровня, средств работодателей и личных средств граждан;
Проведение активной подготовительной работы к переходу на принцип лекарственного страхования с проведением активной разъяснительной работы.